Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения





Скачать 84.33 Kb.
Название Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения
учитель-логопед
Дата 30.03.2013
Размер 84.33 Kb.
Тип Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»


Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений


Тема: Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения


Автор: учитель-логопед

I квалификационной категор

Гарнова Наталья Николаевна


п. Тюльган 2012

  1. Вступление

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

  1. Основная часть

Слайд № 2
^ Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Слайд № 3

Цель:

Научить детей передавать знания об особенностях объектов и явлений окружающего мира в различных формах речевых высказываний.

Слайд № 4

Задачи, решаемые при использовании метода наглядного моделирования

  • формирование лексико-грамматических представлений;

  • работа со звуками;

  • развитие словаря и связной речи;

  • подготовка к обучению грамоте.

Слайд № 5-6-7

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями, характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции речи детей.

Слайд № 8-9-10

^ Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
Пособие состоит из демонстрационного материала, используемого на фронтальных занятиях (формат A3) и карточек (формат А4) для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-логопеда (цветной вариант) и воспитателя или родителей (черно-белый вариант). Черно-белое изображение предполагает работу по развитию мелкой моторики.
2. Игра “Феи Звуков”. Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.
Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок

  • называет предложенную картинку

  • называет первый звук в названии изображенного предмета

  • определяет первый звук гласный или согласный

  • “отдает” картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т.д.)

В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т.д.


3. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

Слайд № 11

^ Формирование лексико-грамматических категорий

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.
Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.(«Речекубик», «Переведи через мостик»)
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы.
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.
Я использую пиктограммы на фронтальных занятиях, для организации дидактических игр и для создания развивающей среды логопедического кабинета.

Слайд № 12-13-14

^ Формирование связной речи

Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

^ I. Пересказ текстов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

Слайд № 15

^ II. Составление описательных рассказов по сюжетной картине

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка “Зимние забавы”
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Слайд №16

^ IV. Составление описательных рассказов

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.


Слайд № 17

^ V. Составление рассказов по замыслу.

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.

Слайд № 18

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию,

  2. проводить исследование,

  3. делать сравнения,

  4. составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

  5. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.



Практическая часть педагогов участников.

  1. Группе участников мастер-класс придумать и составить пиктограмму к загадке.

  2. Группе участников мастер-класс составить пиктограмму к стихотворению.

  3. Группе участников мастер-класс составить пиктограмму к сказке « Три медведя».

  4. Группе участников мастер-класс «зарисовать» пиктограмму к описательному рассказу «Осень».

Для остальных участников мастер-класс физминутка.

^ Заслушивание и анализирование работ педагогов участников.

  1. Заключение

Из всего сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы ,так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

Рекомендуемая литература:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Методические рекомендации гуо «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon «Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Использование интеграции содержания предметов естественнонаучного цикла как фактор развивающего обучения

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Использование методики «музыка с видеорядом» в коррекционно-логопедической работе с детьми раннего
Обно решать круг задач, определяемый дидактическими свойствами и функциями данного средства обучения....
Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Коррекционно-развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon § 1 Наш дружный класс глава II. В стране чудесных открытий…
Со времен И. Песталоцци и К. Д. Ушинского человечество думает над проблемой развивающего обучения....
Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon «Использование графического моделирования при обучении дошкольников с депривацией зрения составлению
«Осуществление комплексного подхода в работе по активизации инициативной связной речи дошкольников...
Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Г. Сосновоборска, Красноярского края, где распивал спиртные напитки. В ходе распития спиртных напитков
Мировой судья судебного участка №123 г. Сосновоборска Красноярского края Чернов В. И
Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Современные подходы в развитии одаренности школьников и методы развивающего дискомфорта

Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения icon Методические разработки обучения аномальных детей основным школьным предметам 39 Методы и формы обучения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы