Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 72.31 Kb.
Название Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности
Дата 31.03.2013
Размер 72.31 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал г. Дубна


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»


(для студентов, обучающихся по специальности

«Юриспруденция»)





Дубна, 2011

Курс «Психология» предназначен для слушателей непсихологических специальностей, включает в себя сведения по общей, возрастной и социальной психологии.

^ Цель курса – формирование представлений о движущих силах и закономерностях развития психики в соответствии с современными концепциями научной психологии.

^ Задачи курса:

- ознакомление слушателей с существующими в науке подходами к определению предмета и метода психологии;

- введение в проблематику развития психики, в первую очередь, знакомство с культурно-исторической концепцией;

- формирование представлений о специфике отдельных познавательных процессов и эмоциональной регуляции;

- ознакомление с наиболее влиятельными в психологии концепциями развития характера и личности.


^ Тематический план

№ п/п

Тема

Лекции

Семинары

1

Предмет, задачи и методы психологии

2




2

Становление человеческой психики

2




3

Эмоции и эмоциональная регуляция

4




4

Индивидуально-типологические особенности

4




5

Развитие личности.

2




Всего:

14






Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии.

1.1. Развитие представлений о психике. Проблема души и тела в античной науке. Психогностическая проблема. Сознание как предмет психологии. Психофизиологическая проблема. Мозг как материальный субстрат психики. Психосоциальная проблема. Человек и общество, личность и культура.

1.2. Направления развития современной психологии. Предмет психологии и «школы» психологии: бихевиоризм, глубинная психология, гештальт-психология, культурно-исторический подход. Задачи и метод в психотерапии и когнитивной психологии.


Тема 2. Становление человеческой психики.

2.1. Развитие психики в филогенезе. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Социальное поведение животных. Язык. Предпосылки появления сознания.

2.2. Высшие психические функции и развитие в детском возрасте. Культурные средства и их интериоризация. Управление и произвольность. Развитие высших форм внимания и памяти в дошкольный и школьный периоды. Понятие зоны ближайшего развития.


Тема 3. Эмоции и эмоциональная регуляция.

3.1. Эмоциональные явления. Виды эмоций. Стресс, обученная беспомощность и психосоматические заболевания. Фрустрация, агрессия и социальное научение. Тревожность и проблема школьной дезадаптации.

3.2. Эмоциональная регуляция. Функции эмоций. Когнитивные теории эмоций. Развитие механизмов эмоциональной регуляции в детском возрасте.


Тема 4. Индивидуально-типологические особенности.

4.1. Темперамент. Свойства и сферы проявления темперамента. Типы нервной системы по И.П.Павлову и типы темперамента по Гиппократу. Концепции В.Вундта и Г.Айзенка. Типологии Э.Кречмера и У.Шелдона.

4.2. Характер. Развитие характера в психоаналитических концепциях. Типология К.Г.Юнга. Психопатии и акцентуации характера. Воспитательные стратегии при различных видах акцентуации характера.


Тема 5. Развитие личности.

5.1. Периодизация развития личности. Периодизация детского развития по Д.Б.Эльконину. Концепция развития идентичности Э.Эриксона. Проблема социализации. Школа как институт социализации.

5.2. Развитие самосознания. Этапы и механизмы развития личности (в культурно-историческом подходе). Формирование Я-концепции. Самооценка в подростковом возрасте.


Темы для самостоятельной работы студентов

  1. Можно ли живым существам успешно жить без психики? Каким?

  2. Зачем человеку нужно осознание мира, в котором он живет?

  3. Всегда ли надо осознавать свои реакции, действия, позы?

  4. Какие следствия можно вывести, принимая понятие высших психических функций?

  5. Человек – это только социальное существо, или только природное, или одновременно и природное, и социальное?

  6. Какие существуют доводы в пользу существования отдельных психических функций (память, мышление и проч.) и в пользу единства психики человека?

  7. Можно ли назвать мышлением решение приспособительных задач? Если да, то какие признаки мышления имеются в этом процессе?

  8. Как соотносятся понятия «мышление» и «умственное действие»?

  9. Может ли осуществляться мышление без привлечения памяти? А без внимания?

  10. Личность – это совокупность (ансамбль) всех качеств человека, это название для некоторых приобретенных при жизни качеств человека (каких?) или это термин для обозначения человека с определенными качествами, способностями и т.д.? Какими?

  11. Зачем мы вводим понятие личности? Можно ли анализировать человека без этого понятия? Если да, то в каких понятиях, если нет, то почему?

  12. Характеризуют ли личность такие свойства человека как темперамент или тип организации нервных процессов?

  13. Отвечает ли человек, находящийся в состоянии аффекта, за свои действия?

  14. Стресс снижает эффективность деятельности человека, улучшает ее?

  15. Ощущение – это образ воздействия внешних раздражителей или язык описания мира?


Вопросы к итоговому контролю (зачету)

  1. Понятие высших психических функций.

  2. Сознание человека. Его характеристика как высшей ступени развития психики.

  3. Язык животных и человека. Происхождение и развитие общения людей.

  4. Проблема бессознательного в психологии.

  5. Понятие деятельности. Характеристика деятельности.

  6. Строение деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

  7. Развитие представлений о предмете психологии.

  8. Понятие личности.

  9. Проблема потребностей в психологии. Классификация потребностей.

  10. Сознательное и бессознательное в регуляции поведения. Понятие установки.

  11. Общественно-исторический характер психики человека.

  12. Характер и темперамент.

  13. Индивидуальные особенности человека. Генетически заданное и средовое влияние на психику и поведение человека.

  14. Теория личности.

  15. Я-концепция.

  16. Проблема развития личности.

  17. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента. Соотношение свойств н.с. и свойств темперамента.

  18. Социальный субъект: соотношение характера и темперамента.

  19. Формирование характера. Акцентуации характера. Почему в подростковом возрасте акцентуации характера встречаются чаще, чем в юношеском?

  20. Личность как субъект культуры: самосознание, его происхождение и параметры.


Тематика контрольных работ

  1. Место психологии в системе научного знания. Понятие о психике. Классификация психических явлений.

  2. Структура современной психологии.

  3. Психика как результат эволюции материи. Интеллектуальное поведение животных.

  4. Общественно-историческая природа психики человека. Сравнение психики человека и животных.

  5. Природа и развитие сознания человека. Предпосылки и условия возникновения сознания.

  6. Сознание и бессознательное в психике человека.

  7. Специфика человеческой деятельности. Виды деятельности и их классификация.

  8. Современные теории личности.

  9. Формирование и развитие личности.

  10. Личность и структура ее психических свойств.

  11. Виды способностей человека.

  12. Типология характеров.

  13. Волевая регуляция поведения. Понятие воли. Становление волевых качеств личности.




  1. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).

  2. Мотивация и личность.

  3. Характер и темперамент.

  4. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.


Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 2005

Хрестоматия по общей психологии. Т.1. Введение в психологию Т.2. Субъект деятельности Т.3.Субъект познания (под общ. ред. В.В. Петухова). М., 2000.

Когнитивная психология (под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова). М., 2002

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2003

Изард К. Психология эмоций. СПб., 2004


Список дополнительной учебной литературы:

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2002.

Величковский Б.М. Когнитивная наука. М., 2006

Холодная М.А. Структура интеллекта. М., 1999

Егорова Е.Т. Психология индивидуальных различий. М., 1999

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2000

Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1996

хорошо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая программа по курсу «Специальная психология» Для студентов, обучающихся по специальности

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Примерная программа дисциплины психология. Педагогика для студентов обучающихся по: специальности

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Учебная программа для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-23 01 04

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая программа по курсу «психологические основы адаптации и реабилитации» для студентов обучающихся

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической

Рабочая учебная программа дисциплины «психология» для студентов, обучающихся по специальности icon Рабочая программа дисциплины клиническая психология опд. Ф. 17 для специальности 030301. 65 «Психология»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы