1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей





Скачать 241.65 Kb.
Название 1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей
Дата 21.03.2013
Размер 241.65 Kb.
Тип Документы



1. Пояснительная записка

Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Необходимость преодоления этой тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов.

Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов:

- условия обучения в образовательном учреждении;

-состояние окружающей среды;

-здоровье родителей и наследственность;

-условия жизни и воспитания ребенка в семье;

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 - 2,6 раза. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.

В нашей школе:





п\п

Заболевания

2010 год

57 уч-ся

2011 год

54 уч-ся

2012год

47 уч-ся

1

Сердечнососудистые

2

2

1

2

Лор -органов

3

3

2

3

Органов дыхания

1

-

1

4

Глаз

11

10

5

5

ЖКТ

-

-

1

6

ЦНС

1

1

1

7

Мочевыделительная система

-

-

-

8

Опорно-двигательный аппарат

9

8

10

9

Эндокринная система

1

1

-

10

Кожи

-

-

-

11

Крови

-

-

-

12

Хирургические

-

-

-

Вывод: Среди учащихся школы преобладают заболевание опорно-двигательного аппарата (тенденция на увеличение числа заболеваний) и у многих – зрение (снижение числа заболеваний).

По состоянию здоровья медработниками ЦРБ определены медицинские и физкультурные группы здоровья:

Параметры

Результаты 2010-2011г

Результаты 2011-2012г

Кол-во

%

Кол-во

%

Основная группа здоровья

27

65

38

76

Подготовительная группа

13

30

13

26



Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.

В её реализации задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинский работник (по согласованию) и технический персонал.


^ 2. Основания для разработки программы:


  1. Конвенция ООН о Правах Ребенка;

  2. Закон РФ «Об образовании»;

  3. Районная целевая программа « Образование и здоровье».

  1. Цель и задачи программы:

Целью данной программы создание благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью ставим следующие задачи деятельности педагогического коллектива:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Организовать профилактическую работу предупреждению вредных привычек.

  3. Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта.

  4. Организовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  5. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах.

                         ^ 4. Основные принципы реализации программы

-  
Административное, научно-методическое обеспечение всех этапов и направлений деятельности;

-   мониторинг и оценка эффективности промежуточных этапов реализации Программы, своевременное внесение коррективов;

-   создание соответствующего психологического микроклимата в школьном коллективе;

-   мотивация учителя на сбережение и формирование личного здоровья, формирование позиции учителя не как проводника, а как носителя знаний;

-   максимальное использование детского потенциала в защиту своего здоровья;

-   создание школьной среды для гармоничного развития детей согласно их биологическому возрасту.


^ 5. Основные направления программы.

-Учебно-воспитательная работа
- применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала  в соответствии с требованиями СанПиНа.

- ^ Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной  работы в школе с целью своевременной коррекции.

- Профилактическая и коррекционная работа – корректировка   школьного  банка  информации   о   состоянии   психического и  физического  здоровья детей по результатам школьных медосмотров. При наличии каких-либо недугов - профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

- ^ Научно-методическая работа – изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей; работа каждого учителя по здоровьесберегающей технологии.

-Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации у мед. работника по всем интересующим вопросам.

^ 6. Участники программы:

  • Учащиеся,

  • классные руководители,

  • учителя-предметники,

  • медработник (по согласованию),

  • врачи-специалисты ЦРБ,

  • родители.


^ 7. Ожидаемые конечные результаты:

  Реализация мероприятий программы позволит:

  • сохранить репродуктивное здоровье учащихся;

  • внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время;

  • постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей;

  • помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.


^ 8. Сотрудничество школы с другими учреждениями


Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Сельский ФАП

профилактика заболеваний, амбулаторное лечение.

медосмотры, медицинская помощь, проведение бесед медработником.

Районная

детская поликлиника

профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное

лечение.

медосмотры, медицинская

помощь

Взрослая районная

поликлиника

профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное

лечение.

медосмотры, медицинская

помощь.

ГИБДД

предупреждение детского травматизма.

лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.



^ 9. Основные мероприятия программы «Здоровье»

на 2012-2013 уч. год


^ Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и

состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика







Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный




1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп

сентябрь

1-9

Медработники ЦРБ,

Кл. руководители,

учитель физкультуры




2.

Диспансеризация в детской поликлинике.


сентябрь

7, 8 кл

Медработник,

кл. руководители,

специалисты

поликлиники




3.

Профосмотры детей в условиях школы

Февраль-

март

1-9 кл

Медработник,

прикрепленный

врач-педиатр




4.

Профилактика травматизма в школе.

Декабрь-

апрель


1-9

Медработник, учитель ОБЖ




5.

Анализ посещаемости и пропусков занятий

по болезни

В теч.

года


1-9

Кл. руководители.




^ Мониторинг физического здоровья учащихся




В теч.

года

1.

Тестирование в рамках программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей

организма человека


В течение

года



1-9


Учитель физической культуры




2.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

  • тест на адаптацию в нач. школе,

основной школе;

  • тест на тревожность


Сентябрь-

январь



1 и 5 кл



Кл. руководители




^ Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического

режима в школьном учреждении




1.

Эстетическое оформление классов и школы.

В течение

года

1-9

Зав. кабинетами; вожатая.




2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа

В течение

года

1-9


Зам. дир. по УВР




3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

  • проветривание;

  • освещение;

  • отопление

  • вентиляция

  • уборка



Ежедневно

Ежедневно

2 раза в г.

2 раза в г.

2 раза в г.

Ежедневно



Все

поме-

щения



Администрация школы;

Дежурный учитель




4.

Контроль за качеством питания и питьевым

режимом


Ежедневно





Ответственный за питание




5.

Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями

В течение

года




Зам. дир. по УВР




6.

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

ГДО,

1-4

Кл. руководители




^ Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний




1.

Прививки детей согласно приказам Минздрава

В теч.

года


1-9


Медработник




2.

Профилактическая работа во время эпидемий.

В теч.

года


1-9


Медработник




3.

Профилактическая работа через беседы, уголки

здоровья, полезные советы

В теч.

года


1-9

Учитель ОБЖ,

классные руководители.




^ Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга




1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.

В теч.

года


1-9

Учитель

физкультуры




2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В теч.

года


1-9

Учитель

физкультуры,

дежурные учителя




3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях

В теч.

года


1-9

Учитель физ-ры,

кл. руководители




4.

Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий.

В теч.

года


1-9

Учитель физкультуры,

Кл. руководители, вожатая.




5.

Работа спортивных секций

В теч. года

1-9

Учитель физ-ры




^ Профилактика травматизма




1.

Занятия по правилам дорожного движения

(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)


В теч.

года



1-9



Руководитель кружка «Безопасное детство»,

Кл. руководители




2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ, ПДД

По программе



1-9

Преподаватель ОБЖ, учителя нач. классов




3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности


сентябрь



1-9

Ответственный по ОТ,

Кл. руководители




^ Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек




1.

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, ПДД и биологии

В теч.

года


1-9

Преподаватели ОБЖ,

биологии, нач. классов




2.

Тематические классные часы (Приложение 1)

В теч.

года


1-9


Кл. руководители




3.

Тематические родительские собрания (Приложение 2)

В теч.

года


1-9

Кл. руководители,

Зам. дир. по ВР




4.

Конкурсы, викторины (Приложение 3)

По

плану


5-9

Вожатая, воспитатель ГПД

Кл. руководители






^ 10. Координация и контроль реализации программы 

Контроль  над реализацией программы осуществляют администрация школы и Совет школы:

- анализируют ход выполнения плана действий по реализации программы, вносят предложения по его коррекции;

- осуществляют организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;

- координируют взаимодействие заинтересованных общественных организаций по  развитию системы  оздоровления детей и подростков.


Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Тематические классные часы

1 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Дорога добра (беседа-игра о безопасности на дороге)

Сентябрь

2

Со спортом дружить - здоровым быть

Октябрь

3

Где нас подстерегают опасности

Ноябрь

4

Школа здоровья

Декабрь

5

Внимание дорога

Январь

6

Мы за здоровый образ жизни

Февраль

7

Осанка - стройная спина

Март

8

Вредные привычки

Апрель

2 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Где нас подстерегают опасности

Сентябрь

2

Что такое режим дня?

Октябрь

3

Со спортом дружить – здоровым быть

Ноябрь

4

Мы выбираем здоровье

Январь

5

Я выбираю жизнь в ярких красках

Февраль

6

Что такое вредные привычки.

Март


3 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Мой режим дня.

Сентябрь

2

Курение : «ЗА» и «ПРОТИВ».

Октябрь

3

Как избежать ДТП

Ноябрь

4

Как не допустить беды (Предупреждение детского травматизма)

Декабрь

5

Как уберечь себя от несчастья.

Январь

6

О режиме дня.

Февраль

7

Стоп! Тонкий лёд!

Март

8

В гостях у Мойдодыра.

Апрель


4 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Вредные привычки

Сентябрь

2

Правильное питание-залог здоровья

Октябрь

3

Мой режим дня

Ноябрь

4

Секреты здорового питания

Январь

5

Коварный тонкий лёд

Февраль

6

Наше здоровье

Апрель


5 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Курить или жить?

Сентябрь

2

Я и моё здоровье

Октябрь

3

Учись говорить: « Нет!»

Ноябрь

4

Чтоб здоровым, сильным быть…»

Январь

5

Главное здоровье – остальное будет

Февраль

6

Овощи и здоровье человека

Март

7

Про лентяев и вредную привычку

Апрель



6 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Способы укрепления здоровья.

Сентябрь

2

Гигиена мальчика и девочки.

Октябрь

3

Культура питания.

Ноябрь

4

Имя беды – наркотик.

Январь

5

О вреде алкоголя.

Февраль

6

Режим дня.

Март

7

Береги здоровье смолоду.

Апрель


7 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Марафон здоровья

Сентябрь

2

Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ!

Октябрь

3

Путешествие в «Спортландию»

Ноябрь

4

Зачем нужно заниматься физической культурой?

Февраль

5

Курильщик–сам себемогильщик

Март

6

Режим дня.

Апрель


8 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Беседа «Не забывай о режиме дня»

Сентябрь

2

Нет наркотикам! Влияние наркотических средств на умственные способности человека

Октябрь

3

Кл час – соревнование «Тренировка кисти рук – развитие внимания

Ноябрь

4

Беседа о режиме дня «Во сколько я ложусь спать?»

Январь

5

Влияние наркотических средств на жизнь человека.

Февраль

6

Скажи вредной привычке «НЕТ!»

Март

7

Кл.час-игра на свежем воздухе «Лапта»

Апрель



9 класс



п/п

Темы классных часов

Месяц

1

Роль спорта в жизни человека

Сентябрь

2

Культура гигиены девушки

Октябрь

3

Культура гигиены юноши

Ноябрь

4

Система питания старшеклассника

Январь

5

Стресс

Февраль

6

Традиции и табакокурение

Март

7

Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ

Апрель



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Тематика родительских собраний

  1. Формирование здоровых детско-родительских отношений.

  2. Режим дня и гигиенические нормы.

  3. Режим питания.

  4. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

  5. Как организовать учебный труд школьника



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конкурсы, викторины

1.Конкурсы рисунков:

  • «Жизнь без наркотиков»;

  • «Нет вредным привычкам».

2.Викторины:

  • «Красный, желтый, зеленый»;

  • «Кушайте на здоровье».


3.Веселые старты (Нач. классы)

4.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка. Основная цель уроков укрепление здоровья детей и совершенствование их физического

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского
Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Понятие здоровья...
1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Е. А. Воронко Белмапо, г. Минск Неотложные состояния (НС) это патологические изменения в организме,

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, только 8-10% выпускников школы...
1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Человек как субъект деятельности. Человеческий фактор в современном обществе
Когда мы говорим о субъекте, мы говорим, что человек является предметом практической деятельности...
1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Б1(1) Роль техники и технологий в современном обществе

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка к поправкам и предложениям к проекту федерального закона «Об основах здоровья

1. Пояснительная записка Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей icon Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы