|
Скачать 86.33 Kb.
|
Дети с тяжелыми и сложными нарушениями развития. В основе социальной адаптации детей с тяжелыми и сложными нарушениями лежит философия , согласно которой личность с ОВЗ должна жить в обществе людей на равных правах с другими. Дети со сложными , комплексными нарушениями представляют очень разнородную группу по своим сенсорным , двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Это обусловлено тем, что у каждого такого ребенка особым образом могут сочетаться нарушения разных функций , возникшие в разное время и по-разному выраженные. Долгое время было принято разделять детей с нарушениями развития по условно изолированному нарушению: на имеющих только нарушения слуха, только нарушения зрения, на страдающих только умственной отсталостью, только нарушениями ОДА, речи и т.д. Для таких детей существовали специальные коррекционные школы и дошкольные учреждения. В более сложных ситуациях дети признавались не подлежащими обучению в школе или необучаемыми. Только один вид сложного нарушения _слепоглухота- давно привлекал специалистов. Но это были редкие случаи индивидуального обучения. По мере становления и совершенствования системы специального образования складывался опыт воспитания и обучения , а значит и изучения таких детей. Появились классы для детей с легкой степенью умственной отсталости в школах для детей с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями. Со временем выяснилось , что все большее число учащихся специальных учреждений имеют не единичный , а сложный дефект и требуют особых, индивидуальных условий обучения. Принятый в нашей стране вслед за странами Запада закон «Об образовании» признал на государственном уровне право всех детей на образование. Дети, которых еще совсем недавно было принято относить к необучаемым, все чаще стали попадать в учреждения системы образования. Опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого. Несомненно эти дети всю свою жизнь будут нуждаться в помощи и контроле со стороны окружающих. Однако у каждого из них есть возможности развития и мы не в силах предсказать каким будет ребенок через несколько лет, а то и месяцев. Чаще всего дети со сложными нарушениями – это дети с врожденными патологиями, очень часто недоношенные, которые перенесли после рождения множество разных заболеваний. Научиться жить с тем, что у малыша свой путь развития не такой , как у других, не огорчаться , сравнивая его со здоровыми детьми ,а радоваться тем достижениям , которые отличают его сегодняшнего от того, каким он был раньше – это очень тяжело дается родителям. ^ Сложное нарушение развития – что это такое? В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными и комплексными и множественными. ^ Нарушения развития могут быть изолированными (единичными) или сложными ( множественными ). Первичными и вторичными. Единичное нарушение – это нарушение какой-то одной системы организма (зрения, слуха ). Оно может сопровождаться вторичными нарушениями. Сложное или множественное нарушение – это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слабовидение и уо , у о и двигательные нарушения и т.д. Термин сложное нарушение развития не дает представления о картине конкретных нарушений , он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить ,каким образом и насколько нарушена та или иная функция ,по каким причинам и когда возникли эти нарушения. ^ Информационное письмо МО РФ № 27 / 2722-6 от 03.04.2003 « Об организации работы с обучающимися , имеющими сложный дефект» ^ Эти документы определяют специфику образовательного процесса в специальных классах для детей со сложным дефектом. ^ Цель создания подобных классов : максимально возможная адаптация, вовлечение в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся (воспитанников). Направление осуществляется на основании заключения ПМПК и заявления родителей. Содержание образования определяется образовательной программой (-ми), разрабатываемой на базе образовательных программ специальных (коррекционных ) учреждений , данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей, принимаемой и реализуемой учреждением самостоятельно. Задачи образования: Формирование представлений о себе Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения; Формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентация в среде; Формирование коммуникативных умений; Обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности; обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников; Овладение доступными образовательными уровнями. Принципы обучения детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития. В основе педагогической работы с детьми , имеющими тяжелые и сложные нарушения лежат как общедидактические так и специальные принципы. При этом такие принципы как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность ,индивидуальный подход имеют особо важное значение. О применении других (прочность и сознательность усвоения материала) можно говорить условно. Помимо , общедидактических принципов в работе с детьми используются специальные принципы. 1. Главный принцип- воспитывающий характер обучения. В ходе обучения детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, к адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Классик олигофренопедагогики Э.Сеген писал :» Хорошие привычки могут спасти глубоко отсталого ребенка, плохие –погубить» Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе практической деятельности у них формируются такие нравственные качества как добросовестность, привычка к трудовому усилию ,способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации. Важнейшая роль в этом отводится такому предмету как СБО. 2. Принцип практической направленности обучения. Только в продуктивной практической деятельности можно развивать у этих детей речь, корригировать недостатки их мышления, формировать положительные качества личности. Обучение чтению и письму, счету несомненно имеет большое значение для развития их познавательной деятельности. Однако критерием обучаемости этих детей является их способность к овладению трудовыми и социальными навыками, необходимыми для их интеграции в общество. 3. Принцип расширения социальных связей. Л.С. Выготский « Социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания» 4 Коррекционно-развивающее обучение Развитие познавательной деятельности в условиях специального обучения. 5. Принцип доступности обучения . Обучение выполнению заданий с постепенным увеличением степени самостоятельности . 6. Принцип индивидуального подхода. Учет типологических особенностей детей различных клинических групп позволяет наиболее полно осуществить принцип индивидуального подхода 7. Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. 8.Целостное построение коррекционно-воспитательной работы предполагает изучение на разных уроках с помощью разнообразных средств и методов одной темы. При этом отработка определенных умений и навыков проводится в различных видах учебной деятельности. Межпредметные связи при такой работе выступают на первый план. Использование принципа целостности предполагает также осуществление взаимосвязи урока и внеклассной работы. Это может выражаться в разных формах. Содержание усвоенного на уроке материала позволяет проводить дальнейшую работу по конкретизации обобщений , практическому применению знаний. Или на основе информации ,полученной во внеурочной деятельности , учитель отрабатывает умения и навыки по предмету. Принцип практической направленности обучения Почему важно знать причины сложного нарушения развития ребенка? Современное понимание причин нарушений психического развития. Распространенность сложных нарушений. Группа риска по множественному дефекту
Комплексное обследование детей с тяжелыми нарушениями развития. Специалистам, призванным решить эту проблему нужны знания в разных областям медицины, коррекционной2 педагогики, специальной и клинической психологии. Медицинское обследование. Нейропсихологические обследование. Психолого- педагогическое обследование. Ребенок со сложными нарушениям нуждается в двух видах поддержки: в семейном воспитании и специальном обучении. Семейная ситуация является главной, определяющей все дальнейшие успехи в обучении, поскольку только благодаря тому, что ребенок любим и счастлив в семье , учитель может добиться максимальных успехов. Семья , в которой растет ребенок со сложными нарушениями , испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов и других подобных семей. Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи , имеющей ребенка с врожденными множественными нарушениями. Ставя перед собой задачу разглядеть подлинные возможности ребенка с множественными нарушениями, особенности его индивидуальности, специалисты должны определить свои внутренние проблемы, а именно:
Содержание и методы работы с ребенком , имеющим сложное нарушение. Среди детей с врожденными множественными дефектами достаточно часто встречаются дети с выраженной УО. Опыт обучения и воспитания таких детей показал, что во всех случаях можно было добиться определенного прогресса в их развитии. Но обучение большинства детей продвигалось очень медленно и характеризовалось крайней косностью формирования всех навыков и трудностью переноса их в новые условия. Пассивностью и безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения для того , чтобы удалось закрепить у ребенка самые простые бытовые навыки. По –разному развиваются средства общения у этих детей. Одни могут общаться с помощью предметов, связанных с желаемой ситуацией ,другие могут общаться с использованием жестов, отдельных слов, пиктограмм, Многие из них нуждаются в постоянном контроле и сопровождении со стороны взрослых до конца своей жизни. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог . Коррекцию речевых нарушений и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, психологом, дефектологом. |