Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность





Скачать 260.74 Kb.
Название Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность
Дата 22.03.2013
Размер 260.74 Kb.
Тип Программа
Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию


УТВЕРЖДЕНА

Начальником управления

кадровой политики, учреждений

образования и внешних связей

Министерства здравоохранения

Республики Беларусь

Е.С. Зятиковым

01.12.2004


Сестринское дело при инфекционных болезнях


ПРОГРАММА


для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля


специальность 2 - 79 01 31 «Сестринское дело»


Минск

2004 г.

1. Общая часть.


1.1. Учения об инфекции. Общая патология инфекционных болезней. Методы диагностики. Классификация инфекционных болезней.

Краткий очерк развития учения об инфекционных болезнях, заслуги отечественных и зарубежных ученых в разработке мер борьбы с инфекционными болезнями. Классификация инфекционных болезней.

Учение об инфекции, инфекционном процессе. Определение понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь» ее особенности, периоды и течение.

Понятия: реинфекция, рецидив, обострение, латентная форма инфекции, медленная инфекция, формы тяжести течения.

Понятие о суперинфекции, дисбактериозе, карантинных и особоопасных инфекциях, природно-очаговых заболеваниях.

Иммунитет неспецифический (гуморальный и клеточный), врожденный и приобретенный. Аллергия как иммунологическое состояние. Лабораторные и инструментальные методы диагностики инфекционных заболеваний.


^ 1.2. Понятие об эпидемиологическом процессе и его звеньях.

Определение эпидемиология. Звенья эпидемического процесса, их характеристика. Мероприятия по обезвреживанию источника инфекции.

Эпидемиологическое обследование, эпидемиологическое наблюдение.

Мероприятия по повышению невосприимчивости населения. Прививки плановые и по эпидемическим показаниям. Учетная документация.

^ Практическое занятие: Профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции. Выявление источников инфекции. Диспансерное наблюдение за переболевшими инфекционными больными. Мероприятия в отношении факторов передачи инфекции. Мероприятия по повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям. Неспецифическая резистентность организма, способы ее повышения. Показания и противопоказания к активной и пассивной иммунизации. Требования, предъявляемые к бакпрепаратам. Способы введения бакпрепаратов. Вакцинация и ревакцинация, реакция на прививку. Документация учета инфекционных больных учетная форма № 058/у, № 60/у, правила госпитализации, проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, задачи и методы работы кабинета инфекционных заболеваний поликлиники.

Учащиеся должны уметь:

  1. Заполнять карту экстренного извещения.

  2. Заполнять документацию по учету профилактических прививок.

  3. Провести профилактические прививки.


^ 1.3. Основные методы исследования, симптомы и синдромы инфекционных заболеваний.

Принципы ранней диагностики инфекционных болезней. Значение эпидемиологического анамнеза в диагностике.

Понятие об основных признаках инфекционных болезней: интоксикация, инфекционные сыпи, инфекционная лихорадка, изменения со стороны лимфатической системы, костей и суставов, дыхательной, сердечно-сосудистой, органов брюшной полости, центральной нервной системы и др.

Характеристика синдромов (общеинфекционный, гепатолиенальный, менингеальный,

диарейный).

Основные лабораторные и инструментальные методы, используемые в клинике

инфекционных болезней: методы прямого обнаружения возбудителя в организме (бактериоскопический, вирусо- и бактериологический, экспресс методы диагностики, биологический метод диагностики); методы косвенного обнаружения возбудителя в организме человека - серологические исследования при инфекционных болезнях, проведение кожных аллергических проб.

^ Практическое занятие: провести общий осмотр больного. Выделить изменения со стороны кожи и слизистых оболочек, типы инфекционной сыпи и ее расположение. Изменения со стороны лимфатических узлов, суставов, костей, органов дыхания, сердечнососудистой системы. Изменения со стороны органов брюшной полости (увеличение печени и селезенки, метеоризм, болезненность различных отделов кишечника). Менингеальные и энцефалитические симптомы. Уметь выделить ведущие симптомокомплексы в течение заболевания.

Типичные изменения картины крови при инфекционных заболеваниях.

Основные лабораторные и инструментальные методы, используемые в диагностике инфекционных болезней: бактериоскопический, бактерио- и вирусологический, биологическая проба, серологические исследования при инфекционных болезнях. Методика постановки кожных аллергических проб. Методы экспресс диагностики инфекционных заболеваний. Уметь собрать материал больного для этих исследований. Подготовить больного и инструментарий к проведению ректороманоскопии.

Учащиеся должны уметь:

  1. Провести кожную аллергическую пробу.

  2. Подготовить больного и инструментарий к проведению ректороманоскопии.

  3. Произвести забор материала больного для проведения бактериологического исследования.


^ 1.4. Основы дезинфекционного дела. Инфекционная безопасность пациентов и

медицинских работников.


Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды дезинфекции. Способы дезинфекции. Характеристика дезинфекционных средств и способов их применения.

^ Практическое занятие: основные дезинфекционные средства и правила их приготовления. Дезинфектанты для обработки мединструментария, поверхностей, рук и кожи. Требования, предъявляемые к дезрастворам. Инфекционная безопасность пациентов и медицинских работников.

Учащиеся должны уметь:

  1. Приготовить дезрастворы для дезинфекции поверхностей, инструментария. Знать антисептические средства.


^ 1.5. Лечение, диетотерапия инфекционных больных. Основы ухода.

Комплексное лечение инфекционных больных. Общая характеристика противомикробных, противовирусных, противогрибковых средств. Вакцинотерапия, бактериофаготерапия, патогенетическая терапия, диетотерапия. Особенности ухода за инфекционными больными. Характеристика диетических столов, наиболее часто применяемых в лечении. Не медикаментозное лечение инфекционных больных. Роль здорового образа жизни в системе профилактики и лечения инфекционных болезней. Принципы деонтологии в работе медицинского персонала.

^ Практическое занятие: основные принципы лечения и ухода за инфекционными больными, основы диетотерапии, правила хранения медикаментов, правила заполнения листов назначений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить требование на медикаменты в аптеку.

  2. Проводить раздачу медикаментов больным.

  3. Собирать и заполнять системы для капельных вливаний.

  4. Выполнять инъекции внутрикожные, подкожные, внутримышечные, внутривенные.

  5. Составлять порционное требование.

  6. Проводить смену нательного и постельного белья.

  7. Измерять и проводить учет температуры в температурных листах.


^ 1.6. Инфекционно-токсический шок и другие неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Принципы интенсивной терапии в клинике инфекционных болезней. Неотложные состояния: инфекционно-токсический шок, отек мозга, острая печеночная энцефалопатия, гиповолемический шок, острая почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность. Анафилактический шок, неотложная помощь.

^ Практическое занятие: осмотр больных с неотложными состояниями. Оценка сознания пациента, осмотр кожи и слизистых, измерение давления, подсчет пульса и частоты дыхания, контроль физиологических и патологических отправлений пациента. Решение клинических задач по неотложным состояниям в инфектологии.



Учащиеся должны уметь:

  1. Оказывать неотложную помощь больным: искусственное дыхание, массаж сердца,

проводить противошоковую терапию.

  1. Осуществлять уход за тяжелобольными: подача судна, мочеприемника, резинового круга с их последующей обработкой.

  2. Осуществлять уход за кожей, ротовой полостью и языком тяжелобольного. Проводить

профилактику пролежней.

4. Осуществлять кормление тяжелобольных и проводить парентеральное питание

тяжелобольных.


^ 1.7. Устройство и режим инфекционной больницы, отделения.

Практическое занятие:
особенности планировки инфекционных больниц и инфекционных отделений, работу приемного отделения, правила заполнения первичной документации на больного (история болезни, экстренное извещение). Правила проведения первичной санитарной обработки больных. Обеззараживание посуды. Остатков пищи, инвентаря, выделений больных. Нормативные документы по эпидрежиму инфекционной больницы (отделения).

Учащиеся должны уметь:

  1. Заполнить паспортную часть истории болезни.

  2. Проводить выборку врачебных назначений из истории болезни (лекарственных, диеты, обследований).

  3. Проводить прием вещей больного и заполнить вещевую квитанцию.

  4. Проводить полную и частичную санитарную обработку больных.

  5. Проводить контроль за состоянием кожных и волосяных покровов.

  6. Проводить транспортировку больных (на носилках, носилках-каталках, креслах-каталках) в отделение.

  7. Обеззаразить посуду, остатки пищи, инвентарь, выделения инфекционных больных, инструментарий.


^ 1.8. Внутрибольничные инфекции и их профилактика.

Определение понятия внутрибольничные инфекции. Условия, способствующие их распространению. Эпидемиологическая цепь. Характеристика возбудителей, источников, путей и факторов передачи. Профилактика ВБИ. Система эпидемиологического надзора за ВБИ.

^ Практическое занятие: нормативные документы по выявлению, профилактике, мероприятиям по ликвидации ВБИ. Характеристика возбудителей, источников, путей и факторов передачи. Инфекции, связанные с инвазивными вмешательствами. Профилактика и меры борьбы с ВБИ. Система эпидемиологического надзора за ВБИ.

Учащиеся должны уметь:

  1. Заполнять карту экстренного извещения на ВБИ.

  2. Подготовить и провести санитарно-просветительную беседу.


^ 2. Специальная часть


Кишечные инфекции.


2.1. Брюшной тиф. Паратифы А и Б.


Этиология, эпидемиология, патогенез. Особенности клиники современного брюшного тифа. Осложнения. Клиническая картина кишечного кровотечения и перфорации язвы кишечника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Значение режима, ухода за больными и диетотерапии. Условия выписки реконвалесцентов. Профилактика и меры борьбы, мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение.

Паратифы А и Б. Краткие сведения по этиологии, эпидемиологии, клинике и лечению паратифов. Уход за больными паратифами А и Б.

^ Практическое занятие: Собирание жалоб больного. Собирание эпиданамнеза. Осмотр больного: внешний вид, выражение лица, бледность кожных покровов, наличие сыпи и ее расположение. Изменения со стороны органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, конфигурации живота, увеличение печени, селезенки, состояние нервно-психической сферы. Особенности изменений со стороны языка, стула больного. Характерные изменения температурной кривой у больного. Организация сестринского процесса при брюшном тифе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнить посев крови на гемокультуру, стерильность.

  2. Подготовить дуоденальное зондирование и принять участие в заборе желчи для выделения брюшнотифозной культуры.

  3. Выполнить посев мочи для выделения брюшнотифозной и паратифозной культуры.

  4. Выполнить посев кала для выделения брюшнотифозной и паратифозной культуры

  5. Взять кровь для постановки реакции Видаля и пассивной гемаглютинации.

  6. Поставить газоотводную трубку.

  7. Применить пузырь со льдом.

  8. Осуществить уход за кожей, полостью рта у тяжелобольных.

  9. Оказать первую неотложную помощь при коллапсе, перфорации язвы кишечника,

кровотечении.

10. Графически записать температурную кривую и частоту пульса.


2.2. Сальмонеллез.

Этиология. Эпидемиология. Звенья патогенеза. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика. Мероприятия в очаге сальмонеллеза. Эпидемиологические и клинические особенности внутрибольничного сальмонеллеза. Профилактика.

^ Практическое занятие: Участие в осмотре больных сальмонеллезом собирание жалоб больных, эпидемиологического анамнеза. Основные клинические проявления болезни. Осмотр стула. Проведение ухода за больными при данной патологии. Организация сестринского процесса при сальмонеллезе.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ввести солевые растворы внутривенно и через рот.

  2. Промыть желудок по показаниям.

  3. Забрать рвотные масс, промывные воды, испражнения больного для бактериологического исследования.

  4. Выполнить посев кала на питательные среды.

  5. Взять кровь для постановки реакции сальмонеллезного Видаля и пассивной гемаглютинации.


^ 2.3. Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм.

Понятие об этиологии и эпидемиологии пищевых токсикоинфекции. Общая характеристика. Инкубационный период, его зависимость от тяжести течения заболевания. Клиническая картина зависимость клиники заболевания от вида возбудителя. Диагностика, лечение. Профилактика

Ботулизм. Этиология, эпидемиология, понятие о патогенезе. Клиника, диагностика, лечение профилактика.

^ Практическое занятие: Осмотр больных с ботулизмом и пищевой токсикоинфекцией. Основные жалобы больных объективные данные. Признаки нарушения зрения при ботулизме, неврологические симптомы заболевания, диспептические явления. Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Диагностика и лечение заболеваний. Организация сестринского процесса при ботулизме и пищевых токсикоинфекциях.

Учащиеся должны уметь:

  1. Провести промывание желудка по показаниям.

  2. Провести сифонную клизму.

  3. Забрать рвотные масс, промывные воды, испражнения больного и остатки пищи для бактериологического исследования.

  4. Оказать первую неотложную помощь при коллапсе.

  5. Ввести солевые растворы внутривенно.

  6. Ввести парентерально противоботулиническую сыворотку.

  7. Проводить кормление тяжелобольных и технику искусственного питания инфекционных больных.

  8. Собрать и доставить кровь на ботулотоксин.

^ 2.4. Дизентерия. Амебиаз.

Этиология. Эпидемиология. Понятие о патогенезе и патологоанатомических изменениях при дизентерии. Клиника. Осложнения. Понятие о хронической дизентерии. Диагностика. Лабораторная диагностика. Питание. Лечение. Уход за больными. Правила выписки реконвалесцентов. Преемственность наблюдения и лечения их в кабинете инфекционных болезней. Профилактические мероприятия в очаге.

Амебиаз. Этиология. Особенности жизненного цикла возбудителя. Эпидемиология. Звенья патогенеза и патологоанатомическая картина. Клиника, диагностика. Осложнения амебиаза. Лечение, уход и профилактика амебиаза

^ Практическое занятие: Осмотр больных с дизентерией с фиксированием внимания учащихся на важнейших клинических симптомах. Собирание жалоб, эпидемиологического анамнеза. Оценка стула больного подготовка больного к ректороманоскопии и участие в ней. Организация сестринского процесса при дизентерии и амебиазе.

^ Учащийся должен уметь:

  1. Провести посев кала на питательные среды для бактериологического исследования и оформление направления в лабораторию.

  2. Собирать ректороманоскоп, подготовить его к ректороманоскопии, провести последующую обработку использованного ректороманоскопа.

  3. Собрать кал на копрограмму.

  4. Подготовить больного к ректороманоскопии и колоноскопии.

  5. Взять кровь для постановки серологических реакций.


2.5. Холера.

Этиология. Эпидемиологическая характеристика холеры, как карантинного инфекционного заболевания. Звенья патогенеза. Клиническая картина. Осложнения. Гиповолемический шок. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Уход за больными. Правила выписки из стационара. Профилактика и меры борьбы. Мероприятия в очаге.

^ Практическое занятие:

Знакомство с устройством и режимом работы холерного госпиталя. Одевание противочумного костюма. Разбор жалоб больного, клинической картины заболевания при различных степенях обезвоживания. Правила взятия и отсылки материала в лабораторию для исследования. Организация сестринского процесса при холере. Режим медперсонала при уходе за больными холерой, текущая дезинфекция. Профилактика, мероприятия в очаге.

Учащийся должен уметь:

  1. Приметить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООП.

  2. Собрать материал и доставить в лабораторию для исследования на холеру.

  3. Вводить солевые растворы внутривенно.

  4. Собрать кал на вибриононосительство у реконвалесцентов.

  5. Подготовить и провести санитарно-просветительную беседу по профилактике заболевания.


^ 2.6. Вирусные гепатиты.

Гепатиты А, Е. Этиология эпидемиология источники инфекции, механизмы и пути передачи, восприимчивость населения к вирусным гепатитам А и Е. Клиника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Диетотерапия при различных стадиях заболевания и реконвалесценции. Значение режима в лечении больных с вирусными гепатитами. Режим медперсонала при работе с больными вирусными гепатитами А и Е. Профилактика. Диспансеризация. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика. Нормативная документация. Роль здорового образа жизни в профилактике вирусных гепатитов А и Е.

^ Практическое занятие: Собирание жалоб. Эпидемиологического анамнеза. Осмотр больного с фиксированием внимания на важнейших клинических признаках. Осмотр стула и мочи больного. Соблюдение требований диетотерапии и режима. Лечение. Организация сестринского процесса при вирусных гепатитах А и Е. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Мероприятия в очаге.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для биохимического исследования, ИФА, ПЦР.

  2. Провести предстерелизационную обработку инструментария.

  3. Ввести внутривенно растворы для дезинтоксикационной терапии.

  4. Подготовить и провести санитарно-просветительную беседу по профилактике заболевания.


^ 2.7. Вирусные гепатиты.

Гепатиты В, С, Д. Этиология, эпидемиология источники инфекции, пути передачи, группы риска при естественных и искусственных путях передачи. Клиника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Осложнения. Лечение. Диетотерапия при различных стадиях заболевания и реконвалесценции. Значение режима в лечении больных с вирусными гепатитами. Режим медперсонала при работе с больными вирусными гепатитами В, С, Д. Профилактика. Диспансеризация. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика. Нормативная документация. Роль здорового образа жизни в профилактике вирусных гепатитов В, С, Д.

^ Практическое занятие: Собирание жалоб. Эпидемиологического анамнеза. Осмотр больного с фиксированием внимания на важнейших клинических признаках. Осмотр стула и мочи больного. Соблюдение требований диетотерапии и режима. Лечение. Организация сестринского процесса при вирусных гепатитах В, С, Д. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Изучение нормативных документов эпидемический режим отделения вирусных гепатитов. Вопросы защиты медперсонала при работе с больными. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для биохимического исследования, ИФА, ПЦР.

  2. Провести предстерелизационную обработку инструментария.

  3. Ввести внутривенно растворы для дезинтоксикационной терапии.

  4. Составить беседу о режиме и диете реконвалесценту.

  5. Выполнить введение вакцины Энджерикс на фантоме.


^ 2.8. Иерсиниозная инфекция: кишечном иерсиниозе, псевдотуберкулезе.

Этиология. Эпидемиология. Звенья патогенеза. Клиника, клинические формы. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение и уход за больными. Профилактика.

^ Практическое занятие: Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Основные клинические проявления. Проведение лабораторной диагностики иерсиниозов. Организация сестринского процесса при иерсиниозах.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для серологического исследования на иерсиниозную инфекцию.

  2. Ввести внутривенно растворы для дезинтоксикационной терапии.

  3. Провести сбор кала и мочи для бактериологического исследования и оформление направления в лабораторию.


^ 2.9. Ротовирусные гастроэнтериты. Энтеровирусные болезни.

Этиология. Эпидемиология. Сезонность, контагиозность. Массовость заболевания. Звенья патогенеза. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактика. Сроки изоляции. Санитарно-гигиенические мероприятия в очагах.

^ Практическое занятие: Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Изучение клинических симптомов заболеваний. Выполнение назначений по лечению пациентов. Организация сестринского процесса. Вопросы санитарно-эпидемического режима при работе в отделении. Предупреждение внутрибольничного заражения.

Учащийся должен уметь:

  1. Провести сбор и доставку кала для вирусологического исследования, и оформление направления в лабораторию.

  2. Взять кровь для серологического исследования.

  3. Ввести внутривенно растворы для дезинтоксикационной терапии.

  4. Подготовить и провести санитарно-просветительную беседу по профилактике заболевания.


^ 2.10. Лептоспирозы. Бруцеллез.

Этиология. Эпидемиология. Поражение сердечно-сосудистой и нервной систем, печени, почек и других систем при лептоспирозах. Клиническая картина с учетом температуры, геморрагических явлений, желтухи, почечной недостаточности, и неврологических расстройств. Осложнения. Лабораторная диагностика лептоспироза. Лечение антибактериальное и противолептоспирозный гаммаглобулин. Профилактика лептоспирозов. Ветеринарно-санитарный надзор.

Характеристика возбудителей заболевания бруцеллез. Эпидемиологии. Клинические формы течения. Характер температурной кривой. Поражение локомоторного аппарата, нервной системы, гепатолиенальный синдром. Типы течения заболевания. Осложнения. Диагностика лечение и профилактика. Ветеринарно-санитарный надзор. Личная и профессиональная гигиена. Специфическая профилактика.


Гельминтозы.

2.11. Трихинеллез.


Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика. Лабораторная диагностика, лечение. Профилактика, ветеринарный контроль, дератизационные мероприятия, контроль за технологией производства мясных продуктов.

^ Практическое занятие:Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Изучение клинических симптомов заболеваний. Выполнение назначений по лечению пациентов. Организация сестринского процесса. Мероприятия в очаге.

^ Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для серологического исследования.

  2. Ввести внутривенно растворы для дезинтоксикационной терапии.


Инфекции дыхательных путей.


    1. Грипп. Парагрипп. Аденовирусная инфекция. Риновирусная инфекция.

^ Респираторно-синцитиальная инфекция.

Этиология. Эпидемиология. Понятие об эпидемиях и пандемиях гриппа. Клиника. Осложнения и исходы болезни. Лечение. Особенности ухода за больными. Мероприятия по профилактике внутрибольничных заражений. Изоляция больных на дому. Дезинфекция белья и предметов ухода.

Понятие об ОРВИ. Аденовирусная инфекция парагрипп. РС-инфекция.

^ Практическое занятие: Осмотр больных знакомство с важнейшими признаками болезней. Лечение больных, организация сестринского процесса. Питание больного. Профилактика осложнений. Мероприятия в очаге. Этика медперсонала.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять материал больного на вирусологическое исследование.

  2. Поставить банки, горчичники.

  3. Ввести противогриппозный гамма-глобулин.

  4. Провести дезинфекцию воздуха в помещении искусственным источником ультрафиолетовых лучей.

  5. Графически записать температурную кривую и частоту пульса.

  6. Осуществить уход за высоко лихорадящим больным.

  7. Оказать неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности.


^ 2.13.Менингококковая инфекция.

Этиология. Эпидемиология. Клиника клинические формы заболевания. Инфекционно-токсический шок. Диагностика, лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика и мероприятия в очаге инфекции.

^ Практическое занятие: Осмотр больных, собирание эпидемиологического анамнеза. Лабораторная диагностика, особенности сбора и транспортировки материала на менингококк. Лечение, организация сестринского процесса. Профилактика и мероприятия в очаге инфекции.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять и доставить мазок из носоглотки на менингококк.

  2. Приготовить мазок и толстую каплю крови на менингококк.

  3. Подготовить и принять участие в проведении спинномозговой пункции.

  4. Графически записать температурную кривую и частоту пульса.

  5. Осуществить уход за высоко лихорадящим больным.

  6. Осуществить подачу кислорода интраназально.


^ 2.14. Герпетическая инфекция. Инфекционный мононуклеоз.

Вирусы простого герпеса 1 и 2 типов, вирус ветряной оспы, опоясывающего герпеса, вирус Эпштейн-Барр, вирус герпес 6 и 7 типа. Этиология. Эпидемиология. Клиника: локализованные поражения кожи, герпетическая экзема, стоматит, поражение глаз, поражение половых органов, генерализованная инфекция, менингоэнцефалит, врожденная герпетическая инфекция. Диагностика, лечение и уход за больными. Специфическая химиотерапия герпеса, специфический против огерпетический иммуноглобулин, герпетическая вакцина.

Инфекционный мононуклеоз эпидемиология. Клиника, диагностика и лечение.

^ Практическое занятие: Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями генетической инфекции. Диагностика и лечение. Организация сестринского процесса при герпетической инфекции.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять материал больного на вирусологическое исследование.

  2. Провести обработку элементов герпетической сыпи.

  3. Осуществить подачу кислорода интраназально.


^ 2.15. Легионеллез. Атипичная пневмония (SARS).

Легионеллез. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение и профилактика.

Атипичная пневмония. Этиология, причины возникновения заболевания. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика лечение и профилактика. Мероприятия в очаге.

^ Практическое занятие: Знакомство с клиническими проявлениями болезни. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса при легионеллезе. Профилактика заболевания. Профилактика внутрибольничного заражения легионеллезом.

Атипичная пневмония. Организация сестринского процесса при атипичной пневмонии. Изучение нормативных документов по атипичной пневмонии. Мероприятия в очаге атипичной пневмонии. Режим работы медицинского персонала при работе с больным атипичной пневмонией.

Учащийся должен уметь:

  1. Осуществить подачу кислорода интраназально.

  2. Оказать неотложную помощь при острой дыхательной и сердечной недостаточности.

  3. Провести дезинфекцию воздуха в помещении искусственным источником ультрафиолетовых лучей.

  4. Осуществить уход за тяжело больным.

  5. Взятие материала при подозрении на атипичную пневмонию и правила его транспортировки в лабораторию.

  6. Приметить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООВИ.


Кровяные инфекции.


^ 2.16. Риккетсиозы. Сыпной тиф эпидемический. Болезнь Брилля.

Риккетсиозы. Общая характеристика группы реккетсиозов.

Этиология. Эпидемиология. Сроки заразительности больного. Ранние клинические признаки. Клиника разгара заболевания. Осложнения. Лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика заболевания, мероприятия в очаге. Болезнь Брилля эпидемиология, клиническая картина. Мероприятия в очаге.

^ Практическое занятие: Сроки заразительности больного. Знакомство с клиническими проявлениями сыпного тифа и болезни Брилля. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса при сыпном тифе и болезни Брилля. Профилактика заболевания. Мероприятия в очаге.

Учащийся должен уметь:

  1. Провести осмотр кожных и волосяных покров на педикулез.

  2. Взять кровь для серологического исследования.

  3. Осуществить уход за кожей, полостью рта у тяжелобольных.

  4. Осуществлять уход за тяжелобольными: подача судна, мочеприемника, резинового круга с их последующей обработкой.

  5. Проводить профилактику пролежней. 6. Осуществлять кормление тяжелобольных.


^ 2.17. Боррелиозы. Системный клещевой боррелиоз.

Этиология. Эпидемиология, природная очагов ость. Звенья патогенеза. Клинические проявления остром и хроническом периодах болезни. Кожные проявления в остром периоде болезни. Поражение нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. Лабораторная диагностика. Лечение особенности ухода. Профилактика.

^ Практическое занятие: Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями заболевания в разных периодах болезни. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса. Диспансеризация. Профилактика заболевания.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для серологического исследования.

  2. Подготовить и принять участие в проведении спинномозговой пункции.

  3. Правильно произвести удаление клеща.


^ 2.18. Вирусные энцефалиты: клещевой энцефалит, комариный энцефалит.

Вирусные менингоэцефалиты.


Клещевой энцефалит. Этиология. Эпидемиология. Природные источники циркуляция вирусов в природе. Звенья патогенеза. Клинические формы течения клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Лечение. Особенности ухода. Специфическая и неспецифическая профилактика. Японский энцефалит. Этиология. Эпидемиология, клиническая картина. Общие принципы лечения и профилактики заболевания. Вирусные менингоэнцефалиты: этиология, эпидемиология. Клинические проявления. Общие принципы диагностики и лечения.

^ Практическое занятие: Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями клещевого энцефалита и больных с вирусными менингоэнцефалитами. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса. Диспансеризация. Профилактика заболевания.

Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь для серологического исследования.

  2. Подготовить и принять участие в проведении спинномозговой пункции.

  3. Провести уход за тяжело больным, провести профилактику пролежней.


2.19. Малярия.

Этиология, цикл развития малярийного плазмодия. Эпидемиология. Природные очаги заболеваний. Звенья патогенеза. Клиническая картина и формы течения трехдневной, тропической и четырехдневной малярии. Лабораторная диагностика. Лечение. Особенности ухода. Профилактика.

^ Практическое занятие: Знакомство с клиническими проявлениями и формами течения трехдневной, овале, тропической и четырехдневной малярий. Симптоматика малярийного приступа. Тяжелые и злокачественные формы малярии. Малярийная кома. Рецидивы малярии. Лабораторная диагностика, лечение. Организация сестринского процесса при малярии.

Учащийся должен уметь:

  1. Приготовить толстую каплю крови и мазок крови.

  2. Провести уход за тяжело больным.

  3. Оказать неотложную помощь при развитии малярийной комы.

  4. Осуществить уход за высоко лихорадящим больным.


^ 2.20. Геморрагические лихорадки.

Практическое занятие:
Геморрагические лихорадки: классификация, этиология, эпидемиология, знакомство с клиническими проявлениями геморрагических лихорадок, лабораторная диагностика, лечение и профилактика. Организация сестринского процесса при геморрагических лихорадках и ООВИ.

Учащийся должен уметь:

  1. Приметить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООВИ.

  2. Провести уход за тяжело больным.

  3. Собрать и доставить в вирусологическую лабораторию материал на ООВИ.

  4. Оказать неотложную помощь при острой почечной недостаточности.

  5. Осуществить уход за высоко лихорадящим больным.

  6. Осуществить подачу кислорода интраназально.


^ 2.21. Чума. Туляремия.

Чума. Этиология. Эпидемиология, природные очаги чумы. Взаимосвязь между эпидемией среди людей и эпизоотией среди грызунов. Звенья патогенеза. Клиника, осложнения. Лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика и мероприятия в очаге.

Туляремия. Этиология. Резервуары инфекции в природе, входные ворота инфекции. Клинические формы туляремии. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Профилактика.

^ Практическое занятие: Знакомство с клиническими проявлениями и формами течения чумы и туляремии. Осложнения чумы. Лабораторная диагностика чумы. Доставка материала в лабораторию ООИ. Организация сестринского процесса при чуме. Режим медперсонала при работе в чумном госпитале. Профилактика и мероприятия в очаге. Правила обращения с трупом умершего от чумы.

Лабораторная диагностика туляремии, лечение. Организация сестринского процесса при туляремии. Профилактика туляремии.

Учащийся должен уметь:

  1. Применить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООИ.

  2. Провести уход за тяжело больным.

  3. Собрать и доставить в лабораторию материал больного для исследования на чуму.

  4. Осуществить уход за кожей, полостью рта у тяжелобольных.

  5. Осуществлять уход за тяжелобольными: подача судна, мочеприемника, резинового круга с их последующей обработкой.


^ 2.22. ВИЧ-инфекция. СПИД.

Строение вируса, его свойства. Процесс поражения Т-лимфоцитов и его последствия. Причины развития иммунодефицита. Эпидемиология. Группы риска. Клиническая картина: инкубационный период, серо-конверсионное окно, характеристика стадий заболевания, ВИЧ маркерные заболевания. Диагностика. Лечение. Группы противовирусных препаратов. Диспансерное наблюдение. Профилактика парентерального пути заражения, внутрибольничных и профессиональных заражений, половое воспитание. Роль здорового образа жизни в профилактике ВИЧ-инфекции.

^ Практическое занятие: Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями больных с ВИЧ маркерными заболеваниями. Работа с учебными историями болезни. Изучение нормативных документов по ВИЧ-СПИД. Правила забора материала для лабораторных исследований, доставка его в лабораторию. Лечение. Организация сестринского процесса. Профилактика заболевания индивидуальная и профессиональная.

^ Учащийся должен уметь:

  1. Взять кровь на ИФА, иммуноблотинг, ПЦР. Заполнить направление и произвести ' доставку в лабораторию.

  2. Провести санитарно-просветительную работу по проблеме ВИЧ-СПИД среди разных групп населения.

  3. Провести уход за тяжело больным.

  4. Провести профилактику профессионального заражения ВИЧ.


Инфекции наружных покровов.


^ 2.23.Сибирская язва. Рожа.

Этиология. Эпидемиология. Клинические формы сибирской язвы. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Правила обращения с трупом умершего от сибирской язвы. Профилактика, ветеринарные мероприятия в очаге инфекции.

Рожа. Этиология. Эпидемиология. Клиника, осложнения и исходы. Диагностика, лечение, особенности ухода. Профилактика рецидивов заболевания.

^ Практическое занятие: Знакомство с клиническими проявлениями рожистого воспаления. Организация сестринского процесса при роже. Профилактика рецидивов рожи.

Знакомство с клиникой сибирской язвы, особенности работы медицинской сестры при выявлении сибирской язвы. Диагностика, лечение. Организация сестринского процесса при сибирской язве. Правила обращения с трупом умершего от сибирской язвы. Мероприятия в чаге, профилактика.

Учащийся должен уметь:

  1. Провести внутримышечное введение бициллина-5.

  2. Провести уход за тяжело больным.

  3. Осуществить уход за высоко лихорадящим больным.

  4. Собрать и доставить в лабораторию материал больного для исследования на сибирскую язву.

  5. Приметить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООИ.


^ 2.24. Бешенство. Доброкачественный лимфоретикулез.

Бешенство. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Экстренная профилактика бешенства.

Доброкачественный лимфоретикуллез. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Лечение и особенности ухода.

^ Практическое занятие: Знакомство с клиническими проявлениями бешенства и доброкачественного лимфоретикулеза. Разбор учебных историй болезней. Организация сестринского процесса при бешенстве и доброкачественном лимфоретикулезе. Первичный аффект. Состояние лимфатических узлов при доброкачественном лимфоретикулезе Диагностика и принципы лечения бешенства. Диагностика, лечение доброкачественного лимфоретикулеза. Профилактика бешенства, мероприятия в очаге. Изучение инструкций по введению атирабической вакцины и иммуноглобулина. Методика проведения антирабических прививок.

Учащийся должен уметь:

  1. Провести уход за тяжело больным.

  2. Приметить средства индивидуальной защиты при работе с больным ООИ.

  3. Оказать неотложную помощь при судорожном синдроме бешенства.

  4. Оказать неотложную помощь при психомоторном возбуждении при бешенства.

  5. Провести санитарно-просветительную работу по профилактике бешенства.


2.25.Столбняк.

Столбняк. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение, особенности ухода. Экстренная и плановая профилактика столбняка.

^ Практическое занятие: Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями столбняка Изучение нормативных документов по профилактике столбняка. Лечение столбняка, введение противостолбнячной сыворотки и иммуноглобулина.- Организация сестринского процесса столбняке. Профилактика столбняка плановая и экстренная.

Учащийся должен уметь:

  1. Ввести противостолбнячный анатоксин.

  2. Ввести противостолбнячную сыворотку и иммуноглобулин.

  3. Провести уход за тяжело больным.

  4. Оказать неотложную помощь при судорожном синдроме столбняка.

  5. Провести санитарно-просветительную работу по профилактике столбняка.

Литература:


  1. «Инфекционные болезни с основами эпидемиологии» В.М. Баран, А.А. Ключарева, И.А. Карпов, А.М. Хамицкая. Минск «Універсітэцкае» 1998г.

  2. «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии» Л.А. Рубашкина, А.А. Гогоберидзе, В.В.Морозов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002г.

  3. «Инфекционные болезни» Е.П. Шувалова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2001г.

  4. «Инфекционные болезни» Ю.В. Лобзин Санкт-Петербург СпецЛит 2001г.

  5. «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях» Москва «Аcademia» 2002г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского

Программа для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность icon По изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы