|
Скачать 259.62 Kb.
|
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ С КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИЕЙ СИЛЛАБУС По Общей иммунологии Код дисциплины Zhi 3228 Специальность 051301 – общая медицина Лекции – 9 часов Практические занятия – 63 часов СРС – 36 часов Экзамен – 6 семестр Всего – 108 часов Курс 3 Семестр – 5,6 Астана 2010 г. Силлабус составлен кафедрой медицинской генетики с клинической иммунологией по элективной дисциплине «Вторичные иммунодефицитные состояния» Предназначен для студентов АО «МУА», обучающихся по учебной программе «Общая медицина». Авторы: Махамбетов К.О. – Утеубаева Г.Ж. – Обсужден на заседании кафедры от «_______» ______________200___ г. Протокол №____ Зав. кафедрой _____________________ 1.7. Сведения о преподавателях кафедры: 1. Дусмагамбетов Марат Утеуович – заведуюш\щий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Ш.И.Сарбасовой: к.м.н.: доцент. В 1988 году окончил очную аспирантуру при 1 ММА им. И.М.Сеченова и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности микробиология. Завершил докторскую диссертацию. ^ экология микроорганизмов., изучение состояния биоты почвы при воздействии малых доз радиации. 2. Махамбетов Каергельды Омбаевич - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Ш.И.Сарбасовой: к.м.н. В 1992 году окончил очную аспирантуру при 1 ММА им. И.М.Сеченова и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности иммунология. Работает над докторской диссертацией. ^ : изучение действия малых доз радиации на клинико-иммунологические и цитогенетические параметры. 3. Байдуйсенова Алия Утешевна - доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии им. Ш.И.Сарбасовой: к.м.н. В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям: микробиология и ммунология. Работает над докторской диссертацией. ^ клинико-диагностическая микробиология, медицинская микология, иммунология, HLA диагностика, микробиологическое исследование препаратов. 4. Долгиева Марета Николаевна, доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии имени Ш.И. Сарбасовой. Выпускница АкмолГМИ лечебного факультета. Проводит занятия и читает лекции на русском языке. ^ клиническая иммунология, аллергология, бронхиальная астма 5. Утеубаева Гульзада Жаксылыковна - ассистент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии имени Ш.И. Сарбасовой. Выпускница педиатрии ческого факультета КГМИ. Проводит занятия и читает лекции на государственном и русском языках. Научные интересы: иммунный статус у детей, проживающих в уранодобывающих регионах Северного Казахстана. ^ г. Астана, ул. Сары-арка, 95, АО «Медицинский университет Астана», кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии имени Ш.И. Сарбасовой, тел. 8-317 -2- ^ Иммунология является базовой дисциплиной, знание которой необходимо каждому врачу, каждому медицинскому работнику. Иммунология как наука способствует решению важных проблем клинической и теоретической медицины. Необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности и теоретические знания студенты получают на практических занятиях. Уже к первому занятию студент должен иметь 1 общую тетрадь для лекций (не менее 45 листов), альбом, цветные карандаши, халат, колпак, сменную обувь. Одним из основных требований кафедры является систематическое посещение лекций, практических занятий. Пропущенное занятие без уважительной причины отрабатывается на платной основе. Студент, опоздавший более чем на 15 минут – не допускается к занятию и отрабатывает занятие платно. Также при порче имущества академии взимается штраф в соответствующем размере. К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, посетившие практические занятия и лекций и не имеющие пропусков без уважительной причины, задолженностей по практическим занятиям, лекциям, СРС. При невыполнении требований кафедры (задолженность по практическим занятиям, в том числе невыполнение СРС) студент проходит повторный курс обучения на платной основе.
Иммунология является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся медико-биологических наук, ее теоретические положения находят все более широкое применение в практическом здравоохранении. Данные, полученные современной иммунологией, во многом меняют представления, как о патогенезе, так и о подходах к диагностике, лечению и профилактике самых различных заболеваний. На базе достижений общей иммунологии возникла и получила широкое развитие клиническая иммунология, а также современная аллергология. Разработаны классификация, методы лабораторной диагностики и лечения иммунодефицитных состояний, установлена роль иммунодефицитов в возникновении и модификации течения целого ряда заболеваний: аутоиммунных, инфекционных, аллергических, онкологических и др. В клинической практике все шире применяются иммунокорригирующие препараты, в том числе лекарственные препараты на основе рекомбинантных цитокинов, а также моноклональных антицитокиновых антител. К достижениям современной иммунологии следует отнести и успехи в области современной трансплантологии, в разработке принципиально новых классов вакцин, в решении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, и многих других. Таким образом, круг вопросов, изучаемых иммунологией, достаточно широк и представляет большой интерес для врачей практически всех специальностей. Именно этим обусловлено включение общей иммунологии учебные планы подготовки специалистов в медицинских ВУЗах. ^ формирование у студентов научных представлений о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях, а также о роли иммунной системы в жизнедеятельности здорового организма и возникновении иммунопатологических процессов.
- дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме и при иммунопатологических состояниях; - научить оценивать роль иммунной системы в поддержании генетического постоянства внутренней среды организма, а также механизмы иммунологического распознавания и регуляции отдельных звеньев иммунного ответа на клеточном и молекулярном уровнях; - ознакомить с современными представлениями о роли цитокинов, гормонов и нейропептидов в регуляции иммунитета; - научить определять иммунологические механизмы, лежащих в основе патогенеза аутоиммунных заболеваний, гиперчувствительности, отторжения трансплантата, опухолевого роста; - научить выявлять причины и механизмы возникновения иммунодефицитных состояний; - научить оценивать лабораторные методы иммунного статуса; - сформировать представления о роли иммунной системы в сохранении здоровья человека. ^
Уметь:
2.5.Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, гистология, нормальная физиология, патологическая физиология,микробология, фармакология. 2.5.Постреквизиты: внутренние болезни, хирургические болезни,детские болезни,детские болезни,инфекционные болезни,онкология. ^ Иммунология - наука об иммунитете - изучает генетические, молекулярные и клеточные механизмы реагирования организма на чужеродные субстанции, называемые антигенами. Это могут быть микроорганизмы, чужеродные в генетическом отношении клетки или ткани, белки, полисахариды, нуклеопротеиды и др. Антигенные молекулы могут быть синтезированы искусственно. При нарушении механизмов иммунного реагирования возможны реакции против антигенов собственного организма, т.е. против аутоантигенов, что лежит в основе аутоиммунной патологии. Дисбаланс регуляторных механизмов может приводить к гиперэргическому иммунному ответу против антигенов, что клинически проявляется в виде аллергических реакций. Реакции иммунной системы лежат в основе несовместимости и отторжения пересаживаемых органов и тканей. Иммунодефицитные состояния способствуют возникновению злокачественных опухолей, развитию хронических инфекционных процессов. По мере развития иммунологии традиционное понимание иммунитета как способа защиты от инфекционных возбудителей существенно изменилось. Иммунология выросла в самостоятельную научную дисциплину и в настоящее время выдвинулась в ранг наук, имеющих большое значение для решения многих кардинальных задач клинической медицины. С успехами современной иммунологии связывают получение новых высокоэффективных диагностических и лечебных препаратов, снижение инфекционной заболеваемости на принципиально новых подходах, применение иммунокорригирующей терапии при лечении широкого спектра заболеваний (злокачественные новообразования, аутоиммунные, аллергические и хронические инфекционные заболевания), изучение патогенеза и лечения первичных и вторичных иммунодефицитных состояний. Развитие современных методов оценки иммунного статуса, в первую очередь иммуноферментного анализа, проточной цитофлуориметрии, цепной полимеразной реакции, намного повысило возможности диагностики широкого круга иммунопатологических состояний. Бурный прогресс в области молекулярной генетики и биохимии позволил иммунологам открыть большое количество цитокинов -медиаторов, опосредующих функции иммунокомпетентных клеток. Действие цитокинов на клетки опосредуется через специальные рецепторы, экспрессия которых является индуцибельной. На основании многочисленных исследований было сформировано понятие цитокиновой сети и изучены особенности ее функционирования при целом ряде заболеваний. Это позволило создать совершенно новое направление иммунотерапии, которое получило название цитокиновой терапии. В последние годы проводится большое количество исследований, посвященных изучению взаимодействия иммунной, нервной и эндокринной систем, результаты которых позволяют постулировать существование единой регуляторной системы организма. Возникло новое направление в иммунологии - нейроиммуноэндокринология. Изучение воздействий окружающей среды на нейроиммуноэдокринную систему позволило во многом переосмыслить механизмы формирования вторичных иммунодефицитных состояний у человека. ^
Всего часов: 9 ^
Всего часов: 63 ^
Всего часов: 36 График консультаций преподавателей кафедры Согласно гафику консультации осуществляются еженедельноі:
^
Дополнительная:
Лекции: обзорные, тематические. ^ выполнение лабораторных работ (работа с лабораторным оборудованием, постановка и/или интерпретация результатов лабораторных тестов по оценке иммунного статуса больных; подсчет лейкоцитарной формулы, определение абсолютного и относительного количества лимфоцитов и их субпопуляций; интерпретация лейкограмм и иммунограмм); совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц, зарисовка схем и т.д.); тестирование; устный опрос; решение ситуационных задач; работа в малых группах, моделирование ситуаций. ^ работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретация лабораторных показателей, подготовка презентаций и тематических рефератов.
Для оценки знаний, навыков студента по завершении изучения дисциплины «иммунология» используются методы оценки. Методы оценки фокусируются на обратной связи, которая помогает студенту определить предел непонимания.
^ По АО «МУА» контроль и оценка знаний студентов проводится по 100 балльно-рейтинговой системе, рассматривается и делится следующим образом: текущий и рубежный контроль знаний оценивается всего: 60% (60 баллов), итоговый контроль 40% (40 баллов). ^ Самостоятельная работа студентов: Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций. ^ : шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС) ^
^ проводится согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в АО «МУА» и включает: текущий, рубежный и итоговый контроль. ^ по дисциплине включает решение тестовых заданий, проверяющих уровень теоретических знаний, индивидуальный или фронтальный устный опрос по обсуждению теоретического материала, методике выполнения лабораторных работ и др.; контроль над выполнением лабораторных работ на основании отчета (ведение практических тетрадей) и овладения практическими навыками. В ходе освоения практических навыков применять интерактивные методы обучения. При текущем контроле письменная работа проводится по основным темам и оценивается преподавателем. ^ Оценка «отлично» (цифровой эквивалент 4.0 и 3.67) ставится, если студент полностью усвоил программный материал по теме, не допустил ошибок в ответах в теории, выполнил без замечаний индивидуальное задание или лабораторную работу и своевременно сдал отчет, ответил на все вопросы. Оценка «хорошо» (цифровой эквивалент 3.33; 3.0; 2.67) ставится, если студент не допустил грубых ошибок при ответе теории, выполнил без принципиальных замечаний индивидуальное задание или лабораторную работу и своевременно сдал отчет и не ответил на ряд вопросов. Оценка «удовлетворительно» (цифровой эквивалент 2.33; 2.0; 1.67) ставится, если студент не полностью объяснил теорию по теме занятия, при выполнении индивидуального задания или лабораторной работы нуждался в помощи преподавателя, в работе допустил неточности и не принципиальные ошибки, не проявлял активности в поиске решений, испытывал большие трудности в анализе результатов работы и сдаче отчета по работе. ^ ставится, если студент не усвоил более половины материала темы, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные индивидуальные задания, не смог своевременно сдать отчет по работе, не проработал основную литературу. ^ по дисциплине проводится в течение семестра на заключительном этапе каждого раздела. Рубежный контроль преподаватель проводит согласно графику. ^ Оценка «отлично» (цифровой эквивалент 4.0 и 3.67) ставится, если студент полностью усвоил программный материал по теме, не допустил ошибок в ответах в теории и при выполнении контрольного задания, проявил оригинальное мышление, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу. Оценка «хорошо» (цифровой эквивалент 3.33; 3.0; 2.67) ставится, если студент не допустил грубых ошибок при ответе теории, выполнил без принципиальных замечаний контрольные задания, допустил отдельные неточности в работе, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя. Оценка «удовлетворительно» (цифровой эквивалент 2.33; 2.0; 1.67) ставится, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольного задания допустил ошибки, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем. ^ ставится, если преподаватель обнаружил у студента существенные пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не усвоил половина материала темы, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил контрольные задания. ^ проводится в форме экзамена по письменно-устному опросу по билету, содержащему теоретические вопросы и практические навыки. Критерии оценки знаний при итоговом контроле (устное собеседование): Оценка «отлично» (цифровой эквивалент 4.0 и 3.67) ставится., если студент полностью усвоил программный материал по теме, не допустил ошибок в ответах теории и при выполнении контрольного задания, проявил оригинальное мышление, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу, умел самостоятельно систематизировать программный материал, занимался научно-исследовательской работой. Оценка «хорошо» (цифровой эквивалент 3.33; 3.0; 2.67) ставится, если студент не допустил грубых ошибок при ответе теории, выполнил без принципиальных замечаний контрольные задания, допустил отдельные неточности в ответе, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, Оценка «удовлетворительно» (цифровой эквивалент 2.33; 2.0; 1.67) ставится, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольного задания допустил ошибки, допускал неточности и непринципиальные ошибки, не проявлял активности в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие трудности в систематизации материала. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если преподаватель обнаружил у студента существенные пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не усвоил половина материала темы, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил контрольные задания. |