|
Скачать 0.99 Mb.
|
Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. Г. Горького МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ “Физическая реабилитация" (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред. В.Н.Сокрута.- Донецк, 2008.- с. Авторы Сокрут В.Н., Середенко Л.П., Поважная Е.С., Пеклун И.В., Гурбич Е.А., Лыков А.А., Терещенко И.В., Попов В.М., Яцукненко Е.И., Карлова И.В. Предложенные методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способсьвуют лучшему усвоению знаний-умений при изучении модуля: “Физическая реабилитация" (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Рецензенты: Линевский Ю.В. доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренней медицины №1 Басий Р.В. кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, зав. учебно-методическим кабинетом Пархоменко Т.А. кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренней медицины № 2, методист по терапевтическим дисциплинам ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ И СПОРТСМЕНОВ. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА» Актуальность. Медицинское обеспечение рационального использования методов физической культуры для гармоничного развития человека, укрепляет ее здоровье, повышает эффективность занятий для улучшения работоспособности и творческого долголетия. Проведение спортивного отбора, изучение болезней, которые связаны со спортом значительно повышает спортивную работоспособность. Для разрешения заданий врачебного контроля, каждый человек, который занимается физической культурой и спортом, должен пройти врачебное обследование. Правильная оценка физического развития человека приводит к правильному подбору методик кинезотерапии, спорта, физической культуры. ^ : уметь оценить уровень физического развития человека, относительно занятий физкультурой и спортом или для назначения ЛФК. Для реализации общей цели Вам нужно уметь: ^ знаний - умений:
Программа выходного уровня
^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ Задание 1 Для распределения детей на медицинские группы для занятий физкультурой определяют развитие ребенка. Какой основной показатель физического развития детей и подростков? А. Рост В. Масса тела C. Окружность грудной клетки Д. Жизненная емкость легких Э. Мускульная сила Эталон ответа: А Задание 2 Во время медицинского обследования студентов и курса на кафедре физического воспитания антропометрические показатели оценивали с учетом сигмальных отклонений. Какой метод оценки был применен А. Стандартов В. Корреляции С. Индексов Д. Профилей Э. Перцентилей Эталон ответа: А Задание 3 На врачебное обследование прибыл спортсмен-легкоатлет 27 лет. Для сбора анамнеза врачу необходимо выяснить А. Вес родных В. Хирургические операции в прошлом С. Наличие братьев и сестер Д. Годы жизни дедушек и бабушек Е. Образование. ^ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ 1. Нормальная физиология / Под ред. проф. В.И. Филимонова.-К.: Здоровье, 1994.-С.25-53 2. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - Г.: Медицина, 1985.-С.67-79 3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.- г.: Медицина, 1989.-С.155-271 4. Социальная медицина и охрана здоровья /Под ред. Вороненко Ю.В., Москаленко В.Ф. - Тернополь: Укр. мед. книга, 2000. - С.247-269 5. Гигиена детей и подростков /Под ред. В.Н. Кордашенко. - Г.: Медицина, 1988.-С.115-138 ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Определения СМ как клинической дисциплины. Основные направления СМ. Понятие о врачебном контроле. Цель и задание врачебного контроля. Виды врачебных наблюдений. Особенности врачебного контроля за лицами различного пола и возраста. 2. Методика комплексного врачебного обследования физкультурников и спортсменов, виды врачебных обследований 3. Определение «физическое развитие». Факторы, которые определяют физическое развитие человека. Методы исследования и оценки физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата. ^ ОСНОВНЫЕ: 1. Лечебная физкульура и спортивная медицина /Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К,: Здоров, я, 1995. - С.30-45 2. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.К. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - Г.: Медицина, 1990. - С. 10-28 3. Лекция по соответствующей теме. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 1. Детская спортивная медицина / Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева -М: Медицина, 1980.-С. 144-165 2. Физическое развитие детей и подростков /Апанасенко Г.Л. - К.: Здоров, я, 1985. 80 с. 3. А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорите. Г.: Медицина, 1977 - С.3-75. ^ Задание 1 Врач проводит обследование студентов, которые занимаются физкультурой. Определяет плотность занятия. Квалифицировано проведенное занятие имеет плотность А. 30-40% В. 40-50 % С. 50-60% Д. 60-70% Э. 70-80% Задание 2 У студента 18 лет гиперстенический тип телосложения, рост ниже среднего, широкие прямые плечи, широкая грудная клетка, тупой надчеревный угол, имеет место преимущество поперечных размеров тела над продольными, конечности короткие, широкие кисти с короткими пальцами, короткая толстая шея, крепкая эластичная кожа. Какие основные признаки гиперстенического типа телосложения? А. Преимущество поперечных размеров тела В. Низкий рост, короткие конечности, короткие пальцы С. Широкие плечи. Широкая грудная клетка Д. «Тяжелый костяк» Э. «Тяжелый костяк», широкие плечи, широкая грудная клетка Задание 3 Спортсмен с легкой атлетики имеет рост 180 см (отклонение от среднестатистического на +1,2&), масса тела отличается на +1,0&, окружность грудной клетки на +1Д&, ЖЕЛ на +1,5&, кистевая динамометрия правой руки на +1,3&, левой на +1,0&,. Какой уровень физического развития у спортсмена по методу стандартов? А. Высокий В. Выше среднего С Средний Д. Ниже среднего Э. Низкий Задание 4 Ученик 10 класса средней школы имеет рост 176 см (+0Д&) массу тела 67 кг (- 0Д&), окружность грудной клетки 93 см (+00,2&), ЖЕЛ 5700 мл (- 0,8&), кистевая динамометрия правой руки 52 кг (+0,3&), левой 50 кг (+0,5&). К какой медицинской группе для занятий физической культурой назначить ученика по данным физического развития? А. Основной В. Подготовительной C. Специальной ^ к работе студентов на практическом занятии В начале занятия проводится проверка начального уровня знаний студентов. После этого студенты измеряют основные антропометрические показатели и определяют уровень физического развития при помощи метода стандартов. Потом полученные результаты заносят в карту (форма № 067 в). В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов занятия осуществляется анализ выполненной работы. ТЕМА: «ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМ ПРИ ПОМОЩИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОГО ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ВРАЧЕБНЫЙ ВЫВОД» ^ состояние здоровья и уровень физического развития человека влияют на возможности и характер физических тренировок относительно занятий физкультурой, спортом, а также большое значение для физической реабилитации больных. Функциональные возможности организма наиболее полно отражают функционально-динамические пробы с физической нагрузкой. Врач на основании полученных показателей предоставляет рекомендации относительно занятий физкультурой, спортом, а больным назначает лечебную физкультуру. ^ уметь оценить уровень функционального состояния человека, относительно занятий физкультурой и спортом или для назначения ЛФК. Для реализации общей цели Вам нужно уметь: ^ знаний - умений:
Программа выходного уровня
^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ Задание 1 У больного В., 46 лет, рабочего металлургического завода, поставлен диагноз хронический обструктивный бронхит, фаза ремиссии, ДН І-ІІА ст. Показано проведение функциональных проб для назначения кинезотерапии. Какие особенности патогенеза заболевания обеспечивают его хронический характер? А. Изменения структурно-функциональных свойств слизистой оболочки бронхов В. Воспаление слизистой оболочки бронхов С. Нарушение дренажной функции бронхов Д. Снижение реактивности организма Э. Пребывание в условиях действия патогенных факторов внешней среды Эталон ответа: Д Задание 2 Во время медицинского обследования детей на кафедре физического воспитания изучали функцию дыхательной системы. К особенностям функционирования дыхательной системы при физической нагрузке у детей по сравнению со взрослыми относится: А. Усиление дыхания за счет повышения частоты В. Менее эффективная компенсация функций С. Бвстрое возобновление дыхания после нагрузки Д. Усиление дыхания за счет повышения глубины Задание 3 Больной лечится в стационаре по предлогу острого инфаркта миокарда. К возможным осложнениям, которые связаны с длительным пребыванием больного в кровати, относят А. Гипостатическая пневмония и атония кишечника В. Флебит и тромбозы сосудов С. Нарушение водно-солевого обмена Д. Трофические нарушения мягких тканей ^ 1. Нормальная физиология /Под ред. проф. В.И. Филимонова.-К.: Здоровье, 1994.-С.25-53 2. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - Г.: Медицина, 1985.-С.67-79 3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.- г.: Медицина, 1989.-С.155-271 4. Социальная медицина и здравоохранение /Под ред. Вороненко Ю.В., Москаленко В.Ф. - Тернополь: Укр. мед. книга, 2000. - С.247-269 ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Понятие о функциональных пробах и их значениях в функциональной диагностике. Виды функциональных проб. 2. Методика проб (20 приседаний за 30 с, 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, 3-хв. бег на месте в темпе 180 шагов за мин., Летунова и тому подобное). 3. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. ^ ОСНОВНЫЕ: 1. Лечебная физкульура и спортивная медицина /Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К,: Здоров, я, 1995. - С.30-45 2. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.К. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - Г.: Медицина, 1990. - С. 25-41 3. Графлогічна структура темы 4. Лекция за соответствующей темой. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 1. Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева -М: Медицина, 1980.-С. 144-165 2. Физическое развитие детей и подростков /Апанасенко Г.Л. - К.: Здоров, я, 1985. - 80с. ^ Задание 1 К функциональным пробам, которые характеризуют возбудимость вегетативной нервной системы относятся все, кроме: А. Клиноортостатические пробы В. Глазодвигательный рефлекс Ашнера. С. Пробы Ромберга. Д. Пробы Генча Э. Пробы Штанге. Задание 2 Спортсмен с легкой атлетики перенес грипп. При проведении пробы Мартине был обнаруженное снижение диастолического артериального давления до „0". Для какой патологической реакции это характерно? А. Нормотонической В. Гипертонической C. Астенической Д. Дистонической Э. Ступенчатой Задание 3 Для определения адаптации организма к физической нагрузке пациенту было предложено выполнить стандартную пробу (20 приседаний за 30 с). После нагрузки прирост ЧСС составлял 110%, AД систолическое существенно не изменилось, диастолическое давление повысилось на 10 мм рт.ст., пульсовое давление уменьшилось, время восстановления продолжалось 3 мин. 40 с Какому типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку отвечают приведенные изменения А. Нормотоническому В. Гипертоническому C. Астеническому Д. Дистоничному Э. Ступенчаому Задание 4 Ученик 10 класса средней школы имеет рост 176 см (+0Д&) массу тела 67 кг. (-0Д&), окружность грудной клетки 93 см (+00,2&), ЖЕЛ - 5700 мл (- 0,8&), кистевая динамометрия правой руки 52 кг (+0,3&), левой 50 кг (+0,5&). Реакция на 20 приседаний за 30 секунд - нормотоническая. К какой медицинской группе для занятий физической культурой назначить ученика по данным физического развития и реакции на физическую нагрузку? А. Основной В. Подготовительной C. Специальной ^ к работе студентов на практическом занятии В начале занятия проводится проверка начального уровня знаний студентов. После этого студенты проводят функциональные пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генчи), нагрузочно-дыхательные пробы, пробы с изменением положения тела в пространстве (ортостатическая, клиностатическая). Потом проводят оценку типов реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов занятия осуществляется анализ выполненной работы. ТЕМА: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АЭРОБНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ОРГАНИЗМ». ^ Количественное определение физической работоспособности признано целесообразным ВОЗ и международной федерацией спортивной медицины для оценки функциональных резервов организма и дифференциальной диагностики отдельных сердечных заболеваний в самодеятельном массовом спорте и спорте высших достижений; для построения индивидуального двигательного режима больных и оценки эффективности физической реабилитации; во время врачебно-трудовой экспертизы. ^ уметь определить общую физическую работоспособность лиц, которые занимаются физкультура и спортом, или проходят физическую реабилитацию. Для реализации общей цели Вам нужно уметь: ^ знаний - умений:
Программа выходного уровня
^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ Задание 1 Инженер К. 53 лет занимается оздоровительным плаванием. Неделю тому болела гриппом. Во время медицинского обследования жалуется на периодическую легкую головную боль, ощущение незначительной усталости. Как оценить состояние пациента на время медицинского обследования? А. Нестабильное В. Удовлетворительное C. Неудовлетворительное Эталон ответа: В Задание 2 В эксперименте проведена стимуляция парасимпатической нервной системы (блуждающего нерва). Какие эффекты можно наблюдать? А. Снижение частоты сердечных сокращений В. Повышение частоты сердечных сокращений С. Повышение тонуса сфинктеров ЖКТ Д. Ослабление моторики кишечника Е. Усиление сокращений предсердие Задание 3 Студент Р., 5 курсу желает заниматься оздоровительной физкультурой. В анамнезе: год тому болел крупозной пневмонией. Объективно: легочная недостаточность 1 ст. ЖЕЛ снижена на 25% от средневозрастной. Лишний вес составляет 39%, со стороны других органов патологических нарушений не установлено. Какие показатели отнести к отклонениям в состоянии здоровья студента? А. Легочная недостаточность В. Сниженная ЖЕЛ C. Лишний вес Д. Легочная недостаточность, сниженная ЖЕЛ Э. Легочная недостаточность, сниженная ЖЕЛ, лишний вес Эталон ответа: Э ^ 1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - Г.: Медицина, 1985.-С.67-82 2. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.- г.: Медицина, 1989.-С.55-171 ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Противопоказания к проведению тестов на определение физической работоспособности 2. Методика тестов PWC170, Гарвардского степь-теста, теста Новакки, тестов Купера, определения максимального потребления кислороду 3. Критерии порогу толерантности к физической нагрузке. 4. Медицинские группы для занятий физической культурой. 5. Общие закономерности изменений функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок различной интенсивности (недостаточных, оптимальных, избыточных). ^ ОСНОВНЫЕ: 1. Лечебная фізкульура и спортивная медищина / Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К.: Здоровье, 1995.- С.30-45 2. Лечебная физкультура и врачесный контроль / Под ред. В.К. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - Г.: Медицина, 1990. - С. 28-38. 3. Графологический структура темы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ: 1. Детская спортивная медицина / Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева-М.: Медицина, 1980.-С. 171-189 ^ Задания 1 Преподаватель ВУЗа 57 лет занимается атлетической гимнастикой 5 месяцев. На время медицинского обследования жалоб не высказывает. Объективно определяется увеличение показателей мускульной силы, общего веса на 5%, реакция сердечно-сосудистой системы на пробу с 20 приседаниями за 30 с - вариант нормотонической реакции, время восстановления уменьшилось на 25 с. Показатели общей работоспособности (тест PWС) не изменились. Какие показания к продолжению занятий пациента атлетической гимнастикой? А. Увеличение показателей мускульной силы В. Увеличение общего веса C. Отсутствие уменьшения общей работоспособности Д. Сокращение времени восстановления после физической нагрузки Э. Укорачивание времени восстановления после физической нагрузки, отсутствие снижения общей работоспособности. Задание 2 Бухгалтер Д., 56 г., пять лет страдает ИБС и десять лет хроническим гипоацидным гастрит. На данное время больной проходит физическую реабилитацию по поводу острого инфаркта миокарда, который случился 2 месяца тому. Самочувствие удовлетворительное. Состояние сердечно-сосудистой системы отвечает периоду лечения. У больного установлен уплощение стопы. Больному нужно определить функциональный класс (ФК), для дальнейшего процесса восстановления. Какие противопоказания у больного к определению функционального класса с помощью теста PW С170. А. Наличие ИБС. В. Возраст больного. C. Наличие хронического гипоацидного гастрита. Д. Короткое время восстановления (2 месяца) после острого инфаркта миокарда. Э. Уплощение стопы. Задание 3 Во время медицинского обследования студентов второго курса для установления уровня физических возможностей выполнялся субмаксимальный тест PWС170. Какие физиологические закономерности, учтенные в методике теста PWС А. Прямолинейный характер изменений ЧСС при росте нагрузки. В. Соответствие максимальной нагрузки зоны оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы C. Непрерывный рост нагрузки к ЧСС 170 уд/мин Д. Изменения ЧСС при стабильной нагрузке Э. Прямолинейный характер изменений ЧСС при росте нагрузки к достижению зоны оптимальной функции сердечно-сосудистой системы Задание 4 После определения самочувствия ЧСС, AД, частоты дыхания (ЧД) в состоянии покоя курсанты военного училища выполняли для установления физического состояния Гарвардский степь-тест. Какие показатели используют для расчетов результатов теста? А. ЧСС, темп и время выполнения теста, высоту ступеньки В. AД, ЧСС, ЧД, темп выполнения теста C. ЧД, время выполнения, ЧСС Д. Время выполнения теста, высоту ступеньки, ЧСС, AД Э. Темп выполнения теста ^ к работе студентов на практическом занятии В начале занятия проверяется начальный уровень знаний студентов. После этого студенты последовательно выполняют тест PWС170 с помощью велоэргометра, как в качестве пациентов так и в качестве врача. Дали они рассчитывают показатели физической работоспособности и аэробных возможностей организма и пользуясь специальными таблицами определяют уровень физического состояния (УФС). Полученные результаты заносят в карты (форма № 067 в). В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов осуществляется анализ выполненной работы. ^ ПОНЯТИЕ О ДОПИНГАХ» Актуальность темы: Необходимость изучения причин заболеваний лиц, которые занимаются физической культурой и спортом предопределяется определенными обстоятельствами. Во-первых, к занятиям физкультура и спортом привлекаются все больше людей всех возрастов и состояния здоровья. Во-вторых, происходит значительное повышение объемов и интенсивности спортивных тренировок. В-третьих, не принимая во внимание то, что процент заболеваний, связанных с занятиями физкультурой и спортом небольшой, но их количество растет. Поэтому глубокое знание обстоятельств и причин возникновения этих заболеваний обеспечивает их профилактику, или своевременное выявление и лечение. ^ уметь определить наличие предпатологические состояния во время занятий спортом или физкультура. Для реализации общей цели Вам нужно: ^ знаний - умений: 1. Уметь определить причины возникновения предпатологических состояний, связанных и не связанных со спортивной тренировкой 2. Уметь определить признаки переутомления, перетренировок у спортсменов 3. Уметь определить признаки острого или хронического перенапряжения у спортсменов Программа выходного уровня 1. Оценить изменения функционального состояния органов и систем под влиянием внешних факторов (кафедра патологической физиологии) 2. Интерпретировать отдельные показатели функции систем организма /Кафедра пропедевтической терапии, кафедра пропедевтики детских болезней/. 3. Интерпретировать отдельные показатели функции сердечно-сосудистой системы /Кафедра пропедевтической терапии, кафедра пропедевтики детских болезней/. ^ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ Задание 1 В плавательном бассейне температура воздуха составляет 24°, воды 25°. Освещение дневное 1,6, вечернее около 100 люкс на поверхности воды. Бактериологический анализ воды выполняется 2 р в день. Забор контрольных проб осуществляется после фильтрации в бассейне. Показатель остаточного хлора составляет 0,3 мм на 1 л воды. Состояние воды в бассейне в целом отвечает требованиям к питьевой воде на время контрольного обследования коли титр в воде 250. После занятий физкультурой у некоторых студентов ухудшилось самочувствие (ощущение тошноты, озноб, кишечные расстройства). Какие санитарные нарушения повлияли на самочувствие студентов? А. Несоответствие температурного режима воздуха и воды. В. Несоответствие показателя коли титра в воде. C. Несоответствие количества бактериологических анализов воды за день. Д. Несоответствие мест забора контрольных проб воды. Э. Несоответствие показателей остаточного хлора в воде. Эталон ответа: В Задание 2 Во время медицинского обследования на кафедре физкультуры студент С, жалуется на ощущение повышенной усталости, периодическую головную боль, иногда боль в суставах. Периодически болеет ангиной. На данное время указывает на раздражение в горле, неприятные ощущения при глотании. Неделя тому назад болела острым ринитом. Объективно: гиперемия горла, небольшое увеличение миндалин. Год тому назад у студента был неосложненный перелом левой голени. После обследования врач не рекомендовал начинать занятия физкультурой. По какой причине студенту не рекомендуется занятие физкультурой? А. По поводу перенесенной травмы голени. В. По поводу перенесенного острого ринита. C. По поводу периодических заболеваний ангиной. Д. По поводу признаков воспалительного процесса в миндалинах. Эталон ответа: Д Задание 3 Врач определял артериальный пульс. О чем говорит различный пульс (на одной руке меньше, чем на второй)? А. Аномалии построения артерии В. Ускорение ЧСС С. Ускорение ЧД Д. Преимущество симпатичной нервной системы Е. Нарушение ритма сердца. ^ 1. Общая гигиена и пропедевтика гигиены /С.Г. Гончарук, Ю.1. Кундиев, В.Г. Бардов Под ред. С.Г. Гончарука. - К.: Высшая школа, 1995. - С.143-208 2. Даценко I.А., Габович В.Д. Профилактическая медицина, Общая гигиена с основами экологии: уч. пособие. - К.: Здоровье, 1999. - С.70-135; 150-220 ^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Общие причины развития предпатологических состояний во время спортивных тренировок или занятий физкультура 2. Характеристика и причины развития переутомления 3. Состояние перетренированности, этиопатогенез, клиника 4. Острое перенапряжение; этиопатогенез, клиника 5. Хроническое перенапряжение: этиопатогенез, клиника 6. Понятие о допингах ^ ОСНОВНАЯ: 1. Лечебная физкульура и спортивная медицина /Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К.: Здоровье, 1995.-С.30-45 2. Лекция ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Спортивная медицина: Уч. для институтов физкультуры /Под ред. В.Л. Карпеман. - М: Физкультура и спорт, 1987. - С.272-284 ^ Задания 1 Студент Р., 20 лет занимается легкой атлетикой (бегом на средние и длинные дистанции). В последнее временем жалуется на ощущение усталости, прекращение роста спортивных результатов. Страдает хроническим тонзиллитом. Объективно: незначительная бледность кожных покровов, гиперемия зева, увеличение миндалин. Состояние внутренних органов без отклонений. Тренировка происходит 2 р на день на стадионе. В течение последнего месяца температура воздуха составляет 28-29°С, влажность 80-90%. Какие причины повлияли на ухудшение состояния спортсмена? А. Режим спортивной тренировки, который используется. В. Несоответствие внешних условий во время тренировки. С. Признаки воспалительного процесса со стороны миндалин. Д. Несоответствие режима тренировок, и условий в которых они происходят. Э. Признаки воспалительного процесса со стороны миндалин, несоответствие внешних условий во время тренировки. Эталон ответа: Э Задание 2 Гимнастика 3., в течение последнего месяца начинает каждую тренировку с ощущением усталости. Технические качества ухудшились, изучение новых упражнений продолжается длительное время. В покое нестабильность пульса. Ухудшилось настроение, сон. Со стороны внутренних органов патологических изменений не установлено. ЭКГ - показатели в норме. Какое состояние имеет место у спортсменки? А. Состояние физиологической усталости В. Переутомление C. Перетренировка Д. Острое перенапряжение Э. Хроническое перенапряжение Эталон ответа: В Задание 3 У спортсмена-пловца на электрокардиограмме установлена дистрофия миокарду 1-2 ст. Самочувствие спортсмена удовлетворительное, общая и специальная физическая работоспособность не нарушены. Какому состоянию характерные определенные изменения ЭКГ? А. Состояние физиологической усталости В. Переутомление C. Перетренировка Д. Острое перенапряжение Э. Хроническое перенапряжение Эталон ответа: Э Задание 4 Лыжница-мастер спорта во время медицинского осмотра жалуется на нарушение сна - бессонницу, снижение веса тела, повышенное возбуждение, раздражение, ухудшение приспособления сердечно-сосудистой системы к скоростным нагрузкам, отсутствие роста спортивных результатов. Какому состоянию отвечают изменения, обнаруженные у спортсменки? А. Состояние физиологической усталости В. Переутомление C. Перетренировка Д. Острое перенапряжение Э. Хроническое перенапряжение Эталон ответа: С Задание 5 Спортсмен Э., 1 разряду с бега на 800 м во время отборочных соревнований после преодоления дистанции жалуется на резкую боль в правом подреберье, общую усталость, боль в нижних конечностях и в пояснице. Анализ крови - значительный лейкоцитоз, уменьшение лимфоцитов, отсутствие эозинофилов. Какое состояние имеет место у спортсмена? А. Состояние физиологической усталости В. Переутомление C. Перетренировка Д. Острое перенапряжение Э. Хроническое перенапряжение Эталон ответа: Д ^ к работе студентов на практическом занятии В начале занятия проверяется начальный уровень знаний студентов. После этого студенты получают индивидуальные задания по изучению признаков переутомления, перетренировок, острого или хронического перенапряжения у спортсменов. Преподаватель проверяет и обсуждает правильность решения задания для самостоятельной работы. Проводятся некоторые теоретические изложения. В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов осуществляется анализ выполненной работы. |