|
Скачать 72.31 Kb.
|
Содержание
Цель курсаЗадачи курса Тематический план |
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Филиал г. Дубна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» (для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция») Дубна, 2011 Курс «Психология» предназначен для слушателей непсихологических специальностей, включает в себя сведения по общей, возрастной и социальной психологии. ^ – формирование представлений о движущих силах и закономерностях развития психики в соответствии с современными концепциями научной психологии. ^ - ознакомление слушателей с существующими в науке подходами к определению предмета и метода психологии; - введение в проблематику развития психики, в первую очередь, знакомство с культурно-исторической концепцией; - формирование представлений о специфике отдельных познавательных процессов и эмоциональной регуляции; - ознакомление с наиболее влиятельными в психологии концепциями развития характера и личности. ^
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. 1.1. Развитие представлений о психике. Проблема души и тела в античной науке. Психогностическая проблема. Сознание как предмет психологии. Психофизиологическая проблема. Мозг как материальный субстрат психики. Психосоциальная проблема. Человек и общество, личность и культура. 1.2. Направления развития современной психологии. Предмет психологии и «школы» психологии: бихевиоризм, глубинная психология, гештальт-психология, культурно-исторический подход. Задачи и метод в психотерапии и когнитивной психологии. Тема 2. Становление человеческой психики. 2.1. Развитие психики в филогенезе. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Социальное поведение животных. Язык. Предпосылки появления сознания. 2.2. Высшие психические функции и развитие в детском возрасте. Культурные средства и их интериоризация. Управление и произвольность. Развитие высших форм внимания и памяти в дошкольный и школьный периоды. Понятие зоны ближайшего развития. Тема 3. Эмоции и эмоциональная регуляция. 3.1. Эмоциональные явления. Виды эмоций. Стресс, обученная беспомощность и психосоматические заболевания. Фрустрация, агрессия и социальное научение. Тревожность и проблема школьной дезадаптации. 3.2. Эмоциональная регуляция. Функции эмоций. Когнитивные теории эмоций. Развитие механизмов эмоциональной регуляции в детском возрасте. Тема 4. Индивидуально-типологические особенности. 4.1. Темперамент. Свойства и сферы проявления темперамента. Типы нервной системы по И.П.Павлову и типы темперамента по Гиппократу. Концепции В.Вундта и Г.Айзенка. Типологии Э.Кречмера и У.Шелдона. 4.2. Характер. Развитие характера в психоаналитических концепциях. Типология К.Г.Юнга. Психопатии и акцентуации характера. Воспитательные стратегии при различных видах акцентуации характера. Тема 5. Развитие личности. 5.1. Периодизация развития личности. Периодизация детского развития по Д.Б.Эльконину. Концепция развития идентичности Э.Эриксона. Проблема социализации. Школа как институт социализации. 5.2. Развитие самосознания. Этапы и механизмы развития личности (в культурно-историческом подходе). Формирование Я-концепции. Самооценка в подростковом возрасте. Темы для самостоятельной работы студентов
Вопросы к итоговому контролю (зачету)
Тематика контрольных работ
Список рекомендуемой учебной литературы Список основной учебной литературы: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 2005 Хрестоматия по общей психологии. Т.1. Введение в психологию Т.2. Субъект деятельности Т.3.Субъект познания (под общ. ред. В.В. Петухова). М., 2000. Когнитивная психология (под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова). М., 2002 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2003 Изард К. Психология эмоций. СПб., 2004 Список дополнительной учебной литературы: Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2002. Величковский Б.М. Когнитивная наука. М., 2006 Холодная М.А. Структура интеллекта. М., 1999 Егорова Е.Т. Психология индивидуальных различий. М., 1999 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2000 Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1996 |