Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) icon

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8)





НазваниеУчебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8)
страница1/19
Дата23.04.2013
Размер1.95 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского


Е. В. Пятницкая


Психология травматического стресса


Учебное пособие


Балашов

2007

УДК 159.9(075.8)

ББК 88я73

П99


Рецензенты:


Доктор психологических наук, профессор
Смоленского гуманитарного университета


В. В. Селиванов;

Кандидат психологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского


О. П. Болотникова.


При финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.2007.6.


Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.



Пятницкая, Е. В.

П99 Психология травматического стресса : учеб. пособие / Е. В. Пятницкая. — Балашов : Николаев, 2007. — 140 с.

ISBN 978-5-94035-312-6


Учебное пособие включает лекционный материал по курсу «Психология травматического стресса». В издании обобщен накопленный теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы стрессов.

В книге рассматриваются ситуации, вызывающие стрессовые расстройства
у детей и подростков. Проанализировано не только влияние экстремальных ситуаций на психику ребенка, но и обстоятельств постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора — насилия, жестокого обращения с ребенком и др.

Пособие содержит приложение, в котором подробно описаны психодиагностические методики, применимые для исследования личностных особенностей, сформированных в условиях психотравмы и методики выявления посттравматических стрессовых расстройств у детей.

Представленные материалы будут интересны не только студентам педагогических и психологических специальностей, но и всем представителям помогающих профессий.

УДК 159.9(075.8)

ББК 88я73


ISBN 978-5-94035-312-6 © Пятницкая Е. В., 2007

О г л а в л е н и е


Предисловие 6

1. Стресс, травматический стресс, посттравматическое
стрессовое расстройство: соотношение понятий 8

1.1. Концепция стресса Г. Селье 8

1.2. Понятия «травма», «травматический стресс»,
«посттравматическое стрессовое расстройство» 10

2. Диагностические признаки ПТСР
и психологические особенности травмированной личности 16

2.1. Диагностические признаки ПТСР 16

2.2. Типы травматических ситуаций
и посттравматических стрессовых реакций 23

2.3. Психологические особенности
травмированной личности 26

3. Особенности переживания
травматического стресса детьми и подростками 31

3.1. Особенности реагирования детей
на различные типы экстремальных ситуаций 31

3.2. Специфика протекания
посттравматических стрессовых расстройств у детей 35

4. Неблагополучная семья
как фактор травматизации психики ребенка 40

4.1. Определение, типы и функции семей 40

4.2. Неблагополучные семьи
и их влияние на психику ребенка 42

4.3. Роли, навязываемые ребенку
в неблагополучной семье 47

5.Эйдемиллер, Э. Г. Системная семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб. : Питер, 2002. — 368 с. 53

5. Психическая травматизация ребенка
в условиях социального сиротства 54

5.1. Факторы повышенного риска
психической травматизации ребенка 54

5.2. Последствия психической травматизации ребенка,
воспитывающегося в условиях школ-интернатов 59

6. Защитные механизмы личности,
формирующиеся в условиях психотравмы 65

6.1. Общее понятие о механизмах
психологических защит личности 65

6.2. Классификация и содержательная характеристика
видов психологических защит личности 68

6.3. Защитные механизмы личности
и психотравма 72

7. Жизненный сценарий и психотравма 76

7.1. Понятие «жизненный сценарий»,
происхождение сценария 76

7.2. Виды жизненного сценария,
способы его воплощения в жизнь 78

7.3. Сценарные послания, запреты и решения 80

Заключение 89

Список использованной литературы 90

Приложения 94

Приложение 1 94

Полуструктурированное интервью
для оценки травматических переживаний детей 94

Родительская анкета
для оценки травматических переживаний детей 105

Приложение 2 111

Методика сокращенного многофакторного обследования
личности (СМОЛ) 111

Тест-опросник самоотношения В. В. Столина 128

Методика «Человек под дождем» 135

Методика «Рисунок семьи в образах животных» 139

Методика «Метафорические автопортреты» 145






Предисловие


За последнее десятилетие вопросы изучения травматического стресса стали особенно актуальными. Возникновением подобного интереса данное направление обязано, прежде всего, негативным плодам цивилизации — техногенным катастрофам, военным действиям, авариям и пр. Особенно тяжело эти ситуации переживают дети. Именно на анализе детских
и подростковых способов реагирования на стресс акцентируется данное пособие. В книге подробно разбираются различные ситуации, вызывающие стрессовые расстройства у детей и подростков. Рассмотрено не только влияние экстремальных ситуаций на психику ребенка, но и ситуаций постоянного и повторяющегося воздействия травматического стрессора — насилия, жестокого обращения с ребенком, социального сиротства. Принципиальным отличием этого пособия от других изданий является попытка глубоко проанализировать последствия влияния травматического стресса на психику ребенка. Особое место в пособии занимает рассмотрение проблем семьи, изучение неблагополучной семьи и внесемейного воспитания как стрессогенных факторов. Проанализированы также особенности влияния психотравмирующих событий на формирование жизненного сценария и психологических защит у детей.

В каждом классе имеются дети, так или иначе, столкнувшиеся с сильными стрессовыми ситуациями. Это дети из неполных, неблагополучных семей, дети, пережившие развод родителей, смерть близкого человека
и пр. Нередкое явление современности — это дети, ставшие свидетелями или участниками катастроф, боевых или насильственных действий. Как правило, такие дети имеют специфические личностные особенности,
с которыми при построении учебно-воспитательного процесса приходится сталкиваться каждому педагогу. Помочь педагогу разобраться с этими трудностями — основная цель учебного пособия.

В издании рассматриваются ситуации из практического опыта работы с детьми и подростками, имеющими психотравмирующие переживания. В приложении подробно описаны психодиагностические методики, применимые для исследования личностных особенностей, сформированных
в условиях психотравмы и методики выявления посттравматических стрессовых расстройств у детей.

Представленные в пособии материалы по специальному курсу «Психология травматического стресса» дают возможность будущему психологу и педагогу теоретически и практически подготовиться к работе с данной категорией детей.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических и психологических специальностей, а также практикующих психологов, социальных педагогов, учителей. В его основе лежат материалы лекций, проводимых в Балашовском филиале Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, а также собственный эмпирический материал автора.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Авторы-составители Г. С. Котова, О. В. Бессчетнова Балашов 2006 удк 611

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк: 637. 5: 579. 2 (075. 3)

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк: 664. 573 (075)

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк: 637. 56: 620. 22(075)

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие гродно, 2003 удк 616. 8 (075. 8) A 187

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Ставрополь 2005 удк 577. 1 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Курск 2011 удк 616. 314. 18-002-07-08(075. 8)

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Москва 2000 ббк 68. 9я73 удк 355. 58(075)

Учебное пособие Балашов 2007 удк 159. 9(075. 8) iconУчебное пособие Ставрополь 2005 удк 577. 1 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы