МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения.
«СОГЛАСОВАНО»
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
|
Декан
|
|
Зав. кафедрой
|
|
|
|
____________ Р.М. Захохов
|
|
__________ А.М. Инарокова
|
|
|
|
«____» ___________ 2011 г.
|
|
«____» ___________ 2011 г.
|
^
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
Специальность
060101.65 Лечебное дело
Специализация
Врач
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Форма обучения
очная
Нальчик 2011
Рецензент:
Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;
Рабочая программа дисциплины «Биомедицинская этика» /сост. А.М. Инарокова, А.М. Шомахова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. - ___ с.
Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011. - 40 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 060101.65 «Лечебное дело» в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101.65 «Лечебное дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «22» декабря 2009 г. № 788.
Составители __________________ А.М. Инарокова
__________________А.М. Шомахова
(подпись)
25.08.2011 г.
Содержание
|
|
с.
|
1
|
Цели и задачи освоения дисциплины………………………………
|
4
|
2
|
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………
|
5
|
3
|
Требования к результатам освоения содержания дисциплины..........
|
7
|
4
|
Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………
|
10
|
4.1
|
Содержание разделов дисциплины.....................................................
|
10
|
4.2
|
Практические занятия (семинары)....…………………………….....
|
11
|
4.3
|
Самостоятельное изучение разделов дисциплины………….........
|
14
|
5
|
Образовательные технологии..............................................................
|
15
|
5.1
|
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………
|
15
|
6
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации................................................................
|
15
|
7
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......……..
|
22
|
7.1
|
Основная литература……………………………………………......
|
22
|
7.2
|
Дополнительная литература…………………………………….......
|
22
|
7.3
|
Периодические издания……………………………………………..
|
23
|
7.4
|
Интернет-ресурсы................................................................................
|
23
|
7.5
|
Методические указания к практическим занятиям .........................
|
23
|
7.6
|
Методические указания к видам самостоятельной работы ……….
|
25
|
8
|
Материально-техническое оснащение дисциплины………………..
|
27
|
|
Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…….......
|
28
|
|
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ….......
|
29
|
^
Цель дисциплины. Преподавание биомедицинской этики должно способствовать наполнению сознания студентов-медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Биомедицинская этика быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Этой важной проблеме посвящены многие международные конференции, стали издаваться монографии, пособия- специализированные журналы, многочисленные публикации на страницах "Медицинской газеты" и других изданий. Созданы специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике при национальных врачебных ассоциациях, МАВ, РМА и др., а также при ряде международных организаций (Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д.).
^
Преподавание биомедицинской этики должно способствовать наполнению сознания студентов-медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной
деятельности.
Нравственные проблемы, возникающие в сфере врачебной деятельности, не новы и являются предметом заботы общества с давних времен. Во все времена, у всех людей, народов врачебная деятельность считалась одним из самых важных и почетных занятий.
Врач, в силу особенностей своей профессии, должен быть человеком высокой культуры, обладать нравственными качествами, которые делали бы его отношение к больным, населению и обществу, проникнутым глубокой человечностью, уважением и любовью.
^
Во всех медицинских вузах РФ идет переход к формированию специалиста нового качества на основе интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки студентов. Основой гуманитаризации высшего медицинского образования в стране стали Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000 г.), позволяющие студентам получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических моментов, усвоить систему современных морально-этических и социально-политических ценностей.
В Государственных стандартах (2000 г.) впервые введена новая дисциплина – биоэтика и наряду с другими гуманитарными дисциплинами вузов (культурология, психология и педагогика, отечественная история, история медицины, правоведение, философия) она призвана улучшить гуманитарную подготовку студентов, нацеленных на формирование мыслящего специалиста, личности современного типа.
В 1996 г. Советом Европы принята Конвенция "'О правах человека и биомедицине". С момента вступления России в Совет Европы принципы и положения указанной Конвенции приобрели силу закона и для нашей страны
В стране созданы Национальный этический комитет, этический комитет при РМА, в РАМН, в Минздраве РФ. Предстоит формирование этических комитетов при Министерствах здравоохранения республик, Департаментах управления здравоохранения субъектов РФ, в крупных лечебно-профилактических учреждениях и учебных заведениях по разбору многочисленных острейших этических проблем, возникающих в медицинской науке и практическом здравоохранении.
Рабочая программа предполагает двухуровневое преподавание медицинской этики будущим врачам и касается пока первого уровня- пропедевтического курса общетеоретической подготовки в данной области. Программа второго уровня с конкретизацией применения и приложения общетеоретических положений к реалиям научной и практической деятельности в различных областях клинической медицины, для клинических кафедр, должна быть разработана позднее.
Это объясняется тем, что медицина основывается на возвышенных началах человеколюбия и милосердия, издавна она связана с гуманизмом. Врач всю жизнь сопровождает человека, он первым слышит крик ребенка, возвещающий рождение новой жизни, он же отчитывает и последние удары сердца человека. Поэтому вопросы этики и деонтологии- учения о врачебном долге, а теперь и биоэтики становятся важнейшей частью учебной работы на медицинском Факультете университета. Вопросы деонтологии должны занимать важное место при изучении всех дисциплин и на протяжении всего периода обучения студента-медика в университете, "Деонтология-это душа медицины и мудрость врачевания (акад. А.Ф.Билибин), бывший министр здравоохранения Б.Л. Петровский на 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии говорил, что "преподавание медицинской этики и деонтологии студентам-медикам должно осуществляться на всех кафедрах со своих специфических для каждой медицинской специальности позиций". При этом должны широко использоваться примеры врачебной, клинической, научной и гражданской деятельности лучших представителей отечественной и советской медицины,
В Кабардино-Балкарском государственном университете на медицинском факультете как и в других медицинских вузах страны вопросы медицинской этики и деонтологии осуществляются; через обязательное преподавание путем чтения специальных лекций курса на практических занятиях; через воздействие всей клинической обстановки, поскольку деонтологии и медицинской этике нельзя научиться из лекций и книг, Личный пример преподавателя воспитывает лучше любых лекций; факультативно в процессе всей идейно-воспитательной работы, используя с этой целью беседы, клинические конференции» диспуты и др. формы, В последние годы на медицинском факультете стало традицией уже на первом курсе знакомить студентов с их будущей специальностью, основами профессиональной этики, введен ритуал "Посвящение в специальность".
Органическое сочетание биоэтики и воспитания позволит подготовить врачей, для которых врачевание станет не только профессией, но и определит весь образ жизни.
Рабочая программа по биоэтике предполагает систематическое и последовательное знакомство студентов-медиков с вопросами деонтологии и медицинской этики, проблемами биоэтики. Она предусматривает преемственность в этой большой и сложной проблеме участия всех кафедр медицинского факультета и дисциплин гуманитарного профиля Кабардино-Балкарского государственного университета.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайны (ОК-8)
б) профессиональных (ПК):
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3)
способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4)
Студент должен знать:
1. Историю биомедицинской этики.
2. Теоретические основы биомедицинской этики.
3. Основные правила биомедицинской этики.
4. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.
5. «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997 г.)
6. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан", ст.60).
7. Права и моральные обязательства врача.
Права пациентов.
Моральные нормы внутри-профессиональных взаимоотношений.
10. Этические принципы проведения эксперимента на животных.
11. Существо моральных проблем медицинской генетики.
12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.
13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными
заболеваниями и со СПИДом.
14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии,
15. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.
Студент должен уметь:
1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.
2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и
свободу действий,
3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов»
Сохранять конфиденциальность.
Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.
Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
родственниками больных людей.
Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента
8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.
Студент должен владеть:
Методикой общения с больными, их родственниками, используя основные принципы биомедицинской этики и деонтологии.
Основными нормами межколлегиальных отношений
Тактикой соблюдения врачебной тайны в различных клинических ситуациях
^
Таблица 1
Вид работы
|
Трудоемкость, часов
|
Осенний семестр
|
Весенний
Семестр
|
Всего
|
^
|
|
|
|
Аудиторная работа:
|
|
|
|
^
|
17
|
|
17
|
Практические занятия (ПЗ)
|
17
|
|
17
|
^
|
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
25
|
|
25
|
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
|
|
|
|
Реферат (Р)
|
5
|
|
5
|
Эссе (Э)
|
|
|
|
Самостоятельное изучение разделов
|
5
|
|
5
|
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)
|
15
|
|
15
|
Подготовка и сдача экзамена
|
3
|
|
3
|
Вид итогового контроля
|
|
|
экзамен
|
^
Таблица 2
№
раз-
дела
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Всего
|
Аудиторная
работа
|
Внеауд.
работа СР
|
Л
|
ПЗ
|
ЛР
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Биомедицинская этика. История биомедицинской этики. Природа этического знания.
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
2
|
Основные принципы биомедицинской этики. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.
|
12
|
2
|
2
|
|
6
|
3
|
Основные модели взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний на человеке и животных: этико-правовое регулирование.
|
10
|
2
|
2
|
|
6
|
4
|
Жизнь как ценность. Морально-этические проблемы искусственного аборта.
|
4
|
2
|
2
|
|
__
|
5
|
Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы.
|
4
|
2
|
2
|
|
__
|
6
|
Медицинская генетика и этика. Клонирование.
|
4
|
2
|
2
|
|
__
|
7
|
Смерть и умирание. Эвтаназия
|
14
|
2
|
2
|
|
8
|
8
|
Моральные проблемы трансплантологии органов и тканей человека. Этические аспекты ксенотрансплантации.
|
4
|
2
|
2
|
|
__
|
9
|
Этические проблемы оказания психиатрической помощи. СПИД: морально-этические проблемы
|
4
|
1
|
1
|
|
__
|
10
|
Этические комитеты. Конвенция совета Европы по правам человека
|
9
|
__
|
1
|
|
6
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
72
|
17
|
17
|
|
34
|
^
Таблица 3
№
занятия
|
№
раздела
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Биомедицинская этика. История биомедицинской этики. Природа этического знания.
|
Этика как наука о морали
Врачебная этика Древнего и Средневекового Востока
Медицинская этика европейского Возрождения. История медицинской этики в России. Медицинская этика в Советском Союзе. Соотношение морали и права. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа. Основания морали. Этика утилитаризма. Деонтологическая этика
|
2
|
2
|
Основные принципы биомедицинской этики. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.
|
Принцип «не навреди»
Принцип «делай благо»
Принцип уважения автономии пациента. Принцип справедливости Врачебная этика Гиппократа. Правило правдивости. Правило конфиденциальности. Правило информированного согласия.
|
2
|
3
|
Основные модели взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний на человеке и животных: этико-правовое регулирование.
|
Модели врачевания. Биологический и биографический планы заболевания. Общественное распределение или рынок медицинских услуг. Модели врачевания, основанные на специфике состояния больного. Медицина научная и медицина «параллельная»
«Нюрнбергский кодекс»
«Хельсинская декларация»
Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных. Конвенция Совета Европы «О правах человека в биомедицине».
|
2
|
4
|
Жизнь как ценность. Морально-этические проблемы искусственного аборта. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы.
|
Краткая история проблемы искусственного аборта.
Легализация «аборта по просьбе» в СССР. Аборт: морально-этические pro et contra
Природа и статус эмбриона
Основные моральные позиции по отношению к аборту. Аборт и современная религиозная мораль
Искусственная инсеминация
Экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий.
|
2
|
5
|
Медицинская генетика и этика. Клонирование.
|
Специфика моральных проблем медицинской генетики
Медико-генетическая информация: моральные проблемы получения и использования. Морально-этические и правовые аспекты клонирования. Этические проблемы международного проекта «Геном человека».
Евгеника. Моральные проблемы генной терапии.
|
2
|
6
|
Смерть и умирание. Эвтаназия
|
Медицина и проблема смерти: история вопроса. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.
Паллиативная помощь. Хосписы.
Определение смерти. Моральные проблемы. Жизнеподерживающее лечение и отказ от него. Воззрения на эвтаназию от древности до наших дней. Моральный смысл разных форм эвтаназии. Аргументы «за» и «против» эвтаназии.
|
2
|
7
|
Моральные проблемы трансплантологии органов и тканей человека. Этические аспекты ксенотрансплантации
|
Морально ли тратить средства на трансплантологию? Моральные проблемы получения органов от живых доноров. Моральные проблемы пересадки органов от трупа. Типы забора органов для трансплантации от трупа и связанные с ними моральные проблемы. Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации. Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей. Этические аспекты ксенотрансплантации.
|
2
|
8
|
Этические проблемы оказания психиатрической помощи.
|
Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии. Недобровольная госпитализация психически больных. Принцип «не навреди» в психиатрии. О злоупотреблении в психиатрии
Защита конфиденциальности психически больных. Особенности проведения экспериментов на душевнобольных пациентах.
|
2
|
9
|
СПИД: морально-этические проблемы
|
«Спидофобия» и требования медицинской этики. Тестирование и скрининг на ВИЧ в контексте принципа уважения автономии пациента. СПИД как ятрогения. СПИД как профессиональный риск медицинских работников.
|
2
|
^
Таблица 4
№
раздела
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Биомедицинская этика. История биомедицинской этики. Природа этического знания.
|
6
|
2
|
Основные принципы биомедицинской этики. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.
|
6
|
3
|
Основные модели взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний на человеке и животных: этико-правовое регулирование.
|
6
|
4
|
Смерть и умирание. Эвтаназия
|
8
|
5
|
Этические комитеты. Конвенция совета Европы по правам человека
|
6
|
|
Всего
|
34
|
^
Таблица 5
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
|
Вид занятия
(Л, ПР, ЛР)
|
Используемые интерактивные образовательные технологии
|
Количество
часов
|
1
|
Л
|
Мультимедийные презентации
|
17
|
ПР
|
Работа в интерактивном классе
|
4
|
ЛР
|
|
|
Итого:
|
21
|
^
№ п/п
|
Названия разделов
|
Оценка
|
5
|
3
|
1
|
Биомедицинская этика. История биомедицинской этики. Природа этического знания.
|
3
|
2
|
2
|
Основные принципы биомедицинской этики. Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.
|
3
|
2
|
3
|
Основные модели взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний на человеке и животных: этико-правовое регулирование.
|
3
|
2
|
|
Коллоквиум
|
4
|
3
|
|
Тестирование
|
7
|
3
|
|
Посещение занятий
|
3
|
3
|
^
|
23
|
15
|
4
|
Медицинская генетика и этика. Клонирование.
|
3
|
2
|
5
|
Жизнь как ценность. Морально-этические проблемы искусственного аборта. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы
|
3
|
2
|
6
|
Смерть и умирание. Эвтаназия
|
3
|
2
|
|
Коллоквиум
|
4
|
3
|
|
Тестирование
|
7
|
3
|
|
Посещение занятий
|
3
|
3
|
^
|
23
|
15
|
7
|
Моральные проблемы трансплантологии органов и тканей человека. Этические аспекты ксенотрансплантации.
|
3
|
2
|
8
|
Собеседование по лекционному курсу.
|
7
|
4
|
|
Коллоквиум
|
3
|
2
|
|
Тестирование
|
7
|
3
|
|
Посещение занятий
|
4
|
4
|
^
|
24
|
15
|
Общее количество баллов
|
70
|
45
|
^
1. Этика как наука о морали. Соотношение морали и права,
Моральный выбор и моральная ответственность.
2, Средства и уровни этического анализа. Основания морали.
3. Этика утилитаризма, Деонтологическая этика.
4, Моральные стороны взаимодействия между медиком и пациентом
как главный объект изучения в биоэтике.
э. Правовые, политические, богословские и философские измерения
биоэтики.
6. Биоэтика как социальный институт современного общества.
7. Конвенция Совета Европы по биоэтике.
8. Primum non nocere - как первая моральная профессиональная
гарантия и обязательство врача перед больными и коллегами по
медицинскому сообществу.
9. "Модель Парацедьса" как форма интеграции нравственного отношения в стратегию терапевтического поведения врача.
10. Деонтологическая модель и принцип "соблюдения долга" как определяющее, необходимое и достаточное основание действий врача, диктуемых медицинским сообществом.
11 .Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека как радикально новое решение "основного вопроса" медицинской этики-вопроса об отношении врача и пациента.
12.Медицинская практика как сложно дифференцированная система различных форм социального взаимодействия медика и пациента,
13. Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента /"инженерная модель"/.
14. Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента -"патерналистская модель".
15.Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента-"коллегиальная модель".
16. Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента -"контрактная модель",
17. Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента-"монологичная модель".
18. Базовые модели взаимоотношений медицинского работника и пациента -"диалогичная модель".
19.Модели врачевания в связи с динамикой состояния больного.
20. Этические регулятивы взаимоотношений врача и пациента- "святая ложь"- правдивость – конфиденциальность – информированное согласие.
21. Аборт как концентрированное выражение отношений между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного и научного познания.
22. Этические аспекты отношения к практике искусственного аборта врачей, медицинских сообществ и ассоциаций.
23. Юридический статус плодоизгнания; история и современность,
Социально-политические аспекты .проблемы аборта,
Морально-мировоззренческие подходы к проблеме аборта (либеральная и консервативная ценностно-мировоззренческие
ориентации),
Моральное различие между предупреждением зачатия и искусственным абортом: история и современность,
Контрацепция и стерилизация как метод регуляции рождаемости на
уровне медицинской практики, принципы "планирования семьи"
и "правильного репродуктивного поведения" на уровне идеологии,
28, Контрацепция и стерилизация в аксиологическом и прогностическом измерениях.
29. Гуманистические основания метода искусственной инсеминации (ИОМ и ИОД).
Этические аспекты донации гамет. Проблема конфиденциальности
и справедливости.
Нравственные проблемы метода ЭКО и ПЭ-ограничение клинической практики в связи с трудностями морально-этического порядка,
Нравственные проблемы метода ЭКО и ПЭ-нравственная допустимость
Нравственные проблемы метода ЭКО и ПЭ-нравственная допустимость манипуляций с эмбрионами,
Нравственные проблемы метода ЭКО и ПЭ- этические проблемы
возможностей выбора попа и других характеристик будущего ребенка.
Нравственные проблемы метода ЭКО и ПЭ- социальное и правовое
положение ребенка, появившегося на свет посредством метода ЭКО
Суррогатное материнство -этико-правовые аспекты биологического
и социального водительства.
37. Суррогатное материнство-влияние феномена суррогатного материнства на существующие институты культуры в России и Западной Европе
38, Религиозные опенки новых репродуктивных технологий (православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм),
39, Специфичность морально-этической проблематики медицинской генетики как отражение своеобразия ее предмета, Основные этические проблемы получения и использования медико-генетической информации.
40. Моральные проблемы получения и использования медико-генетической информации.
41. Этические проблемы международного проекта "Геном человека".
42. Биоэтические аспекты генетики: история и современность
43. Евгеника в контексте биоэтики.
Биоэтические аспекты клонирования человека,
Моральные проблемы генной терапии и их отражение в документах
международных и национальных организаций.
Трансплантология: этическая квалификация и правовое регулирование взаимоотношений врачей, реципиентов, доноров и их родственников. Трансплантология и принципы справедливости и "распределенной
Получение органов от живых доноров и принципы "не навреди",
конфиденциальности, информированного согласия,
Биоэтические аспекты пересадки органов от трупа.
Моральные проблемы забора органов (принципы информированного согласия, презумпция согласия и рутинного забора),
51. Проблема справедливости в распределении между потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей) трансплантологии,
52. Этические проблемы, связанные с коммерческим использованием.
человеческих органов и тканей в трансплантологической практике.
53, Биоэтические проблемы трансплантологии фетальных органов и
тканей.
54. Биоэтические аспекты ксенотрансплантации.
Отношение к смерти как определяющая характеристика любой куль туры. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.
Определение смерти: моральные проблемы. Нравственные и медицинские основания отказа от жизнеподдерживающего лечения,
Паллиативная помощь умирающим как выражение гуманных целей
биоэтики.
58. Эвтаназия- история и теория вопроса. Принцип уважения прав
личности и принцип «не навреди» как нравственные диспозиции
решения проблем эвтаназии,
59. Моральный смысл различных форм эвтаназии, Pro и contra
сторонников и противников эвтаназии,
60. СПИД: этические проблемы и права человека,
61. Биоэтические проблемы эксперимента на животных и человеке;
теория и документы,
История отечественной трансплантологии,
Право на охрану здоровья- законодательство и реальность
Правовые и этические проблемы здравоохранения России в период реформ (1991 -2000 гг.),
Этика и психика,
Проблемы евгеники
Этика в эпидемиологии,
Морально-этические проблемы репродукции человека.
Этические аспекты трансфузиологии.
Клинические испытания лекарственных препаратов (этические аспекты).
Стойкие вегетативные состояния и смерть мозга,
Этический комитет. История создания, задачи,
История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
История медицинской этики в России.
История медицинской этики в СССР.
Трансплантология и принципы справедливости.
Контрольные вопросы к экзамену по биомедицинской этике
Этика как наука о морали.
Соотношение морали и права.
Моральный выбор и моральная ответственность.
Основания морали.
Деонтологическая этика,
Принцип "не навреди".
Принцип "делай благо".
Принцип уважения автономии пациента.
Принцип справедливости.
Проблема справедливости в обеспечении доступности и качества
медицинской помощи,
Врачебная этика Гиппократа.
История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
история медицинской этики в России
Медицинская этика в Советском Союзе.
Модели врачевания.
Биологический и биографический планы заболевания.
Общественное распределение или рынок медицинских услуг,
Модели врачевания, основанные на специфике состояния больного.
Медицина научная и медицина "параллельная".
Правило правдивости.
Правило конфиденциальности.
Правило информированного согласия,
Краткая история проблемы искусственного аборта.
Легализация "аборта по просьбе" в СССР,
Аборт: морально-этические pro et contra.
Природа и статус эмбриона.
Основные моральные позиции по отношению к аборту.
Аборт и современная религиозная мораль.
Законодательство об аборте в современном мире.
Аборт и медицинское сообщество.
Икусственная инсеминация,
Экстракорпоральное оплодотворение.
Суррогатное материнство.
Религиозные оценки новых репропуьтгивньтх технологий,
Специфика моральных проблем медицинской генетики.
Медико-генетическая информация: моральные проблемы получения и использования.
Этические проблемы международного проекта "Геном человека".
Евгеника,
Медицина и проблема смерти; история вопроса.
Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий,
Паллиативная помощь. Хосписы.
Определение смерти: моральные проблемы.
Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него.
Воззрения на эвтаназию: от древности до наших дней.
Моральный смысл различных форм эвтаназии.
Аргументы "за'-" и "против'" эвтаназии.
Морально ли тратить средства на трансплантологию?
Моральные проблемы получения органов от живых доноров.
Моральные проблемы пересадки органов от трупа,
Забор органов для трансплантации от трупа и связанные с
ним моральные проблемы.
Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для
трансплантации.
Моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей.
"Этические аспекты ксенотрансгстантации.
^
1. Бартко А.Н., Михайлова Е.Л. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части I и 2, -М,: Изд-во ММСИ, 1995-1996г.
Биомедицинская этика /Под ред. В,И .Покровского,- М»: Медицина, 1997г.
Биомедицинская этика /Под ред.В .И .Покровского и Ю.М. Лопухина, вып.2.- М.: Медицина, 1999г.
4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина,-М,: Эдиториал УРСС, 1998г.
5. Введение в биоэтику /Под ред, Б.Г. Юдина. –М.: Прогресс-Традиция, 1998г.
6. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб.Официальных документов. -М., 1996г.
7. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организапий,-Киев,1996г.
9. Гиппократ, Избранные книги,- М. 1994г.
10. "Декларация об участии психиатров в исполнении смертного приговора" Всемирной психиатрической ассоциации 1989г.
^
Кодекс профессиональной этики психиатра "Российского общества
психиатров» 1994г.
Медицина и права человека: Нормы и правила права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и
буддистской религиозной морали /Пер, с франц.-М.: АО И/Г "Прогресс.
Митрополит Антоний Сурожский, Жизнь .Болезнь, Смерть,- М,,
1995г.
Основы биоэтики/Под ред,А,Н.ОрлоЕа,-Красноярск:Изд-ЕО ПИК
"Офсет", 1997г.
Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д.Сергеева,- М., 1995г.
Силуянова И.В, Биоэтика в России: ценности и законы,-М. 1997г.
Федеральный закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" 1998 г.
Этика практической психиатрии. Руководство для врачей /Под
ред. ВА.Тихоненко.-М., 1996г.
Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека" Международные документы и аналитические материалы /Под ред. Б.Г. Юдина. М., 1994г.
Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции.- М.. Российский Национальный Комитет по биоэтике, 1994г.
Силуянова И.B. Этика врачевания. Современная медицина и право-славие.-М.,2001г.
^
Журнал «Медицинское правило и этика» с 2000 г. (Приложение медицинской редакции "Главный врач").
Статьи по биоэтике на страницах газет: "Медицинская газета",
7.4. интернет-ресурсы
1. www.kbsu.ru – сайт Кабардино-Балкарского государственного университета. Учебные пособия по биомедицинской этике
2. www.medlib.ru – учебники и учебные пособия по медицине
3. www.meduniver.com – учебники, справочники по медицине
^
Реферат состоит из:
введения;
основной части – обобщенное и систематизированное изложение темы на основе литературных источников;
заключения или выводов;
перечня использованных литературных источников (отечественных и иностранных).
Объем реферата – 8-10 страниц машинописного текста или 18-20 страниц рукописи. Текст должен быть напечатан или написан только на одной стороне листа с полями: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2,5 см. Каждый лист, таблица и рисунок должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Работа должна быть сброшюрована.
Указатель литературы должен содержать не менее 5-6 источников: пособия, справочники, монографии, периодические издания, страницы в Интернете и т.д. Использованные источники располагаются в алфавитном порядке. Описание каждого источника имеет следующую последовательность:
Фамилия и инициалы авторов книг и статей;
название статьи;
название книги или журнала;
место издания, издательство, год издания, том, выпуск (для журналов - № журнала), страницы от … до …
На титульном листе (см. ниже) следует указать полное название ВУЗа, кафедры, специальность, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер подгруппы, год.
^
Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова
Медицинский факультет
Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения
Зав. кафедрой профессор Инарокова А.М.
РЕФЕРАТ
ТЕМА: « __________________________________________________»
Преподаватель – Шомахова А.М.
Исполнитель – студент 1 курса 1 п/гр. специальности «Лечебное дело»
Ф.И.О.
|
^
Указания по организации самостоятельной работы студентов включают:
рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины,
рекомендации по работе с литературой и другими источниками,
разъяснения по работе с тестовыми заданиями и выполнению домашних заданий,
рекомендации по написанию рефератов,
рекомендации по подготовке к экзаменам,
рекомендации по подготовке к рубежному контролю и.т.д.
7.7 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
1.Система «Консультант»
2.Система «Гарант»
^
Оборудование учебных кабинетов для практических занятий:
1. Мебель и стационарное учебное оборудование:
стол для преподавателя;
столы для студентов;
стул для преподавателя;
стулья для студентов;
шкаф книжный;
шкафы для хранения наглядных пособий;
шкафы для хранения учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
классная доска;
информационный стенд для студента;
^
компьютеры для преподавателя и студентов;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
локальная сеть и Интернет.
^
учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам;
методические учебные материалы (на электронных носителях);
нормативная документация;
учебная и справочная литература;
компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
электронные учебники (учебные пособия) по разделам;
материалы для промежуточной аттестации студентов по специальности 060101 «Лечебное дело».
^
дисциплины на 2011/2012 уч.г.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДАЮ
|
Проректор по УВР
|
|
__________ А.А. Шебзухов
|
|
«___» _________ 20__ г.
|
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Пересмотрена структура рейтинга по дисциплине
Внесены новые формы обучения
Пересмотрены вопросы, выносимые на экзамен по дисциплине
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры __________________________________________________________________
(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).
ОДОБРЕНА на заседании методической комиссии, протокол № ___ от "___" __________ 20__ г."
Председатель методической комиссии по направлению подготовки
__________________________________________________________________
шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой обшей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения _____________ Инарокова А.М. _________
дата
Декан медицинского факультета _____________________ Захохов Р.М.
Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин
Начальник УМУ____________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
ЛИСТ
согласования рабочей программы
Направление подготовки: Врач-лечебник
Специальность: Лечебное дело
Дисциплина: Биомедицинская этика
Форма обучения: очная
Учебный год 2011/2012
РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения
протокол N ________от "___" __________ 20__г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения
__________________ Инарокова А.М.
Исполнители:
Ассистент __________________ Шомахова А.М.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой1 _________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой ___________________________________________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки)
___________________________________________________________________ шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки
___________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
|
Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.
Начальник УМУ _________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
|