Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе





Скачать 122.43 Kb.
Название Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе
Дата 31.01.2013
Размер 122.43 Kb.
Тип Лекция
Лекция 2

Врачевание в первобытном обществе

История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новая и новейшая история) занимают не более 1% исторического пути человечества.

Первобытно-общинный строй является универсальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В этот период складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (или трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки.

Изученность развития лечебной деятельности человека в различные периоды истории не одинакова и, как правило, находится в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция истории первобытного общества: оно не оставило письменных источников, а осмысление археологических и этнографических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пересмотра наших представлений в связи с новыми научными открытиями.

Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии, этнографии и палеопатологии.

^ Данные археологии

Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

Археологические находки, имеющиеся в распоряжении ученых, составляют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался первобытный человек. Поскольку достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (предметы из дерева, кожи, коры или растений не сохраняются).

^ Данные палеопатологии

Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета.

До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался и Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (и порой неразумной его деятельностью). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний.

Концепция «золотого века» не ставила в центре своего внимания здоровье человека. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способствовали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.).

В 1892 г. во время археологических раскопок на о. Ява голландский врач и анатом Ю. Дюбуа (Eugene Dubois) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека – питекантропа, жившего около 700 тысяч лет тому назад; под головкой кости имелись значительные костные выросты (экзостоз). Питекантроп при жизни сильно хромал и почти не мог прямо сидеть. Но несмотря на очень болезненную хромоту, ему, очевидно, приходилось много двигаться – об этом можно судить по гладко отполированной внутренней стороне суставной впадины. По этой находке можно судить, что древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Без поддержки коллектива тяжелобольной индивид неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания. Однако, он жил долгие годы, будучи калекой.

Подтверждением появления социальных отношений стала находка в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра).

В пещере Шанидар (территория современного Ирака) обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей.

Кости скелета мужчины Шанидар-1 (рис.), жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь. Умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет доживали в исключительных случаях. Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его. (Важно отметить, что средняя продолжительность жизни человека сохранялась на этом уровне вплоть до периода среднего Средневековья).

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар представили также первые достоверные сведения целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронений показали, что они были захоронены на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Перечисленные растения и по сей день произрастают в Северном Ираке. Причем некоторые из них обнаружены на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.

Открытие «цветочных людей» было сделано в 1960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними людьми.

Во Франции в пещере Ла Шапель найден скелет древнего человека - неандертальца, шейные позвонки которого срослись в единую кость (свидетельство артрита). Несколько десятков тысяч лет тому назад от этого заболевания страдал каждый четвертый взрослый человек. Последствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров - бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.

Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие – о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н. э. (преимущественно в ритуальных целях).

Первые врачеватели имели смутное представление о том, как устроено человеческое тело. Тем удивительнее нам кажутся проводимые ими трепанации черепа, когда с помощью примитивных каменных инструментов из него вырезались небольшие фрагменты костей.

Трепанацию стал производить лишь человек современного вида – Homo sapiens.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции.

Причина трепанации – вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет покинуть тело больного.

В то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

В презентации представлен позвонок древнего человека с разрастанием костной ткани вокруг острия стрелы.

Делать выводы о болезнях мягких тканей значительно сложнее – они не сохраняются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захороненных на территории современного штата Кентукки (США), свидетельствуют о существовании у них атеросклероза.

В 1991 году в Этцтальский Альпах была найдена мумия мужчины, жившего примерно 5 тыс. лет назад. Ученые обнаружили на его теле более 50 сине-черных татуировок и сделали предположение, что они были произведены в медицинских целях – возможно, для избавления от болей, вызванных присутствием гельминтов в кишечнике или воспалительными процессами в позвоночнике и суставах. Удивительно, но татуировки были найдены именно на тех участках тела, на которые и сегодня стал бы воздействовать специалист по акупунктуре при лечении пищеварительной системы или болей в спине Некоторые специалисты считают, что Отци подвергался иглоукалыванию. Истоки акупунктуры, следовательно, надо искать не только на Востоке.

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.

Врачевание в этот период истории человечества развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

В глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое полихромное изображение «колдуна» (так назвали его ученые) в пещере Трех братьев во Франции – полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами.

Позднее зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей – покровителей рода (предков-мужчин – при переходе к патриархату и предков-женщин – при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). В этих рогах люди так же хранили размолотые лекарства, чтобы защитить их от влажности. (Рис). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства), часто даже колотили больных, чтобы изгнать злой дух. Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями. Стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду.

В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.

В целом врачевание периода расцвета первобытного общества характеризуют: целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике и совершенствование приемов рационального врачевания; дальнейшее развитие гигиенических навыков (одежда из шкур, устройство жилищ); в области оперативного врачевания – лечение ран средствами растительного, животного и минерального происхождения, шинирование, кровопускания, использование в качестве инструментов врачевания изделий из камня, кости, рыбьей чешуи и т. п., эмпирическое применение природных опьяняющих и наркотических средств в качестве обезболивающих; в области социальных отношений – дальнейшее развитие коллективного врачевания и зарождение лечебной магии.

Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней родовой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собственности и разложения первобытнообщинного строя, начавшегося ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек планеты.

Разложение первобытно-общинного строя началось в X–V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины,

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины

На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, живущие по традициям матриархата (например, ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии. Для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе.

В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III–II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться «примитивной медициной».

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных сииполитейных обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon С. А. Павлова (Краснодарский университет мвд россии, г. Краснодар) Влюбом социальном обществе существуют

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon Социальные, экономические и психологические аспекты вич/спид
Преодоление стигмы и дискриминации по отношению к вич-инфицированным в обществе. Профилактика вич/спид...
Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon Лекций педиатрический факультет 1 семестр 1 лекция. Введение в анатомию человека. 2 лекция

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon Б1(1) Роль техники и технологий в современном обществе

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon 1. маркетинг и его роль в обществе и в деятельности организаций

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon Программа заседаний первого национального конгресса по социальной психиатрии «Психическое здоровье

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon «Предоставление реабилитационных услуг людям с ограниченными физическими возможностями, в том числе

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon 1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon Это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает,

Лекция 2 Врачевание в первобытном обществе icon М. С. Жариловская Жизнь и здоровье граждан являются высшей ценностью в обществе и государстве и,

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы