Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов





Скачать 111.73 Kb.
Название Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов
Дата конвертации 02.04.2013
Размер 111.73 Kb.
Тип Документы




Харьковский национальный медицинский университет

Кафедра онкологии

методические указания для студентов 5 курса

медицинских факультетов


Модуль 1

Содержательный модуль 1

Тема 2 ОПУХОЛИ ЖЕЛУДКА


Актуальность

Несмотря на значительные успехи теоретической и практической онкологии, остается много невыясненного в проблеме рака желудка. Например, частота возникновения и биологические особенности рака желудка на Востоке и Западе существенно отличаются. Заболеваемость раком желудка остается традиционно высокой, хотя в последние годы прослеживается тенденция к снижению показателей заболеваемости. В России эта патология достигает до 41 больных на 100 тыс. населения, в Японии - 59, Финляндии - 49, США - 7,2. За ХХ век смертность от рака желудка уменьшилась с 20 до 5 на 100 тысяч населения.

Рак желудка в Украине занимает третье место в структуре онкологической заболеваемости среди мужчин и четвертое - среди женщин. В 2002 году заболеваемость составляла 35 на 100 тыс. населения.

В удельном весе основных нозологических форм злокачественных новообразований в Украине рак желудка занимает второе место у мужчин и четвертое место среди женского населения, и составляет 10,6% и 6,9% от общей заболеваемости злокачественными новообразованиями среди женского и мужского населения соответственно. Удельный вес рака желудка в структуре смертности от злокачественных новообразований составляет 13,2% для мужского и 10,9% для женского населения. Является второй по количеству причиной смерти после рака легких для мужчин и рака молочной железы для женщин.


^ Конкретные цели

Уметь:

1. На основании анализа жалоб, анамнеза, объективного исследования, выявить основные синдромы опухолей желудка, поставить предварительный диагноз.

2. Назначать дополнительные методы обследования и оценить их данные

3. Провести дифференциальную диагностику между разными заболеваниями желудка, поставить окончательный диагноз.

4. Назначать лечение

5. Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия


Содержание обучения

Теоретические вопросы к теме, которые должен усвоить врачи:

1. Клиническая симптоматика рака желудка (РЖ).

2. Диагностика РЖ.

3. Классификация РЖ.

4. Вопрос метастазирования

5. Эпидемиология опухолей желудка, заболеваемость и смертность при раке желудка, этиологические факторы и предопухолевые заболевания, патогенез.

6. Принципы и тактика лечения РЖ, непосредственные и отдаленные результаты лечения рака желудка, диагностика и лечение рецидивов и метастазов рака желудка.

7. Содействующие факторы и предраковые состояния, профилактика.

8. Экспертиза нетрудоспособности, прогноз, реабилитация больных


Графологическая структуры темы



Информацию, которая необходимая для усвоения обучения, можно найти в следующих литературных источниках:

  1. Избранные лекции из онкологии под. Ред.Г.В. Бондаря, С.В. Антиповой, - Луганск, ОАО«Луганска областная типография», 2009, - 560 стр.

  2. Справочник по онкологии. Под редакцией проф. С.А.Шалимова, проф. Ю.А.Гриневича, проф. Д.В. Мясоедова. Киев, «Здоровье».- 2000.

  3. Гешелин С.А. - TNM классификация злокачественных опухолей и комплексное лечение онкологических больных. - Киев, «Здоровье», 1996. - 184 стр.

  4. Пинчук В.Г. и соавт. Онкология. Словарь-справочник. - Киев: „наук. Мысль", 1992.

  5. Переводчикова Н.И. Химиотерапия опухолевых заболеваний. - Москва. - 2000. - С. 3-85, 116-119.

  6. Бондарь Г.В., Думанский Ю.В., Попович А.Ю., Бондарь В.Г. Рак желудка, 30 лет поиска: успехи и проблемы. - Архив клин. и эксперим. мед. - 2000; (4): 520-3.

  7. Заридзе Д.Г. Эпидемиология и профилактика рака. - Вестник Рос. Акад. мед. наук. - 2001; (9): 43-6.

  8. Лекция по теме

  9. Графологическая структура темы


После усвоения вопросов к теме предлагается переходить к решению учебных задач.


Учебные задачи

Задача 1.

Больной К., 48 лет, обратился к врачу с жалобами на плохой аппетит, чувство дискомфорта в эпигастрии, слабость, головокружение, «мигание мушек» перед глазами, рвоту «кофейной гущей». Боли в эпигастрии отмечает на протяжении нескольких месяцев. При объективном обследовании выявленная бледность, боль при пальпации в эпигастрии, ректально - следы черного кала на перчатке. Какой синдром является ведущим в данной ситуации?

A. Болевой;

B. Диспепсический;

C. Острая постгеморагическая анемия;

D. Геморагический

E. Астенический


Задача 2

Больная К., 73 года, жалуется на увеличение в размерах живота, общую слабость. При рентгенисследовании желудка есть опухоль тела желудка, которая занимает 1/3 просвета. При пальпации живота определяется бугристая печень, свободная жидкость в брюшной полости. При обследовании прямой кишки пальцем в малом тазу определяется опухолевый конгломерат. Какой подход к лечению данного заболевания следует выбрать?

A. Оперативное лечение.

B. Химиотерапевтическое лечение.

C. Лучевая терапия.

D. Симптоматическое лечение.

E. Наблюдение.


Задача 3

Больной Ф., 68 лет, жалуется на боли в зоне сердца, левой половине грудной клетки, которые провоцируются приемом пищи, отсутствие аппетита.

Обследован кардиологом, на ЭКГ - возрастные изменения, на диспансерном учете по поводу стенокардии. Какие методы диагностики необходимые в данном случае?

A. УЗИ органов брюшной полости.

B. Рентгенография желудка

C. ФГДС с биопсией

D. Зондирование

E. Определение опухолевых маркеров


Задача 4.

Больной И., 69 лет. Жалобы на боли в эпигастрии, которые провоцируются приемом пищи, тошноту, рвоту, потерю веса. При ФГДС - рак антрального отдела желудка, опухолевый стеноз. В правой доле печени 2 метастатических узла 2,5 и 3 см в диаметре. Какая тактика врача?

A. Лучевая терапия;

B. Химиотерапия;

C. Симптоматичная терапия;

D. Радикальное хирургическое лечение;

E. Симптоматическая операция.


Задача 5.

Больной О., 75 лет. Жалобы на постоянные боли в животе, общую слабость. Выполненная диагностическая лапароскопия: рак тела желудка с распространением на печень, поджелудочную железу, выраженный канцероматоз. Какая тактика врача?

A. Паллиативная операция.

B. Симптоматическая операция.

C. Химиотерапевтическое лечение.

D. Лучевая терапия.

E. Симптоматическая терапия.


Задача 6

Больной Э., 50 лет. Жалуется на чувство дискомфорта в эпигастрии после приема пищи, отсутствие аппетита, запоры. Потерю в весу до 10 кг за 1 год. 12 лет на диспансерном учете по поводу язвенной болезни желудка. При осмотре: периферические л/у не увеличены, тургор кожных покровов снижен. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень возле края реберной дуги. Какая диагностическая тактика врача?

A. КТ брюшной полости.

B. УЗД брюшной полости.

C. ФГДС с биопсией.

D. ФКС с биопсией.

E. Общий анализ крови.


Задача 7

Больному О., 50 г., который работает учителем, проведено хирургическое лечение по поводу рака желудка. Как оценить трудоспособность больного?

A. Не затронута

B. Временно утраченна

C. Стойко утраченна

D. Не может работать с детьми

E. Нуждается в сокращении рабочего времени

^ Эталоны ответов: 1 – D, 2 – D, 3 – C, 4 – C, 5 – E, 6 – C, 7 - B


Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии

Сначала проводится входной контроль знаний с помощью тестов и устных ответов, решение ситуационных задач. Студенты приступают к самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя. Проводят сбор анамнеза, физикальное обследование больных с раком желудка, изучение данных дополнительного обследования больных. Проводится выявление ведущих синдромов, дифференцирование заболевания с другими и обоснование предварительного диагноза. Намечают план лечения. Во время обследования каждый студент проводит физикальное обследование больного (осмотр, пальпацию групп лимфоузлов, живота, перкуссию, аускультацию). Во время занятий студенты интерпретируют лабораторные данные, ультрасонографические, эндоскопические, рентгенологические, цитологические и патогистологические исследования. В отделении интенсивной терапии и реанимации студенты познают принципы интенсивной терапии и ухода за тяжелыми больными. Работают в перевязочной, операционной. Дальше проводится итоговый тестовый контроль. Подводят итоги занятия, объявляются результаты контроля знаний-умений.


Технологическая карта практического занятия



Этапы занятия

Учебное время

Учебные пособия

Место проведения занятия

Средства обучения

Оснащение

1

Определение начального контроля знаний

30 мин

Тесты, опрос

Слайды, таблицы, рентгенограммы

Учебная комната

2

Решение учебных задач темы

4 часа

Тематические больные, истории болезней, разработка алгоритма диагностики и лечение

Истории болезни, листки назначений, КТ-граммы, МРТ-граммы, рентгенограммы

Палата, перевязочная, операционная, учебная комната, эндоскопический кабинет

3

Определение исходного уровня сформированности знаний и умений. Подведение итогов.

30 мин

Тесты, опрос

Слайды, таблицы, рентгенограммы, схемы

Учебная комната

В связи с тем, что на кафедре проводится итоговый контроль, в качестве примера, приводим несколько тестов


^ Заключительный тестовый контроль

Тест № 1

Больной А., 45 лет. Жалобы на общую слабость, постоянные боли в эпигастрии, иррадиирующие в спину. Объективно: сниженного питания, в левой надключичной зоне плотноэластический л/в до 1,5 см в диаметре. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, где определяется бугристое образование до 8 см в диаметре. Какие дополнительные исследования наиболее информативные в данном случае?

A. ФГДС с биопсией.

B. Рентгенография желудка.

C. Ретропневмоперитонеум.

D. Иригоскопия.

E. КТ брюшной полости


Тест № 2.

Больной О., 56 лет. Жалобы на тупые боли в эпигастрии, отрыжку воздухом, запоры. Считает себя больным на протяжении 2-х лет. 1 год назад ФГДС - хронический атрофический гастрит. Консервативное лечение - без эффекта. Объективно: периферические л/у не увеличены, живот мягкий, болезненый в эпигастрии. Печень увеличена на 3 см, край бугристый. Какое заболевание наиболее вероятно в данном случае?

A. Холецистопанкреатит.

B. Хронический гастрит.

C. Рак желудка.

D. Гепатит.

E. Болезнь Менетрие.


Тест № 3.

Больная 80 лет. Жалобы на боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи, отвращение к мясной пище, общую слабость. При осмотре: сниженного питания, периферические л/у не увеличены. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень у края реберной дуги. Кал черного цвета при ректальном осмотре. Какие методы обследования наиболее информативные в данном случае?

A. ФГДС с биопсией.

B. Рентгенография желудка.

C. Иригоскопия.

D. Фиброколоноскопия с биопсией.

E. УЗИ органов брюшной полости


Тест № 4

Больной С. 59 лет. Жалуется на затруднение прохождения твердой пищи по пищеводу, потерю в весе до 6 кг за 3 месяца. При ФГДС в кардиальном отделе желудка определяется сужение просвета за счет экзофитного компонента. Объективно: периферические л/у не увеличены. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень не увеличена. При пальцевом исследовании прямой кишки патологических изменений не выявлено. Какое наиболее информативное исследование необходимо для уточнения распространенности процесса?

A. Рентгенография органов брюшной полости.

B. Рентгенография органов грудной клетки.

C. КТ грудной и брюшной полости.

D. УЗД органов брюшной полости.

E. Сцинтиграфия костей скелета.


Тест № 5

Больной А., 66 лет. Жалуется на периодические острые боли в эпигастрии, которые провоцируются приемом пищи. Считает себя больным на протяжении 1,5 лет, ухудшение в последние 2 недели. Объективно: общее состояние относительно удовлетворительное. В зоне пупка плотноэластическое образование до 2 см в диаметре. Живот увеличен за счет свободной жидкости. Печень +6 см, край бугристый, плотный. При рентгенисследовании желудка - рак желудка, тотальное поражение. Какая тактика лечения?

A. Хирургическое.

B. Химиотерапевтическое.

C. Лучевая терапия.

D. Симптоматическая терапия.

E. Наблюдение.


Тест № 6

У больного 65 лет жалобы на боли в эпигастрии, слабость, быстрое насыщение. Во время пальпации в эпигастрии определяется плотное, ограниченно подвижное образование до 5 см диаметром. Какой Ваш диагноз?

A. рак желудка

B. панкреатит

C. рак поджелудочной железы

D. язва желудка

E. гастрит


Тест № 7

Больной 75 лет жалуется на ежедневную рвоту накануне съеденной пищей на протяжении 3 недель, потерю 20 кг массы, резкую слабость. Какой предварительный диагноз?

A. рак выходного отдела желудка со стенозом

B. язва двенадцатиперстной кишки

C. язва желудка

D. острый гастрит

E. острый панкреатит


Тест № 8

У больного 50 лет при фиброгастроскопии в зоне угла желудка по малой кривизне выявлено плоское покрытие язвами слизистой оболочки с поднятыми краями до 5 см диаметром. Какие дополнительные исследования необходимы для установления окончательного диагноза?

A. биопсия

B. рентгенография желудка

C. УЗИ брюшной полости

D. КТ брюшной полости

E. общий анализ крови


Тест № 9

У больного раком желудка после лапаротомии, во время ревизии органов брюшной полости выявлена подвижная опухоль тела желудка, регионарные лимфоузлы не увеличены. Какой необходим объем оперативного лечения?

A. гастрэктомия

B. дистальная резекция желудка

C. проксимальная резекция желудка

D. гастростомия

E. гастроэнтеростомия


Тест № 10

У больного раком желудка выполнена гастрэктомия, получено гистологическое заключение: аденокарцинома, которая прорастает все слои стенки желудка, с метастазами в 5 лимфоузлов по ходу левой желудочной артерии. Какой план дальнейшего ведения больного?

A. адъювантная химиотерапия

B. лучевая терапия

C. гормонотерапия

D. имунотерапия

E. без лечения

Эталоны ответов: 1 – A, 2 – C, 3 – A,4 – A, 5 – D, 6 – A, 7 – A, 8 – A,

9 - A, 10 - A


Методические разработки составил к.м.н. доцент Г.В.Трунов

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентов V курса медицинских факультетов по самостоятельной подготовке

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания для студентів 6 курса медицинских факультетов Утверждено

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)

Методические указания для студентов 5 курса медицинских факультетов icon Методические указания к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов 3 курса педиатрического

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина