2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза





Скачать 89.98 Kb.
Название 2. Этиология и патогенез дизонтогенеза
Дата 01.04.2013
Размер 89.98 Kb.
Тип Документы
1.Понятие онтогенеза и дизонтогенеза.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Психический онтогенез – чатьс общего развития человека, тесно связанная с морфофункциональным онтогенезом головного мозга. Онтогенез головного мозга - происходит непрерывно,при этом выделяются периоды наиболее сильно развития (критические периоды развития). Критические зоны развития – в такие возрастные кризисы нарушается относительное стройная физиологическая и психическое равновесие. Что с 1 стороны повышает риск возникновения спсихических расстройств, а с другой – своевременным вмешательством предотвращает закрепление патологической симптосоматике. К кризисным состояниям относят такие писхопатологичекие синдромы как: синдром нервопатии, ранний детскйи аутизм, патологии детских страхов, гипердинамический синдром, синдром дисморфофобии, нервная анорексия.

Дизонтогенез - нарушение внутреутробного и постнатального формирования организма, котрое приводит к системным нарушениям его функционарования. Повреждение ЦНС на любом участке -> Нарушение морфологического строения ЦНС - > нарушение функционирования ЦНС -> формирование аномалий психического развития. Вид возникшей аномалии зависит от характера повреждающего фактора, времени его действия и длительности воздействия. Психологические пареметры, поределяющие характер дизонтогенеза: 1. функциональная локализация нарушений 2) время поражения (чем раньше, тем сложней исправить) 3)соотношение первичного и вторичного диффекта (первичный – до 3 лет). Нарушение межполушарных связей. При возникновении нарушений в раннем онтогенезе возникает незавершенное формирование межполушарных связей, изоляция отдельных психических функций, что ведёт к тотальному переформированию психики.

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза

Этиология – причины происхождения. Патогенез – развитие патологии с момента возникновения до стадии, на которой мы наблюдаем пациента.

Этиология – биологические и социальные факторы. Биологические факторы: 1) генетические (генные мутации, операции) 2) внутриутробные повреждения (инфекции, интоксикации, тераттогенные воздействия) 3) патологические роды 4)ранние постнатальные повреждения. Социальные факторы: 1)микросоциальная запущенность 2) патологическое воспитание (доминирующая гиперпротекция). Патогенез систематики при дизонтогенезе: 1)возникновение негативной симптоматики (общее снижение психической активности, снижение эмоциональной активности, интелектуаль-гностическое снижение) 2)позитивные (продуктивные симптомы) невротические реакции, страхи, бред, галлюцинации. 3) возрастные личностные симптомы (патологическая утрированность процесса личностного развития). Виды дизонтогенеза во многом определяются возрастом, в котором происходит повреждение ЦНС. Это связано с тем, что психическое развитие ребёнка проходит ряд этапов, в каждом из которых есть свой доминирующий уровень нервно-психического реагирования. 1й этап (до 3 лет): соматовегетативный уровень психического развития. При повреждении в этом возрасте чаще всего возникает синдром невропатии (синдром детской нервозности). Симптомы - повышенная возбудимость вегетативной НС, которая выражается в метеочувствительности, вегетативных кризах, пугливости. Исход – невропатическое развитие, ранний детский аутизм, акцентуализация псипатии, ранние признаки возникновения олигофрении. 2 этап (4-10 лет): психомоторный уровень. Психомоторный синдром. Симптомы – двигательная расторможенность, перепады настроения, нарушение сна и аппетита, навязчивые движения, нарушение ритма, тэмпа, плавности речи (заикание). 3 этап (6-7 до 12 лет): Аффективнвый уровень. Симптомы: повышенная эмоциональность, возбудимость, агрессивность, негативизм, тревожность, склонность к формированию страхов, ухода из дома. Исход –невроз, акцентуация, психопатия, синдром бродяжничества. 4 уровень (12-16 лет): эмоционально-изоторный уровень. Развитие интеллектуальной сферы. При общем повреждении – синдром сверх ценных увлечений и интересов, синдром дизморфофобии, дизморфомании, неврозы.

5. Виды дизонтоненеза (психологический диагноз с нозологической принадлежностью)

Общее стойкое недоразвитие психики (олигофрения). Врождённая или приобретённая в первые 3 года жизни. Харктеризуется триадой – тотальное поражение психики, непрогридиентность (стойкое состояние без изменений), доминирование первичных дефектов, над вторичными. 1)Психопатическаястуртура нарушения моторики в виде снижения мышечного тонуса, нарушение тэмпа, ритма плавности речи, бедность мимики и жестов. 2) нарушение целенаправленности и произвольности. 3)Патолоическая инертность психических процессов.4) Общий интеллект личности (неспособность к абстрогированию и формированию понятий, конкретность, примитивность памяти, преобладание механической памяти над смысловой, 5) Инертность эмоций (неуравновешенность, повышенная внушаемость).Психоорганический синдром (деменция-безумие) - состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (вследствие травм, интоксикаций, инфекций, сосудистых и других заболеваний). В наиболее легкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. В более тяжелых случаях наблюдаются психопато-подобные изменения личности, главным образом в виде раздражительности, взрывчатости, склонности к дисфориям. Соматические болезни, психические травмы резко ухудшают состояние больных. Возможны истерические припадки. При тяжелых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменции). Наряду со снижением памяти сужается круг интересов, утрачивается критика. Настроение может быть беспечно-благодушным (эйфория) с расторможением влечений или безразлично-апатическим с утратой побуждений и аспонтанностью. Психический инфантилизм (психическая незрелость) - такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка при которой не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни. Его развитию способствует эгоцентрическое или тревожно-мнительное воспитание. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм) - клинический синдром искажения психического развития, обусловленного биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка. Его основными признаками являются: 1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2. Стереотипность поведения; 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4. Нарушения речевого развития; 5. Раннее проявление — до 30–го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития. Дисгармоничное психическое развитие (акцентуации, психопатии, патохарактерологическое развитие). Акцентуация – пограничное расстройство личности, связанное с заострением некоторых её черт, что в соответствующих ситуациях затрудняет адаптацию в обществе. Психопатия –заострение определенных черт характера, что значительно нарушает адаптацию индивида в обществе. Патахарактерологическое развитие – хронические и длительные ситуативнообусловленные факторы, которые вызывают отклонение в поведении ребёнка и ведут к дизадаптации, сопровождающиеся стереотипными реакциями. Негативизм -нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым. Дефицитарное психическое развитие (связанное с поражением сенсорной и моторной

сферы) - этот тип дизонтогенеза, как указывалось, связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

6. Общее стойкое недоразвитие психики (олигофрения). Этиология. Причинами олигофрении могут служить: 1) наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопати-ческие формы); 2) внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз); 3) вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, имму-нологическая несовместимость крови матери и плода-конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия). Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других - вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних. Они не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Имбецильность - средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Мышление имбецилов примитивно, они лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе. Дебильность - самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одаренность (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Диагноз. Трудности в диагностике олигофрении могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений-аутизм, патологическое фантазирование, ка-татонические симптомы.

7. Поврежденное развитие (психоорганический синдром, деменция). Психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (см. Альцгеймера болезнь, Старческое слабоумие), сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях ц.н.с. при сифилисе, черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалита, а также при заболеваниях сопровождающихся судорожными припадками. Нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь снижением критики при самооценке и оценке окружающего. Так, больной достаточно верно оценивает плохое и хорошее, но в отношении окружающих совершает неправильные поступки, бестактно высказывается, не понимая этого. Ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объем и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. Мышление становится консервативным, односторонним, что вместе с измененной оценкой окружающего ведет к нарушению способности больного охватить ситуацию в целом. Ухудшается речь, в частности устная (уменьшается словарный запас, упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). В разговоре он не способен выделить главное, легко отвлекается на второстепенные детали и застревает в них. Нарушения памяти распространяются на все ее виды. Ухудшается запоминание новых фактов, т. е. страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти. Патологическая стуктура дефекта -1)нет тотальных поражений всех психических функций. 2) интелектуаль-мнестическая характеризуется инертностью, повышенной истощаемостью, сниженным уровнем возбудимости. 3)особенности эмоционально-волевой сферы отличаются эмоциональной регидностью, повышенной агрессивностью (гипоталамус). 4) Локальная симптоматика – задержка психич. Развития, запущенность.

8.ЗПР (психический инфантилизм, микросоциальная запущенность). Психический инфантилизм Симптомы: несомостоятельность, повышенная внушаемость, преобладание игровых интересов, незрелость чувсва долга, неспособность к волевым поступкам и преодолению препятствий. Соматические мерки – снижение тонкой моторики, задержки в росте. 2 вида психического инфантилизма – простой ( на первом плане незрелость эмоционально-волевой сфкры, незрелость высших психических функций, интеллектуальные нарушения, отставание в учёбе), осложнённый инфантилизм обычно сочетается с психорганическим синдромом, эйфоричеый тон настроения, расторможенность. Микро - социальная запущенность. Пизнаки : 1)min мозговые дисфункции, сочетающиеся со специфическими социальными факторами. 2) Длительная социальная и эмоциональная депривации. 3) Сиутации постоянной

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Форма информированного согласия пациента и дополнительная информация для пациента по ортопедической
Этиология и патогенез данного заболевания связаны с возникновением дефекта зубного ряда, утратой...
2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Некариозные поражения твердых тканей зуба. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика.
Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, возможности лечения наследственных поражений...
2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon 1. Этиология и патогенез пульпита 4

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Этиология и патогенез пародонтита 4

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon 1 Классификация (сокращенная) 2 Этиология 3 Патогенез

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Этиология, патогенез и распространённость кариеса корня

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Этиология и патогенез детского церебрального паралича

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon В патологию. Общая нозология. Этиология и патогенез

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Острая дыхательная недостаточность. Классификация. Этиология и патогенез

2. Этиология и патогенез дизонтогенеза icon Острый холецестит этиология и патогенез классификация осложнение

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы