
1. Пояснительная записка
Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Необходимость преодоления этой тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов.
Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов:
- условия обучения в образовательном учреждении;
-состояние окружающей среды;
-здоровье родителей и наследственность;
-условия жизни и воспитания ребенка в семье;
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 - 2,6 раза. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.
В нашей школе:
№
п\п
|
Заболевания
|
2010 год
57 уч-ся
|
2011 год
54 уч-ся
|
2012год
47 уч-ся
|
1
|
Сердечнососудистые
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Лор -органов
|
3
|
3
|
2
|
3
|
Органов дыхания
|
1
|
-
|
1
|
4
|
Глаз
|
11
|
10
|
5
|
5
|
ЖКТ
|
-
|
-
|
1
|
6
|
ЦНС
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Мочевыделительная система
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Опорно-двигательный аппарат
|
9
|
8
|
10
|
9
|
Эндокринная система
|
1
|
1
|
-
|
10
|
Кожи
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Крови
|
-
|
-
|
-
|
12
|
Хирургические
|
-
|
-
|
-
|
Вывод: Среди учащихся школы преобладают заболевание опорно-двигательного аппарата (тенденция на увеличение числа заболеваний) и у многих – зрение (снижение числа заболеваний).
По состоянию здоровья медработниками ЦРБ определены медицинские и физкультурные группы здоровья:
Параметры
|
Результаты 2010-2011г
|
Результаты 2011-2012г
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Основная группа здоровья
|
27
|
65
|
38
|
76
|
Подготовительная группа
|
13
|
30
|
13
|
26
|
Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.
В её реализации задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинский работник (по согласованию) и технический персонал.
^
Конвенция ООН о Правах Ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Районная целевая программа « Образование и здоровье».
Цель и задачи программы:
Целью данной программы создание благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью ставим следующие задачи деятельности педагогического коллектива:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Организовать профилактическую работу предупреждению вредных привычек.
Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах.
^ Административное, научно-методическое обеспечение всех этапов и направлений деятельности;
- мониторинг и оценка эффективности промежуточных этапов реализации Программы, своевременное внесение коррективов;
- создание соответствующего психологического микроклимата в школьном коллективе;
- мотивация учителя на сбережение и формирование личного здоровья, формирование позиции учителя не как проводника, а как носителя знаний;
- максимальное использование детского потенциала в защиту своего здоровья;
- создание школьной среды для гармоничного развития детей согласно их биологическому возрасту.
^ - применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в соответствии с требованиями СанПиНа.
- ^ – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
- Профилактическая и коррекционная работа – корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей по результатам школьных медосмотров. При наличии каких-либо недугов - профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
- ^ – изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей; работа каждого учителя по здоровьесберегающей технологии.
-Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации у мед. работника по всем интересующим вопросам.
^
Учащиеся,
классные руководители,
учителя-предметники,
медработник (по согласованию),
врачи-специалисты ЦРБ,
родители.
^
Реализация мероприятий программы позволит:
сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
^
Учреждение
|
Задачи и направления
|
Формы взаимодействия
|
Сельский ФАП
|
профилактика заболеваний, амбулаторное лечение.
|
медосмотры, медицинская помощь, проведение бесед медработником.
|
Районная
детская поликлиника
|
профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
медосмотры, медицинская
помощь
|
Взрослая районная
поликлиника
|
профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
|
медосмотры, медицинская
помощь.
|
ГИБДД
|
предупреждение детского травматизма.
|
лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
|
^
^
состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
|
|
|
Мероприятия
|
Срок
|
Класс
|
Ответственный
|
|
1.
|
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп
|
сентябрь
|
1-9
|
Медработники ЦРБ,
Кл. руководители,
учитель физкультуры
|
|
2.
|
Диспансеризация в детской поликлинике.
|
сентябрь
|
7, 8 кл
|
Медработник,
кл. руководители,
специалисты
поликлиники
|
|
3.
|
Профосмотры детей в условиях школы
|
Февраль-
март
|
1-9 кл
|
Медработник,
прикрепленный
врач-педиатр
|
|
4.
|
Профилактика травматизма в школе.
|
Декабрь-
апрель
|
1-9
|
Медработник, учитель ОБЖ
|
|
5.
|
Анализ посещаемости и пропусков занятий
по болезни
|
В теч.
года
|
1-9
|
Кл. руководители.
|
|
^
|
|
В теч.
года
|
1.
|
Тестирование в рамках программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей
организма человека
|
В течение
года
|
1-9
|
Учитель физической культуры
|
|
2.
|
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
тест на адаптацию в нач. школе,
основной школе;
|
Сентябрь-
январь
|
1 и 5 кл
|
Кл. руководители
|
|
^
режима в школьном учреждении
|
|
1.
|
Эстетическое оформление классов и школы.
|
В течение
года
|
1-9
|
Зав. кабинетами; вожатая.
|
|
2.
|
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа
|
В течение
года
|
1-9
|
Зам. дир. по УВР
|
|
3.
|
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
|
Ежедневно
Ежедневно
2 раза в г.
2 раза в г.
2 раза в г.
Ежедневно
|
Все
поме-
щения
|
Администрация школы;
Дежурный учитель
|
|
4.
|
Контроль за качеством питания и питьевым
режимом
|
Ежедневно
|
|
Ответственный за питание
|
|
5.
|
Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями
|
В течение
года
|
|
Зам. дир. по УВР
|
|
6.
|
Организация активного отдыха на переменах.
|
Постоянно
|
ГДО,
1-4
|
Кл. руководители
|
|
^
|
|
1.
|
Прививки детей согласно приказам Минздрава
|
В теч.
года
|
1-9
|
Медработник
|
|
2.
|
Профилактическая работа во время эпидемий.
|
В теч.
года
|
1-9
|
Медработник
|
|
3.
|
Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, полезные советы
|
В теч.
года
|
1-9
|
Учитель ОБЖ,
классные руководители.
|
|
^
|
|
1.
|
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.
|
В теч.
года
|
1-9
|
Учитель
физкультуры
|
|
2.
|
Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций
|
В теч.
года
|
1-9
|
Учитель
физкультуры,
дежурные учителя
|
|
3.
|
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях
|
В теч.
года
|
1-9
|
Учитель физ-ры,
кл. руководители
|
|
4.
|
Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий.
|
В теч.
года
|
1-9
|
Учитель физкультуры,
Кл. руководители, вожатая.
|
|
5.
|
Работа спортивных секций
|
В теч. года
|
1-9
|
Учитель физ-ры
|
|
^
|
|
1.
|
Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)
|
В теч.
года
|
1-9
|
Руководитель кружка «Безопасное детство»,
Кл. руководители
|
|
2.
|
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ, ПДД
|
По программе
|
1-9
|
Преподаватель ОБЖ, учителя нач. классов
|
|
3.
|
Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности
|
сентябрь
|
1-9
|
Ответственный по ОТ,
Кл. руководители
|
|
^
|
|
1.
|
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, ПДД и биологии
|
В теч.
года
|
1-9
|
Преподаватели ОБЖ,
биологии, нач. классов
|
|
2.
|
Тематические классные часы (Приложение 1)
|
В теч.
года
|
1-9
|
Кл. руководители
|
|
3.
|
Тематические родительские собрания (Приложение 2)
|
В теч.
года
|
1-9
|
Кл. руководители,
Зам. дир. по ВР
|
|
4.
|
Конкурсы, викторины (Приложение 3)
|
По
плану
|
5-9
|
Вожатая, воспитатель ГПД
Кл. руководители
|
|
^
Контроль над реализацией программы осуществляют администрация школы и Совет школы:
- анализируют ход выполнения плана действий по реализации программы, вносят предложения по его коррекции;
- осуществляют организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;
- координируют взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические классные часы
1 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Дорога добра (беседа-игра о безопасности на дороге)
|
Сентябрь
|
2
|
Со спортом дружить - здоровым быть
|
Октябрь
|
3
|
Где нас подстерегают опасности
|
Ноябрь
|
4
|
Школа здоровья
|
Декабрь
|
5
|
Внимание дорога
|
Январь
|
6
|
Мы за здоровый образ жизни
|
Февраль
|
7
|
Осанка - стройная спина
|
Март
|
8
|
Вредные привычки
|
Апрель
|
2 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Где нас подстерегают опасности
|
Сентябрь
|
2
|
Что такое режим дня?
|
Октябрь
|
3
|
Со спортом дружить – здоровым быть
|
Ноябрь
|
4
|
Мы выбираем здоровье
|
Январь
|
5
|
Я выбираю жизнь в ярких красках
|
Февраль
|
6
|
Что такое вредные привычки.
|
Март
|
3 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Мой режим дня.
|
Сентябрь
|
2
|
Курение : «ЗА» и «ПРОТИВ».
|
Октябрь
|
3
|
Как избежать ДТП
|
Ноябрь
|
4
|
Как не допустить беды (Предупреждение детского травматизма)
|
Декабрь
|
5
|
Как уберечь себя от несчастья.
|
Январь
|
6
|
О режиме дня.
|
Февраль
|
7
|
Стоп! Тонкий лёд!
|
Март
|
8
|
В гостях у Мойдодыра.
|
Апрель
|
4 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Вредные привычки
|
Сентябрь
|
2
|
Правильное питание-залог здоровья
|
Октябрь
|
3
|
Мой режим дня
|
Ноябрь
|
4
|
Секреты здорового питания
|
Январь
|
5
|
Коварный тонкий лёд
|
Февраль
|
6
|
Наше здоровье
|
Апрель
|
5 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Курить или жить?
|
Сентябрь
|
2
|
Я и моё здоровье
|
Октябрь
|
3
|
Учись говорить: « Нет!»
|
Ноябрь
|
4
|
Чтоб здоровым, сильным быть…»
|
Январь
|
5
|
Главное здоровье – остальное будет
|
Февраль
|
6
|
Овощи и здоровье человека
|
Март
|
7
|
Про лентяев и вредную привычку
|
Апрель
|
6 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Способы укрепления здоровья.
|
Сентябрь
|
2
|
Гигиена мальчика и девочки.
|
Октябрь
|
3
|
Культура питания.
|
Ноябрь
|
4
|
Имя беды – наркотик.
|
Январь
|
5
|
О вреде алкоголя.
|
Февраль
|
6
|
Режим дня.
|
Март
|
7
|
Береги здоровье смолоду.
|
Апрель
|
7 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Марафон здоровья
|
Сентябрь
|
2
|
Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ!
|
Октябрь
|
3
|
Путешествие в «Спортландию»
|
Ноябрь
|
4
|
Зачем нужно заниматься физической культурой?
|
Февраль
|
5
|
Курильщик–сам себемогильщик
|
Март
|
6
|
Режим дня.
|
Апрель
|
8 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Беседа «Не забывай о режиме дня»
|
Сентябрь
|
2
|
Нет наркотикам! Влияние наркотических средств на умственные способности человека
|
Октябрь
|
3
|
Кл час – соревнование «Тренировка кисти рук – развитие внимания
|
Ноябрь
|
4
|
Беседа о режиме дня «Во сколько я ложусь спать?»
|
Январь
|
5
|
Влияние наркотических средств на жизнь человека.
|
Февраль
|
6
|
Скажи вредной привычке «НЕТ!»
|
Март
|
7
|
Кл.час-игра на свежем воздухе «Лапта»
|
Апрель
|
9 класс
№
п/п
|
Темы классных часов
|
Месяц
|
1
|
Роль спорта в жизни человека
|
Сентябрь
|
2
|
Культура гигиены девушки
|
Октябрь
|
3
|
Культура гигиены юноши
|
Ноябрь
|
4
|
Система питания старшеклассника
|
Январь
|
5
|
Стресс
|
Февраль
|
6
|
Традиции и табакокурение
|
Март
|
7
|
Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ
|
Апрель
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика родительских собраний
Формирование здоровых детско-родительских отношений.
Режим дня и гигиенические нормы.
Режим питания.
Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.
Как организовать учебный труд школьника
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конкурсы, викторины
1.Конкурсы рисунков:
«Жизнь без наркотиков»;
«Нет вредным привычкам».
2.Викторины:
«Красный, желтый, зеленый»;
«Кушайте на здоровье».
3.Веселые старты (Нач. классы)
4.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».
    
|