Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность





Скачать 498.42 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность
страница 1/2
Дата 12.02.2013
Размер 498.42 Kb.
Тип Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения.





«СОГЛАСОВАНО»




«УТВЕРЖДАЮ»

Декан




Зав. кафедрой










____________ Р.М. Захохов




__________ А.М. Инарокова










«____» ___________ 2011 г.




«____» ___________ 2011 г.



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»


Специальность

060105.65 Стоматология


Специализация

Врач


Квалификация (степень) выпускника

Специалист


Форма обучения

очная


Нальчик 2011


Рецензент

кандидат медицинских наук, главный врач РГЦ Хаджимуков Р.Х.


Рабочая программа дисциплины «История медицины» /сост. И.С.Семенова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2010. - 44 с.


Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

060101. Медицинское образование в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060101. Медицинское образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «22» декабря 2009 г. № 788.

Составитель ____________________ И.Л.Семенова

25.08.2011 г. (подпись)






 СеменоваИ.Л., 2011




 ФГБОУ КБГУ, 2011


Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………

5

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………..

6

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.................

5

4

Содержание и структура дисциплины ....…………………………......

6

4.1

Содержание разделов дисциплины.............................................................

8

4.2

Структура дисциплины...............................................................................

12

4.3

Практические занятия (семинары)....……………………………………….

14

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………..

15

5

Образовательные технологии......................................................................

16

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………………


18

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.........................................................................


20

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ......................……..

22

7.1

Основная литература…………………………………………………………...


23

7.2

Дополнительная литература…………………………………………………..

23

7.3

Периодические издания.....……………………………………….…………....

23

7.4

Интернет-ресурсы.................................................................................................


24

7.5

Методические указания к практическим занятиям ......................................

25




Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы...................................................................................


25

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................…


30

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….....

33




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….......

35




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….......

36

^ 1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели: Воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.

Задачи: изучение общих закономерностей развития медицины;

  • усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;

  • воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;

  • содействие идейно-политическому воспитанию студентов;

  • усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.

  • воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.

  • развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.

  • способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.

  • затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.



^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла

Анатомия и физиология Патологическая анатомия

человека


Гистология


^ «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»




Терапия Хирургия Нервные болезни


Психические болезни Акушерство и гинекология


Геронтология Инфекционные болезни Педиатрия


^ 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки специальности 060105 «Стоматология»


а) общекультурных (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);


б) профессиональных (ПК):

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4)


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.

  • Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.

  • Уметь: Определять приоритеты научных открытый.

  • Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.

  • Владеть: Логикой развития медицинского знания в целом.

  • Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.

^ Приобрести опыт деятельности в сфере овладения знаниями по курсу истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. И тем самым способствовать формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширять их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень.


^ 4. Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины



^ Тема лекции

Рассматриваемые вопросы,

количество часов.

Используемые иллюстрации (таблицы, слайды и т.д.)




1.История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Болезни зубов у древних народов.

  • История медицины как наука и предмет преподавания.

  • Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

  • Врачевание в период становления, расцвета и разложения первобытного общества.

  • Народная, традиционная и научная медицина.

2 часа

Power point презентация

26 слайдов




2.Врачевание в странах Древнего мира: врачевание в Шумере, Вавилонии и Ассирии. Зубоврачевание.

  • Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

  • Врачевание в Шумере.

  • Врачевание в Вавилонии и Ассирии.

2 часа

Power point презентация

15 слайдов




3.Врачевание в Древнем Египте.

  • Культ умерших – особенность египетской религии.

  • Накопление знаний о строении человеческого тела.

  • Лекарственное лечение.

  • Оперативное лечение.

  • Заразные заболевания.

  • Зубоврачевание.

  • Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”).

  • Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов.

2 часа

Power point презентация

10 слайдов




4.Врачевание в Древней Индии. Уровень зубоврачевания.

  • Периодизация и хронология истории и врачевания;

  • Период хараппской цивилизации;

  • Врачевание в ведийский период;

  • Врачевание в классический период.

2 часа

Power point презентация

12 слайдов




5.Врачевание в Древней Греции. Зубоврачевание.

  • Периодизация истории и врачевания.

  • Врачевание крито-микенского периода.

  • Врачевание предполисного периода.

  • Врачевание полисного периода.

  • Медицина классического периода.

  • Врачебные школы древней Греции.

  • Жизнь и деятельность Гиппократа. “Гиппократов сборник”.

  • Медицина эллинистического периода.

2 часа

Power point презентация

16 слайдов




6.Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

  • Периодизация истории и медицины.

  • Врачевание в царский период.

  • Медицина периода республики.

  • Медицина периода империи.

2 часа

Power point презентация

11 слайдов




7.Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Среднего Востока. Развитие зубоврачевания.

  • история

  • санитарно-технические сооружения;

  • византийская наука и религия;

  • развитие медицинских знаний;

  • больничное дело;

  • образование и медицина.

2 часа

Power point презентация

10 слайдов




8.Медицина в Западной Европе в период раннего, развитого Средневековья и эпоху возрождения.

  • Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья (5-15 вв.)

  • Благотворительность и больничное дело.

  • Светские и католические университеты. Высшая медицинская школа в Салерно.

  • Схоластика как метод европейского средневекового образования

  • Эпидемии повальных болезней. «Черная смерть» 1346-1348 гг. в Западной Европе. Лазареты. Карантины.

  • II. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (15-17 вв.)

  • Леонардо да Винчи и Андреас Везалий в истории анатомии.

  • Становление физиологии как науки. Ятрофизика.

  • Ятрохимия. Парацельс в истории медицины. Развитие аптек и аптечного дела.

  • Джироламо Фракосторо и учение о заразных болезнях.

  • Развитие хирургии в Средневековой Европе.

  • Амбруаз Паре, его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии и акушерства.

2 часа

Power point презентация

10 слайда




9.История медицины КБР.

  • История развития здравоохранения в КБР.

  • Становление здравоохранения дореволюционный период.

  • Сложности развития здравоохранения после ВОВ.

  • Мероприятия проводимые по ликвидации вспышек ряда инфекционных заболеваний (малярия. тиф) после ВОВ.

  • Задачи здравоохранения КБР в после военный период.

  • Открытие в 1948 году противотуберкулезного диспансера и онкологического пункта.

  • Постановление Обкома КПСС от 17 апреля 1960 года «о мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения».

2 часа

Power point презентация


13 слайда






занятия

№ раздела

Тема

Кол-во

часов

1

2

3

4

1.

1

Медицина периода феодализма в России (IX-XVIII вв.) Зубоврачевание в эпоху феодализма.

2

2.

1

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец XVIII-первая половина XIX века).

2

3.




История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Врачевание в Древней Месопотамии.

Врачевание в Древнем Египте.




4.

1

Медицина в России в период капитализма (вторая половина XIX-начало XX вв.)

2

5.




Медицина в России в период капитализма


(продолжение). Развитие отечественного зубоврачевания.





6.

1

Врачевание в Древней Индии.

Врачевание в Древнем Китае.

Медицина и врачевание в Древней Греции.


2

7.

1

Медицина в советский период (1917-1980-е годы). Становление отечественной стоматологии.

2

8.

1

История медицины и здравоохранения КБР. Развитие стоматологической помощи в КБР.

2

9.

2

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента.

Медицина народов Средневекового Востока.


2



^ 4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 58 зачетных единиц ( 2.1 часов)

Вид работы

Трудоемкость, часов

№ семестра







^ Общая трудоемкость

58







Аудиторная работа:

36







^ Лекции (Л)

18







Практические занятия (ПЗ)

18







^ Самостоятельная работа:










Реферат (Р)

4







Самостоятельное изучение разделов

10







Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

4







Подготовка и сдача экзамена

4







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



экзамен








^ 4.3 Разделы дисциплины


№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные занятия. В т.ч.

Самостоятельная

работа студентов

Л

С/З

1.

История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

2

2







2.

Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия).

4

2




2

3.

Врачевание в Древнем Египте.

2

2







4.

Врачевание в Древней Индии.

2

2







5.

Врачевание в Древнем Китае.

4

2




2

6.

Медицина и врачевание в Древней Греции.

4

2




2

7.

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

4

2




2

8.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента до и после конкисты.

4

2




2

9.

История медицины в КБР.

4

2




2

10.

Введение. История медицины как наука и предмет преподавания.

2




2




11.

Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Киевской Руси (9-12 вв.) и Московском государстве (15-17 вв.). Развитие зубоврачевания на Руси.

6




4

2

12.

Медицина в период разложения феодализма в России (конец 18 – первая половина 19 вв.). Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.

6




4

2

13.

Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина 19 – начало 20 вв). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии).

6




4

2

14.

Зубоврачевание в период развития капитализма (2 половина 19 века) в России.

4




2

2

15.

Создание зубоврачебной подсекции при наркомздраве РСФСР и ее значение в организации стоматологической помощи в России.

4




2

2




Всего

58

18

18

22


^ 4.4Практические занятия (семинары)



занятия

№ раздела

Тема

Кол-во

часов

1

2

3

4

1.

1

Медицина периода феодализма в России (IX-XVIII вв.) Зубоврачевание в эпоху феодализма.

2

2.

1

Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в России (конец XVIII-первая половина XIX века).

2

3.




История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Врачевание в Древней Месопотамии.

Врачевание в Древнем Египте.




4.

1

Медицина в России в период капитализма (вторая половина XIX-начало XX вв.)

2

5.




Медицина в России в период капитализма


(продолжение). Развитие отечественного зубоврачевания.





6.

1

Врачевание в Древней Индии.

Врачевание в Древнем Китае.

Медицина и врачевание в Древней Греции.


2

7.

1

Медицина в советский период (1917-1980-е годы). Становление отечественной стоматологии.

2

8.

1

История медицины и здравоохранения КБР. Развитие стоматологической помощи в КБР.

2

9.

2

Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента.

Медицина народов Средневекового Востока.


2



^ 4.5 Темы рефератов



  • Медицина в Древнем Египте.

  • Медицина в Древней Индии.

  • Медицина в Древнем Китае.

  • История развития и физиологические основы иглотерапии.

  • Медицина в Древней Греции.

  • Гиппократ и «Гиппократов сборник».

  • Медицина Древнего Рима.

  • Медицина в Халифатах.

  • Абу Али Ибн Сина – ученый энциклопедист средневекового Востока.

  • Врачевание и медицина в Древнерусском государстве.

  • Леонардо да Винчи – великий живописец, один из основоположников

пластической анатомии.

  • Медицина в Западной Европе.

  • Андреас Везалий и начало научной анатомии.

  • Выдающиеся представители средневековой Грузии и Армении.

  • Медицина доколумбовых цивилизаций Америки.

  • М.В.Ломоносов. Его влияние на развитие медицинского дела в России.

  • Медицина в Московском государстве.

  • Реформы Петра I в области образования и медицины.

  • Луи Пастер – основоположник научной микробиологии.

  • Роберт Кох – создатель мировой школы бактериологов, иммунологов и

патологов.

  • И.И.Мечников – создатель школы русских микробиологов,

иммунологов и патологов.

  • История развития патологической анатомии и физиологии

  • М.Я.Мудров – основоположник русской внутренней медицины.

  • Н.И.Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии.

  • И.М.Сеченов – отец русской физиологии.

  • С.П.Боткин и его школа.

  • И.П.Павлов – «Первый физиолог мира».

  • История генетики.

  • Н.П.Суслова – первая русская женщина – врач.

  • История наркоза.

  • Рождение антисептики и асептики.

  • Н.А.Семашко – основоположник советского здравоохранения.

  • З.П.Соловьев – теоретик и организатор советского здравоохранения.

  • История переливания крови.

  • История родовспоможения, акушерства и гинекологии.

  • Становление и развитие педиатрии в России.

  • История сестринского дела в России.

  • История учения об инфекционных болезнях.

  • Медики-лауреаты Нобелевской премии.

  • История земской медицины в России.

  • Становление и развитие экспериментальной гигиены.

  • История зубоврачевания и стоматологии.

  • История военной медицины.

  • История развития психиатрии.

  • История развития офтальмологии.

  • Опыты врачей на себе.

  • Становление и развитие учения о пересадке органов и тканей.

  • История развития медицины Кабардино-Балкарии.

  • Международный Красный Крест: история становления и деятельность.

  • История развития всемирной организации здравоохранения.



^ 4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины





раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

1.История культуры и медицины Киевской Руси.

2.Развитие врачевания в Киевской Руси.

3.Развитие монастырских больниц.

4.Народное врачевание по традициям языческих верований.

5.Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.

6.Развитие зубоврачевание на Руси.

7.Народная медицина в Московском Государстве.

8.Эпидемии в Московском Государстве.

9.Первые аптеки и Аптекарский приказ.

10.Подготовка Российских лекарей.


2

2

1.Утверждение клинического метода.

2.Реформы Петра 1 и становление медицины в России.

3.Русские госпитальные школы 18 века.

4.Развитие медицинского дела в России.

5.М.В.Ломоносов – выд-ся представитель естественнонаучного материализма 18 в.

6.Выдающийся деятель отечественной медицины 18 века – К.И.Щепин.

7.С.Г.Зыбелин – выдающийся русский врач 18 века.

8.Н.М.Максимович-Амбодик – выдающийся акушер – гинеколог 18 века.

9.А.М.Шумлянский и его вклад в экспериментальную гигиену.

10.Д.С.Самойлович – выдающийся врач-эпидемиолог 18 века.

11.Состояние зубоврачебной практики и науки в России 18 века.


2

3

1.Общественно-политическая обстановка.

2.Материалистические взгляды А.Н.Радищева, отношение его к вопросам медицины.

3.Филосовские взгляды В.Г.Белинского и А.И.Герцена как основа передового естествознания и медицины в России в первой половине 19 века.

4.И.В.Буялиский – выдающийся анатом хирург.

5.М.Я.Мудров – выдающийся терапевт и гигиенист 19 4века.

6.Е.О.Мухин – как теоретик, клиницист и организатор медицинского образования.

7.Н.И.Пирогов – великий хирург и анатом.

8.А.М.филомафитский – основоположник экспериментальной физиологии.

9.Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.


2

4

  1. История медицины как наука и предмет преподавания.

  2. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

  3. Врачевание в период становления, расцвета и разложения первобытного общества.

  4. Народная, традиционная и научная медицина.




2

5

1.Социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине 19в.

2.И.М.Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.

3.И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

4.И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.

5.С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

6..А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.

7.Роль А.А.Остраумова для развития терапии в России 19 века.

8.А.П.Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России.

9.Ф.Ф.Эрисман и его вклад в экспериментальную и общественную гигиену.

10.Н.В.Скливософский, значение его деятельности для развития отечественной медицины.

11.Земская медицина.



2

6

1.Роль ученых в развитии зубоврачевании.

2.Развитие одонтологии.

3.Развитие зубоврачебных школ.

4.Подготовка зуботехников.


2

7

1.Стоматология в предвоенные годы.

2.Отечественная стоматология в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.).

3.Организация стоматологической помощи в послевоенный период.

4.Система подготовки специалистов стоматологического профиля. Подготовка зубных врачей и врачей-стоматологов.

5.Подговка зубных техников.



2

8

  1. Культ умерших – особенность египетской религии.

  2. Накопление знаний о строении человеческого тела.

  3. Лекарственное лечение.

  4. Оперативное лечение.

  5. Заразные заболевания.

  6. Зубоврачевание.

  7. Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”).

  8. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов.




2

9

1.История культуры и медицины Киевской Руси.

2.Развитие врачевания в Киевской Руси.

3.Развитие монастырских больниц.

4.Народное врачевание по традициям языческих верований.

5.Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.

6.Развитие зубоврачевание на Руси.

7.Народная медицина в Московском Государстве.

8.Эпидемии в Московском Государстве.

9.Первые аптеки и Аптекарский приказ.

10.Подготовка Российских лекарей.


2

10
^

1.Характеристика периода.


2.Создание Народного комиссариата здравоохранения.

3.Н.А.Семашко – организатор здравоохранения России.

4.З.П.Соловьев – первый заместитель народного комиссара здравоохранения РСФСР.

5.Г.Н.Каминский – первый народный комиссар здравоохранения СССР.

6.Принципы советского здравоохранения.

7.Основные задачи и главные направления дальнейшего развития отечественного здравоохранения.


2

11

1.Стоматология в предвоенные годы.

2.Отечественная стоматология в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.).

3.Организация стоматологической помощи в послевоенный период.

4.Система подготовки специалистов стоматологического профиля. Подготовка зубных врачей и врачей-стоматологов.

5.Подговка зубных техников.


2

12

1.Развитие медицины 1940-е годы.

2.Медицина в 1950-е годы.

3.Достижения медицины в 1960-е годы.

4.Медицина в 1970-е годы.

5.Развитие медицинской помощи в 1980- годы.

6.Реформа здравоохранения 1990-х гг..

7.Развитие медицинской науки на современном этапе.

1.История создания Международного Красного Креста.

2.Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

3.Всемирная Организация Здравоохранения.

4.Движение «Врачи Мира за предотвращение Ядерной Войны».


2



^ 5. Образовательные технологии

На сегодняшний день по дисциплине история медицины используются следующие традиционные и инновационные методы.

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Информационно-рецептивный метод.

Предъявление информации. Организация действий студента с объектом изучения

Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание.

2. Репродуктивный метод.

Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением.

Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (преподавателем, книгой, техническими средствами). Произвольное и непроизвольное запоминание.

3. Метод проблемного изложения.

Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения.

Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание.

4. Эвристический метод.

Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью студентов (корректировка и создание проблемных ситуаций)

Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка.

5. Исследовательский метод.

Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения.

Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования. Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.



Занятия, проводимые в интерактивной форме – часов.


^ 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов




Л

Мультимедийные презентации

2

ПР

Работа в интерактивном классе

2










Итого:

4



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


^ СТРУКТУРА РЕЙТИНГА





Наименование темы

Баллы

1.

Введение. История медицины как наука и предмет преподавания.

1.5

3

4.5


2.

Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Киевской Руси (9-12 вв.) и Московском государстве (15-17 вв.). Развитие зубоврачевания на Руси.

1.5

3

4.5

3.

Текущий контроль

3

6

9




История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Врачевание в Древней Месопотамии.

Врачевание в Древнем Египте. (коллоквиум по лекционному материалу)

2

3

4




Тестирование

5

6

7




Посещение

3

3

3




I рейтинговая точка

13

18

23

4.

Медицина в период разложения феодализма в России (конец 18 – первая половина 19 вв.). Развитие зубоврачевания на фоне развития хирургии и терапии.

1.5

3

4.5


5.

Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина 19 – начало 20 вв). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии).

1.5

3

4.5

6.

Текущий контроль

3

6

9




Врачевание в Древней Индии.

Врачевание в Древнем Китае.

Медицина и врачевание в Древней Греции.

(коллоквиум по лекционному материалу)

2

3

4




Тестирование

5

6

7




Посещение

3

3

3




II рейтинговая точка

13

18

23

7.

Зубоврачевание в период развития капитализма (2 половина 19 века) в России.

1.5

3

4.5

8.

Создание зубоврачебной подсекции при наркомздраве РСФСР и ее значение в организации стоматологической помощи в России.

1.5

3

4.5

9.

Текущий контроль

3

6

9




Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания.

Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента.

Медицина народов Средневекового Востока.

(коллоквиум по лекционному материалу)

2

3

4




Посещение

4

4

4




Тестирование

5

6

7




III рейтинговая точка

14

19

24




ИТОГО

40

55

70


^ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Киевской Руси (9-12 вв.) и Московском Государстве (15-17 вв.).

1.История культуры и медицины Киевской Руси.

2.Развитие врачевания в Киевской Руси.

3.Развитие монастырских больниц.

4.Народное врачевание по традициям языческих верований.

5.Санитарное дело. Эпидемии повальных болезней.

6.Развитие зубоврачевание на Руси.

7.Народная медицина в Московском Государстве.

8.Эпидемии в Московском Государстве.

9.Первые аптеки и Аптекарский приказ.

10.Подготовка Российских лекарей.

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «гистология, эмбриология, цитология» Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «общая хирургия» Специальность подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «микробиология, вирусология» Специальность 510600 Биология

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»

Рабочая программа учебной дисциплины «история медицины» Специальность icon Рабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Направление подготовки (специальность)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы