|
Скачать 260.74 Kb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию УТВЕРЖДЕНА Начальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь Е.С. Зятиковым 01.12.2004 Сестринское дело при инфекционных болезнях ПРОГРАММА для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля специальность 2 - 79 01 31 «Сестринское дело» Минск 2004 г. 1. Общая часть. 1.1. Учения об инфекции. Общая патология инфекционных болезней. Методы диагностики. Классификация инфекционных болезней. Краткий очерк развития учения об инфекционных болезнях, заслуги отечественных и зарубежных ученых в разработке мер борьбы с инфекционными болезнями. Классификация инфекционных болезней. Учение об инфекции, инфекционном процессе. Определение понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь» ее особенности, периоды и течение. Понятия: реинфекция, рецидив, обострение, латентная форма инфекции, медленная инфекция, формы тяжести течения. Понятие о суперинфекции, дисбактериозе, карантинных и особоопасных инфекциях, природно-очаговых заболеваниях. Иммунитет неспецифический (гуморальный и клеточный), врожденный и приобретенный. Аллергия как иммунологическое состояние. Лабораторные и инструментальные методы диагностики инфекционных заболеваний. ^ Определение эпидемиология. Звенья эпидемического процесса, их характеристика. Мероприятия по обезвреживанию источника инфекции. Эпидемиологическое обследование, эпидемиологическое наблюдение. Мероприятия по повышению невосприимчивости населения. Прививки плановые и по эпидемическим показаниям. Учетная документация. ^ : Профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции. Выявление источников инфекции. Диспансерное наблюдение за переболевшими инфекционными больными. Мероприятия в отношении факторов передачи инфекции. Мероприятия по повышению невосприимчивости населения к инфекционным заболеваниям. Неспецифическая резистентность организма, способы ее повышения. Показания и противопоказания к активной и пассивной иммунизации. Требования, предъявляемые к бакпрепаратам. Способы введения бакпрепаратов. Вакцинация и ревакцинация, реакция на прививку. Документация учета инфекционных больных учетная форма № 058/у, № 60/у, правила госпитализации, проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, задачи и методы работы кабинета инфекционных заболеваний поликлиники. Учащиеся должны уметь:
^ Принципы ранней диагностики инфекционных болезней. Значение эпидемиологического анамнеза в диагностике. Понятие об основных признаках инфекционных болезней: интоксикация, инфекционные сыпи, инфекционная лихорадка, изменения со стороны лимфатической системы, костей и суставов, дыхательной, сердечно-сосудистой, органов брюшной полости, центральной нервной системы и др. Характеристика синдромов (общеинфекционный, гепатолиенальный, менингеальный, диарейный). Основные лабораторные и инструментальные методы, используемые в клинике инфекционных болезней: методы прямого обнаружения возбудителя в организме (бактериоскопический, вирусо- и бактериологический, экспресс методы диагностики, биологический метод диагностики); методы косвенного обнаружения возбудителя в организме человека - серологические исследования при инфекционных болезнях, проведение кожных аллергических проб. ^ : провести общий осмотр больного. Выделить изменения со стороны кожи и слизистых оболочек, типы инфекционной сыпи и ее расположение. Изменения со стороны лимфатических узлов, суставов, костей, органов дыхания, сердечнососудистой системы. Изменения со стороны органов брюшной полости (увеличение печени и селезенки, метеоризм, болезненность различных отделов кишечника). Менингеальные и энцефалитические симптомы. Уметь выделить ведущие симптомокомплексы в течение заболевания. Типичные изменения картины крови при инфекционных заболеваниях. Основные лабораторные и инструментальные методы, используемые в диагностике инфекционных болезней: бактериоскопический, бактерио- и вирусологический, биологическая проба, серологические исследования при инфекционных болезнях. Методика постановки кожных аллергических проб. Методы экспресс диагностики инфекционных заболеваний. Уметь собрать материал больного для этих исследований. Подготовить больного и инструментарий к проведению ректороманоскопии. Учащиеся должны уметь:
^ Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Виды дезинфекции. Способы дезинфекции. Характеристика дезинфекционных средств и способов их применения. ^ : основные дезинфекционные средства и правила их приготовления. Дезинфектанты для обработки мединструментария, поверхностей, рук и кожи. Требования, предъявляемые к дезрастворам. Инфекционная безопасность пациентов и медицинских работников. Учащиеся должны уметь:
^ Комплексное лечение инфекционных больных. Общая характеристика противомикробных, противовирусных, противогрибковых средств. Вакцинотерапия, бактериофаготерапия, патогенетическая терапия, диетотерапия. Особенности ухода за инфекционными больными. Характеристика диетических столов, наиболее часто применяемых в лечении. Не медикаментозное лечение инфекционных больных. Роль здорового образа жизни в системе профилактики и лечения инфекционных болезней. Принципы деонтологии в работе медицинского персонала. ^ : основные принципы лечения и ухода за инфекционными больными, основы диетотерапии, правила хранения медикаментов, правила заполнения листов назначений. Учащиеся должны уметь:
^ Принципы интенсивной терапии в клинике инфекционных болезней. Неотложные состояния: инфекционно-токсический шок, отек мозга, острая печеночная энцефалопатия, гиповолемический шок, острая почечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность. Анафилактический шок, неотложная помощь. ^ осмотр больных с неотложными состояниями. Оценка сознания пациента, осмотр кожи и слизистых, измерение давления, подсчет пульса и частоты дыхания, контроль физиологических и патологических отправлений пациента. Решение клинических задач по неотложным состояниям в инфектологии. Учащиеся должны уметь:
проводить противошоковую терапию.
профилактику пролежней. 4. Осуществлять кормление тяжелобольных и проводить парентеральное питание тяжелобольных. ^ особенности планировки инфекционных больниц и инфекционных отделений, работу приемного отделения, правила заполнения первичной документации на больного (история болезни, экстренное извещение). Правила проведения первичной санитарной обработки больных. Обеззараживание посуды. Остатков пищи, инвентаря, выделений больных. Нормативные документы по эпидрежиму инфекционной больницы (отделения). Учащиеся должны уметь:
^ Определение понятия внутрибольничные инфекции. Условия, способствующие их распространению. Эпидемиологическая цепь. Характеристика возбудителей, источников, путей и факторов передачи. Профилактика ВБИ. Система эпидемиологического надзора за ВБИ. ^ : нормативные документы по выявлению, профилактике, мероприятиям по ликвидации ВБИ. Характеристика возбудителей, источников, путей и факторов передачи. Инфекции, связанные с инвазивными вмешательствами. Профилактика и меры борьбы с ВБИ. Система эпидемиологического надзора за ВБИ. Учащиеся должны уметь:
^ Этиология, эпидемиология, патогенез. Особенности клиники современного брюшного тифа. Осложнения. Клиническая картина кишечного кровотечения и перфорации язвы кишечника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Значение режима, ухода за больными и диетотерапии. Условия выписки реконвалесцентов. Профилактика и меры борьбы, мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение. Паратифы А и Б. Краткие сведения по этиологии, эпидемиологии, клинике и лечению паратифов. Уход за больными паратифами А и Б. ^ Собирание жалоб больного. Собирание эпиданамнеза. Осмотр больного: внешний вид, выражение лица, бледность кожных покровов, наличие сыпи и ее расположение. Изменения со стороны органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, конфигурации живота, увеличение печени, селезенки, состояние нервно-психической сферы. Особенности изменений со стороны языка, стула больного. Характерные изменения температурной кривой у больного. Организация сестринского процесса при брюшном тифе. Учащиеся должны уметь:
кровотечении. 10. Графически записать температурную кривую и частоту пульса. 2.2. Сальмонеллез. Этиология. Эпидемиология. Звенья патогенеза. Клиника. Лабораторная диагностика. Лечение и профилактика. Мероприятия в очаге сальмонеллеза. Эпидемиологические и клинические особенности внутрибольничного сальмонеллеза. Профилактика. ^ Участие в осмотре больных сальмонеллезом собирание жалоб больных, эпидемиологического анамнеза. Основные клинические проявления болезни. Осмотр стула. Проведение ухода за больными при данной патологии. Организация сестринского процесса при сальмонеллезе. Учащиеся должны уметь:
^ Понятие об этиологии и эпидемиологии пищевых токсикоинфекции. Общая характеристика. Инкубационный период, его зависимость от тяжести течения заболевания. Клиническая картина зависимость клиники заболевания от вида возбудителя. Диагностика, лечение. Профилактика Ботулизм. Этиология, эпидемиология, понятие о патогенезе. Клиника, диагностика, лечение профилактика. ^ : Осмотр больных с ботулизмом и пищевой токсикоинфекцией. Основные жалобы больных объективные данные. Признаки нарушения зрения при ботулизме, неврологические симптомы заболевания, диспептические явления. Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Диагностика и лечение заболеваний. Организация сестринского процесса при ботулизме и пищевых токсикоинфекциях. Учащиеся должны уметь:
^ Этиология. Эпидемиология. Понятие о патогенезе и патологоанатомических изменениях при дизентерии. Клиника. Осложнения. Понятие о хронической дизентерии. Диагностика. Лабораторная диагностика. Питание. Лечение. Уход за больными. Правила выписки реконвалесцентов. Преемственность наблюдения и лечения их в кабинете инфекционных болезней. Профилактические мероприятия в очаге. Амебиаз. Этиология. Особенности жизненного цикла возбудителя. Эпидемиология. Звенья патогенеза и патологоанатомическая картина. Клиника, диагностика. Осложнения амебиаза. Лечение, уход и профилактика амебиаза ^ : Осмотр больных с дизентерией с фиксированием внимания учащихся на важнейших клинических симптомах. Собирание жалоб, эпидемиологического анамнеза. Оценка стула больного подготовка больного к ректороманоскопии и участие в ней. Организация сестринского процесса при дизентерии и амебиазе. ^ :
2.5. Холера. Этиология. Эпидемиологическая характеристика холеры, как карантинного инфекционного заболевания. Звенья патогенеза. Клиническая картина. Осложнения. Гиповолемический шок. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Уход за больными. Правила выписки из стационара. Профилактика и меры борьбы. Мероприятия в очаге. ^ : Знакомство с устройством и режимом работы холерного госпиталя. Одевание противочумного костюма. Разбор жалоб больного, клинической картины заболевания при различных степенях обезвоживания. Правила взятия и отсылки материала в лабораторию для исследования. Организация сестринского процесса при холере. Режим медперсонала при уходе за больными холерой, текущая дезинфекция. Профилактика, мероприятия в очаге. Учащийся должен уметь:
^ Гепатиты А, Е. Этиология эпидемиология источники инфекции, механизмы и пути передачи, восприимчивость населения к вирусным гепатитам А и Е. Клиника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Диетотерапия при различных стадиях заболевания и реконвалесценции. Значение режима в лечении больных с вирусными гепатитами. Режим медперсонала при работе с больными вирусными гепатитами А и Е. Профилактика. Диспансеризация. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика. Нормативная документация. Роль здорового образа жизни в профилактике вирусных гепатитов А и Е. ^ : Собирание жалоб. Эпидемиологического анамнеза. Осмотр больного с фиксированием внимания на важнейших клинических признаках. Осмотр стула и мочи больного. Соблюдение требований диетотерапии и режима. Лечение. Организация сестринского процесса при вирусных гепатитах А и Е. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Мероприятия в очаге. Учащийся должен уметь:
^ Гепатиты В, С, Д. Этиология, эпидемиология источники инфекции, пути передачи, группы риска при естественных и искусственных путях передачи. Клиника. Диагностика. Лабораторная диагностика. Осложнения. Лечение. Диетотерапия при различных стадиях заболевания и реконвалесценции. Значение режима в лечении больных с вирусными гепатитами. Режим медперсонала при работе с больными вирусными гепатитами В, С, Д. Профилактика. Диспансеризация. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика. Нормативная документация. Роль здорового образа жизни в профилактике вирусных гепатитов В, С, Д. ^ : Собирание жалоб. Эпидемиологического анамнеза. Осмотр больного с фиксированием внимания на важнейших клинических признаках. Осмотр стула и мочи больного. Соблюдение требований диетотерапии и режима. Лечение. Организация сестринского процесса при вирусных гепатитах В, С, Д. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Изучение нормативных документов эпидемический режим отделения вирусных гепатитов. Вопросы защиты медперсонала при работе с больными. Мероприятия в очаге. Специфическая профилактика. Учащийся должен уметь:
^ Этиология. Эпидемиология. Звенья патогенеза. Клиника, клинические формы. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение и уход за больными. Профилактика. ^ : Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Основные клинические проявления. Проведение лабораторной диагностики иерсиниозов. Организация сестринского процесса при иерсиниозах. Учащийся должен уметь:
^ Этиология. Эпидемиология. Сезонность, контагиозность. Массовость заболевания. Звенья патогенеза. Клинические проявления. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактика. Сроки изоляции. Санитарно-гигиенические мероприятия в очагах. ^ : Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Изучение клинических симптомов заболеваний. Выполнение назначений по лечению пациентов. Организация сестринского процесса. Вопросы санитарно-эпидемического режима при работе в отделении. Предупреждение внутрибольничного заражения. Учащийся должен уметь:
^ Этиология. Эпидемиология. Поражение сердечно-сосудистой и нервной систем, печени, почек и других систем при лептоспирозах. Клиническая картина с учетом температуры, геморрагических явлений, желтухи, почечной недостаточности, и неврологических расстройств. Осложнения. Лабораторная диагностика лептоспироза. Лечение антибактериальное и противолептоспирозный гаммаглобулин. Профилактика лептоспирозов. Ветеринарно-санитарный надзор. Характеристика возбудителей заболевания бруцеллез. Эпидемиологии. Клинические формы течения. Характер температурной кривой. Поражение локомоторного аппарата, нервной системы, гепатолиенальный синдром. Типы течения заболевания. Осложнения. Диагностика лечение и профилактика. Ветеринарно-санитарный надзор. Личная и профессиональная гигиена. Специфическая профилактика. Гельминтозы. 2.11. Трихинеллез. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика. Лабораторная диагностика, лечение. Профилактика, ветеринарный контроль, дератизационные мероприятия, контроль за технологией производства мясных продуктов. ^ :Собирание жалоб больного, эпидемиологического анамнеза. Изучение клинических симптомов заболеваний. Выполнение назначений по лечению пациентов. Организация сестринского процесса. Мероприятия в очаге. ^ :
Инфекции дыхательных путей.
^ Этиология. Эпидемиология. Понятие об эпидемиях и пандемиях гриппа. Клиника. Осложнения и исходы болезни. Лечение. Особенности ухода за больными. Мероприятия по профилактике внутрибольничных заражений. Изоляция больных на дому. Дезинфекция белья и предметов ухода. Понятие об ОРВИ. Аденовирусная инфекция парагрипп. РС-инфекция. ^ : Осмотр больных знакомство с важнейшими признаками болезней. Лечение больных, организация сестринского процесса. Питание больного. Профилактика осложнений. Мероприятия в очаге. Этика медперсонала. Учащийся должен уметь:
^ Этиология. Эпидемиология. Клиника клинические формы заболевания. Инфекционно-токсический шок. Диагностика, лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика и мероприятия в очаге инфекции. ^ : Осмотр больных, собирание эпидемиологического анамнеза. Лабораторная диагностика, особенности сбора и транспортировки материала на менингококк. Лечение, организация сестринского процесса. Профилактика и мероприятия в очаге инфекции. Учащийся должен уметь:
^ Вирусы простого герпеса 1 и 2 типов, вирус ветряной оспы, опоясывающего герпеса, вирус Эпштейн-Барр, вирус герпес 6 и 7 типа. Этиология. Эпидемиология. Клиника: локализованные поражения кожи, герпетическая экзема, стоматит, поражение глаз, поражение половых органов, генерализованная инфекция, менингоэнцефалит, врожденная герпетическая инфекция. Диагностика, лечение и уход за больными. Специфическая химиотерапия герпеса, специфический против огерпетический иммуноглобулин, герпетическая вакцина. Инфекционный мононуклеоз эпидемиология. Клиника, диагностика и лечение. ^ : Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями генетической инфекции. Диагностика и лечение. Организация сестринского процесса при герпетической инфекции. Учащийся должен уметь:
^ Легионеллез. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение и профилактика. Атипичная пневмония. Этиология, причины возникновения заболевания. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика лечение и профилактика. Мероприятия в очаге. ^ : Знакомство с клиническими проявлениями болезни. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса при легионеллезе. Профилактика заболевания. Профилактика внутрибольничного заражения легионеллезом. Атипичная пневмония. Организация сестринского процесса при атипичной пневмонии. Изучение нормативных документов по атипичной пневмонии. Мероприятия в очаге атипичной пневмонии. Режим работы медицинского персонала при работе с больным атипичной пневмонией. Учащийся должен уметь:
Кровяные инфекции. ^ Риккетсиозы. Общая характеристика группы реккетсиозов. Этиология. Эпидемиология. Сроки заразительности больного. Ранние клинические признаки. Клиника разгара заболевания. Осложнения. Лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика заболевания, мероприятия в очаге. Болезнь Брилля эпидемиология, клиническая картина. Мероприятия в очаге. ^ Сроки заразительности больного. Знакомство с клиническими проявлениями сыпного тифа и болезни Брилля. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса при сыпном тифе и болезни Брилля. Профилактика заболевания. Мероприятия в очаге. Учащийся должен уметь:
^ Этиология. Эпидемиология, природная очагов ость. Звенья патогенеза. Клинические проявления остром и хроническом периодах болезни. Кожные проявления в остром периоде болезни. Поражение нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы. Лабораторная диагностика. Лечение особенности ухода. Профилактика. ^ : Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями заболевания в разных периодах болезни. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса. Диспансеризация. Профилактика заболевания. Учащийся должен уметь:
^ Клещевой энцефалит. Этиология. Эпидемиология. Природные источники циркуляция вирусов в природе. Звенья патогенеза. Клинические формы течения клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Лечение. Особенности ухода. Специфическая и неспецифическая профилактика. Японский энцефалит. Этиология. Эпидемиология, клиническая картина. Общие принципы лечения и профилактики заболевания. Вирусные менингоэнцефалиты: этиология, эпидемиология. Клинические проявления. Общие принципы диагностики и лечения. ^ : Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями клещевого энцефалита и больных с вирусными менингоэнцефалитами. Лабораторная диагностика. Лечение. Организация сестринского процесса. Диспансеризация. Профилактика заболевания. Учащийся должен уметь:
2.19. Малярия. Этиология, цикл развития малярийного плазмодия. Эпидемиология. Природные очаги заболеваний. Звенья патогенеза. Клиническая картина и формы течения трехдневной, тропической и четырехдневной малярии. Лабораторная диагностика. Лечение. Особенности ухода. Профилактика. ^ : Знакомство с клиническими проявлениями и формами течения трехдневной, овале, тропической и четырехдневной малярий. Симптоматика малярийного приступа. Тяжелые и злокачественные формы малярии. Малярийная кома. Рецидивы малярии. Лабораторная диагностика, лечение. Организация сестринского процесса при малярии. Учащийся должен уметь:
^ Геморрагические лихорадки: классификация, этиология, эпидемиология, знакомство с клиническими проявлениями геморрагических лихорадок, лабораторная диагностика, лечение и профилактика. Организация сестринского процесса при геморрагических лихорадках и ООВИ. Учащийся должен уметь:
^ Чума. Этиология. Эпидемиология, природные очаги чумы. Взаимосвязь между эпидемией среди людей и эпизоотией среди грызунов. Звенья патогенеза. Клиника, осложнения. Лабораторная диагностика. Лечение, особенности ухода. Профилактика и мероприятия в очаге. Туляремия. Этиология. Резервуары инфекции в природе, входные ворота инфекции. Клинические формы туляремии. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Профилактика. ^ : Знакомство с клиническими проявлениями и формами течения чумы и туляремии. Осложнения чумы. Лабораторная диагностика чумы. Доставка материала в лабораторию ООИ. Организация сестринского процесса при чуме. Режим медперсонала при работе в чумном госпитале. Профилактика и мероприятия в очаге. Правила обращения с трупом умершего от чумы. Лабораторная диагностика туляремии, лечение. Организация сестринского процесса при туляремии. Профилактика туляремии. Учащийся должен уметь:
^ Строение вируса, его свойства. Процесс поражения Т-лимфоцитов и его последствия. Причины развития иммунодефицита. Эпидемиология. Группы риска. Клиническая картина: инкубационный период, серо-конверсионное окно, характеристика стадий заболевания, ВИЧ маркерные заболевания. Диагностика. Лечение. Группы противовирусных препаратов. Диспансерное наблюдение. Профилактика парентерального пути заражения, внутрибольничных и профессиональных заражений, половое воспитание. Роль здорового образа жизни в профилактике ВИЧ-инфекции. ^ : Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями больных с ВИЧ маркерными заболеваниями. Работа с учебными историями болезни. Изучение нормативных документов по ВИЧ-СПИД. Правила забора материала для лабораторных исследований, доставка его в лабораторию. Лечение. Организация сестринского процесса. Профилактика заболевания индивидуальная и профессиональная. ^ :
Инфекции наружных покровов. ^ Этиология. Эпидемиология. Клинические формы сибирской язвы. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Правила обращения с трупом умершего от сибирской язвы. Профилактика, ветеринарные мероприятия в очаге инфекции. Рожа. Этиология. Эпидемиология. Клиника, осложнения и исходы. Диагностика, лечение, особенности ухода. Профилактика рецидивов заболевания. ^ : Знакомство с клиническими проявлениями рожистого воспаления. Организация сестринского процесса при роже. Профилактика рецидивов рожи. Знакомство с клиникой сибирской язвы, особенности работы медицинской сестры при выявлении сибирской язвы. Диагностика, лечение. Организация сестринского процесса при сибирской язве. Правила обращения с трупом умершего от сибирской язвы. Мероприятия в чаге, профилактика. Учащийся должен уметь:
^ Бешенство. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Лабораторная диагностика, лечение, особенности ухода. Экстренная профилактика бешенства. Доброкачественный лимфоретикуллез. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Лечение и особенности ухода. ^ : Знакомство с клиническими проявлениями бешенства и доброкачественного лимфоретикулеза. Разбор учебных историй болезней. Организация сестринского процесса при бешенстве и доброкачественном лимфоретикулезе. Первичный аффект. Состояние лимфатических узлов при доброкачественном лимфоретикулезе Диагностика и принципы лечения бешенства. Диагностика, лечение доброкачественного лимфоретикулеза. Профилактика бешенства, мероприятия в очаге. Изучение инструкций по введению атирабической вакцины и иммуноглобулина. Методика проведения антирабических прививок. Учащийся должен уметь:
2.25.Столбняк. Столбняк. Этиология. Эпидемиология. Клиника, диагностика, лечение, особенности ухода. Экстренная и плановая профилактика столбняка. ^ Осмотр больных. Знакомство с клиническими проявлениями столбняка Изучение нормативных документов по профилактике столбняка. Лечение столбняка, введение противостолбнячной сыворотки и иммуноглобулина.- Организация сестринского процесса столбняке. Профилактика столбняка плановая и экстренная. Учащийся должен уметь:
Литература:
|