|
Скачать 77.6 Kb.
|
проект РЕЗОЛЮЦИЯ Заседания Круглого стола по теме: «Социализация детей с множественными нарушениями развития» г. Казань 10 сентября 2012 г. Мы, участники круглого стола, организованного Общественной палатой Республики Татарстан и благотворительным фондом «Окно в НАДЕЖДУ» с участием представителей Министерств и ведомств республики: Министерства труда, занятости и социальной защиты; Министерства образования и науки; некоммерческих и общественных организаций, общеобразовательных и коррекционных школ и реабилитационных учреждений; представители профессорско-преподавательского состава вузов; на основании анализа ситуации подготовки перехода системы образования на инклюзию («включение») детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс в массовых школах, пришли к выводу о том, что в Республике Татарстан данная проблема является актуальной; основными проблемами являются: 1. расхождение между декларированием основ и прав детей с ограниченными возможностями на обучение, социализацию и дополнительную заботу и внимание со стороны государства, различных слоев общества и реальностью, в которой данные права не реализуются в должной мере; 2. отсутствие широкого доступа к процессу образования у детей с множественными нарушениями развития и избирательность при включении в процесс обучения детей-инвалидов, фактически большая часть детей с множественными нарушениями (включая детей аутистического спектра заболеваний) поставлены в неадекватные условия получения образования, или вообще не обучаются; 3. фактическое ограничение образовательного процесса детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями, рамками достижения образовательного ценза; 4. отсутствие координации в системе межсекторного и межведомственного взаимодействия в вопросах организации помощи детям с ограниченными возможностями в целом и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, в частности; 4. недостаточная вовлеченность некоторых профильных министерств и ведомств в процесс выполнения предписанным им обязанностей по организации обучения, дополнительного образования и досуга, реабилитации детей с ограниченными возможностями, особенно детей с множественными нарушениями развития; 5. недостаточные качественность, своевременность и адекватность заключений психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), не отражающих образовательные потребности детей-инвалидов, не позволяющих детям с множественными нарушениями развития реализовать право на обучение; 6. оторванность сотрудников ведомств от практики образования, которым не знакомы современные представления о помощи детям с ограниченными возможностями, особенно детям с множественными нарушениями в развитии; 7. не умение и не желание родителей детей с ограниченными возможностями отстаивать их права на обучение и реабилитацию, а в случае предоставления соответствующих услуг со стороны НКО, не желание участвовать во временных проектах. Заслушав и обсудив доклады, УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА пришли к заключению о необходимости содействия в вопросах создания условий, позволяющих включать ребенка с ограниченными возможностями, особенно детей с множественными нарушениями, в систему образования, ОБРАЩАЮТСЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ в заинтересованные ведомства и организации РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. ^
1.1. приведения Закона «Об образовании» в соответствии с Конвенцией ООН о правах детей и Конвенцией ОНН о правах инвалидов, в части, внесения в федеральное законодательство понятийного аппарата в отношении категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и способностями их к обучению (в частности выделив категорию «дети с тяжелыми множественными нарушениями»), а также уточняющих и детализирующих норм в части организации, а также уточняющих и детализирующих норм в части организации обучения и образования детей с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости (в том числе, детский аутизм). 1.2. рассмотрения возможности введения в оборот понятия «социальный волонтер», и, использовать труд социальных волонтеров в работе с детьми с множественными нарушениями в системе инклюзивного образования в качестве персонального помощника детей. Также рассмотреть возможность использования труда служащих в альтернативной военной службы в качестве персонального помощника ребенка с множественными нарушениями в школе.
^ 1. Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением - актуализировать инструкции по приему в школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья; - с просьбой разъяснить алгоритм действий органов исполнительной власти субъектов в части реализации конституционного права на образование детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в том числе детский аутизм, 1) в отношении детей, проживающих в семье: порядок организации обучения, воспитания, развития, образования (в том числе разъяснить, в каких видах учреждений и какой подведомственности должны предоставляться услуги, в какой форме, по каким программам, как должен быть организован порядок сопровождения этих детей и уход за ними в учреждениях); порядок предоставления указанной категории детей услуг дополнительного образования; рекомендуемые подходы к распределению функций и организации преемственности между учреждениями различных ведомств, в частности учреждениями социальной защиты и учреждениями системы образования; 2) в отношении детей, проживающих в домах-интернатах для умственно-отсталых детей: порядок отбора для включения в образовательный процесс по программе специального (коррекционного) учреждения (все дети подлежат обучению, или только отобранные ПМПК? Если не все, то как должен быть организован процесс обучения детей, не отобранных ПМПК, и по каким программам?). 2. Создать и вести общую базу данных детей-инвалидов, нуждающихся в специальном и инклюзивном обучении, организовать работу таким образом, чтобы данные поступали не только по заявительному принципу (от родителей), но и из ПМПК, поликлиники, реабилитационные центры. 3. Создать рабочую группу по разработке критериев и стандартов обучения детей с МНР, методик обучения, построенных с использованием отечественных и зарубежных методов, подтвердивших свою эффективность. 4. Разработать и предложить альтернативную надомному обучению модель непрерывного образования: дошкольного воспитания и школьного обучения детей с МНР, с учетом таких форм обучения, как спецгруппы и спецклассы по типу «Дом активной жизни», семейные формы обучения. 5. Подготовить предложения о возможности введения детей с МНР в дошкольные учреждения (создания групп в детских садах) и средние общеобразовательные школы (создание классов). Открыть классы в общеобразовательных и коррекционных школах г. Казани: 1. Для тяжелых не ходячих детей с интеллектом (на базе шк.78), 2. Для детей с легкой степенью физических нарушений и проблемами в умственном развитии. 3. Для детей слабовидящих класс 8 вида (с поставкой спецоборудования Брайля). 4. Выделить ставки для педагогов домашнего обучения при коррекционных школах г.Казани 61, 76, 142 для особо сложных детей с умственной отсталостью и тяжелыми физическими нарушениями. 6. Изучить вопрос возможности введения в штат образовательных учреждений должности ассистента (персонального помощника) для сопровождения ребенка-инвалида при посещении образовательного учреждения. 7. Рассмотреть возможность разработки долгосрочных партнерских проектов общеобразовательных (коррекционных) школ, (центров лечебной педагогики) и НКО по социализации детей с МНР. 8. Работу ПМПК организовать таким образом, чтобы возможность зачисления и перевода ребенка в школы можно было осуществлять в течение всего учебного года; организовать работу с детьми с проблемами развития от рождения; помимо диагностики и формирования рекомендаций на определение детей в коррекционные (или инклюзивные) школы, давать заключение в виде дальнейшего образовательного маршрута ребенка. 9. Ввести в практику работы специалистов министерства и ведомств по образованию детей-инвалидов «ежедневного отчета», публикуемого на сайте министерства, отчета о проделанной за день работе по достижению определенной цели (например, введения системы инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе детей с МН в общеобразовательных школах), по типу программы «Шаг к цели» в г.Перми. ^ Рекомендовать включить в систему индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Республики Татарстан, показатель, характеризующий количественный охват детей-инвалидов образовательным процессом (Внести дополнения в Постановление РТ от 2.10.2009 № 667 «Об утверждении порядка заключения соглашений между органами исполнительной власти РТ и муниципальными районами (городскими округами) о достижении планируемых значений показателей, индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления РТ). ^ 1. Разработать (заложить) в республиканский бюджет финансирование на обучение детей с особыми потребностями в образовании – детей-инвалидов и детей с МНР. 2. Предусмотреть возможность, финансирования школ, работающих по программе инклюзивного образования по той же схеме, что и в специализированной коррекционной школе, т.е. не подушевое, т.к. затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению особых детей, никак не укладываются в норматив общеобразовательной школы. 3. Рассмотреть возможность ввода ставок ассистентов для детей с множественными нарушениями в детских садах и школах, с расчетом: один ассистент на одного ребенка. 4. В общеобразовательные школы, работающие по системе инклюзии, включить ставку врача. ^ Обеспечить приведение в соответствие региональное законодательство об инклюзивном и специальном (коррекционном) образовании детей-инвалидов, особенно детей с множественными нарушениями развития, редкими генетическими заболеваниями и синдромами. Обеспечить прав детей-инвалидов на непрерывное обучение от раннего вмешательства до получения профессии. ^ 1. В подготовке специальных педагогов и психологов, логопедов, разработать программу специализации для обеспечения кадрами образовательного процесса детей-инвалидов. 2. Создать исследовательские рабочие группы по разработке образовательных стандартов и критериев оценки уровня знаний детей-инвалидов и детей с МНР для последующего внесения предложений в Министерство образования и науки. ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН поручается: 1. Проводить мониторинг эффективности мероприятий, направленных на переход к инклюзивному образованию массовых школ в Республике Татарстан. 2. Осуществить контроль за реализацией положений данной резолюции. |