Тесты для выявления и оценки профессиональной компетентности
для школьных педагогов-психологов
специальных (коррекционных) учреждений и Центров диагностики и консультирования
1.Психология - это:
а) наука о нарушении психической деятельности человека;
б) наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности человека;
в) наука о развитии личности;
г) наука о поведении людей.
2.Впервые определил «Зону ближайшего развития»:
а) Выготский Л.С.;
б) Эльконин Д.Б.;
в) Давыдов В.В.;
г) Рубинштейн С.Л.
3.Интроверты – это:
а) люди «вывернутые наружу»;
б) люди «обращенные внутрь»;
в) больные люди;
г) акцентуированные личности.
4.У дошкольников внимание носит:
а) непроизвольный характер;
б) произвольный;
в) только начинает развиваться;
г) полевой характер.
5.Под понятием «психическая депривация» понимают:
а) задержку умственного развития;
б) фрустрации, повлекшие за собой развитие депрессии;
в) психическое состояние, возникшее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения основных психических потребностей в течение длительного времени;
г) недостаточность мотивации к взаимодействию с окружающими.
6.Госпитализм - нарушения психофизического развития в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита»:
а) речи;
б) общения;
в) внимания;
г) подвижности.
7.«Зона ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать:
а) самостоятельно;
б) в сотрудничестве со взрослым;
в) в сотрудничестве с другими детьми;
г) с помощью поощрения.
8.Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую назвал:
а) социальной;
б) рациональной;
в) идеальной;
г) специальной.
9.Для снятия психического напряжения нельзя использовать:
а) музыкальные средства;
б) психотерапию с использованием цвета;
в) большие физические нагрузки;
г) сон.
10.Тактильные ощущения – это:
а) восприятие;
б) прикосновения;
в) обоняние;
г) образы представлений.
11.Коммуникабельный человек означает:
а) конфликтный;
б) общительный;
в) активный;
г) терпимый.
12.Ускорение психического и физического развития называется:
а) прогресс;
б) асинхрония;
в) акселерация;
г) инфантилизм.
13.Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые:
а) уже развиты;
б) только начинают развиваться;
в) не развиты совсем;
г) формируются в подростковом возрасте.
14.Социальная адаптация – это:
а) активное приспособление ребенка к условиям социальной среды;
б) процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых для успешной социализации;
в) процесс развития человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей;
г) окультуривание.
15.Наиболее правильным определением развития считается:
а) процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних факторов;
б) процесс качественных изменений врождённых и приобретённых свойств;
в) процесс и результат приспособления индивида к изменяющимся условиям социальной среды в процессе овладения новыми социальными ролями;
г) процесс накопления изменений.
16.Основным критерием успешной адаптации к школе является:
а) продуктивность учебной деятельности;
б) отсутствие конфликтов с детьми и учителями;
в) высокая самооценка школьника;
г) отсутствие жалоб со стороны родителей.
17.Педагогическая способность, которая характеризуется умением с помощью волевого слова добиваться нужного результата воздействия, - это:
а) перцептивная способность;
б) суггестивная способность;
в) креативная способность;
г) конструктивная способность.
18.Восполнение утраченной функции за счет развития другой называется
а) коррекция;
б) компенсация;
в) реабилитация;
г)абилитация.
19.Регресс психических функций это:
а) временная утрата или снижение психических функций;
б) замедление в развитии отдельных функций;
в) необратимая утрата или снижение в развитии психических функций;
г) недоразвитие психических функций.
20.Иногда воспитатели ругают детей за поведение в «профилактических целях». Это правильно:
а) всегда;
б) никогда;
в) в зависимости от состояния ребенка;
г) в зависимости от обстоятельств.
21.Некоторые родители озабочены тем, что их дети-дошкольники, находясь дома, только играют, и просят объяснить причину такого поведения детей:
а) родители не умеют привлечь ребёнка к другим видам детской деятельности;
б) у ребёнка задержка в психическом развитии;
в) игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте;
г) неразвитость мотивов.
22.При формировании действий нужно начинать:
а) с замечаний;
б) с игры;
в) с показа;
г) с беседы.
23.Психическое развитие есть:
а) прогресс;
б) регресс;
в) единство прогресса и регресса;
г) количественные накопления.
24.Автором культурно-исторической концепции развития был:
а) Ж. Пиаже;
б) А.Н. Леонтьев;
в) Л.С. Выготский;
г) В.Н. Мясищев.
25.Содержание понятия «развивающее обучение» по Л.С. Выготскому верно описывают следующие утверждения:
а) обучение ведёт за собой развитие;
б) развитие ведёт за собой обучение;
в) обучение и развитие идут параллельно;
г) обучение ведёт за собой развитие, опираясь на доступный уровень.
26.Личностное качеств, заключающееся в способности понимать эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир:
а) чувствительность;
б) сензитивность;
в) эмпатия;
г) привязанность.
27.Одним из вариантов оказания экстренной психологической помощи личности, склонной к суицидальному поведению, является:
а) комплексное психодиагностическое обследование
б) «Служба примирения»
в) психологическая коррекция тревожности
г) «Телефон доверия»
28.В происхождении девиантного поведения личности ведущее значение имеет:
а) этнопсихологические особенности личности
б) наследственные и генетические факторы;
в) тип темперамента личности
г) социальные роли референтного окружения.
29.Единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого, называется:
а) трансакцией;
б) манипуляцией;
в) социализацией;
г) коммуникацией.
30.К чему стремится консультант:
а) к формированию однозначных рекомендаций;
б) к диалогу с клиентом, к прояснению причин его проблем;
в) заключить долгосрочный договор с клиентом, договориться о следующей встрече;
г) к установлению дружеских взаимоотношений.
31. Сильное и кратковременное эмоциональное переживание, связанное с выключением либо сужением сознания:
а) аффект.
б) апатия.
в) амбивалентность.
г) депрессия.
32.Для исследования опосредованного запоминания используют следующие методики:
а) корректурная проба;
б) пиктограмма;
в) социограмма;
г) методика Айзенка.
33.Выбор человеком слишком легких или слишком трудных целей связан:
а) с низкой познавательной активностью;
б) с высокой степенью самостоятельности в принятии решений;
в) с социальным статусом в группе;
г) с нереалистичным уровнем притязаний.
34.Нестойкие аномалии характера, вызванные сложностями подросткового периода развития называются:.
а) невропатиями;
б) неврозами;
в) акцентуациями характера;
г) психопатизацией личности.
35.Способность человека одновременно удерживать в поле своего внимания несколько объектов характеризует такое свойство внимания как:
а) устойчивость;
б) распределение;
в) переключение;
г) концентрация.
36.Как называется сводка знаний о профессии и система требований предъявляемых ею человеком.
а) специальность;
б) профессиограмма;
в) квалификация;
г) профессиональная направленность.
37.Лонгитюдный метод исследования предполагает:
а) специальную организацию ситуации исследования;
б) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
в) обучающее влияние на процессы развития;
г) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени.
38.Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:
а) интимно-личностное общение;
б) трудовая деятельность;
в) учение;
г) игра.
39.… основан на сборе фактов при анализе материализованных результатов психической деятельности:
а) Метод наблюдения.
б) Метод интроспекции.
в) Метод психоанализа.
г) Метод изучения продуктов деятельности.
40.Кризис подросткового возраста характеризуется:
а) отсутствием выбора при решении поставленных учебных задач;
б) противоречием между желанием и умением быть взрослыми;
в) противоречием между огромным потоком информации и возможностями личности;
г) ответом на вопрос «Как были прожиты годы?».
41.Обретение качеств, присущих представителям мужского пола:
а) психологическая защита.
б) самовнушение.
в) маскулинизация.
г) феминизация.
42.Основными формами мышления являются:
а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование;
б) наглядно-действенное и наглядно-образное;
в) понятия, суждения, умозаключения;
г) знания и представления об окружающем.
43.К вариантам психологической защиты относят все нижеследующие за исключением:
а) рационализация;
б) псевдофрустрация;
в) вытеснение;
г) идентификация..
44.Субьект, чье отклоняющееся поведение представляет собой уголовно наказуемое действие:
а) аутичный ребенок;
б) дезадаптированный школьник;
в) делинквент;
г) социально-педагогически запущенный.
45.Какой вид исследования отличается лаконичностью, искусственностью обстановки:
а) тест.
б) лабораторный эксперимент.
в) анкета.
г) анализ продуктов деятельности.
46.Основные виды деятельности школьного психолога с родителями учащихся на родительском собрании:
а) коррекционная;
б) консультативная и просветительская;
в) тренинговая;
г) диагностическая.
47.Когнитивный диссонанс характеризуется:
а) совпадением ценностных ориентаций личности и ее окружения;
б) расхождением коллективного мнения относительно решения возникшей проблемы;
в) затрудненным позитивным ростом и развитием личности;
г) несоответствием новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающим у него эмоциональную напряженность.
48.Методика рисуночной фрустрации (Розенцвейг) относится к следующему виду проективных методов:
а) конститутивные;
б) интерпретативные;
в) экспрессивные;
г) конструктивные.
49.Установка на улучшение отношения к деятельности может быть сформирована при:
а) наказаниях.
б) унижении.
в) доверии.
г) конфронтации.
50.Референтная группа – это:
а) сообщество сверстников с активной жизненной позицией;
б) группа лидеров, элита, отличающаяся своими социальными нормами;
в) детско-родительская группа, пропагандирующая семейные ценности;
г) реальная или условная социальная общность, нормы и ценности которой разделяет данный человек.
51.Совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации эффективной работы с ним:
а) психологический прогноз;
б) психолого-педагогическое сопровождение;
в) психологический портрет личности;
г) психологический анамнез.
52.Суггестивная психокоррекция строится на основе:
а) поиска утраченного смысла бытия;
б) внушения или убеждения;
в) развитие мотивации достижения успеха;
г) биологически обратной связи.
53.Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного пути человека, его родителей и родственников; значимых для них личностных ценностей с целью прогнозирования возможностей будущего развития:
а) биографический метод.
б) интроспекция.
в) метод проб и ошибок.
г) близнецовый метод.
54.Гиперкинетическое расстройство поведения – это:
а) слабо регулируемая и чрезмерная активность, импульсивность, необдуманное нарушение правил и «дефицит внимания»;
б) нарушение поведения при отсутствии эффективной интеграции в группе сверстников;
в) агрессивное или антисоциальное поведение, ограничивающееся почти целиком домом;
г) диссоциативное расстройство движений и ощущений, симптоматика которого основана на повышенной эмоциональной внушаемости.
55.Астения проявляется как:
а) снижение настроения, психическая и моторная заторможенность;
б) отсутствие эмоциональных проявлений, вялость, безразличие;
в) раздражительность, возбудимость, слабость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная лабильность;
г) защитное навязчивое действие, выполняемое вопреки воле больного.
|