Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics icon

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics





Скачать 369.5 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics
Дата03.04.2013
Размер369.5 Kb.
ТипДокументы
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»


Bioethics


Язык обучения: русский

Трудоемкость: 3 зачетных единицы


Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины







Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины: формирование гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности и нравственно ориентированного отношения к практике применения современных биомедицинских технологий; повышение уровня нравственно-правовой и профессиональной культуры; определение критериев для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм, основываясь на логике современных этических и правовых теорий.

^ Результаты изучения дисциплины: ознакомление студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права по рассматриваемым проблемам; совершенствование навыков культуры общения врача с пациентами, учитывая этический императив современной медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации; определение критериев социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Не предусмотрено

1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:

ПК-9 — Готов уважать честь и достоинств личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ОКБ-14 — Понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностьи

1.4. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- содержание дисциплины «Биомедицинская этика»;

- основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики, основные понятия биомедицинского характера, дефиниции, факты, персоналии;

- особенности и закономерности становления биомедицинской этики в современном обществе, причины ее возникновения, формирующие факторы и основные принципы;

- деонтологические нормы и принципы, определяющие профессиональное поведение врача;

- права и обязанности пациента;

- права и обязанности врача при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами;

- основные международные и российские нормативные документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;


^ 1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;

- уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом и его родственниками;

- решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы деятельности современного врача;

- уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.


^ 1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками

- анализа сложных этико-деонтологических ситуаций в деятельности врача;

- предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в медицинской практике, как во взаимоотношениях между врачом и пациентом, так и между медицинскими работниками;

- методики исследовательской работы (работа со справочной литературой, составление библиографии по теме, реферирование, анализ и обобщение научной литературы, формулирование проблемы, цели и выводов исследования);


1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине


^ Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 4 часа; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 12 часов; в четвертых, всего аудиторных часов – 32 часа; в-пятых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 30 часов.


1.6. Организация учебных занятий


Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия в интерактивной форме

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

 C2

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

3 зачётных
единиыц


ИТОГО:

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

3 зачётных
единицы



Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

По формам обучения






















С2

Второй семестр

зачет

До 29 июня

Зачет – 1

Не предусмотрен

Не предусмотрен


1.7. Структура и содержание учебных занятий


Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1. Биомедицинская этика: истоки и причины возникновения. Основные принципы: философские и правовые основы.

1. Факторы и причины возникновения биомедицинской этики.

2. Междисциплинарный характер биомедицинской этики.

3. Биомедицинская этика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт.

4. Обсуждение Рекомендаций Совета Европы по правам больного и умирающего (1976г.), Хартии по правам больничных пациентов комитета Европейского экономического сообществ (1979г.), Декларации по правам человека (1981г.) Всемирной медицинской ассоциации, а также Женевской декларации ВМА (1994г.).

5. Философские и правовые основы биомедицинской этики.

6. Основные принципы биомедицинской этики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др.

^ Интерактивные лекции (презентации с обсуждением современных проблем биомедицинской этики) – 2 часа

Самостоятельная работа студентов (Сравнительный анализ международных и российских этических кодексов врача: Международный Кодекс медицинской этики. Принят Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации; Присяга Исламской медицинской Ассоциации Северной Америки. Принята в 1977 г.; Кодекс врачебной этики Российской Федерации. Одобрен Всероссийским Пироговским Съездом врачей 7 июня 1997 г.; Этический Кодекс российского врача. Утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994 г., Этический кодекс медицинской сестры России.) – 14 часов

^ Семинарское занятие: Принципы биоэтики, ее философские и правовые основы – 1 час.

Казусы для использования на семинарском занятии:


Казус 1.

Фармакозависимость. Больной, 50 лет, подает жалобу на врача по поводу возникновения у него фармакозависимости. Страдает хронической астмой, в связи с чем врач назначил ему кортикоиды. Больного беспокоят побочные действия препарата и необходимость прекращения лечения. Врач заявляет, что разъяснил больному возможные последствия действия препарата и получил его согласие. Как действует в данном случае принцип «пропорциональности лечения», предусматривающий установление соотношения преимуществ и ущерба от лечения?

Казус 2.

СПИД. Хирург систематически проводит тестирование пациентов на ВИЧ без их ведома и отказывается их оперировать в случае положительной реакции. Какие права врача и пациентов нарушаются или, напротив, соблюдаются в данном случае?


Контрольные вопросы по теме:

  1. Определите различие между понятиями «нравственность» и «мораль».

  2. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?

  3. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

  4. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?

  5. Какие модели (формы) подхода к врачеванию можно выделить в настоящее время из всего многообразия морально-этических подходов? Назовите их (4-е).

  6. Перед кем формулирует обязательства в клятве Гиппократ?

  7. Назовите современный этический документ созданный в режиме клятвы Гиппократа?

  8. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?

  9. Какую роль в терапевтической стратегии врача согласно Парацельсу занимает характер взаимоотношений между врачом и пациентом? Значительную или незначительную?

  10. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

  11. Кто является разработчиком практической части деонтологической модели?

  12. Особенностью этических документов деонтологической модели является наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия и т. д.) или правил общего характера?

  13. ^ Какой ключевой принцип лежит в основании модели биомедицинской этики?

  14. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?



Тема 2. Информированное согласие как условие реализация принципа автономии личности в современных взаимоотношениях врач-пациент.

  1. Понятие "информированное согласие". Право пациента на информацию и
    обязанность врача информировать пациента.

  2. Элементы "информированного согласия": предоставление информации, получение согласия, добровольность и компетентность.

3. Модели информированного согласия: событийная и процессуальная.

4. Медицинское вмешательство и право отказа от него как реализация принципа автономии личности.

^ Интерактивные лекции (презентации с обсуждением конкретных ситуаций из медицинской и юридической практики): 2 часа

Семинарское занятие: Права пациента и права врача. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в медицинской практике. Врачебная тайна. Новые модели взаимоотношений врач—пациент: правовые и этические дилеммы. – 3 часа.


ЗАДАЧИ:

Задача № 1


Пациент Н. кардиохирургической клиники, выслушав информацию врача о предстоящей операции, показанной ему по медицинским показаниям и оказываемой в рамках квоты по высокотехнологичной медицинской помощи, прочитав бланк информированного добровольного согласия, отказался подписывать данный бланк, при этом, не отказавшись от проведения оперативного вмешательства.

Задание:

1. Оцените ситуацию. Является ли отказ от подписания информированного добровольного согласия достаточным основанием для отказа хирурга от проведения оперативного вмешательства данному пациенту?

^ 2. Какие обстоятельства должны быть установлены по данному факту для принятия обоснованного решения?

Задача №2


Районная прокуратура направила в родильные дома и женские консультации района письмо с предписанием сообщать в прокуратуру обо всех случаях беременности и родов несовершеннолетних девушек, не достигших возраста 16 лет.

Задание:

  1. Оцените ситуацию. Будет ли являться сообщение такой информации в органы прокуратуры разглашением врачебной тайны, в соответствии со ст.61 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан?

  2. Возможна ли юридическая ответственность главного врача женской консультации или родильного дома за отказ предоставить в прокуратуру такие сведения о несовершеннолетних?


^ Казусы для использования на семинарском занятии:


Казус 1.

Право на информацию. Мужчине 38 лет проведена жизненно необходимая ему операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях. В результате операции наступила полная импотенция. Оцените правомочность и этичность действий врачей в этом случае.

Казус 2.

Право на информацию. Многие противораковые препараты вызывают серьезные побочные действия (выпадение волос, бесплодие, диарея). Следует ли предупреждать о них больного при назначении лечения, если он не знает о своем диагнозе?

Казус 3.

Обязательность согласия. Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простатэктомия и перевязка семенных канатиков. Требуется ли согласие пациента, с учетом того, что стерильность в результате операции наступит у него в этом возрасте?

Казус 4.

Обязательность получения согласия. Мужчина, 42 лет, женат, отец двоих детей; в результате вирусной инфекции страдает сердечно-легочной недостаточностью в последней стадии. С его согласия готовится к операции по пересадке комплекса легкие– сердце. В день операции отказывается от хирургического вмешательства, которое могло бы спасти ему жизнь. Его семья, жена и дети, просят бригаду провести операцию и спасти

его. Каковы правовые и моральные обязательства медиков в подобном случае?

Казус 5.

Отказ родителей от лечения ребенка. Ребенок 3 лет, страдает врожденным пороком сердца. Необходимость хирургического вмешательства на открытом сердце. Операция не срочная. Родители («свидетели Иеговы») отказываются от операции в связи с недопустимостью (по их религиозным соображениям) необходимого во время операции переливания крови. Как должны (и имеют право) поступить врачи в этом случае? Мотивируйте Вашу позицию.

Казус 6.

Право на врачебную тайну. Водитель трамвая, 40 лет, подвержен приступам эпилепсии, о которых знает только лечащий врач. Обязан ли он сообщить о болезни пациента по месту его работы?

Казус 7.

Право на врачебную тайну. Пациент, больной СПИДом, просит не сообщать о его диагнозе партнеру или партнерше. Какие правовые и этические нормы действуют в данном случае? Какой оптимальный вариант поведения врача Вы можете предложить?


Тема 3. Моральные и правовые дилеммы «начала жизни»: аборт и репродуктивные технологии.

1. Социальные проблемы аборта и его правовая регламентация.

2. Основные проблемы, определяющие моральное противостояние позиций по проблеме аборта.

3. Моральный статус эмбриона.

4. Этические и правовые аспекты использования эмбриональных тканей.

5. Юридические и моральные аспекты медицинской стерилизации как необходимости и средства планирования семьи.

6. Общая характеристика новых репродуктивных технологий.

7.Основные моральные и правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

8.Проблема правового и этического статуса донора в репродуктивных технологиях.

9. Проблема моральной оправданности суррогатного материнства.

Интерактивные лекции (презентации с обсуждением проблем применения вспомогательных методов репродукции человека (искусственная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство) на примере конкретных случаев из медицинской практики) – 2 часа.

^ Семинарское занятие: Мораль общества и психическое благополучие "искусственных детей". Этико-юридические проблемы, связанные с установлением родительских прав, прав законнорожденности. Донорство половых клеток и коммерческий подход. Клонирование как новый метод репродукции человека. – 3 часа.

ЗАДАЧИ:

Задача №1

В частную медицинскую клинику, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи в сфере вспомогательных технологий репродукции человека, обратилась супружеская пара для проведения ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

При этом супругу (мужу) некоторое время назад была проведена хирургическая операция по смене пола с женского на мужской. Получены новые документы, свидетельствующие о том, что это мужчина, но последний этап хирургического вмешательства – удаление яичников был отложен.

Данная супружеская пара выразила желание провести процедуру ЭКО в следующем порядке: использовать для оплодотворения яйцеклетку мужа (бывшей женщины), которую еще пока можно было добыть и сперму донора, подсадив полученный в результате данной манипуляции эмбрион супруге (жене), которая должна была его выносить, фактически как суррогатная мать.


Задание:

  1. Проанализируйте первичную информацию и составьте перечень обстоятельств, подлежащих установлению. По результатам анализа примите решение за главного врача клиники.

  2. ^ Существуют ли основания для удовлетворения желания супружеской пары, как с этической точки зрения, так и с точки зрения закона?


Задача № 2

В частную медицинскую клинику, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи в сфере вспомогательных технологий репродукции человека, обратилась пара, не состоящая в браке для проведения ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) женщине, которая хотела иметь ребенка от своего сожителя.

Мужчина сдал сперму, которая была заморожена и неоднократно использовалась для проведения процедуры ЭКО этой женщине. Через год мужчина и женщина расстались, но клиника продолжала проводить по желанию женщины процедуры ЭКО, в результате которых с четвертой попытки через три года после сдачи спермы, женщина забеременела и родила здорового ребенка – девочку.

^ Когда девочке исполнилось 9 лет ее мать подала в суд исковое заявление об установлении отцовства своего бывшего сожителя и выплате алиментов на содержание ребенка.


Задание:

  1. ^ Проанализируйте значимую информацию, определите перечень обстоятельств подлежащих установлению для этической и правовой оценки действий клиники, женщины и мужчины.

  2. Чьи и какие действия можно считать неэтичными?



^ Казусы для использования на семинарском занятии:

Казус 1.

Искусственное оплодотворение. Супружеская пара: женщина способна к деторождению, муж страдает азооспермией. Определите с морально-этических позиций необходимость и возможность обращения к донору.

Казус 2.

Вынашивающая мать. Молодая супружеская пара. В результате опасного кровотечения, возможно, после аборта, у женщины в 25 лет удалена матка. Супруги отказываются от приемного ребенка и предпочитают способ помещения яйцеклетки жены, оплодотворенной спермой мужа, в матку другой женщины для вынашивания ребенка. Дайте оценку их решения и его возможных этико-правовых последствий.

Казус 3.

Отказ матери от аборта. Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% указывает на врожденное расщепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта. Какое решение посоветовали бы Вы ей как врач? Какое решение приняли бы на ее месте? На месте отца ребенка?

Казус 4.

Добровольная стерилизация женщины. Замужняя женщина, имеющая

детей, обращается с просьбой о перевязывании маточных труб. Ваше отношение как врача к подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными

религиозными конфессиями?

Казус 5.

Добровольная стерилизация мужчины. Совершеннолетний неженатый мужчина обращается с просьбой о перевязке семенных канатиков для того, чтобы иметь

возможность вести более свободную половую жизнь. Ваше отношение как врача к

подобной операции? Что Вы думаете по поводу ее оценки различными религиозными конфессиями?

Казус 6.

Стерилизация преступника. Опасному преступнику-рецидивисту,

находящемуся в заключении за совершение половых преступлений, предлагается полная кастрация в обмен на сокращение срока заключения. Ваше отношение к подобному предложению?


Контрольные вопросы по теме:

^ 1. В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?

2. Назовите моменты начала формирования основных органных систем плода.

3. Назовите основные аргументы сторонников абортов.

4. Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.

5. По вашему мнению, согласятся ли сохранить беременность женщины, собирающиеся сделать аборт, если им предложить материальную помощь (деньги, детские вещи, питание)? Почему?

^ 6. Имеет ли право российский врач отказаться от проведения искусственного аборта?

7. Перечислите основные этические проблемы при ЭКО.

8. На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?

9. Что такое «кризис идентичности» ребёнка?

^ 10. Назовите страны, в которых запрещены вспомогательные технологии репродукции человека (ЭКО).

11. Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?


Тема 4. Этико-правовые проблемы медицинской генетики: генетический скриннинг, генная инженерия.

1 . Наследственные болезни и общественное мнение.

2. Проблема информированного согласия при генетических исследованиях.

3. Этико-правовое регулирование применения методов генетического контроля.

4. Генная инженерия и генетический контроль: правовые гарантии защиты личности от угрозы генетических манипуляций.

5. Этико-философские аспекты оживления евгенических идей в генетике.

^ Классические лекции: 2 часа

Семинарское занятие: Генная инженерия и риск генно-инженерных исследований в современных условиях. Профессиональная тайна в медико-генетическом консультировании и вмешательстве.– 1 час.


^ Казусы для использования на семинарском занятии:


Казус 1.

Генетические эксперименты. Необходимо получить разрешение комитета по биоэтике для проведения работ, связанных с изменением генома, т.е. для манипулирования с фрагментами хромосомы и создания нового, передаваемого по наследству качества: а) на животном; б) на человеке. При каких условиях, и в каких случаях, на Ваш взгляд, допустимо и целесообразно проведение подобных исследований?

Казус 2.

Генетические эксперименты. У зародыша обнаружены признаки хореи Гентингтона, проявляющейся в среднем к 45 годам. Родителям сделано предложение об уничтожении зародыша. Мать отказалась, отец согласен. Помогите разрешить создавшуюся коллизию.


Контрольные вопросы по теме:

1. Даете определение понятий - “геном”, ”геномика”, ”генная терапия”, ”медицинская генетика”.

2. Почему и как “прогностическая медицина” связана с биоэтикой и биополитикой?

3. В чем состоит морально-этическая недопустимость “искусственного отбора” в отношении человека?

4. В чем заключается “генетический риск” генно-терапевтических процедур?

5. Может ли генная инженерия быть генетически допустимой и этически безопасной? 6. В чем заключается отличие между “старой” и ”новой” евгеникой?

7. Перечислите пять этических принципов исследования генома человека?

8.Каково содержание принципа “неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности генетической информации”?

9. Каково содержание принципа автономии?

10. Каково содержание принципа справедливости?

11. Каково содержание принципа равной доступности ?

12. Каково содержание принципа качества?

13. Этическая аргументация недопустимости генотерапии половых клеток.

14.Что предпочтительнее с точки зрения этики науки - право собственности на открытие или право на свободный доступ к научным открытиям?

15. При каких условиях “генетический паспорт” – может ограничивать свободу человека?

16. Каковы нравственно-мировоззренческие основания либерального признания приемлемости клонирования человека?


Тема 5. Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы.

1. Этические, социальные, юридические и др. аспекты экспериментирования.

2. Морально-философские основания ответственности исследователя за последствия экспериментов.

3. Права личности при проведении экспериментов. Право "отозвать свое согласие", "прервать эксперимент" и т.д.

4. Особенности проведения исследований: генетических, психологических, на психически больных, заключенных и пр.

5. Гуманитарные ценности МБИ и глобальные проблемы современности.

^ Классические лекции: 2 часа

Самостоятельная работа студентов по вопросу: Этические и правовые проблемы экспериментальной медицины и испытаний лекарственных средств (история проблемы). – 16 часов.

^ Семинарское занятие: Право, закон и этический контроль в биомедицине. Психологический эксперимент и незаконное врачевание: границы и пределы допустимого. Проблема защиты личности и гарантия прав сохранности человеческой целостности при биомедицинских экспериментах. – 2 часа.


^ Казусы для использования на семинарском занятии:


Казус 1.

Эксперимент. Мужчина, 72 года. Рак предстательной железы, костные и гепатические метастазы, однако больной не знает, что он обречен. В рамках избранной терапии проводится проверка противоракового препарата (первое испытание на человеке). Согласия больного не испрашивалось. Допустимо ли проведение подобных исследований, если они потенциально могут быть полезны пациенту?


Казус 2.

Эксперимент. Женщина, 25 лет, госпитализирована в связи с добровольным прерыванием беременности. Необходимо согласие пациентки на введение ей за 48 часов до проведения аборта определенных веществ с целью изучения их воздействия (тератогенное действие) на 12-недельный зародыш. Допустимо ли проведение подобного исследования при согласии матери, которая хочет избавиться от ребенка?

Казус 3.

Эксперимент. На рассмотрение комиссии по вопросам биоэтики вносится предложение о проведении медицинских экспериментов на заключенных, приговоренных к длительным срокам лишения свободы. Добровольцам предлагается сокращение сроков заключения и улучшение условий содержания.

Соблюдается ли в данном предложении принцип добровольности, необходимый для

проведения экспериментов на людях?

Казус 4.

Эксперимент. С согласия комитета по биоэтике проводится испытание новых лекарственных средств на добровольцах. Может ли лечащий врач воспрепятствовать проведению эксперимента?


Контрольные вопросы по теме:

1. На каком этапе развития науки возникает этика науки?

2. В чем специфика экспериментов с участием человека?

3. Назовите основные международные и российские законодательные акты, регулирующие эксперименты с участием человека?

4. Что такое клиническое исследование и какова цель клинического исследования (Правила проведения качественных клинических исследований GCP )?

5. Как вы понимаете добровольное информированное согласие испытуемого?

6. Имеет ли право гражданин России отказаться от участия в исследовании?

7. Можно ли проводить медико-биологические эксперименты на военнослужащих или заключенных?


Тема 6. Этико-юридические проблемы клинической трансплантологии.

1. Трансплантация органов и (или) тканей человека и проблема сохранности человеческой целостности.

2. Особенности этических проблем трансплантологии. Пересадка органов и (или тканей) как экспериментальная операция.

3. Изъятие органов "ех vivo" (у живых доноров) и "ех mоrtuо" (у мертвых доноров). Этико-правовые аспекты смерти мозга при трансплантации.

4. Права донора: "отдать орган", "адресовать орган" и пр. Проблема коммерческого подхода к донорству. Права реципиента.

5. Религиозная мораль и донорство.


^ Интерактивные лекции (презентации с обсуждением проблем, возникающих при трансплантации органов и тканей) – 2 час

Семинарское занятие: Морально-правовые аспекты межвидовых пересадок органов и тканей. Проблема "информированного согласия" в трансплантологии. Некомпетентность пациентов (заключенные, несовершеннолетние, психически больные и пр.) и проблема допустимости изъятия донорских органов. Прижизненные завещания донорских органов как юридическая практика и гуманная идея "анатомического дара". Будущее трансплантологии. Права и автономия личности и пациента при трансплантации сердца, почек, печени (как жизнеспасающих органов). – 2 часа.


^ Казусы для использования на семинарском занятии:

Казус 1.

Трансплантация органов. Женщина, 40 лет. Скончалась в результате несчастного случая. Следует ли, на Ваш взгляд, испрашивать разрешение семьи на немедленный забор роговицы для пересадки? Что по этому поводу предписывает законодательство?

Казус 2.

Возражение против аутопсии. Скончавшийся в возрасте 60 лет мужчина исповедовал при жизни ислам. Семья отказывается дать согласие на аутопсию по религиозным мотивам. В каких случаях аутопсия и забор органов для трансплантации производится независимо от согласия родственников?

Казус 3.

Трансплантация органов. Гетерозиготные близнецы женского пола 3 лет. Поликистозное заболевание почки у одного из близнецов, гепатомегалия и спленомегалия. Имеется согласие семьи на пересадку одного из парных органов от здоровой сестры в виду отсутствия донорской почки и необходимости срочного проведения операции. Каким образом в данном случае разрешается конфликт между правом на жизнь одной сестры и правом на физическую неприкосновенность и здоровье в будущем – другой (здоровой)?

Казус 4.

Трансплантация органов. Мужчина, 20 лет, тяжелейшая черепно-мозговая травма; жизнь поддерживается искусственным путем с целью забора органов для пересадки. Смерть констатирована бригадой врачей, независимой от трансплантологов; на забор органов имеется согласие одних членов семьи и возражение других. Какая линия поведения рекомендуется врачам со стороны морали и права?

Казус 5.

Трансплантация органов. Мужчина, 40 лет, находится в посткоматозном состоянии; жизнь поддерживается искусственным путем с целью забора органов для пересадки. Имеется согласие семьи, но действует религиозный фактор (мусульманская вера). Может ли быть произведен забор органа?

Казус 6.

Трансплантация органов. Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия, Присутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти. Два члена бригады по трансплантации отказываются принимать участие в операции по забору органов с целью пересадки «по морально-этическим соображениям». Какие «морально-этические соображения» могут действовать в данном случае?


Контрольные вопросы по теме:

  1. Какими основными юридическими документами регулируется трансплантация в России?

  2. Кем была осуществлена первая в мире удачная пересадка сердца человеку?

  3. Допустимо ли согласно нашему отечественному и зарубежному законодательству осуществлять куплю-продажу органов и (или) тканей человека?

  4. В чем заключается моральное зло торговли человеческими органами?

  5. Что является критериями смерти человека (традиционно и в настоящее время)?

  6. Равнозначны ли понятия «стойкое вегетативное состояние» и «смерть мозга»?

  7. Назовите три основных этических и организационных принципа, которыми необходимо руководствоваться при констатации смерти человека по критерию «смерти мозга»?

  8. Какое минимальное количество врачей обладает правом констатировать смерть человека по критерию смерти мозга?

  9. Имеет ли право один врач констатировать «смерть мозга»?

  10. Врач, какой специальности не имеет права участвовать в диагностике смерти мозга?

  11. Что такое презумпция согласия и презумпция несогласия донора?

  12. Какой вид презумпции является наиболее приемлемым с точки зрения этики?

  13. Какой вид презумпции законодательно закреплен в России?

  14. Возможно ли использование органов и тканей живого здорового донора в России?

  15. Достаточно ли наличия следующих условий, для изъятия органа у живого донора: «донор согласен» и «донор здоров»?

  16. Какие критерии лежат в основе принятия решения врачами при распределении донорских органов реципиентам?

  17. Назовите две основные причины, по которым ксенотрансплантация не может выйти за рамки научного эксперимента и стать клинической практикой.



Тема 7. Этико-правовые аспекты оказания психиатрической помощи и защиты прав пациентов в психиатрии.

1. История отношения общества к душевнобольным. Патернализм в психиатрии и движение за права пациента в психиатрии.

2. Морально-нравственные аспекты установления диагноза душевной болезни и проблема защиты прав граждан от методов скрытого психологического и психотерапевтического воздействия.

3. Этико-правовые дилеммы лечения в психиатрии. Проблема компетентности пациентов в психиатрии и врачебной тайны.

4. Невменяемость и смертная казнь психически больных преступников.

5. Церковь о ценности психического здоровья и способах его сохранности.

^ Интерактивные лекции (презентации с обсуждением состояния системы психиатрической медицинской помощи в современной России) – 2 часа

Семинарское занятие: Проблема дезинформации психически больных и их социальной опасности. Медицинская тайна и специальные психиатрические больницы. Здоровье нации и политические злоупотребления психиатрией. Детская психиатрия: биоэтические аспекты правовой защищенности. – 2 часа.


Задача №1.

В детское психиатрическое медицинское учреждение обратилась женщина для наблюдения и лечения своего несовершеннолетнего сына А. 6 лет. Отец мальчика, с которым женщина была в разводе более 2 лет, проживающий отдельно с новой семьей, узнав об этом, категорически возражал против наблюдения ребенка врачом-психиатром и подал заявление в прокуратуру о нарушении своего права как отца и права несовершеннолетнего. Прокуратура встала на сторону отца, мотивировав это тем, что отец ребенка, как законный представитель имеет право на принятие решения об оказании своему сыну медицинской помощи или отказ от нее.

Задание:

  1. Проанализируйте данную ситуацию с этико-правовых позиций.

  2. Является ли обращение матери ребенка, находящейся в разводе, за медицинской помощью своему сыну, без получения предварительного согласия отца ребенка, нарушением этических и правовых норм?


^ Казус для использования на семинарском занятии:


Применение психиатрических методов. Обвиняемый, 28 лет, подозревается в организованном групповом грабеже. Допрос невозможен по причине психического расстройства обвиняемого. Считаете ли Вы допустимым участие психиатра в допросе или назначение им психотропных препаратов?


Контрольные вопросы по теме:

1. Как проявляется зависимость психиатрии, психологии и психотерапии от социокультурного контекста? Приведите примеры.

2. Почему понимание личности является основной проблемой психопатологии?

3. В чем ограниченность естественнонаучной модели психиатрического мышления?

4. В чем состоит основное отличие психиатрии от других медицинских дисциплин?

5. Изучает ли психология “душу” человека?

6. Перечислите особенности взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.

7. Возможно, ли при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом?

8. Перечислите правила, запрещающие интимные отношения врача и пациента (АМА).

9. Раскройте содержание понятия “ профессиональная независимость психиатра”.

10. Перечислите права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре (статья 37 Закона РФ “О психиатрической помощи”).

11. Врачебная тайна в психиатрии и хирургии: в чем отличие?

12. Назовите допустимые и возможные формы сотрудничества психиатра и священника.

13. В чем отличие понятий “половые извращения” и “ половое предпочтение”?

14. Допустима ли пастырская помощь наркоману при психиатрическом лечении? Почему?


Тема 8. Этические проблемы ординарных и экстраординарных средств продления жизни. Дискуссии о "правах умирающих" и эвтаназии.

1. Этико-философские аспекты жизни и смерти. Различные критерии смерти.

2. Эвтаназия как моральная и правовая проблема медицинской деятельности.

3. Морально-нравственное оправдание и не оправдание эвтаназии. Современное противопоставление права личности: "право на смерть" или "право на жизнь".

5. Проблемы альтернативы эвтаназии: хосписное движение, паллиативная помощь.

6. Церковь, эвтаназия и права умирающих.

^ Интерактивные лекции (презентации с обсуждением состояния системы психиатрической медицинской помощи в современной России) – 2 часа

Семинарское занятие: Юридические и моральные основания деятельности врача в условиях терминального состояния больного. Реаниматология и эвтаназия: проблемы, суждения. Хосписы — дом для жизни? или дом для умирающих? Эвтаназия: гуманизм или клятвопреступление против личности. Закон, дети и эвтаназия. – 2 часа.


^ Казусы для использования на семинарском занятии:


Казус 1.

Эвтаназия. Мужчина, 50 лет, страдающий непроходимостью артериальных сосудов, перенес несколько операций пересадок артерий и ампутацию нижних конечностей, болен бронхопневмонией и декомпенсацией сердца. Лечение возможно только в реанимационном отделении. Можно ли считать, что симптоматическое лечение в данном случае равносильно «пассивной» эвтаназии?

Казус 2.

Эвтаназия. Мужчина, 45 лет, страдающий боковым амиотрофическим склерозом с расстройством фонации и глотания. Психическое состояние нормальное. Обращается с просьбой об «активной» эвтаназии. Является просьба пациента

юридически и морально обоснованной? В чем в данном случае состоит долг врача?

Казус 3.

Интенсивная терапия. Мужчине, 60 лет, перенесшему пять лет назад операцию по поводу рака желудка, три года назад – легочного метастаза и имеющему в настоящий момент церебральный метастаз, предлагается хирургическое вмешательство. Целесообразна ли в данном случае интенсивная терапия? Каково будет пропорциональное соотношение пользы и последующих страданий больного? Какова граница между интенсивной терапией и «пассивной» эвтаназией?

Казус 4.

Отказ от лечения больного и умственно отсталого новорожденного.

Новорожденный ребенок страдает атрезией заднего прохода и болезнью Дауна.

Немедленное хирургическое вмешательство позволило бы, вероятно, спасти жизнь

новорожденного, но его интеллект не превысил бы со временем уровня 4-летнего ребенка, а продолжительность жизни составила бы около двадцати лет. Родители отказываются от операции, предпочитая, чтобы ребенок умер естественной смертью. Кому, на Ваш взгляд, принадлежит право решения данной задачи, и как бы Вы решили ее сами?


Контрольные вопросы по теме:

1. В чем заключается суть концепции Е. Кюблер-Росс: смерть как стадия роста?

2. Перечислите основные стадии реакции пациента (по Е. Кюблер-Росс) на сообщение неблагоприятного диагноза?

3. Запрещена ли законодательно эвтаназия в России, если да, то в каких документах?

4. Назовите основные аргументы противников эвтаназии.

5. По каким критериям в настоящее время осуществляется констатация смерти человека в России?

6. Что такое хоспис и есть ли они в России?

7. Какие виды помощи оказываются пациентам в хосписе?

8. Разрешено ли врачу (законодательно) сообщать неизлечимо больному пациенту диагноз.

9. Назовите три основных аргумента противников лжесвидетельства при сообщении неблагоприятного прогноза пациенту.

10. Каковы границы достоверности медицинского диагноза и прогноза?

11. Почему медицинские показания носят вероятностный характер и не могут служить основанием для активной эвтаназии?




Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины


^ 2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины


2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы


Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины.


2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:


Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется:

Проверка письменных заданий по темам – 32 часа


2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Методика проведения зачета

Зачет состоит из двух частей.

1. Тесты на основные понятия, знание которых является условием получения положительной оценки (15 штук): 10 тестов закрытых, 5 тестов открытых;

2. Задача.

Оценка результатов теста: 

  • верны все ответы – 50 баллов

  • 3 неверных ответа – 30 баллов

  • 4 неверных ответа – 15 баллов

  • 5 и более неверных ответа – 0 баллов

Оценка решения задачи:

  • полное и правильно мотивированное решение – 25 баллов

  • неточности и ошибки в решении при условии, что студент обратил внимание на вопросы, анализ которых необходим для правильного  решения, – 15 баллов

  • наличие в решении существенной ошибки – 5 баллов

  • неправильное решение, отсутствие обоснования решения – 0 баллов.

^ Итоговая оценка:

Итоговая оценка выводится на основании суммы баллов, полученных по трем заданиям. Общая оценка выводится по следующим правилам:

65-75  баллов – отлично (5)
45-55  баллов – хорошо  (4)
30 - 35 баллов – удовлетворительно (3)
25 баллов и менее – неудовлетворительно (2)

Несамостоятельное выполнение хотя бы одного из заданий – неудовлетворительно.


^ 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины


2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины


При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Биомедицинская этика», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать биомедицинскую этику и медицинское право.


2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом


Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал


2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.


^ 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины


2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий


В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование


2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования


Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию


Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.


2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению


Не требуется.


2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов


Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.


