|
Скачать 0.96 Mb.
|
Материалы второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», Москва, 9-11 апреля 2010 г. Публикация РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта Копытин Александр В докладе обсуждается влияние актуальных социокультурных и экономических условий на арт-терапевтическое сообщество. Рассматриваются некоторые задачи развития отечественной и зарубежной арт-терапии, сферы ее практического применения в современном мире. Глобализация понимается нами как объективный процесс сближения и диалога культур на основе возрастающей мобильности населения планеты, активного обмена информацией, свободной финансово-хозяйственной деятельности, системы всечеловеческих ценностей. Некоторые позитивные следствия глобализации включают: раскрытие человеческого потенциала, развитие демократии, создание более эффективной и стабильной экономики, повышение качества и уровня жизни людей. К негативным следствиям глобализации можно отнести «эрозию» культур и потерю культурного многообразия, кризисы идентичности (на уровне отдельной взятой личности и сообществ), поверхностность контактов, эксплуатацию транснациональными корпорациями человеческих и природных ресурсов, доминирование утилитарно-потребительских установок. Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации
Первый вопрос: Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами? Арт-терапия обращена, прежде всего, к универсальной проблематике современности, касающейся признания ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Осознание данной проблематики определяет необходимость совершенствования медицинской и психосоциальной помощи населению, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения, реабилитации. Важно также рассмотрение арт-терапии как одного из факторов восстановления и поддержки творческой природы человека в современном мире. Возрастающая специализация труда и утилитарно-потребительские установки ведут к тому, что большинство людей становится «потребителями», но не «творцами» образов. В то же время, имеется настоятельная потребность в реализации творческого потенциала людей, рассматриваемого как условие их успешной адаптации и деятельности Кроме того, арт-терапия может быть ориентирована на различные группы населения, нуждающиеся в более активной психосоциальной поддержке. К ним, в частности, можно отнести:
Приоритетными областями практического использования методов арт-терапии можно признать:
Второй вопрос: Какой должна быть арт-терапия с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей, чтобы соответствовать запросам и проблемам общества? Арт-терапия должна учитывать глобальные тенденции развития, акцентировать внимание на исследовании и решении общих проблем современного общества, а также принимать во внимание местный контекст – социокультурную среду, институциональные особенности, традиции и ментальность людей.
Что касается методологии арт-терапии, то для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в создание первых форм арт-терапии начиная с середины ХХ века. Развиваемые ими модели арт-терапии являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:
Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Представители психодинамического подхода, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон, М. Миллнер, являются создателями динамической модели арт-терапии. В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Аммона. Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии свидетельствует о взаимодополнении художественной и психодинамической школ. Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамическая модель нередко используется в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной инсайт-ориентированной арт-терапии (арт-психотерапии). В последние годы происходит развитие новых моделей социально-ориентированной арт-терапии, связанных с постструктурализмом/постмодернизмом, большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. В этим моделям можно, в частности, отнести:
Значение данных направлений в арт-терапии, по всей видимости, будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:
Третий вопрос: Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются? Существование множества вариантов и моделей арт-терапии соответствует ее природе и реалиям современного общества. Толерантность к различиям в европейской и мировой арт-терапии и психотерапии, в целом, выступает в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов и отвечает принципам Страссбургской декларации по психотерапии (European Association of Psychotherapy, 1991). Арт-терапия при этом может рассматриваться как формирующийся метод психотерапии, эмпирически сложившаяся система лечебно-реабилитационной практики, связанной с занятиями клиентов (пациентов) изобразительной деятельностью с преимущественно эклектической, междисциплинарной основой. Формы и направления международного сотрудничества арт-терапевтов в условиях глобализации могут включать:
Одной из международных организаций в области терапии искусством является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). Как отметила почетный президент данной организации, Л. Коссолапов (Kossolapow L., 1999), «Аккумуляция национальных, этнических и местных культуральных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена». Признаки европейской мультикультурной арт-терапии.
Четвертый вопрос: Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем заключаются ее отличительные особенности? Некоторые отличия отечественной арт-терапии от зарубежной (в частности, «трансатлантической» арт-терапии, характерной для таких стран, как США и Великобритания):
Достоинства и преимущества отечественной арт-терапии связаны с ее междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). От зарубежной арт-терапии ее отличают:
Риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии Можно выделить следующие риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии:
Одним из условий предупреждения данных рисков может являться понимание отечественными арт-терапевтами преимуществ и достоинств используемых ими методов. К некоторым из этих преимуществ и достоинств можно отнести:
Другим важным условием предупреждения данных рисков следует признать профессиональную самоидентификацию/самоопределение арт-терапевта, не обязательно напрямую связанные с созданием профессии «арт-терапевт», но обязательно предполагающие формирование осознанной профессионально-личностной позиции, включающей следующие составляющие:
При условии непротиворечивого внутреннего соотнесения друг с другом они задают основу и вектор деятельности и профессионального мышления арт-терапевта. ^ Назарова Наталья Само название «арт-терапия» указывает на два главных направления, а точнее, на два полюса одного континуума, в существующей практике и теории. Арт-ориентированные терапевты (art as therapy) делают акцент на процессе создания художественного произведения как основного для терапевтического прогресса (Э. Крамер и др.). Творческий, художественный процесс поддерживается и поощряется, и арт-терапевт действует как его катализатор. Акцент делается на самоисцеляющую силу искусства и творчества. Терапевтически-ориентированные (art psychotherapy) терапевты часто объясняют, что озабоченность художественными целями должна быть минимизирована в пользу специализированных форм психотерапии (М. Наумбург и др.). Символическое содержание арт-работы исследуется в контексте взаимоотношений между терапевтом и пациентом/клиентом, рассматриваются вопросы переноса и контрпереноса [12, р. 29-30]. В настоящее время многие арт-терапевты свободно перемещаются по всему континууму между этими двумя полюсами не только в работе с разными клиентами, но даже в ходе одной индивидуальной сессии. В нашей стране в связи с необязательностью наличия профессионального художественного образования для арт-терапевтов, многие специалисты придерживаются терапевтически-ориентированного и директивного подхода, поэтому в данных тезисах акцент будет сделан на попытке осмысления роли и места искусства и творчества в арт-терапии. Восприятие образов арт-терапевтами Для арт-ориентированных терапевтов основополагающим является мнение, выраженное Е. Грэй (Gray E.) [10], Е. Вейнриб (Weinrib E.) [13]. Авторы считают очень важной для арт-терапевтов мысль о первичности анонимных, исцеляющих, символических процессов, протекающих в психике, – тех процессов, которые не имеют определенной направленности, не подлежат интерпретации и не допускают какого-либо вмешательства со стороны психотерапевта. Е. Вейнриб (Weinrib E.) добавляет, что «отказ признать способность психики к самоисцелению часто ведет к использованию такой формы арт-терапии, которая предполагает высокую степень директивности и чрезмерное использование «техник» [13 p. 14]. Л. Гантт [2, с. 25] рассматривает ряд особенностей восприятия образов арт-терапевтами. Она отмечает, что арт-терапевты, в отличие от лиц, не имеющих никакого отношения к арт-терапии, являются менее критичными даже к простым образам, заявляя, что эти образы ни красивые, ни безобразные, ни хорошие, ни плохие, но всегда содержательные. Исследуя то, как арт-терапевты воспринимают различные произведения искусства, по мнению автора, можно сделать очень интересные наблюдения, позволяющие, в частности, судить о влиянии арт-терапевтического образования на наше восприятие [2 с. 25]. По мнению Л. Штейнхард, арт-терапевт пытается понять различные линии, формы, цвета, размеры и расположение в пространстве элементов изображения, их взаимодействие друг с другом и то, с какими чувствами они могут быть связаны. Художественная форма сама по себе несет в себе определенное содержание, хотя автор мог намереваться выразить в рисунке нечто совершенно иное [7, с. 149]. Л. Штейнхард отмечает, что арт-терапевт, имеющий длительный опыт самостоятельной творческой работы, хорошо понимает все те сложные переживания, которые сопровождают процесс создания художественных образов, поэтому клиент ощущает поддержку со стороны психотерапевта в процессе своих творческих поисков, и это отражается на характере создаваемых им образов [7, с. 107]. Способность к художественному творчеству как одна из фундаментальных характеристик человека Э. Диссанейек (Dissanayake E.) утверждает, что способность к художественному творчеству является одной из фундаментальных характеристик человека. Она рассматривает художественное творчество как форму поведения человека, развивавшуюся вместе с его исторической эволюцией и позволившую ему выжить. Э. Диссанейек (Dissanayake E.) указывает на потребность человека «придавать особый статус» тем предметам, которые для него наиболее ценны, а также тем видам деятельности, которые наполнены для человека глубоким личностным смыслом. Создание художественной продукции связано с обозначением границы между обыденным и экстраординарным. Придание предмету «особого статуса» повышает его значимость и способствует более длительному сохранению в памяти человека. Зачатки творчества выделили человека разумного из животного мира. Рисунок появился, по меньшей мере, 35 000 лет до н.э., еще до возникновения артикулированной речи. Н. Н. Николаенко утверждает, что способность к рисованию (в широком смысле – конструктивная способность) генетически связана с такими видами деятельности, как жестикуляция, мимика, пантомимика, чувство ритма. Главное в способности к рисованию – зрительное руководство движением руки, формирование зрительного образа необходимых действий. Автор утверждает, что способность к рисованию связана с височно-теменными затылочными областями правого полушария, а развитие такой правополушарной функции, как рисунок, – исторически самое раннее и сравнительно древнее приобретение человека. По мнению автора, с помощью рисования человек высвобождает свою собственную зрительную память от постоянного гнета интенсивных образных переживаний. Создавая иконические знаки, человек отделяется от среды. Речь идет не только об освобождении памяти индивидуальной, но и о переводе образов в коллективный разум [5, c. 14]. Автор утверждает, что роль изобразительного искусства была особенно значима в эпоху мифопоэтического сознания, когда не было письменности, или она еще не получила всеобщего распространения. По мнению Л. Штейнхард, учитывая, что художественное творчество служит задаче выживания человека, необходимо признать, что современное разделение труда и художественного творчества, может иметь серьезные последствия для большинства людей. Те люди, которые не считают себя художниками и лишены особых художественных талантов, не имеют возможности заниматься творчеством, которое позволило бы им передать свои проблемы и переживания. Потребность все же найти средства эмоциональной экспрессии, считает автор, заставляет человека посещать концерты известных исполнителей или изучать историю искусства, вместо того, чтобы самостоятельно заниматься творчеством. Концепция творчества как механизма адаптации и копинг-стратегий Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. С. В. Максимова предложила концепцию творчества как единства неадаптивной и адаптивной активности. Это позволило определить понятие «творческого потенциала»; методологически и экспериментально разграничить потенциальную творческость от реализующейся; выделить группу людей с высоким, но не реализующимся творческим потенциалом, которые ранее квалифицировались как нетворческие; изучить условия и механизмы творческой реализации. По мнению автора, в результате неадаптивной активности происходит спонтанное усмотрение новой возможности – появление нового образа, идеи, проблемы, цели и т.д. В результате адаптивной – реализация цели, воплощение идеи, выражение образа и т.д., которые и представляют собой творческий продукт. Образующееся в процессе неадаптивной активности поле видимых возможностей автор называет «творческим потенциалом», который или может реализовываться в творческих продуктах, или нет. Реализованность творческого потенциала приводит к развитию творческой устремленности личности – появлению ее новых форм: стремления к новизне, стремления к усмотрению и разрешению противоречий, стремления к созиданию ради самопознания и стремления к созиданию ради самотрансляции. Нереализованность творческого потенциала оказывает деструктивное воздействие на личность. Использование творчества и арт-методов И. М. Никольская и Р. М. Грановская рассматривают как копинг-стратегии. В результате проведенного авторами исследования оказалось, что чаще всего достичь душевного равновесия и нормализовать свое самочувствие помогало взаимодействие личности с продуктами человеческого творчества: книгами, музыкой, фильмами, картинами, архитектурными сооружениями, другими предметами культуры и искусства, а также творческое самовыражение («играю на фортепиано», «рисую», «пою»). У взрослых использование арт-методов – самый частый способ совладания. У детей арсенал арт-методов значительно меньше и примитивнее, чем у взрослых: младшие школьники еще мало читают, редко ходят в театр, а на выставке, может быть, еще ни разу не были. Несмотря на это, стратегия «рисую, пишу, читаю» стоит на втором месте по значению меры своей эффективности, а стратегия «смотрю телевизор, слушаю музыку» – на втором месте по частоте ее использования детьми. При использовании методов арт-терапии или в случае взаимодействия с продуктами человеческого творчества задействованы механизмы сублимации и катарсиса. Метафора клиента в арт-терапии Д. Джонсон (D. Johnson) замечает, что каждая терапия представляет себе клиента через ведущую метафору. Для психоанализа клиент является мечтателем, фантазером; для бихевиоризма, голодным животным; для первичной терапии (терапия Янова) – кричащим младенцем. Арт-терапия представляет клиента как художника, творца, который творит самого себя и свою жизнь. По мнению С. В. Максимовой, выражение проблемы вовне, ее объективирование – необходимое для художника условие ее решения. В случае с творчеством, искусством само средство решения проблемы, например картина, оказывается самоценным, а решаемая проблема может даже не осознаваться ни самим автором, ни зрителями. С точки зрения активно-неадаптивной концепции творчества художником руководит стремление к выходу за пределы себя, к самополаганию своего «я», почувствовать которое возможно только на границе. М. Бетенски считает, что в арт-терапии продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой, поэтому клиенту важно учиться видеть все, что содержит данный продукт и связывать творческую работу со своим внутренним опытом. Как отмечают С. Дженнингс и А. Минде, «когда имеешь дело с искусством, ты становишься частью своей работы и одновременно находишься вне нее. Это процесс проникновения, ощущение себя частью целого, а также процесс ухода и переживание своей независимости. В жизни много переживаний, которые очень трудно выразить словами. Вместе с тем часто в процессе творчества они приобретают форму, которая позднее может быть преобразована в слова». Таким образом, по мнению разных авторов, способность к художественному творчеству является фундаментальной характеристикой человека, возникшей задолго до возникновения артикулированной речи, поэтому невозможность заниматься искусством и творчеством толкает человека на поиск других средств высвобождения эмоциональной экспрессии, освобождения зрительной памяти от наплыва образных переживаний. В этом смысле арт-терапия играет большую роль, рассматривая клиента как художника, творца. Арт-терапевт, имеющий собственный опыт художественного творчества, помогает клиенту выражать свои переживания в виде художественных образов, связывать свою художественную работу с чувствами, мыслями и переживаниями, дает поддержку клиенту в процессе его творческих поисков, и это отражается на характере создаваемых им образов. В результате вырабатываются адаптивные копинг-стратегии и включаются механизмы адаптации, что, в конце концов, приводит к улучшению качества жизни клиента и его более полной самореализации. Все то же самое имеет прямое отношение и к арт-терапевту. Современный контекст исследований в терапии искусством (арт-терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии) в Великобритании на примере танцевально-двигательной терапии (ТДТ) Пейн Хелен Введение Данное выступление посвящено исследованиям, проводимым в Великобритании и отражающим характерные особенности этой страны. Особый акцент будет сделан на примерах исследований, проводимых в танцевально-двигательной терапии, в том числе, с участием самой докладчицы и ее коллег. Приводимые примеры отражают особенности исследовательской методологии, характерной для доказательной практики (evidence based practice) в области терапии искусством. Некоторыми подлежащими более пристальному анализу вопросами являются следующие:
Мною также будут затронуты такие вопросы, как:
- количественные исследования (рандомизированные исследования с привлечением контрольной группы), - смешанные исследовательские методологии, квази-экспериментальные исследования, - обзоры и сравнительные исследования, - качественные исследования.
Общая характеристика исследований Научные исследования, в том числе, применительно к терапии искусством, на территориях Соединенного Королевства координируются и контролируются такими организациями, как: Национальный институт клинических исследований (NICE - НИКИ) и Центральной комиссией услуг (в Англии и Уэльсе), Шотландской межведомственной комиссией (в Шотландии). Отчетами Кохрана называются научные отчеты, подготовленные в соответствии с определенными требованиями. Они ориентированы на поддержание высокого качества исследований, как правило, предполагающих рандомизацию выборок и формирование контрольной группы. Такие исследования осуществляются в разных частях мира, являются основой доказательной практики (доказательной медицины). Согласно критериям Кохрана была выработана иерархия доказательности, включающая такие виды исследований (вначале называются наиболее доказательные), как:
Исследования в области терапии искусством Анализ положения дел в исследованиях, связанных с применением терапии искусством, согласно критериям Кохрана, показал наличие определенной доказательной базы, касающейся использования:
Примерами рандомизированные исследования, связанные с привлечением контроля и квази-экспериментальных исследований со смешанной методологией при изучении танцевально-двигательной терапии могут быть следующие публикации:
Так, в исследованиях эффектов применения групповой ментально-телесной терапии при необъяснимых медицинских симптомах (Payne 2008; 2009; 2010) было обследовано 18 больных. Их состояние оценивалось трижды: перед началом психотерапии, в конце терапии (через 12 недель) и в катамнезе. Принимались во внимание такие данные, как посещение врачей-интернистов, использование медикаментов, трудоспособность. Были использованы стандартизиролванные, надежные инструменты исследования, а также полуструктурированные интервью. Ведущие терапию вели протоколы всех занятий. Пыл проведен статистический анализ данных, касающихся жизненной активности, состояния здоровья, психологических и медицинских показателей. Также проводился тематический анализ интервью данных интервьюирования пациентов. В проекте «Лабиринт», предполагавшем использование ТДТ вместе с другими видами терапии искусством с целью профилактики психических расстройств у подростков группы риска (Karkou et al. 2010), применялась смешанная исследовательская методология – квазиэкспериментальная программа в сочетании с рандомизацией выборки. В исследовании исследовалась выборка специалистов (N1=21), которые затем должны были, применяя терапию искусством, работать с подростками. Применялись как количественные, так и качественные методы, ведение дневников и итоговая оценка эффектов обучения. Затем обследовались группы подростков – экспериментальная и контрольная (N2=12) – в течение 10 недель занимающихся ТДТ. С ними, а также с учителями и родителями применялись стандартизированные опросники, а также велись протоколы занятий, велись наблюдения за двигательными проявлениями в процессе занятий. Примерами научных обзоров и сравнительных исследований могут служить следующие публикации:
Практика терапии искусством в Великобритании и других странах изучалась с использованием смешанной методологии. На первом этапе были использованы полуструктурированные интервью. Интервьюирование проводилось специалистами по четырем направлениям терапии искусством. Они далее использовании контент-анализ данных интервьюирования. На втором этапе исследования применялись опросники, распространяемые среди специалистов по терапии искусством (N2=580), результаты обрабатывались статистически, в том числе, с применением факторный анализ, MANOVA. Следует упомянуть о следующих качественных, описательных исследованиях:
Качественные, феноменологические исследования также проводились в процессе использования ТДТ у амбулаторных психиатрических больных (Karkou 2006), а также у подростков при использовании танцевальной практики в качестве средства повышения социального благополучия. (Oliver 2009, Oliver and Karkou 2007). Описания отдельных случаев применялись при изучении роли прикосновений у инвалидов (Butte 2008), кинестетической эмпатии со взрослыми пациентами с аутизмом (Bitzaraki 2010), у женщин с постнатальной депрессией (Hughes 2010). Исследовательские центры, журналы, научные сообщества и базы научных данных в Великобритании. Исследовательские центры:
Исследовательские регистры:
Искусство и наука прощения: прощение в консультировании и арт-терапии Аррингтон Дорис Введение В головном мозге человека имеется лимбическая система, принимающая участие в регуляции эмоциональных состояний, обеспечивая переработку, «фильтрацию», модулирование эмоциональных процессов (Amen, 1998). Есть основания также считать, что лимбическая система в значительной степени отвечает за переживание чувства прощения, способствует согласованной работе обоих полушарий (эмоциональных и когнитивных процессов) в ситуациях, связанных с причинением боли и страданий другим людям (прощение самих себя), а также в тех случаях, когда другие люди причиняют нам боль (Dayton, 2006). Данная система по-видимому поддерживает положительное представление человека о себе самом, несмотря на множество разных граней Я (Arrington, 2007). В своем выступлении я постараюсь акцентировать внимание арт-терапевтов, участников конференции на важности прощения. Я убеждена, что это чувство может играть важную роль в психотерапевтическом процессе. Я попытаюсь ответить на такие вопросы, как: Что такое прощение? Как оно возникает и проявляется? Какие эффекты оно вызывает? Каковы преимущества, терапевтический потенциал данного чувства? Я также коснусь того, как можно работать с чувствами прощения, используя определенные приемы психологической помощи и арт-терапию. Общая характеристика феномена прощения Суть прощения состоит в том, что мы часто прощаем тех, кто этого, кажется, не заслуживает. Если бы люди заслуживали прощения, они бы в нем не нуждались. Почему же мы прощаем тех, кто причинил нам боль? Какой мотив лежит в основе прощения людей, вольно или невольно совершающих несправедливость в отношении нас? Прощение приносит мир – как внутренний, так и внешний. Оно является таким процессом, который способствует освобождению человека (совершившего, например, несправедливый поступок в отношении другого) от чувств гнева, обиды, страха и их преобразованию в положительные чувства при участии лимбической системы (Denton & Martin, 1998). Прощение также рассматривается как механизм внутренней коррекции состояния, связанный с координацией работы правого и левого полушарий мозга и вызывающий облегчение (Jampolsky, 1983). Прощение тесно связано с ответственностью. Прощая, мы берем на себя ответственность как за положительные, так и отрицательные чувства. Прощение повышает внутреннюю мотивацию восстановить и поддерживать отношения после того, как им был нанесен урон другой стороной (McCollough, Sandage, and Worthington, 1997). Таким образом, прощение является попыткой «исцелить» нарушенные отношения. Оно позволяет человеку отказаться от законного права на возмездие, осуждение или равнодушное отношение к другому человеку. Некоторыми важнейшими качествами прощения являются следующие:
Роль прощения в сохранении и восстановлении здоровья, гендерные и возрастные особенности прощения Исследования показали ряд положительных эффектов для физического и психического здоровья, связанных с прощением. Так, прощение снижает интенсивность чувств страдания и возмездия (Freedman and Enright, 1996), люди с более развитой способностью прощать реже болеют, у них реже встречаются хронические соматические заболевания (Sarinopoulos S. 2001). Показан несколько более высокий уровень психического здоровья у таких людей (Gassin, E. 1994), а также лучшее состояние их физического здоровья в старости (Strasser, J. 1984), такие люди зачастую более эффективны в социальном плане, у них менее выражена агрессивность (Laskin and Thoresen, 1997). Исследования показали, что мальчики восстанавливают отношения в среднем через день после конфликта, а девочки – через две недели. Мальчики проще забывают об обидах, причиненных им другими, и склонны фокусировать на выгодах сохранения отношений и избегания конфликта. Девочки же дольше переживают обиду (Azmita, et al, 1998). У женщин прощение связано с более низким уровнем агрессивности и гнева, стремлением поддерживать отношения, основанные на привязанности. У мужчин на проявление прощения сильно влияет возраст, имеется отрицательная корреляция с чувствами вины и положительная – с чувством гордости. Так, пожилые мужчины с выраженным чувством вины, не склонны прощать. Чем более выражено у мужчины чувство собственного достоинства, тем более он готов прощать других мужчин ( Konstam et al, 2001). Способность прощать возрастает, начиная с младшего школьного вплоть до пожилого возраста, однако это происходит неравномерно (Girard and Mullet, 1997, Enright et al, 1989; Park, & Enright, 1997). Три принципа, связанные с практической реализацией прощения
Некоторые практические рекомендации, способствующие прощению:
Представьте, что Вы имеете персональный пульт управления, с помощью которого можете «переключаться на «каналы» положительных чувств. Можете переключиться на канал, связанный с переживанием красоты и щедрости жизни и другие каналы по Вашему выбору, поблагодарите жизнь за воздух и солнце, здоровье, детей, музыку и другие положительные вещи, которые Вас окружают. Вспомните про тех, кого Вы любите, и тех, кто любит Вас. Поблагодарите своих родителей за то, что они Вам дали. Сделайте для кого-нибудь что-то доброе. «Перенастройте» свое мышление на что-то доброе и конструктивное. Арт-терапия и прощение Арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с чувствами, включая чувство прощения. Далее будут рассмотрены некоторые простые техники, которые могут применяться для развития способности прощать. ^ . Положите свою руку на сердце. Представьте, как оно Важно для сохранения здоровья. Нарисуйте свое сердце. Изобразите его таким, каким Вы хотели бы, чтобы оно было. Но не забывайте про такие чувства, как вина, раздражение, обида и другие. Не отгоняйте их от себя, но позвольте им измениться посредством положительной, имеющейся в Вас энергии. Начните процесс прощения. ^ Положите свою руку на лист бумаги и обведите ее. Используя любые изобразительные материалы, раскрасьте руку внутри. Обозначьте энергетический центр на своей руке, покажите, как энергия прощения распространяется за ее пределы, достигая Вас самих и других людей. Упражнения на концентрацию и достижение внутреннего мира Поместите свою руку в центр круга. Раскрашивая руку и круг, покажите, как энергия прощения распространяется вокруг Вас, соединяет Вас с собой и другими. Заполните внутреннее пространство круга такими цветами и формами, которые передают чувство прощения. Можете передать это чувство также в звуках или движениях. Нарисуйте безопасное, любимое Вами место, поставьте дату и свое имя. Можете также на обороте записать несколько вопросов, которые рисунок может перед Вами поставить.. Нарисуйте одно из любимых Вами животных, либо кого-то из любимых Вами людей, того, кто Вас поддерживает и вдохновляет. ^ Лебедева Людмила *Доклад подготовлен на основе исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно исследовательского проекта РГНФ № 11-06-00480а В настоящее время феномен арт-терапии широко обсуждается в системе образования. Многолетние дискуссии и поиск адекватных терминов, позволяющих подчеркнуть исцеляющие возможности искусства в психолого-педагогической и социальной работе, привели к тому, что в стандарты 3 поколения для ряда специальностей включены основы арт-терапии. Теперь многие научные работники согласились с тем, что применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, а напротив, отвечает главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности и ее силы (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.). Безусловно, арт-терапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, усиливает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе, уменьшает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Важным эффектом арт-терапии, по словам К. Рудестама, являются чувства удовлетворения, радости, которые возникают в результате выявления скрытых талантов и их развития. Для российского образования остаются актуальными две плоскости: концептуальная – разработка концепции, учебного плана программ и базового учебного пособия по основам арт-терапии и прикладная – подготовка специалистов социономических профессий. Поскольку арт-терапия, как самостоятельная специальность не лицензирована, такая подготовка может осуществляться через специальные магистерские программы и дополнительное профессиональное образование с целью расширения профессиональных возможностей специалистов. Метафорически арт-терапию можно назвать «помогающей дисциплиной» в становлении эффективного специалиста социономических профессий. Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать такой специалист? Логично предположить, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. Проведенное мною теоретико-практическое исследование показало, что в каждой арт-терапевтической группе, независимо от возраста, встречаются три категории (типа) участников. Представлю их на примере студенческих групп. 1. «Инсайт-ориентированные» студенты. Они склонны к выражению собственных переживаний в ярких художественных образах и обсуждению свих работ и своего эмоционального состояния. Такие студенты с удовольствием включаются в групповую рефлексию. 2. «Художники». Этим студентам нравится сам процесс рисования. Обычно у них неплохо развиты способности к изобразительной деятельности и соответствующие умения. Некоторые стремятся создать необычные, эффектные, эстетически значимые работы. Другие просто рисуют, испытывая при этом удовлетворение от творческого процесса. 3. «Отстраненные наблюдатели». Студенты редко занимают такую позицию. Обычно она характерна для тех, чье участие в групповом взаимодействии по каким-либо причинам затруднено или нарушено. Такие студенты предпочитают просто наблюдать за работой других или работают индивидуально, всем своим видом подчеркивая, что понимают и принимают игровую условность ситуации. Фасилитатором в этом процессе является преподаватель арт-терапии. В ходе экспериментального исследования мною выявлены три наиболее продуктивные позиции преподавателя в арт-терапевтическом взаимодействии. 1. «Партнер». Наиболее благоприятна в отношении «инсайт-ориентированных» студентов, которые хотя и стремятся к самопознанию, все же испытывают потребность в обратной связи, сотрудничестве, понимании и поддержке. 2. «Заинтересованный наблюдатель». Данная позиция предназначена для работы со студентами - «художниками», которые стремятся передать в рисунках свой опыт, облекая собственные ментальные образы в художественную форму. Молчаливое наблюдение преподавателя, соприсутствие способствуют творчеству. 3. «Фасилитатор». Эта позиция предназначена для студентов – «наблюдателей». Выражается в заботе, помощи в преодолении психологических защит и барьеров, включении в невербальное и вербальное взаимодействие с другими участниками. При этом основная задача – сопровождение студента в процессах самопознания и самопринятия, эмоциональная поддержка. Подчеркну, что какую бы позицию не занимал преподаватель по отношению к каждому участнику группы, он должен хорошо осознавать ответственность за все свои действия, быть по-настоящему честным и чувствительным. Следовательно, одна из задач подготовки к арт-терапевтической работе - адекватное научение или своевременная коррекция непродуктивных ролей будущих арт-терапевтов. В моделировании образа специалиста, подготовленного к арт-терапевтической работе, использовались преимущества профессиографического принципа построения эталона. К собранному массиву разнородных текстов применялся метод контент-анализа. Составлен список качеств. Данные, полученные по десятибалльной шкале, усреднены, а средние проранжированы. Максимальное значение составило 30 рангов. Самый высокий ранг в эталонном ряду у качества «гуманность» (1). С ним согласуется ответственность за психическое здоровье (2) и психологическое самочувствие клиентов. Это во многом зависит от собственной психической стабильности преподавателя (3), его способности к саморегуляции, уравновешенности. Иными словами, названные качества являются приоритетными для гуманного, деликатного взаимодействия с «тонкой материей человеческой души». Такое взаимодействие, несомненно, предполагает и аутентичность педагога, умение отказываться от социальных ролей в общении, выражение подлинных эмоций и аутентичного поведения. Очевидно, что проявления аутентичности тесно связаны с умением слушать и слышать другого человека, а также со способностями к рефлексии и пониманию себя и других. В практической арт-терапии все сказанное подкрепляется способностью к безусловному принятию, сочувствию, сопереживанию. Проявление эмпатии предполагает адекватные действия, мера успешности которых зависит от гибкости поведения, наблюдательности, интуиции. В процессе арт-терапии возможно получить разнообразную, в том числе и конфиденциальную информацию. Значит, специалист должен обладать высокой нравственностью и готовностью к психолого-педагогической поддержке. Развитие названных качеств, безусловно, свидетельствуют об общей культуре специалиста, его компетентности (профессиональной, социальной), что проявляется в интересе к людям, тактичном поведении и связано с познанием внутреннего мира человека. В развитии арт-терапевтического процесса немалое значение имеют творческие умения самого специалиста. Готовность к ненасильственной коммуникации определяет успех сотрудничества с детьми и взрослыми, а также степень «терапевтичности» этого взаимодействия в целом. Названные качества, подкрепленные педагогическим оптимизмом, личным обаянием, чувством юмора, открытостью, эмоциональностью, терпеливостью придают завершенность «идеальной» модели. Низкий рейтинг в эталонном ряду имеют: открытость (28) и эмоциональность (29). По мнению экспертов, эти качества в целом необходимы в профессиональной деятельности, однако мера их проявления должна осознаваться и контролироваться. Сказанное объясняется спецификой арт-терапевтического взаимодействия, при котором оправдана степень открытости специалиста, побуждающая участников к подобному поведению. Излишняя эмоциональность зачастую вызывает недоверие группы, нередко снижает терапевтический эффект. Вместе с тем сказанное не исключает богатства и яркости эмоциональных проявлений, естественности и непринужденности поведения, чуткости и чувствительности к эмоциогенным ситуациям. Самый низкий ранг (30) присвоен качеству «терпеливость», которое не осознается профессионально значимым, поскольку арт-терапевтический процесс интересен и динамичен. В арт-терапии скорее важна терпимость как отношение специалиста к взглядам, суждениям, проявлениям темперамента других людей, отличным от его собственных. Ограничения - нервно-психическая неустойчивость, равнодушие к клиентам и профессиональной деятельности. Эталонный список предъявлялся для ранжирования в экспериментальной и контрольной выборках. Мнения педагогов высших и средних образовательных учреждений заметно отличаются. Высокий, по сравнению с эталоном, ранг у качества «терпеливость». Видимо, оно особенно востребовано в условиях массовой школы. Возможно, такой выбор может расцениваться и как косвенный показатель трудности педагогической работы, для выполнения которой требуется особое терпение. Низким оказался рейтинг основополагающих в контексте гуманистической теории понятий: аутентичность, способность к пониманию себя и других, способность к эмпатии, к безусловному принятию, к ненасильственной коммуникации. Это позволяет высказать предположение, что любовь к детям, готовность к сотрудничеству – модель когнитивного образа «идеального» учителя, т.е. приоритетные качества скорее декларированы, нежели осознаны как профессионально ценные. На последних местах в иерархии выборов учителей – невербальная коммуникация. Возможно, соответствующие знания и умения не освоены учителем и, соответственно, не используются как важный инструмент познания другого человека. В целом полученные данные были проанализированы с помощью критериев сравнения и сопоставления, применялся метод ранговой корреляции с использованием коэффициента Спирмена. Эффективность подтверждается высокими результатами личностного и профессионального роста студентов по сравнению с контрольной выборкой. Еще один важнейший аспект значения арт-терапии в образовании связан с личной терапией школьных психологов и педагогов. Здоровье учителя - очень деликатная и многоаспектная проблема. Длительные изменения нервно-психического статуса организма на фоне постоянных стрессов, неврозов, депрессии и др., по данным статистики, увеличивают процент заболеваемости преподавателей. ^ |