Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника





Скачать 102.1 Kb.
Название Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника
Дата 29.03.2013
Размер 102.1 Kb.
Тип Документы
Понятие об экологически обусловленных заболеваниях детского возраста. Примеры

К экологически обусловленным заболеваниям детского возраста относят весь спектр патологии, в этиологии и патогенезе которой решающее значение имеет экологический фактор. Тут важно подчеркнуть тот факт, что факторы среды (в т.ч. неблагоприятные) по разному действуют на взрослый и детский организм и зачастую дети первыми подвержены неблагоприятному воздействию этих самих факторов.

Факторы: химические (отравления тяжелыми металлами, орг. хим. веществами и проч.), физические (температура, недостаточная освещенность, шум, радиационное воздействие и проч.).

Важно отметить, что спектр патологий очень широк: от обчных отравлений с неспецифической симптоматикой до тяжелейших токсикозов, нарушений функций периферической и центральной НС, нарушений развития опорно-двигательного аппарата, развитие аутоиммунных заболеваний (в т.ч. гломерулонефрит).

Гигиена обучения и воспитания - ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника.

- см. 2 следующих вопроса

«Школьная зрелость», понятие, критерии оценки. Роль медицинских осмотров в определении готовности детей к обучению детей в школе. «Школьные болезни», понятие, причины, профилактика.

уровень fной готовности детского орг-ма к обучению в школе(школьная зрелость) – умение сосредотачиваться, умение тормозить двигательную активность, ум-е сохранять рабочую позу, координированные движения пальцев и кисти, звукопроизношение

[уровень псих и физ развития, при котором ребенок справляется со всеми требованиями школьного обучения.]

Бухтим про распределение по группам здоровья, мониторинг развития детей и т.д. (см др.билеты)

Школьные болезни - близорукость, сколиоз, неврастения, анемии (<=перегрузка учащихся, неправильное устройство школьной мебели и пр.)

1. статическое напряжение (сидения),на 10,20 мин физкультминутки. 2. координация кисти. Письмо антифизиологично (5-8 мин непрерывного письма в начшколе, 20 мин – 4-10 классы). 3. воздействие на органы зрения (7-10 мин чтения в 1 классе). 4. влияние на ЦНС (возбуждающие процессы > тормозных, иррадиация > концентрации, слабость тормозных р-ий - малая продолжительность активного внимания).

Адаптация детей к началу обучения в школе. Понятие. Факторы, влияющие на ее успешность.

2 аспекта: физиологический и социально-психологический. 2. сроки – 3-16 неделя. 3. 1 недели – до 70% первоклассников испытывают чувство усталости, боль в сердце, голове, животе, плаксивость, беспокойный сон, ↓ нарастания массы тела, ↓ неспецифической реактивности - ↑ заболеваемости. На 5-6 нед.-оптимальная адаптация. 4. оценка соматического здоровья: 6л – недостаточная прибавка массы тела (< 900г), ↑ общей заболеваемости, ↓ Нb до 116г/л и ниже, ↓остроты зрения; 7л – выраженность и продолжительность невротических реакций. Факторы, влияющие на успешность адаптации:1.уровень fной готовности детского орг-ма к обучению в школе(школьная зрелость) – умение сосредотачиваться, умение тормозить двигательную активность, ум-е сохранять рабочую позу, координированные движения пальцев и кисти, звукопроизношение 2.соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка (отсрочка от школы – прибавка в росте за посл год < 4см, отсутствие постоянных зубов) 3. состояние здоровья ребенка( 1-4 гр здоровья) 4.микросоциальное семейное положение 5. предварительное пребывание в детсаду 6. содержание обучения, методика преподавания

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Понятие о профессиональной пригодности.

Проф ориентация – это научнообоснованная многосторонняя с-ма воздействия на школьник с целью оказания ему помощи в выборе профессии. Система профориентации строится с учетом желания, состояния здоровья, психол особенностей, а также потребности общества в специалистах. Важнейш принцип – создание условий свободного выбора профессии. Задачи: 1.определение потребностей общества в специалистах разл профиля и квалификации. 2.Выявление особ-тей профессий, требующих определенных качеств чел-ка, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии. 3.Определение оптимального соответствия психофизических и др качеств личности требованиям выбранной профессии. 4. Оценка состояния здоровья подростков с целью обеспечения его соответствию выбранной профессии, сохранения и укрепл здоровья в процессе дальнейш труд деятельности. Решение (1) – связано с социально-экономическими проблемами общества. Решение (2)-(4) – предмет медико-физиологической (медицинской) прф консультации. Все подростки, поступающие на работу или проф обучение проходят полное медецинское обследование, после которого получает заключение о проф пригодности к избранной профессии. Проф пригодность – наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного испольхзования наиболее развитых функции, так и в плане охраны функциональ неполноценного органа или системы. Основные причины проф непригодности подростков – аномалии рефракции глаза, наруш опорно-двиг аппарата, функц забол нервной с-мы. Основное направление работы врача – поффес медицинская консультация (но не проф отбор).

Гигиенические требования к планировке и содержанию детских дошкольных учреждений.

1. обеспечить оптимальный воздушно-световой и воздушно-тепловой режим. 2. режим отдыха, сна, двигательной активности. 3. противоэпидемический режим. 4. режим питания. 5. профилактика детского травматизма. 6. органы связи м/д ДДУ и обслуживаемой этим учереждением территорией. Планировка: 1. правильный выбор расположения земельного участка. 2. размер участка (50%-зелень). 3. этажность (не > 2, школы не > 3). 4. здание д.б.отдельным (пристройка к жилому дому- не > 140 чел). 5. размещение детей по возрасту, помещений- по функциональному назначению. 6. прав.ориентация (Ю,Ю-В). 7. воздушно-тепловой режим (панельное отопление, воздушная сис-ма отопления с приточной вентиляцией. 8. принцип групповой изоляции (проф.распростраения инф.бол.). Мин. функциональное звено: групповая ячейка (набор помещений, обеспеч. орг-цию процесса обучения для 1 гр.). ясли-20 чел, д.сад-25 чел. 1. раздевальная (ясли-раздевальная. 2. групповая. 3. буфетная. 4. санитарная. 5. спальная комната. 6. мед.пунт в ДДУ. 7. пищ.блок (на 1 этаже, свой вход с улицы, холодильник, кладовые, заготовочные цеха). 8. служебно-бытовые помещения (на 1 этаже, изолированно от детской группы). 9. детская группа расположена: поэтажно, торцевой план, павильонный. Санэпидрежим: 1. вып.правила и нормы размещения детей. 2. правила доставки, хранения пищи. 3. прав.приема персонала на работу и профосмотры. 4. правила приема переболевших детей (>3 дн.-справка). 5. ежедневный «фильтр» (термометрия, осмотр ребенка, опрос родителей). 6. ежедневный осмотр работников пищеблока. 7. средства для дезинфекции. 8. прав.использовние помещений.

Основное содержание профилактической работы врача-педиатра в детских и подростковых учреждениях.

1. Состояние здоровья и физ развитие детей и подростков 2. физвоспитание; 3. учебно-воспитательный процесс; 4. трудовая деятельность детей и подростков; 5. благоустройство детских и подростковых учебных учереждений. Деятельность педиатра: организация лечебно-профилактических мероприятий (1.проведение ежегодных углубленных медосмотров 2.проведение ЛП мероприятий 3. организация и провед противоэпидемических меропр-й – прививки, карантин, групповая изоляция 4. контроль за постановкой физвспитания 5. к-ль за орг-ей питания 6. к-ль за закаливанием 7. к-ль за состоянием здоровья обслуживающего персонала) - дошкольники 2 р/год, школьники 1р/год; организация сан-гиг меропр-й (1. к-ль за сансостоянием ДиП учереждений 2. к-ль за соблюдением гиг требований к орган-ии и пров-ю учебного процесса 3. к-ль за соблюд суточного режима 4. сан просвет работа среди детей, сотрудников, родителей. 5. адекватность физ и умственной нагрузки физиологическим возможностям организма (правильная орган-ия режима отдыха, рацион и адекв питание, физиол продолжительность сна: 7лет – 11ч, 11-12л – 10-9ч, 16л – 8.5ч)). Выработка условного рефлекса на время - физиологическая основа режима!


Состояние здоровья детей и подростков. Факторы, формирующие состояние здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей характеризуют: 1) наличие хр. заболев-й, 2) резистентность орг-ма, 3) функциональное сост-е систем орг-ма (АД, ЖЕЛ, динамометрия), 4) уровень физич. развития. Физ. развитие – состояние морфологич. и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологич. развития. Группы здоровья – см. билет 18. Факторы, влияющие на здоровье: биологический (наследственность, возраст матери, сост-е ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в родах и раннем постнатальном периодах и др.), факторы окруж. среды, социальные (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе, условия обучения), тж. физвоспитание и медико-социальн. помощь.

Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков.

Надергать из разных билетов.

^ Гигиенические принципы группировки детей и подростков по состоянию здоровья. Группы здоровья.

Изучение состояния здоровья детей включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем орг-ма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также «текущей» заболеваемости. 1 гр здоровые с норм развитием и норм уровнем функций; 2 гр здоровые, но имеющие функц и некоторые мор­ф отклонения, а также сниженную сопрот-сть острым и хрон заб-ниям; 3 гр больные хрон заб-ниями в состоянии компен­сации со сниж функц возможностями орг-ма; 4 гр больные хрон заб-ниями в состоянии субком­пенсации со сниж функц возможностями; 5 гр больные хрон заб-ниями в состоянии деком­пенсации со значительно сниж функц возможностя­ми орг-ма. Дети 5-й группы не посещают детских учреж­дений. Классификация групп здоровья обращает внимание школь­ных врачей к детям 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функц откл в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания Ко 2-й гр здоровья относят детей с общей задержкой физического развития, без эн­докринной патологии, значительным дефицитом или избытком массы, ча­сто болеющих (4 раза в год), с функц шумом в сердце, тахикардией, экстрасистол, пониж. АД, увеличением щитовидной железы I—II сте­пени, аллергическими реакциями, миопией в слабой степени, гипертрофией миндалин II степени, плоскостопием I степени. Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выра­женности патологического процесса с учетом функциональных возможностей. Разграничит признак 3-й и 4-й групп — системный характер заболевания. При этом сниже­нии функц показателей обосновывают отнесение ребенка к 4-й группе здоровья. Группу здоровья определяют по ин­струкции «Схема определения группы здоровья при массовых врачебных ос­мотрах детей и подростков», в которой представлены критерии степени нарушения здоровья детей и подростков. Определение группы: 1. Установить наличие или отсутствие хронич заб-ния. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые за­болевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обуслов­ленные наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них.2. Определить АД, ЧСС ЖЕЛ и показатели кистевой динамометрии. 3. Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей. 4. Сопротивляемость организма оценивают по подверженности заболеваниям. К часто болеющим относят детей, болеюших 4 раза в год и более..

^ Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Утомление, определение, физиологическая сущность, стадии. Признаки переутомления. Рациональный режим дня^

В процессе работы – изменение физиол состояния орг-ма – утомление. У – естеств процесс, состоит в функц возможностей и работосп-ти. –защита, охр от чрезмерного истощения. – стимулятор восстанов. процессов и повышения функц возможностей. У обратимо (с прекращением деятельности). Причина (по Сеченову, Введенскому, Ухтомскому) – измен деятельности ЦНС. Павлов – функциональное истощение нейронов. Предел работос-ти нейрона завис от состояния здоровья, типа нервн деят-ти, перенесенных забол, хар-ра и продолжительности работы. В возрасте 5-7 лет дети могут сохр. активн внимание только 15 мин, в 8-10 лет – 20 мин, в 11-12л – 25, в 12-15л –30. У у детей в 2 стадии: 1. Ослабевает активное внутреннее торможение,  возбудимость, появл двигательное беспокойство. 2. Ослабление проц возбуждения, усил торможения,  силы, скорости, точности работы, удлинение латентного периода рефлекторных реакций. ПереУ - более глубокие и стойкие изменения в орг-ме при длительной работе на фоне неполного восстановления работоспособности. Признаки – изменения в поведении,  успеваемости, потеря аппетита, функцион нервно-псих расстройства (плаксивость, раздражительность, тики). М б вегетативные расстройства (серд-сос с-ма). Признаки выраж переУ: резкое и длит  умств и физич работоспособности, нервно-псих расстройства (наруш сна, чувство страха), стойк изменения в регуляц вегетативных функц организма (аритмия, ВСД по гипо или гипертензивному типу), сопротивляемости воздействию неблагопр факторов и патоген микроорг. Не исчезают после кратковр отдыха или сна. Для восстан-ия – длительн отдых. Надо нормировать деят-ть ребенка с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей. Нормирование: качествен показатель (интенсивность работы), колич показатель (длительность) и ее формы. Работоспособн. имеет фазу врабатывания, оптимального состояния и утомления. Учитывается цикличность физиологич процессов в течен дня, недели. У большинства детей подъемы в первой и во второй полов. дня, либо только в середине. Главное в предупреждении У – соблюддение рациональн. режима дня. Режим дня – распределние времени, отводимого на все виды деят-ти и отдыха в течение суток. Сложн усл рефл. на время приема пищи, сна, включения в работуровное, бодрое настроение, интерес к учебе, творческость. Учитываются разл виды деят-ти, их регулярность, оптимальн продолжительность, чередов с отдыхом, пребыв на открытом воздухе, полноц питание, сон. Режим дня связан с возрастом. В превые месяцы – бодрствование всего 5-7 час (спит через 1,5-2ч). Главное – кормление, сон, бодрствование. В превые 3 года режим дня несколько раз меняется. Дет сад – группы по возрасту (младшая 3-4г, средняя 4-5, старш 5-6, подготовит 6-7)разные режимы.

Гигиенические требования к детской и школьной мебели, учебным пособиям.

Школьная мебель д.соответствовать росту и пропорциям тела подростка. Несоответствие-асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы (школьные заболевания). Пропорциям тела д.соотв.высота стула,его глубина,угол наклона крышки парты. Специф.показатели: 1.дистанция спинки (расстояние м/д спинкой парты и краем крышки стола). 2.дистанция сиденья (р-ие м/д передним краем скамьи и задним краем крышки парты). 3.высота спинки скамьи. 5 номеров мебели, соотв.росту: А-до 130см, Б - 130-145см, В – 145-160см, Г – 160-175см, Д->175см. Требования к школьным учебникам: размеры и четкость шрифта, мин.высота 1.75мм для старшеклассников и 2.1-2.4мм мл.классов, определенное расстояние м/д отд.буквами,строками,словами.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Методическое пособие гигиена детей и подростков. Детское питание. Формирование рационов питания детей

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Личная гигиена детей на каждый день Обучение детей правилам личной гигиены, является одной из важнейших

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Закономерности физического и психического развития глухих и слабослышащих
Сурдопедагогика (лат surdus «глухой» + греч paidagōgikē «искусство воспитания») – раздел дефектологии,...
Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам 39 Методы и формы обучения

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Вопросы изучения, обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Гигиена детей и подростков
«Гигиена детей и подростков»: что это за учебная дисциплина? Как она соотносится с другими гигиеническими,...
Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования
Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования...
Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Психосоматические заболевания, в том числе и у детей, ведущая медико-социальная проблема века. Неуклонно

Гигиена обучения и воспитания ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника icon Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания
Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы