Информационный выпуск для педагогов
«”Люди дождя” или дети с РАС
(расстройствами аутистического спектра)»
Обычно, когда люди слышат слово «аутизм», они представляют себе почти не издающего звуков, замкнутого в себе ребенка, который вырастает, практически не умея взаимодействовать с окружающим миром. Однако в последние годы определение аутизма выходит за рамки стандартных представлений, наблюдается все большее количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС). Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используют термин «Расстройства аутистического спектра (РАС)». Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота встречаемости РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Учитывая глобальность проблемы, Организация Объединенных Наций объявила дату 2 апреля Всемирным днем аутизма.
^
Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени наличие трудностей в различных областях.
Это стойкое нарушение, возникающее без видимой причины и преобладающее во всем поведении ребенка, (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя).
^ – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.
Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. РАС встречается у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.
Дети с РАС очень не похожи друг на друга, и, как правило, не соответствуют ни каким существующим учебным стандартам.
Вот несколько фрагментов из историй развития:
Лиза В., 4 года: При обращении жалобы родителей на грубую задержку речевого развития ребенка, нарушения контакта, выраженную избирательность в еде (только протертая пища), двигательные стереотипии, раскачивания, поведенческие ритуалы, трудности сосредоточения.
Коля С., 8 лет: О себе долго говорил в 3-ем лице. В поведении много ритуалов, некоторые есть и сейчас. На детей не реагирует, негативистичен, нередки эпизоды агрессии и самоагрессии. В школе убегает от учителя, произносит вслух эпизоды рекламных роликов.
^ : При обращении жалобы родителей на нарушении контакта с другими детьми, расторможенность, двигательные стереотипии, страх транспорта, двигательные запоры.
Леша О., 5 лет: Жалобы на отсутствие речи, отсутствие навыков игры, проблемы с навыками опрятности. В контакт не вступает, отмечаются постоянные вокализации (напоминающие речь). Боится громких звуков. Охотно выполняет невербальные задания (сортировка, вкладыши, нанизывание бус и т.п.)
Диагноз «аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребенка проявляется античное поведение. Интеллект у данной категории детей очень разный – от одаренности до тяжелой умственной отсталости.
Области трудностей у детей с РАС.
-
В социальном взаимодействии:
отсутствие желания взаимодействовать с окружающими, особенно незнакомыми;
отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе;
расстройства или задержка речевого развития или хорошо развития речь, но без осознания функции общения: ребенок не способен начинать или поддерживать разговор;
-
Трудности, связанные с недостатками воображения и негибкостью мышления:
использование игрушек не по назначению;
противостояние, страх переменам, чему-либо новому;
стереотипность игры, действий, движений;
быстрое заучивание на память (очень объемного материала), но без понимания заученного, не умеют применить это в жизни;
строгое следование правилам и непонимание исключений;
-
Другие трудности детей с РАС:
сенсорные трудности: повышенная чувствительность к звукам, запахам, шуму (все может вызывать невыносимый дискомфорт);
трудности со сном;
трудности с приемом пищи: избирательность в еде, отказ от всего нового;
трудности в развитии навыков самостоятельности;
навязчивые действия, ритуалы: например складывание предметов одежды в стопку в строгой последовательности, попытки нарушить эту последовательность вызовут у ребенка бурную агрессивную реакцию;
страхи и фобии;
страдают навыки мелкой моторики;
отсутствие чувства собственной и чужой безопасности;
Как данные трудности влияют на обучение в школе.
Испытываемые детьми трудности в перечисленных областях могут приводить к следующему:
сложность понимания услышанного и прочитанного;
неспособность обрабатывать речь и информацию за короткое время;
частая отвлекаемость от цели деятельности;
установка делать то, что хочу, а не то, что нужно;
зазубривание наизусть без понимания;
недостаток понимания действий окружающих и того, как их действия могут повлиять на них (н-р, наступает на ноги и не замечает этого, закрывает двери перед лицом другого человека и т.д.);
отсутствие переживания за других;
беспокойство выражается трудноуправляемым, порой агрессивным поведением;
выкрикивание в классе;
и другие проблемы.
^
Необходимо продумывать способ подачи той или иной учебной программы детям с РАС.
Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при РАС.
Дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, не понимают скрытую информацию - обычно они нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены.
Недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно (например, непонимание того, что умножение – это повторное сложение). Это также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации.
Неравномерность умственного развития может означать, что есть чрезвычайно сильные и слабые стороны развития.
Трудность понимания устной и письменной речи и буквальность интерпретаций может приводить к искаженному пониманию.
Триада нарушений обычно ведет к потребности в упорядоченности во всем, необходимости поддержки в ситуациях социального взаимодействия, трудностям в импрессивной и экспрессивной речи.
Всегда имейте в виду то, что ребенок может не осознавать нарастание нервного напряжения, поэтому присматривайтесь к возможным стимулам и начальным проявлениям беспокойства.
Наблюдаемое поведение ребенка, которое может истолковываться окружающими как простые капризы или непослушание, может носить целый ряд значений. Например, оно может выражать потребность в помощи или внимании; уход от стрессовых ситуаций (реакция на чрезмерную стимуляцию); желание получить какой-либо предмет; недопонимание; протест против нежелательных событий; получение ярких ощущений и эмоций, например, от плевания, использования бранной речи.
Общие рекомендации по работе над поведением
Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.
Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.
Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.
Избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что Вы можете не получить ожидаемого ответа.
Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что Вы обращаетесь к нему.
Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.
Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.
Не следует лично воспринимать ярко выраженное грубое или агрессивное поведение; помните, что цель выражаемого гнева может не иметь никакого отношения к источнику этого гнева.
Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.
Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда;
необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося. Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков.
Необходимо усиливать присмотр во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом.
Необходимо предоставлять расписание, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.
Общие рекомендации по выполнению учебной программы
Перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, используя его имя.
Используйте несложные высказывания. Особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений. Избегайте инструкций типа "Прежде чем взять книгу для чтения, не забудьте подписать Ваши работы, когда вы их выполните". Такой стиль вполне естественен и приемлем для большинства детей, но он может вызывать сильное замешательство у детей с расстройствами аутистического спектра. Возможен следующий вариант данной инструкции: "Когда вы закончите работу, подпишите ее, а затем возьмите книгу для чтения".
Не следует говорить слишком длинными отрывками или слишком быстро. Обучайте отдельным словарным темам. Не следует полагать, что дети понимают слова и понятия без обучения им. Например, знание слов, выражающих последовательность (перед, после и др.), необходимо для понимания хода действий в контексте
Проверяйте понимание учащимся услышанных фраз, просите повторить фразы. Если учащийся не понимает фразу, то сократите ее до ключевых слов.
Используйте наглядные материалы для новых слов и понятий. Многие дети с расстройствами аутистического спектра больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. Старайтесь сопровождать тексты фотографиями, символьными картинками, особенно ключевые слова.
Предлагайте задания, насколько это возможно, наглядно и конкретно. Это особенно важно при обучении новым понятиям и навыкам. Иногда неплохо продемонстрировать ребенку примеры выполненных заданий, как пользоваться оборудованием, или же подключить ролевую игру взрослого для показа в точности того, что требуется выполнить ребенку.
Необходимо проводить анализ заданий с точки зрения их выполнимости и объема внимания учащегося. Сократите объем заданий и используйте поощрения в том случае, если необходимо повысить уверенность учащегося в данном предмете.
Используйте разные средства подачи задания. Предъявляйте задания маленькими частями. Вместо того чтобы ожидать от ребенка, что он выполнит только часть заданий на листе с заданиями, лучше вырезать одно задание и подать его отдельно. Это исключит путаницу с инструкциями, а также беспокойство из-за того, что задание выглядит очень длинным и сложным.
Необходимо обучать учащегося понятию «Закончено». Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
Избегайте перегрузок в учебе и общении. Помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра. Избегайте планирования занятий, которые требуют вовлеченности и в академическую учебу и в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.
Старайтесь по возможности связывать задания с интересами учащегося.
Изучите электронные печатающие средства и компьютерные программы для развития языковой грамотности.
Давайте учащемуся время от времени возможность быть самим собой в качестве поощрения за старания при выполнении заданий.
Необходимо удалять или минимизировать отвлекающие факторы, например, шум, постоянные движения, компьютеры, перегруженные информацией стенды в рабочей зоне. Иногда учащемуся необходимо предоставлять учебное место без отвлекающих факторов. Это может быть место в классе или вне класса, в зависимости от потребностей учащегося.
Уважаемы специалисты, при работе с детьми с РАС необходимо, прежде всего:
Иметь позитивный настрой.
Быть терпеливым. Какой бы метод вы не применяли, он не начнет работать мгновенно.
Быть последовательным. Все кто работает с ребенком, должны придерживаться единой стратегии работы.
Сохранять спокойствие.
Применять творческий, нестандартный подход.
^
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10.Избегать переутомления ребенка.
^
Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Выше приведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к осознанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного учащегося.
^
Информация об аутизме:
Художественные фильмы:
- «Человек дождя»
- «Карточный домик»
- «Меркурий в опасности»
Сайты в сети Интернет:
- www.autistic-society.narod.ru (Пермская региональная общественная организация «Общество помощи аутичным детям»)
Информацию подготовила
психолог ПМПК Татьяна Дума
|