|
Скачать 385.4 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство культуры России Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» Институт музыки, театра и хореографии Кафедра вокального искусства Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса» Цикла специальных дисциплин Для студентов специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» Тюмень, 2010 Содержание
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство и мировую историю и культуру вокала. Цель курса – изучение строения голосового аппарата как основного органа профессиональной работы вокалиста, медицинское просвещение будущих специалистов, подготовка к профессиональной работе в области вокального искусства. Задачи курса – приобретение навыков профилактики заболеваний органов звукоизвлечения, изучение проблематики охраны голоса в контексте множества её профессиональных аспектов; - приобретение навыков здорового голосообразования и дыхания; - формирование здоровой голосовой культуры, режима работы вокалиста. В основе данного курса лежит симбиоз теоретических знаний в области анатомии, фониатрии, отоларингологии, профилактики здорового образа жизни, валеологии, биоакустики, фармакологии и вокальной методики. Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал в области неполного среднего образования и дисциплин предметной подготовки по курсу дополнительного профессионального образования. Учебный материал по курсу «Гигиена голоса» является основой для изучения таких важнейших дисциплин для будущих эстрадных исполнителей, как « Сольное пение», « Джазовое пение», «Основы вокальной методики». Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской, концертной и педагогической практикой. При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном семинарские занятия, тестирования, рефераты. К индивидуальным занятиям относятся ознакомительная работа с дополнительными источниками в Интернете, методической и медицинской литературой. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету. Обучение проходит с использованием инновационных технологий, а именно по системе кредитно-модульной оценки знаний по предмету. Итоговой формой контроля служит зачет по предмету в форме тестирования и реферата. Материалы, на основании которых составлена программа: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000. ^
Содержание курса лекций 1. «Понятие гигиены голоса. Цели, задачи, общая характеристика курса» Понятие гигиены голоса как области науки. Цели и задачи курса. Синтез знаний из области медицины, охраны труда, психологии, валеологии и логопедии. Необходимость навыков доврачебной диагностики и первой помощи вокального педагога обучающемуся вокалу. 2. «Строение голосового аппарата» Анатомическое строение органов гортани, их взаимосвязь. Норма и патология строения гортани, голосовых складок, вокальных мышц, голосовой щели. Трахея и бронхи как часть дыхательной системы. Ротовая полость как биоакустическая камера. Строение и органы глотки. Процесс голосообразования. 3.«Дыхание» Принципы певческого дыхания. Анатомия дыхательных органов и физиология дыхания. Взаимосвязь дыхания и голосообразования. Дыхание при певческом звукообразовании. Типы певческого дыхания. Организация певческого выдоха. Дыхательные гимнастики. 4.«Детский голос. Проблемы мутации.» Особенности строения детского голосового аппарата. Понятие мутации. Этапы мутационных преобразований. Аномалии мутационного процесса. Нормы развития детского голоса. Рекомендации по охране голоса в мутационный период. 5.«^ Гормональные изменения в мутационный период. Особенности становления женского и мужского голоса. Влияние различных гормонов на голос. ^ Наиболее распространенные заболевания лор-органов. Катары, воспалительные процессы носа, горла, уха, органов дыхания. Вирусные заболевания и их осложнения. Методы диагностики заболеваний. Приемы доврачебной помощи. Профилактика простудных заболеваний лор-органов. ^
^ В процессе изучения данной дисциплины студенты должны знать: - анатомическое строение органов речи и слуха, органов дыхания и голосообразования; - функциональные особенности фонации, законы биоакустики и резонанса; - специфику работы с детским голосом; -наиболее распространенные заболевания и патологии развития голосового аппарата; - современные требования к охране труда населения; - влияние здорового образа жизни на пение. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны уметь: - грамотно составлять режим работы вокалиста; - оказывать доврачебную помощь при начальных стадиях заболеваний; - определять причины голосовых нарушений; - проводить циклы упражнений для развития дыхания и укрепления голосового аппарата. -вести пропаганду здорового образа жизни среди населения - проводить самостоятельный анализ успехов и неудач, самоконтроль; Выпускник по направлению подготовки Вокальное искусство с квалификациями по профилю «эстрадно-джазовое пение» и профилю « академическое пение», успешно освоивший курс по предмету «Гигиена голоса», должен обладать следующими профессиональными компетенциями: − приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; − владеть средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания; -умение грамотно организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу, быть готовым к сотворческой работе в коллективе без ущерба для голосового здоровья; − знание устройства голосового аппарата и основ обращения с ним; Учебно-методическое обеспечение программы Дидактическое и материальное обеспечение программы
Библиографический список Основная литература 1. Аникеева, З. И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов / З. И. Аникеева. – Кишинев: Штиинца,1985. 2. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев – Москва: Музыка, 2007. 3.Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В.Чиркина – Москва: Просвещение,1989. 5.Максимов, И. Фониатрия / И.Максимов, пер.с болгарского .В.Д.Сухарев – Москва: Медицина, 1987. 6.Атлас анатомии человека / сборник – Москва: Медицина, 2000. 7.Козлянинова, И. П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса / И.П.Козлянинова, Э. М. Чарели – Москва: Русская жизнь, 1992. Дополнительная литература 1.Вайкль, Б. О пении и прочем умении / Б.Вайкль – Москва: Аграф,2000. 2.Востоков, В.А. Искусство расслабления / В.А.Востоков – Москва: Астрель, АСТ, 2001. 3. Василенко Ю.С., Кажлаев О.М. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов. Вестник оториноларинголога 1982; 5: 60-64. 4. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия / Л.Б.Дмитриев, Л. М. Теляев, С. Л. Таптапова, И.И.Ермакова. - Москва: Медицина, 1990. 5. Ермолаев Л.А., Морозов В.П., Лебедева Н.Ф. Руководство по фониатрии / Л.А.Ермолаев, В.П.Морозов, Н.Ф.Лебедева. - Ленинград: Медицина, 1970. 6. Пустынникова, Г.Н. Восстановление речевого и певческого голоса у служителей церкви / Г.Н. Пустынникова. – Москва: ПолиграфАтельеПлюс, 2005. 7. Зарицкий, Л.А., Тринос, В.А., Тринос, Л.А. Практическая фониатрия / Л. А. Зарицкий, В. А. Тринос, Л. А. Тринос. – Киев, Вища школа, 1984. Словарь специальных терминов Абдоминальный - брюшной, относящийся к животу. Андрогены - мужские половые гормоны, вырабатывающиеся главным образом семенниками, а также корой надпочечников и яичниками. Стимулируют развитие и функцию мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков (появление усов, бороды, рост волос на теле по мужскому типу и др.). Атипичный - нетипичный, нехарактерный для данного заболевания. Атонический - неинфекционно-аллергический (атопическая бронхиальная астма). Афония - отсутствие голоса при сохранении шепотной речи. Наблюдается при заболеваниях гортани, истерии и др. Бронхи (от греч. дыхательное горло, трахея) - трубчатые воздухоносные ветви трахеи. Стенка бронхов включает хрящевые кольца или пластинки. Все бронхи, разветвляясь до бронхиол, составляют единое бронхиальное дерево, проводящее воздух при вдохе и выдохе. Бронхиолы - конечные мельчайшие разветвления бронхов в легочных дольках, не содержащие хряща и переходящие в альвеолярные ходы легких. Брыжейка (мезентерий), - складка брюшины, прикрепляющая внутренние органы к стенкам полости тела. Вазомоторный ринит - заболевание, развивающееся преимущественно у лиц с расстройствами вегетативной нервной системы, при котором малейшее раздражение. нервных окончаний слизистой оболочки носа сопровождается ее бурной реакцией (насморк). Вилочковая железа (зобная железа, тимус) - центральный орган иммунной системы, расположена справа и слева от трахеи. Хорошо развита в молодом возрасте. Участвует в кроветворении, продуцируя лимфоциты, в регуляции роста и общего развития организма, в формировании иммунитета. Функциональное значение вилочковой железы окончательно не выяснено. Висцеральный - относящийся к внутренним органам (например, висцеральный листок плевры - один из ее листков, который прилежит к поверхности легких). Гидрокортизон - гормон, вырабатываемый корой надпочечников (кортикостероид). Участвует в регуляции углеводного, белкового и жирового обмена. Стимулирует распад белков и синтез углеводов в организме. Применяют как противовоспалительное и противоаллергическое средство, а также при его недостаточности в организме. Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Человек имеет развитую систему таких желез (гипофиз, надпочечники, половые, щитовидная и др.), которые посредством гормонов, выделяемых в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов - роста, развития, размножения, обмена веществ. Активность биосинтеза того или иного гормона определяется стадией развития организма, его физиологическим состоянием и потребностями. Так, секреция половых гормонов зависит от возраста, стадии полового цикла, беременности. Каждый из гормонов влияет на организм в сложном взаимодействии с другим гормоном. Гормональная система совместно с нервной системой обеспечивает деятельность организма как единого целого. Химическая природа гормонов различна - белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды, жиры. Гормоны, используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных. Гирсутизм - мужской тип оволосения у женщин. Диафрагма - Мышца, разделяющая грудную и брюшную полость, а также участвует в дыхании; Евнухоидизм — клинический синдром, обусловленный гипофункцией половых желез и проявляющийся недоразвитием половых признаков, диспропорциональным телосложением, часто — ожирением Железы - органы, вырабатывающие и выделяющие специфические вещества (гормоны, слизь, слюна и др.), которые участвуют в различных физиологических функциях и биохимических процессах организма. Железы внутренней секреции (эндокринные) выделяют продукты своей жизнедеятельности - гормоны непосредственно в кровь или лимфу (гипофиз, надпочечники и др.). Железы внешней секреции (экзокринные) - на поверхность тела, слизистых оболочек или во внешнюю среду (потовые, слюнные, молочные железы). Деятельность желез регулируется нервной системой, а также гормональными факторами. Заикание — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи. Ингаляция - метод лечения вдыханием лекарственных веществ, распыляемых при помощи специальных аппаратов. Иннервация - связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов. Различают иннервацию афферентную, или центростремительную (от органов и тканей к центральной нервной системе) и эфферентную, или центробежную (от центральной нервной системы к органам и тканям). Инфекция - внедрение и размножение в организме болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов; завершается инфекционным заболеванием, бактерионосительством или гибелью микробов. Ларингит - воспаление слизистой оболочки гортани. Основная причина - грипп и ОРЗ. Легкие - органы дыхания. В легких кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ - из крови в воздух. Расположены в грудной полости, состоят из долей (в правом - 3, в левом - 2), основу их образуют разветвляющиеся бронхи и бронхиолы, которые переходят в альвеолярные ходы с альвеолами, увеличивающими дыхательную поверхность легких (превышают примерно в 75 раз поверхность тела). Воспаление легких - пневмония. Надпочечники - парные железы внутренней секреции. Корковый слой надпочечников секретирует гормоны кортикостероиды, а также частично мужские и женские половые гормоны, мозговой слой - адреналин и норадреналин. Надпочечники играют важную роль в регуляции обмена веществ и в адаптации организма к неблагоприятным условиям. Нервная система - совокупность образований: рецепторы, нервы, ганглии, мозг. Осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой. Отит - воспаление уха. Отоларинголог - специалист, занимающийся лечением болезней уха, носа, горла (глотки, гортани, трахеи) и пограничных анатомических областей и их профилактикой. Отхаркивающие средства - лекарственные вещества, облегчающие выведение (отхаркивание) мокроты путем увеличения секреции бронхиальных желез (размягчение мокроты) или усиления сокращения мускулатуры бронхов. Паращитовидные железы - околощитовидные железы внутренней секреции. Расположены на поверхности щитовидной железы. Вырабатывают паратиреоидный гормон (паратгормон), регулирующий обмен кальция и фосфора в организме. Воспаление - паратиреоидит. Патология - любое отклонение от нормы. Плевра - тонкая серозная оболочка, плотно покрывающая легкие и выстилающая изнутри грудную полость. Плевральная полость - пространство между 2 листками плевры, один из которых прилежит к легким, а другой выстилает изнутри грудную полость. Пневмоаллерген - аллерген, вдыхаемый с воздухом. Пневмония (воспаление легких) - группа заболеваний. Характеризуется воспалительным процессом в альвеолах, в межуточной ткани легкого и бронхиолах. Респираторный - дыхательный, относящийся к дыханию. Ринофарингит (назофарингит) - воспаление слизистой оболочки носа и глотки. Ринит - насморк. Симптом - признак какой-либо болезни. Различают симптомы субъективные (основанные на описании больным своих ощущений, например, боли) и объективные (получены при обследовании больного, например, рентгенологическом). Синуситы - воспаление слизистой оболочки, а иногда и костных стенок придаточных пазух носа: верхнечелюстной (гайморит), лобной (фронтит), основной (сфеноидит), решетчатой (этмоидит). Общие признаки синусита: головная боль, обильные выделения из носа, затруднение носового дыхания. Тонзиллит (от лат. "миндалевидные железы") - воспаление небных миндалин. Острый тонзиллит - основной признак ангины. Хронический тонзиллит развивается в результате повторных ангин. Может приводить к заболеваниям суставов, почек, сердца и тд. Трахея - дыхательное горло, часть дыхательных путей, расположенная между гортанью и бронхами впереди пищевода. Длина трахеи 10-13 см, состоит из хрящевых полуколец, соединенных связками. Разветвляется на 2 бронха. Ухо - орган слуха и равновесия. Состоит из наружного и среднего уха, проводящих звук, и внутреннего уха, воспринимающего его. Звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем через систему слуховых косточек, жидкостей и др. образований передаются воспринимающим рецепторным клеткам. Фарингит - воспаление слизистой оболочки глотки. Фонастения - слабость голоса, быстрая его утомляемость. Челюсти (верхняя и нижняя) — самые крупные кости лицевого черепа, определяющие его форму. Щитовидная железа - железа внутренней секреции. Расположена на шее, в области гортанных хрящей. Состоит из двух долей и перешейка. Вырабатывает гормоны тироксин, трииодтиронин, тиреокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма (дифференцировку тканей, интенсивность обмена веществ и др.). Поражение щитовидной железы приводит к возникновению некоторых болезней (при повышенной функции - тиреотоксикоз, при сниженной - микседема; в некоторых районах в связи с нехваткой йода в воде и почве распространен т.н. эндемический зоб, т.е. связанный с определенной местностью). Эндокринные железы (железы внутренней секреции) - органы, не имеющие выводных протоков и выделяющие вырабатываемые ими вещества (гормоны) непосредственно в кровь и лимфу. К эндокринным железам относится гипофиз, надпочечники, околощитовидные железы, половые железы (их внутресекреторные элементы), щитовидная железа, островки поджелудочной железы. Эндокринными функциями обладают вилочковая железа и эпифиз. Эндокринные железы регулируют все функции организма. Эндокринология - наука, изучающая строение и функции эндокринных желез, продукты их жизнедеятельности - гормоны, а также заболевания, связанные с нарушениями функций этих желез. Приложения Тесты для контроля знаний по темам 1.Строение голосового аппарата 1.Как называется орган, в котором происходит зарождение голоса? а) надгортанник б) трахея в) гортань ^ а) перстневидный б) черпаловидный в) щитовидный 3. К каким хрящам гортани «прикреплены» голосовые складки? а) клиновидному и перстневидному б) перстневидному и щитовидному в) черпаловидному и рожковидному ^ а) вокальные б) щито-черпаловидные в) фонаторные 5. Частичным нарушением высоты и силы голоса, называется: а) фонастения б) афония в) дисфония ^ а) перстневидный б) щитовидный в) надгортанник 7. Какой хрящ гортани защищает нашу дыхательную систему от попадания пищи? а) щитовидный б) перстневидный в) надгортанник ^ а) смыкаются б) разжимаются в) остаются без движения 9. Какие мышцы гортани являются фонаторными? а) наружные б) внутренние в) наружные и внутренние ^ а) равнобедренный треугольник б) усечённый конус в) ромб 11. Полость гортани по форме напоминает: а) песочные часы б) кувшин в) грушеобразная ^ а) гортань б) трахея в) надгортанник 13. Внутренняя поверхность гортани выстлана: а) поперечнополосатыми мышцами б) слизистой оболочкой в) соединительной тканью ^ а) увлажнения голосовых складок б) не выполняют никаких функций, являются атавизмом в) помогают голосовым складкам смыкаться 15. Хоаны – это: а) мышцы, из которых состоят голосовые складки б) задние отверстия носовой полости в) лицевые кости черепа ^ а) мышца, которая отделяет легкие от кишечника б) ткань, в которой вырабатывается лимфа в) костная пластинка, которая отделяет ротовую полость от носовой ^ а) положительно влияет на вокальные данные человека б) отрицательно влияют на вокальные данные человека в) не имеют никакого влияния на голос ^ а)изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании; б)изучением физических возможностей человеческого организма в)и тем, и другим ^ А) пологое строение твердого нёба; Б) куполообразное строение верхнего нёба; В) ассиметричное строение верхнего неба 2.Дыхание. 1 вариант (1-20) 1.Чему равна ёмкость полностью опорожненных лёгких? а) 600-800 см3 б) 700-900 см3 в) 800-1000 см3 ^ а) основной б) резервный в) произвольный ^ а) Возбудитель звуковых колебаний, имеющих определённую высоту, силу и тембр. б) Создатель непрерывных спектров, которые мы воспринимаем как шумы. в) Аппарат для измерения громкости звуковых волн ^ а) центром продолговатого мозга. б) диафрагмой. в) лёгкими. 5.Как правильно называется смешанный тип дыхания? а) рёберно-брюшное б) косто-абдоминальное в) диафрагмальное ^ а) движения брюшной стенки б) пластичное, дозированное действие мышц-выдыхателей в) пение ^ а) за счёт расширения лёгких б) благодаря движению бронхов в) за счёт работы поперечнополосатой мускулатуры грудной клетки и диафрагмы. ^ а) газообмен крови б) образование певческого голоса в) поглощение кислорода ^ а) нижнебрюшное, смешанное б) рёберное, косто-абдоминальное в) рёберное, брюшное, смешанное ^ а) 40, 2 см3 б) 23, 4 см3 в) 19, 7 см3 11. Максимальный объём лёгких составляет…? а) 500 см3 б) 7200 см3 в) 3100 см3 ^ а) мышц-антогонистов б) мышц-вдыхателей в) мышц диафрагмы 13.Что происходит с диафрагмой при вдохе? а) опускается б) поднимается в) неподвижна ^ а) диафрагма б) связки в) гортань 15. Между фазами вдоха и выдоха имеется интервал? а) да б) нет в) иногда ^ а) всегда б) иногда в) никогда ^ а) да б) нет в) иногда 18. На каких движениях голоса построена речь? а) скользящих вверх и вниз б) скользящих только вверх в) скользящих только вниз ^ а) купола б) квадрата в) цилиндра Вариант 2 (21-40) ^ а) эндокринная б) вегетативная в) лимфатическая 22. Какое количество времени человек может продержаться без дыхания? а) 7 мин б) 4 мин в) 5 мин ^ а) углекислый газ б) кислород в) воздух 24. Воздух, проходя из носа и рта в лёгкие, проходит в них по каналам. Эта система каналов похожа на: а) дерево б) цветок в) гнездо ^ а) ключичное б) верхнерёберное в) нижнерёберное ^ а) рёберном б) брюшном в) смешанном 27. Какие анатомические особенности телосложения человека влияют на дыхательную ёмкость? а) рост б) вес в) размер ноги ^ а) фонация б) газообмен в) снабжение кислородом 29. Вокальный вдох короче выдоха в : а) 5 раз б) 10 раз в) 40 30. Плевра, это: а) научное название слизистой оболочки глаза б) двойная плёнка , которая с одной стороны обволакивает лёгкие, а с другой - дифрагму и рёбра в) слизистая оболочка носа 31. Лёгкие: а) не имеют мышц б) имеют мышцы в) на одну треть состоят из мышц 32. Диафрагма относится к мышцам: а) выдыхателям б) вдыхателям в) разжимателям ^ а) от простого к сложному б) антагонизма в) сами по себе 34. Средний объём легких у женщин составляет: а) 2000-3000 см3 б) 1500-2500 см3 в) 2500-3500 см3 ^ а) 2500-4000 см3 б) 2500-3700 см3 в) 2500-5000 см3 36. Объём легких у актеров, певцов составляет: а) до 5000 см3 у женщин, до 6000 см3 у мужчин б) до 7200 см3 у женщин, до 5000 см3 у мужчин в) до 6000 см3 у женщин, до 7200 см3 у мужчин ^ а) обменивается за один спокойный вдох б) требуется при пении в головном регистре в) имеет ребёнок в 3х-летнем возрасте ^ а) мышцы брюшного пресса б) мышцы брюшного пресса и диафрагма в) диафрагма ^ а) верхнереберное, нижнереберное, брюшное б) ключичноге, верхнереберное, брюшное в) ключичное, верхнереберное, нижнереберное ^ а) кислород б) содержание двуокиси углерода в крови в) психические раздражители Вариант 3 (41-60) ^ а) произвольную б) непроизвольную в) произвольно-непроизвольную 42. Что такое импеданс? а) процесс насильственного выдоха б) противодавление, образующееся в полостях ротоглоточного канала в) артериальное давление в момент фонации ^ а) верхнереберное б) нижнереберное в) ключичное 44. Сила вдоха составляет: а) 80-100 мм рт.ст. б) 200-250 мм рт.ст. в) 180-150 мм рт.ст. ^ а) 50-60 мм рт.ст. б) 100-90 мм рт.ст. в) 10-20 мм рт.ст. 46. За счет чего производится вдох? а) за счет работы подвластной нашей воле поперечнополосатой мускулатуры грудной клетки б) за счет сокращения мышц-выдыхателей в) за счет работы носовой полости ^ а) в период с 15 до 30 лет б) с 5 до 15 лет в) после 30 лет 48. Основная нагрузка при фонации, всегда совершающейся во время выдоха, приходится: а) на работу мышц брюшного пресса б) на работу грудных мышц в) на работу грудных мышц и мышц брюшного пресса ^ а) 15 лет б) 25 лет в) 35 лет 50. Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируется: а) мышцами-вдыхателями б) диафрагмой в) вегетативным отделом нервной системы ^ а) дыхание б) диафрагма в) вестибулярный аппарат 52. Звук голоса гасится: а) миндалинами б) стенками ротоглоточного канала в) корнем языка ^ а) 25% б) 15% в) 10% 54. В стенках мелких бронхов и бронхиол место хрящей занимают: а) гладкомышечные волокна б) мягкомышечные волокна в) твердомышечные волокна ^ а) увеличивает свой объём б) уменьшает свой объём в) остаётся неизменной ^ а) единицу б) 2 единицы в) 3 единицы 57. Главная функция дыхания: а) фонация б) газообмен в) снабжение кислородом ^ а) 2000-3000 см3 б) 1500-2500 см3 в) 2500-3500 см3 59.Между фазами вдоха и выдоха имеется интервал? а) да б) нет в) иногда ^ а) газообмен крови б) образование певческого голоса в) поглощение кислорода 3.Детский голос, мутационные процессы. 1 вариант (1-20) ^ а) глобализация б) акселерация в) гипертрофирование ^ а) дошкольный б) домутационный в) мутационный г) постмутационный ^ а) на квинту б) на сексту в) на октаву 4. Какую из ниже перечисленных патологий мутации мужского голоса можно изменить путём его целенаправленного понижения ? а) евнухоидный б) псевдоевнухоидный в) голос кастрата 5. Избыток каких гормонов влияет на голосовую функцию женщины, изменяя её в соответствии со следующими характеристиками: тусклое звучание голоса, отсутствие устойчивых колебаний, усталость голоса? а) андрогены б) гормоны надпочечника в) гормоны щитовидной железы ^ а) 1-ый триместр б) 2-ой триместр в) 3-ий триместр 7. Опасный период в занятии вокалом при наступлении менструации? а) за два дня до начала менструации б) в день начала менструации в) за четыре дня до и в 1 день менструации ^ а) Морозов б) И.И. Левидов в) Л.Б. Дмитриев 9. После искусственного прерывания беременности занятия вокалом не рекомендуются: а) до 1 года б) до полугода в) до 2х лет ^ а) длительнее происходит процесс мутации б) раньше происходит процесс мутации в) позже происходит процесс мутации ^ Пение осуществляется за счет кривого натяжения голосовых складок. Диапазон ребенка составляет квинту, попозже он увеличивается до октавы. а) домутационном б) дошкольном в) мутационном ^ а) от 2х до 3х месяцев б) от 2х до 3х лет в) от 6 до 12 месяцев 13. Каков диапазон голоса у ребенка в первые два года? а) секста б) квинта в) септима ^ а) 11-12 лет б) 12-13 лет в) 13-14 лет 15. Лучшее звучание голоса приходится на возраст: а) 32 года б) 34 года в) 36 лет ^ а) евнухоидный б) псевдоевнухоидный в) ложноскладочный ^ а) противопоказаны б) рекомендованы в) по желанию 18. Что такое гипофункция щитовидной железы? а) недостаток выработки гормонов щитовидной железы б) избыток выработки гормонов щитовидной железы в) удаление щитовидной железы ^ а) ускоренное развитие б) большое количество мужских гормонов в крови в) наступление менструации ^ а) понижение голоса на 2-3 тона б) повышение голоса на 2-3 тона в) андрогенная атака 4.Влияние гормонов на голосовой аппарат 2 вариант ( 21-40) 21. К периодам развития детского голоса НЕ относится: а) постмутационный б) мутационный в) евнухоидный ^ а) 13-15 лет б) 11-12 лет в) 10-11 лет 23. В первые два года жизни диапазон голоса ребенка достигает: а) сексты б) квинты в) октавы ^ а) гортань увеличивается в высоту в 2 раза больше, чем в ширину б) гортань увеличивается только в ширину в) не изменяется ^ а) 1,5 октавы б) октаву в) 2 октавы 26. Период менопаузы обычно начинается в возрасте: а) 30-50 лет б) 40-60 лет в) 50-70 лет ^ а) на 0,5 см б) на 1 см в) на 2 см 28. На женский голос плохо влияют: а) гормоны надпочечника б) андрогены в) минеральные гормоны ^ а) раннее развитие б) замедленное развитие в) нарушенное развитие 30. В момент рождения крик ребенка приблизительно совпадает с частотой ноты.. а) ми (первой октавы) б) ре (второй октавы) в) ля (первой октавы) ^ а) 8 звуков б) 5 звуков в) 12 звуков 32. Причина мутации голоса: а) общий рост человеческого организма б) гормональная атака в) резкая перемена климата ^ а) гортань сужается, угол щитовидного хряща увеличивается б) гортань расширяется, угол щитовидного хряща уменьшается в) гортань расширяется, угол щитовидного хряща не изменяется ^ а) гормоны половой железы б) гормоны щитовидной железы в) гормоны надпочечника ^ а) хоровое пение б) индивидуальные занятия под руководством профессионала в) вокальные упражнения ^ а) недостаток кальция б) окостевание хрящей в) омертвение клеток кожного покрова 37. Когда диапазон в верхнем секторе беднеет, а нижний обогащается: а) 40-60 лет б) 30-35 лет в) 25-30 лет ^ а) мутационный б) постмутационный в) домутационный ^ а) увеличением светового дня б) витаминизацией и климатическими условиями в) и тем и другим 40. Мальчики в детстве с высокими голосами после мутационного периода обычно: а) становятся альтами б) становятся басами в) становятся тенорами ^ а) воспаление придаточных пазух носа б) воспаление слизистой носа в) воспаление лобной пазухи
а) воспаление слизистой глотки б) воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых складок в) воспаление слизистой трахеи
а) сипота, потеря голоса б) высокая температура, ломота суставов в) жжение, першение, сухость в горле
а) воспаление слизистой носа б) воспаление придаточных пазух носа в) воспаление лобных пазух носа
а) ринит б) ларингит в) тонзиллит
а) ларингит б) грипп в) тонзиллит
а) гайморит б) фронтит в) синусит
а) к гаймориту б) к воспалению среднего уха в) к риниту
а) при фарингите, вызывая еще большее осушение слизистой глотки б) при температуре в) при рините
а) синусит б) атрофический насморк в) гайморит
а) напряжению глотки б) дезинфекции рта в) промыванию недоступных мест в складках слизистой
а) при воспалении слизистой глотки б) при воспалении слизистой носа в) при воспалении миндалин
а) катарсис б) катаракта в) катар
а) желудочно-кишечного тракта б) мочеполовой системы в) органов дыхания и голосообразования
а) синусит б) фонастения в) катар
а) 1 дня б) 5 дней в) 3 дней
а) синусит, гайморит, фронтит б) гайморит, ринит, фронтит в) фронтит, синусит, гайморит
а) ангина б) бронхит в) трахеит
а) ринит б) фарингит в) ларингит
а) профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса б) профессии с высокими требованиями к качеству голоса в) профессии с повышенными требованиями к качеству голоса ^ а) наиболее 6 часов б) не более 3 часов в) не более 5 часов
а) рекомендуется б) запрещена в) обязательна
а) эмоциональная реакция (гнев, слезы) б) функционирование органов слуха и зрения в) посторонние звуки и шумы
а) преподаватели, переводчики б) адвокаты, судьи, врачи в) воспитатели
а) ограниченно пригоден, временно непригоден, пригоден, абсолютно не пригоден б) абсолютно не пригоден, ограниченно не пригоден, временно не пригоден, пригоден в) пригоден, абсолютно не пригоден, ограниченно не пригоден, временно не пригоден
а) к профессиям с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса б) к профессиям с высокими требованиями к качеству голоса в) к профессиям с повышенными требованиями к качеству голоса
а) осмотр отоларинголога б) осмотр фониатра в) осмотр профпатолога г) решение ВТЭК д) все вышеперечисленные
а) хронометрия б) хронаксия в) хронология
а) к увеличению голосового диапазона б) к укреплению связок в) к голосовым расстройствам
а) попевка б) спевка в) распевка
а) бег и быстрая ходьба в холодное время года б) упражнения на укрепление пресса в) купание в бассейне в осенне-зимний период
а) развитое мышечное чувство б) хорошее острое зрение в) музыкальный слух
а) воспитатели в детском саду б) преподаватели в) певцы-солисты
а) 18-21° б) 20-22° в) 23-25°
а) не более 5 часов в день б) 4 академических часа и 15 мин отдыха в) не более 3х часов в день
а) около 70% б) около 55% в) 80 %
а) посторонние лица на занятиях б) освещение в) эмоциональные реакции
а) рекомендуется б) не рекомендуется в) обязательно
а) злоупотребление придыхательной атакой голоса б) громкий постоянный крик в быту в) злоупотребление твердой атакой голоса
а) улучшается б) ухудшается в) не изменяется 7.«Основы логопедии» 1 вариант
а) функциональная б) механическая в) техническая
а) ринолалия б) алалия в) афазия
а) 42 б) 36 в) 6
а) брадилалия б) сигматизм в) дислалия
а) И, Э б) О, У в) А, Ы
а) тахилалия б) алалия в) дизартрия
а) функциональной дислалии б) механической дислалии в) разновидность ринолалии
а) дислалия б) афазия в) алалия
а) педагогическая запущенность б) снижение слуха в) снижение внимания
а) мозжечковая дизартрия б) подкорковая дизартрия в) бульбарная дизартрия
а) 9-14 звуков в секунду б) 4-6 звуков в секунду в) 15-20 звуков в секунду
а) функциональной б) сигматической в) механической
а) [ц] б) [т] в) [д]
а) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и иннервации б) нарушение голосовых связок в) частичное нарушение высоты и силы голоса
а) [э] б) [у] в) [о]
а) тахилалия б) здоров в) брадилалия
а) ламбацизм б) сигматизм в) ротацизм
а) [м] б) [н] в) [л]
а) закрытая б) мозжечковая в) прямая
а) афазия б) алалия в) заикание 2 вариант
а) ротовая (резонирование) б) глухая (степень участия голоса и шума) в) язычно-зубная г) смычная (место образования, способ образования)
а) неправильное строение зубов б) недостаточная подвижность языка в) открытый прикус
а) патологически ускоренный темп речи б) использование в речи слов-паразитов в) патологически замедленный темп речи
а) непосильная речевая нагрузка б) прогнатия в) недоразвитый фонематический слух
а) дефект смягчения звуков б) проблемы с произношением звука «Р» в) замена звонких согласных на глухие
а) ротацизм б) сигматизм в) лямбдацизм
а) свыше 4-х нарушений б) свыше 2-х нарушений в) свыше 5-ти нарушений
а) боязнь говорить б) заикание в) ускоренная речь
а) афазия б) дизартрия в) алалия
а) брадилалия б) ринит в) эмболофразия
а) Н б) М в) Р
а) звонкие б) глухие в) сонорные
а) гласные, звонкие, глухие, сонорные б) гласные, сонорные, звонкие, глухие в) глухие, звонкие, сонорные, гласные
а) шепелявость б) картавость в) гнусавость
а) 42 б) 36 в) 6
а) функциональной дислалии б) механической дислалии в) разновидность ринолалии
а) 9-14 звуков в секунду б) 4-6 звуков в секунду в) 15-20 звуков в секунду
а) ламбацизм б) сигматизм в) ротацизм
а) педагогическая запущенность б) снижение слуха в) снижение внимания
а) закрытая б) мозжечковая в) прямая |