|
Скачать 1.82 Mb.
|
Министерство физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области Областное государственное казенное учреждение «Центр профилактики наркомании» Фонд «Национальные образовательные программы» Профилактика токсикомании (учебно-методические материалы для проведения семинаров и тренингов среди молодежи по профилактике токсикомании) Иркутск 2011 г. Материалы подготовлены в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2011-2013 г.» Пособие имеет практическую направленность и предназначено для проведения семинаров и тренингов среди молодежи по профилактике токсикомании. Пособие может быть использовано педагогами, психологами и другими специалистами, занимающимися профилактикой социально-негативных явлений. Данное пособие также будет полезно для родителей. Содержание Введение………………………………………………………………………......5 Глава I. Общие понятия по токсикомании 1.1. Девиантное поведение (аддиктивное)…………………………….…..8 1.2. Токсикомания……………………………………................................11 Глава II. Причины употребления ПАВ 2.1. Причины начала употребления ПАВ……………………………......14 2.2. Факторы риска злоупотребления ПАВ…...........................................15 2.3.Особенности факторов риска приобщения молодых людей к ПАВ…………………………………………………...........................................19 2.4. Защитные факторы, препятствующие злоупотреблению ПАВ…....20 Глава III. Подходы, методы и модели профилактики токсикомании и наркомании 3.1. Основные формы профилактики………………………….................21 3.2. Основные модели профилактики……………………………............23 3.3. Методы профилактической работы………………………….............25 Глава IV. Тренинги и семинары для предупреждения токсикомании и коррекции девиантного поведения 4.1. Общие понятия ……………………………………………….............27 4.2. Теория и методика проведения тренингов……………….................28 4.3. Тренинги, направленные на развитие личности человека и его успешную социализацию 4.3.1. Тренинг общения для молодых людей, испытывающих трудности в социальной адаптации......................................................................................38 4.3.2. Тренинг позитивного самовосприятия и уверенного поведения………………………………………………………………………..43 4.4.Тренинги по профилактике токсикомании 4.4.1.Тренинг «Профилактика наркомании (токсикомании)»....……......46 4.4.2. Профилактическое занятие. Тема "Токсикомания (употребление ПАВ)"………......................................................................................................504.4.3. Тренинг «Как сказать “нет” и не потерять друзей» ……………...52 4.4.4.Тренинг «Общение в ситуациях отказа»…………………...............54 4.4.5. Тренинг “Профилактика вредных привычек”…..……...................57 4.4.6. Тренинг реабилитации наркотической зависимости …….............59 4.5. Упражнения для самостоятельного составления тренингов..............65 4.6. Притчи, которые можно использовать при проведении тренингов и семинаров..............................................................................................................75 Глава V. Материалы для родителей 5.1. Признаки употребления психоактивных веществ…………………..78 5.2. Как избежать беды или как помочь нашим детям..............................80 5.3. Что такое семейное воспитание ребенка?...........................................81 5.4. Привычка, как фундамент судьбы …………………………………..83 5.5. Откуда берутся «трудные» дети или Cамые типичные ошибки, допускаемые родителями ……………………………….….....86 5.6. Основные навыки поведения родителей …........................................88 5.7. Как добиться взаимопонимания ….....................................................89 5.8. Ступени роста: воспитание детей, независимых от ПАВ ………………………….…………………………….…91 5.9. Как повысить самоуважение ребенка …………………….................92 Приложения Приложение 1. Общий механизм воздействия различных ПАВ и их влияние на здоровье и развитие личности……….....................................93 Приложение 2. Воздействие барбитуратов………………….…………...95 Приложение 3. Воздействие успокаивающих средств. …………………96 Приложение 4. Воздействие стимуляторов центральной нервной системы……………………………………………………………….97 Приложение5.Воздействие противопаркинсонических холинолитических препаратов…………………………………………………99 Приложение 6. Воздействие антигистаминных препаратов….................99 Приложение 7. Воздействие летучих органических соединений……….99 Приложение 8. Спайсы…………………………………………………...101 Приложение 9. Признаки интоксикации ПАВ………………………….103 Приложение 10. Лечение токсикомании………..……………..................105 Заключение………………………………………………………...……….....106 ^ ……………………………………….…….....107 Введение Цель учебно-методических материалов – повышение уровня знаний специалистов, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивных веществ. Данные учебно-методические материалы освещают вопросы, связанные с токсикоманией, содержат обоснование актуальности этой проблемы, раскрывают понятие токсикомании, ее сущность, как одной из форм девиантного (отклоняющегося, от лат. deviatio – отклонение) поведения. Кроме того, содержат описание существующих подходов и методов предупреждения токсикомании. В них также представлена необходимая информация для подготовки и проведения тренингов по профилактике токсикомании. Особое место занимают полезные материалы для родителей. В приложении описано воздействие различных психоактивных веществ на здоровье и развитие личности. В научной литературе и практической деятельности используются два основных определения токсикомании. В научной литературе токсикоманию определяют как заболевание, вызванное патологическим влечением к психоактивным веществам, не внесенным Министерством здравоохранения РФ в список наркотических средств, характеризующееся развитием явлений психической и в ряде случаев физической зависимости. В практической деятельности многие специалисты токсикоманию определяют в более широком смысле - употребление любых психоактивных веществ, в том числе табачных изделий, алкогольных напитков и наркотиков, которые вызывают психическую и (или) физическую зависимость и негативно действуют на здоровье человека. Неумеренное потребление некоторых пищевых продуктов, например, кофе или чая, содержащих такие психоактивные вещества как кофеин и теин, также является токсикоманией. Все психоактивные вещества можно разделить на шесть групп: 1. Некоторые пищевые продукты, умеренное потребление которых не вызывает привыкания и часто может быть даже полезно (кофе, чай…); 2. Табачные изделия; 3. Алкогольные напитки; 4. Наркотики; 5. Некоторые лекарственные средства, не включенные в список наркотических средств; 6. Летучие органические соединения - средства бытовой и промышленной химии. Например, ацетон, различные клеи. Медико-биологических принципиальных различий формирования зависимости от различных психоактивных веществ не существует, поэтому лечение заболеваний, вызываемых пристрастием ко всем этим веществам, осуществляется врачами-наркологами, а профилактика строится на общих подходах. Исходя из расширенного определения токсикомании самой распространенной формой токсикомании является табакокурение. В России около 40 миллионов курильщиков. Миллионы россиян злоупотребляют алкоголем. По данным Всемирной организации здравоохранения, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года – в Англии доживут до пенсии 90 процентов человек, а в России из-за злоупотребления алкоголем, лишь 40. На начало 2011 года у нас в стране только официально зарегистрировано 650 тысяч потребителей наркотиков, а по сообщению президента России Д.А.Медведева на Президиуме Госсовета, проведенного 18 апреля 2011 года в г.Иркутске, реальное их число не менее 2,5 миллионов. И 70 % из них – это люди до 30 лет. Ежегодно совершается более 200 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. При этом повсеместно идет популяризация потребления наркотиков. Количество сайтов, которые открыто декларируют наркотики, превышает 10 тысяч. В последнее время для искусственного изменения своего сознания возросло употребление лекарственных психоактивных средств, например, некоторые жаропонижающие средства употребляются с пивом. Несколько лет назад в средствах массовой информации появились материалы об использовании курительных смесей под общим названием «спайсы», большинство компонентов которых обладает галлюциногенным эффектом, токсическим действием и длительное употребление которых приводит к зависимости по типу наркотической. Различные формы ограничений, препятствующие разрушительному применению психоактивных веществ или наказания, например, за употребление наркотиков, необходимы и полезны, но главным средством борьбы с их употреблением является профилактика. И так как список психоактивных веществ, вызывающих привыкание и вредно влияющих на здоровье, постоянно изменяется, профилактика токсикомании должна быть направлена на предотвращение факторов, приводящих к формированию зависимости от любых психоактивных веществ. В данном пособии собраны материалы по различным направлениям профилактики токсикомании: 1. Факторы, приводящие к токсикомании и ее влияние на здоровье и становление личности; 2. Психологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения, приводящие в том числе и к токсикомании; 3. Основные подходы, методы и модели предупреждения токсикомании на примере наркомании; 4. Теоретические и практические основы по организации и проведению тренингов; 5. Рекомендации для родителей по воспитанию и установлению навыков позитивного сотрудничества с детьми; 6. Публикации известных педагогов и психологов и другая полезная информация. Проблема распространенности токсикомании, затронутая в этом пособии, имеет различные причины. Хотя в настоящее время основные направления профилактики определены, их разработанность и эффективность оставляет желать лучшего. Специалистам, занимающимся профилактикой токсикомании, необходимо использовать существующие материалы и, в то же время, работать над созданием новых подходов, программ профилактики. В Иркутске над проблемой профилактики употребления психоактивных веществ плодотворно работали и работают известные психологи, педагоги и психиатры: В.А.Жмуров, В.С.Собенников, Г.Н.Тигунцева, Л.М.Игольницына, Ю.В.Солодун, В.И.Рерке, врачи-практики: Э.А.Тарбеева и С.В.Белозерова. Кроме них, в Иркутском государственном университете, Восточно-Сибирской педагогической академии, Иркутском государственном медицинском университете, институте повышения квалификации работников образования, Центре профилактики наркомании и Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции трудится немало профессионалов. В учебных заведениях и других учреждениях Иркутской области профилактикой социально-негативных явлений занимаются талантливые педагоги, психологи и другие специалисты. ^ 1.1. Девиантное поведение Под девиантным (отклоняющимся, от лат. deviatio – отклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) Исходным для понимания отклонений служит понятие «нормы». В работе Г.Н. Тигунцевой [32] cоциальная норма принимается как сложившийся в конкретном обществе предел, мера допустимого (дозволенного и обязательного) поведения социальных групп и отдельной личности, а также социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). На базе данного понятия определены основные виды девиаций: 1. Социальные (культурные) и психологические; 2. Индивидуальные, групповые и массовые; 3.Первичные и вторичные; 4. Ситуативные (эпизодические) и постоянные (константные); 5. Социально-позитивные (одобряемые); 6.Социально-негативные (осуждаемые). Социально-позитивные отклонения проявляются в стремлении личности к совершенству, к новому, неизведанному (в политической активности, экономической предприимчивости, в достижениях в научной, технической и культурной и других сферах социальной жизни). Они служат началом создания и развития пока новых, а в последствие общепринятых норм в обществе. Негативные девиации – это следствие неудачного процесса социализации личности или социальной группы. Они имеют разрушающую направленность. Это обусловлено тем, что социально-негативное девиантное поведение представляет опасность как для отдельной личности, так и общества и окружающего мира в целом. Необходимо рассматривать следующие этапы развития девиантного поведения подростков: ситуативное, спонтанное и поступательное. В поступательном, как наиболее опасном, различаются: - начальные формы девиантного поведения, граничащие с индивидуальной нормой, но в определенных проявлениях уже требующие коррекции со стороны взрослых (шаловливость, озорство, факты, связанные с непослушанием, невыполнением заданий и поручений и т.д.) - девиантные формы, содержащие в себе более устойчивые отклонения от нормы поведения и представляющие в основном опасность для индивидуального развития личности (систематические нарушения дисциплины и порядка, прогулы учебных занятий, неисполнительность, своеволие, использование ненормативной лексики, курение и т.д.). Речь идет об отдельных проступках и провинностях. Здесь уже необходима постоянная коррекционная работа; - делинквентные (делинквентность – анг. «провинность») формы поведения – это девиантное поведение, выходящее за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, проявляется, кроме как в систематических прогулах занятий, недисциплинированности и грубости, также в склонности к бродяжничеству, кражах, хулиганстве в различных видах и формах. Делинквентное поведение пока не влечет за собой уголовного наказания, но находится уже на грани его. Оно представляет опасность для индивидуального развития личности и для окружающего мира. Личность нуждается в систематической и глубокой помощи со стороны многих специалистов; - противоправные (криминальные или криминогенные) формы поведения, представляющие открытую угрозу и особую опасность для индивидуального развития личности, а также для общества и окружающего мира. Частным случаем девиантного поведения является аддиктивное (зависимое) поведение. Aддикция (англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания и токсикомания, ныне применяется и к другим областям, таким как игромания (болезнь), шопоголизм, обжорство или гиперрелигиозность. Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами: табаком, алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций [37]. Особенности подростков с аддиктивными формами поведения описаны в работе Т.А.Шиловой. Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное». Такому подростку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимость что-либо делать, соблюдать принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у человека с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в повседневной жизни. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности). Здесь он может проявлять недюжинную активность для достижения цели. Выделяются психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б.Сегал): 1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций. 2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством. 3. Внешняя общительность; способность или склонность к завязыванию связей с другими людьми, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами. 4. Стремление говорить неправду. 5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны. 6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений. 7. Стереотипность, повторяемость поведения. 8. Зависимость. 9. Тревожность. Как правило, психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. В отличие от лиц с разнообразными аддикциями (зависимостями), они стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Аддиктивной (зависимой) личности претит жизнь традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью. Кризисные же ситуации являются для них почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений». (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. По мнению Е.Вегп, у человека существует несколько видов «голода»: - «голод» сенсорной стимуляции, иными словами, воображение не получает свежей информации, ощущений, чувств; - «голод» по признанию; - «голод» по контакту и физическому поглаживанию; - сексуальный «голод»; - «голод» по инцидентам. В рамках аддиктивного поведения каждый из перечисленных «голодов» обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в обыденной жизни. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции, отдавая приоритет интенсивным воздействиям: громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям; признанию неординарности поступков, заполненности времени, событийности. Вместе с тем, плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки со стороны близких и окружающих формируют скрытый «комплекс неполноценности». У подростков возникают соответствующие формы поведения: повышенная обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональная неустойчивость. В свою очередь неадекватные реакции ребенка вызывают ответные действия окружающих, подросток как бы находит оправдание своей неуспешности, видя причину неудач не в себе, а в окружающих людях, обстоятельствах. Стремление говорить неправду, обвинять других в собственных ошибках вытекает из стремления скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствие с устоями и общепринятыми нормами. Такой временно возникающий «комплекс неполноценности» от заниженной самооценки, навеваемой окружающими, вызывает переход сразу к завышенной самооценке, минуя адекватную, т.е. реалистичную оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Появление чувства превосходства выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в условиях конфронтации (противоборства, противопоставления) с семьей или коллективом. Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства». При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствие с разрушающей концепцией Н.Пезешкиан, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии». При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. «Бегство в работу» характеризуется фиксацией на служебных делах, человек становится трудоголиком. При «бегстве в контакты или одиночество» общение становится либо единственным желанным способом удовлетворения потребностей, либо количество контактов сводится до минимума. Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь называется «бегством в фантазии». Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм являются основным проявлением данной склонности в подростковом возрасте. Одной из форм аддиктивного (зависимого) поведения является токсикомания. 1.2.Токсикомания Токсикомания – это хроническое наркологическое заболевание, возникшее в результате потребления психоактивных веществ (лекарственных средств, химических и растительных веществ), не относящихся к алкогольным напиткам, табаку, пищевым продуктам и не включенных в официальный список наркотических средств, и характеризующееся развитием явлений психической и в ряде случаев физической зависимости и изменением толерантности по отношению к потребляемому одурманивающему средству. Политоксикомания – токсикомания вследствие употребления одновременно или периодически двух и более психоактивных веществ, не относящихся к наркотикам. Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, которые «при потреблении воздействуют на психические процессы….». (словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. – Женева: ВОЗ, 1996, с.57) [6]. При однократном приеме способны изменить настроение, самоощущение, восприятие окружающего, физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, а при систематическом приеме вызывать психическую или физическую зависимость. Степень употребления психоактивных веществ может быть различной - от злоупотребления до зависимости. Злоупотребление психоактивным веществом - это употребление его, приводящее к нежелательным последствиям, например, к социальным, трудовым проблемам, опасным для жизни ситуациям и т.п.. Это этап, когда еще не сформировалась зависимость, а потребление психоактивного вещества не носит систематического характера, хотя вещество принимается не с медицинской целью, а для достижения эйфории, изменения психического состояния. По определению ВОЗ зависимость (нарко и токсикомания) определяется как «психическое, а иногда даже физическое состояние, характеризующееся определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме определенного средства для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением приема этого средства». Это состояние характеризуется следующими признаками: -овладевающее желание (обсессия) или неодолимое влечение (компульсия) продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями, -тенденция увеличивать дозу (рост толерантности), -возникновение личных или социальных проблем, обусловленных злоупотреблением. Зависимость от психоактивного (наркотического или токсикоманического) вещества может быть психической и физической. Под психической зависимостью следует понимать «состояние, при котором психоактивный препарат вызывает чувство удовлетворения и психического подъема и которое требует периодически возобновляемого или постоянного введения этого средства для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта». У нее два симптома: 1. Обсессивное (навязчивое) влечение, которое характеризуется постоянными или периодическими настойчивыми поисками вещества. Оно выражается в постоянных мыслях о нем, подъеме настроения в предвкушении приема его, чувстве подавленности, неудовлетворенности в отсутствии его. Психическое влечение определяет настроение больного. При психическом влечении больной положительно оценивает все, что связано с употреблением ПАВ и отрицательно оценивает все, что ему мешает. Психическое влечение меняет социальную ориентацию больных, перестраивает его межличностные отношения. 2. Симптом психического комфорта в интоксикации представлен двумя противоположными состояниями. Вне состояния приема препарата отмечается чувство безрадостности, несобранности, неработоспособности. Прием небольшого количества вещества – интоксикация - достоверно улучшает показатели психической деятельности. Физическая (физиологическая) зависимость – это состояние перестройки всей функциональной деятельности организма человека в ответ на хроническое потребление психоактивных препаратов. Синдром физической зависимости включает в себя три составляющие: 1. Компульсивное влечение – непреодолимое влечение к употреблению ПАВ, протекает при суженном сознании, требует немедленного удовлетворения. Оно столь интенсивно, что вытесняет витальные влечения (жизненно необходимые влечения - голод, жажду, сексуальное влечение). Оно составляет все содержание сознания больного в момент его возникновения. Оно не только определяет умонастроение и эмоциональный фон больного, но и диктует поведение, подавляет и устраняет критику и контроль, отмечается повышение толерантности, то есть необходимость принимать нарастающие дозы вещества; 2. На фоне воздержания от приема наркотика возникает синдром отмены (абстинентный синдром). Это комплекс расстройств, возникающих в результате прекращения поступления психоактивного вещества в организм. В состоянии абстиненции больные опасны для себя и окружающих (самоубийства, агрессия, преступления); 3. Симптом физического комфорта в интоксикации – умеренный прием постоянного препарата улучшает состояние человека, он приходит почти в норму. ^ : 1.Снотворные, производные барбитуровой кислоты: этаминал–натрий (нембутал), фенобарбитал (люминал). Сюда же входят снотворные, не относящиеся к барбитуратам: хлоралгидрат, нитразепам (эуноктин, радедорм) и т.д. 2. Группа успокаивающих средств – транквилизаторов: диазепам (седуксен, реланиум), мепробамат, тазепам, феназепам, хлордиазепоксид (элениум) и т.д. 3. Группа стимуляторов центральной нервной системы, не отнесенных к наркотикам, а также кофеин - «чифирь» и др. 4. Противопаркинсонические холинолитические препараты: циклодол, артан, ромпаркин, наком и т.д. 5. Группа антигистаминных препаратов: димедрол, дипразин (пипольфен), супрастин. 6. Препараты для наркоза (кетамин, калипсол) и ингаляционные средства для наркоза (эфир и др.) 7. Летучие органические соединения (ЛОС) - средства бытовой и промышленной химии: летучие растворители, бензин, ацетон, керосин, толуол, этиленгликоль, пятновыводители, синтетические клеи, лаки, нитрокраски, дезодоранты в баллонах и т.п. 8. Другие медицинские препараты. 9. Соли всех психотропных веществ. Список психоактивных веществ, вызывающих токсикоманию постоянно изменяется: открываются и используются новые, некоторые переводятся в список наркотических средств. Глава II. Причины употребления ПАВ ^ Причин первого употребления ПАВ достаточно много. Однако наиболее часто встречаются следующие: 1. Употребление из любопытства. Человек любопытен по своей природе. Особенно любопытен подросток, познающий мир и самого себя. Именно в этот период жизни так хочется новых ощущений (телесных, эмоциональных), что рассказы взрослых об опасностях не только не пугают, но порой даже привлекают, «чем опаснее, тем заманчивее». ^ Человеку присуще желание испытать радость, наслаждение, восторг. Самый простой способ – принять химическое вещество, чтобы изменить свои ощущения. Гораздо сложнее получать удовольствие от обыденной жизни. Некоторые считают, что в жизни надо испытать все. Самое главное – это получить наслаждение, удовольствие. Порой не важно, какой ценой. Желания получать все новые и новые удовольствия часто сочетаются с отсутствием внутренним границ (запретов): «Я могу позволить себе все, что угодно». «Я считал, что в жизни надо все попробовать, хотя бы по разу. И что у меня сильная воля, и я смогу вовремя остановиться». ^ Вызов против запретов и давления родителей. «Я сам знаю, как мне распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью. Вы больше не сможете управлять мной». ^ Заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в собственных силах – являются одним из наиболее важных факторов риска употребления наркотиков. В данном случае наркотик становится средством защиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что ребенок может попасть под дурное влияние сверстников. По материалам Т.А. Шиловой [37] первичное употребление ПАВ можно считать «экспериментом», основным мотивом которого являются любопытство, подражание, подчинение, стремление к нахождению своего места в группе, иногда протест против норм поведения взрослых. Один из главных мотивов употребления ПАВ и наркотиков – поиск эйфории (повышенного беззаботного настроения, благодушия, сочетающегося с беспечностью, недостаточно критическим отношением к своему состоянию). Групповой мотив принятия опьяняющих веществ несовершеннолетними отличен от мотива взрослого человека. У более взрослых – поиск эйфории, у детей и подростков этот мотив нечеткий, часто больший вес имеет любопытство. Для этих групп характерно пренебрежение учебой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства. Основным мотивом употребления ПАВ для мальчиков является приобщение к миру взрослых, для девочек - опьянение, в основном, особое состояние и принадлежность к группе. Мотивы первичного употребления ПАВ у женщин различны в молодом и зрелом возрасте и зависят от социальных характеристик потребительниц. Мотивы начала в зрелом возрасте связываются с самолечением, решением возникших жизненных трудностей, врачебными предписаниями. Дадим понятие так называемой «преднаркотической личности». Можно предположить, что мотивом потребления ПАВ являются последствия столкновения личности с обстоятельствами, препятствующими реализации ее глубинных, базисных, жизненных проблем. Очевидно, что потребление ПАВ является защитной реакцией человека на трудности, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных потребностей. Некоторые специалисты, пытаясь определить донаркотическую личность, ставят на первое место импульсивный характер. Токсикоман принимает ПАВ, чтобы удовлетворить потребность в уверенности и в собственном авторитете. ПАВ принимают только те, для кого это имеет особое значение. Многие из них склонны к нарциссизму (к болезненной самовлюбленности, завышенной любви к своему образу), а также к сильному стремлению получать удовольствие; такие личности не выносят никакого напряжения, не переносят боли, разочарования и ожидания. ^ понимают условия, предрасполагающие к употреблению ПАВ. Эксперты ВОЗ разработали обобщенную классификацию факторов риска [6]: 1. Биофизиологические; 2. Индивидуально-психологические; 3. Макросоциальные; 4. Микросоциальные. Биофизиологические факторы риска: - к общим биофизиологическим фактора риска относят: органические поражения головного мозга; некоторые хронические соматические заболевания (заболевания тела). Началу злоупотребления и развитию болезней патологической (патология - отклонение от нормального состояния или процесса развития) зависимости способствуют последствия нейротравм и нейроинфекций (поражений центральной нервной системы в результате физических травм или инфекционных заболеваний, таких как менингит или энцефалит, вызываемый укусами клещей), слабоумие, также психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Повышение концентрации или отсутствие в организме человека некоторых эндогенных (внутреннего происхождения) веществ, вырабатываемых самим организмом для нормальной жизнедеятельности, а также способность организма к их выработке. Пробуют ПАВ многие, но продолжают употреблять только те, у кого они дают выраженный эффект удовольствия. - специфические биофизиологические факторы риска: генетическая (врожденная) предрасположенность к употреблению ПАВ (у детей и кровных родственников больных алкоголизмом вероятность заболевания алкоголизмом в 4-6 раз выше, чем у детей из здоровых семей); низкая степень изначальной толерантности, т.е. способности человека переносить определенные дозы ПАВ без каких-либо вредных последствий; способности ПАВ к формированию зависимости. Например, при героиновой наркомании зависимость формируется гораздо быстрее, и она более сильная, чем при курении. Индивидуально-психологические факторы риска, при которых ПАВ выступает модулятором психического состояния, влечение к ПАВ выполняет задачу компенсации «слабых звеньев» личностной структуры, защищая уязвимые места личности: - общие факторы риска: стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий; проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения); недостаток самоуважения; снижение мотивации достижений; низкая способность к осмыслению себя, своих поступков и заботе о себе; нарушения эмоциональной сферы, проявляющиеся явлениями высокой эмоциональной лабильности (быстрая смена одних эмоций другими); низким уровнем способности к сопереживанию; агрессивность и нетерпимость; склонность к регрессивному поведению (возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам поведения), неспособность к межличностному общению; подчиненность среде; не правильное восприятие социальной поддержки; слабые адаптационные способности, то есть неумение человека приспосабливаться к изменяющимся внешним и внутренним условиям, садистские и мазохистские проявления. - специфическими индивидуально-психологическими факторами злоупотребления ПАВ можно считать: - установку на употребление ПАВ; - факт употребления ПАВ. Л.П.Великанова, О.В.Каверина, Р.В.Бисалиев [17] разделяют психологические факторы на 3 группы: 1. Личностные особенности – различные психопатии (стойкие расстройства психики, приводящие к агрессивному или явно безответственному поведению) и акцентуации характера (чрезмерная, сверх обычного уровня, выраженность тех или иных качеств личности, зачастую в ущерб другим качествам). Причинами употребления психоактивных веществ для них могут служить выраженный первичный поисковый рефлекс, желание быть в центре внимания, стремление к лидерству, к уверенности, бесстрашию, стремление к творческим переживаниям и так далее. Употребление ПАВ рассматривается, как один из непродуктивных механизмов преодоления острого или хронического стресса. Многие исследователи болезни патологической зависимости относят к психосоматическим расстройствам (нарушениям функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами), проявляющимися саморазрушающим поведением. 2. Факторы, влияющие на вероятность развития злоупотребления или заболевания в процессе развития и формирования личности. Процесс формирования личности связан с периодами взросления и дальнейшей жизни человека, на каждом из этих периодов можно выделить основные моменты, предрасполагающие к началу употребления ПАВ. Первый этап совпадает с этапом раннего детства – от 1 до 3 лет. На этом этапе основным способом познания окружающих человека социальных отношений является подражание. Если ребенок наблюдает у окружающих его взрослых людей явную связь между употреблением алкоголя и появлением состояния радости, счастья, удовлетворенности, то у него неосмысленно формируется эта же самая связь. Второй этап совпадает с возрастом младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенок активно изучает мир, познает его через свой чувственный опыт. На этом этапе наблюдается в основном потребление веществ, с наиболее интересными чувственными переживаниями (летучие ПАВ – бензин, растворитель), активный переход с одних ПАВ к другим и, как правило, групповое их потребление. Третий этап – начало самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей). Бурные физиологические изменения, осознание своей индивидуальности, появление собственных, отличных от групповых интересов, стремлений, планов в этот период сопровождается появлением тревоги, опасений, стеснительности в общении и может стать причиной ситуационного потребления ПАВ с целью облегчения своего состояния. С другой стороны, эти же процессы приводят к индентификации подростков себя со «взрослыми» и к потребности признания обществом своей взрослости. Достигается же это, по мнению подростков, разрешенным «взрослому» поведением: курением, употреблением ПАВ, ранней половой жизнью. В этот период потребление ПАВ может быть вызвано желанием противопоставить себя обществу. Более позднее начало потребления ПАВ не носит ярко выраженного возрастного налета и на первый план выходят другие психологические, социальные и биологические факторы. 3. Особые психологические состояния, способствующие началу наркотизации и развитию болезней зависимости, включают в себя реакции на стресс и сильных переживаний по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд, при которых человек прибегает к приему ПАВ для облегчения своих переживаний. Эти факторы риска являются проявлением риска «идущего изнутри». Теперь рассмотрим факторы исходящие извне, средовые факторы риска. Социальные факторы риска [6] – это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют употреблению ПАВ. Их можно разделить на следующие группы: - Макросоциальные факторы риска – условия, характеризующиеся функционированием общества в целом (на уровне страны и мирового сообщества). Макросоциальные включают в себя официальную политику государства в отношении потребления ПАВ. - Микросоциальные – условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т.д.). На начало злоупотребления и формирования болезней патологической зависимости большое влияние оказывает семья, ее социальная структура (неполная семья), экономическое положение, отношение к употреблению ПАВ членов семьи, культурные, нравственные традиции, также влияют различные социальные группы: школа, училище, ВУЗ и др. По мнению ряда авторов в социальном плане макросоциальные факторы риска являются решающими, «поскольку деформации на микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества». Общими для разных форм девиации будут следующие факторы: - ухудшение социально-экономической ситуации в стране; - существование различных мнений, точек зрения на проблему потребления психоактивных веществ. Специфическими факторами риска на макросоциальном уровне являются: - доступность ПАВ; - мода на употребление ПАВ; - несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; - традиции общества, связанные с употреблением ПАВ. Рассмотрим микросоциальные факторы риска злоупотребления ПАВ, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях: в семье, в учреждении образования, среди сверстников. Значимыми общими факторами риска будут: в семье – несоблюдение членами семьи социальных норм и правил, неправильные воспитательные меры, воспитание одним родителем, наличие хронических семейных конфликтов, постоянная занятость родителей; в образовательном учреждении – ранее асоциальное поведение, академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах, конфликтные отношения со сверстниками и педагогами; в среде сверстников – наличие в ближайшем окружении ребенка или просто лиц с девиантным поведением, отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками. Специфическими факторами риска формирования аддикции и химической зависимости являются: в семье – злоупотребление ПАВ кем-либо из членов семьи; в образовательном учреждении – употребление ПАВ на территории образовательного учреждения, а также терпимое отношение администрации к употреблению ПАВ (в том числе курению) учащимися и педагогами; в среде сверстников – одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка лиц, употребляющих ПАВ. Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка к употреблению ПАВ может иметь как внутренние причины, так и внешние. Вероятность пристрастия к употреблению ПАВ определяется совокупностью (комплексом) воздействующих условий. ^ Внутрисемейный - зависимость возникает у детей, которых не уважают взрослые – родные, близкие, являющиеся для него авторитетом; - постепенное отчуждение происходит, если в семье нет атмосферы взаимного доверия и любви, а родители берут на себя только функции контролера. Подросток ищет возможность быть нужным и признанным в новой компании. В какой? Дело десятое… Главное – найти пусть даже искусственное, примитивное понимание, все равно где; - наркозависимыми становятся недолюбленные дети - и совершенно неважно, семья бедная или богатая. Малышу, ребенку, подростку нужны чувства в семье, а не «постирано», «поглажено», «накормлен», «не мешай». Личностный - если ребенок не понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», у него не сформированы морально-этические принципы, отсутствует шкала ценностей, то его не мучают угрызения совести, что делает невозможным раскаяние за плохие поступки; - нередко подросток специально (а сложный возраст усугубляет такой порыв) поступает наперекор общепринятым нормам, рассчитывая на эпатаж. При этом он сам не способен предложить конструктивное решение возникшего проблемного вопроса; - если ребенок не умеет добиваться поставленной цели, стремится получить от жизни все и сразу, «здесь и сейчас!» - это сигнал, что необходимо учить подростка «держать удар», настойчиво идти к своей цели. ^ - иногда у детей ярко выражены желания использовать «взрослые возможности», перекладывая ответственность на родителей, друзей, лидеров компании. Это неумение брать на себя ответственность за собственный выбор, поступки («ну, так получилось», «не знаю даже почему», «как-то случайно», «я не виноват»); - непризнанность в подростковой среде, в своей компании, в случае незрелости «я», автоматически порождает низкую самооценку. Отсутствие близких друзей и непопулярность у лиц противоположного пола – повод для комплекса неполноценности и внутреннего конфликта. Это приводит к тому, что подросток для самоутверждения начинает принимать наркотик. Подросток рад этому ощущения «я все могу»; - подражая взрослым, дети не в состоянии спрогнозировать последствия своего выбора. У них не сформирован метод логического мышления, что не позволяет анализировать ситуацию во всей ее полноте. «Здесь и сейчас» - им понятно, а «когда-то потом» - вообще не существует. ^ Профилактика злоупотребления должна быть направлена на снижение влияния факторов риска употребления ПАВ и укрепление защитных факторов. Подробно это описано в работе Гусевой Н.А. [6] Защитные факторы – это условия, препятствующие злоупотреблению ПАВ. Специалисты отмечают, что факторов защиты гораздо меньше, чем факторов риска, и они не могут быть так четко и однозначно классифицированы. Внутренние защитные факторы – личностные. Первую группу составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, то есть становления его как успешного члена общества, усвоение им образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, другую – специфические антинаркотические установки, получившие название внутриличностный антинаркотический барьер. Гармоничное развитие личности выступает, как защитный фактор. Согласно современному подходу к профилактике злоупотребления ПАВ, гармонично развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Стратегическая задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы создавать и поддерживать оптимальные условия развития личности, то есть условия, в которых возможно развитие человека в рамках актуальных потребностей человека социально-приемлемыми способами. Для этого необходимо воспитателю распознать в «разрушительных симптомах» (немотивированной агрессии, тревожности) ресурс созидательной энергии и перенаправить эту энергию в позитивное русло. Человек не может стать личностью вне социума. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми факторами, защищающими от вовлечения в наркотизацию. Успешная социализация предполагает хорошие адаптационные способности, т.е. умение принимать «роли», различные по статусу и содержанию, избегая при этом патологических ролей, и формирование социальной компетентности, т.е. развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором человек находится. Следующая группа защитных факторов связана с формированием и развитием прочных антинаркотических установок. То есть профилактическая работа должна предполагать возникновение у детей и подростков базы необходимых знаний о ПАВ и последствиях их употребления, оценку полученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственного поведения. Теперь обратимся к факторам защиты от наркотизации, связанные с общностями, в которые входит ребенок. Специалисты NIDA (National Institut on Drug Abuse) рассматривают следующие факторы защиты (с опорой на эти факторы ведется профилактическая работа в США). Семейные: крепкие семейные узы, понимание проблем и личных забот детей, ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний). В жизни ребенка, каким бы разборчивым в знакомствах он ни был, иногда рядом возникает «доброжелатель», предлагающий «кайфонуть». Задача родителей научить ребенка разбираться в том, что предлагают окружающие, попытаться проанализировать и предвидеть вытекающие последствия. Иначе безрассудное стремление к удовольствию, поиску острых ощущений станет выше навыков самоконтроля. Надо учить детей искать помощи в стрессовой ситуации и находить ее, спрашивая, если понадобится, совет у специалиста или человека, которому он доверяет. Иначе очень трудно не поддаться соблазну прибегнуть к «самому легкому» утешению – ПАВ. Факторы защиты в образовательном учреждении: повышение качества образования; усиление связи учащихся со школой; успешное участие в общественных мероприятиях; поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях; негативное отношение к потреблению ПАВ, понимание последствий употребления; неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками. В среде сверстников: позитивные отношения со сверстниками, негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значимых сверстников. Защитные факторы, связанные с местом жительства: усиление общественных антинаркотических норм, ужесточение законов о рекламе ПАВ в СМИ, создание безнаркотических зон вокруг образовательных учреждений, во дворах. Глава III. Подходы, методы и модели профилактики токсикомании и наркомании ^ Так как медико-биологических различий между токсикоманией и наркоманией не существует, то и подходы, методы и модели профилактики токсикомании и наркомании одни и те же. Все, что разработано и применяется для профилактики наркомании, можно полностью использовать для профилактики токсикомании и наоборот. Учитывая, что подходы, методы и модели профилактики почти все разрабатывались применительно к более распространенной наркомании, то и в данном пособии в описании профилактики токсикомании оставляем слова «наркомания» «наркотические вещества», подразумевая, что слова «наркомания» и «наркотические вещества» полностью взаимозаменяемы словами «токсикомания» и «психоактивные вещества». Поведение человека определяется шестью основными группами факторов:
Эксперты Национального института наркомании США выделяют 72 фактора риска возникновения наркотической зависимости. Они имеют разную значимость и действуют на уровне:
Основными факторами профилактики наркомании являются правильное воспитание в семье, религиозность, хорошие сверстники, программы формирования позитивных жизненных навыков, ценностей и потребностей, просветительные программы и т.д. Цели профилактики:
Пути достижения целей:
Основные формы профилактики три: - ^ - это воспитание детей, формирование личности, обладающей необходимыми знаниями и навыками, развитие способности быть свободным от наркотиков, которые распространены в окружающем мире. Обладание самодостаточностью, сильным характером, ясными взглядами, развитыми интересами. Педагогическая профилактика наркомании должна осуществляться постоянно, начиная с дошкольного возраста. - ^ заключается в сознательном отношении к своему здоровью, формированию здорового образа жизни, отрицательного отношения к наркотикам и выработке навыков отказа от них. Цель медицинской профилактики - научить ребенка ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих. - ^ - это мероприятия направленные на создание социальных условий, препятствующих возникновению и распространению наркомании. А именно: улучшение духовных, экономических, культурных, бытовых сторон жизнедеятельности человека. Занятия трудовой деятельностью, физкультурой, искусством и т.д. Процесс профилактики, таким образом, определяется как процесс получения информации, формирования норм, установок, ценностей, личностных и социальных навыков под воздействием окружающих людей и социально-общественных и экономических условий окружающей среды. В настоящее время разработаны и используются многообразные подходы, методы и модели профилактики, учитывающие врожденные задатки и потребности, социально-средовое окружение. ^ Разработка программ профилактики наркомании основана на использовании тех или иных моделей. Рассмотрим некоторые, наиболее известные, модели профилактики наркомании, которые можно с той или иной эффективностью можно использовать для профилактики наркомании. ^ основана на предоставлении информации о влиянии наркотических веществ на здоровье человека и его судьбу. Она является своего рода моделью «устрашения». Такая модель чаще всего используется сегодня в школьной и родительской практике. Она является полностью когнитивной и предполагает, что если человек будет знать об опасности употребления определенных веществ, то будет от них воздерживаться. Такой взгляд оказался чересчур упрощенным. Удовлетворить любопытство к наркотикам простыми рассказами о них невозможно. Поведение человека определяет слишком много факторов и потребностей, в том числе желание походить на товарищей. Информация хотя и является важнейшим фактором формирования поведения, но часто не играет в этом большой роли. Практика показала, что небольшой первоначальный эффект, производимый новой информацией, в дальнейшем особой роли не играет. Широко используемые школьные программы профилактики табакокурения, употребления пива, созданные чисто в когнитивном стиле, оказались безрезультатными. ^ уроки, лекции, семинары, конференции, мини-спектакли. Недостатки данной модели: - слабая способность детей, подростков и молодежи к восприятию информации и прогностическим функциям, их пассивная роль на занятиях; - возможность повышения любопытства к наркотическим веществам, вследствие получения информации. Информационные программы должны комбинироваться с другими программами и способствовать росту уровня знаний учащихся. Если говорить о наркотиках, склонять слово «наркотик», то это может вызвать даже обратную реакцию. Использование информационной модели может вызывать негативные последствия. Бабаян Э.А. и Гонопольский М.Х., обсуждая подходы к профилактике наркомании, пишут: «Профилактика наркомании, прежде всего не может и не должна быть публичной, так как может стать причиной нездорового интереса к наркотикам. Лекции, доклады, беседы - могут принести непоправимый вред, а не пользу, так как вызывает у слушателей повышенный интерес, любопытство к возможным ощущениям. И поэтому рекомендуется проводить лишь индивидуальные беседы с лицами, в отношении которых установлен факт немедицинского потребления наркотических средств, их родственниками, педагогами, работниками милиции, юридическими органами». Доктор психологических наук, профессор Александр Сухарев разработал свою методику профилактики наркомании: «Что понимается под профилактикой? Дети! Наркотики - это плохо, вредно, от них умирают, бывает СПИД. Но именно эти слова вызывают у подростков негативизм («А я попробую!») и любопытство («А что будет?»). «Нельзя проводить профилактику наркотической зависимости, говоря о наркотиках». Если часто говорить о наркотиках, использовать слово «наркотик», то это может вызвать даже обратную реакцию. Однажды мы провели опрос среди сотрудников, занимающихся профилактикой наркомании, не возникало ли у них желание попробовать их, и большинство ответили, что любопытство иногда возникает, хотя и полностью контролируется. Поэтому произносить слова «наркотик», «психоактивное вещество» лучше реже, но так, чтобы дети эмоционально сильно отреагировали. Психолог Гарифулин считает, что профилактика должна быть очень эмоциональной, либо ее лучше не проводить. Профилактикой наркомании по информационной модели должны заниматься только высококвалифицированные специалисты, так как в противном случае это может вызвать в некоторых подростковых группах обратный эффект, вызывая любопытство подростков. Информационная модель профилактики должна комбинироваться с другими моделями профилактики. Вместе с тем, учитывая простоту ее использования и тот факт, что она является основой любой профилактической работы, необходимо разрабатывать методы повышения ее эффективности. ^ наряду с информационной частью включает обучение ряда навыкам, необходимым для принятия решения. Основа образовательной модели – информация, поэтому образовательная модель сходна с информационной, но акцент сделан на обучение навыкам, необходимым для принятия решения. При этом решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Принятие решения разделено на несколько этапов. На основании этих поэтапных шагов для подростка были разработаны рекомендации по принятию решения в следующих направлениях: оценка проблемы, взвешивание альтернатив, обдумывание решения, твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на мнение окружающих. ^ : уроки, лекции, семинары, тренинги, ролевые игры. По эффективности эта модель является промежуточной между информационной моделью и моделью формирования жизненных навыков. ^ расширяет эффективность образовательной модели. Суть этой модели: изложение информации о здоровье, о вреде и недопустимости употребления психоактивных веществ, затем обучение навыкам, необходимым для принятия решения, развитие самоуправляемого поведения, навыков преодоления негативного социального давления, решения проблем межличностного общения, разработка планов самосовершенствования, обучение стратегиям принятия решений и устойчивости к социальному влиянию. Формирование жизненных навыков, позволяющих контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать коммуникативные навыки и вносить изменения в окружающую среду – это довольно сложная и трудоемкая работа, но очень эффективная по своим результатам. ^ уроки, лекции, семинары, психотерапевтические занятия, тренинги, ролевые игры, направленные на освоение определенных поведенческих схем, навыков отказа. ^
В различных видах тренингов используется, как правило, один и тот же набор методических приемов [источник - «Основы групповой работы при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи». Методическое пособие подготовлено в рамках реализации региональной программы «Дружественная среда». Редакторы-составители: Зарецкий В.В., Портянская Л.Л., Рябцев В.К., Ряшина В.В., Ильичева И.В. – Москва, 2002 г. – 130 с.)]: 1. Групповые игры и упражнения; 2. Ролевые игры; 3. Основной метод тренинга - групповая дискуссия; 4. Мозговой штурм. Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой с разными целями: - с целью разогрева, создание доброжелательной и рабочей атмосферы; - с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе; - с целью отработки новых навыков поведения; - с целью релаксации, снятие напряжения у участников; - ритуалы завершения рабочего дня, тренинга. По форме могут быть вербальные (с помощью речи, например, высказывания по кругу); использующие художественные средства (рисование, лепка, куклы, маски); двигательные (танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения) и любые другие. ^ При их проведении важно обращать внимание на соответствие выбранной игры теме, этапу тренинга, уровню сплоченности группы и т. д. Чем младше группа, тем более игровыми должны быть упражнения. В подростковой группе игры и упражнения, в которых предполагается телесный контакт или достаточно глубокое самораскрытие участников, нужно проводить только тогда, когда группа достаточно сплочена. Как только вы почувствуете «потерю контакта» или возросшую напряженность, необходимо провести подвижные игры или физические упражнения, снимающие напряжение. Также важно, чтобы инструкция к игре и вся последовательность действий были понятны всем с первого раза без переспрашивания. Крайне важный момент – обсуждение впечатлений после игры или упражнения. Если при играх-энергетиках достаточно ограничиться вопросом «Как себя чувствуете», либо «Можем переходить к работе?», то при упражнениях, посвященных работе над определенной темой, обсуждение играет решающую роль. Здесь важно, соблюдая правила работы в группе (не перебивать, высказываться только от своего имени, не давать оценок другим, не оправдываться, промолчать, если говорить трудно) каждому участнику дать возможность высказаться и описать свое впечатление от игры. Если времени мало, можно предложить высказать свое впечатление одной фразой: «Самым важным для меня сейчас было…». Ведущий при этом подбадривает тех, кому трудно говорить, выражает сочувствие тем, кто говорит о тяжелых испытаниях, тактично прерывает тех, кто «тянет одеяло на себя». Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или рабочего этапа доброжелательного настроения, атмосферу эмоциональной безопасности, группового сплочения. Могут использоваться простые физические упражнения – ходьба, прыжки, касание соседей, контакт глазами, пение. Игры-проблематизации. Их цель – настроить участников на работу, актуализировать знания по проблеме, либо их чувства, воспоминания участников. Мы попытались объединить в группы существующие игры, но некоторые из них могут попадать и в другие разделы. Например, игры на знакомство служат и для запоминания имен, а разминки могут решать сразу несколько задач. При подборе игр ведущему стоит оценивать их с точки зрения всех тех задач, решению которых они могут способствовать. ^ - это начало групповой работы, знакомство с участниками группы, также способ выразить себя, свое настроение, состояние, характер, представить группе каждого ее члена. Такие игры - важный шаг к тому, чтобы каждый член группы чувствовал себя комфортно и уверенно. ^ помогают запомнить имена всех участников группы для облегчения дальнейшего общения. Такие игры применяются, как правило, при проведении нескольких занятий, если участники не знакомы. На единичном семинаре делать этого нет необходимости. ^ позволяют снять неловкость, скованность, стеснение, которые возникают, когда человек попадает в незнакомую группу. Один участник группы ![]() ![]() ^ (любые игры с передвижением). Во время этих игр можно передвигаться по помещению, бегать, прыгать, чтобы почувствовать себя уверенно, комфортно. ^ Их задача - сконцентрировать внимание участников, подготовить их к предстоящей работе, повысить работоспособность. Эти игры целесообразно проводить в начале работы, а также когда группа устала. ^ Формирование доверительных отношений в группе. Эти игры целесообразно проводить не в первую или единственную встречу, а при длительной работе с группой (когда уже сформировалась атмосфера доверия). ^ Во время проведения семинара между участниками могут возникнуть конфликты, проявиться негативные эмоции. Задача этих игр - помочь "выпустить пар", громко крича, топая ногами, размахивая руками, разрывая газету, изображая борьбу с кем-то и делая все, на что хватит фантазии ведущего. ^ Их функция - развеселить, поднять настроение, создать атмосферу умиротворения, радости и приподнятости духа, позволить участникам поблагодарить друг друга за хорошую работу. Такие игры целесообразно проводить в конце занятий. Игры-разбивки проводятся в случае, если нужно разбить группу на команды, мини-группы. Эти игры легко придумать самим или переделать из любой знакомой игры, проявив немного фантазии. ^ Игры на отработку навыков Игры на отработку и апробирование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена и совместно ведущим и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма – ролевая игра. Для ее проведения необходимо: - точно смоделировать тип ситуации на заданную тему; - переходить к отработке навыков тогда, когда у всех будет достаточно ресурсов и желания попробовать; - в конце упражнения обязательно обсудить вопрос «что из полученного во время игры опыта я перенесу в жизнь и как». ^ В ролевых играх участникам предоставляется возможность: - показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; - разработать и использовать новые стратегии поведения; - отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы. Ролевые игры – это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Бывают двух типов: - на этапе актуализации проблемы; - на этапе отработки навыков. Ролевая игра – это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. Участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою. Это помогает человеку экспериментировать. И не бояться, что его поведение будет глупым. В первые игры лучше включать людей более уверенных, выбрать тех, на кого ориентируется группа. Ведущий следит за тем, чтобы игровая ситуация или поведение участников не травмировали кого-нибудь. На анализ игры отводится в 2 раза больше времени, чем на игру. Сначала вопросы лучше адресовать участникам: «Как себя чувствовал во время игры?» и «Что помогало, а что мешало решать поставленную задачу?». После этого можно спросить всех: «Какое впечатление произвела на вас ролевая игра?» Если игра проводиться на этапе актуализации проблемы, то обсуждение необходимо подвести к тому, какие вопросы и проблемы подняла игра, и с чем интересно и важно было бы работать далее. Если игра проводится на этапе отработки новых навыков, то обсуждение строится вокруг вопросов: «Какие действия участников вели к успеху, а что можно было сделать по-другому? Кто может предложить и показать более эффективные варианты? Как можно перенести опыт этой игры в жизнь?» Во время дискуссии о ролевой игре важно обсуждать ее как отвлеченную ситуацию (это все лишь игра, эксперимент), можно согласиться с тем, что в жизни вел бы себя иначе, можно согласиться, что ситуация влияет, но в жизни многое делаем так же. Важно не позволять одному участнику играть однотипные роли, чтобы он не остался этим персонажем в глазах товарищей. Необходимо устанавливать лимит времени на игру, вмешиваться или прекращать, если что-то пошло не так и может навредить участникам. ^ Этот метод в том или ином виде используется почти во всех методах и на всех этапах тренинга. У подростков споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинг, ведущему необходимо подытожить рассуждения всех сторон, обсудить сходство и различие позиций. При проведении групповой дискуссии необходимо поддерживать участвующих, активизировать пассивных членов группы. Ориентационная схема проведения
В конце групповой дискуссии подчеркнуть вклад каждого участника в обсуждение, поблагодарить каждого. ^ Мозговой штурм (генерация идей) – хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. ^ - сформулировать вопрос/задание; - фиксировать/записывать все поступающие предложения; - не критиковать и не оценивать поступающие на этом этапе идеи, мысли, предложения. ^ Ведущий разбивает группу на подгруппы по 3-6 человек (можно простым способом «на первый, второй, третий рассчитайся», но интереснее использовать игры-разбивки) и предлагает им обсудить ситуацию. Задание для участников обычно начинается с вопросов «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?», т.е. требуется найти решение или ответ на вопрос. ^ 1 этап (10-15 мин). Один из участников записывает все поступающие предложения на листе ватмане или в тетради. Главный принцип – «количество порождает качество». 2 этап (5 мин.) Микрогруппа обсуждает и выбирает те высказывания, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми. 3 этап (15 мин.) Каждая группа представляет результаты своих трудов. Тренер записывает все наработанные предложения на ватмане или доске, уточняя формулировки, обсуждая реалистичность и приемлемость предложенных способов. Этот метод помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы, определить уровень знаний и основные направления интересов участников. Собранная информация может служить основой для более глубокой работы и дискуссий. Конечно, это не все существующие группы игр и упражнений. Оценка эффективности тренинга Тренинг считается эффективным, если достиг своей цели. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности: повышение уровня информированности, формирование установок на изменение поведения, формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за собственные поступки, развитие способности к самоанализу и контролю поведения, формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению, оценка тренинга как процесса. Для этого можно использовать обсуждение, анкетирование. Главное отличие профилактического тренинга в том, что его может провести инструктор, не имеющий специального психологического (психотерапевтического) образования. Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки, в процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Структура тренинга Все профилактические семинары могут быть разные по продолжительности (от 1,5-часового тренинга–семинара до 3-дневного). Но все они состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным. Это зависит от:
Этапы проведения тренинга 1. Введение (5% рабочего времени). Вступительное слово ведущего; 2. Приветствие. (5% рабочего времени). Если есть незнакомые в группе, необходимо провести знакомство. 3. Ожидания участников – в начале каждого занятия необходимо выяснить ожидания участников. Это важно как для обучающихся, так и для тренера. (3% рабочего времени). В конце каждого занятия или всего семинара-тренинга необходимо получить от участников обратную связь. Это позволит узнать о впечатлениях участников занятия/акции, об их эмоциональном состоянии и пожеланиях на будущее. Методы получения обратной связи разнообразны: от вопроса "Кто хотел бы поделиться своими мыслями?" до достаточно глубокого, эмоционального и содержательного анализа работы. Выбирая метод, необходимо учитывать количество привлеченных людей, особенности группы (в том числе, готовность участников раскрывать своих чувства). В случае большого количества участников выслушать мнение каждого будет трудно, в особенности для нетерпеливой части группы. Поэтому можно использовать то, что позже легко обобщить (анкеты, рисунки и др.). Если же группа небольшая - лучше не упускать возможность услышать эмоциональную оценку прошедшего занятия или семинара, попробовать проанализировать впечатления участников. 4. Принятие правил работы группы (5% рабочего времени). 5. Оценка уровня информированности – чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, тренер должен выяснить, что они знают о проблеме (5-10% рабочего времени); 6. Основная часть: - актуализация проблемы – этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую. Задача этого этапа – сделать проблему актуальной для каждого участника; - информационный блок (20 – 40% времени); - приобретение практических навыков (коммуникативных, принятия решений, изменения стратегии поведения) - (20 – 60%); 7. Завершение работы, получение обратной связи (5% времени). Рефлексия занятия. Каждое тренинговое занятие рекомендуется начинать и заканчивать рефлексией его участников о своих состояниях, ощущениях, чувствах, которые они испытывали на прошлом или на только что закончившемся занятии. 8. Прощание. |