Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск





Скачать 181.03 Kb.
Название Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск
Дата 30.03.2013
Размер 181.03 Kb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и социальных наук


Утверждена

Министерством образования

Республики Беларусь

2 февраля 2008 г.

Регистрационный № ТД – Е-061 / тип.





Учебная программа для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
1-23 01 04 «Психология»


МИНСК

2008

УДК 159.9(073)

ББК 88.4р

С71


Составители:

Е. С. Слепович – профессор кафедры психологии Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор.

^ А. М. Поляков – доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.


Рецензенты:

кафедра основ дефектологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

^ А. А. Полонников, зам. директора Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой программы:

Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию, протокол № 4 от 15 ноября 2007 г.;

Ученым советом факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, протокол № 4 от 11 марта 2008 г.


^ Ответственный за редакцию: доцент А. М. Поляков.




С71

Специальная психология: учеб. программа для студентов высших учебных заведений, обуч. по спец. 1-23 01 04 «Психология» / сост.: Е. С. Слепович, А. М. Поляков. – Минск : БГУ, 2008.– 13 с.


УДК 159.9(073)

ББК 88.4р


© БГУ, 2008


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный курс «Специальная психология» является одним из ведущих в подготовке практического психолога. Надстраиваясь над курсами общей психологии, медицинской психологии, психологии развития, педагогической психологии, он не просто сводит их в единую систему знания о психике ребенка, но и дает возможность применить ее к конкретному ребенку, нуждающемуся в помощи психолога.

^ Цель курса «специальная психология» состоит в формировании у студентов системы представлений о динамике, общих и специфических закономерностях, видах, подходах к диагностике и психокоррекции отклоняющегося психофизического развития ребенка.

Содержание курса «Специальная психология» представляет собой не совокупность сведений о ребенке с отклонениями в психофизическом развитии, а более сложную систему знания, позволяющего решить задачу самостоятельного построения специалистом практики оказания ребенку психологической помощи.

В свою структуру учебный курс включает лекционные и семинарские занятия. В процессе занятий предполагается решить следующие задачи:

  • - определить место специальной психологии в системе психологического знания, а также в системе знаний об аномальном ребенке;

  • - осветить историю создания теории и практики оказания помощи ребенку с отклонениями как историю развития общественного сознания в рамках «культуры полезности» и «культуры достоинства»;

  • - обсудить подходы к норме и патологии в рамках различных философских и психологических направлений;

  • - рассмотреть проблемы аномального развития и его клинико-психологические классификации;

  • - дать анализ механизмов компенсации и коррекции;

  • - описать основные закономерности развития детской психики в рамках культурно-исторического подхода как теоретической основы для изучения аномального ребенка;

  • - определить и проанализировать общие и специфические закономерности, а также динамику развития психики детей с различными видами отклонений в психофизическом развитии.

Освоение содержания курса «Специальная психология» тесно связано с такими дисциплинами как «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития», «Медицинская психология», «Нейропсихология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Физиология поведения».

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

  • - основные понятия специальной психологии,

  • - теоретико-методологические основания исследования отклоняющегося психического развития и построения психокоррекционной работы,

  • - факторы, закономерности и механизмы аномального психического развития,

  • - методы исследования отклонений в психическом развитии,

  • - особенности развития поведения, психических функций и личности детей с различными видами дизонтогенеза,

  • - правила проведения экспресс-диагностического обследования ребенка,

  • - принципы построения психокоррекционных программ.

  • В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • - оперировать основными категориями специальной психологии,

  • - осуществлять сравнительный анализ различных видов отклоняющегося психического развития,

  • - соотносить теоретически описываемые феномены аномального развития с эмпирическими фактами развития ребенка,

  • - осуществлять эмпресс-диагностическое обследование ребенка,

  • - проектировать психокоррекционную программу.

Образовательным стандартом отводится на изучение дисциплины «Психология развития» 130 часов, из них 68 часов аудиторных занятий: лекций – 38 часов, семинарских занятий – 30 часов. Курс рассчитан на 1 семестр со сдачей экзамена.


^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


п/п

Название темы

Всего

Лекции

Семинары


^

Предмет и структура специальной психологии


6

4

2


Психологические закономерности аномального развития ребенка


10

4

6



Классификация нарушений психофизического развития по типу дизонтогенеза

4

2

2



Задержка психического развития

8

6

2



Умственная отсталость

6

4

2



Дети с нарушениями речи

3

2

1



Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3

2

1



Дети с нарушением зрения и слуха

4

2

2



Дети с синдромом раннего детского аутизма

3

2

1



Дисгармоническое развитие личности ребенка

3

2

1



Психодиагностика и изучение ребенка с отклонениями в развитии

10

4

6



Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии

8

4

4




ВСЕГО ЧАСОВ

68

38

30



СОДЕРЖАНИЕ

^

Тема 1. Предмет и структура специальной психологии


Общество «культуры полезности» и общество «культуры достоинства»: психологические особенности отношения к инвалидам. Из истории проблемы в западном обществе. Из истории проблемы в России и СССР. Аномальный ребенок и общество. Психолог в структуре помощи аномальному ребенку. Дефектология, как область знания об аномальных детях. Специальная психология в структуре дефектологии. Специальная психология как психологическая практика советской психологии (академическая психология – прикладная психология – психологическая практика). Связь специальной психологии с различными отраслями психологии (общая психология, психология развития, педагогическая психология, психолингвистика, патопсихология, медицинская психология и т.д.). Разделы специальной психологии.

^

Тема 2. Психологические закономерности аномального развития ребенка


Определение аномального развития. Дихотомия «норма-патология». Виды аномального развития. Система государственных специальных учреждений для детей с нарушениями в психофизическом развитии.

Процесс компенсации. Процесс коррекции. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для понимания структуры психологического дефекта при разных аномалиях развития и построения системы коррекционного воздействия. Понятие о сензитивных периодах развития и его значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Понятие об общих структурах деятельности и использование теории деятельности в целях психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Теория поэтапного формирования умственных действий и ее значение для психодиагностики и психокоррекции аномального развития. Общие и специфические закономерности аномального развития. Понятие о психологической структуре дефекта.

^

Тема 3. Классификация нарушений психофизического развития по типу дизонтогенеза


Факторы психического развития ребенка. Генетические факторы, соматические факторы, социальные факторы (ранние средовые воздействия, текущие средовые воздействия). Возрастная обусловленность дизонтогенеза. Этиология нарушения, интенсивность и распространенность патологического процесса. Степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координаций. Понятие о первичном и вторичном дефекте. Обратимость нарушений развития. Основные формы дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

^

Тема 4. Задержка психического развития


Современное школьное обучение и проблема школьной неуспеваемости. История изучения детей с задержкой психического развития. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Стратегия психологической помощи этим детям. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Основные направления в работе психолога с детьми данной категории. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»; психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении). Стратегия работы психолога с детьми с задержкой психического развития психогенного происхождения. Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического генеза.

Особенности личности, деятельности и познавательных функций с задержкой психического развития.

^

Тема 5. Умственная отсталость


Определение умственной отсталости. Олигофрения. Причины возникновения врожденного слабоумия (эндогенные, экзогенные). Клинико-психологическая классификация олигофрений (по М.С. Певзнер). Степень выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность, дебильность. Структура психологического дефекта при умственной отсталости. «Ядерный признак умственной отсталости» (по Л.С. Выготскому). Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я -концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения. Общие структуры деятельности умственно отсталых. Игровая деятельность, изобразительная деятельность, учебная деятельность, речевая деятельность. Познавательная деятельность: ощущение, восприятие, память, мышление. Проблемы социализации умственно отсталого ребенка. Вспомогательная школа. Деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты.

^

Тема 6. Дети с нарушениями речи


Виды речевых нарушений. Нарушения звукопроизношения. Дислалии (механическая, функциональная, физиологическая). Ринолалии. Психологическая помощь детям с ринолалией. Дизартрия. Психологическая помощь детям с дизартрией. Системная речевая патология (алалии, афазии). Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи: особенности познавательной деятельности. Ограничение системного недоразвития речи от сходных состояний. Психологические механизмы и виды нарушений письменной речи. Совместная работа школьного психолога, логопеда и учителя по коррекции нарушений письменной речи. Заикание. Функции психолога в работе с заикающимся ребенком. Государственная система специальной помощи детям с нарушениями речи.

^

Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного

аппарата


Типы аномального развития двигательной сферы. «Моторная дебильность». Двигательный инфантилизм. Экстрапирамидная недостаточность. Фронтальная недостаточность. Детский церебральный паралич. Этиология, клиническая структура. Классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, личности. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями двигательной сферы.

^

Тема 8. Дети с нарушением зрения и слуха


Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. Время поражения зрения. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи). Вторичные нарушения психического развития. Влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития.

^

Тема 9. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА)


Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие. Этиология синдрома раннего детского аутизма. Клинико-психологическая структура синдрома раннего детского аутизма. Феноменологическая картина синдрома раннего детского аутизма. Понимание сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях (психоанализ, клиническое направление, психофизиологическое направление, когнитивное направление, нейропсихологическое, этологическое). Психологическая структура раннего детского аутизма по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем. Психологическая картина раннего детского аутизма в рамках данного подхода. Проявление синдрома раннего детского аутизма на различных возрастных этапах. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом.

^

Тема 10. Дисгармоническое развитие личности ребенка


Детские психопатии. Органические, конституциональные, приобретенные психопатии. Патохарактерологическое развитие личности. Невропатии. Нарушения темпа полового созревания: акселерация, ретардация. Детские неврозы. Психокоррекционная работа с детьми с дисгармоническим развитием личности.

^

Тема 11. Психодиагностика и изучение ребенка

с отклонениями в развитии


Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии. Возрастно–психологическая диагностика. Уровень актуального развития ребенка. Зона ближайшего развития. Метод наблюдения. Метод клинической беседы. Продукты деятельности ребенка и их психологический анализ. Метод эксперимента. Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития. Психологические механизмы разных видов помощи в процессе экспресс-диагностики. Качественная и количественная психологическая диагностика. Патопсихологический метод в дифференциальной диагностике. Нейропсихологический метод в дифференциальной диагностике. Стандартизированные психометрические методики диагностики интеллектуального развития ребенка. Понятие о психологической экспресс-диагностике. Основные требования к созданию блока психодиагностических методик для экспресс-диагностики аномального развития. Интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования. Изучение ребенка с легким отклонениями в развитии как первый этап психокоррекционной работы. Изучение личности аномального ребенка. Изучение общих структур деятельности. Изучение игровой деятельности. Изучение учебной деятельности. Изучение познавательных процессов (восприятие, память, мышление). Психологическая характеристика ребенка с легкими отклонениями в развитии. Сравнительный анализ взглядов психолога и психиатра на аномальное развитие.

Психолого-медико-педагогические комиссии. Психолог в структуре комиссии. Протокол медико-психолого-педагогической комиссии. Педагогическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Психологическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Показания и противопоказания к приему в разные типы специальных учреждений.

^

Тема 12. Основы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии


Основные принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Теоретико-методологические основания построения системы коррекционной работы. Модель коррекционной работы. Психолог как субъект психокоррекционной работы. Формирование способов взаимодействия личности с социальной средой. Формирование общих структур деятельности. Формирование игровой деятельности. Формирование учебной деятельности. Формирование познавательных процессов. Модификация и адаптация психологических методик с учетом особенностей детей с легкими отклонениями в развитии. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Ребенок с отклонениями в развитии в структуре семьи. Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии.


4. ЛИТЕРАТУРА




Основная


  1. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М, 1988.

  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1982-1984.

  3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.

  4. Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия./ Сост. Б. М. Астапов. М., 1995.

  5. Зейгарник, Б. В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. М., 1999.

  6. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М., 2001

  7. Лебединская, К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К. С. Лебединская, М. С. Райская, Г. В. Грибанова. М., 1988.

  8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. М., 2003.

  9. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. В. Литвак. Спб., 1998.

  10. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М., 1989.

  11. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. М., 1974.

  12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И.Солнцева [и др.]; Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

  13. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.

  14. Психология глухих детей / Под ред. И. Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой. М.,1971.

  15. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М., 1978.

  16. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. М., 2000.

  17. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

  18. Шипицына Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. М., 2004.


Дополнительная


  1. Афазия и восстановительное обучение. Тексты. М., 1983

  2. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М., 1991.

  3. Вайзман, Н. Реабилитационная педагогика. Вып. 1. / Н. Вайзман. М.,1996

  4. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А. А. Венгер, Т. Д. Выгодская, Э. И. Леонгард. М., 1972.

  5. Егорова, Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей / Т. В. Егорова, В. А. Лонина, Т. В. Розанова // Дефектология. – 1975. – № 4.

  6. Захаров. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. М., 1983.

  7. Иванова, А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А. Я. Иванова. М., 1976.

  8. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. М.,1997.

  9. Коробейников, И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей дошкольного возраста / И. А. Коробейников. М, 1980.

  10. Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных дошкольников. М, 1989.

  11. Манова-Томова B. C. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / В. С. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д. Пелушлиева. София, 1981.

  12. Марковская, И. Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития / И. Ф. Марковская // Дефектология. – 1977. – № 6.

  13. Материалы к спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. М., 1980.

  14. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. М., 1981.

  15. Николаева, В. В. Спецпрактикум по патопсихологии / В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская. М., 1979.

  16. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. М., 1997.

  17. Осипенко, Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т. Н. Осипенко. М., 1996

  18. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. М., 1983.

  19. Панасюк, А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А. Ю. Панасюк. М., 1973.

  20. Патопсихология: Хрестоматия. М., 1998.

  21. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. М., 1996.

  22. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. М., 1973.

  23. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство / С. Я. Рубинштейн. М., 1970.

  24. Слепович, Е. С. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет. Методические рекомендации / Е. С. Слепович, Н. А. Масюкова. Мн., 1992.

  25. Слепович, Е. С. Обследование детей с задержкой психического развития в условиях медико-педагогической комиссии / Е. С. Слепович, Ф. М. Гайдук. М., 1984.

  26. Слепович, Е. С.. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях. Методические рекомендации / Е. С. Слепович, С. С. Харин. Минск, 1989.

  27. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. М., 1988.

  28. Тржесоглава, 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / З. Тржесоглава. М., 1986.

  29. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. М., 1990.

  30. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

  31. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных / Л. С. Цветкова. М., 1985.

  32. Шаумаров, Г. Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью / Г. Б. шаумаров // Дефектология. – 1979. – № 6.

  33. Шибаева, Л. В. Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью / Л. В. Шибаева. М., 1996.

  34. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер. М., 1996.

  35. Hughes, I. The clinical child interview / I. Hughes. New York, 1991.

  36. Stress and coping in child health. New York, 1992.

  37. Treatment of childhood disorders. New York, 1989.



Учебное издание





Учебная программа для студентов
высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
1-23 01 04 «Психология»



Составители

Слепович Елена Самойлова
Поляков Алексей Михайлович


В авторской редакции


Ответственный за выпуск А. М. Поляков


Подписано в печать 13.06.2008. Формат 6084/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 0,76. Уч.-изд. л. 0,56. Тираж 100 экз. Зак. 4


Белорусский государственный университет.

ЛИ № 02330/0056804 от 02.03.2004.

220030, Минск, проспект Независимости, 4.


Отпечатано с оригинала-макета заказчика

на копировально-множительной технике

факультета философии и социальных наук

Белорусского государственного университета.

220030, Минск, ул. Кальварийская, 9.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 03

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-24 01 02 Правоведение

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 01 01 Биология (по

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1- 79 01 06 «Сестринское

Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» минск icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1- 79 01 06 «Сестринское

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы