Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл





Скачать 432.04 Kb.
Название Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл
Дата 19.03.2013
Размер 432.04 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология»

Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

^ Форма обучения - очная


Cыктывкар, 2011


СОДЕРЖАНИЕ



Раздел

Стр.




Рабочая учебная программа







Лист согласования и утверждения дисциплины







Пояснительная записка







Тематический план курса « Клиническая и экспериментальная биология»







Содержание учебной дисциплины







Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля







Карта обеспеченности учебной литературой







Учебно-методические материалы







Вопросы к семинарским занятиям и рекомендуемая литература







Примерные темы рефератов







Вопросы к контрольным работам







Практические занятия







Вопросы к экзамену















^ Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии




УТВЕРЖДено:




^ На УМК Института




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Экспериментальная и клиническая биология »

Блок дисциплин ОПД - Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.62 «Биология»

^ Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения – очная

Семестр

7

^ Всего учебных занятий

144часов

В том числе:




Аудиторных

36 часов, из них

Лекций

24часов

Лабораторных занятий

12 часов

^ Самостоятельная работа

25 часов

КСР

Форма итогового контроля

2часа

Экзамен 7 семестр



Cыктывкар, 2011


лист согласования и утверждения рабочей программы


Составитель УМК доцент каф. биологии, канд. биол. наук _ ___________Петрова Н.Б.

(подпись)

^ Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

направления 020400.62 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)


СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.

Председатель УМК института


к.б.н. _____________ И.Н. Юранева

(подпись)



  1. Цель дисциплины (модуля): формирование системных знаний принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, умений применять основные физиологические и клинические методы анализаи оценки состояния живых систем.



  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» относится к профессиональному циклу, курсу по выбору.

Для успешного формирования профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины студент должен владеть знаниями и умениями по формированию ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины предваряет изучение таких дисциплин как «Физиология человека и животных», «Цитология», «Биология человека» и другие. Учебный курс дает общее представление об этиологии, патогенезе различных патологических состояний, механизмов саморегуляции, которые активируются в этих необычных условиях, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в лечении и профилактике, методах оценки количества и качества здоровья.



  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
    «Экспериментальная и клиническая биология».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека

ОК-1

проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения

ОК-8

использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов

ПК-2


демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем

ПК-3

применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой

ПК-5




  1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать общие механизмы поддержания жизнедеятельности отдельных клеток, тканей и организма в целом в необычных (патологических) условиях существования на современном научном уровне с учетом новых достижений в области молекулярной биологии и медицины.

Уметь: демонстрировать важную роли экспериментального метода в решении основных проблем физиологии и медицины, учитывать экологическую специфику нашего региона на путях изучения патогенеза и основных методов профилактики и лечения различных болезненных процессов.

Владеть основными методами современные экспериментальные и клинические методы работы с биологическими объектами в лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой

  1. ^ Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины по очной форме обучения составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, аудиторных -36 часов, в том числе лекций -24 часов, лабораторных -25 часов, самостоятельная работа -25 часов, КРС -2 часа. Итоговый контроль – экзамен.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану




Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Лабор работа

1


2


3



Раздел 1.Общая часть

Тема 1. Предмет, задачи, методы экспериментальной и клинической биологии.

Тема 2. Учение о болезни.

Раздел 2. Этиология болезней.

Тема 1.Факторы внешней среды.

Тема 2. Роль наследственности, конституции, возраста в патологии.

Раздел 3. Характеристика общих патофизиологических явлений.

Тема 1. Воспаление, этиология, патогенез.

Тема 2. Учение о реактивности организма.

Тема 3. Опухолевый процесс.

Тема 4. Механизмы восстановления нарушенных функций.


14

1


3


6

5


7


18

15

6

6





4

1

3


2

1

2


5

5

3

2


2


2


1


3

4



8

1


2


3

2

2


10

6

3

3





^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Общая часть

Тема 1. Предмет, задачи, методы .

Студент должен знать: предмет, задачи, методы экспериментальной и клинической биологии.

^ Студент должен уметь: выделять предмет и анализировать основные методы и связи экспериментальной и клинической биологии с другими науками.

Содержание темы.

Введение. Общая и частная патология. Предмет, задачи экспериментальной и клинической биологии.

. Связь экспериментальной и клинической биологии с другими разделами биологической науки: морфологией, анатомией, нормальной физиологией, генетикой, биохимией, медициной.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.


Тема 2. Учение о болезни

Студент должен знать: основные понятия экспериментальной и клинической биологии, этиологию и патогенез типовых патологических процессов и приспособительных реакций организма на воздействие патогенного фактора.

^ Студент должен уметь: определять периоды и стадии болезни, анализировать закономерности развития типовых патологических процессов и защитных реакций.

^ Содержание темы.

Общее учение о болезни. Здоровье и болезнь. Определение болезни. 3 аспекта понятия болезни: связь с внешней средой; включение компенсаторных механизмов, влияние на трудоспособность. Патологическое состояние, патологический процесс. Симптомы болезни. Периоды и стадии течения болезни. Исходы болезни. Выздоровление. Смерть. Терминальное состояние. Ме­тоды оживления, современное состояние проблемы.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к семинарскому занятию по теме «Общее учение о болезни».

^ Раздел 2. Этиология болезни:

Тема 1. Факторы внешней среды

Студент должен знать: классификацию причин возникновения и механизм развития патологии

^ Студент должен уметь: оказывать первую помощь при неосложненных травмах

Содержание темы.

Воздействие механической энергии: растяжение, разрыв, сдавление, переломы; сотрясение, ушиб, вывихи.

Воздействие тепловой и лучистой энергии. Действие высокой и низкой температуры. Ожоги и обморожения. Местное и общее действие тепловой энергии. Ожоговая болезнь, фазы, ожоговый шок. Лучистая энергия: солнечные лучи, ионизирующее излучение. Стадии развития лучевой болезни. Воздействие малых доз радиации на организм.

Электрический шок. Механизм повреждения в организме при электротравме.

Химические факторы: экзогенные и эндогенные отравления.

Биологические факторы, социальные и психические причины болезней.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к семинарскому занятию по теме «Факторы внешней среды».


Тема 2. Роль наследственности, конституции и возраста в патологии

^ Студент должен знать: роль наследственности, конституции и возраста в патологии

Студент должен уметь: использовать знания генетики, психологии, физиологии человека в применении к патофизиологии

^ Содержание темы.

Этиология и патогенез наследственных болезней. Пенентрантность гена. Заболевания с наследственной отягощенностью. Заболевания, передающиеся по доминантному и рецессивному типу, соматические и сцепленные с полом. Мутагенные факторы. Теории мутагенеза. Генные, геномные, хромосомные мутации. Моногенно наследуемые болезни человека. Нарушения аминокислотного обмена: фенилкетонурия, алкаптонурия. Нарушения обмена углеводов. Мукополисахаридозы. Изменения метаболизма металлов. Болезнь Вильсона- Коновалова. Другие моногенные заболевания (муковисцидоз, ахондроплазия, синдром ломкой X хромосомы).

Определение и классификации конституции. Исторический аспект развития понятия конституции. Методы оценки конституции. Роль конституции в патологии.

Развитие представлений о ВНД. Значение работ И.П.Павлова. Значение типов высшей нервной деятельности в патологии.

Возрастная периодизация. Изменение реактивности с возрастом. Возраст и болезни. Старение. Теории старения.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к семинарскому занятию по теме « Роль наследственности, конституции и возраста в патологии».


^ Раздел 3. Характеристика общих патофизиологических явлений

Тема 1. Воспаление, этиология, патогенез

Студент должен знать: общую характеристику воспаления, этиологию и патогенез воспаления.

^ Студент должен уметь: определять стадии развития процесса воспаления, используя знания из курсов гистологии и физиологии.

Содержание темы.

Воспаление. Определение воспаления. История учения о воспалении (Гиппократ, Цельс, Бургав, Конгейм, Мечников, Эрлих, Шаде).

Сравнительная патология воспаления. Фагоцитарная теория воспаления И.И.Мечникова. Жизнь и деятельность И.И.Мечникова. Патогенез воспаления: альтерация, сосудистая реакция, пролиферация.

Стадии сосудистой реакции. Миграция лейкоцитов, факторы, способствующие миграции. Последовательность миграции определенных видов лейкоцитов в воспалении. Медиаторы воспа­ления. Влияние возраста, конституции, эндокринной и нервной систем на развитие воспаления. Общебиологическое зна­чение воспаления.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к контрольной работе по теме «Воспаление, этиология, патогенез».


Тема 2. Общие вопросы учения о реактивности организма.

^ Студент должен знать: общие вопросы учения о реактивности организма

Студент должен уметь: выделять аллергические заболевания по быстроте развития и патогенезу, использовать знания из курса иммунологии в приложении к данной теме.

^ Содержание темы.

Определение реактивности. Классификация видов реактивности. Понятие "аллергия". Эндогенные, экзогенные аллергены. Патогенез аллергической реакции. Стадии аллергических реакций. Свойства аллергических антител. Аллергические реакции немедленного типа. Общая и местная анафилаксия. Анафилаксия изолированных органов. Анафилактические реакции немедленного типа у человека. Анафилакти­ческий шок, клиника. Сывороточная болезнь, клиника. Атонические болезни: бронхиальная аст­ма, поллиноз, крапивница, отек Квинке. Аллергические реакции замедленного типа: аутоаллергия, контактный дерматит, реакции отторжения трансплантанта. Механизм аллергических реак­ций замедленного типа.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к контрольной работе по теме «Учение о реактивности организма. Аллергия».

Тема 3. Опухолевый процесс

Студент должен знать: причины и механизмы развития опухоли

Студент должен уметь: использовать знания микробиологии, цитологии, физиологии при анализе возникновения и развития опухолей

^ Содержание темы.

Этиология, патогенез опухолевой трансформации тканей. Свойства опухолевых клеток. Апоптоз и опухолевый рост. Взаимоотношения организма и опухоли: влияние возраста, питания, конституции. Реактивность организма и опухолевый процесс: роль нервной и эндокринной си­стемы.

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.


Тема 4. Механизмы восстановления нарушенных функций

^ Студент должен знать: основные механизмы восстановления нарушенных функций

Студент должен уметь: выделять основные уровни и механизмы компенсации функций.

^ Содержание темы.

Компенсация: полная, неполная. Реституция и субституция. Регенерация тканей. Клеточная и внутриклеточная регенерация. Различные уровни обновления тка­ней. Патология тканей. Дистрофии: белковые, жировые, минеральные. Внутриклеточные, внеклеточные, смешанные. Атрофии. Классификация атрофии. Некроз, патогенез, исходы некрозов. Молекулярные механизмы программированной клеточной гибели (апоптоза).

^ Виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Работа с конспектом лекций, учебником и справочной литературой.

Подготовка к семинарскому занятию по теме « Структурные основы компенсации нарушенных функций».


Формы и содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль

  • проверка знаний разделов лекционного курса

  • проверка конспектирования статей из журналов

  • защита отчетов лабораторных работ



Промежуточный контроль

  • контрольные работы

  • анализ составленных таблиц

  • анализ мультимедийных материалов

  • обсуждение рефератов



Итоговый контроль

  • экзамен



^ КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Дисциплины: экспериментальной и клинической биологии.


По направлению - Биология

Институт естественных наук

Форма обучения: очная

Блок дисциплин: ПД

Число студентов

Список литературы

Кол-во экземпл.

Кол-во экземпл. на 1 студента

18

Основная литература

1.Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. М.: МИА, 2002.958с.

2.Патологическая физиология (под ред. Адо А.Д. и др.). М.: Триада,2002.586 с.

Дополнительная литература

1. Справочник практического врача (под ред. Воробьева А.И.) в 2-х томах. М.: Баян, 1992.

2. Справочник практического врача (под ред. Воробьева А.И.).М.: Баян,1994.



5


1


1+1


1


0.3


0.1


0.2


0.1



Составитель, преподаватель: Петрова Н.Б.

Зав. кафедрой: проф. Г.Н.Доровских

Дата составления карты: 14 декабря 2011г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ

« » 2011 г.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Семинарское занятие № 1

Тема: "Структурные основы компенсации нарушенных функций".

Вопросы:

  1. Механизмы компенсаций нарушенных функций. Компенсация полная и неполная.

  2. Регенерация, ее виды.

  3. Формы регенераторных реакций в зависимости от типа тканей (особенности регенерации элементов кожи, скелетной мускулатуры, органов пищеварения, миокарда, нервной системы).

  4. Дистрофии. Формы дистрофий.

  5. Атрофии. Формы атрофии.

  6. Молекулярные механизмы программированной клеточной гибели.



Список рекомендуемой литературы:

  1. Адо А.Д., Ишимова Л.М. (ред.) Патологическая физиология. М. 1972. 535 с.

  1. Волянский Ю.П., Колотова Т.Ю., Васильев Н.В. Молекулярные механизмы программированной клеточной гибели // Усп. совр. биол. 1994. Т. 114. Вып. 6. С. 679-692

  2. Маянский А.Н., Маянский Н.А., Абаджид М.А. Апоптоз: начало будущего // Микробиол. 1997. №2. С 88-94

  3. Саркисов Д.С. (ред.) Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. М. 1087. 448с.

5. Справочник практического врача. М. 1992. 430 с.

6. Уманский С.Р. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы. Молекулярная биология. 1996. Т. 30. Вып. 3. С. 487-502

Семинарское занятие №2

Тема: "Патология человека на Севере"

Вопросы:

  1. Кардиореспираторная система - универсальный индикатор функциональных резервов и ком­пенсаторно-приспособительных функций организма.

  2. Морфо-функциональные особенности дыхательной системы северян.

  3. Типичные нарушения общего и периферического кровообращения, наблюдаемые на Севере.

  1. Особенности обмена веществ и питания у жителей Севера.

  2. Гормональный дисбаланс у жителей Севера.



Список рекомендуемой литературы:

  1. Авцын А.П., Дубинин Т.А., Жаворонков А.А. и др. Структурно-функциональные механизмы адаптации легких человека в условиях Севера // Вопросы туберкулеза. 1975. № 9. С. 60-63

  2. Авцын А.П., Жаворонков А.А., Марачев А.Г., Милованов А.П. Патология человека на Севере. М. 1985.416с.

  3. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере. М. 1997. 207 с.

  4. Варламова Н.Г., Евдокимов В.Г., Овсов А.Е. и др. Физиологический статус жителей Ижемского района Республики Коми. Сыктывкар. 1993. 24 с.

  5. Евдокимов В.Г., Рогачевская О.В., Варламова Н.Г. Модулирующее влияние факторов Севера на кардиореспираторную систему человека в онтогенезе. Екатеринбург. Изд-во: УрО РАН, 2007 .

  6. Иржак Л.И. Очерки физиологии. Ч.II. Кардиореспираторная система. Энергетический обмен. История науки. Теоретические проблемы адаптации.

  7. Максимов А.Л., Баргош Т.П. Инварианты нормы гормонального статуса человека на Северо - Востоке России. Научно-практические рекомендации. Магадан. 1995. 56 с.

  8. Рощевский М.П., Евдокимов В. Г., Овсов А. С., Варламова Н.Г. Региональные и сезонные особенности функционирования кардиореспираторной системы жителей Севера //Физиол. чел. 1994. Т. 20. №.6. С. 76-90

  9. Солонин Ю.Г. Показатели физического здоровья народа Коми Сыктывкар.1993.24с.

  10. Хаснулин В.И. Введение в популярную медицину. Новосибирск. 1998. 337с.

  11. Хрущев В. Л. Здоровье человека на Севере. М. 1994. 80 с.

  12. Шварева Н.В. Особенности функционирования эндокринной системы у коренных жителей Северо-Востока СССР // Физиол. чел. 1991.№3. Т. 17. С. 105-109



Семинарское занятие № 3

Тема: "Патофизиология системы крови"

Вопросы:

  1. Возрастные изменения в системе крови. Факторы, влияющие на кроветворение и кроверазрушение.

  2. Изменения количества крови в организме, изменения физико-химических свойств крови.

  3. Изменения количественного и качественного состава красной крови.

  4. Анемии: железодефицитные, мегалобластические, гемолитические. Желез о дефицитные состоя­ния у жителей Севера. Лабораторная диагностика.

  5. Количественные и качественные изменения состава белой крови. Лабораторная диагностика.

  6. Изменение свертывающей способности крови.



Список рекомендуемой литературы:

  1. Адо А.Д., Ишимова Л.М. (ред.) Патологическая физиология. М. 1972. 535 с.

  2. Бойтлер Э. Нарушения метаболизма эритроцитов и гемолитическая анемия. М. 1981. 230 с.

  3. Иржак Л. И. Гемоглобины и их свойства. М. 1975. 237 с.

  4. Иржак Л. И. Дыхательная функция крови в индивидуальном развитой млекопитающих М.-Л 1964.230с.

  5. Иржак Л. И., Бубунин А. В. Реологические свойства крови и ультрафиолет. Сыктывкар. 1987. 150 с.

  6. Поляков В.Е. Болезни крови и кроветворения // Твое здоровье. 1990. № 11 . Ч. 1 . С. 21-28

  7. Поляков В.Е. Болезни крови и кроветворения // Твое здоровье. 1990. № 12. Ч. 2. С. 20-27

Семинарское занятие № 4

Тема: "Нарушения сердечной деятельности"

Вопросы:

1. Расстройства сердечной деятельности, вследствие нарушения центральных нервных механиз­мов.

  1. Расстройства сердечной деятельности, возникающие рефлекторно (экстерорецепторные и интерорецепторные рефлексы).

  2. Расстройства сердечной деятельности, вследствие непосредственного воздействия патогенных
    факторов на сердце.

  1. Нарушения гемодинамики при пороках сердца.

  2. Явления и механизмы компенсации при пороках сердца.



Список рекомендуемой литературы:

  1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М. 1987. С. 5

  2. Исаков И. И., Кушаковский М.С. Клиническая кардиография. Л. 1984. 230 с.

  3. Кушаковский М.С., Журавлева Н.Б. Аритмии и блокады сердца. Л. 1983. 180 с.

  4. Попов А.Е., Варламова Н.Г. Фоновая электрокардиограмма на Севере // Достижения и перспективы сравнительной электрокардиологии. Тез. III Междунар. симпозиума по сравнит.
    эл. кардиол. Сыктывкар. 1993. С. 53.

  5. Справочник практического врача. М. 1992. Т. 1. 430 с.

  6. Удельнов М.Г. Физиология сердца. М. 1975. 267 с.

7.Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека. М. 1985. Т. 3. С. 44-98.


Семинарское занятие № 5

Тема: "Нарушение сосудистого тонуса. Гипертония и ее патогенез"

Вопросы

  1. Нарушения физико-химических свойств кровеносных сосудов.

  2. Xарактеристика нарушений сосудистого тонуса.

3. Гипертоническая болезнь, этиология, патогенез, клиника. Первичная и вторичные формы ги­пертонической болезни.

  1. Адаптация малого круга кровообращения человека в условиях Севера.

  2. Основные экспериментальные модели гипертонии и методы их воспроизведения.

  3. Гипотония. Этиология, патогенез, клиника.



Список рекомендуемой литературы:

  1. Адо А.Д., Ишимова Л.М. (ред.) Патологическая физиология. М. 1972. 535 с.

  2. Волков В.С., Цикулин А.Е. Состояние центральной гемодинамики и микроциркуляции и их взаимоотношения у больных гипертонической болезнью // Кардиология. 1981. Т. 21. С. 53-55.

  3. Волынский З.М., Соловьева В.С. Гипертоническая болезнь молодых людей. Л.1965. С.3-5.

  4. Геллер Р.Д., Мак-Гифф. Модели гипертензии у животных // Артериальная гипертензия. Матер. Советско-американского симпозиума. М. 1980. С. 101-109.

  5. Кушаковскин М.С. Гипертоническая болезнь и вторичная артериальная гипертензия. М.1982. 287с.

  6. Меерсон Ф.З. Развитие некоторых идей В.В. Парина в физиологии и патофизиологии кровообращения // Успехи физиол. наук. 1983. Т. 14. № 2. С. 7-27.

  7. Милованов А.П. Адаптация малого .круга кровообращения человека в условиях Севера. Новосибирск. 1981. 172с.

  8. Милованов А.П. Климато-физиологическая и морфологическая оценка легочного кровообращения у адаптированного населения Северо-Востока СССР // Физиол. чел. 1975. № 4. С. 601-109.

9. Постнов Ю.В. Спонтанная гипертензия у крыс как модель эссенциальной гипертонии человека // архив. 1974. № 2. С. 3-9

10. Постнов Ю.В., Орлов С.Н. Первичная гипертензия как патология клеточных мембран. М. 1987.190с.

11. Франфурт А.А., Юпатов И.Ю., Кузьмина Т.А. и др. Функциональное состояние правого желу­дочка сердца и давление в легочной артерии при гипертонической болезни // Клиническая медицина. 1975. №5. С. 43-46

12. Шулутко Б.И., Перов Ю.Л. Артериальная гипертензия. С.-Пб. 1993. 394 с.

13. Folkow M.D., Callback M., Lundgren I. and other. Impotence of adaptive changes in vascular design for establishment of primary hypertension. Studied in man and spontaneously hypertensive rats // Circul. Res. 1973. V. 32. N. 5. P. 1-3.

14. Yamori Y., Lovenberg W. Spontaneously hypertensive rats // Hupertens. 1987. V. 9. N. 1. 1/13-14.

  1. Самостоятельная работа студентов

Используются эссе, доклады, краткие сообщения, контрольные работы , рефераты.

Требования к выполнению эссе

1-3 страницы текста шрифт Times New Roman кегль 14 через 1,5 инт.

Оформленный титульный лист (ФИО, направление подготовки, курс, группа, преподаватель).

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление работы должно соответствовать требованиям, утвержденным кафедрой биологии.

Требования к выполнению реферата

Реферат выполняется по одной из предложенных тем в соответствии со структурой учебной дисциплины. Оформление реферата должно соответствовать требованиям, утвержденным кафедрой биологии.

^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы.

  2. Апоптоз и его связь со старением.

  3. Атеросклероз

  4. Артериальная гипертензия малого круга кровообращения.

  5. Артериальная гипертензия. Этиология, патогенез и перспективы прогнозирования и терапии.

  6. Аутоиммунные заболевания на примере системной красной волчанки и ревматоидного артрита.

  7. Болезни обмена (таурисмозы) у детей.

  8. Болезнь Паркинсона

  9. Болезни печени. Роль генетических средовых и алиментарных факторов.

  10. Болезни почек, роль генетических, средовых и алиментарных факторов.

  11. Болезни слюнных желез

  12. Бронхиальная астма. Новое понимание проблемы.

  13. Валеология - наука о здоровом образе жизни. Основные принципы.

  14. Вегетативные неврозы.

  15. Гемолитическая болезнь новорожденных.

  16. Гемофилия. Происхождение, патогенез, профилактика.

  17. Действие малых доз радиации на организм человека. Отдаленные последствия.

  18. Жизнь и деятельности И. И. Мечникова.

  19. .Коллагенозы.

  20. Липиды и жирные кислоты при ряде патологических состояний.

  21. Лихорадка как защитно-приспособительная реакция. Типы лихорадок.

  22. Менингиальный синдром у детей

  23. Методы моделирования инфаркта миокарда.

  24. Методы трансплантологии

  25. Механизмы патогенеза и компенсаторные процессы в сердечно-сосудистой системе (клинико - эспериментальные исследования В. В. Парина, Н. Н. Горяева и Ф. З. Меерсона).

  26. Нарушения движений и чувствительности (порезы, параличи, гиперкинезы).

  27. Нарушение эмоций.

  28. Нервные и психические заболевания.

  29. Неврозы.

  30. Нарушение мозгового кровообращения.

  31. Нарушения эмоций. Эмоциональный стресс.

  32. Недоношенные новорожденные.

  33. Нефропатия беременных.

  34. Необычные инфекции (иммунодефициты).

  35. Неспецифические заболевания легких. Роль северных условий в развитии патологии.

  36. Основные идеи эволюции воспаления.

  37. Остеохондроз. Этиология, патогенез, методы нелекарственной терапии.

  38. Острый вирусный гепатит.

  39. Острый панкреотит.

  40. Поллинозы.

  41. Пороки сердца

  42. Приобретенные пороки сердца.

  43. Пылевые заболевания легких – пневмокониозы. Меры профилактики.

  44. Режим питания. Теории питания (вегетарианство, сыроедение, теория Г.С. Шаталовой «О живой энергии», очковая диета, теория раздельного питания Шелтона).

  45. Сигнальные молекулы, вызывающие размножение и гибель клеток.

  46. Синдром эндогенной интоксикации. Участие в развитии интоксикации молекул средней молекулярной массы.

  47. Сравнительная патология воспаления.

  48. Теория адекватного питания (по А.М. Уголеву). Потоки веществ, экология.

  49. Теории воспаления (Цельс, Бургав, Конгейм, Мечников, Эрлих, Шаде).

  50. Теория происхождения опухолей.

  51. Тромбоцитопеническая пурпура. Этиология и патогенез. Возможности диагностики и лечения.

  52. Туберкулез мозговых оболочек и центральной нервной системы.

  53. Хромосомные болезни

  54. Хронический миелолейкоз

  55. Эндокринные нарушения у больных с синдромом Дауна

  56. Экспериментальные модели нарушений процессов пищеварения и всасывания (экспериментальные язвы, резекции различных отделов желудочно-кишечного тракта, кишечная непроходимость).

  57. Экспериментальные модели сердечно-сосудистой патологии (гипертензия, инфаркт миокарда, ишемия, атеросклероз).



  1. ^ Оценоч­ные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по ито­гам освоения дисциплины.

Успеваемость студента оценивается суммой набранных баллов из 50 возможных. Оценка включает две составляющие: оценку преподавателем учебной работы студента в течение семестра и оценку знаний студента на экзамене.

Текущая оценка представляет собой сбор и анализ данных о работе студента в процессе изучения учебной дисциплины с целью принятия решений, способствующих совершенствованию планирования дальнейшего обучения. Текущий тип оценки часто рассматривается как средство оценивания, используемое в процессе обучения, по окончании которого вступает в силу итоговая оценка.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: анализ сообщений и докладов, контрольных работ.

Формы текущего контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений и докладов, отчеты по лабораторным работам.

1. Контрольная работа

Критерии оценки контрольной работы

При оценке контрольной работы учитывается:

полнота раскрытия темы;

• перечень использованной литературы (при выполнении работы студентами, обучающимися по заочной форме);

• соответствие оформления требованиям.

• соответствие содержания работы заявленной теме;

^ Контроль знаний


Контроль знаний студентов очного отделения ( эссе, краткий доклад, реферат, отчеты по лабораторным работам).

Критерии оценки реферата

При оценке реферата учитывается:

• соответствие содержания реферата заявленной теме;

• полнота раскрытия темы;

• перечень использованной литературы;

• соответствие оформления требованиям.


Критерии оценки эссе

Рейтинговые баллы от 0 до 5. Критерии: раскрытие темы (2), самостоятельность, творческий характер (2), использование научной литературы.

Критерии оценки отчета по лабораторным работам

В отчете должны содержаться:

• тема, цель, задачи лабораторной работы;

• ход работы;

• результаты работы;

• выводы в соответствии приобретенными компетенциями.


^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

(6 вариантов вопросов)

Тема: "Воспаление"


Вариант 1

  1. Определение воспаления. Этиология. Назвать основные звенья патогенеза.

  2. Охарактеризовать 1 стадию воспаления - альтерацию.

  3. Кто впервые выдвинул теорию, что сущность воспаления заключается в нарушении кровообращения? Выбрать правильный ответ: а) Мечников И. И. б) Бургав Н. в) Целъс А. г) Вирхов Р.

  4. Написать последовательность миграции лейкоцитов в воспалительный очаг.

Вариант 2

  1. Охарактеризовать медиаторы воспаления.

  2. Описать 1 стадию миграции лейкоцитов: феномен краевого стояния и факторы, способствующие этому.

3. Кто впервые охарактеризовал изменение физико-химических констант при воспалении? Вы­брать правильный ответ? а) Конгейм б) Мечников И. И. в) Вирхов Р. г) Шаде Г.

4. Исходы воспаления.

Вариант 3

  1. Общебиологическое значение воспаления.

  2. Охарактеризовать 3 стадию сосудистой реакции: миграцию к очагу воспаления.

  3. Кто является основоположником гуморального иммунитета. Выбрать правильный ответ а) Мечников И. И. б) Гиппократ в) П. Эрлих г) Пастер Л.

  4. Что такое диапедез?

Вариант 4

  1. Воспаление и реактивность организма. Факторы, влияющие на воспаление, (возраст, питание, обмен веществ, состояние нервной и эндокринной систем).

  2. Охарактеризовать вторую стадию сосудистой реакции - диапедез и факторы, способствующие ему.

  3. Кто впервые рассматривал воспаление не как болезнь, а как активную реакцию организма. Выбрать правильный ответ а) Мечников И. И. б) Гиппократ в) Вирхов Р. г) Шаде Г.

  4. Какие клетки Мечников И.И. назвал "вторым ударным эшелоном"?



Вариант 5

  1. Основные идеи фагоцитарной теории воспаления И. И. Мечникова.

  2. 4 стадии расстройства кровообращения в очаге воспаления. Факторы, способствующие развитию нарушения кровообращения в очаге воспаления.

  3. Кто впервые представил детальную микроскопическую картину сосудистых изменений при воспалении? Выбрать правильный ответ: а) Шаде Г. б) Мечников И. И. в) Гиппократ г) Конгейм.

  4. Кто описал последовательность миграции лейкоцитов.?

Вариант 6

  1. Эволюция воспаления.

  2. Миграция моноцитов и лимфоцитов.

  3. Кто является основоположником фагоцитарной теории воспаления? Выбрать правильный
    ответ: а) Эрлих П. б) Цельс А. в) Мечников И.И. г) Конгейм.

  4. Почему лейкоциты двигаются в очаг воспаления?



^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(6 вариантов)

Тема: "Учение о реактивности организма. Аллергия.

Вариант 1

  1. Реактивность и возраст.

  2. Понятие аллергии.

  3. Анафилактический шок у животных и человека.

  4. Аллергические реакции замедленного типа (контактный дерматит, аутоаллергия).



Вариант 2

  1. Примеры видовой реактивности.

  2. Аллергены: источники их происхождения, пути проникновения.

  3. Сывороточная болезнь.

  4. Механизмы аллергических реакций замедленного типа.

Вариант 3

!. Классификация видов реактивности.

  1. Классификация аллергических реакций.

  2. Крапивница. Отек Квинке.

  3. Реакция отторжения трансплантанта.



Вариант 4

  1. Примеры неспецифических форм реагирования.

  2. Стадии развития анафилактического шока.

  3. Стадии иммунологических реакций в патогенезе аллергической реакции.

  4. Феномен Овери.



Вариант 5

  1. Понятие "реактивности".

  2. Стадия патохимических изменений в патогенезе аллергической реакции.

  3. Феномен Артюса.

  4. Бронхиальная астма.

Вариант 6

  1. Явления иммунологической реактивности.

  2. Свойства аллергических антител, классификация антител.

  3. Стадия патофизиологических изменений в патогенезе аллергической реакции.

  4. Поллинозы.



Практические занятия.

Создание экспериментальных моделей патологических процессов.


^ Практическое занятие № 1


Значение экспериментального метода в патологических исследованиях

Цель занятия. Показать значения экспериментального метода в изучении патологических процессов. Ознакомить с рядом экспериментальных методик, продемонстрировать некоторые экспериментальные модели болезней, полученные на животных.

Опыт 1.

Демонстрация методики получения острого инфаркта миокарда путем перевязки левой коронарной артерии.

^ Оборудование и реактивы. Столик (станок) для операции, электрокардиограф, набор инструментов для операции на грудной полости: скальпели, хирургические иглы, шприцы на 1, 5 и 10 мл, атравматические иглы, цапки, ранорасширители, сосудистые зажимы, вата, бинты, марлевые тампоны, аппарат для искусственной вентиляции легких, иглодержатели, шовный материал (шелк), эфир для наркоза (50 мл), хлороформ (50 мл), спирт (50 мл), 10% р-р гексенала (10 мл), 1% р-р новокаина (2 мл), 0,1% р-р атропина (2 мл), аминозин (1 мл), пенициллин (100 000 ЕД).

Животное: кролик или собака

Операция на кролике

Перед началом операции, которая проводится с соблюдением всех правил асептики, кролика, привязанного к станку в положении спиной книзу, снимают электрокардиограмму и анализируют ее. Изучают ритм, характер ЭКГ, высоту зубцов, длительность интервалов. Запись ЭКГ осуществляется в отведениях от конечностей и в грудных отведениях. Затем под гексеналовым наркозом (в/в 3 мл 5% р-ра или в/брюшинно 3-4 мл 10% р-ра) послойно вскрывают грудную полость по третьему межреберью. По мере надобности в течение операции можно ввести еще 2-3 мл гексенала. Ввиду того, что у кролика обе плевральные полости разделены друг от друга, односторонний пневматоракс не вызывает тяжелых расстройств дыхания и опыт проводят без искусственного дыхания. Рану расширяют, перикард надсекают и с помощью атравматической иглы производят перевязку нисходящей ветви левой коронарной артерии в районе ее отхождения от основного ствола (перевязку можно производить с коронарной веной). После этого грудную полость зашивают, из плевральной полости при помощи шприца отсасывают воздух, в области шва вводят 100 000 ЕД пенициллина. Через 1 ч после операции у кролика повторно снимают ЭКГ, отмечают смещение сегмента S-T относительно изоэлектрической линии, появление «коронарного» зубца T, инверсию зубца Т в грудных отведениях. Делают заключение об изменениях ЭКГ и о механизмах развития инфаркта миокарда.

^ Операция на собаке

Снимают ЭКГ, анализируют данные. За 20 мин до операции собаке делают промедикацию: 0,1% р-р атропина (1-2 мл), аминозина (2,5 мг/кг массы животного п/к, в/м). Операцию проводят так же, как и на кролике, с той лишь разницей, что дается не гексеналовый, а эфирный наркоз и применяется управляемое дыхание. Эфирный наркоз для собаки безопаснее, чем гексеналовый, но лучше использовать смесь эфира, хлороформа и спирта в отношении 2:1:2. по 2 мл смеси дается с промежутком в 5-7 мин, для получения сна, а затем через равные промежутки времени (от 20 до 30 мин), судя по состоянию животного, добавляют смесь по 0,5-1 мл до конца операции. Перед вскрытием перикарда в его полость вводят 1 мл 1% р-ра новокаина. Через 1 ч после операции вновь снимают ЭКГ, анализируют ее. Делают выводы о механизмах инфаркта.

P.S. Можно упростить опыт. Использовать острый эксперимент. Перед началом операции снимают ЭКГ только с конечностей. После вскрытия грудной клетки, при наличии управляемого дыхания вновь зарегистрировать ЭКГ. После перевязки артерии через 15 мин вновь зарегистрировать ЭКГ. Сравнить результаты. Усыпить животное, отключив его от аппарата дыхания.

Опыт 2

Получение питуитриновой «стенокардии» у кролика.

^ Оборудование и реактивы. Столик (станок) для операции, электрокардиограф, иглы и шприцы на 2 и 5 мл для внутривенной инъекции, питуитрин Р (3 мл).

У кролика, привязанного к станку, снимают ЭКГ в отведениях от конечностей и грудных. Анализируют ЭКГ. Затем в/в вводят питуитрин Р из расчета 1 ед/кг массы животного. Через 3-5 мин с момента введения снимают ЭКГ. Отмечается резкая брадикардия, смещение сегмента S-T относительно изоэлектрической линии, появление «коронарного» зубца Т, изменение интервала P-Q. Делают заключение относительно механизмов развития коронароспазма и наблюдаемых изменений ЭКГ.

Опыт 3

Демонстрация экспериментальной модели почечной гипертензии

Почечную гипертензию можно получить несколькими способами. Сравнить результаты и объяснить механизмы развития почечной гипертензии.

^ Оборудование и реактивы. Общий хирургический инструментарий, перевязочный материал, шовный материал (шелк), стерильная целлофановая пленка или жидкий азот, эфир для наркоза (50 мл), хлороформ (50 мл), 0,5% р-р новокаина (10 мл), специальная спираль.

Животные. Собака или крыса.

Операция на собаке. Животному, с предварительно введенной в кожный лоскут общей сонной артерией, после удаления шерсти на спине в области почек и тщательный обработки операционного пола, в стерильных условиях производят соответствующие разрезы кожных покровов и подлежащих мягких тканей, через которые выводятся почки. Поочередно на обе почки накладываются капсулы из стерильной целлофановой пленки (во избежание некроза почки капсулы не должны сжимать почечную ткань). После наложения капсулы, почки возвращают на обычное место; мягкие ткани и кожные покровы послойно зашивают. Операцию проводят под эфирным наркозом или местной анестезией. Гипертонические явления у экспериментального животного развиваются обычно на 4-5 день после операции.

^ Операция на крысах производят в 2 этапа. Для получения почечной гипертонии у крыс производят ишемизацию почек путем сдавливания их целлофановыми или резиновыми капсулами или сужения почечных артерий наложением спиралей.

Та и другая операция производятся с соблюдением правил асептики: целлофан и спирали предварительно стерилизуют в 76% спирте в течение 3-4 суток.

I этап. Крысу фиксируют животом книзу. Шерсть на спине в области нижних грудных и поясничных позвонков выстригают. Кожу обрабатывают йодом. Животному дают эфирный или эфирно-хлороформный наркоз. Разрез кожи 2-3 см параллельно позвоночнику на 0,5 см латеральнее его. Верхний край разреза начинается с правой стороны от реберной дуги, а с левой стороны – на 1 см ниже реберной дуги, так как левая почка расположена ниже правой (перед операцией для ориентации места разреза можно пальпаторно определить расположение почки). Послойно вскрывается кожа, апоневроз. Апоневроз образует фигуру, напоминающую римскую пятерку (V), вершина которой располагется на позвоночном столбе. Разрезают правую сторону «апоневротической пятерки». Край апоневроза оттягивается кнаружи. Обезболивают новокаином. В разрезе становится видна околопочечная жировая клетчатка. Пинцетами, тупым способом, расширяют щель между жировой клетчаткой и околопозвоночными мышцами. Захватив жировую капсулу почки, последнюю осторожно вытягивают. Почку освобождают от окружающей ее клетчатки и окутывают целлофановой пленкой размером 45 ч 45 мм. В центре целлофана прорезают отверстие для почечной ножки. Разрезают с одной стороны листок – от края до центра. Через этот разрез целлофан надевают на почку и края его прошивают вокруг почки матрацными швами с помощью прямой иглы. Накладывая швы на различном расстоянии от края почки, можно дозировать степень сдавления (ишемизации) почки. Целлофан должен плотно прилегать к почке, сдавливая ее. Затем почку погружают в рану, которую послойно зашивают.

II этап. Через 2 недели на вторую почку также накладывают компрессионную целлофановую капсулу или же удалают почку.

^ II вариант воспроизведения почечной гипертонии у крыс – операция сужения почечных артерий спиралью. доступ к почкам аналогичен описанному. Почки при этом не освобождаются о жировой капсулы. Оттягивая почку с помощью ранорасширителя, отпрепаровывают почечную артерию, проводят под нее ограничительную пластинку из пластмассы с целью отстранения окружающих тканей, мешающих наложению спирали. Фиксируя удлиненный конец спирали с помощью артериального зажима, вводят (ввинчивают) почечную артерию в спираль. Удлиненный конец спирали обрезают. Вначале на одну почечную артерию накладывают спираль с диаметром витков 0,35 мм. Спирали изготавливают из нержавеющей проволоки – тантала, нихрома и т.д. диаметром 0,2-0,3 мм.

^ III вариант воспроизведения почечной гипертензии с использованием жидкого азота

I этап – односторонняя нефроктомия.

II этап – производится через 3-4 нед. Почка выводится в разрез, удаляется капсула, 75% поверхности почки подвергается замораживанию жидким азотом (с помощью ватных тампонов). Через 5-7 дней у крысы развиваются гипертонические явления.

Сравнить различные способы создания экспериментальных моделей, объяснить механизмы развития гипертонической болезни.


^ Практическое занятие № 2

Значение реактивности организма в развитии патологических процессов

Цель занятия - на модели кислородной недостаточности показать значение реактивности организма и продемонстрировать в эксперименте некоторые пути ее направленного изменения.

^ Оборудование и реактивы. Установка, состоящая из насоса Комовского, толстостенного сосуда и ртутного манометра, вакуумная тарелки с колпаком, сосуд с теплой водой (250С) объемом несколько литров – для плавания мышей, сосуд со снегом, в нем тонкостенная колба с широким горлом объемом около 200 мл, корнцанг, термометр, шприцы на 1 и 2 мл, 20% р-р глюкозы (10 мл), 0,05% р-р фенамина (10 мл), 10% р-р уретана или 1% р-р гексенала (10 мл), 1% р-р тироксина (10 мл).

Животные. Белые мыши одинаковой массы и возраста, белая крыса и крысенок 1-3 дневного возраста.

Опыт 1.

Изменение реактивности организма путем воздействия на центральную нервную систему. Опыт ставят на 3 мышах. Одну из них наркотизируют подкожным введением 10% р-ра уретана из расчета 1,5 мл на 100 г массы или 1% р-ра гексенала из расчета на 1 мл на 100 г массы животного. Второй мыши за 10 мин до опыта вводят подкожно 0,05% р-р фенамина из расчете 0,5 мл на 100 г массы. Третья мышь служит контролем.

Поместив всех 3 мышей в тостостенный стеклянный сосуд, соединенный с насосом Камовского и с ртутным манометром, студенты в течение 2-3 мин откачивают воздух до 180-170 мм рт.ст., наблюдая за состоянием животных и регистрируя сроки их гибели.

Опыт демонстрирует возможность значительного изменения реактивности организма путем воздействия на функциональное состояние его центральной нервной системы.

Опыт II.

Изменение реактивности организма при голодании.

Опыт ставят на 2 мышах. Одна из них в течение 2-3 суток до опыта голодала, получая лишь воду. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта та же, что в опыте 1. При обсуждении результатов опыта обращать внимание на фазный характер изменений, возникающих в организме при голодании.

Опыт III.

Изменение реактивности организма при сдвигах химизма внутренней среды (на примере искусственно вызванной гипергликемии).

Опыт ставят на 2 мышах. Одной из них за час и повторно за 5-10 мин до опыта вводят подкожно 0,4 мл 20% р-ра глюкозы. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта аналогична описанной выше. Сопоставляют результаты данного опыта с опытом 2.

Опыт IV.

Изменение реактивности организма при сдвиге гормонального баланса (умеренный гипертиреоз).

Опыт ставят на 3 мышах. Одна служит контролем, второй вводят тироксин за 24 ч, третьей – вводят тироксин за 1 ч до исследования. Используется 1% р-р тироксина в дозе 30 мг/кг массы животного. Техника постановки опыта аналогична описанной выше. При сравнении результатов обратить внимание на быстрый эффект действия тироксина и на фазный характер изменений в организме.

Опыт V.

Изменение реактивности организма в результате интенсивной физической нагрузки.

Опыт ставят на 2 мышах. Одну из них предварительно заставляют около 5 мин плавать в сосуде с водой, подогретой до 250С. Вторая мышь служит контролем. Техника постановки опыта аналогична предыдущим. При обсуждении результатов обращают внимание на значение компенсаторно-приспособительных механизмов при кислородном голодании.

Опыт VI.

Изменение реактивности организма путем температурных воздействий. За 20-30 мин до опыта помещают одну мышь в сосуд, находящийся в охлажденной смеси, а другую – в подогреваемый до 38-400С. Третья служит контролем. Опыт ставят аналогично предыдущему.

Опыт VII.

Значение возрастной реактивности. Крысу и новорожденного крысенка, защищенного сетчатой коробкой от взрослой крысы, помещают под колпак, соединенный с насосом и постепенно откачивают воздух. При наступлении резкого двигательного возбуждения у взрослой крысы откачивание воздуха прекращают и в течение нескольких мин наблюдают за поведением животных. Когда у взрослой крысы разовьется судорожное состояние, во избежание ее гибели пускают под колпак воздух и опыт прекращают.

Анализ значения возрастной реактивности в данном опыте проводят, исходя из особенностей обменных процессов и функционального состояния нервных центров у новорожденного и взрослого организмов.


^ Вопросы к экзамену по экспериментальной и клинической биологии

  1. Предмет, задачи, методы клинической и экспериментальной биологии. Связь дисциплины с другими разделами биологической науки, медициной.

  2. Определение болезни. Понятие патологического состояния и патологического процесса. Симптомы болезни,

  3. Внешние и внутренние причины болезни.

  4. Периоды и стадия течения болезни.

  5. Смерть. Терминальные состояния. Методы оживления.

  6. Механизмы восстановления нарушенных функций (компенсация, регенерация).

  7. Патологические процессы; дистрофия, атрофия, некроз,

  8. История учения о воспалении (Гиппократ, Цельс, Бургав, Конгейм, Мечников, Эрлих).

  9. Фагоцитарная теория воспаления И.И. Мечникова (основные идеи). Жизнь и деятельность И.И. Мечникова.

  10. Патогенез воспаления: звенья: альтерация, сосудистая реакция, пролиферация.

  11. Воспаление и реактивность организма. Факторы, влияющие на воспаление (возраст, питание, обмен веществ, состояние нервной и эндокринной систем).

  12. Медиаторы воспаления: (общая характеристика). Общебиологическое значение процесса воспаления.

  13. Роль наследственности, конституции и возраста в патологии.

  14. Опухоли. Теории возникновения. Патогенез.

  15. Реактивность (определение). Классификация видов реактивности.

  16. Медиаторы аллергической реакции.

  17. Понятие аллергии. Эндогенные и экзогенные аллергены.

  18. Стадии аллергических реакций.

  19. Аллергические реакции немедленного типа. Общая и местная анафилаксия. Феномен Артюса, Овери.

  20. Анафилактические реакции у человека. Анафилактический шок. Сывороточная болезнь.

  21. Атонические болезни (бронхиальная астма, поллинозы, крапивница, отек Квинке).

  22. Механизмы аллергических реакций замедленного типа.

  23. Раневой процесс и лечение ран. Заживление первичным и вторичным натяжением.

  24. Общее понятие о травме. Классификация травм. Воздействие механической энергии (ушибы,
    растяжения, вывихи, переломы). Профилактика, первая помощь.

  25. Заболевания, вызванные воздействием температурного фактора и ионизирующей радиации (ожоги, обморожения, лучевая болезнь).

  26. Осложнения, вызванные ранением: гангрена и столбняк

  27. Сосудистые осложнения (шок, коллапс).

  28. Острая гнойная инфекция. Сепсис, клиническая картина.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Паразитология» Блок дисциплин опд цикл сд. Ск

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Паразитология» Блок дисциплин сдм сд

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс дисциплина: молекулярная биология и медицинская генетика специальность

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса» Цикла специальных дисциплин

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией

Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин опд профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс опд. В. 05 Психофизиология (указывается наименование и шифр дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы