Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»*





Скачать 1.11 Mb.
Название Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»*
страница 1/5
Дата 29.03.2013
Размер 1.11 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
УТВЕРЖДАЮ

Министр образования Республики Беларусь

А. М. РАДЬКОВ

12.06.2006


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД)»*


Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни — от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.

Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет сохранения здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об обра­зовании» (ст. 50). Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интегра­ции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с соци­альной средой, к полноценному выполнению основных социаль­ных функций, т. е. способность к социальной адаптации. Адапта­ция личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка. Вместе с тем вариативность форм современного школьного образования сопровождается непрерыв­ным увеличением учебной нагрузки в условиях дефицита учеб­ного времени, интенсификацией учебного процесса, расширением спектра изучаемых предметов и практики введения факультативных занятий. Имеет место и так называемая скрытая перегрузка: замена уроков физкультуры, труда и т. д. на математику, русский язык и пр.; уроки, не указанные в общем расписании, обозначен­ные как факультативы или консультации, на которых происходит пересдача контрольных и самостоятельных работ, причем нередко в форме нулевых уроков. Домашние задания не учитывают сочетание нагрузки по другим предметам, поэтому в отдельные дни школьникам приходится выполнять ряд трудоемких заданий. Проведение нескольких контрольных в день — обычное явление. Следуя за научно-техническим прогрессом и постоянно наращи­вая объем информации, школа уходит от проблем переносимости детьми чрезмерных учебных нагрузок.

Помимо школы дети и подростки зачастую занимаются в уч­реждениях дополнительного образования (кружки, секции, заня­тия с репетиторами), причем в большинстве дополнительных за­нятий преобладает интеллектуальный компонент. Очевидно, что организация внешкольных занятий стихийна, никем не регули­руется и не контролируется.

Усугубляет проблему учебной перегрузки отсутствие у школь­ников культуры умственного труда, навыков рациональной орга­низации самостоятельной работы. Как следствие — длительное пребывание в статической позе, сокращение продолжительности сна, нарушение режима питания, снижение двигательной актив­ности и времени пребывания на свежем воздухе, постоянное психо­эмоциональное напряжение, формирование чувства усталости, страха неудачи, неуверенности в себе, обидчивости, накопление отрицательных эмоций.

Педагоги увеличивают состояние стресса учащихся, постоянно говоря о сложностях, ожидающих на экзаменах, об угрозе отсева неуспевающих, отсутствии перспектив у тех, кто не может соответ­ствовать выдвигаемым требованиям. В большинстве семей взрос­лые занимают аналогичную позицию: сверхтребовательность, не всегда обоснованные запреты, жесткие санкции. Учителя в боль­шинстве случаев считают повышенную нагрузку абсолютно нор­мальной, считая, что значительная часть учащихся не выполняет Домашние задания полностью, а некоторые и вовсе никогда не бывают готовы к уроку. Однако исследования показывают, что школьники, не выполняющие домашние задания, испытывают выраженную скрытую тревогу, у них высокий уровень стрессового напряжения, неудовлетворенность собой. Результатом являются дальнейшее падение учебной активности, риск формирования непродуктивных форм поведения для снятия излишнего эмоцио­нального напряжения, что, в свою очередь, приводит к ухудше­нию здоровья.

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего орга­низма, формированию у детей функциональных расстройств и хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья белорус­ских школьников свидетельствует о негативных тенденциях устойчивого характера на протяжении последних десятилетий. Наблюдавшаяся в 70-х и 80-х годах некоторая стабилизация показателей, характеризующих здоровье, сменилась в 90-х годах их ухудшением, а к концу ушедшего века — практически лавино­образным падением числа здоровых детей. По данным популяционных исследований, сегодня в стране детей I группы здоровья ц не более 10% (по некоторым данным 2—5%), II группы здоровья — до 70 %, III группы — 30—40 %, IV группа здоровья достигает 5 %, растет количество детей с врожденной патологией (V группа). Наибольшее ухудшение здоровья выражено в подростковой группе — выпускники школы. Причем по «нездоровью» лидирующее положение заняли девочки.

Существенно изменилась общая структура функциональных отклонений — увеличилась доля эндокринно-обменных нарушений и расстройств системы кровообращения. В структуре хронических заболеваний увеличилась доля болезней органов пищеварения и гинекологической патологии. На протяжении всех лет изучения ; отмечается сохранение высокой распространенности болезней опорно-двигательного аппарата и миопии. Нарастает распростра­ненность как хронических заболеваний нервно-психической сфе­ры, так и функциональных нервно-психических отклонений.

При анализе заболеваемости детей за период с 1991 по 2002 год установлено, что, несмотря на колебания первичной заболе­ваемости в отдельные годы, общий тренд за 12-летний период указывает на тенденцию ее роста и ухудшение состояния здо­ровья. Первичная заболеваемость в 2002 году выше уровня 1991 года на 35,3 %. Наибольший рост отмечается по классу «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» — в 3,7 ра­за. В 2,3 раза увеличилась заболеваемость болезнями мочеполо­вой системы; в 2,2 раза — болезнями системы кровообращения; более чем в 2,1 раза увеличилась заболеваемость детей психиче­скими расстройствами. Частота первичных обращений по поводу бо­лезней нервной системы и органов чувств возросла почти вдвое — на 92,9 %, причем преимущественно за счет патологии глаза и уха. На 40 % увеличилась частота травматизма, и он занимает 3-е ранговое место после болезней органов дыхания и инфекцион­ных и паразитарных болезней.

Первичная заболеваемость подростков за 12 лет выросла на 55,9 %. При этом заболеваемость подростков болезнями системы кровообращения в 2002 году выше в 1,8 раза, чем заболевае­мость детей, а болезнями костно-мышечной системы и соедини­тельной ткани — выше в 1,95 раза, что свидетельствует об экстре­мальном росте в подростковом возрасте указанных патологий. Наиболее значимый рост заболеваемости подростков отмечается по тем классам болезней, которые чаще приобретают хроническое течение, вследствие чего растет общая заболеваемость.

Функциональные нарушения и расстройства, возникающие в школьном возрасте, являются прогнозом риска возникновения болезней в отдаленном будущем. Так, подростки, страдающие расстройствами сердечно-сосудистой системы, являются группой риска по ишемической болезни сердца, инфарктам миокарда, ги­пертонии, аритмиям, т. е. тем заболеваниям, смертность и инвалидизация от которых среди взрослого населения занимает одно из первых мест. Наблюдение за группой подростков, у которых в 15 лет были выявлены отклонения в уровнях артериального давления, показало, что к 21 году стойкие проявления артери­альной гипер- или гипотензии имели место у 53 % мужчин и 44 % женщин. Функциональные расстройства сердечно-сосудистой си­стемы (как правило, различные формы нейроциркуляторных асте­ний) выявляются почти у 70 % 15-летних подростков, причем ча­ще у мальчиков.

Значительная часть выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии и нуждаются во врачебно-профессиональной консультации.

На фоне дифференциации системы школьного образования неизменным остаются факт снижения функциональных возмож­ностей детей и подростков по сравнению с предыдущими поколе­ниями и расслоение контингента учащихся как по календарному возрасту, так и по темпам биологического созревания, что необ­ходимо учитывать при организации учебно-воспитательного про­цесса и нормировании учебных нагрузок.

Исследованиями ведущих гигиенистов установлено, что, даже принимая во внимание многофакторность воздействия на здо­ровье детей окружающей среды, вклад внутришкольных факторов в формирование «нездоровья» достаточно велик (21—27 %). При­чем доля вклада за годы обучения существенно увеличивается: если в 3 классе вклад в дисперсию составляет 12,5 %, то к моменту завершения школы — 20,6 %. К основным неблагоприят­ным внутришкольным факторам относят:

  • несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противо­эпидемического режима;

  • недостаток физической активности школьников;

  • несоблюдение гигиенических требований к организации учеб­ного процесса;

  • неудовлетворительная организация питания в школе (в част­ности, недостаточное обеспечение учащихся горячим питанием);

  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

  • недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов;

  • низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здо­ровья учащихся.

Успешное функционирование учреждения образования с уче­том сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без со­здания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и прини­мают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровье-сбережение можно только комплексом профилактических меро­приятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает сово­купность педагогических, санитарно-гигиенических и медицин­ских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, ох­рану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья (СЗ) в общеобразовательном учебном учреждении (ОУ).


Глава 1. модель деятельности службы здоровья

СЗ — это не дополнительное структурное подразделение, по­степенно превращающее образовательное учреждение в «школу-больницу», а функциональное объединение, направленное на до­стижение целей оздоровления и развития. Наличие подобной службы не исключает, а, наоборот, предполагает развитие и взаи­модействие педагогической, психологической, социальной, медицинской и других служб ОУ. Однако все они кроме выполнения своих функциональных обязанностей решают определенные зада­чи в рамках СЗ.

В широком смысле СЗ — это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанно­стей и профессиональной компетентности на основе общего кон­цептуального подхода в рамках определенной содержательной мо­дели, учитывающей специфику школы и региона и осуществляю­щей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Обязательным условием результативности работы службы яв­ляется интеграция в деятельности специалистов различного про­филя. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а так­же процесса, ведущего к такому состоянию (схема 1). Ведущий признак интеграции — единство процесса и результатов его осу­ществления. Элементами интеграции являются структурные еди­ницы, взаимодействие которых и обеспечивает получение инте­грального результата.

Средства интеграции — организационные, образовательные, восстановительно-корригирующие и развивающие.

Модель СЗ должна быть адаптивной, не быть жестко привя­занной к конкретной образовательной технологии. Она должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; давать возможность на основании своего, а не чужого опыта принимать управленческие решения, организовывать целенаправленную работу по их выпол­нению; систематически анализировать полученные результаты и ч случае серьезных отклонений вносить необходимые коррективы. Такой цикл должен стать нормой жизни ОУ, благодаря чему адаптивная модель СЗ обеспечит выполнение координационной, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, пропедевти­ческой, стимулирующей функций, а тем самым сохранение здо­ровья учащихся.


Схема1

^ Интеграция в деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках службы здоровья ОУ








^ СРЕДСТВА ИНТЕГРАЦИИ






















ОРГАНИЗА­ЦИОННЫЕ




ОБРАЗОВА­ТЕЛЬНЫЕ




ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИЕ




РАЗВИВАЮЩИЕ




Все современные образовательные и оздоровительные техноло­гии успешно реализуются, если существует планирование содер­жания работы на весь учебный год или этап. Реализация ком­плексных оздоровительных программ на уровне ОУ требует инте­грации в деятельности специалистов разного профиля. Механиз­мом этой интеграции может быть план-график работы специали­стов различного профиля в рамках СЗ, построенный с использовани­ем метода сетевого планирования (схема 2). План-график позволяет:

  • представить работу по здоровьесбережению в виде целостной системы взаимосвязанных действий: определение цели, организа­ция, контроль и регулирование;

  • увидеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе па­раллельно осуществляемых работ;

  • обеспечить преемственность в деятельности специалистов раз­личного профиля, наиболее полно учесть связи между различными работами;

  • равномерно распределить нагрузку;

  • рассчитать примерные трудозатраты на различные виды дея­тельности;

  • выявить и реализовать резервы времени, скрытые в органи­зации комплекса мероприятий;

  • определить функциональные обязанности каждого специа­листа на соответствующий этап работы;

  • управлять выполнением плана по принципу «главного звена».

Схема 2

Построение плана-графика работы

специалистов службы здоровья на соответствующем этапе


№ п/п

Вид деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь







1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

^ Диагностика здоровья:







А) медицинская

М

М




















































В — в декретивные сроки




Б)психологическая







П

П














































В)социальная













С

С





































2

^ Гигиеническая оценка:







А) санитарно-эпидемиче-ского благополучия ОУ










*

*

ВГ








































Б) расписания










3

ВГ











































Г) уроков










*

*

*




Р

Р




























3

^ Профилактическая и коррекционная работа:







А) работа в рамках СанПиН

Д, 3, Р, У, Ф, М — постоянно




Б) повышение оздоро­вительной направлен­ности физического воспитания

М, Ф, Р — по отдельному плану




В) формирование навыков ЗОЖ

У, Ф, П, С, Р, М — постоянно




Г) вакцинопрофилактика

М — в декретивные сроки




Д) профилактика заболе­ваний и оздоровление учащихся

М, В, Ф, П, У, Р — по отдельному плану

4

^ Работа с родителями:







А) изучение социаль­ного статуса семей

С

С




С



















С

























Б) гигиеническое обучение родителей







С

М




П

С

М










С

М

П
















В) работа с особыми категориями семей

С, П — постоянно

5

^ Аналитико-информаци-онно-статистическая работа




*




*

*




*

*




*

*

*




*













6

^ Оценка эффективности работы по здоровье-сбережению

*

*



















М

*
















*

*

М


М — медицинский работник; В — участковый врач; П — психолог; С — со­циальный педагог; Ф — учитель физкультуры; У — учителя-предметники; 3 — заместитель директора; Р — руководитель методобъединения; Д — ди­ректор; ВГ — врач-гигиенист; * — совместная работа специалистов.

На основании плана-графика составляется детальный план работы каждого специалиста (в соответствии с его должностными обязанностями), который включает следующие разделы: направле­ние работы, задачи в рамках данного направления, способ их реали­зации, ресурсы, необходимые для реализации соответствующих задач, сроки исполнения, ожидаемый результат, формы контроля.

Реализация модели СЗ в практике работы обеспечит систему педагогического, социально-психологического и медицинского мо­ниторинга с целью диагностики, прогноза, организации контроля, коррекции, реабилитации, укрепления физического, психического и социального здоровья школьников как основополагающего условия для достижения целей образования.


Глава 2. ^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В СРЕДНЕМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Реализация здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования предполагает исключение или минимизацию вредных для здоровья учащихся воздействий факторов школьной среды, создание условий для формирования и укрепления здоровья ре­бенка, его успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия. От стратегии вынужден­ных мер следует переходить к стратегии формирования здоровьесберегающего пространства школы. Причем не к медицинской мо­дели, которая предполагает обеспечение здоровья учащихся путем максимального наполнения школы медицинскими (физиологиче­скими) технологиями диагностики, поддержания и укрепления здоровья, а к психолого-педагогической. Психолого-педагогиче­ская модель основана на приоритете психолого-педагогических принципов и здоровьесберегающей педагогики, в которой ведущая роль в сохранении и укреплении здоровья учащихся отводится учителю. Главная отличительная особенность здоровьесбере­гающей педагогики — приоритет здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательном уровне образовательного процесса.

В условиях образовательного учреждения большую актуаль­ность приобретает использование собственных возможностей школы в осуществлении профилактической работы и контроля здоровья учащихся. Первоначально следует определить мини­мально достаточные меры по активной первичной профилактике. Как правило, это обеспечение санитарно-эпидемического благополучия учреждения образования и соответствующая гигиеническим нормативам организация учебного процесса.


    1. ^ Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия
      внутришкольной среды


Внутришкольная среда — один из наиболее управляемых фак­торов формирования здоровья детей и подростков. Так, только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в учреждении об­разования отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11 %. Учитывая этот факт, следует прежде всего обеспечить реализацию медико-гигиенической технологии здоровьесбережения — создание здоровьесберегающей среды, требования к кото­рой регламентируются СанПиН 12-79—98 «Санитарные правила и нормы организации обучения детей б-летнего возраста»; СанПиН 14-46—96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразова­тельных учреждений» с изменениями и дополнениями от 20 де­кабря 2002 г. (далее — СанПиН 14-46—96); СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, элек­тронно-вычислительным машинам и организации работы». Вы­полнение большинства пунктов Санитарных правил абсолютно до­ступно и не требует значительных материальных затрат. Основные гигиенические требования к условиям обучения приведены в при­ложении 1.

^ 2.2 Организация учебного процесса

Одним из основных направлений здоровьесбережения школь­ников является работа по профилактике утомления, заключаю­щаяся в коррекции организации и интенсивности учебного прогресса, обеспечении соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка.

Утомление — естественный физиологический процесс, харак­теризующийся временным снижением функций в результате вы­полнения определенного объема работы. Кроме того, быстрому развитию утомления способствуют неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, несоблюдение режима труда и отдыха. Об утомлении школьника свидетельствуют следующие признаки:

  1. снижение продуктивности труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

  2. ослабление внутреннего торможения (двигательное беспокой­ство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

  3. ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

  4. появление чувства усталости. Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают, и умственная работо­способность восстанавливается при смене вида деятельности, во время активного отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе или после возвращения из школы.

Однако нередко у школьников интенсивная или длительная работа на фоне неполного восстановления работоспособности вызывает переутомление — патологический процесс, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школь­ника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микро­симптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

Выраженными признаками переутомления являются:

  1. рез­кое и длительное снижение умственной и физической работоспо­собности;

  2. нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции);

  3. стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, наруше­ние функций желудочно-кишечного тракта, энурез, беспричинное появление сыпи и т. п.);

  4. снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микро­организмов.

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных про­цессов в организме детям необходим более длительный отдых, и в некоторых случаях — комплексное лечение с применением ме­дикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечеб­ной гимнастики. Если учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья детей и под­ростков.

В целях профилактики утомления расписание уроков должно составляться с учетом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учеб­ного дня и недели (таблица 1).

Т а б л и ц а 1

Ранжирование учебных часов в течение недели

в зависимости от уровня работоспособности учащихся

разных классов (Федоров Б. И., Перминова Л. М., 2000)


День недели



Уроки



Классы

5

6

7

8

9

10

11

Понедельник

1

2

3

4

5

6

3

2

4

6

8

3

3

4

8

7

10

3

4

6

8

7

10

4

3

6

8

7

10

2

3

5

8

7

10

3

4

5

8

7

10

4

3

5

8

7

10

Вторник

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

6

1

1

3

5

4

9

3

2

5

7

6

10

3

2

5

7

6

10

3

2

4

7

6

9

3

1

3

9

5

8

3

2

4

6

7

8

Среда

1

2

3

4

5

6

2

3

4

6

8

3

3

4

8

7

10

1

2

4

7

6

9

2

1

3

6

5

9

3

1

2

6

5

9

3

2

4

7

6

9

2

1

3

5

6

9

Четверг

1

2

3

4

5

6

1

2

3

5

7

2

2

3

7

5

9

1

2

4

4

6

9

2

1

2

6

4

8

2

1

1

6

5

9

2

1

2

6

5

9

2

1

3

5

7

9

Пятница

1

2

3

4

5

6

2

3

4

6

8

2

1

2

5

5

9

3

4

6

8

7

10

3

2

5

7

6

9

3

2

3

6

5

9

3

2

4

7

6

10

3

2

4

7

8

10

Суббота

1

2

3

4

5

6

2

3

4

6

8

3

3

5

7

6

10

2

3

4

7

6

10

2

1

3

6

5

9

3

2

4

7

6

10

2

2

3

6

5

10

3

2

4

7

8

10

1 — наиболее благоприятные часы;

10 — наиболее неблагоприятные часы;

6—7 — пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы);

8—10 — низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы).

Предметы высокой степени трудности должны по возможности планироваться в расписании в наиболее благоприятные часы ра­ботоспособности .

У младших школьников наиболее высокая работоспособность в течение дня наблюдается на втором-третьем уроках, причем оптимальная — на втором уроке. В динамике учебной недели максимальная работоспособность отмечается во вторник и среду (100 %), несколько ниже — в понедельник и четверг (90—95 %) и самая низкая — в пятницу (75—80 %).

Степень трудности предметов представлена в таблице 2.


Таблица 2

^ Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников

(Тиринова О. И., Кузнецова Л. Ф., Фарино Н. Ф., 2003)


№ п/п

Предмет

Балл

1

Математика

12

2

Белорусский (русский) язык в школах с русским







(белорусским) языком обучения

11

3

Иностранный язык

10

4

Русский (белорусский) язык в школах с русским







(белорусским) языком обучения

9

5

Мая Радзіма — Беларусь

8

6

Белорусское (русское) литературное чтение в школах







с русским (белорусским) языком обучения

7

7

Русское (белорусское) литературное чтение в школах







с русским (белорусским) языком обучения

6

8

Человек и мир

5

9

Физическая культура и здоровье

4

10

Трудовое обучение (технология)

3

11

Изобразительное искусство

2

12

Музыка

1


Для оценки правильности составления расписания в начальной школе подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах (цифровые данные могут изображаться графически). Рас­писание оценивается положительно в том случае, если образуется кривая с одним подъемом в среду; как нерациональное — при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

В младших классах объединять уроки по изучению одного пред­мета недопустимо, поскольку это приводит к быстрому утомлению школьников.

При освоении школьных предметов на уроках детьми выпол­няются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, моторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические.

Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных уроках. Например, сход­ными предметами для младших классов являются: русское (бело­русское) литературное чтение — «Мая Радзіма — Беларусь» — «Человек и мир»; русский язык — белорусский язык; трудовое обучение — изобразительное искусство.

Уроки физической культуры рекомендуется включать в поне­дельник, среду, пятницу. В сельских школах нежелательно прово­дить урок физической культуры первым и последним, поскольку особенностью двигательного режима сельских детей является не­обходимость ежедневных пеших переходов в школу. Если ходьба в пределах 1—1,5 км оказывает стимулирующее воздействие на детский организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы (свыше 2,5 км) у школьни­ков возникают признаки утомления, отмечается снижение резуль­татов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности.

При составлении расписания для базовой и старшей школы не рекомендуется пользоваться ранговой шкалой трудности И. Г. Сивкова (1975), поскольку она не учитывает такой компо­нент обучения, как «утомительность предмета», которая в первую очередь влияет на здоровье ученика. Утомительность уроков по предмету в основном характеризуется изменением работоспособ­ности, а трудность предмета — степенью усвоения учебного мате­риала. При составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

Каждое образовательное учреждение может провести свою собственную диагностику, используя «Метод экспертных оценок» (Васильева Н. В., 2003). Для этого необходимо:

  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5 по 11 (12) класс.

  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предме­тов и листки для ответов.

  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе.

  4. Уточнить понятие «трудность предметов».

  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже — менее трудный и т. д.).

  6. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.

  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов».

  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и запи­сать полученный расклад на лист ответов.

  9. Листы с ответами собрать и обработать.


Форма сводной таблицы для обработки листов с ответами


Предметы

Номера анкет по порядку



баллов

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

и т. д.

Русский язык Литература

Математика

и т. д.












































Расчет среднего балла не имеет достоверно значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели.

Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:


Ср.б.пр. =


где mk — средний балл по предмету одного класса;

n — количество классов в исследуемой параллели

или по формуле:


Ср.б.пр. =


где Mk — сумма баллов по предмету в параллели;

n — количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.


Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утоми­тельности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчи­тывается как среднее значение от суммы средних величин труд­ности и утомительности).

Полученные результаты дают возможность создать шкалу при­емлемости предметов, отражающую особенности каждого кон­кретного образовательного учреждения.

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Методические рекомендации, «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Методические рекомендации «здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)»* icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы