Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы





Скачать 0.56 Mb.
Название Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы
страница 1/2
Дата 03.04.2013
Размер 0.56 Mb.
Тип Документы
  1   2
МБОУ Колыбельская средняя общеобразовательная школа

Краснозёрского района, Новосибирской области.

Ул. Центральная, 49

Телефон: 61-324; 61-338

Код


Ткалина Валентина Владимировна

Социальный педагог школы.

С Колыбельское, Краснозёрский район,

Новосибирская область, ул. Центральная,66 кв.1


Перечень представленных материалов:


  1. Система социального педагога в школе.

  2. Профилактическая работа с семьёй.

  3. Алгоритм действия социального педагога с категорией учащихся группы риска.

  4. Девиантное поведение подростков.

  5. План работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности.



^ Система работы

социального педагога в школе.


Деятельность социального педагога направлена на выявление, диагностику и коррекцию детей группы риска с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, а также на выявление функционально несостоятельных семей и оздоровление семейного воспитания.


^ Основные направления работы социального педагога.


^ Работа с учащимися

Работа с семьями

Работа с социальными структурами

Учащиеся, находящиеся в неблагополучных семьях

Учащиеся, группы риска (склонных к бродяжничеству, правонарушениям)

Учащиеся, систематически пропускающие занятия, неуспевающие по различным предметам.

Учащиеся, стоящие на внутришкольном учёте, в ПДН РОВД, КДНиЗП.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении.

Семьи, имеющие на воспитании приёмных, подопечных и опекаемых детей.

Многодетные семьи

Семьи, находящиеся на учёте как малоимущие.

Профилактическая и просветительская работа с семьями учащихся школы.

Комиссии по делам несовершеннолетних при сельской и районной администрации.

Жен. совет села.

Участковый инспектор.

Медицинские работники.

Инспекция ПДН РОВД.

Районный отдел опеки и попечительства.

Районный реабилитационный центр.

Районный детский оздоровительный приют.

Центр занятости населения.

Центр социальной помощи населению.

Специалист по молодежи при администрации села.

Методический консультационный центр при отделе образования.





^ Профилактическая работа с семьёй.


Руководствуясь документами:

    • Закон об образовании РФ – глава№5, статья№50, статья№52 « Права и обязанности родителей(законных представителей»:

2. Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

5. Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

* Конвенцией о правах ребёнка – часть№1, статья№27,п2;

* Федеральным законом РФ – глава№1, статья№9,п4; глава№2, статья№12, п3; глава№2, статья№14, п1,п2, статья№16.

* Семейным кодексом РФ.


Цели работы:

    • способствовать нравственному воспитанию учащихся в семье;

    • повышать педагогические и психологические знания родителей;

    • стимулировать положительные поведения родителей, их контактов со школой, детьми;

    • создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

    • вовлекать родителей в воспитательный процесс класса, школы.



^ Школа, учителя, социальные педагоги берут на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.


Семья – важнейший институт социализации,

т.к. являет собой персональную среду

жизни и развития человека от

рождения до смерти, качество

которой определяется рядом

параметров конкретной семьи.


^ Социально - культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества.

Социально - экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учёбе.

^ Техника - гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни.

Демографический – определяется структурой семьи.


^ Статус семьи.


Благополучная семья – родители целенаправленно занимаются воспитание своих детей, в семье есть нравственные устои, не злоупотребляют спиртным, доброжелательные отношения в семье, активные участники учебного и воспитательного процесса в школе;


Семья группы риска – в семье есть отклонения от нормы воспитания и проживания, нарушен контакт родителей с детьми, недостаточное влияние родителей на образование и воспитание учащихся в школе, пассивное участие в жизни класса и школы;


Неблагополучная семья – родители не справляются с воспитанием детей, слабые нравственные устои в семье, грубое обращение с детьми, халатное отношение к учебе в школе, игнорирование воспитательного процесса в классе;


Социально-опасная семья – семья с аморальным поведением и образом жизни, воспитанием детей не занимаются, родители пьющие, ведущие паразитический образ жизни, совершенно не участвующие в воспитательном процессе в школе.


^ Социально-педагогическая работа

с различными типами семей.


Семья, в которой находятся опекаемые дети:

    • выявление в селе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

    • участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

    • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

    • поддержка семьи опекунов;

    • работа с учителем по установлению индивидуального полхода к опекаемым детям;

    • защита интересов опекаемых;

    • законодательное просвещение.


Многодетные семьи:

    • содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

    • организация благотворительной помощи;

    • рекомендации по организации семейного досуга;

    • Профориентационная работа;

    • Законодательное просвещение.


Неполные семьи:

    • оказание необходимой помощи в получении пособий;

    • психолого-педагогическое консультирование;

    • профилактика асоциально-аморального поведения;

    • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;

    • законодательное просвещение.


Проблемные семьи:

    • изучение динамики развития проблемы семьи;

    • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

    • законодательное просвещение.


Алгоритм изучения семьи


Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:

    • состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);

    • жилищно-бытовые условия;

    • материальная обеспеченность;

    • воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).


Характер взаимоотношений в семье:

    • между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

    • между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

    • позиция ребёнка в семье (педагогически оправдания: «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитетным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями, находиться на положении «Золушки».


Положение ребёнка в семье:

    • Я нужен и любим и люблю вас тоже;

    • Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

    • Я нужен, но не любим и от всей души хочу приблизиться к вам;

    • Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.


Отношения ребёнка к родителям:

    • дорожит семейными отношениями;

    • родители авторитетны;

    • относится пренебрежительно;

    • остро переживает драму;

    • тяготеет к одному из членов семьи.



Алгоритм работы социального педагога

с неблагополучной семьёй

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2-й этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (социально-опасной, проблемной).

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5-й этап: изучения причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7-й этап: составление психолого-педагогической карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.


Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.

Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.


^ Информация социального педагога




Показатели статистики

Данные статистики

Уточнение

Дополнение




^ Всего семей в школе













Семьи, стоящие на учёте, находящиеся в социально-опасном положении













^ Количество малообеспеченных семей













Количество многодетных семей













^ Количество семей, имеющих детей инвалидов.













^ Количество неполных семей.













Количество семей, имеющих 1 ребёнка













^ Количество семей, имеющих 2 детей.













Всего учащихся в школе













Количество учащихся, стоящих на учёте:

  • за пропуски

  • за неуспеваемость

  • за бродяжничество

  • за нанесение вреда здоровью

  • за распитие спиртного

  • за нарушение дисциплины в школе













^ Количество учащихся, условно осужденных













^ Всего детей инвалидов













Количество учащихся, занимающихся по спец.программе













^ Количество учащихся группы риска













Количество подопечных и опекаемых уч.













^ Количество приёмных семей.













Количество учащихся, помещённых в детский приют













^ Количество учащихся, направленных на заседание комиссии КДНиЗП













^ Количество учащихся, прошедших обследование у психолога













^ Количество учащихся, направленных на РМПК











План

совместных действий в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.




^ Доминирующий фактор в характеристике семьи


Виды помощи семье и детям

Службы, центры, учреждения, специалисты

Необходимые документы для оказания помощи

1.

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.

  1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.

  2. Помощь психотерапевта семье и детям.

  3. Проведения семинаров и бесед на темы воспитания.

  4. Вовлечение детей в кружки, секции.

  5. Постановка на учёт в ОППН, ОВД, УВД или к детскому наркологу, психиатру.

Школа, спортивные секции, кружки самодеятельности.

Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога.

2.

Жестокое отношение к ребёнку.

  1. Наблюдения учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.

  2. Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста.

  3. Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

  4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

  5. Постановка на учёт ОППН, ИДН, ЦСВ, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.

  6. Привлечение родителей к работе семинаров, беседам по тематике воспитания в семье.

Педиатры, ДОУ, школа, службы, центры КДН, ОППН,

Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребёнка.

3.

Семьи алкоголиков (оба родителя пьют)

  1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).

  2. Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или её отдельным членам.

  3. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учении.

  4. Постановка семьи на учёт.

  5. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

  6. Постановка подростка на учёт в ИДН.

  7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.

  8. Консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения.

  9. Перевод ребёнка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу.

  10. Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).

  11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

ДОУ, школа, приют, кризисный центр, врачи, учителя, службы КДН, ИДН.

Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Медицинское заключение, ходатайство, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребёнка, заявление, ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребёнка, решение КДН о лишении родительских прав.

4.

Семья в состоянии развода или после развода.

  1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.

  2. Консультационная помощь психолога и психотерапевта.

  3. Привлечение ребёнка в кружки, секции.

  4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учёбе.

  5. Постановка ребёнка на учёт (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

  6. Привлечение к деятельности класса родителей ребёнка.

  7. Помощь ребёнку со стороны его окружения.

  8. Помощь ребёнку со стороны его сверстников.

  9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.

  10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода).

ДОУ, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб.

Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, ходатайство (о постановки на учёт в ИДН, у психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).

5.

Неполная семья.

  1. Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьёй.

  2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.

  3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

  4. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.

  5. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.

  6. Проведения родительского лектория.

  7. Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

  8. Постановка на учёт в учреждения и органы социальной защиты.

  9. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье.

ДОУ, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, дом творчества, органы социальной защиты.

Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и другие.

6.

Отчуждённость родителей из-за занятости.

  1. Сопровождение ребёнка социальным педагогом.

  2. наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.

  3. Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.

  4. Привлечение ребёнка к занятиям дневного пребывания.

  5. Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

  6. Помощь ребёнку и умение планировать своё свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

  7. Помощь родителям с детьми в центре «Семья».

Центры, ДОУ, образовательные учреждения, дом творчества.

Карта семьи, рекомендации для родителей. Ходатайство об устройстве в центр. Заявление родителей. Приглашение родителей в центр, школу.

7.

Полная семья, один из родителей пьёт.

  1. Наблюдения и консультации психолога за ребёнком.

  2. Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача.

  3. Вовлечение ребёнка в систему дополнительного воспитания и образования.

  4. дополнительная помощь ребёнку в учёбе со стороны учителей.

  5. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.

  6. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

  7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.

  8. При асоциальном поведении ребёнка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.) обследование подростка у детского психиатра.

  9. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на ПМПК для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и медико-психологической реабилитации, службы ПМПК, районный детский или подростковый психиатр, управление здравоохранением, КПН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, дом творчества для детей и подростков.

Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребёнка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, заявление-ходатайство.

8.

^ Неполная семья, родитель-алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).

  1. Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

  2. Наблюдения и консультации школьного психолога.

  3. Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребёнка в кружки, секции, библиотеку.

  4. Информирование органов опеки и попечительства о наличие в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

  5. Направление ребёнка образовательным учреждением на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения.

  6. При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу.

Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения.

Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий по форме, тетради, дневник, рисунки.

9.

Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные

  1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы.

  2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

  3. Индивидуальная работа психолога с ребёнком.

  4. Помощь учителя ребёнку в учёбе.

  5. Консультация районного психиатра.

  6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют).

  7. Направление образовательным учреждением ребёнка на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения.

  8. Консультация у невропатолога или психиатра.

ДОУ, школа, специалист по охране прав детства, центры ПМПК, районный психиатр или невропатолог, ИДН, КДН.

Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра.

10.

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.

  1. Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.

  2. Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.

  3. Восстановление родственных отношений ребёнка и семьи социальным педагогом.

  4. Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.

  5. Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения

  6. Помощь со стороны окружения семьи.

  7. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.

  8. Организация воспитателями переписки детей и родителей.

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД, КДН, ИДН.

Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения.

11.

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

  1. Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником.

  2. Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребёнка.

  3. Занятия родителей и детей в семейных группах.

  4. Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты.

  5. Вовлечение педагогами ребёнка в кружки, секции.

  6. Оказание учителями помощи в учении.

  7. Направление ребёнка на ПМПК для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.

  8. Организация социальным педагогом посещение ребёнком нормальной семьи

  9. Восстановление социальным педагогом родственных связей ребёнка.

  10. Организация социальным педагогом пребывания ребёнка в семье выходного дня.

ДОУ, школа, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, ПМПК, родственники, друзья, соседи.

Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьёй, направление на ПМПК, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневник, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребёнка.

12.

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, или нахождение брошенных детей.

  1. 02 – милиция.

  2. Телефон приюта.

  3. Телефон отдела по охране прав детей.

  4. Телефон розыска детей.

  5. Телефон больницы для помещения ребёнка на обследование.




Заявление о нахождении ребёнка, телефонный звонок о найденных детях отдел охраны прав детства.

^ Телефон доверия – 42-332

Стационарная помощь при остром

отравлении детей токсическими,

наркотическими, алкогольными препаратами – 42-677

^ Психиатрическая помощь – 42-664

Наркологическая помощь – 42-454

Центр занятости населения района – 42-345

Общественные организации, работающие с детьми и семьями: 42-333, 42-334


^ Социально-педагогическая карта класса.




^ Фамилия имя

уч-ся

На внутриш

кольном учёте

В соц-но-опасной семье

Мало

Беспечен

ная семья

На учёте в ПДН,

ИДН

Под

опе

кой

Непол

ная семья


Вспомо

гатель

ная

программа

1

Артемьев Саша



















2

Колесник Ира





















3

Инин Миша






















4

Цой Надя






















^ Социальная карта учащихся класса




^ Фамилия имя отчество ученика

Фамилия имя отчество родителей

Дата рождения

Образование

Место работы

Место жительства

1.

Артемьев Александр Романович

Артемьева Ольга Леонидовна

Роман Васильевич

02.02.1974г.


12.04.1973г.

Неполное среднее

Среднее

Совхоз доярка

Плотник

Ул. Центральная,45, кв.2


Список семей, находящихся в социально-опасном положении




^ Фамилия имя отчество родителей

Дата рождения

Место работы, жительства

Фамилия имя отчество детей

Дата рождения,

занятость

Дата и причина постановки на учёт

1.

Муратов Михаил Сергеевич

Муратова Екатерина Николаевна

12.11.1964г

совхоз, сторож

03.10.1968г.

совхоз доярка

Муратова Анжела Михайловна

Муратов Павел Михайлович

04.09.1993г. ученик 10 кл.

23.01.1994 г.

ученик 7 кл.

27.11.2008г. за ненадлежащее воспитание детей.

Список семей,

находящихся на учёте как малообеспеченные.




^ Фамилия имя отчество родителей

Дата рождения, место работы

Фамилия имя отчество детей

Дата рождения, занятость

1.

Лапшин Сергей Тимофеевич

Лапшина Елена Ивановна

01.11.1974г.

инвалид

17.03.1976г.

техничка

Лапшин Сергей Сергеевич


Лапшина Марина Сергеевна


Лапшина Светлана Сергеевна

22.01.1994г. ученик 6 кл.

02.11.1996 г.

ученица 4 кл.

07.08.1999 г. ученица 2 кл.


Журнал посещения семей.


Фамилия членов семьи

Дата посещения

^ Причина посещения

Взаимодействие с соц. службами

Решение членов комиссии

Филатова. М.Н.

12.10.2008

Ненадлежащее воспитание детей, слабый контроль родителей за посещаемостью и успеваемостью детей в школе.

Материально-бытовое обследование условий проживания семьи, профилактическая беседа.

Совместно с классным руководителем, социальным работником, членом женсовета.

Взять семью на контроль. Провести профилактическую беседу с отцом на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.



^ Алгоритм действия социального педагога с категорией учащихся группы риска.




^ Мероприятия социального педагога

Документация

Отслеживание

Планирование

1.

^ Изучение социальной обстановки, знакомство с проблемами и трудностями детей.


Заполнение социально-педагогической карты класса

Заполнение карты личности на каждого учащегося

Выявление проблемных зон, ситуаций.

2.

^ Изучение социальной обстановки семей учащихся

Заполнение картотеки для базы данных социальной среды ребёнка

Заполнение картотеки для базы данных социально-неблагополучных семей

Выявление трудностей в семье, статуса семьи, возможность оказания социально-педагогической и психологической помощи.


3.

^ Определение путей профилактической, коррекционной работы.

Комплексный план работы с семьями учащихся

Циклограмма работы с семьями учащихся

Составление плана работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.


4.

^ Анализ проблем учащегося, поиск путей решения проблем и трудностей.

Комплексный план работы с учащимся

Учёт посещаемости, успеваемости, поведения, занятости учащегося

Составление плана индивидуальной профилактической работы с учащимся.


5.

^ Текущий анализ результатов профилактики и коррекции

Отслеживание результативности деятельности всех служб, задействованных в профилактической работе

Отчёты классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по индивидуальной профилактической работе.

Выбор путей решения по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями (коррекция, изменение, дополнение).

6.

^ Отчёт социально-педагогической работы по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями.

Обобщение материала по профилактической работе

Анализ проделанной работы по индивидуальной профилактической работе.

Проектирование социально-педагогической деятельности с учётом накопленного опыта.



^ Девиантное поведение подростков


Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.


^ Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

  1. Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, подразумевающие наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элептоидов и психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.


^ Подростковый и юношеский возрастные периоды входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:

    • во-первых, внутренние трудности переходного периода, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;

    • во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков и молодёжи;

    • в-третьих, противоречия, обусловленные изменениями механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.



Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводстве социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.


Социум – окружение, в котором формируется человек, где он реализует свою активность.


Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа.


^ Социальная запущенность – несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.


^ Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждений, школе.


^ Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Но как бы ни была велика потребность в общении у детей, по-настоящему пора дружбы и неформальных объединений приходит в подростковом возрасте. Человек начинает ощущать себя личностью и задумывается над тем, что такое «Я». Структура «Я» сильно усложняется. Помимо «Я» реально возникает представление о «Я» идеальном, отражение своего внутреннего мира, потребность увидеть себя глазами других, иногда подражать другим. С этим связано в психологии такое понятие, как Референтная группа. Это такая группа, к которой человек не принадлежит, но на которую ориентируется, подражает её членам: группа, в которую его не берут, но к которой он хотел бы принадлежать.

В силу особенностей своего психологического развития подростку необходимо демонстрировать протест против официальной, общепринятой культуры, норм и ценностей взрослых, что он и делает, приобщаясь к неформальной группе. Кроме того, неформальная группа отвечает потребностям юноши в новой информации, в проявлении эмоций и чувств, в реализации личностных притязаний на ту или иную социальную роль.


^ Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребёнку путём умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящие вред его физическому и психическому развитию.


^ Карта личности


Состояние здоровья и развития

Учащегося__________________________________________________________________________

Признаки повышенной нервозности:

  • отсутствуют

  • повышенная утомляемость

  • пониженная работоспособность

  • подавленное настроение

  • повышенная возбудимость

  • вспышка гнева

  • агрессивность по отношению к учителям

  • отказ от контактов

  • общих дел

  • склонность к разрушительным действиям

  • садизм

  • другие признаки

Патологические влечения:

  • курит

  • не курит

  • употребляет спиртные напитки

  • употребляет токсико-нарковещества

Состоит на диспансерном учёте, по поводу чего _________________________________________

Психологическая атмосфера в семье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип семьи:

  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)

  • неблагополучная, в том числе:

  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведения вне школы)

  • нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)

  • конфликтная ( в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)

Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка)

  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий)

  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономии ребёнка)

  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)

Организация режима труда и отдыха:

  • какие обязанности выполняет

в семье ______________________________________________

  • соблюдает ли режим дня

  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания __________________________________________________________________________

  • как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей

Особенности учебной деятельности:

  • успеваемость учащегося ________________________________________________________

  • отношение к учению:

  • положительное

  • нейтральное

  • равнодушное

  • отрицательное

Интеллектуальные возможности учащегося:

  • высокие

  • средние

  • низкие

Мотивы учения:

  • познавательный интерес к предметам

  • осознание необходимости учиться

  • стремление получать оценку

  • заслужить одобрение взрослых

  • стремление избежать наказания

  • стремление к самоутверждению в группе сверстников

Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

  • позиция учащегося в коллективе:

  • лидер (звезда)

  • предпочитаемый

  • принятый

  • отвергаемый

С кем из класса наиболее близок (характер взаимного влияния) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения с другими одноклассниками:

  • деловые

  • ровные

  • дружеские

  • тёплые

  • конфликтные

  • ни с кем не общается

Манера, стиль общения с окружающими:

  • доминантный стиль ( уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту)

  • не доминантный стиль ( застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)

  • экстраверт ( постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим)

  • интроверт ( не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)

Отношение к общественному мнению:

  • активно-положительное ( понимает критику, согласен с ней, недостатки стремиться исправить)

  • пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)

  • безразличное ( не реагирует на критику, не меняет поведения)

  • негативное ( спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)

Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

отношение к общественным поручениям:

  • с готовностью

  • без видимого интереса

  • отказывается

выполнение общественных поручений:

  • добросовестное

  • недобросовестное

  • по настроению

  • под нажимом

  • с инициативой

отношение к трудовым делам класса:

  • принимает активное участие

  • безразличен

  • демонстративно отказывается

отношение к физическому труду:

  • положительное ( трудолюбив, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки)

  • равнодушное ( не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)

  • отрицательное ( ленив, трудиться недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)

^ Направленность интересов:

к какой деятельности проявляет интерес:

* физический труд

* умственный труд

* техническая деятельность

* организаторская деятельность

* художественная деятельность

* спортивная деятельность

В каких кружках ( секциях) состоит _____________________________________________________________________________________

С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Уровень самооценки личности:

  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения)

  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)

  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)

Особенности поведения:

  • положительные поступки учащегося, как часто они совершаются __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • возможные мотивы их совершения ______________________________________________

  • отрицательные мотивы (проступки), их появление, характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках)

правонарушения учащегося:

  • воровство

  • вымогательство у слабых и младших

  • избиение слабых и младших

  • попытка к насилию

  • жестокое обращение к животным

  • проявление садистских наклонностей

  • грубые нарушения общественного порядка

отношение к своим поступкам:

  • равнодушен

  • переживает

  • оправдывает

  • осуждает

отношение к педагогическим воздействиям:

  • с ожесточением

  • равнодушно

  • понимает и старается выполнить требования

Состоит на учёте внутри школы _______________________________________________________

В ПДН ______________________________________________________________________________

В ИДН ______________________________________________________________________________

Судим ______________________________________________________________________________

Находится в социально-опасной семье _________________________________________________

Под опекой __________________________________________________________________________

В приёмной семье ____________________________________________________________________

Склонен к бродяжничеству ___________________________________________________________

Занимается в классе коррекции _______________________________________________________

Занимается по особой программе ______________________________________________________


Дата заполнения _________________________________________________________

Социальный педагог ______________________________________________________

Классный руководитель ___________________________________________________


Социальные структуры, задействованные в индивидуальной профилактической работе:


  1. Образовательное учреждение;

  2. Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации села;

  3. Женский совет сельской администрации;

  4. Комиссия социальной защиты сельской администрации;

  5. Фап сельской администрации;

  6. Участковый инспектор;

  7. Комиссия по делам несовершеннолетних районной администрации;

  8. ПДН районного отдела внутренних дел

  9. Отдел опеки и попечительства

  10. Детский реабилитационный центр.



Схема действия

по оказанию индивидуальной профилактической работы

в школе.
















Схема социально-педагогического воздействия на подростка


























Ру


Профилактическая работа

с социально незащищённой категорией детей



^ Многодетные семьи.

Цель работы: диагностика проблем семьи, оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении детей; оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации.




^ Неполные семьи.

Цель работы: диагностировать проблемы семьи, способствовать организации помощи ближайших родственников, оказать наблюдение и помощь психолога, классного руководителя, социальных служб, общественных организаций в воспитании учащихся.




^ Дети – инвалиды.

Цель работы: диагностика проблемы семьи, оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении детей; оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации.





^ Дети, находящиеся под опекой.

Цель работы: оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении семьи, создание психологического комфорта в школе, семье; предупреждение конфликтных ситуаций в классе, семье.

^ Неблагополучные семьи.

Цель работы: социально-бытовая помощь, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, формирование общечеловеческих норм морали, культуры общения, социально-психологическая помощь.

^ Дети «группы риска».

Цель работы: диагностика проблем личности учащегося, оказание социально-педагогической помощи, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации, коррекция поведения.




^ Дети, испытывающие затруднения в общении.

Цель работы: диагностика проблем личности учащегося, оказание социально-педагогической помощи, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации, коррекция поведения.




^ Социально запущенный ребёнок как объект профилактики и коррекции.




^ Объект профилактики

Признаки социальной дезадаптации

Свойства индивида

1.

Неадекватная социальная активность

Дисгармония психического развития, противоречивость и неустойчивость личности.

^ Индивидуально-типологические особенности личности.

2.

Труднообучаемость

Дисгармония мотивов учения, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, неуспеваемость обучаемого, школьная тревожность.

^ Свойства субъекта деятельности

3.

Трудновоспитуемость

Неразвитость социально-коммукативных качеств и свойств, слабая социальная рефлексия, недостаток знаний социально-эстетического характера, неадекватность поведения, низкий социальный статус.

^ Свойства субъекта общения

4.

Общая средовая дезадаптация

Нарушения образа «Я», неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворённая потребность в признании и принятии.

^ Свойства субъекта самосознания.



Доминирующие направления и условия в индивидуальной профилактической работе с трудными детьми.


^ В работе с трудными детьми нужно реализовать следующие направления:

* перевод социальной ситуации в педагогическую;

* воспитание нравственно-правовой убеждённости;

* формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;

* развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогическое воздействие;

* создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включая в социально-полезные виды деятельности;

* организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих;

* предупреждение невротических расстройств и педагогических влечений;

* организация благоприятного социально-психологического климата;

* ликвидация пробелов в знаниях.


^ Эффективному взаимодействию с трудными детьми в индивидуальной профилактической работе способствуют:


  • знания и учёт факторов социализации личности ребёнка, причин отклонений в его поведении;

  • учёт индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребёнка, социальной ситуации его развития;

  • учёт особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;

  • уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;

  • опора на положительное в ребёнке, вера в его возможность;

  • выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи;

  • защита ребёнка от неблагоприятных условий и влияний.



Руководствуясь Локальным актом «О порядке постановки на Внутришкольный учёт учащихся, имеющих отклонения в поведении или неуспевающих по двум и более предметам, а также имеющим более 5 часов пропусков уроков без уважительной причины за месяц» с учащимися проводится профилактическая работа.


^ Профилактическая работа

с учащимся Табаков Игорь

год рождения 22.01.1995г класс 6


Причина индивидуальной работы

с учащимся: систематические пропуски без уважительной причины; неуспеваемость по нескольким предметам.


Дата

Форма профилактической работы.

Содержание.

Контроль и взаимодействие

11.02.2008 г.

Беседа с учащимся о причинах систематических пропусков. Часто чувствует себя плохо, но не ходит в больницу за справкой. Согласен на дополнительные занятия по истории и алгебре. Строгое соблюдение режима дня.

Составила беседу с учителями-предметниками и классным руководителем о необходимости дополнительных занятий для ученика. Беседа с медработником об обследовании ребёнка.



^ План работы

по профилактике правонарушений и безнадзорности

социального педагога

Ткалиной Валентины Владимировны

МБОУ Колыбельской СОШ

На 2009-2010 учебный год


Руководствуясь Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно глава 1, где говорится:

- индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников. Практика

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Календарный план работы социального педагога мобу «сош №46»

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Профилактика детских правонарушений, преступлений, безнадзорности и беспризорности Профилактика детского

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Опыт работы специалистов сппс по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Работы педагога психолога киселевой о. А. На 2012-2013 учебный год цели

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Система логопедической и медицинской работы в послеоперационный период

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Система коррекционно-педагогической работы при псевдобульбарной дизартрии

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального

Работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности. Система работы icon Анализ программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование
Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы