|
Скачать 181.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии и социальных наук Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 2 февраля 2008 г. Регистрационный № ТД – Е-061 / тип. ![]() Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» МИНСК 2008 УДК 159.9(073) ББК 88.4р С71 Составители: Е. С. Слепович – профессор кафедры психологии Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. ^ – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент. Рецензенты: кафедра основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»; ^ зам. директора Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент. ^ Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию, протокол № 4 от 15 ноября 2007 г.; Ученым советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, протокол № 4 от 11 марта 2008 г. ^ : доцент А. М. Поляков.
УДК 159.9(073) ББК 88.4р © БГУ, 2008 ^ Учебный курс «Специальная психология» является одним из ведущих в подготовке практического психолога. Надстраиваясь над курсами общей психологии, медицинской психологии, психологии развития, педагогической психологии, он не просто сводит их в единую систему знания о психике ребенка, но и дает возможность применить ее к конкретному ребенку, нуждающемуся в помощи психолога. ^ «специальная психология» состоит в формировании у студентов системы представлений о динамике, общих и специфических закономерностях, видах, подходах к диагностике и психокоррекции отклоняющегося психофизического развития ребенка. Содержание курса «Специальная психология» представляет собой не совокупность сведений о ребенке с отклонениями в психофизическом развитии, а более сложную систему знания, позволяющего решить задачу самостоятельного построения специалистом практики оказания ребенку психологической помощи. В свою структуру учебный курс включает лекционные и семинарские занятия. В процессе занятий предполагается решить следующие задачи:
Освоение содержания курса «Специальная психология» тесно связано с такими дисциплинами как «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития», «Медицинская психология», «Нейропсихология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Физиология поведения». В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Психология развития» 130 часов, из них 68 часов аудиторных занятий: лекций – 38 часов, семинарских занятий – 30 часов. Курс рассчитан на 1 семестр со сдачей экзамена. ^
СОДЕРЖАНИЕ ^ Общество «культуры полезности» и общество «культуры достоинства»: психологические особенности отношения к инвалидам. Из истории проблемы в западном обществе. Из истории проблемы в России и СССР. Аномальный ребенок и общество. Психолог в структуре помощи аномальному ребенку. Дефектология, как область знания об аномальных детях. Специальная психология в структуре дефектологии. Специальная психология как психологическая практика советской психологии (академическая психология – прикладная психология – психологическая практика). Связь специальной психологии с различными отраслями психологии (общая психология, психология развития, педагогическая психология, психолингвистика, патопсихология, медицинская психология и т.д.). Разделы специальной психологии. ^ Определение аномального развития. Дихотомия «норма-патология». Виды аномального развития. Система государственных специальных учреждений для детей с нарушениями в психофизическом развитии. Процесс компенсации. Процесс коррекции. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для понимания структуры психологического дефекта при разных аномалиях развития и построения системы коррекционного воздействия. Понятие о сензитивных периодах развития и его значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Понятие об общих структурах деятельности и использование теории деятельности в целях психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Общие и специфические закономерности аномального развития. Понятие о психологической структуре дефекта. ^ Факторы психического развития ребенка. Генетические факторы, соматические факторы, социальные факторы (ранние средовые воздействия, текущие средовые воздействия). Возрастная обусловленность дизонтогенеза. Этиология нарушения, интенсивность и распространенность патологического процесса. Степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций. Понятие о первичном и вторичном дефекте. Обратимость нарушений развития. Основные формы дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. ^ Современное школьное обучение и проблема школьной неуспеваемости. История изучения детей с задержкой психического развития. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Стратегия психологической помощи этим детям. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Основные направления в работе психолога с детьми данной категории. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»; психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении). Стратегия работы психолога с детьми с задержкой психического развития психогенного происхождения. Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического генеза. Особенности личности, деятельности и познавательных функций с задержкой психического развития. ^ Определение умственной отсталости. Олигофрения. Причины возникновения врожденного слабоумия (эндогенные, экзогенные). Клинико-психологическая классификация олигофрений (по М.С. Певзнер). Степень выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность, дебильность. Структура психологического дефекта при умственной отсталости. «Ядерный признак умственной отсталости» (по Л.С. Выготскому). Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я -концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения. Общие структуры деятельности умственно отсталых. Игровая деятельность, изобразительная деятельность, учебная деятельность, речевая деятельность. Познавательная деятельность: ощущение, восприятие, память, мышление. Проблемы социализации умственно отсталого ребенка. Вспомогательная школа. Деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты. ^ Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Дислалии (механическая, функциональная, физиологическая). Ринолалии. Психологическая помощь детям с ринолалией. Дизартрия. Психологическая помощь детям с дизартрией. Системная речевая патология (алалии, афазии). Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности познавательной деятельности. Ограничение системного недоразвития речи от сходных состояний. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи. Совместная работа школьного психолога, логопеда и учителя по коррекции нарушений письменной речи. Заикание. Функции психолога в работе с заикающимся ребенком. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи. ^ аппаратаТипы аномального развития двигательной сферы. «Моторная дебильность». Двигательный инфантилизм. Экстрапирамидная недостаточность. Фронтальная недостаточность. Детский церебральный паралич. Этиология, клиническая структура. Классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, личности. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы. ^ Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. Время поражения зрения. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи). Вторичные нарушения психического развития. Влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития. ^ Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие. Этиология синдрома раннего детского аутизма. Клинико-психологическая структура синдрома раннего детского аутизма. Феноменологическая картина синдрома раннего детского аутизма. Понимание сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях (психоанализ, клиническое направление, психофизиологическое направление, когнитивное направление, нейропсихологическое, этологическое). Психологическая структура раннего детского аутизма по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем. Психологическая картина раннего детского аутизма в рамках данного подхода. Проявление синдрома раннего детского аутизма на различных возрастных этапах. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом. ^ Детские психопатии. Органические, конституциональные, приобретенные психопатии. Патохарактерологическое развитие личности. Невропатии. Нарушения темпа полового созревания: акселерация, ретардация. Детские неврозы. Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности. ^ с отклонениями в развитииОсновные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии. Возрастно–психологическая диагностика. Уровень актуального развития ребенка. Зона ближайшего развития. Метод наблюдения. Метод клинической беседы. Продукты деятельности ребенка и их психологический анализ. Метод эксперимента. Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития. Психологические механизмы разных видов помощи в процессе экспресс-диагностики. Качественная и количественная психологическая диагностика. Патопсихологический метод в дифференциальной диагностике. Нейропсихологический метод в дифференциальной диагностике. Стандартизированные психометрические методики диагностики интеллектуального развития ребенка. Понятие о психологической экспресс-диагностике. Основные требования к созданию блока психодиагностических методик для экспресс-диагностики аномального развития. Интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования. Изучение ребенка с легким отклонениями в развитии как первый этап психокоррекционной работы. Изучение личности аномального ребенка. Изучение общих структур деятельности. Изучение игровой деятельности. Изучение учебной деятельности. Изучение познавательных процессов (восприятие, память, мышление). Психологическая характеристика ребенка с легкими отклонениями в развитии. Сравнительный анализ взглядов психолога и психиатра на аномальное развитие. Психолого-медико-педагогические комиссии. Психолог в структуре комиссии. Протокол медико-психолого-педагогической комиссии. Педагогическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Психологическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Показания и противопоказания к приему в разные типы специальных учреждений. ^ Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. Психолог как субъект психокоррекционной работы. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой. Формирование общих структур деятельности. Формирование игровой деятельности. Формирование учебной деятельности. Формирование познавательных процессов. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. 4. ЛИТЕРАТУРА |