|
Скачать 102.1 Kb.
|
Понятие об экологически обусловленных заболеваниях детского возраста. Примеры К экологически обусловленным заболеваниям детского возраста относят весь спектр патологии, в этиологии и патогенезе которой решающее значение имеет экологический фактор. Тут важно подчеркнуть тот факт, что факторы среды (в т.ч. неблагоприятные) по разному действуют на взрослый и детский организм и зачастую дети первыми подвержены неблагоприятному воздействию этих самих факторов. Ф ![]() ![]() Важно отметить, что спектр патологий очень широк: от обчных отравлений с неспецифической симптоматикой до тяжелейших токсикозов, нарушений функций периферической и центральной НС, нарушений развития опорно-двигательного аппарата, развитие аутоиммунных заболеваний (в т.ч. гломерулонефрит). Гигиена обучения и воспитания - ведущая проблема гигиены детей и подростков. Особенности школьного обучения, предъявляющие повышенные требования к организму первоклассника. - см. 2 следующих вопроса «Школьная зрелость», понятие, критерии оценки. Роль медицинских осмотров в определении готовности детей к обучению детей в школе. «Школьные болезни», понятие, причины, профилактика. уровень fной готовности детского орг-ма к обучению в школе(школьная зрелость) – умение сосредотачиваться, умение тормозить двигательную активность, ум-е сохранять рабочую позу, координированные движения пальцев и кисти, звукопроизношение [уровень псих и физ развития, при котором ребенок справляется со всеми требованиями школьного обучения.] Бухтим про распределение по группам здоровья, мониторинг развития детей и т.д. (см др.билеты) Школьные болезни - близорукость, сколиоз, неврастения, анемии (<=перегрузка учащихся, неправильное устройство школьной мебели и пр.) 1. статическое напряжение (сидения),на 10,20 мин физкультминутки. 2. координация кисти. Письмо антифизиологично (5-8 мин непрерывного письма в начшколе, 20 мин – 4-10 классы). 3. воздействие на органы зрения (7-10 мин чтения в 1 классе). 4. влияние на ЦНС (возбуждающие процессы > тормозных, иррадиация > концентрации, слабость тормозных р-ий - малая продолжительность активного внимания). Адаптация детей к началу обучения в школе. Понятие. Факторы, влияющие на ее успешность. 2 аспекта: физиологический и социально-психологический. 2. сроки – 3-16 неделя. 3. 1 недели – до 70% первоклассников испытывают чувство усталости, боль в сердце, голове, животе, плаксивость, беспокойный сон, ↓ нарастания массы тела, ↓ неспецифической реактивности - ↑ заболеваемости. На 5-6 нед.-оптимальная адаптация. 4. оценка соматического здоровья: 6л – недостаточная прибавка массы тела (< 900г), ↑ общей заболеваемости, ↓ Нb до 116г/л и ниже, ↓остроты зрения; 7л – выраженность и продолжительность невротических реакций. Факторы, влияющие на успешность адаптации:1.уровень fной готовности детского орг-ма к обучению в школе(школьная зрелость) – умение сосредотачиваться, умение тормозить двигательную активность, ум-е сохранять рабочую позу, координированные движения пальцев и кисти, звукопроизношение 2.соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка (отсрочка от школы – прибавка в росте за посл год < 4см, отсутствие постоянных зубов) 3. состояние здоровья ребенка( 1-4 гр здоровья) 4.микросоциальное семейное положение 5. предварительное пребывание в детсаду 6. содержание обучения, методика преподавания Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков. Понятие о профессиональной пригодности. Проф ориентация – это научнообоснованная многосторонняя с-ма воздействия на школьник с целью оказания ему помощи в выборе профессии. Система профориентации строится с учетом желания, состояния здоровья, психол особенностей, а также потребности общества в специалистах. Важнейш принцип – создание условий свободного выбора профессии. Задачи: 1.определение потребностей общества в специалистах разл профиля и квалификации. 2.Выявление особ-тей профессий, требующих определенных качеств чел-ка, которые обеспечивают высокий уровень освоения профессии. 3.Определение оптимального соответствия психофизических и др качеств личности требованиям выбранной профессии. 4. Оценка состояния здоровья подростков с целью обеспечения его соответствию выбранной профессии, сохранения и укрепл здоровья в процессе дальнейш труд деятельности. Решение (1) – связано с социально-экономическими проблемами общества. Решение (2)-(4) – предмет медико-физиологической (медицинской) прф консультации. Все подростки, поступающие на работу или проф обучение проходят полное медецинское обследование, после которого получает заключение о проф пригодности к избранной профессии. Проф пригодность – наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного испольхзования наиболее развитых функции, так и в плане охраны функциональ неполноценного органа или системы. Основные причины проф непригодности подростков – аномалии рефракции глаза, наруш опорно-двиг аппарата, функц забол нервной с-мы. Основное направление работы врача – поффес медицинская консультация (но не проф отбор). Гигиенические требования к планировке и содержанию детских дошкольных учреждений. 1. обеспечить оптимальный воздушно-световой и воздушно-тепловой режим. 2. режим отдыха, сна, двигательной активности. 3. противоэпидемический режим. 4. режим питания. 5. профилактика детского травматизма. 6. органы связи м/д ДДУ и обслуживаемой этим учереждением территорией. Планировка: 1. правильный выбор расположения земельного участка. 2. размер участка (50%-зелень). 3. этажность (не > 2, школы не > 3). 4. здание д.б.отдельным (пристройка к жилому дому- не > 140 чел). 5. размещение детей по возрасту, помещений- по функциональному назначению. 6. прав.ориентация (Ю,Ю-В). 7. воздушно-тепловой режим (панельное отопление, воздушная сис-ма отопления с приточной вентиляцией. 8. принцип групповой изоляции (проф.распростраения инф.бол.). Мин. функциональное звено: групповая ячейка (набор помещений, обеспеч. орг-цию процесса обучения для 1 гр.). ясли-20 чел, д.сад-25 чел. 1. раздевальная (ясли-раздевальная. 2. групповая. 3. буфетная. 4. санитарная. 5. спальная комната. 6. мед.пунт в ДДУ. 7. пищ.блок (на 1 этаже, свой вход с улицы, холодильник, кладовые, заготовочные цеха). 8. служебно-бытовые помещения (на 1 этаже, изолированно от детской группы). 9. детская группа расположена: поэтажно, торцевой план, павильонный. Санэпидрежим: 1. вып.правила и нормы размещения детей. 2. правила доставки, хранения пищи. 3. прав.приема персонала на работу и профосмотры. 4. правила приема переболевших детей (>3 дн.-справка). 5. ежедневный «фильтр» (термометрия, осмотр ребенка, опрос родителей). 6. ежедневный осмотр работников пищеблока. 7. средства для дезинфекции. 8. прав.использовние помещений. Основное содержание профилактической работы врача-педиатра в детских и подростковых учреждениях. 1. Состояние здоровья и физ развитие детей и подростков 2. физвоспитание; 3. учебно-воспитательный процесс; 4. трудовая деятельность детей и подростков; 5. благоустройство детских и подростковых учебных учереждений. Деятельность педиатра: организация лечебно-профилактических мероприятий (1.проведение ежегодных углубленных медосмотров 2.проведение ЛП мероприятий 3. организация и провед противоэпидемических меропр-й – прививки, карантин, групповая изоляция 4. контроль за постановкой физвспитания 5. к-ль за орг-ей питания 6. к-ль за закаливанием 7. к-ль за состоянием здоровья обслуживающего персонала) - дошкольники 2 р/год, школьники 1р/год; организация сан-гиг меропр-й (1. к-ль за сансостоянием ДиП учереждений 2. к-ль за соблюдением гиг требований к орган-ии и пров-ю учебного процесса 3. к-ль за соблюд суточного режима 4. сан просвет работа среди детей, сотрудников, родителей. 5. адекватность физ и умственной нагрузки физиологическим возможностям организма (правильная орган-ия режима отдыха, рацион и адекв питание, физиол продолжительность сна: 7лет – 11ч, 11-12л – 10-9ч, 16л – 8.5ч)). Выработка условного рефлекса на время - физиологическая основа режима! Состояние здоровья детей и подростков. Факторы, формирующие состояние здоровья ребенка. Состояние здоровья детей характеризуют: 1) наличие хр. заболев-й, 2) резистентность орг-ма, 3) функциональное сост-е систем орг-ма (АД, ЖЕЛ, динамометрия), 4) уровень физич. развития. Физ. развитие – состояние морфологич. и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологич. развития. Группы здоровья – см. билет 18. Факторы, влияющие на здоровье: биологический (наследственность, возраст матери, сост-е ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в родах и раннем постнатальном периодах и др.), факторы окруж. среды, социальные (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе, условия обучения), тж. физвоспитание и медико-социальн. помощь. Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков. Надергать из разных билетов. ^ Изучение состояния здоровья детей включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем орг-ма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также «текущей» заболеваемости. 1 гр здоровые с норм развитием и норм уровнем функций; 2 гр здоровые, но имеющие функц и некоторые морф отклонения, а также сниженную сопрот-сть острым и хрон заб-ниям; 3 гр больные хрон заб-ниями в состоянии компенсации со сниж функц возможностями орг-ма; 4 гр больные хрон заб-ниями в состоянии субкомпенсации со сниж функц возможностями; 5 гр больные хрон заб-ниями в состоянии декомпенсации со значительно сниж функц возможностями орг-ма. Дети 5-й группы не посещают детских учреждений. Классификация групп здоровья обращает внимание школьных врачей к детям 2-й группы. Имеющиеся у них незначительные функц откл в состоянии здоровья приводят к ошибкам в постановке диагноза, им не уделяется достаточного внимания Ко 2-й гр здоровья относят детей с общей задержкой физического развития, без эндокринной патологии, значительным дефицитом или избытком массы, часто болеющих (4 раза в год), с функц шумом в сердце, тахикардией, экстрасистол, пониж. АД, увеличением щитовидной железы I—II степени, аллергическими реакциями, миопией в слабой степени, гипертрофией миндалин II степени, плоскостопием I степени. Выделение 3-й и 4-й групп здоровья детей проводят в зависимости от выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей. Разграничит признак 3-й и 4-й групп — системный характер заболевания. При этом снижении функц показателей обосновывают отнесение ребенка к 4-й группе здоровья. Группу здоровья определяют по инструкции «Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах детей и подростков», в которой представлены критерии степени нарушения здоровья детей и подростков. Определение группы: 1. Установить наличие или отсутствие хронич заб-ния. При этом оценка состояния здоровья проводится на момент обследования. Острые заболевания, прошлые болезни, если они не приобрели хроническую форму, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленные наследственностью или условиями жизни, не учитываются. Оценка состояния здоровья при нескольких заболеваниях у обследуемого проводится по самому тяжелому из них.2. Определить АД, ЧСС ЖЕЛ и показатели кистевой динамометрии. 3. Определить биологический возраст и гармоничность развития по региональным стандартам физического развития детей. 4. Сопротивляемость организма оценивают по подверженности заболеваниям. К часто болеющим относят детей, болеюших 4 раза в год и более.. ^ В процессе работы – изменение физиол состояния орг-ма – утомление. У – естеств процесс, состоит в функц возможностей и работосп-ти. –защита, охр от чрезмерного истощения. – стимулятор восстанов. процессов и повышения функц возможностей. У обратимо (с прекращением деятельности). Причина (по Сеченову, Введенскому, Ухтомскому) – измен деятельности ЦНС. Павлов – функциональное истощение нейронов. Предел работос-ти нейрона завис от состояния здоровья, типа нервн деят-ти, перенесенных забол, хар-ра и продолжительности работы. В возрасте 5-7 лет дети могут сохр. активн внимание только 15 мин, в 8-10 лет – 20 мин, в 11-12л – 25, в 12-15л –30. У у детей в 2 стадии: 1. Ослабевает активное внутреннее торможение, возбудимость, появл двигательное беспокойство. 2. Ослабление проц возбуждения, усил торможения, силы, скорости, точности работы, удлинение латентного периода рефлекторных реакций. ПереУ - более глубокие и стойкие изменения в орг-ме при длительной работе на фоне неполного восстановления работоспособности. Признаки – изменения в поведении, успеваемости, потеря аппетита, функцион нервно-псих расстройства (плаксивость, раздражительность, тики). М б вегетативные расстройства (серд-сос с-ма). Признаки выраж переУ: резкое и длит умств и физич работоспособности, нервно-псих расстройства (наруш сна, чувство страха), стойк изменения в регуляц вегетативных функц организма (аритмия, ВСД по гипо или гипертензивному типу), сопротивляемости воздействию неблагопр факторов и патоген микроорг. Не исчезают после кратковр отдыха или сна. Для восстан-ия – длительн отдых. Надо нормировать деят-ть ребенка с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей. Нормирование: качествен показатель (интенсивность работы), колич показатель (длительность) и ее формы. Работоспособн. имеет фазу врабатывания, оптимального состояния и утомления. Учитывается цикличность физиологич процессов в течен дня, недели. У большинства детей подъемы в первой и во второй полов. дня, либо только в середине. Главное в предупреждении У – соблюддение рациональн. режима дня. Режим дня – распределние времени, отводимого на все виды деят-ти и отдыха в течение суток. Сложн усл рефл. на время приема пищи, сна, включения в работуровное, бодрое настроение, интерес к учебе, творческость. Учитываются разл виды деят-ти, их регулярность, оптимальн продолжительность, чередов с отдыхом, пребыв на открытом воздухе, полноц питание, сон. Режим дня связан с возрастом. В превые месяцы – бодрствование всего 5-7 час (спит через 1,5-2ч). Главное – кормление, сон, бодрствование. В превые 3 года режим дня несколько раз меняется. Дет сад – группы по возрасту (младшая 3-4г, средняя 4-5, старш 5-6, подготовит 6-7)разные режимы. Гигиенические требования к детской и школьной мебели, учебным пособиям. Школьная мебель д.соответствовать росту и пропорциям тела подростка. Несоответствие-асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы (школьные заболевания). Пропорциям тела д.соотв.высота стула,его глубина,угол наклона крышки парты. Специф.показатели: 1.дистанция спинки (расстояние м/д спинкой парты и краем крышки стола). 2.дистанция сиденья (р-ие м/д передним краем скамьи и задним краем крышки парты). 3.высота спинки скамьи. 5 номеров мебели, соотв.росту: А-до 130см, Б - 130-145см, В – 145-160см, Г – 160-175см, Д->175см. Требования к школьным учебникам: размеры и четкость шрифта, мин.высота 1.75мм для старшеклассников и 2.1-2.4мм мл.классов, определенное расстояние м/д отд.буквами,строками,словами. |