|
Скачать 432.04 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр ^ Cыктывкар, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
^ Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
^ Дисциплины «Экспериментальная и клиническая биология » Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 «Биология» ^ Форма обучения – очная
Cыктывкар, 2011 лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК доцент каф. биологии, канд. биол. наук _ ___________Петрова Н.Б. (подпись) ^ направления 020400.62 «Биология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук к.б.н. _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК института к.б.н. _____________ И.Н. Юранева (подпись)
Дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» относится к профессиональному циклу, курсу по выбору. Для успешного формирования профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины студент должен владеть знаниями и умениями по формированию ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как «Физиология человека и животных», «Цитология», «Биология человека» и другие. Учебный курс дает общее представление об этиологии, патогенезе различных патологических состояний, механизмов саморегуляции, которые активируются в этих необычных условиях, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в лечении и профилактике, методах оценки количества и качества здоровья.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
•Знать общие механизмы поддержания жизнедеятельности отдельных клеток, тканей и организма в целом в необычных (патологических) условиях существования на современном научном уровне с учетом новых достижений в области молекулярной биологии и медицины. •Уметь: демонстрировать важную роли экспериментального метода в решении основных проблем физиологии и медицины, учитывать экологическую специфику нашего региона на путях изучения патогенеза и основных методов профилактики и лечения различных болезненных процессов. •Владеть основными методами современные экспериментальные и клинические методы работы с биологическими объектами в лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
Общая трудоемкость дисциплины по очной форме обучения составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, аудиторных -36 часов, в том числе лекций -24 часов, лабораторных -25 часов, самостоятельная работа -25 часов, КРС -2 часа. Итоговый контроль – экзамен. ^
^ Раздел 1. Общая часть Тема 1. Предмет, задачи, методы . Студент должен знать: предмет, задачи, методы экспериментальной и клинической биологии. ^ выделять предмет и анализировать основные методы и связи экспериментальной и клинической биологии с другими науками. Содержание темы. Введение. Общая и частная патология. Предмет, задачи экспериментальной и клинической биологии. . Связь экспериментальной и клинической биологии с другими разделами биологической науки: морфологией, анатомией, нормальной физиологией, генетикой, биохимией, медициной. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Тема 2. Учение о болезни Студент должен знать: основные понятия экспериментальной и клинической биологии, этиологию и патогенез типовых патологических процессов и приспособительных реакций организма на воздействие патогенного фактора. ^ определять периоды и стадии болезни, анализировать закономерности развития типовых патологических процессов и защитных реакций. ^ Общее учение о болезни. Здоровье и болезнь. Определение болезни. 3 аспекта понятия болезни: связь с внешней средой; включение компенсаторных механизмов, влияние на трудоспособность. Патологическое состояние, патологический процесс. Симптомы болезни. Периоды и стадии течения болезни. Исходы болезни. Выздоровление. Смерть. Терминальное состояние. Методы оживления, современное состояние проблемы. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Общее учение о болезни». ^ Тема 1. Факторы внешней среды Студент должен знать: классификацию причин возникновения и механизм развития патологии ^ оказывать первую помощь при неосложненных травмах Содержание темы. Воздействие механической энергии: растяжение, разрыв, сдавление, переломы; сотрясение, ушиб, вывихи. Воздействие тепловой и лучистой энергии. Действие высокой и низкой температуры. Ожоги и обморожения. Местное и общее действие тепловой энергии. Ожоговая болезнь, фазы, ожоговый шок. Лучистая энергия: солнечные лучи, ионизирующее излучение. Стадии развития лучевой болезни. Воздействие малых доз радиации на организм. Электрический шок. Механизм повреждения в организме при электротравме. Химические факторы: экзогенные и эндогенные отравления. Биологические факторы, социальные и психические причины болезней. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Факторы внешней среды». Тема 2. Роль наследственности, конституции и возраста в патологии ^ роль наследственности, конституции и возраста в патологии Студент должен уметь: использовать знания генетики, психологии, физиологии человека в применении к патофизиологии ^ Этиология и патогенез наследственных болезней. Пенентрантность гена. Заболевания с наследственной отягощенностью. Заболевания, передающиеся по доминантному и рецессивному типу, соматические и сцепленные с полом. Мутагенные факторы. Теории мутагенеза. Генные, геномные, хромосомные мутации. Моногенно наследуемые болезни человека. Нарушения аминокислотного обмена: фенилкетонурия, алкаптонурия. Нарушения обмена углеводов. Мукополисахаридозы. Изменения метаболизма металлов. Болезнь Вильсона- Коновалова. Другие моногенные заболевания (муковисцидоз, ахондроплазия, синдром ломкой X хромосомы). Определение и классификации конституции. Исторический аспект развития понятия конституции. Методы оценки конституции. Роль конституции в патологии. Развитие представлений о ВНД. Значение работ И.П.Павлова. Значение типов высшей нервной деятельности в патологии. Возрастная периодизация. Изменение реактивности с возрастом. Возраст и болезни. Старение. Теории старения. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к семинарскому занятию по теме « Роль наследственности, конституции и возраста в патологии». ^ Тема 1. Воспаление, этиология, патогенез Студент должен знать: общую характеристику воспаления, этиологию и патогенез воспаления. ^ определять стадии развития процесса воспаления, используя знания из курсов гистологии и физиологии. Содержание темы. Воспаление. Определение воспаления. История учения о воспалении (Гиппократ, Цельс, Бургав, Конгейм, Мечников, Эрлих, Шаде). Сравнительная патология воспаления. Фагоцитарная теория воспаления И.И.Мечникова. Жизнь и деятельность И.И.Мечникова. Патогенез воспаления: альтерация, сосудистая реакция, пролиферация. Стадии сосудистой реакции. Миграция лейкоцитов, факторы, способствующие миграции. Последовательность миграции определенных видов лейкоцитов в воспалении. Медиаторы воспаления. Влияние возраста, конституции, эндокринной и нервной систем на развитие воспаления. Общебиологическое значение воспаления. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к контрольной работе по теме «Воспаление, этиология, патогенез». Тема 2. Общие вопросы учения о реактивности организма. ^ общие вопросы учения о реактивности организма Студент должен уметь: выделять аллергические заболевания по быстроте развития и патогенезу, использовать знания из курса иммунологии в приложении к данной теме. ^ Определение реактивности. Классификация видов реактивности. Понятие "аллергия". Эндогенные, экзогенные аллергены. Патогенез аллергической реакции. Стадии аллергических реакций. Свойства аллергических антител. Аллергические реакции немедленного типа. Общая и местная анафилаксия. Анафилаксия изолированных органов. Анафилактические реакции немедленного типа у человека. Анафилактический шок, клиника. Сывороточная болезнь, клиника. Атонические болезни: бронхиальная астма, поллиноз, крапивница, отек Квинке. Аллергические реакции замедленного типа: аутоаллергия, контактный дерматит, реакции отторжения трансплантанта. Механизм аллергических реакций замедленного типа. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к контрольной работе по теме «Учение о реактивности организма. Аллергия». Тема 3. Опухолевый процесс Студент должен знать: причины и механизмы развития опухоли Студент должен уметь: использовать знания микробиологии, цитологии, физиологии при анализе возникновения и развития опухолей ^ Этиология, патогенез опухолевой трансформации тканей. Свойства опухолевых клеток. Апоптоз и опухолевый рост. Взаимоотношения организма и опухоли: влияние возраста, питания, конституции. Реактивность организма и опухолевый процесс: роль нервной и эндокринной системы. ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Тема 4. Механизмы восстановления нарушенных функций ^ основные механизмы восстановления нарушенных функций Студент должен уметь: выделять основные уровни и механизмы компенсации функций. ^ Компенсация: полная, неполная. Реституция и субституция. Регенерация тканей. Клеточная и внутриклеточная регенерация. Различные уровни обновления тканей. Патология тканей. Дистрофии: белковые, жировые, минеральные. Внутриклеточные, внеклеточные, смешанные. Атрофии. Классификация атрофии. Некроз, патогенез, исходы некрозов. Молекулярные механизмы программированной клеточной гибели (апоптоза). ^ Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой. Подготовка к семинарскому занятию по теме « Структурные основы компенсации нарушенных функций». Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля Текущий контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
^ Дисциплины: экспериментальной и клинической биологии. По направлению - Биология Институт естественных наук Форма обучения: очная Блок дисциплин: ПД
Составитель, преподаватель: Петрова Н.Б. Зав. кафедрой: проф. Г.Н.Доровских Дата составления карты: 14 декабря 2011г. СОГЛАСОВАНО: Директор библиотеки СыктГУ « » 2011 г. ^ ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Семинарское занятие № 1 Тема: "Структурные основы компенсации нарушенных функций". Вопросы:
Список рекомендуемой литературы:
5. Справочник практического врача. М. 1992. 430 с. 6. Уманский С.Р. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы. Молекулярная биология. 1996. Т. 30. Вып. 3. С. 487-502 Семинарское занятие №2 Тема: "Патология человека на Севере" Вопросы:
Список рекомендуемой литературы:
Семинарское занятие № 3 Тема: "Патофизиология системы крови" Вопросы:
Список рекомендуемой литературы:
Семинарское занятие № 4 Тема: "Нарушения сердечной деятельности" Вопросы: 1. Расстройства сердечной деятельности, вследствие нарушения центральных нервных механизмов.
Список рекомендуемой литературы:
7.Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. М. 1985. Т. 3. С. 44-98. Семинарское занятие № 5 Тема: "Нарушение сосудистого тонуса. Гипертония и ее патогенез" Вопросы
3. Гипертоническая болезнь, этиология, патогенез, клиника. Первичная и вторичные формы гипертонической болезни.
Список рекомендуемой литературы:
9. Постнов Ю.В. Спонтанная гипертензия у крыс как модель эссенциальной гипертонии человека // архив. 1974. № 2. С. 3-9 10. Постнов Ю.В., Орлов С.Н. Первичная гипертензия как патология клеточных мембран. М. 1987.190с. 11. Франфурт А.А., Юпатов И.Ю., Кузьмина Т.А. и др. Функциональное состояние правого желудочка сердца и давление в легочной артерии при гипертонической болезни // Клиническая медицина. 1975. №5. С. 43-46 12. Шулутко Б.И., Перов Ю.Л. Артериальная гипертензия. С.-Пб. 1993. 394 с. 13. Folkow M.D., Callback M., Lundgren I. and other. Impotence of adaptive changes in vascular design for establishment of primary hypertension. Studied in man and spontaneously hypertensive rats // Circul. Res. 1973. V. 32. N. 5. P. 1-3. 14. Yamori Y., Lovenberg W. Spontaneously hypertensive rats // Hupertens. 1987. V. 9. N. 1. 1/13-14.
Используются эссе, доклады, краткие сообщения, контрольные работы , рефераты. Требования к выполнению эссе 1-3 страницы текста шрифт Times New Roman кегль 14 через 1,5 инт. Оформленный титульный лист (ФИО, направление подготовки, курс, группа, преподаватель). Требования к выполнению контрольной работы Контрольная работа выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление работы должно соответствовать требованиям, утвержденным кафедрой биологии. Требования к выполнению реферата Реферат выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление реферата должно соответствовать требованиям, утвержденным кафедрой биологии. ^
Успеваемость студента оценивается суммой набранных баллов из 50 возможных. Оценка включает две составляющие: оценку преподавателем учебной работы студента в течение семестра и оценку знаний студента на экзамене. Текущая оценка представляет собой сбор и анализ данных о работе студента в процессе изучения учебной дисциплины с целью принятия решений, способствующих совершенствованию планирования дальнейшего обучения. Текущий тип оценки часто рассматривается как средство оценивания, используемое в процессе обучения, по окончании которого вступает в силу итоговая оценка. Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений и докладов, контрольных работ. Формы текущего контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений и докладов, отчеты по лабораторным работам. 1. Контрольная работа Критерии оценки контрольной работы При оценке контрольной работы учитывается: полнота раскрытия темы; • перечень использованной литературы (при выполнении работы студентами, обучающимися по заочной форме); • соответствие оформления требованиям. • соответствие содержания работы заявленной теме; ^ Контроль знаний студентов очного отделения ( эссе, краткий доклад, реферат, отчеты по лабораторным работам). Критерии оценки реферата При оценке реферата учитывается: • соответствие содержания реферата заявленной теме; • полнота раскрытия темы; • перечень использованной литературы; • соответствие оформления требованиям. Критерии оценки эссе Рейтинговые баллы от 0 до 5. Критерии: раскрытие темы (2), самостоятельность, творческий характер (2), использование научной литературы. Критерии оценки отчета по лабораторным работам В отчете должны содержаться: • тема, цель, задачи лабораторной работы; • ход работы; • результаты работы; • выводы в соответствии приобретенными компетенциями. ^ (6 вариантов вопросов) Тема: "Воспаление" Вариант 1
Вариант 2
3. Кто впервые охарактеризовал изменение физико-химических констант при воспалении? Выбрать правильный ответ? а) Конгейм б) Мечников И. И. в) Вирхов Р. г) Шаде Г. 4. Исходы воспаления. Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
^ (6 вариантов) Тема: "Учение о реактивности организма. Аллергия. Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3 !. Классификация видов реактивности.
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Практические занятия. Создание экспериментальных моделей патологических процессов. ^ Значение экспериментального метода в патологических исследованиях Цель занятия. Показать значения экспериментального метода в изучении патологических процессов. Ознакомить с рядом экспериментальных методик, продемонстрировать некоторые экспериментальные модели болезней, полученные на животных. Опыт 1. Демонстрация методики получения острого инфаркта миокарда путем перевязки левой коронарной артерии. ^ Столик (станок) для операции, электрокардиограф, набор инструментов для операции на грудной полости: скальпели, хирургические иглы, шприцы на 1, 5 и 10 мл, атравматические иглы, цапки, ранорасширители, сосудистые зажимы, вата, бинты, марлевые тампоны, аппарат для искусственной вентиляции легких, иглодержатели, шовный материал (шелк), эфир для наркоза (50 мл), хлороформ (50 мл), спирт (50 мл), 10% р-р гексенала (10 мл), 1% р-р новокаина (2 мл), 0,1% р-р атропина (2 мл), аминозин (1 мл), пенициллин (100 000 ЕД). Животное: кролик или собака Операция на кролике Перед началом операции, которая проводится с соблюдением всех правил асептики, кролика, привязанного к станку в положении спиной книзу, снимают электрокардиограмму и анализируют ее. Изучают ритм, характер ЭКГ, высоту зубцов, длительность интервалов. Запись ЭКГ осуществляется в отведениях от конечностей и в грудных отведениях. Затем под гексеналовым наркозом (в/в 3 мл 5% р-ра или в/брюшинно 3-4 мл 10% р-ра) послойно вскрывают грудную полость по третьему межреберью. По мере надобности в течение операции можно ввести еще 2-3 мл гексенала. Ввиду того, что у кролика обе плевральные полости разделены друг от друга, односторонний пневматоракс не вызывает тяжелых расстройств дыхания и опыт проводят без искусственного дыхания. Рану расширяют, перикард надсекают и с помощью атравматической иглы производят перевязку нисходящей ветви левой коронарной артерии в районе ее отхождения от основного ствола (перевязку можно производить с коронарной веной). После этого грудную полость зашивают, из плевральной полости при помощи шприца отсасывают воздух, в области шва вводят 100 000 ЕД пенициллина. Через 1 ч после операции у кролика повторно снимают ЭКГ, отмечают смещение сегмента S-T относительно изоэлектрической линии, появление «коронарного» зубца T, инверсию зубца Т в грудных отведениях. Делают заключение об изменениях ЭКГ и о механизмах развития инфаркта миокарда. ^ Снимают ЭКГ, анализируют данные. За 20 мин до операции собаке делают промедикацию: 0,1% р-р атропина (1-2 мл), аминозина (2,5 мг/кг массы животного п/к, в/м). Операцию проводят так же, как и на кролике, с той лишь разницей, что дается не гексеналовый, а эфирный наркоз и применяется управляемое дыхание. Эфирный наркоз для собаки безопаснее, чем гексеналовый, но лучше использовать смесь эфира, хлороформа и спирта в отношении 2:1:2. по 2 мл смеси дается с промежутком в 5-7 мин, для получения сна, а затем через равные промежутки времени (от 20 до 30 мин), судя по состоянию животного, добавляют смесь по 0,5-1 мл до конца операции. Перед вскрытием перикарда в его полость вводят 1 мл 1% р-ра новокаина. Через 1 ч после операции вновь снимают ЭКГ, анализируют ее. Делают выводы о механизмах инфаркта. P.S. Можно упростить опыт. Использовать острый эксперимент. Перед началом операции снимают ЭКГ только с конечностей. После вскрытия грудной клетки, при наличии управляемого дыхания вновь зарегистрировать ЭКГ. После перевязки артерии через 15 мин вновь зарегистрировать ЭКГ. Сравнить результаты. Усыпить животное, отключив его от аппарата дыхания. Опыт 2 Получение питуитриновой «стенокардии» у кролика. ^ Столик (станок) для операции, электрокардиограф, иглы и шприцы на 2 и 5 мл для внутривенной инъекции, питуитрин Р (3 мл). У кролика, привязанного к станку, снимают ЭКГ в отведениях от конечностей и грудных. Анализируют ЭКГ. Затем в/в вводят питуитрин Р из расчета 1 ед/кг массы животного. Через 3-5 мин с момента введения снимают ЭКГ. Отмечается резкая брадикардия, смещение сегмента S-T относительно изоэлектрической линии, появление «коронарного» зубца Т, изменение интервала P-Q. Делают заключение относительно механизмов развития коронароспазма и наблюдаемых изменений ЭКГ. Опыт 3 Демонстрация экспериментальной модели почечной гипертензии Почечную гипертензию можно получить несколькими способами. Сравнить результаты и объяснить механизмы развития почечной гипертензии. ^ Общий хирургический инструментарий, перевязочный материал, шовный материал (шелк), стерильная целлофановая пленка или жидкий азот, эфир для наркоза (50 мл), хлороформ (50 мл), 0,5% р-р новокаина (10 мл), специальная спираль. Животные. Собака или крыса. Операция на собаке. Животному, с предварительно введенной в кожный лоскут общей сонной артерией, после удаления шерсти на спине в области почек и тщательный обработки операционного пола, в стерильных условиях производят соответствующие разрезы кожных покровов и подлежащих мягких тканей, через которые выводятся почки. Поочередно на обе почки накладываются капсулы из стерильной целлофановой пленки (во избежание некроза почки капсулы не должны сжимать почечную ткань). После наложения капсулы, почки возвращают на обычное место; мягкие ткани и кожные покровы послойно зашивают. Операцию проводят под эфирным наркозом или местной анестезией. Гипертонические явления у экспериментального животного развиваются обычно на 4-5 день после операции. ^ производят в 2 этапа. Для получения почечной гипертонии у крыс производят ишемизацию почек путем сдавливания их целлофановыми или резиновыми капсулами или сужения почечных артерий наложением спиралей. Та и другая операция производятся с соблюдением правил асептики: целлофан и спирали предварительно стерилизуют в 76% спирте в течение 3-4 суток. I этап. Крысу фиксируют животом книзу. Шерсть на спине в области нижних грудных и поясничных позвонков выстригают. Кожу обрабатывают йодом. Животному дают эфирный или эфирно-хлороформный наркоз. Разрез кожи 2-3 см параллельно позвоночнику на 0,5 см латеральнее его. Верхний край разреза начинается с правой стороны от реберной дуги, а с левой стороны – на 1 см ниже реберной дуги, так как левая почка расположена ниже правой (перед операцией для ориентации места разреза можно пальпаторно определить расположение почки). Послойно вскрывается кожа, апоневроз. Апоневроз образует фигуру, напоминающую римскую пятерку (V), вершина которой располагется на позвоночном столбе. Разрезают правую сторону «апоневротической пятерки». Край апоневроза оттягивается кнаружи. Обезболивают новокаином. В разрезе становится видна околопочечная жировая клетчатка. Пинцетами, тупым способом, расширяют щель между жировой клетчаткой и околопозвоночными мышцами. Захватив жировую капсулу почки, последнюю осторожно вытягивают. Почку освобождают от окружающей ее клетчатки и окутывают целлофановой пленкой размером 45 ч 45 мм. В центре целлофана прорезают отверстие для почечной ножки. Разрезают с одной стороны листок – от края до центра. Через этот разрез целлофан надевают на почку и края его прошивают вокруг почки матрацными швами с помощью прямой иглы. Накладывая швы на различном расстоянии от края почки, можно дозировать степень сдавления (ишемизации) почки. Целлофан должен плотно прилегать к почке, сдавливая ее. Затем почку погружают в рану, которую послойно зашивают. II этап. Через 2 недели на вторую почку также накладывают компрессионную целлофановую капсулу или же удалают почку. ^ операция сужения почечных артерий спиралью. доступ к почкам аналогичен описанному. Почки при этом не освобождаются о жировой капсулы. Оттягивая почку с помощью ранорасширителя, отпрепаровывают почечную артерию, проводят под нее ограничительную пластинку из пластмассы с целью отстранения окружающих тканей, мешающих наложению спирали. Фиксируя удлиненный конец спирали с помощью артериального зажима, вводят (ввинчивают) почечную артерию в спираль. Удлиненный конец спирали обрезают. Вначале на одну почечную артерию накладывают спираль с диаметром витков 0,35 мм. Спирали изготавливают из нержавеющей проволоки – тантала, нихрома и т.д. диаметром 0,2-0,3 мм. ^ азота I этап – односторонняя нефроктомия. II этап – производится через 3-4 нед. Почка выводится в разрез, удаляется капсула, 75% поверхности почки подвергается замораживанию жидким азотом (с помощью ватных тампонов). Через 5-7 дней у крысы развиваются гипертонические явления. Сравнить различные способы создания экспериментальных моделей, объяснить механизмы развития гипертонической болезни. ^ Значение реактивности организма в развитии патологических процессов Цель занятия - на модели кислородной недостаточности показать значение реактивности организма и продемонстрировать в эксперименте некоторые пути ее направленного изменения. ^ Установка, состоящая из насоса Комовского, толстостенного сосуда и ртутного манометра, вакуумная тарелки с колпаком, сосуд с теплой водой (250С) объемом несколько литров – для плавания мышей, сосуд со снегом, в нем тонкостенная колба с широким горлом объемом около 200 мл, корнцанг, термометр, шприцы на 1 и 2 мл, 20% р-р глюкозы (10 мл), 0,05% р-р фенамина (10 мл), 10% р-р уретана или 1% р-р гексенала (10 мл), 1% р-р тироксина (10 мл). Животные. Белые мыши одинаковой массы и возраста, белая крыса и крысенок 1-3 дневного возраста. Опыт 1. Изменение реактивности организма путем воздействия на центральную нервную систему. Опыт ставят на 3 мышах. Одну из них наркотизируют подкожным введением 10% р-ра уретана из расчета 1,5 мл на 100 г массы или 1% р-ра гексенала из расчета на 1 мл на 100 г массы животного. Второй мыши за 10 мин до опыта вводят подкожно 0,05% р-р фенамина из расчете 0,5 мл на 100 г массы. Третья мышь служит контролем. Поместив всех 3 мышей в тостостенный стеклянный сосуд, соединенный с насосом Камовского и с ртутным манометром, студенты в течение 2-3 мин откачивают воздух до 180-170 мм рт.ст., наблюдая за состоянием животных и регистрируя сроки их гибели. Опыт демонстрирует возможность значительного изменения реактивности организма путем воздействия на функциональное состояние его центральной нервной системы. Опыт II. Изменение реактивности организма при голодании. Опыт ставят на 2 мышах. Одна из них в течение 2-3 суток до опыта голодала, получая лишь воду. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта та же, что в опыте 1. При обсуждении результатов опыта обращать внимание на фазный характер изменений, возникающих в организме при голодании. Опыт III. Изменение реактивности организма при сдвигах химизма внутренней среды (на примере искусственно вызванной гипергликемии). Опыт ставят на 2 мышах. Одной из них за час и повторно за 5-10 мин до опыта вводят подкожно 0,4 мл 20% р-ра глюкозы. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта аналогична описанной выше. Сопоставляют результаты данного опыта с опытом 2. Опыт IV. Изменение реактивности организма при сдвиге гормонального баланса (умеренный гипертиреоз). Опыт ставят на 3 мышах. Одна служит контролем, второй вводят тироксин за 24 ч, третьей – вводят тироксин за 1 ч до исследования. Используется 1% р-р тироксина в дозе 30 мг/кг массы животного. Техника постановки опыта аналогична описанной выше. При сравнении результатов обратить внимание на быстрый эффект действия тироксина и на фазный характер изменений в организме. Опыт V. Изменение реактивности организма в результате интенсивной физической нагрузки. Опыт ставят на 2 мышах. Одну из них предварительно заставляют около 5 мин плавать в сосуде с водой, подогретой до 250С. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта аналогична предыдущим. При обсуждении результатов обращают внимание на значение компенсаторно-приспособительных механизмов при кислородном голодании. Опыт VI. Изменение реактивности организма путем температурных воздействий. За 20-30 мин до опыта помещают одну мышь в сосуд, находящийся в охлажденной смеси, а другую – в подогреваемый до 38-400С. Третья служит контролем. Опыт ставят аналогично предыдущему. Опыт VII. Значение возрастной реактивности. Крысу и новорожденного крысенка, защищенного сетчатой коробкой от взрослой крысы, помещают под колпак, соединенный с насосом и постепенно откачивают воздух. При наступлении резкого двигательного возбуждения у взрослой крысы откачивание воздуха прекращают и в течение нескольких мин наблюдают за поведением животных. Когда у взрослой крысы разовьется судорожное состояние, во избежание ее гибели пускают под колпак воздух и опыт прекращают. Анализ значения возрастной реактивности в данном опыте проводят, исходя из особенностей обменных процессов и функционального состояния нервных центров у новорожденного и взрослого организмов. ^
|