|
Скачать 79.16 Kb.
|
Пояснительная записка к примерному региональному базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида ПРБУП является нормативным документом для конструирования учебных планов конкретных С(К)ОУ учреждений II вида Новосибирской области. Он определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, набор образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждом году обучения. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Однако соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно - методической документации. Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения во 2-м отделении 4 - 6 или 6 - 7 лет, включая подготовительный класс в зависимости от наличия или отсутствия дошкольной подготовки); 2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения во 2-м отделении - 6 лет); 3-я ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения во 2-м отделении - 2 года). На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию. На 2-й ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения. На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение обучающимися устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество. В соответствии с уровнем общего и речевого развития обучающихся, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии обучающиеся могут переводиться из одного отделения в другое. Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2-ом отделении может быть организован подготовительный класс. ПРБУП состоит из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Федеральный компонент представлен в виде инвариантного (обязательного) набора образовательных областей и учебных предметов (общеобразовательных и коррекционных). Национально - региональный компонент представлен как в инвариантной, так и в вариативной части учебного плана (компонент образовательного учреждения). Часы компонента образовательного учреждения предназначаются для изучения предметов, обозначенных в образовательных областях (для более глубокого изучения его содержания), для введения новых учебных предметов, для проведения занятий по выбору и факультативных занятий. Базисный учебный план, представляя соотношение различных сторон организации образовательного процесса, реализуется в отдельных учебных планах в соответствии с вариативной структурой учреждения II вида, в основу которой положена дифференциация - дидактический и организационный принципы специального обучения. Решение вопроса о выборе того или иного варианта в первую очередь должно исходить из определения условий учебной деятельности обучающихся, адекватных их реальным возможностям (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся это распространяется прежде всего на показатели их речевого и умственного развития). Вариативное оформление базисных планов имеет в виду обеспечить соответствие дифференцированной структуре учреждения, конкретизировать их содержательно-номенклатурное наполнение, которое по существу отвечает задачам общеобразовательной подготовки, с одной стороны, и требованиям коррекционно-развивающего обучения, с другой. Структурно-содержательное наполнение параллельных вариантов учебных планов отличается не только разным соотношением продолжительности обучения на 1 и 2 ступенях, но и разным объемом наполнения общеобразовательной подготовки, что позволяет педагогическим коллективам сделать выбор, соответствующий индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивает реальные возможности повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения. Создание специальных условий обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, исходя из принципа коррекционной направленности, обязательно предполагает определенное своеобразие содержания, изменение темпов и сроков обучения; перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий, а также лечебно-профилактическую работу. В Новосибирской области в С(К)ОУ II вида организовано обучение обучающихся, воспитанников только по II-му отделению для обучающихся с глубоким речевым недоразвитием (Вариант II, III), программам С(К)ОУ II вида, вариант IV (Приложения 4-6). К обучающимся с глубоким речевым недоразвитием, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления в учреждение - наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место – в специальном дошкольном учреждении или в семье). Для слабослышащих обучающихся, не обеспеченных дошкольной подготовкой, в структуре II-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс. II отделение (II вариант), срок обучения на первой ступени – 5 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, прошедших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), не использующих свои слуховые возможности. С V класса II ступени обучения образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении языку и другим дисциплинам, реализуемой через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия. В особые группы выделяются слабослышащие обучающиеся, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и задержка психического развития (II отделение, III вариант), тугоухость и умственная отсталость (Вариант IV). II отделение (III вариант), срок обучения на первой ступени - 6 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, не прошедших специальную дошкольную подготовку и имеющих грубое речевое недоразвитие или отсутствие речи, и сочетание двух или более первичных дефектов: тугоухость, задержка психического развития (ЗПР). Обучающиеся данной категории получают основное общее образование. Специальные классы - вариант IV учебного плана предназначен для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственную отсталость. В специальный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении. Среди инвариантных образовательных областей ПРБУП наиболее специфической является "Язык". Эта область представлена учебным предметом "Язык и литература" с обязательным набором на первой ступени обучения коррекционно-образовательных предметов: развитие речи, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи. Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы на второй ступени обучения сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения. Распределение часов внутри этого предмета образовательное учреждение осуществляет самостоятельно. Образовательная область "Математика" представлена учебным предметом с аналогичным названием, предполагает овладение обучающимися арифметикой, алгеброй, геометрией. Распределение часов внутри этого учебного предмета осуществляется образовательным учреждением самостоятельно. Из часов этой же образовательной области выделяются часы на такой предмет как «Информатика». Увеличение количества часов на информатику с 5-го по 10-й класс в ПРБУП по сравнению с ФБУП связано с востребованностью новых информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности слабослышащих, соответствующих их возрастным интересам, способствующих успешности социальной и профессиональной адаптации. Введение часов осуществлено за счет компонента образовательного учреждения. "Обществоведение" формирует систему знаний об истории человеческого общества, своей страны, региона, воспитывает гражданина, патриота. Образовательная область представлена курсом "История", может быть дополнена иными социальными дисциплинами. В данной образовательной области реализуются модули с региональным содержанием «История Сибири» (общий объем 34 часа на второй ступени образования). Распределение часов внутри этого учебного предмета осуществляется образовательным учреждением самостоятельно. Область "Естествознание", формирующая целостное представление о мире, о единстве и многообразии живого и неживого мира и о месте в нем человека, включает традиционные для учреждений II вида учебные предметы «Окружающий мир», "Природоведение", "География и экология", "Биология", "Физика и астрономия", "Химия". Набор учебных дисциплин дополнен интегрированными курсами с региональным содержанием «Живая природа Новосибирской области» (34 часа на второй ступени образования), «География Новосибирской области» (34 часа на второй ступени образования). Образовательная область "Искусство" представлена учебным предметом "Искусство", «Черчение», может включать художественный труд, танцы или иные дисциплины с целью удовлетворения интересов обучающихся и развития их художественных способностей. Область "Физическая культура", направленная на физическое развитие обучающихся и представленная в учебном плане на всех годах обучения, предполагает общеоздоровляющие, общеукрепляющие занятия и элементы подготовки по отдельным видам спорта, традиционным для региона. С 5-го класса введен третий урок физкультуры (с 6-го класса IV вариант ПРБУП), до этого третий урок физкультуры засчитывается за счет музыкально-ритмических занятий. Образовательная область "Технология" включает трудовое обучение обучающихся, профориентацию, профильную подготовку на старших годах по видам труда с учетом местных условий и интересов обучающихся. Инвариантная часть, включающая предметы коррекционной подготовки, представлена индивидуальными занятиями по развитию слуха и формированию произношения, музыкально-ритмическими занятиями, "Социально-бытовой ориентировкой" (IV вариант), которые направлены на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, формирование его уверенности в себе и облегчение вхождения в жизнь общества, в котором они имеют равные права и обязанности. Объем часов предметов коррекционной подготовки вынесен за сетку часов, рассчитываемых как максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах (Письмо МО РФ от 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин/13-03). На обязательные индивидуальные занятия количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе. Часы компонента образовательного учреждения используются на "Обязательные занятия по выбору", "Факультативные занятия". Они призваны обеспечить учет в образовании слабослышащих обучающихся их личных интересов и склонностей. При проектировании этой части учебного плана учтены рекомендации по включению курсов и факультативов с региональным содержанием. Некоторое уменьшение часов этого компонента в ПРБУП по сравнению с ФБУП компенсируется за счет инвариантной части. |