|
Скачать 1.5 Mb.
|
Оглавление
1. Рецензия на учебно-методическое пособие по общей психопатологии. Учебно-методическое пособие по общей психопатологии составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов медицинского высшего учебного заведения. Основой для данной разработки послужила типовая рабочая программа. Учебно-методическое пособие разработано и создано сотрудниками кафедры психиатрии Челябинской государственной медицинской академии и может быть использовано для самостоятельной работы студентов всех факультетов; а также может выполнять функцию руководства по изучению предложенной дисциплины на занятиях. Учебно-методическое пособие состоит из нескольких разделов, каждый из которых представляет одну из тем по общей психопатологии. В каждом разделе четко сформулирована цель данной темы, ее основные учебные элементы и теоретический материал. После каждой темы в методическое пособие включены:
Пособие выступает средством обучения, которое должно оказать существенную помощь при подготовке студентов к занятиям. В нем содержится практически весь необходимый материал по общей психопатологии в довольно краткой, доступной форме и в должном объеме, соответствующем требованиям, предъявляемым к экзамену и зачету по психиатрии. В данное пособие включены элементы самостоятельной проверки собственных знаний, полученных студентами, что также будет способствовать усвоению материала. Предлагаемое учебно-методическое пособие может быть интересным не только для студентов при изучении психиатрии, но и преподавателям медицинских высших учебных заведений. Зав. кафедрой психиатрии ФП и ДПО ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России, Д.М.Н. /Малинина Е.В./ 2. Рецензия на учебно-методическое пособие по общей психопатологии. Представленное учебно-методическое пособие может стать интересным не только для студентов, но и для преподавателей медицинских вузов. Учитывая недостаток учебно-методических пособий по общей психопатологии и слишком большой их объем, а также обычно сложное изложение информации, размещаемой во многих учебниках по психиатрии, значимость рецензируемой работы велика. На сегодняшний день в России существует большая нехватка методических разработок, где информация по общей психопатологии была бы представлена в достаточном объеме для студентов, изучающих психиатрию, а также была изложена доступно и рационально. Профессорско-преподавательский состав кафедры психиатрии Челябинской государственной медицинской академии в своем пособии систематизировал всю основную информацию по общей психопатологии, в которой студенты нуждаются при самостоятельной подготовке к занятиям. Данный материал собран и изложен комплексно, многоаспектно. Он систематизирован, апробирован авторами и адаптирован к использованию. Работа имеет четкую и логичную структуру, снабжена планом, основными учебными элементами. При этом четко даны наиболее распространенные и вызывающие сложность определения психопатологических симптомов и синдромов. Материал представлен в виде нескольких разделов, соответствующих темам по общей психопатологии. Имеются разделы по следующим темам: ощущения, восприятия и их расстройства; расстройства мышления; расстройства памяти, внимания и интеллекта; расстройства эмоциональной сферы; двигательные и волевые расстройства; расстройства сознания (продуктивные и апродуктивные). В конце каждого раздела размещены элементы самостоятельной проверки знаний студентами, а именно контрольные вопросы, практические навыки и тестовые задания. Каждый раздел является специфическим и представляет хорошую основу для самостоятельной подготовки к занятиям студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. На основании анализа данной учебно-методической работы можно сделать вывод, что она является законченным методическим пособием, имеющим важное практическое значение для повышения эффективности обучения студентов медицинских вузов; а также позволяет заинтересовать учащихся в данном предмете.
ВВЕДЕНИЕ Проблемы психического здоровья приобретают в последние десятилетия особую значимость среди всех классов заболеваний. Неслучайно психические расстройства все чаще становятся предметом специального рассмотрения правительства, межгосударственных институтов и даже Всемирного банка. Основной причиной данной тенденции является экономическое бремя, связанное с ростом психических расстройств. Большое значение при этом имеют не только прямые издержки, связанные с необходимостью диагностики и лечения психических расстройств, но и косвенные расходы, обусловленные трудовыми потерями, необходимостью социальной поддержки заболевших, занятостью членов семьи, проблемами больного. До 10% экономических затрат (в ближайшей перспективе ожидается 15%), которые несет общество в связи с различными болезнями, приходится на долю психических заболеваний и их последствий. Масштаб проблем психического здоровья требует объединения усилий различных специалистов, а это означает необходимость серьезного изучения психиатрии в ВУЗах. Знание психиатрии необходимо врачу любого профиля: подавляющее число больных первоначально обращаются не к психиатрам, а к представителям других медицинских специальностей. Согласно данным ВОЗ, психические расстройства в течение жизни переносит значительная часть населения, причем, в большинстве случаев они остаются не диагностированными и не леченными. В настоящее время психические и поведенческие расстройства наблюдаются примерно у 10% населения в целом и у 20% пациентов первичного звена оказания медицинской помощи. На протяжении жизни психические нарушения переносят примерно 450 млн. человек (WHO, 2001). Психиатр имеет дело с целостной психикой человека. В современной психиатрии основное внимание уделяют, с одной стороны, стрессовым воздействиям и способности личности им противостоять, с другой – соотношению нейробиологических и социальных факторов. ^ - ко многим психическим заболеваниям имеется генетическая предрасположенность; - все психические заболевания сопровождаются нарушениями функции мозга; - проявления болезни зависят от генетических факторов, отношения человека с окружающими, а также его личностных особенностей; - способность противостоять стрессовым воздействиям индивидуальна, в значительной мере зависит от предшествующего опыта; - стресс может способствовать проявлению скрытой патологии. Систематизация клинико-психопатологических знаний в психиатрии идет по следующим направлениям:
Самый высокий уровень обобщения и дифференциации (вся информация о больном, клинико-психопатологические сведения, данные лабораторных и параклинических методов) – это нозологическая диагностика. В повседневной работе врача нозологический диагноз нередко пересматривается. Это нормальная практика: на начальных этапах заболевания ставится один диагноз, позднее, по мере получения новой информации – другой. Реже подвергается пересмотру ранее поставленный диагноз симптома или синдрома. При рассмотрении симптомов и синдромов (они не являются строго специфичными для того или иного заболевания) обращается внимание на общепатологические закономерности. В связи с тем, что психопатологические симптомы и синдромы являются основой для постановки нозологического диагноза, требуется тщательное их изучение. Психиатрия – клиническая наука (от греч. – psyche – душа и iatreia – лечение); представляет собой широкую область медицинских научных знаний и врачебных навыков, необходимых для оказания помощи лицам, имеющим болезненные душевные состояния, обусловливающие трудности приспособления к жизни в обществе. Психиатрия подразделяется на общую и частную. ^ - это введение в психиатрию. Она изучает симптомы, синдромы и феномены психических расстройств. В частную психиатрию входит описание этиологии, патогенеза, клиники, лечения, профилактики психических заболеваний. Знаниями психиатрии должен обладать каждый врач. Те же, кто решил посвятить себя благородному делу избавления людей от душевных недугов, должны изучать психиатрию углубленно, начиная с общей психопатологии. Цель данного учебного пособия – помочь студентам разобраться в общих симптомах психических расстройств. ^ Психиатрия – учение о распознавании и лечении психических болезней. Объектом изучения психиатров является душа больного человека. Однако душа не принадлежит к материальному миру. Все люди вроде бы знают о наличии души, но она не может быть исследована физическими, биологическими и химическими методами. Понятие «душа» и «сознание» являются абстрактными категориями, созданными человеческим разумом для обозначения процессов, регулирующих поведение человека и наполняющих все это внутренним смыслом. С позиций современных исследований не вызывает сомнений тот факт, что болезни психики обусловлены нарушением работы головного мозга. Однако любая попытка четко локализовать психические расстройства в определенном отделе мозга человека приводит к упрощенному и неверному представлению о болезнях души. Психиатрия более, чем какая-либо другая медицинская специальность связана с социальной сферой. Поэтому врач-психиатр должен стремиться к формированию в обществе атмосферы терпимости и понимания по отношению к психически больным людям. ^ - своевременная диагностика психических расстройств; - лечение психических заболеваний и избавление людей от душевных страданий; - реабилитация душевнобольных и возвращение их к жизни в обществе; - профилактика психических заболеваний посредством пропаганды здорового образа жизни; - научное исследование закономерностей возникновения и течения психических расстройств с целью разработки новых методов лечения и профилактики; - предотвращение опасных для общества и самого больного поступков, обусловленных психическим расстройством; -социальная поддержка и защита прав психически больных, противодействие их дискриминации; формирование гуманного отношения общества к душевнобольным; - экспертиза для решения социальных вопросов (судебная, военная, трудовая). При обсуждении психических расстройств их часто сравнивают с понятием нормы. Норма – типичные, встречающиеся с наибольшей частотой, присущие большинству людей в данной популяции формы поведения, мышления и эмоционального реагирования. Аномалия – не укладывающиеся в рамки типичного, редко встречающиеся формы поведения, влияющие на адаптацию человека в различных направлениях (ухудшают или улучшают ее). Здоровье – способ поведения (типичный или аномальный), позволяющий приспосабливаться (адаптироваться) к условиям реальности, обеспечивать сохранение жизни, благополучие и воспроизводство истраченных сил. Патология (расстройство) – временное или постоянное отсутствие психологического благополучия, обусловленное неадаптивными формами поведения, мышления или эмоционального реагирования. Болезнь – патологический процесс, возникающий на фоне здоровья, имеющий характерную динамику и исход (выздоровление, формирование дефекта или смерть). ^ Общая психопатология изучает симптомы, синдромы и феномены психических заболеваний. Симптомы являются основой диагностики. Однако их диагностическая ценность может быть различна. Симптом – (symptomum, symptoma; от греч. Symptoma – совпадение, признак) – признак патологического состояния или болезни. ^ – это некий повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию; болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации. ^ – это преимущественно расстройство определенного психического процесса (восприятия, представления, эмоций, памяти и др.). Каждый в отдельности симптом не позволяет судить о диагнозе, но их сочетание несет важную информацию о нозологической природе психического заболевания. Основное диагностическое значение симптомов реализуется через образованные от них синдромы. Симптомы различаются в зависимости от их положения (значимости) в структуре синдрома. ^ - облигатные; - факультативные. Облигатный симптом – является синдромообразующим (ведущий в данном синдроме). Например, снижение настроения – облигатный (ведущий) признак депрессии. ^ – указывают на особенности течения болезни у конкретного больного. Например, тревога и психомоторное возбуждение при депрессивном синдроме не являются типичными или обязательными, но при диагностике их необходимо учитывать, так как они свидетельствуют об угрозе суицида. Симптом в психиатрии может указывать врачу на необходимость специальных мероприятий. Например, психомоторное возбуждение, стремление к самоубийству свидетельствуют об остроте состояния и являются показанием для госпитализации в психиатрическую больницу независимо от нозологического диагноза. ^ – повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих текущее состояние больного. Симптомы не существуют изолированно, вне связи с другими психическими расстройствами. Синдром в течение болезни динамичен, может сменяться другими симптомокомплексами. Клинические особенности синдрома и характерные закономерности смены психопатологических расстройств определяют диагноз болезни. Каждому заболеванию свойственна определенная последовательность формирования и смены синдромов. Синдром является важнейшей диагностической категорией психиатрии. ^ характеризует текущее состояние больного. Поэтому на протяжении болезни у одного и того же пациента можно наблюдать последовательную смену синдромов. Синдромы не указывают непосредственно на нозологический диагноз, но они могут быть более или менее специфичны. Например, синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо довольно специфичен именно для параноидной шизофрении. ^ Выделяют расстройства невротического и психотического уровня. Для характеристики тяжести расстройств используются следующие понятия: - невроз (невротический уровень расстройств); - психоз (психотический уровень расстройств). ^ : - ошибочное восприятие и осмысление действительности; - нелепое и опасное поведение (в т.ч. суицид); - отсутствие критики (осознание болезни). ^ - в целом верное восприятие и осмысление действительности; - поведение не всегда адаптивно, но опасные и нелепые поступки исключены; - наличие критики, стремление избавиться от болезни. ^ - продуктивная; - негативная. Продуктивная симптоматика (позитивная симптоматика, плюс-симптом) – это новый болезненный феномен, появившийся в результате болезни и отсутствующий у здоровых людей. Примеры продуктивных расстройств: бред, галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи. ^ (дефект, минус-симптом) – определяет ущерб, который нанесла болезнь здоровым функциям организма; исчезновение какой-либо способности личности. Примеры негативной симптоматики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), способности испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия). ^ - проявляются новыми функциями, не существовавшими до болезни; - неспецифичны, т.к. являются продуктом жизнедеятельности мозга; - обратимы, хорошо контролируются лекарственными средствами; могут проходить без лечения; - свидетельствуют об остроте процесса. ^ - выражаются в утрате здоровых функций и способностей; - довольно специфичны, указывают на конкретный пораженный локус; - обычно необратимы (за исключением расстройств в остром периоде болезни); - свидетельствуют об исходе болезни. ТЕМА 1 ^ Цель: Изучить аспекты медицинской психологии ощущений, восприятий и представлений. Изучить расстройства ощущений, восприятий и представлений. I. Основные элементы: 1. Ощущение. Аспекты медицинской психологии 2. Виды расстройств ощущений 2.1. Анестезии 2.2. Гиперестезии 2.3. Гипостезии 2.4. Парестезии 2.5. Сенестопатии 2.6. Синестезии ^ 4.1. Агнозии 4.2. Иллюзии 4.2.1. Аффективные 4.2.2. Вербальные 4.2.3. Парейдолические 4.3. Галлюцинации 4.3.1. Истинные 4.3.2. Псевдогаллюцинации (ложные) 5. Представление 5.1. Эйдетизм 5.2. Навязчивый эйдетизм 5.3. Навязчивые представления 6. Синдром галлюциноза 6.1. Вербальный (слуховой) 6.2. Зрительный 6.3. Тактильный 6.4. Обонятельный ^ 7.1. Деперсонализация 7.1.1. Аутопсихическая 7.1.2. Соматопсихическая 7.1.3. Аллопсихическая 7.2. Дереализация ^ это психическая функция, в результате которой человек получает сведения об отдельных свойствах и качествах предметов или явлений. Различные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность и продолжительность. Качество - это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные – по насыщенности, цветовому тону. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения также определяется интенсивностью воздействия на рецептор, его функциональным состоянием, но главным образом – временем действия на рецептор. Нарушение восприятий и ощущений встречаются при многих заболеваниях – инфекционных, соматогенных, психогенных, психоорганических и целом ряде психозов, в том числе при шизофрении и эпилепсии. ^ – чувство бесчувствия. Действие того или иного раздражителя на анализатор не воспринимается этим анализатором. 2.2. Гиперестезия – резкое усиление воспринимаемости действия внешнего раздражителя (например, при ряде невротических расстройств). Обычный дневной свет ослепляет, окраска предметов воспринимается очень яркой и т.д. 2.3. Гипостезия – резкое снижение воспринимаемости внешнего раздражителя. В психиатрической практике, например, при депрессиях. Все окружающее воспринимается неотчетливо, неясно, как сквозь туман. 2.4. Парестезии (ложные ощущения) – выражаются чувством покалывания, онемения, ползания по телу мурашек, чувством дуновения ветерка и т.д. Встречаются при неврастении и иных проявлениях невротических расстройств. 2.5. Сенестопатии – малодифференцированные, без определенной локализации тягостные ощущения в виде давления, жжения, сжимания, скручивания, пульсации и т.д. Наблюдается внутри головы или тела. Встречаются при органическом поражении мозга, черепно-мозговой травме, шизофрении. 2.6. Синестезии – одновременное сосуществование двух и более ощущений. Раздражитель действует на один анализатор, а включается в действие и другой (другие), т.е. получение информации осуществляется двумя и более анализаторами. Например, восприятие музыки и ее цветности. Синестезии далеко не всегда являются патологическими феноменами, они могут встречаться и в норме – у одаренных музыкантов, поэтов, художников. Могут возникать как временная патология при действии психотомиметических средств. 3. Восприятие Восприятие – психическая функция, в результате которой человек получает сведения о предметах и явлениях окружающего мира в целом. Основными свойствами восприятия являются: предметность и целостность, константность, избирательность, осмысленность и апперцепция восприятия. ^ - главные свойства восприятия, когда человек правильно воспринимаемые отдельные детали предмета или его изображения может связать их в единую структуру. Константность – свойство восприятия, которое обеспечивает относительное постоянство (по форме, цвету, величине и другим параметрам) воспринимаемых нами предметов. ^ наглядно выявляется в феномене «фигура из фона». То, что находится на переднем плане и воспринимается как конкретное, четко очерченное и замкнутое целое, называется фигурой восприятия, а все остальное – фоном. ^ – указывает на связь восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Апперцепция восприятия – указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека, с его «Я». Благодаря этому то, что человека интересует и лично с ним связано, становится в восприятии ярче и интенсивнее. ^ – нарушение узнавания предметов. Выделяют следующие виды агнозий:
Агнозии наблюдаются чаще при поражении теменно-затылочной и теменной долей головного мозга (опухолевый или воспалительный процесс, последствия черепно-мозговой травмы). 4.2. Иллюзии представляют искаженное восприятие реально существующих внешних раздражителей. Например, висящее в углу комнаты пальто в условиях затемненной обстановки воспринимается как силуэт притаившегося недоброжелателя. Для появления иллюзий необходимо наличие минимум двух факторов: психическое патологическое состояние и нечеткость восприятия внешних раздражителей. Выделяют физиологические иллюзии и иллюзии на болезненной психической основе. К иллюзиям, связанным с нарушением психической деятельности относят аффектогенные (аффективные), вербальные и парэйдолические иллюзии. 4.2.1. Аффектогенные (аффективные) иллюзии – иллюзии, возникающие на фоне сильного страха, тревоги, внутреннего напряжения, ожидания. Больной воспринимает в темноте деревья, какие-то вещи, мебель и т.д. как притаившихся убийц, недоброжелателей. Встречаются при реактивных или алкогольных параноидах и других состояниях. 4.2.2. Вербальные иллюзии – сложная интерпретация услышанного разговора. Больные вместо нейтрального разговора слышат угрозы, ругательства, обвинения, реплики якобы в свой адрес. Встречаются при шизофрении, реактивном психозе, алкогольных галлюцинозах. 4.2.3. Парейдолии – узоры на стенах, шторах, трещины на потолке и т. д. воспринимаются больным образно и фантастично. Они видят в них чудовищ, необыкновенные растения. При парейдолиях определенное значение имеет усиленное воображение. Наиболее часто встречаются при органических поражениях ЦНС различного генеза, на фоне высокой температуры тела. 4.3. Галлюцинации – психопатологический феномен, характеризующийся появлением чувственных восприятий без реальных предметов или явлений. Это мнимое восприятие. Галлюцинации оцениваются больными как явления реальные и настолько убедительные, что доказать им отсутствие реального раздражителя практически невозможно. Различают элементарные, простые и сложные галлюцинации. ^ :
^ – это галлюцинации одного анализатора (слуховые, зрительные и т.д.); Сложные галлюцинации – это галлюцинации нескольких анализаторов (например, слуховые и зрительные). Галлюцинации делятся по органам чувств:
Выделяют галлюцинации истинные и псевдогаллюцинации (ложные). Для истинных галлюцинаций основным является: проекция во внешней обстановке и субъективная достоверность. Для псевдогаллюцинаций (ложных) основными факторами являются: момент проекции (проекция в голове или за пределами чувственного горизонта – из соседнего города, государства); они носят характер «сделанности» и свойства объективной ирреальности. ^
^ делятся на комментирующие (повторяющие действия и поступки больного), императивные (носят повелительный, приказывающий характер), контрастные (одни голоса говорят одно, другие противоположное). Кроме того, выделяют голоса типа «монолога», «диалога», «оклики». Зрительные галлюцинации подразделяются на аутоскопические (видение собственного двойника – при опухолях в ЦНС, при атеросклерозе, при гипоксии мозга), экстракампинные (восприятие галлюцинаторных образов вне поля возможного восприятия – больной видит позади себя, голубя над крышей, находясь на первом этаже), лилипутные (видит множественные галлюцинаторные образы в уменьшенном виде, типа гномиков), Гулливер-галлюцинации (видит галлюцинаторные образы в увеличенном виде, типа Гулливеров). Кроме того, выделяют следующие галлюцинации:
5. Представление Представление- это отражение в головном мозге следов прошлого опыта или наших знаний. ^
Изучая патологию восприятия представления, следует знать и такое понятие, как эйдетизм, не являющийся порой грубым патологическим феноменом. Эйдетизм – это способность к вызыванию ярких представлений, к сохранению и воспроизведению очень живых и детальных образов ранее воспринятых предметов и сцен. По яркости и живости эти представления соответствуют восприятиям у детей дошкольного возраста. Наблюдаются при истерии, истерической психопатии, органическом поражении ЦНС. Следует знать и такое понятие, как «мираж». Мираж – оптическое явление, состоящее в появлении у горизонта ложных предметов, строений и т. п. Возникает чаще в пустыне или пустынном месте. Интересно, что мираж видят все присутствующие. Предметы при мираже находятся как бы в призрачном колебании воздуха, они воспринимаются неотчетливо. Удерживается непродолжительное время и не является патологическим феноменом. 6. Галлюцинозы Синдром галлюциноза – однотипные, более или менее стойкие галлюцинации, возникающие на фоне ясного сознания. Различают три варианта галлюцинозов: вербальный, зрительный и тактильный. 6.1. Вербальный галлюциноз. Больные слышат различные голоса. 6.2. Зрительный галлюциноз. Встречается у слепых людей, чаще в позднем возрасте (зрительный галлюциноз Шарля Бонне). 6.3. Тактильный галлюциноз. Больные заявляют, что у них под кожей ползают мелкие насекомые; места расчесов, царапин объяснят, как место внедрения или выхода насекомых. Тактильный галлюциноз еще называют бредом кожных паразитов (дерматозойный бред Экбома). ^ – это нарушение восприятия пространственных отношений, форм предметов и собственного тела. При психосенсорных нарушениях обычно сохранено критическое отношение к ним. Выделяют деперсонализационные и дереализационные нарушения восприятия. 7.1. Деперсонализации – болезненное переживание человеком собственной измененности, утраты самоидентичности, потери собственного «Я». Выделяют аутопсихические, соматопсихические и аллопсихические деперсонализации.
Проявляется чувством измененности собственного «Я» («во мне что-то изменилось»); чувством утраты собственного «Я» («кажется, что я потерял свою личность»); чувством растворения «Я» в окружающем мире («мир поглотил меня»); чувством всеобъемлющего «Я» («мое «Я» столь большое, что дух захватывает»); чувством утраты единства «Я» («одно «Я» действует, другое наблюдает за ним»). Аутопсихические деперсонализации нередко наблюдаются при шизофрении.
7.2. Дереализации – расстройство восприятия при котором возникает ощущение, что окружающий мир изменился, стал «нереальным», «чуждым», «искусственным». Дереализация проявляется следующим:
^ Сенестопатии могут появляться у детей с 5-7 лет, чаще всего они проецируются в области органов брюшной полости (хотя могут иметь и иную локализацию). Возникают обычно в виде кратковременных эпизодов. Патологические ощущения в виде сенестопатий у подростков более оформлены, напоминают подобные расстройства у взрослых. Иллюзии у детей, в силу яркости и образности их восприятия, а также еще неразвитости у них второй сигнальной системы, могут быть и в норме, когда «реальное как бы переплетается с фантастическим». Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать реальные предметы по-иному, наделять их какими-то особыми свойствами. При патологическом фантазировании ребенок целиком отрывается от реального мира, он весь в своих болезненных переживаниях. Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, является частое «видение» различных героев сказок и мультфильмов. Это касается не только иллюзий, но и галлюцинаций. Дети «видят» «злую колдунью», «Кощея бессмертного», «Бабу-ягу» и т.д. Другой особенностью является преобладание зрительных обманов восприятия (даже при шизофрении, в отличие этой болезни у взрослых, протекающей преимущественно со слуховыми галлюцинациями). У детей и подростков могут быть и псевдогаллюцинации, причем нередко в виде гипнагогических. Они возникают чаще на фоне болезни, особенно протекающей с помрачением сознания в виде онейроида (шизофрения, инфекции, интоксикации). Расстройства сенсорного синтеза в виде нарушения схемы тела и метаморфопсий бывают у детей (обычно после 6-7 лет) при органических поражениях головного мозга различной этиологии. ^ 1. Определение понятия «ощущения». Основные виды расстройства ощущений. 2. Определение понятия «восприятие». Основные виды расстройства восприятий. 3. Клиническая характеристика истерических расстройств ощущений. 4. Иллюзии и их проявления. 5.Определение понятия «представление». Различие восприятий и представлений. 6. Галлюцинации как расстройства восприятия. 7. Отличие истинных галлюцинации от ложных. 8. Проявления психосенсорных расстройств (расстройства сенсорного синтеза). 9. Проявления дереализации и деперсонализации. 9. Характерные клинические проявления синдрома галлюциноза. III. Практические навыки: 1. Овладеть методикой выявления расстройств ощущений. 2. Овладение методикой выявления расстройств восприятия. IY. Тестовые вопросы: ^
^
^
^
^
^
|