|
Скачать 376.23 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Паразитология» Блок дисциплин СДМ сд Направление подготовки 020200.68 «Биология», спец. программа «Общая биология» Квалификация выпускника - Магистр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» ^ Кафедра биологии
^ Дисциплины «Паразитология» Блок дисциплин СДМ сд Направление подготовки 020200.68 «Биология», спец. Программа «Общая биология» ^ Форма обучения - очная
Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н. (подпись) ^ специальности 020400 Биология Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук доцент _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК института доцент ____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Паразитология является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования. Курс паразитологии знакомит студентов биологических специальностей с основными проблемами и направлениями паразитологии, которые являются вместе с тем теоретической основой для решения задач в области медицинской и ветеринарной паразитологии, а также и экологии. 1.2. Задачи освоения дисциплины Заложить представления о паразитизме как форме существования живых существ. Изучить адаптации к паразитическому образу жизни и жизненные циклы паразитов. Показать структурную организацию системы паразит-хозяин на организменном, популяционном и биоценотическом уровнях. Показать медицинское и ветеринарное значение паразитов. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой. ^ Программа курса «Паразитология» составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку творчески мыслящего, высококвалифицированного специалиста с широким биологическим кругозором. Курс «Паразитология» обеспечивает студента не только знанием особенностей морфологии и биологии паразитов, но и способствует пониманию закономерностей функционирования живых систем в целом. ^ (дисциплины, модули, практики). Студент для успешного освоения дисциплины «Паразитология» должен освоить основы общей биологии, зоологии (беспозвоночных и позвоночных), микробиологии с основами вирусологии, физиологии человека и животных, биологии клетки, генетики, эволюционного учения, экологии, пройти практику по зоологии и ботанике. Т.о. «Паразитология» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении всех предшествующих годах обучения. ^ необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Студент должен иметь представление о строении животных, их систематике, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания. Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее. Паразитология − это заключительная дисциплина, подводящая итог подготовки биолога, преподавателя биологии. ^ Паразитология является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Паразитология» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Паразитология» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов. Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-2): ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ОК-2: способен к инновационной деятельности; В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК: ПК-1; ПК-2; ПК-7): ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач. ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ. ^ Обучение студентов по курсу «Паразитология» проводится в форме лекций (24 часа), лабораторных (16 часов) и самостоятельной работы (20 часов). В ходе изучения паразитологии обосновываются понятия о паразитизме и паразитах, рассматриваются формы и связи паразита и хозяина, вопросы происхождения и распространения паразита в животном мире, жизненные циклы паразитов, зависимость паразитофауны от образа жизни и пищи хозяина, географические и антропологические факторы распространения паразитов, механизм взаимоотношений в системе паразит-хозяин, популяционная экология паразитов. Кроме того, курс дает возможность углубить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения зоологии беспозвоночных, общей биологии, экологии и др. биологических курсов. Текущий контроль знаний студентов проводится на лабораторных занятиях. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия, термины и определения Паразитологии, основные группы паразитических животных, закономерности существования системы «паразит-хозяин», вопросы происхождения и распространения паразитизма в животном мире, жизненные циклы паразитов, зависимость паразитофауны от образа жизни и пищи хозяина, географические и антропогенные факторы распространения паразитов, популяционную экологию паразитов. Уметь: собрать паразитов, изготовить из них препараты для коллекции и для определения видовой принадлежности, уметь определять систематическую принадлежность основных групп паразитических организмов. Владеть: методами полного паразитологического анализа по В.А. Догелю. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 20 часов. ^ Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену). ^
^ При освоении дисциплины «Паразитология» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм приобретения новых знаний. В обязательном порядке должен быть обеспечен доступ студентов в Интернет для подготовки рефератов. Во время проведения лекций образовательный процесс ориентирован, в основном, на теоретическую подготовку студентов и на приобретение навыков самостоятельной работы. Первая, вводная лекция, призвана возбудить интерес к осваиваемой дисциплине. Помимо посещения лекций, предусматривается самостоятельная работа студентов с учебной литературой, необходим также доступ к Интернет-ресурсам. ^ Паразитология является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования. Курс паразитологии знакомит студентов биологов с основными проблемами и направлениями паразитологии, которые являются вместе с тем теоретической основой для решения задач в области медицинской и ветеринарной паразитологии, а также и экологии. В ходе изучения паразитологии обосновываются понятия о паразитизме и паразитах, рассматриваются формы и связи паразита и хозяина, вопросы происхождения и распространения паразита в животном мире, жизненные циклы паразитов, зависимость паразитофауны от образа жизни и пищи хозяина, географические и антропологические факторы распространения паразитов, механизм взаимоотношений в системе паразит-хозяин, популяционная экология паразитов. Кроме того, курс дает возможность углубить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения зоологии беспозвоночных, общей биологии, экологии. Тема 1. Цели и задачи паразитологии. Краткая история паразитологии. Паразитизм как форма существования живых организмов. Распространение паразитизма в животном мире. ^ Студент должен знать основные цели и задачи паразитологии, значение паразитологии в системе смежных с ней наук. Роль отечественных ученых в развитии паразитологии. Студент должен знать определение паразитизма, типы взаимоотношений паразитов с другими животными, иметь представление об эволюции паразитов и их хозяев. Различать формы паразитизма. Студент должен знать морфологию, особенности развития, жизненные циклы, распространение таксономических групп паразитических животных, их патогенность. Студент должен уметь называть биологические объекты, приводить примеры, объяснять особенности строения паразитов, процессов жизнедеятельности, индивидуального развития, определять их и классифицировать. ^ Цели и задачи паразитологии. Краткая история паразитологии. Развитие взглядов на природу и значение паразитизма в трудах К.И. Скрябина, А.А. Филипченко, Е.Н. Павловского, В.А. Догеля, В.Н. Беклемишева. Определения паразитизма. Взаимоотношения паразитизма с другими типами биоценотических связей (симбиоз, мутуализм, комменсализм, микрохищничество, форезия и др.). Происхождение и важнейшие направления эволюции паразитизма в разных группах животных. Условия становления биоценотической системы «паразит-хозяин». Сопряженность эволюции паразитов и хозяев, примеры филогенетического параллелизма в разных таксонах паразитов. Смена хозяев, коадаптация и коспециация у паразитов. Пространственные, временные и трофические связи паразитов с хозяевами. Особенности экто- и эндопаразитизма, временного и стационарного паразитизма, нидиколии, форезии и гематофагии. Явления гиперпаразитизма. Распространение паразитизма в животном мире. Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных (простейшие: саркодовые, жгутиконосцы, споровики, книдоспоридии, микроспоридии, инфузории; гельминты: трематоды, моногенеи, цестоды, скребни, нематоды; ракообразные; клещи иксодовые, гамазовые, краснотелковые, чесоточные, железницы, волосяные и перьевые; насекомые: вши, пухоеды, блохи, овода и миазные мухи, кровососущие двукрылые и клопы). ^ Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с. Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Самостоятельная работа: С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с конспектом лекций и учебником. ^ Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных. Саркодовые, жгутиконосцы, споровики, книдоспоридии, микроспоридии, инфузории». На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики паразитических простейших p. Entamoeba, Trypanosoma, Leishmania, Trichomonas, Lamblia, Opalina, Eimeria, Plasmodium, Myxosporidia (p. Myxidium, Myxobolus, Henneguya, Myxosoma), микроспоридий, кругоресничных инфузорий Peritricha (p. Apisoma, Trichodina) и др.. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность. ^ Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных. Половозрелые трематоды и их метацеркарии». На занятиях на примере половозрелых трематод Fasciola hepatica, Dicrocoelium dendriticum, Opisthorchis felineus, p. Schistosoma, p. Diplostomum, p. Allocreadium, p. Azigia и др. изучаются особенности их строения, распространения, жизненные циклы и патогенность. На занятиях на примере метацеркарий трематод Fasciola hepatica, Dicrocoelium dendriticum, Opisthorchis felineus, p. Schistosoma, p. Diplostomum, p. Ichthyocotylurus, p. Allocreadium, p. Azigia и др. изучаются особенности их строения, развития и патогенность. Лабораторная работа № 3 по теме: «Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных. Моногенеи. Цестоды». На занятиях на примере моногеней p. Dactylogyrus, Gyrodactylus, Tetraonchus, Polystoma, Diplozoon и др. изучаются особенности их строения, циклы развития, распространение, патогенность, практическое значение. На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики ленточных червей на примере Diphyllobothrium latum, Taenia solium, Triaenophorus nodulosus, Echinococcus granulosus и др. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность. ^ Морфология, систематика и экология важнейших таксономических групп паразитических животных. Скребни. Нематоды. Ракообразные». На занятиях изучаются особенности морфологии, анатомии, систематики скребней (p. Acantocephalus, Neoechynorhynchus), паразитических нематод (p. Trichinella, Ascaris, Rhabdochona, Raphidascaris, Camallnus, Rabdias и др.) и паразитических ракообразных на примере Lernaea cyprinacea, Ergasilus sieboldi, Argulus foliaceus, p. Sacculina и др.. Рассматриваются особенности их развития, жизненные циклы и патогенность. Рекомендуемая литература для лабораторных работ: Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с. Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1984. - Т.1. 431 с. Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1985. - Т.2. 425 с. Определитель паразитов пресноводных рыб фауны СССР. Л.: Наука, 1987. - Т.3. - 583 с. Самостоятельная работа: С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с конспектом лекций и учебником, написание плана ответа к лабораторным занятиям с описанием жизненных циклов паразитов, составление списка видов, вызывающих паразитозы у человека. Тема 2. Изменения основных жизненных функций организма в связи с паразитизмом. Функциональная морфология паразитов и их биохимические особенности. Поиск хозяев и заражение их свободноживущими стадиями паразитов.паразитизмом. ^ Студент должен знать типы морфофизиологических и биохимических адаптаций в связи с паразитическим образом жизни. Студент должен знать особенности строения кожных покровов, органов прикрепления, систем внутренних органов и их функционирование в связи с экто- и эндопаразитизмом. Студент должен знать особенности развития стадий паразитов различных таксономических групп, пути проникновения, миграции и заражения новых хозяев. ^ Изменения основных жизненных функций организма в связи с паразитизмом. Важнейшие морфофизиологические и биохимические адаптации к существованию на поверхности тела хозяина, внутри его клеток, тканей и полостей. Функциональная морфология паразитов (органы прикрепления, размеры и форма тела, ультраструктура покровов у эндопаразитов, редукция отдельных органов). Биохимические особенности паразитов и разная степень метаболической зависимости от организма хозяина. Механизмы устойчивости эндопаразитов к протеазам кишечника хозяина. Питание и пища паразитов. Дыхание, осморегуляция и экскреция. Поиск хозяев и заражение их свободноживущими стадиями паразитов. Алиментарный, перкутанный и трансмиссивный пути проникновения в организм хозяина. Освобождение личинок от яйцевых оболочек, инцистирование и эксцистирование. Миграция паразитов в организме хозяина. Особенности развития в организме беспозвоночных и позвоночных хозяев. Синхронизация жизненных циклов и циркадных ритмов паразита и хозяина. Половое и бесполое размножение, плодовитость и длительность жизни. Адаптации к выходу инвазионных стадий из организма хозяина. Приспособления к расселению. ^ Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с. Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Тема 3. Жизненные циклы паразитических организмов. Организм хозяина как среда обитания паразита. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать жизненные формы паразитов разных таксономических групп и их жизненные схемы. Различать понятия: облигатный, промежуточный, резервуарный, аборативный хозяин. Иметь представление о происхождении жизненных циклов паразитов. Студент должен знать определение понятий «среды I и II порядка», особенности локализации паразитов в хозяине. Уметь объяснить явления и процессы, которые возникают в результате скучивания. ^ Жизненные схемы и жизненные формы паразитов, их классификация. Типы хозяев и их роль онтогенезе паразитов. Смена хозяев в жизненном цикле паразитов и происхождение этого явления. Промежуточный и резервуарный хозяева. Особенности экологии паразитов, имеющих свободноживущие стадии в жизненном цикле. Чередование полового и бесполого поколений. Приспособление жизненных циклов к повышению вероятности встречи с хозяином. Циклы развития паразитов, принадлежащих к различным систематическим группам. Среды I и II порядков для паразитов. Опосредованный тип воздействия внешней среды на паразита в организме хозяина. Особенности среды обитания для клеточных, тканевых и полостных эндопаразитов, эктопаразитов. Локализация паразитов в хозяине, эффект скучивания и внутривидовая конкуренция. ^ Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с. Гинецинская Т.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. М.: Высшая школа, 1978. - Т. 1. - 303 с.; Т. 2.- 253 с. Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Тема 4. Сообщества паразитов и их локальные гемипопуляции. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать определения: гемипопуляция, инфрасообщества, компонентные сообщества. Иметь представление о специфичности паразитов. Уметь объяснять особенности механизма формирования сообществ паразитов. ^ Локальные гемипопуляции паразитов, их онтогенетическое и филогенетическое развитие. Специфичность паразитов к их хозяевам. Штаммы паразитов и расы хозяев. Экологические, морфофизиологические, биохимические и генетические факторы специфичности. Нарушения специфичности и переходы на новых хозяев. Паразитоценозы (инфрасообщества) и смешанное заражение. Формы и результаты межвидовых взаимодействий паразитов в организме хозяина. Компонентные сообщества паразитов, их структура и механизмы формирования. Онтогенетическое и филогенетическое развитие компонентных сообществ паразитов. Использование характеристик компонентных сообществ паразитов в определении экологического состояния среды. ^ Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с. Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Тема 5. Паразитофауна хозяина, ее онтогенетическое и филогенетическое развитие. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать особенности онтогенетического и филогенетического развития паразитофауны хозяина. Студент должен уметь приводить примеры видов из состава фауны паразитов, объяснять закономерности зараженности хозяина паразитами в зависимости от абиотических и биотических факторов. ^ С целью углубления и расширения теоретических знаний работа с учебником и дополнительной литературой, написание конспекта, составление плана и тезисов ответа по следующим темам:
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Тема 6. Типы паразитарных систем и факторы, определяющие их устойчивость. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать классификации паразитарных систем. Иметь представление о факторах, определяющих устойчивость паразитарных систем. Уметь приводить примеры нарушений, аллергических, токсических реакций, вызывающих паразитами, уметь объяснять эти процессы. ^ Типы паразитарных систем и факторы, определяющие их устойчивость. Патогенность паразитов и формы ее проявления. Нарушения в организме хозяина, вызываемые паразитами. Механические, токсические и аллергические воздействия паразита на хозяина. Пожизненное носительство и самоочищение от паразитов. Влияние паразитарных инвазий на смертность хозяев или их репродукционный потенциал. ^ Беклемишев В.Н. Биологические основы сравнительной паразитологии. М.: Наука, 1970. - 520 с. Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Тема 7. Иммунитет. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать типы и механизмы иммунитета. Уметь приводить примеры иммунных реакций, направленных против паразитических организмов. ^ Иммунитет (врожденный или приобретенный) и аллергия при паразитозах. Немедленные и замедленные типы аллергических реакций. Антигены паразитических организмов. Механизмы иммунитета против простейших, гельминтов и членистоногих. Динамика иммунологического процесса и его влияние на плодовитость или смертность паразитов. Спонтанное очищение от паразитов и иммунная толерантность. Перекрестный и сопутствующий иммунитет при паразитозах. Изменчивость поверхностных антигенов и молекулярная мимикрия у паразитов. Генетические факторы устойчивости хозяев и инвазионности паразитов. ^ Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Тема 8. Популяционная экология паразитов. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать особенности распределения паразитов в популяции хозяина, понятия, принятые при количественном анализе популяций паразитов. Уметь приводить примеры паразитарных систем, применять математические модели к популяциям паразитов. ^ Перерассеянное распределение паразитов в популяции хозяина. Распространение инвазированных популяций хозяина. Изменение численности временных и постоянных, одноклеточных и многоклеточных паразитов в организме хозяина. Численность паразитов в промежуточных и окончательных хозяевах. Таблицы выживания паразитов. Значение отрицательной обратной связи в регуляции паразитарных систем. Паразиты как компоненты экосистем и фактор естественного отбора для вида хозяина. Математические модели систем «паразит-хозяин». Термины и понятия, принятые при количественном анализе популяций паразитов. ^ Догель В.А. Общая паразитология. М.;Л.: Наука,1962. - 472 с. Иешко Е.П. Популяционная биология гельминтов рыб. Л.: Наука, 1988. - 118 с. Кеннеди К. Экологическая паразитология. М.: Мир, 1978. – 230 с. Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций и учебником. Темы лекций
^
^ Самостоятельная работа студентов по курсу «Паразитология» осуществляется:
Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы: ^
^
^
Вопросы к экзамену
^ При проведении курса «Паразитология» используют: 1. Наглядные плакаты – 6 шт. 2. Презентации к материалам лекций. 3. Мультимедийная система для показа презентаций и других фото- и видеоматериалов. 4. Коллекции животных зоомузея. ^ Дисциплины «ПАРАЗИТОЛОГИЯ». По напрвлению «БИОЛОГИЯ» Институт естественных наук Форма обучения ДНЕВНАЯ Блок дисциплин СДМ сд Литература Основная
7. Доровских Г.Н., Степанов В.Г., Шергина Н.Н. Паразитофауна и микобиота гольяна Phoxinus phoxinus (L.) из водоемов северо-востока европейской части России (монография). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2009. – 114 с. 8. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Методы сбора и обработки ихтиопаразитологических материалов (учебное пособие). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2009. – 131 с. 9. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Паразитофуна рыб и рыбообразных из водоемов северо-востока европейской части России (монография). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010. – 192 с. 10. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Экологическая паразитология. Часть I (учебное пособие). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2010. – 207 с. 11. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Паразитофауна карповых рыб Cyprinidae Bonaparte, 1832 из водоемов северо-востока европейской части России (монография). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2011. – 186 с. 12. Доровских Г.Н., Степанов В.Г. Паразитофауна окуневых рыб Percidae Cuvier, 1816 из водоемов северо-востока европейской части России (монография). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2011. – 186 с. 13. Доровских Г.Н. Зоогеография паразитов рыб главных рек Северо-Востока Европы (монография). Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2011. – 142 с. 14. Шульц Р.С., Гвоздев Е.В. Основы общей гельминтологии. М.: Наука, 1970. – Т. 1.- 480 с.; 1972.- Т. 2.- 401 с.; 1976. - Т.3. - 246 с. Дополнительная
Научные журналы выписываемые СыктГУ
Составитель, преподаватель Доровских Г.Н. Зав. кафедрой Доровских Г.Н. Дата составления карты «_____» _________________________ 2011 г. СОГЛАСОВАНО Представитель библиотеки СыктГУ ФИО «_____» _______________________ 2011 г. |