МБОУ Колыбельская средняя общеобразовательная школа
Краснозёрского района, Новосибирской области.
Ул. Центральная, 49
Телефон: 61-324; 61-338
Код
Ткалина Валентина Владимировна
Социальный педагог школы.
С Колыбельское, Краснозёрский район,
Новосибирская область, ул. Центральная,66 кв.1
Перечень представленных материалов:
Система социального педагога в школе.
Профилактическая работа с семьёй.
Алгоритм действия социального педагога с категорией учащихся группы риска.
Девиантное поведение подростков.
План работы социального педагога по профилактике правонарушений и беспризорности.
^
социального педагога в школе.
Деятельность социального педагога направлена на выявление, диагностику и коррекцию детей группы риска с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном нормам и требованиям ближайшего окружения, а также на выявление функционально несостоятельных семей и оздоровление семейного воспитания.
^
^
|
Работа с семьями
|
Работа с социальными структурами
|
Учащиеся, находящиеся в неблагополучных семьях
|
Учащиеся, группы риска (склонных к бродяжничеству, правонарушениям)
|
Учащиеся, систематически пропускающие занятия, неуспевающие по различным предметам.
|
Учащиеся, стоящие на внутришкольном учёте, в ПДН РОВД, КДНиЗП.
|
Семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
|
Семьи, имеющие на воспитании приёмных, подопечных и опекаемых детей.
|
Многодетные семьи
|
Семьи, находящиеся на учёте как малоимущие.
|
Профилактическая и просветительская работа с семьями учащихся школы.
|
Комиссии по делам несовершеннолетних при сельской и районной администрации.
Жен. совет села.
Участковый инспектор.
Медицинские работники.
Инспекция ПДН РОВД.
Районный отдел опеки и попечительства.
Районный реабилитационный центр.
Районный детский оздоровительный приют.
Центр занятости населения.
Центр социальной помощи населению.
Специалист по молодежи при администрации села.
Методический консультационный центр при отделе образования.
|
^
Руководствуясь документами:
Закон об образовании РФ – глава№5, статья№50, статья№52 « Права и обязанности родителей(законных представителей»:
2. Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
5. Родители(законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
* Конвенцией о правах ребёнка – часть№1, статья№27,п2;
* Федеральным законом РФ – глава№1, статья№9,п4; глава№2, статья№12, п3; глава№2, статья№14, п1,п2, статья№16.
* Семейным кодексом РФ.
Цели работы:
способствовать нравственному воспитанию учащихся в семье;
повышать педагогические и психологические знания родителей;
стимулировать положительные поведения родителей, их контактов со школой, детьми;
создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
вовлекать родителей в воспитательный процесс класса, школы.
^ берут на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.
Семья – важнейший институт социализации,
т.к. являет собой персональную среду
жизни и развития человека от
рождения до смерти, качество
которой определяется рядом
параметров конкретной семьи.
^
Социально - экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учёбе.
^
Демографический – определяется структурой семьи.
^
Благополучная семья – родители целенаправленно занимаются воспитание своих детей, в семье есть нравственные устои, не злоупотребляют спиртным, доброжелательные отношения в семье, активные участники учебного и воспитательного процесса в школе;
Семья группы риска – в семье есть отклонения от нормы воспитания и проживания, нарушен контакт родителей с детьми, недостаточное влияние родителей на образование и воспитание учащихся в школе, пассивное участие в жизни класса и школы;
Неблагополучная семья – родители не справляются с воспитанием детей, слабые нравственные устои в семье, грубое обращение с детьми, халатное отношение к учебе в школе, игнорирование воспитательного процесса в классе;
Социально-опасная семья – семья с аморальным поведением и образом жизни, воспитанием детей не занимаются, родители пьющие, ведущие паразитический образ жизни, совершенно не участвующие в воспитательном процессе в школе.
^
с различными типами семей.
Семья, в которой находятся опекаемые дети:
выявление в селе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
поддержка семьи опекунов;
работа с учителем по установлению индивидуального полхода к опекаемым детям;
защита интересов опекаемых;
законодательное просвещение.
Многодетные семьи:
содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
организация благотворительной помощи;
рекомендации по организации семейного досуга;
Профориентационная работа;
Законодательное просвещение.
Неполные семьи:
оказание необходимой помощи в получении пособий;
психолого-педагогическое консультирование;
профилактика асоциально-аморального поведения;
организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;
законодательное просвещение.
Проблемные семьи:
изучение динамики развития проблемы семьи;
общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
законодательное просвещение.
Алгоритм изучения семьи
Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:
состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);
жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность;
воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
позиция ребёнка в семье (педагогически оправдания: «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремиться привлечь его на свою сторону, предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитетным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями, находиться на положении «Золушки».
Положение ребёнка в семье:
Я нужен и любим и люблю вас тоже;
Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
Я нужен, но не любим и от всей души хочу приблизиться к вам;
Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношения ребёнка к родителям:
дорожит семейными отношениями;
родители авторитетны;
относится пренебрежительно;
остро переживает драму;
тяготеет к одному из членов семьи.
Алгоритм работы социального педагога
с неблагополучной семьёй
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2-й этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (социально-опасной, проблемной).
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5-й этап: изучения причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
7-й этап: составление психолого-педагогической карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи.
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
^
№
|
Показатели статистики
|
Данные статистики
|
Уточнение
|
Дополнение
|
|
^
|
|
|
|
|
Семьи, стоящие на учёте, находящиеся в социально-опасном положении
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Количество многодетных семей
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Количество семей, имеющих 1 ребёнка
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Всего учащихся в школе
|
|
|
|
|
Количество учащихся, стоящих на учёте:
за пропуски
за неуспеваемость
за бродяжничество
за нанесение вреда здоровью
за распитие спиртного
за нарушение дисциплины в школе
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Количество учащихся, занимающихся по спец.программе
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Количество подопечных и опекаемых уч.
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
Количество учащихся, помещённых в детский приют
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
|
^
|
|
|
|
План
совместных действий в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.
№
|
^
|
Виды помощи семье и детям
|
Службы, центры, учреждения, специалисты
|
Необходимые документы для оказания помощи
|
1.
|
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
|
Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.
Помощь психотерапевта семье и детям.
Проведения семинаров и бесед на темы воспитания.
Вовлечение детей в кружки, секции.
Постановка на учёт в ОППН, ОВД, УВД или к детскому наркологу, психиатру.
|
Школа, спортивные секции, кружки самодеятельности.
|
Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога.
|
2.
|
Жестокое отношение к ребёнку.
|
Наблюдения учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.
Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста.
Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
Постановка на учёт ОППН, ИДН, ЦСВ, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.
Привлечение родителей к работе семинаров, беседам по тематике воспитания в семье.
|
Педиатры, ДОУ, школа, службы, центры КДН, ОППН,
|
Заключение врача, направление, заявление, характеристика на ребёнка.
|
3.
|
Семьи алкоголиков (оба родителя пьют)
|
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).
Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или её отдельным членам.
Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учении.
Постановка семьи на учёт.
Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
Постановка подростка на учёт в ИДН.
Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога и т.д.
Консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения.
Перевод ребёнка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу.
Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).
Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
|
ДОУ, школа, приют, кризисный центр, врачи, учителя, службы КДН, ИДН.
|
Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Медицинское заключение, ходатайство, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребёнка, заявление, ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребёнка, решение КДН о лишении родительских прав.
|
4.
|
Семья в состоянии развода или после развода.
|
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.
Консультационная помощь психолога и психотерапевта.
Привлечение ребёнка в кружки, секции.
Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учёбе.
Постановка ребёнка на учёт (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
Привлечение к деятельности класса родителей ребёнка.
Помощь ребёнку со стороны его окружения.
Помощь ребёнку со стороны его сверстников.
Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.
Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода).
|
ДОУ, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб.
|
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, ходатайство (о постановки на учёт в ИДН, у психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).
|
5.
|
Неполная семья.
|
Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьёй.
Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.
Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.
Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.
Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования.
Проведения родительского лектория.
Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.
Постановка на учёт в учреждения и органы социальной защиты.
Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье.
|
ДОУ, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, дом творчества, органы социальной защиты.
|
Характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и другие.
|
6.
|
Отчуждённость родителей из-за занятости.
|
Сопровождение ребёнка социальным педагогом.
наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.
Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.
Привлечение ребёнка к занятиям дневного пребывания.
Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.
Помощь ребёнку и умение планировать своё свободное время (социальный педагог, классный руководитель).
Помощь родителям с детьми в центре «Семья».
|
Центры, ДОУ, образовательные учреждения, дом творчества.
|
Карта семьи, рекомендации для родителей. Ходатайство об устройстве в центр. Заявление родителей. Приглашение родителей в центр, школу.
|
7.
|
Полная семья, один из родителей пьёт.
|
Наблюдения и консультации психолога за ребёнком.
Беседа со здоровым родителем психолога, социального педагога, врача.
Вовлечение ребёнка в систему дополнительного воспитания и образования.
дополнительная помощь ребёнку в учёбе со стороны учителей.
Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы.
Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.
При асоциальном поведении ребёнка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.) обследование подростка у детского психиатра.
При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на ПМПК для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.
|
ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и медико-психологической реабилитации, службы ПМПК, районный детский или подростковый психиатр, управление здравоохранением, КПН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, наркологический диспансер, дом творчества для детей и подростков.
|
Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, представление на ребёнка на ПМП комиссию, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, заявление-ходатайство.
|
8.
|
^
|
Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
Наблюдения и консультации школьного психолога.
Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребёнка в кружки, секции, библиотеку.
Информирование органов опеки и попечительства о наличие в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
Направление ребёнка образовательным учреждением на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения.
При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спецшколу.
|
Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПК, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения.
|
Психологическая характеристика, педагогическая характеристика, направление образовательного учреждения. Заявление-ходатайство по форме, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий по форме, тетради, дневник, рисунки.
|
9.
|
Опекунские семьи: престарелые; употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные
|
Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, клубы.
Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
Индивидуальная работа психолога с ребёнком.
Помощь учителя ребёнку в учёбе.
Консультация районного психиатра.
Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют).
Направление образовательным учреждением ребёнка на ПМПК для определения уровня его развития и программы обучения.
Консультация у невропатолога или психиатра.
|
ДОУ, школа, специалист по охране прав детства, центры ПМПК, районный психиатр или невропатолог, ИДН, КДН.
|
Направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра.
|
10.
|
Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
|
Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.
Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.
Восстановление родственных отношений ребёнка и семьи социальным педагогом.
Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.
Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения
Помощь со стороны окружения семьи.
Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.
Организация воспитателями переписки детей и родителей.
|
ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЗАГС, ЖЭК, МВД, КДН, ИДН.
|
Запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения.
|
11.
|
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
|
Социальное патронирование семьи социальным педагогом или социальным работником.
Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребёнка.
Занятия родителей и детей в семейных группах.
Оказание материальной помощи детям органами социальной защиты.
Вовлечение педагогами ребёнка в кружки, секции.
Оказание учителями помощи в учении.
Направление ребёнка на ПМПК для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.
Организация социальным педагогом посещение ребёнком нормальной семьи
Восстановление социальным педагогом родственных связей ребёнка.
Организация социальным педагогом пребывания ребёнка в семье выходного дня.
|
ДОУ, школа, центры, центр семейного воспитания, отдел социальной защиты, ПМПК, родственники, друзья, соседи.
|
Карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьёй, направление на ПМПК, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневник, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребёнка.
|
12.
|
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, или нахождение брошенных детей.
|
02 – милиция.
Телефон приюта.
Телефон отдела по охране прав детей.
Телефон розыска детей.
Телефон больницы для помещения ребёнка на обследование.
|
|
Заявление о нахождении ребёнка, телефонный звонок о найденных детях отдел охраны прав детства.
|
^
Стационарная помощь при остром
отравлении детей токсическими,
наркотическими, алкогольными препаратами – 42-677
^
Наркологическая помощь – 42-454
Центр занятости населения района – 42-345
Общественные организации, работающие с детьми и семьями: 42-333, 42-334
^
№
|
^
уч-ся
|
На внутриш
кольном учёте
|
В соц-но-опасной семье
|
Мало
Беспечен
ная семья
|
На учёте в ПДН,
ИДН
|
Под
опе
кой
|
Непол
ная семья
|
Вспомо
гатель
ная
программа
|
1
|
Артемьев Саша
|
☼
|
|
|
|
☼
|
|
☼
|
2
|
Колесник Ира
|
|
☼
|
|
|
|
|
|
3
|
Инин Миша
|
|
|
|
☼
|
|
|
|
4
|
Цой Надя
|
☼
|
|
|
|
|
☼
|
|
^
№
|
^
|
Фамилия имя отчество родителей
|
Дата рождения
|
Образование
|
Место работы
|
Место жительства
|
1.
|
Артемьев Александр Романович
|
Артемьева Ольга Леонидовна
Роман Васильевич
|
02.02.1974г.
12.04.1973г.
|
Неполное среднее
Среднее
|
Совхоз доярка
Плотник
|
Ул. Центральная,45, кв.2
|
Список семей, находящихся в социально-опасном положении
№
|
^
|
Дата рождения
Место работы, жительства
|
Фамилия имя отчество детей
|
Дата рождения,
занятость
|
Дата и причина постановки на учёт
|
1.
|
Муратов Михаил Сергеевич
Муратова Екатерина Николаевна
|
12.11.1964г
совхоз, сторож
03.10.1968г.
совхоз доярка
|
Муратова Анжела Михайловна
Муратов Павел Михайлович
|
04.09.1993г. ученик 10 кл.
23.01.1994 г.
ученик 7 кл.
|
27.11.2008г. за ненадлежащее воспитание детей.
|
Список семей,
находящихся на учёте как малообеспеченные.
№
|
^
|
Дата рождения, место работы
|
Фамилия имя отчество детей
|
Дата рождения, занятость
|
1.
|
Лапшин Сергей Тимофеевич
Лапшина Елена Ивановна
|
01.11.1974г.
инвалид
17.03.1976г.
техничка
|
Лапшин Сергей Сергеевич
Лапшина Марина Сергеевна
Лапшина Светлана Сергеевна
|
22.01.1994г. ученик 6 кл.
02.11.1996 г.
ученица 4 кл.
07.08.1999 г. ученица 2 кл.
|
Журнал посещения семей.
Фамилия членов семьи
|
Дата посещения
|
^
|
Взаимодействие с соц. службами
|
Решение членов комиссии
|
Филатова. М.Н.
|
12.10.2008
|
Ненадлежащее воспитание детей, слабый контроль родителей за посещаемостью и успеваемостью детей в школе.
Материально-бытовое обследование условий проживания семьи, профилактическая беседа.
|
Совместно с классным руководителем, социальным работником, членом женсовета.
|
Взять семью на контроль. Провести профилактическую беседу с отцом на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
|
^
№
|
^
|
Документация
|
Отслеживание
|
Планирование
|
1.
|
^
|
Заполнение социально-педагогической карты класса
|
Заполнение карты личности на каждого учащегося
|
Выявление проблемных зон, ситуаций.
|
2.
|
^
|
Заполнение картотеки для базы данных социальной среды ребёнка
|
Заполнение картотеки для базы данных социально-неблагополучных семей
|
Выявление трудностей в семье, статуса семьи, возможность оказания социально-педагогической и психологической помощи.
|
3.
|
^
|
Комплексный план работы с семьями учащихся
|
Циклограмма работы с семьями учащихся
|
Составление плана работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
|
4.
|
^
|
Комплексный план работы с учащимся
|
Учёт посещаемости, успеваемости, поведения, занятости учащегося
|
Составление плана индивидуальной профилактической работы с учащимся.
|
5.
|
^
|
Отслеживание результативности деятельности всех служб, задействованных в профилактической работе
|
Отчёты классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по индивидуальной профилактической работе.
|
Выбор путей решения по индивидуальной профилактической работе с учащимися и их семьями (коррекция, изменение, дополнение).
|
6.
|
^
|
Обобщение материала по профилактической работе
|
Анализ проделанной работы по индивидуальной профилактической работе.
|
Проектирование социально-педагогической деятельности с учётом накопленного опыта.
|
^
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
^
Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, подразумевающие наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элептоидов и психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о деликвентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Если проступки не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права.
^
во-первых, внутренние трудности переходного периода, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции;
во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков и молодёжи;
в-третьих, противоречия, обусловленные изменениями механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводстве социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Социум – окружение, в котором формируется человек, где он реализует свою активность.
Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа.
^ несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.
^ состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждений, школе.
^ Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Но как бы ни была велика потребность в общении у детей, по-настоящему пора дружбы и неформальных объединений приходит в подростковом возрасте. Человек начинает ощущать себя личностью и задумывается над тем, что такое «Я». Структура «Я» сильно усложняется. Помимо «Я» реально возникает представление о «Я» идеальном, отражение своего внутреннего мира, потребность увидеть себя глазами других, иногда подражать другим. С этим связано в психологии такое понятие, как Референтная группа. Это такая группа, к которой человек не принадлежит, но на которую ориентируется, подражает её членам: группа, в которую его не берут, но к которой он хотел бы принадлежать.
В силу особенностей своего психологического развития подростку необходимо демонстрировать протест против официальной, общепринятой культуры, норм и ценностей взрослых, что он и делает, приобщаясь к неформальной группе. Кроме того, неформальная группа отвечает потребностям юноши в новой информации, в проявлении эмоций и чувств, в реализации личностных притязаний на ту или иную социальную роль.
^ – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребёнку путём умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящие вред его физическому и психическому развитию.
^
Состояние здоровья и развития
Учащегося__________________________________________________________________________
Признаки повышенной нервозности:
отсутствуют
повышенная утомляемость
пониженная работоспособность
подавленное настроение
повышенная возбудимость
вспышка гнева
агрессивность по отношению к учителям
отказ от контактов
общих дел
склонность к разрушительным действиям
садизм
другие признаки
Патологические влечения:
курит
не курит
употребляет спиртные напитки
употребляет токсико-нарковещества
Состоит на диспансерном учёте, по поводу чего _________________________________________
Психологическая атмосфера в семье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип семьи:
благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
неблагополучная, в том числе:
педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведения вне школы)
нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)
конфликтная ( в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)
Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:
семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка)
чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий)
попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономии ребёнка)
сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)
Организация режима труда и отдыха:
какие обязанности выполняет
в семье ______________________________________________
соблюдает ли режим дня
кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания __________________________________________________________________________
как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей
Особенности учебной деятельности:
успеваемость учащегося ________________________________________________________
отношение к учению:
положительное
нейтральное
равнодушное
отрицательное
Интеллектуальные возможности учащегося:
Мотивы учения:
познавательный интерес к предметам
осознание необходимости учиться
стремление получать оценку
заслужить одобрение взрослых
стремление избежать наказания
стремление к самоутверждению в группе сверстников
Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
позиция учащегося в коллективе:
лидер (звезда)
предпочитаемый
принятый
отвергаемый
С кем из класса наиболее близок (характер взаимного влияния) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимоотношения с другими одноклассниками:
деловые
ровные
дружеские
тёплые
конфликтные
ни с кем не общается
Манера, стиль общения с окружающими:
доминантный стиль ( уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту)
не доминантный стиль ( застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
экстраверт ( постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим)
интроверт ( не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)
Отношение к общественному мнению:
активно-положительное ( понимает критику, согласен с ней, недостатки стремиться исправить)
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
безразличное ( не реагирует на критику, не меняет поведения)
негативное ( спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:
отношение к общественным поручениям:
с готовностью
без видимого интереса
отказывается
выполнение общественных поручений:
добросовестное
недобросовестное
по настроению
под нажимом
с инициативой
отношение к трудовым делам класса:
принимает активное участие
безразличен
демонстративно отказывается
отношение к физическому труду:
положительное ( трудолюбив, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки)
равнодушное ( не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы)
отрицательное ( ленив, трудиться недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно)
^
к какой деятельности проявляет интерес:
* физический труд
* умственный труд
* техническая деятельность
* организаторская деятельность
* художественная деятельность
* спортивная деятельность
В каких кружках ( секциях) состоит _____________________________________________________________________________________
С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения)
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)
Особенности поведения:
положительные поступки учащегося, как часто они совершаются __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
возможные мотивы их совершения ______________________________________________
отрицательные мотивы (проступки), их появление, характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках)
правонарушения учащегося:
воровство
вымогательство у слабых и младших
избиение слабых и младших
попытка к насилию
жестокое обращение к животным
проявление садистских наклонностей
грубые нарушения общественного порядка
отношение к своим поступкам:
равнодушен
переживает
оправдывает
осуждает
отношение к педагогическим воздействиям:
с ожесточением
равнодушно
понимает и старается выполнить требования
Состоит на учёте внутри школы _______________________________________________________
В ПДН ______________________________________________________________________________
В ИДН ______________________________________________________________________________
Судим ______________________________________________________________________________
Находится в социально-опасной семье _________________________________________________
Под опекой __________________________________________________________________________
В приёмной семье ____________________________________________________________________
Склонен к бродяжничеству ___________________________________________________________
Занимается в классе коррекции _______________________________________________________
Занимается по особой программе ______________________________________________________
Дата заполнения _________________________________________________________
Социальный педагог ______________________________________________________
Классный руководитель ___________________________________________________
Социальные структуры, задействованные в индивидуальной профилактической работе:
Образовательное учреждение;
Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации села;
Женский совет сельской администрации;
Комиссия социальной защиты сельской администрации;
Фап сельской администрации;
Участковый инспектор;
Комиссия по делам несовершеннолетних районной администрации;
ПДН районного отдела внутренних дел
Отдел опеки и попечительства
Детский реабилитационный центр.
Схема действия
по оказанию индивидуальной профилактической работы
в школе.





Схема социально-педагогического воздействия на подростка




 


 
Р у
Профилактическая работа
с социально незащищённой категорией детей
^
Цель работы: диагностика проблем семьи, оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении детей; оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации.
^
Цель работы: диагностировать проблемы семьи, способствовать организации помощи ближайших родственников, оказать наблюдение и помощь психолога, классного руководителя, социальных служб, общественных организаций в воспитании учащихся.
^
Цель работы: диагностика проблемы семьи, оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении детей; оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации.
^
Цель работы: оказание социально-педагогической помощи в воспитании и обучении семьи, создание психологического комфорта в школе, семье; предупреждение конфликтных ситуаций в классе, семье.
^
Цель работы: социально-бытовая помощь, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, формирование общечеловеческих норм морали, культуры общения, социально-психологическая помощь.
^
Цель работы: диагностика проблем личности учащегося, оказание социально-педагогической помощи, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации, коррекция поведения.
^
Цель работы: диагностика проблем личности учащегося, оказание социально-педагогической помощи, оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся, социальной адаптации, коррекция поведения.
^
№
|
^
|
Признаки социальной дезадаптации
|
Свойства индивида
|
1.
|
Неадекватная социальная активность
|
Дисгармония психического развития, противоречивость и неустойчивость личности.
|
^
|
2.
|
Труднообучаемость
|
Дисгармония мотивов учения, низкая учебно-познавательная активность, несформированность основных учебных умений, неуспеваемость обучаемого, школьная тревожность.
|
^
|
3.
|
Трудновоспитуемость
|
Неразвитость социально-коммукативных качеств и свойств, слабая социальная рефлексия, недостаток знаний социально-эстетического характера, неадекватность поведения, низкий социальный статус.
|
^
|
4.
|
Общая средовая дезадаптация
|
Нарушения образа «Я», неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворённая потребность в признании и принятии.
|
^
|
Доминирующие направления и условия в индивидуальной профилактической работе с трудными детьми.
^
* перевод социальной ситуации в педагогическую;
* воспитание нравственно-правовой убеждённости;
* формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
* развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогическое воздействие;
* создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включая в социально-полезные виды деятельности;
* организация педагогического влияния на индивидуально-групповые мнения окружающих;
* предупреждение невротических расстройств и педагогических влечений;
* организация благоприятного социально-психологического климата;
* ликвидация пробелов в знаниях.
^
знания и учёт факторов социализации личности ребёнка, причин отклонений в его поведении;
учёт индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребёнка, социальной ситуации его развития;
учёт особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;
уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
опора на положительное в ребёнке, вера в его возможность;
выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи;
защита ребёнка от неблагоприятных условий и влияний.
Руководствуясь Локальным актом «О порядке постановки на Внутришкольный учёт учащихся, имеющих отклонения в поведении или неуспевающих по двум и более предметам, а также имеющим более 5 часов пропусков уроков без уважительной причины за месяц» с учащимися проводится профилактическая работа.
^
с учащимся Табаков Игорь
год рождения 22.01.1995г класс 6
Причина индивидуальной работы
с учащимся: систематические пропуски без уважительной причины; неуспеваемость по нескольким предметам.
Дата
|
Форма профилактической работы.
Содержание.
|
Контроль и взаимодействие
|
11.02.2008 г.
|
Беседа с учащимся о причинах систематических пропусков. Часто чувствует себя плохо, но не ходит в больницу за справкой. Согласен на дополнительные занятия по истории и алгебре. Строгое соблюдение режима дня.
|
Составила беседу с учителями-предметниками и классным руководителем о необходимости дополнительных занятий для ученика. Беседа с медработником об обследовании ребёнка.
|
^
по профилактике правонарушений и безнадзорности
социального педагога
Ткалиной Валентины Владимировны
МБОУ Колыбельской СОШ
На 2009-2010 учебный год
Руководствуясь Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно глава 1, где говорится:
- индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
|