|
Скачать 241.85 Kb.
|
Общая характеристика детского дома Государственное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида расположен в г.Лебедяни, ул. Победы, д.11-а, на территории площадью 6243кв.м., где на строение приходится 1273,7 кв.м и незастроенная площадь 4969,3. Территория учреждения ограждена (сетка рабица на уголках), обеспечена двумя въездами и выездами (основные и запасные ворота). Незастроенная территория имеет асфальтированное и естественное зеленое покрытие. Вокруг 2-х этажного здания учреждения расположены шесть детских веранд с игровыми площадками, на каждой из которых имеется металлическое оборудование для лазанья, метанья, и, конечно, для игр с песком и воды, лавочки, столики для самостоятельных игр. Спортивная площадка (80 кв.м) обеспечена спортивным оборудованием для детей дошкольного возраста (брус, лесенка для лазанья, яма с песком для прыжков, стойки с сеткой для метания и др.). Территория учреждения имеет большое количество разнообразных зеленых насаждений. Основные породы деревьев – ель, туя, береза, тополь, клен, слива, вишня. На участках растет – можжевельник, в цветниках – пионы, розы, хризантемы и др. Для трудового воспитания детей на территории учреждения разбит огород (64 кв.м ), где произрастают основные овощные культуры – лук, капуста, свекла, морковь, помидоры, огурцы, петрушка, укроп и др. Основное здание учреждения кирпичное, построено в 1974 году. В нем имеются помещения для проживания, занятий, досуга воспитанников, а также социально-бытовые, медицинские, бытовые и административные. Среди них: - кабинеты для специальных коррекционных занятий: 6 кабинетов учителей-дефектологов, 1 кабинет психолога, 1- социального педагога, где имеется мебель для педагога и детская мебель для занятий; - музыкальный зал, который эксплуатируется и, как физкультурный; 6 групповых комнат( где имеется игровая, спальная, ванная и туалет, раздевалка. - пищеблок, прачечная; - медицинский пункт с набором помещений (изолятор на 2 койки места), процедурная, пост медсестры, раздевалка; - административные: кабинет директора, заместителей директора, методический кабинет, бухгалтерия. На территории расположены хозяйственно-бытовые помещения – склад для продуктов питания, склад мягкого инвентаря, склад хозяйственного оборудования, гаражи (два), сушилка. К учреждению подведены все коммуникации: канализация, теплотрасса, водопровод (с горячим и холодным водоснабжением). Нормативно-правовая деятельность учреждения регламентируется основными законодательными актами и документами: Уставом образовательного учреждения, Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лицензией №2090 от 20 октября 2008г., удостоверяющей право на осуществление образовательной деятельности, Договором о взаимоотношениях с учредителем, основными локальными актами. Учреждение имеет Свидетельство о государственной аккредитации АА 131642 от 19 декабря 2008г., что позволяет реализовывать образовательные программы воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. Деятельность всего коллектива учреждения направлена на реализацию основных задач детского дома: - создание в учреждении здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды на основе взаимодействия медицинской и психолого-педагогической служб детского дома; - повышение уровня коррекции и компенсации недостатков психофизического и интеллектуального развития воспитанников; - формирование социальных норм, для дальнейшей адаптации; - создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетенции и профессионального уровня педагогов. Характеристика и состав воспитанников В детском доме воспитывается 49 детей с различными проблемами в психическом и физическом развитии, которые распределены на 6 возрастных групп : 1- младшая, 2 группы - дети среднего возраста, 1- старшая и 1- подготовительная к школе группа. возрастной состав воспитанников
Нормативная наполняемость детского дома регламентируется санитарными нормами и лицензионными условиями. С 2008года она составляет 54 воспитанника, что в настоящее время составляет 90,7%. В учреждении все 49 детей имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим, большое значение придается охране и защите прав несовершеннолетних, их социальной защите, реабилитации и адаптации воспитанников. Вновь прибывшим воспитанникам оформляются личные дела, открываются лицевые счета, для перечисления алиментов и денежных средств, определенных Законом Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся в образовательных учреждениях и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области». Детям-инвалидам и утратившим кормильца оформляются пенсии, пенсионные деньги ежемесячно перечисляются на личные счета детей. Отдельным детям нотариально оформляется имущество и закрепляется жилье. Систематически осуществляется совместная работа с органами правопорядка по привлечению к уголовной ответственности родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание детей. ^
Каждому ребенку необходима семья, поэтому мы поддерживаем желание людей брать к себе в гости наших воспитанников на каникулы или на выходные дни. Виды устройства воспитанников в семью
Кадровое обеспечение Руководит коллективом Шовская О.П., образование высшее педагогическое, общий стаж педагогической работы 18 лет, из них как директор 4,5г., имеет первую квалификационную категорию. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Моргачева Е.И., образование высшее дефектологическое, общий стаж педагогической работы 17 лет, в данной должности 2,5 года, имеет первую квалификационную категорию. Заместитель директора по административно-хозяйственной части –Нартова И.В., имеет высшее педагогическое образование, общий стаж работы более 20 лет, в данной должности 3 года, имеет первую квалификационную категорию. В детском доме работает 29 педагогов, стаж работы, которых от 1 года до 35 лет
Награждены: знаком «Отличник народного просвещении» - 6; нагрудным знаком « Почетный работник общего образования» -1; грамотами: Министерства образования РФ – 2, Управления образования и науки – 4. Администрация детского дома проводит целенаправленную кадровую политику в соответствии с основными целями учреждения и задачами образовательного процесса. Педагогический персонал детского дома обладает достаточным профессиональным потенциалом и квалификационным ресурсом для работы в современных условиях. В учреждении сложилась определенная система повышения профессиональной компетенции педагогов, их профессионального уровня и квалификации. В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но выяснить их профессиональные запросы и потребности. Все педагоги уделяют большое внимание самообразованию, знакомятся с новинками специальной методической литературы, разрабатывают и применяют в своей практике разнообразные формы и приемы воспитания детей. Большинство педагогов своевременно проходят категорийную аттестацию. Повышают квалификацию на курсах, семинарах, организуемых институтом развития и образования. В целях совершенствования воспитательно-образовательного процесса, поиска эффективных форм обучения в детском доме работают методические объединения: учителей-дефектологов и воспитателей. Деятельность методических объединений строится на основе сочетания различных форм работы: открытые занятия, семинары-практикумы, тематические недели, взаимопосещения занятий. Структура управления Управление деятельностью учреждения осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом учреждения на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются общее собрание, педагогический совет, научно-методический совет, попечительский совет. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Общее руководство деятельностью учреждения осуществляет общее собрание трудового коллектива, в состав которого входят все работники учреждения. Этот орган действует в соответствии с Положением об общем собрании трудового коллектива и собирается не реже двух раз в календарный год. На общем собрании рассматриваются вопросы состояния трудовой дисциплины в учреждении, условия оплаты того или иного труда, премирования. Заседания трудового коллектива планируются и протоколируются. Управление педагогической деятельностью учреждения осуществляет Совет педагогов детского дома. В состав Совета педагогов учреждения входят все педагоги и медицинские работники. Деятельность Совета педагогов определяется «Положением о педагогическом совете». Интересы трудового коллектива представляет активно действующий профсоюзный комитет детского дома. В соответствии с ТК РФ заключен Коллективный договор, в котором оговариваются условия труда и оплата труда работников. Проблемы в отношениях работодателя и работников в учреждении решаются своевременно. Непосредственно руководство детским домом осуществляет директор, назначаемый учредителем, прошедший соответствующую аттестацию. Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно - регулировочную и оценочно-результативную функции. Финансовое обеспечение функционирования и развития детского дома Финансирование учреждения осуществляется из бюджета Липецкой области. Средства, выделяемые бюджетом, направляются на оплату труда сотрудников, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение воспитанников, питание, приобретение мягкого инвентаря, одежды, оборудования, моющих средств, ремонт, благоустройство учреждения и его территории. Финансовое обеспечение функционирования и развития детского дома позволяет предоставить детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полное государственное обеспечение и нормальное качество жизни. Воспитанники детского дома обеспечены всем необходимым для комфортного пребывания, физического роста и всестороннего развития. Финансирование учреждения в 2007-2009 годах
Администрация детского дома уделяет большое внимание благоустройству помещений, развитию и укреплению материально-технической базы. Проводимые ремонтные работы, работы по закупке оборудования позволяют полноценно функционировать учреждению, обеспечивая безопасность и комфортные условия воспитанникам. Так в 2009 году произведены следующие работы:
Состояние здоровья воспитанников, меры по охране и укреплению здоровья Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников – одна из главных задач работы коррекционного учреждения, в котором находятся дети с различными недостатками в развитии. По врожденным аномалиям, диагнозам детей, полученным ранее, итогам медицинских осмотров воспитанники распределены на следующие группы здоровья: 1 группа – нет 2 группа – 4 3 группа – 34 4 группа – 11 (все дети-инвалиды) Администрацией детского дома осуществляются систематические руководство и контроль, направленные на организацию эффективной совместной работы педагогической и медицинской служб по сохранению и укреплению здоровья детей. Медицинский персонал детского дома (врач-педиатр, врач-психиатр, 5 медицинских сестер) серьезно следит за состоянием здоровья воспитанников, своевременно проводит необходимые профилактические мероприятия, лечение детей. Согласно требованиям СанПина в учреждении два раза в год проводится углубленный медосмотр, по результатам которого проводится анализ, позволяющий наметить пути работы по улучшению здоровья воспитанников. С осени 2007 года врачами областной больницы проводится дополнительная диспансеризация детей (2 раза в год), которая позволяет более детально провести диагностические исследования состояние здоровья каждого воспитанника и составить план лечебно-профилактических мероприятий, наметить пути восстановительного лечения или медицинского сопровождения. Количество больных детей, состоящих на диспансерном учете
С 2007 учебного года в учреждении действует группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Воспитанники, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, проходят курсы лечения в реабилитационном центре с.Подгорное, лечебного массажа, лечебной физкультуры в поликлинике г. Лебедяни. Воспитанникам приобретается ортопедическая обувь. Вместе с тем, большую работу по укреплению мышц детей, совершенствованию движений у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата проводят в учреждении воспитатели. Педагогами учреждения разработаны комплексы утренней, бодрящей, корригирующей и пальчиковой гимнастики, составлен перспективный план организации и проведения физкультурных занятий, подвижных игр для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Воспитанники умело выполняют самомассаж, упражнения на релаксацию. В группе установлен спортивный уголок, имеются тренажеры, специальное оборудование, изготовленное педагогами. Организация питания. В детском доме воспитанники обеспечены 5-ти разовым калорийным и витаминизированным питанием. Отлаженная поставка продуктов позволяет круглогодично выполнять натуральные нормы питания. Дети имеют возможность каждый день получать свежие фрукты, соки, вкусную кисломолочную продукцию. Воспитанники учреждения в пределах нормы получают кондитерские изделия. 10-ти дневное меню согласовано с начальником Роспотребнадзора и отличается разнообразием блюд. Часы приема пищи, соответствуют режиму дня воспитанников: завтрак -8.00; 2-й завтрак -10.00ч., обед- в12.00; полдник – в 15.30; ужин – 19.00ч. Обеспечение условий безопасности В учреждении уделяется большое внимание организации условий безопасности жизнедеятельности детей, соблюдению правил по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности. Здание детского дома оснащено пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения: в достаточном количестве имеются порошковые огнетушители, пожарный щит с оборудованием на хозяйственном дворе. На каждом этаже вывешены планы эвакуации. Приказом директора назначены ответственные за пожарную безопасность. Учреждение обеспечено кнопкой тревожной сигнализации, входные двери и двери запасных выходов – металлические. Пожарная сигнализация имеет выход на пульт районной пожарной части, кнопка тревожной сигнализации соединена с пультом РОВД Лебедянского района. Это обеспечивает учреждению защищенность и незамедлительную помощь при чрезвычайных ситуациях. Работа по охране труда регламентируется действующими нормативно-правовыми документами. Между администрацией учреждения и профсоюзным комитетом разработано соглашение. Для всех категорий работников детского дома разработаны должностные инструкции по обеспечению охраны труда. Своевременно со всеми участниками учебно-воспитательного процесса проводятся инструктажи по технике безопасности и пожарной безопасности, которые регистрируются в соответствующих журналах. Вопросы профилактики детского травматизма периодически рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре. За истекшие три года в учреждении не было случаев травматизма на производстве и во время образовательного процесса. Условия осуществления обучения, воспитания и развития детей Специальный коррекционный дошкольный детский дом осуществляет обучение, воспитание и развитие детей, имеющих нарушения интеллекта. Воспитательно-образовательный процесс в детском доме осуществляется в соответствии с требованиями программы «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» (авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова). Основой процесса обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта является коррекционно-развивающая работа, на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Коррекционная направленность пронизывает все разделы воспитательно-образовательной, физкультурно-оздоровительной и социально-педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. В условиях специального детского дома коррекционные задачи решаются в комплексе, в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Кроме специальных занятий при обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта используются различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, наблюдения, экскурсии, игры, досуги. Педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками, прежде всего, должна обеспечивать его физическое здоровье, в самой непосредственной связи с которым находится его психическое развитие. Основной целью физкультурно-оздоровительной работы педагоги считают оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. В детском доме созданы необходимые условия для полноценного физического развития детей, укрепления их здоровья:
В детском доме проводятся традиционные виды закаливания: контрастные воздушные ванны, хождение босиком по мокрым и корригирующим дорожкам, массаж стоп морской солью, контрастное обливание рук и ног. Много внимания воспитатели уделяют развитию двигательной активности детей на прогулках: используют игры, упражнения, соответствующие времени года, оборудование и инвентарь, предметы окружающей среды. В условиях детского дома осуществляется: - коррекционная работа по развитию речи детей в повседневной жизни;
Специальные занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим проводятся учителями-дефектологами два раза в неделю на всех годах обучения. При подготовке и проведении занятий педагоги учитывают цели и задачи, поставленные специальной программой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», а также индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. На всех занятиях используется разнообразная наглядность, средства ТСО, различные игры, игровые приемы и упражнения для активизации деятельности детей, сохранения устойчивости их внимания. Итоги 2008-2009г. показали, что большинство выпускников покидает детский дом с достаточно хорошей речью. Полностью нормализовать речь у части воспитанников невозможно в силу тяжелых интеллектуальных и речевых нарушений. Уровень усвоения знаний по равитию речи
Широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач решается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Математические представления формируются у воспитанников детского дома на специальных занятиях, которые проводят учителя-дефектологи, и закрепляются на занятиях по развитию речи, конструированию, рисованию, лепке, аппликации, средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры, в свободной деятельности, а также в процессе индивидуальной коррекционной работы. Работу по усвоению математических представлений учителя-дефектологи строят таким образом, чтобы не только обеспечить прочное усвоение детьми знаний, но и научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; развивают познавательные интересы, произвольное внимание, память. Огромное значение для всестороннего развития детей-сирот с нарушениями интеллекта имеет игровая деятельность. Игры используются во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. Особенностью педагогического процесса в учреждении является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий «Обучение игре». В учебном плане коррекционного дошкольного детского дома предусмотрены занятия по продуктивным видам деятельности. На занятиях по обучению детей изобразительной деятельности и конструированию педагоги решают не только традиционные задачи по формированию изобразительных и конструктивных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции эмоциональной и познавательной сферы детей. В групповых комнатах детского дома организованы специальные уголки изобразительной деятельности, где дети могут самостоятельно лепить и рисовать; зоны для конструирования детей в свободное время. Важнейшим направлением работы, осуществляемой в специальном дошкольном учреждении, является трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта. Трудовая деятельность оказывает положительное коррекционное и развивающее воздействие на воспитанников детского дома и является необходимой составляющей их социальной адаптации. Воспитанники детского дома имеют хорошие навыки по самообслуживанию, ручному, хозяйственно-бытовому труду; они принимают посильное участие в общественно полезном труде взрослых. Показателем уровня музыкального воспитания являются праздники и развлечения, проводимые в детском доме. Практически все праздники в детском доме проходят на высоком художественном уровне благодаря таланту и высокому профессионализму музыкальных руководителей и активному участию творческой группы педагогов: Человековой Н.А., Калачевой Н.А., Ждановой Н.В., Новик Г.С., Берсеневой Л.Н., Соболевой В.И., Жаткиной И.В., Ярошевич И.Ю., Соболевой В.Н., Берсеневой О.Ю. Праздники и развлечения способствуют музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей, вызывают у них радостные переживания, совершенствуют навыки и умения, полученные на занятиях. Социальное партнерство В детском доме имеется свой механизм взаимодействия с организациями, предприятиями и учреждениями. С 2007г. учреждение сотрудничает с Лебедянским педагогическим колледжем в рамках «Программы взаимодействия детского дома и педколледжа по использованию регионального компонента в воспитании дошкольников». К воспитанникам детского дома часто приходят с концертами, сказками учащиеся Воскресной школы, школы-интерната для слабослышащих детей, музыкальной школы, студенты сельскохозяйственного техникума. Информация об учреждении доступна общественности. Действует сайт детского дома. Стали лучшими друзьями, просто помощниками, предприятия и предприниматели города: ООО «ЛеМАЗ», ООО «СОМ», ИП Курбанов, представительство немецких спонсоров, УФСИН по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России №4 по Липецкой области и другие. Традиционными стали встречи со спонсорами в праздники: «День защиты детей», «Новый год», «Рождество», « День знаний» и т.д. В настоящее время перед администрацией стоит задача расширения социального партнерства, как средства консолидации ресурсов для решения общих проблем. Достижения и успехи (2008-2009 учебного года) В прошедшем учебном году в учреждении были проведены интересные мероприятия (семинары, праздники, консультация) по реализации программы взаимодействия детского дома и педколледжа по использованию регионального компонента. В детском доме был организован ансамбль «Бусинка», который своими выступлениями радует, удивляет не только домашних, но и гостей. Учреждение приняло участие в областном конкурсе «Зеленый наряд». Воспитанники детского дома посещают мероприятия, проводимые в районном доме культуры, ДЮЦ, Доме ремесел и свои работы (подделки из природного и бросового материала) выставляли в ДЮЦ. Проблемы и перспективы В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив детского дома продолжит решать важные задачи: - повышение образовательного и профессионального уровня педагогических кадров; - развитие и укрепление материально-технической базы детского дома; -совершенствование воспитательной системы, направленной на социализацию выпускников; - активизировать работу по внедрению в деятельность учреждения новых коррекционных программ. |