^ 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета.


      1. Обязательная литература


1. Вересаев В.В.. Записки врача// Собр. соч. В 4-х т. М.:1985, т.1.

2. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений// Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С. 67-90.

3. Женевская декларация- Международный кодекс медицинской этики.//3доровье мира. — 1979. — № 7.

4. Дргонец Я., Холлевдер П.Современная медицина и право. Пер. со словац. —М.:1991.

5. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М.,1990.

6. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: Врачебные ассоциация, медицинская этика и общемедицинские проблемы/ Под ред. В.Н.Уранова.М.:ПАИМС,1995.

7. Орлов А. Биоэтика. Избранные лекции. — Красноярск, 1996.

8. Огурцов А.П. Этика жизни как 6иоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии. — 1994. — №3. — С. 49-62.

9. Тищенко ПД. К началам биоэтики//Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С.62-67.

10. Права человека. История, теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. Б.П. Назаров. М.:1995.

11. Митчем К. Что такое философия техники? — М., 1995.

12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.: Республика.1994.

13. Тищенко ПД. Феномен биоэтики// Вопросы философии. — 1992. — №3.

14. Хабермас Ю. О практическом, этическом и моральном употреблении практического разума. М., 1995.

15. Проблемы биоэтики. Ред. сб. М., 1993.

16. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы. Учебное пособие. - Казань., Дом печати, 1998.

17. Введение в биоэтику. Учебное пособие. Под ред. Юдина Б.Г.Тищенко П.Д. –М., Прогресс-Традиция, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Алмазов В.А. Врачебная ошибка – медицинские и юридические аспекты // Весы фемиды. 1999. № 2-3.

  2. Мирошниченко Н.В. К вопросу о правомерности причинения вреда жизни и здоровью при производстве медицинского эксперимента // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007, №2.

  3. Мохов А.А. Медицинская документация как источник доказательственной информации в гражданском судопроизводстве //Арбитражный и гражданский процесс. 2002, №3.

  4. Некачалов В.В. Ятрогения (Патология диагностики и лечения). Пособие для врачей. – СПб., б/и, 1998.

  5. Новикова Е.Е. Нарушения в профессиональной деятельности медицинских работников // Медицина и право: Доклады на конференции «Медицина и право в ХХI веке» 23 – 24 июня 1999 г. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.

  6. Огарков И.Ф. Врачебные правонарушения и уголовная ответственность за них. – Л.: Медицина, 1961.

  7. Ответственность за правонарушения в медицине: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [О.Ю. Александрова и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  8. Пашинян Г.А., Ившин И.В. Профессиональные преступления медицинских работников против жизни и здоровья. – М.: Медицинская книга, 2006.

  9. Путило Н.В. Комментарий к Основам законодательства об охране здоровья граждан. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

  10. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок: Книга практикующего врача //Пер. с англ. – М.: Практика, 1994.

  11. Сергеев В.В., Захаров С.О., Ардашкин А.П., Тарасов А.А. Юридический анализ профессиональных ошибок медицинских работников. – Самара: «Типография «Сокол – Т», 2000.

  12. Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи. – Москва – Иваново, 2001.

  13. Сергеев В.В. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок //Здравоохранение РФ. 2000. № 1.

  14. Тихомиров А. В. Медицинское право. Практическое пособие. – М.: Статут, 1998.

  15. Федоров В. В., Бакланов Д.В.. Пристансков В.Д. Ятрогении медицинских манипуляций. / Мир медицины, 1998. № 9-10.

  16. Федоров В.В., Пристансков В.Д. Ятрогенная патология. Медицинские и правовые аспекты. // «Мир медицины», № 7 (14), июль 1998.


Нормативные правовые акты


  1. Конвенция «О защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция «О правах человека и биомедицине» (ETS N 164) (Заключена в г. Овьедо 04.04.1997) // ИПС «Консультант» (Перевод на русский язык предоставлен Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (Статья 65 приводится с учетом Указов Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ) // Российская газета № 237 от 25.12.1993, "Российская газета", № 2, от 11.01.2007.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №25. ст. №2 1, ст. 2456.

  4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».


Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины


Разработчики рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Никитин

Евгений

Николаевич

нет

нет

Начальник юридического отдела ФГУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им.В.А.Алмазова,


197341, С.-Петербург, ул.Аккуратова, д.2,

e-mail: nikitin@almazovcentre.ru

сл.тел. (812) 702-68-49,

моб.тел.+7-921-919-0551



В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:


Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола



















Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа












Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа







































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

21.06.2012

№ 8



Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа





































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа (модуль 21) по факультативным дисциплинам биомедицинская этика для ординаторов

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics icon1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические

Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии,
Рабочая программа дисциплины биоэтика федерального компонента цикла гэс гос впо составлена на основании...
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Bioethics iconРабочая программа учебной дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы