МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Декан медицинского Зав. кафедрой нормальной
факультета и патологической анатомии
_________Р.М.Захохов _______В.А. Каранашева
1 сентября 2011 года 31 августа 2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ»
^
Квалификация выпускника – специалист
Форма обучения – очная
Нальчик 2011
Рецензент: доктор биологических наук, профессор, зав. курсом морфологии и физиологии КБСХА им. В.М. Кокова Пилов А.Х..
Рабочая программа дисциплины «Анатомия человека, анатомия головы и шеи» /сост. В.А. Каранашева – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. – 38с.
Рабочая программа предназначена для преподавания базовой части математического, естественно-научного и медико-биологического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060201. 65 «Стоматология» в 1-3 семестрах, утверждённого приказом министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2011 года, №16
Составитель ______________________ В.А.Каранашева
31.08.2011 г.
© Каранашева В.А., 2011
© ФГБОУ КБГУ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………….4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………5
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины……..6
4. Содержание и структура дисциплины………………………………….8
4.1. Содержание разделов дисциплины……………………………….......8
4.2. Структура дисциплины………………………………………………..15
4.3. Практические занятия…………………………………………………17
4.4. Самостоятельной изучение разделов дисциплины…………………20
5. Образовательные технологии…………………………………………21
5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые
в аудиторных занятиях …………………………………………………21
^
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………29
7.1. Основная литература……………………………………………………29
7.2. Дополнительная литература……………………………………………29
7.3. Периодические издания…………………………………………………30
7.4. Интернет-ресурсы………………………………………………………..30
7.5.Методические указания к практическим занятиям. ………………..31
7.6. Методические указания к самостоятельной работе…………………32
7.7. Программное обеспечение современных информационно-
коммуникационных технологий ………………………………………32
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………33
Лист согласования рабочей программы дисциплины……………….34
Дополнения и изменения к рабочей программе дисциплины………
^
Анатомия относится к медико-биологическому циклу дисциплин, обеспечивает логическую связь между теоретическими и клиническими дисциплинами, имеет своей целью формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии как организма в целом, так и отдельных органов и систем, на основе современных методов макро- и микроскопии; умений использовать полученные данные при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей профессиональной деятельности врача.
^
Изучение студентами строения, функции и топографии органов тела человека, анатомо-топографических взаимоотношении органов, их рентгенологического изображения.
Изучение индивидуальных, половых и возрастных особенностей строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), вариантов изменчивости органов и пороков их развития.
Формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так организма в целом, а также о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических и генетических факторов, характера труда, социальных условий на развитие и строение организма.
Формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины.
Формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела т.е. владению анатомическим материалом: для понимания патологии, диагностики и лечения
Воспитание у студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, бережного и уважительного отношения к изучаемому объекту - органам человеческого тела и трупу, которые студенты изучают во имя живого человека; привитие высоконравственных норм поведения в анатомическом театре и секционных залах медицинского факультета:
^ относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения анатомии формируются:
А) В цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
Б) В цикле математических и научно-естественных дисциплин, в том числе: физика, химия, биология, гистология, эмбриология и цитология, нормальная физиология.
^ является предшествующей для изучения дисциплин: нормальная физиология, патологическая анатомия, клинические дисциплины.
. Для взаимосвязи анатомии человека с другими дисциплинами необходима интеграция преподавания её с этими дисциплинами.
^ направлен на формирование следующих компетенций:
ОК- 1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.
^ способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
^
основные этапы развития анатомической науки, её значение для медицины и биологии;
основные направления анатомической науки, традиционные и современные методы анатомических исследований;
основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах;
общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма;
значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины;
анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков, проекцию органов на поверхности тела;
основные детали строения и топографии органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков.
основные этапы развития органов (органогенез);
возможные варианты строения и основные пороки развития органов и их систем;
прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для последующего обучения и в дальнейшем для профессиональной деятельности.
Студент должен уметь:
правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем)
находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть по-русски и по-латыни;
находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органы;
находить и показывать на рентгеновских снимках, компьютерных и магнитно-резонансных томограммах органы и основные детали их строения;
находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения суставов в теле человека;
пользоваться научной литературой;
используя полученные знания, чётко ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела.
^ :
базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека;
медико-анатомическим понятийным аппаратом
простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом.
^
№ раз-дела
|
Наименование раздела
|
Содержание раздела
|
Форма текущего контроля
|
1.
|
1.Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии.
|
Краткая характеристика периодов развития анатомической науки (Александрия, Древний мир, эпоха феодализма, эпоха Возрождения, эпоха капитализма, анатомия в России), Корифеи анатомической науки каждого периода и их заслуги перед наукой. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Высказывания Гиппократа, Н.И. Пирогова, А.П. Губера, О.Е. Мухина и др. о значении анатомии для медицины, Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела. Направления анатомической науки: микроскопическая анатомия, возрастная, топографическая, хирургическая, проекционная, пластическая, описательная, систематическая, динамическая, а также функциональная анатомии.
|
^
|
2.
|
Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека
|
Процесс образования и строения тканей, органов, систем органов и аппаратов организма. Краткая характеристика стадий пренатального и периодам постнатального развития человека
|
^
|
2
|
Анатомия скелета
|
Строение и функция, краткие данные фило- и онтогенеза костей, эмбриогенез костей и способы остеогенеза. Классификация костей по форме, строению, развитию и функции. Кость, как орган: компактное и губчатое вещество, надкостница, костный мозг. Химический состав (органический и неорганические вещества) физические и механические свойства костей. Анатомические предпосылки переломов костей и наиболее часто встречающихся аномалий, возрастные особенности костей. Работы П.Ф. Лесгафта, показывающие влияние механических нагрузок, труда, физической культуры на строение костей. Роль социальных и биологических факторов и экологии на развитие костей. Детали строения отдельных костей скелета.
|
ДЗ
Т, К.
|
3
|
Анатомия черепа
|
Краткие данные о фило- и онтогенезе черепа, закономерности закладки мозгового и лицевого черепа, их изменения в процессе антропогенеза. Анатомия черепа в целом, возрастные особенности черепа: череп новорождённого, роднички, сроки их зарастания; постнатальное развитие с указанием периодов интенсивного роста, формирования воздухоносных пазух черепа, образования швов и их закрытия, старческие изменения, половые и индивидуальные (типовые) особенности строения черепа (формы черепа). Основы краниометрии, лженаучность расовой теории о форме черепа. Детали строения костей черепа
|
ДЗ
Т, К
|
4
|
Артросиндесмология
|
Функция и роль соединений в организме человека, фило- и онтогенез соединений. Классификация соединений костей и характеристика видов непрерывного соединения (синдесмозов, синхондрозов, синостозов). Виды и формы суставов, движения в суставах и их элементарный анализ, оси вращения, плоскости движения. Характеристика главных (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью) и вспомогательных (связки, хрящевые губы, диски, мениски, бурсы) элементов.
Детали строения отдельных суставов.
|
ДЗ
Т, К
Препаровка
|
5
|
Миология.
|
Развитие мышц, анатомо-физиологические данные. Мышца как орган, её строение, подразделение на части, сухожилия (апоневроз). Классификация мышц по форме, строению и функциям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сухожильные дуги, блоки для сухожилий мышц, костно-фиброзные каналы. Анатомические основы распространения воспалительного процесса по межфасциальным пространствам и практическое значение фасций по Н.И.Пирогову. Костно-мышечный аппарат как система рычагов. Формы изменчивости и аномалии мышц. Работы П.Ф. Лесгафта о влиянии функции и профессии на строение и развитие суставов, мышц. Детали строения отдельных мышц: начало, прикрепление, функция.
|
ДЗ
Т, К
Препаровка
|
6
|
Пищеварительная система
|
Краткая характеристика и разделение внутренних органов по особенностям строения и функции на отдельные системы органов. Общий обзор пищеварительной трубки, особенностей слизистой и мышечной оболочек, а также наружного слоя стенки её различных отделов, зависимость строения этих отделов от их функций. Развитие (онтогенез) пищеварительной системы и основные аномалии. Детали строения и развития отдельных органов пищеварительной системы. Топография органов пищеварительной системы и отношение к брюшине. Ход брюшины, этажи брюшной полости, каналы и пазухи среднего этажа, брюшина малого таза, большой и малый сальник, брыжейки и связки брюшины.
|
ДЗ
Т, К
|
7
|
Дыхательнаы система
|
Развитие и характеристика органов дыхательных путей., особенности органов верхних и нижних дыхательных путей (полость носа, гортань, трахея, бронхи). Закономерности строения бронхиального и альвеолярного дерева и связь их с функциями данных образований. Топография корней и ворот лёгких. Плевра и средостение. Границы лёгких и плевральных мешков по существующим вертикальным линиям грудной клетки
|
ДЗ
Т, К
|
8
|
Мочеполовая система
|
Закладка и развитие мочевых и половых органов. Детали строения и топография мочевых и половых органов. Пороки развития: Морфологические отличия мужской уретры и женской. Положение матки в полости таза, строение промежности, прямокишечно-седалищные ямки .
|
ДЗ
Т, К
|
9
|
Эндокринный аппарат
|
Классификация желез внутренней секреции по происхождению (эктодермального, мезодермального и эндодермального происхож-дения) и топографии (железы краниальные, бронхиальные, абдоминальные). форма, макро- и микроскопическое строение каждой железы, название гормона и последствие их гипер- и гипофункции. Гипоталамо-гипофизарная система.
|
ДЗ
Т, К
|
10
|
ЦНС
|
Функциональная характеристика нервной системе в свете учения И.П. Павлова и Анохина. Значение для функций органов и организма в целом. Филогенез и онтогенез нервной системы. Элементы строения нервной системы: нейрон, нервные волокна, нейроглия, серое и белое вещество, ядра и узлы, нервные пучки и корешки. Классификация нервной системы. Детальное строение спинного и головного мозга: форма, топография, серое и белое вещество. Функциональное освещение ядер и ретикулярной формации. Оболочки спинного и головного мозга, ликворобращение.
Проводящие пути головного и спинного мозга.
|
ДЗ
Т, К
Р
|
11
|
ПНС
|
Периферическая часть нервной системы: спинномозговые и черепные нервы, узлы и сплетения. Краткая история изучения нервов. Состав и строение нервных стволов, закономерности образования спинномозговых нервов, их ходов и ветвлений. Развитие и строение 12 пар черепных нервов, их отличие от спинномозговых, ядра, их топография, места выхода из мозга, места выхода из черепа, основные ветви, зона иннервации.
|
ДЗ
Т, К
Препаровка
|
12
|
Вегетативная нервная система
|
Характеристика вегетативной нервной системы, её составных частей. Экстраорганные и интраорганные нервные сплетения. Заслуги отечественных ученых И.П. Павлова и академика Воробьева, детально изучивших своими методиками функциональное значение и морфологические особенности нервных сплетений сердца (нервы И.П. Павлова), а также заслуги Н.С. Кондратьева, Ауэрбаха, А.С. Догеля и Мейснера в исследовании интраорганных сплетений .Иннервация внутренних органов. Анатомия симпатического ствола, его отделы, сплетения грудной и брюшной полостей и полости таза. Парасимпатическая иннервация отдельных органов.
|
ДЗ
Т, К
Р
|
13
|
Органы чувств
|
Определение органам чувств, согласно учению И.П. Павлова, Функциональное единство периферического или рецепторного, проводникового и центрального отделов анализаторов. Развитие, морфология органов чувств, их проводящие пути.
|
ДЗ
Т, К
|
14
|
Сердце
|
Особенности развития сердца в онтогенезе, его форма и топография, особенности стенок сердца и проводящей системы. Камеры и клапанный аппарат сердца. кровообращение плода. Основные аномалии развития сердца.
|
ДЗ
Т, К
|
15
|
Кровеносные сосуды
|
Развитие сосудистой системы. Подробная характеристика каждого звена кровообращения, МЦР. Закономерности хода и ветвления артериальных сосудов в паренхиматозных и трубчатых органов. Магистральные артерии, их ветви, бассейн кровоснабжения. Формирование вен, их притоки, место впадения. Внутрисистемные и межсистемные венозные анастомозы.
|
ДЗ
Т, К
Препаровка
|
16
|
Лимфатическая система
|
Лимфатическая система- вторая трубчатая система, связанная с образованием и передвижением лимфы. Состав лимфы. Детальная характеристика лимфокапилляров, интраорганных лимфатических сосудов, коллекторов, лимфатических стволов, протоков. Регионарные лимфатические узлы и сосуды отдельных органов.
|
ДЗ
Т, К
|
17
|
Иммунная система
|
Закономерности развития и строения органов иммунной системы. Возрастные особенности и детали строения центральных и периферических органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус, селезёнка, миндалины, лимфоидные узелки, Пейеровы бляшки, диффузная лимфоидная ткань).
|
ДЗ
Т, К
Р
|
^
Виды работ
|
Всего часов
|
Первый
Семестр
|
Второй
Семестр
|
Третий семестр
|
^
|
176
|
57
|
85
|
34
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекций (Л)
|
53
|
19
|
34
|
|
Практических занятий (ПЗ)
|
123
|
38
|
51
|
34
|
^
|
157
|
51
|
68
|
38
|
Вид промежуточной аттестации
|
Экзамен
Зачёт
|
|
27
|
+
|
Общая трудоёмкость
|
10 з.ед
360
|
3
108
|
5
180
|
2
72
|
^
№
раз-
дела
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторная
работа
|
Вне-
ауд.
работа
СР
|
Л
|
ПЗ
|
ЛР
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Введение в анатомию. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии
|
8
|
4
|
|
|
4
|
2
|
Структурная организация тела человека. Понятия о тканях, органах, системах и аппаратах органов. Основные этапы онтогенеза человека
|
7
|
3
|
|
|
4
|
3
|
Анатомия скелета
|
22
|
4
|
14
|
|
8
|
5
|
Артросидесмология
|
18
|
2
|
6
|
|
8
|
6
|
Миология
|
34
|
6
|
18
|
|
10
|
|
Итого:
|
108
|
19
|
38
|
|
51
|
|