|
Скачать 49.46 Kb.
|
Олигофрения у детей. Альмяшева Лариса Ивановна, врач – невролог высшей категории КГБ УЗ «ДЦАК», Казанцева Людмила Алексеевна, учитель – логопед МБОУ «СОШ № 114». Среди учащихся массовой школы встречаются дети – олигофрены, умственное недоразвитие которых обусловлено поражением определённых мозговых систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни (до 2-х лет) в связи с внешними вредностями. Расширенное толкование слабоумия, наблюдающееся в ряде случаев, приводили к тому, что к умственно - отсталым нередко причисляют детей с задержкой психического развития или с несколько пониженными способностями. Причины олигофрении: 1. Неблагоприятные факторы, действующие на внутреннее развитие плода (в начале беременности) а) инфекционные заболевания: тяжёлые вирусные гриппы, тиф, краснуха, дистрофия, заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз, спирохета и др.); б) травматическое поражение плода; в) алкоголизм родителей; г) употребление некоторых лекарств. Чем на более ранней стадии беременности возникло поражение плода, тем в более тяжёлой степени выражено слабоумие ребёнка. 2. Природовые травмы черепа ребёнка: наложение щипцов, сдавливание головки ребёнка при прохождении через родовые пути при затяжных, длительных или, наоборот, при «пулемётных» быстрых родах, асфиксия. 3. Заболевания ребёнка в раннем возрасте: а) воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менинго-энцефалиты; б) травматические поражения центральной нервной системы с потерей сознания. 4. Хромосомная патология: а) нарушение хромосомных соотношений в 21 паре хромосом (одна лишняя) – болезнь Дауна; б) в некоторых случаях олигофрения возникает при несовместимости состава крови матери и плода по резус-фактору; в) наследственность. По степени выраженности дефекта олигофрению разделяют на 3 группы: идиотию, имбецильность, дебильность. Характеристика идиотии: самая тяжелая степень олигофрении. Резко нарушено физическое развитие, эндокринные расстройства, глубокое поражение мозга. Резко нарушена координация движений, особенно в отношении тонких движений рук, наблюдается расстройство стояния и ходьбы, стереотипные ритмические движения в виде раскачивания туловища, похлопывания в ладоши, потряхивания головой, сосания пальцев рук и ног. Развитие речи не идёт дальше произношения отдельных звуков, иногда искаженно произносят ограниченное количество слов, чаще всего не понимают то, что говорят. Одни дети очень заторможены, пассивны, другие, наоборот, слишком расторможены. Простые безусловные рефлексы (пищевой, половой, оборонительный) выступают на первый план. Условные рефлексы у таких детей вырабатываются с огромным трудом. Несколько более лёгкая степень детской олигофрении – имбецильность. Также отчётливо выражено нарушение общего физического и нервно – психического развития (микроцефалия, гидроцефалия, атипичные формы черепа). Резко нарушена общая моторика, не могут произвести изолированные движения глаз и т.д., помогают руками. Нарушены тонкие дифференцированные движения рук, поэтому с трудом овладевают навыками самообслуживания. Резко выражены подражательные формы поведения, подражают всему, что видят и видели. Нарушается и развитие речи в её понимании и произношении. Речь ограничена, состоит в основном из названий предметов. Грубо недоразвита и познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза. Это вызывает большие затруднения при обучении даже элементарной грамоте и счёту. Большой удельный вес среди имбецилов занимают дети с болезнью Дауна. Впервые эту болезнь описал английский учёный Лэнгдон Даун. В последнее время отмечается значительное накопление в популяции больных с синдромом Дауна. Это связано со снижением детской смертности. Эта болезнь вызывается наличием одной лишней хромосомы в клетках организма. Дети имеют ряд характерных признаков в своём физическом и психическом развитии. Голова уменьшена в размерах, череп круглый, затылок плоский. Лицо оплощено, нос короткий, с плоской переносицей и широким основанием (пуговкой). Характерно строение глаз: глазные щели узкие, с косым разрезом, близко поставлены. Имеется эпикант – кожная складка, идущая от верхнего века к нижнему. Рот полуоткрыт, губы и язык толстые, аномалии прикуса, недоразвиты ушные раковины. При правильной коррекционно–воспитательной работе имбецилы могут развиваться в специальных классах. Дебильность – более лёгкая степень олигофрении. Дети – дебилы в процессе обучения усваивают программу вспомогательной школы и могут быть подготовлены к трудовой деятельности. У дебилов обычно имеются более лёгкие отклонения в физическом развитии. Грубые моторные нарушения отмечаются редко. Дефекты в моторике отмечаются лишь тогда, когда им приходится выполнять движения по словесному заданию, или воспроизводить движения в игровой, воображаемой ситуации. Двигательные нарушения у дебилов компенсируются настолько, что это не мешает их дальнейшему приспособлению к трудовой деятельности. Недоразвитие речи у дебилов не носит столь грубого характера, как у имбецилов и идиотов, тем не менее, очень отличается от речи нормально развитых детей. Речь (первые слова обычно появляются в 2 – 3 года, фразовая речь соответственно в 4 - 5 лет. Речевой стаж детей – дебилов до поступления в школу составляет, таким образом, всего 2 – 3 года. 65% умственно-отсталых детей, идущих в школу, имеет нарушение звукопроизношения. Наряду с этим отмечается бедность словарного запаса, недостаточность грамматического строя речи. Игры детей носят стереотипный характер, они не всегда могут действовать соответственно взятой на себя роли, так как недостаточно понимают игровую ситуацию в целом. К моменту поступления в школу у здорового ребёнка появляется отвлечённое мышление, основанное на элементах абстракции и обобщения. Для детей – дебилов характерна интеллектуальная недостаточность, которая выражается в неспособности к отвлечённым обобщениям, к установлению связей и зависимостей, к анализу и синтезу. Мышление имеет наглядно – образный, ситуативный характер и обладает рядом своеобразных черт (примеры по отбору). Недостаточность процессов сравнения. Уже на первых этапах обучения дети затрудняются соотносить звуки и буквы, сливать буквы в слоги и т.д., а особенно затрудняются в овладении понимания смысла прочитанного. Они без особых затруднений усваивают порядковый счёт в пределах 10, но с трудом понимают количественное содержание числа, они плохо дифференцируют знаки <, >, +, =, -. Ещё более отчетливо выступает дефект при решении задач. Дебилы правильно воспринимают предметы и их изображения, но испытывают затруднения при установлении связей между предметами и явлениями (серии картинок, сюжетные картинки). К моменту поступления в школу у дебилов отмечается резко обеднённый, суженный круг знаний и представлений об окружающем мире, слабая ориентировка в пространстве, во времени, в обыденной жизни. Они часто не знают своего адреса, имён родных и близких, где они работают. Отличительная черта олигофренов (всех) - тугоподвижность, инертность нервных процессов, что способствует стереотипности мышления (примеры по дебилам и имбецилам). Нарушение мышления у дебилов сказывается и на развитии личности в целом. Они недостаточно хорошо понимают ситуацию, не умеют изменить поведение в зависимости от неё. У них несколько снижено критическое отношение к себе и окружающим, хотя при лёгких степенях дебильности они способны в какой-то мере переживать свои неуспехи в обучении. Дальнейшее обучение в массовой школе противопоказано. Поэтому таких детей отправляют на МПК по определению программы. |