Итак, что же такое «аутизм» icon

Итак, что же такое «аутизм»





Скачать 102.83 Kb.
Название Итак, что же такое «аутизм»
Дата конвертации 02.04.2013
Размер 102.83 Kb.
Тип Документы
Информационный выпуск для педагогов


«”Люди дождя” или дети с РАС

(расстройствами аутистического спектра)»


Обычно, когда люди слышат слово «аутизм», они представляют себе почти не издающего звуков, замкнутого в себе ребенка, который вырастает, практически не умея взаимодействовать с окружающим миром. Однако в последние годы определение аутизма выходит за рамки стандартных представлений, наблюдается все большее количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС). Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используют термин «Расстройства аутистического спектра (РАС)». Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота встречаемости РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Учитывая глобальность проблемы, Организация Объединенных Наций объявила дату 2 апреля Всемирным днем аутизма.
^

Итак, что же такое «аутизм»


Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени наличие трудностей в различных областях.

Это стойкое нарушение, возникающее без видимой причины и преобладающее во всем поведении ребенка, (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя).

^ Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. РАС встречается у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.

Дети с РАС очень не похожи друг на друга, и, как правило, не соответствуют ни каким существующим учебным стандартам.

Вот несколько фрагментов из историй развития:

Лиза В., 4 года: При обращении жалобы родителей на грубую задержку речевого развития ребенка, нарушения контакта, выраженную избирательность в еде (только протертая пища), двигательные стереотипии, раскачивания, поведенческие ритуалы, трудности сосредоточения.

Коля С., 8 лет: О себе долго говорил в 3-ем лице. В поведении много ритуалов, некоторые есть и сейчас. На детей не реагирует, негативистичен, нередки эпизоды агрессии и самоагрессии. В школе убегает от учителя, произносит вслух эпизоды рекламных роликов.

^ Гриша П., 6 лет: При обращении жалобы родителей на нарушении контакта с другими детьми, расторможенность, двигательные стереотипии, страх транспорта, двигательные запоры.

Леша О., 5 лет: Жалобы на отсутствие речи, отсутствие навыков игры, проблемы с навыками опрятности. В контакт не вступает, отмечаются постоянные вокализации (напоминающие речь). Боится громких звуков. Охотно выполняет невербальные задания (сортировка, вкладыши, нанизывание бус и т.п.)

Диагноз «аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребенка проявляется античное поведение. Интеллект у данной категории детей очень разный – от одаренности до тяжелой умственной отсталости.


Области трудностей у детей с РАС.


  • В социальном взаимодействии:

    • отсутствие желания взаимодействовать с окружающими, особенно незнакомыми;

    • отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе;

    • расстройства или задержка речевого развития или хорошо развития речь, но без осознания функции общения: ребенок не способен начинать или поддерживать разговор;

  • Трудности, связанные с недостатками воображения и негибкостью мышления:

    • использование игрушек не по назначению;

    • противостояние, страх переменам, чему-либо новому;

    • стереотипность игры, действий, движений;

    • быстрое заучивание на память (очень объемного материала), но без понимания заученного, не умеют применить это в жизни;

    • строгое следование правилам и непонимание исключений;

  • Другие трудности детей с РАС:

    • сенсорные трудности: повышенная чувствительность к звукам, запахам, шуму (все может вызывать невыносимый дискомфорт);

    • трудности со сном;

    • трудности с приемом пищи: избирательность в еде, отказ от всего нового;

    • трудности в развитии навыков самостоятельности;

    • навязчивые действия, ритуалы: например складывание предметов одежды в стопку в строгой последовательности, попытки нарушить эту последовательность вызовут у ребенка бурную агрессивную реакцию;

    • страхи и фобии;

    • страдают навыки мелкой моторики;

    • отсутствие чувства собственной и чужой безопасности;


Как данные трудности влияют на обучение в школе.


Испытываемые детьми трудности в перечисленных областях могут приводить к следующему:

  • сложность понимания услышанного и прочитанного;

  • неспособность обрабатывать речь и информацию за короткое время;

  • частая отвлекаемость от цели деятельности;

  • установка делать то, что хочу, а не то, что нужно;

  • зазубривание наизусть без понимания;

  • недостаток понимания действий окружающих и того, как их действия могут повлиять на них (н-р, наступает на ноги и не замечает этого, закрывает двери перед лицом другого человека и т.д.);

  • отсутствие переживания за других;

  • беспокойство выражается трудноуправляемым, порой агрессивным поведением;

  • выкрикивание в классе;

и другие проблемы.

^

Стратегии обучения детей с РАС.

При обучении ребенка с РАС педагог должен принимать во внимание следующее:


  • Необходимо продумывать способ подачи той или иной учебной программы детям с РАС.

  • Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при РАС.

  • Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, не понимают скрытую информацию - обычно они нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.

  • Недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно (например, непонимание того, что умножение – это повторное сложение). Это также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации.

  • Неравномерность умственного развития может означать, что есть чрезвычайно сильные и слабые стороны развития.

  • Трудность понимания устной и письменной речи и буквальность интерпретаций может приводить к искаженному пониманию.

  • Триада нарушений обычно ведет к потребности в упорядоченности во всем, необходимости поддержки в ситуациях социального взаимодействия, трудностям в импрессивной и экспрессивной речи.

  • Всегда имейте в виду то, что ребенок может не осознавать нарастание нервного напряжения, поэтому присматривайтесь к возможным стимулам и начальным проявлениям беспокойства.

  • Наблюдаемое поведение ребенка, которое может истолковываться окружающими как простые капризы или непослушание, может носить целый ряд значений. Например, оно может выражать потребность в помощи или внимании; уход от стрессовых ситуаций (реакция на чрезмерную стимуляцию); желание получить какой-либо предмет; недопонимание; протест против нежелательных событий; получение ярких ощущений и эмоций, например, от плевания, использования бранной речи.

Общие рекомендации по работе над поведением

  • Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.

  • Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.

  • Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.

  • Избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что Вы можете не получить ожидаемого ответа.

  • Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что Вы обращаетесь к нему.

  • Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

  • Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.

  • Не следует лично воспринимать ярко выраженное грубое или агрессивное поведение; помните, что цель выражаемого гнева может не иметь никакого отношения к источнику этого гнева.

  • Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.

  • Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда;

  • необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося. Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков.

  • Необходимо усиливать присмотр во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом.

  • Необходимо предоставлять расписание, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

Общие рекомендации по выполнению учебной программы

  • Перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, используя его имя.

  • Используйте несложные высказывания. Особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений. Избегайте инструкций типа "Прежде чем взять книгу для чтения, не забудьте подписать Ваши работы, когда вы их выполните". Такой стиль вполне естественен и приемлем для большинства детей, но он может вызывать сильное замешательство у детей с расстройствами аутистического спектра. Возможен следующий вариант данной инструкции: "Когда вы закончите работу, подпишите ее, а затем возьмите книгу для чтения".

  • Не следует говорить слишком длинными отрывками или слишком быстро. Обучайте отдельным словарным темам. Не следует полагать, что дети понимают слова и понятия без обучения им. Например, знание слов, выражающих последовательность (перед, после и др.), необходимо для понимания хода действий в контексте

  • Проверяйте понимание учащимся услышанных фраз, просите повторить фразы. Если учащийся не понимает фразу, то сократите ее до ключевых слов.

  • Используйте наглядные материалы для новых слов и понятий. Многие дети с расстройствами аутистического спектра больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. Старайтесь сопровождать тексты фотографиями, символьными картинками, особенно ключевые слова.

  • Предлагайте задания, насколько это возможно, наглядно и конкретно. Это особенно важно при обучении новым понятиям и навыкам. Иногда неплохо продемонстрировать ребенку примеры выполненных заданий, как пользоваться оборудованием, или же подключить ролевую игру взрослого для показа в точности того, что требуется выполнить ребенку.

  • Необходимо проводить анализ заданий с точки зрения их выполнимости и объема внимания учащегося. Сократите объем заданий и используйте поощрения в том случае, если необходимо повысить уверенность учащегося в данном предмете.

  • Используйте разные средства подачи задания. Предъявляйте задания маленькими частями. Вместо того чтобы ожидать от ребенка, что он выполнит только часть заданий на листе с заданиями, лучше вырезать одно задание и подать его отдельно. Это исключит путаницу с инструкциями, а также беспокойство из-за того, что задание выглядит очень длинным и сложным.

  • Необходимо обучать учащегося понятию «Закончено». Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.

  • Избегайте перегрузок в учебе и общении. Помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра. Избегайте планирования занятий, которые требуют вовлеченности и в академическую учебу и в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.

  • Старайтесь по возможности связывать задания с интересами учащегося.

  • Изучите электронные печатающие средства и компьютерные программы для развития языковой грамотности.

  • Давайте учащемуся время от времени возможность быть самим собой в качестве поощрения за старания при выполнении заданий.

  • Необходимо удалять или минимизировать отвлекающие факторы, например, шум, постоянные движения, компьютеры, перегруженные информацией стенды в рабочей зоне. Иногда учащемуся необходимо предоставлять учебное место без отвлекающих факторов. Это может быть место в классе или вне класса, в зависимости от потребностей учащегося.

Уважаемы специалисты, при работе с детьми с РАС необходимо, прежде всего:

  1. Иметь позитивный настрой.

  2. Быть терпеливым. Какой бы метод вы не применяли, он не начнет работать мгновенно.

  3. Быть последовательным. Все кто работает с ребенком, должны придерживаться единой стратегии работы.

  4. Сохранять спокойствие.

  5. Применять творческий, нестандартный подход.



^

Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми:


1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

10.Избегать переутомления ребенка.


^ Основной ключ к успеху.

Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Выше приведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к осознанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного учащегося.


^ Помните, вам понадобиться время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобиться и самому ребенку.


Информация об аутизме:

  1. Художественные фильмы:

- «Человек дождя»

- «Карточный домик»

- «Меркурий в опасности»

  1. Сайты в сети Интернет:

- www.autistic-society.narod.ru (Пермская региональная общественная организация «Общество помощи аутичным детям»)


Информацию подготовила

психолог ПМПК Татьяна Дума

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Итак, что же такое «аутизм» icon Что такое вич/спид? Что такое вирусные гепатиты? Как не заразиться гепатитами в и С? Где можно обследоваться

Итак, что же такое «аутизм» icon Правила личной гигиены Классный час из цикла «Что такое хорошо и что такое плохо»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Маянга»
Итак, что же такое «аутизм» icon Информация о вич-инфекции Что такое вич-инфекция? Что такое спид?

Итак, что же такое «аутизм» icon Ирование меню завтрак «Итак, едите ли, пьёте ли, или (иное) что делаете, всё делайте в славу Божию».

Итак, что же такое «аутизм» icon Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Ауто- по

Итак, что же такое «аутизм» icon Ребенку ставят диагноз стертая форма дизартрии. Что это такое и что делать ?

Итак, что же такое «аутизм» icon Того, что и у кого болит: Итак, киевлянин Игорь Шидловский. Прошу любить и жаловать!: Все вопросы,

Итак, что же такое «аутизм» icon Занятий Что такое сахарный диабет? Что необходимо знать пациенту о питании при сахарном диабете

Итак, что же такое «аутизм» icon Холестерин что необходимо 3нать что такое холестерин и для чего он нужен?

Итак, что же такое «аутизм» icon Ортопедическая стоматология и протезирование зубов поможет Вам забыть о том, что такое проблема отсутствующих

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина