Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат icon

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат





Скачать 87.52 Kb.
НазваниеРабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Дата02.04.2013
Размер87.52 Kb.
ТипДокументы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»


АННОТАЦИЯ


РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ДЕФЕКТОЛОГИЯ»


Уровень основной образовательной программы: бакалавриат


Направление подготовки: - 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль: «Психология образвания»


Форма обучения: очная


Кафедра: коррекционной психологии и педагогики

ФИО разработчиков:

кандидат психологических наук,

доцент Дуванова Светлана Петровна.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы

Количество часов: 72 часа.

В том числе аудиторных – 36 часов; внеаудиторных – 36 часов.

Форма отчетности: зачет.


Воронеж – 2011

  1. ^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью освоения дисциплины «Дефектология» является знакомство с теоретическими и практическими основами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, коррекционного, инклюзивного обучения и формирование у студентов профессиональных компетенций, позволяющих им осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в различных институциональных условиях.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

в дидактических единицах

1.

Дефектология как комплексная психолого-педагогическая наука.


Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. Ее отрасли. Связь с психолого-педагогическими и медицинскими науками. Современное состояние дефектологии (коррекционной педагогики) в России и основные этапы ее развития.

Основные понятия: воспитание, обучение и развитие детей с нарушениями развития, социальная адаптация и реабилитация детей с проблемами, компенсация и коррекция аномального развития.

2.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Педагогическая классификация детей с ОВЗ.

Причины врожденных аномалий – патогенные факторы, действующие на развивающийся плод и наследственные генетические поражения организма. Причины приобретенных аномалий, вызванных природовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка.

3.

Формы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.


Принципы организации системы специальных учреждений. Типы коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ.

Интеграционные процессы в современном образовательном образовании. Основные принципы инклюзивного обучения.

Система мер по профилактике нарушений психического и физического развития у детей.

4.

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые и с

задержкой психического развития).

Понятие «умственная отсталость» и ее формы - олигофрения, деменция. Степени умственной отсталости по Э.Крепелину (дебильность, имбецильность, идиотия) и по МКБ – 10. (легкая, умеренная, тяжелая и глубокая). Виды олигофрении по М.С.Певзнер, характеристика учащихся с неосложненной формой олигофрении.

Особенности обучения. воспитания и развития умственно отсталых детей.

Понятие «задержка психического развития», ее классификации: М.С.Певзнер и Т.А.Власовой, К.С. Лебединской. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР конституционального, церебрально-органического генеза, психогенного и соматогенного типа.

Причины ЗПР и необходимость дифференциального диагноза в дошкольном возрасте. Особенности обучения. воспитания и развития умственно отсталых детей.

5.

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями речи.


Значение речи для развития мышления и формирования личности ребенка. Основные этапы речевого развития детей. Виды речи.

Логопедия как отрасль дефектологии, ее принципы и методы. Понятие речевого нарушения. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, их причины

Физиологические несовершенства речи детей-дошкольников.

Особенности обучения. воспитания и развития детей с нарушениями речи.

6.

Обучение, воспитание и развитие детей с сенсорными нарушениями.


Дети с нарушениями слуха. Отрицательное влияние глубокого стойкого нарушения слуха на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Причины врожденных и приобретенных поражений слуховой функции. Связь слуха и речи в развитии ребенка.

Глухие и слабослышащие, позднооглохшие и рожденные глухими дети. Основные принципы и методы их обучения.

Дети с нарушениями зрения. Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка. Причины врожденных и приобретенных аномалий зрения. Значение фактора времени поражения зрительного анализатора.

Развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения слепых и слабовидящих, поздноослепших и слепорожденных детей. Особенности обучения. воспитания и развития детей с нарушениями зрения.

Механизмы компенсации и социально-трудовая адаптация детей с нарушениями зрения.

Профилактика нарушений зрения у детей в начальной школе.

7.

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями.


Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины врожденных и приобретенных нарушений опорно-двигательного аппарата. Понятие «детский церебральный паралич».

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию двигательных функций, звукопроизношения, развития познавательной деятельности. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями. Связь нарушений развития сенсорных функций с интеллектуальной недостаточностью. Значение дифференциальной диагностики.

8.

Особенности обучения, воспитания и развития детей с нарушениями поведения и личностного развития.


Педагогические методы предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в поведении детей.

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности и причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом и возможности их развития, образования и социализации.

Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности.



3. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

  1. лекционно-семинарская система обучения, включающая

- вводную лекцию, лекции-информации, проблемную лекцию, лекцию-визуализацию, лекцию-конференцию;

- традиционные семинары, спецсеминар и семинар исследовательского типа (по форме) и семинар-беседу, семинар-обсуждение докладов, семинар-дискуссию;

2) технология продуктивного обучения, используемая на семинарских занятиях,

3) имитационные технологии, позволяющие организовать работу над ситуациями следующего вида:

- неигровые имитации (ситуация-проблема, ситуация-оценка),

- игровая имитация (разыгрывание ролей и дидактические игры ОДИ и деловые);

4) технология модульно-рейтингового обучения.

В процессе изучения дисциплины применяются также занятия с использованием технологии проблемного обучения, техники «Круглый стол», техники «Мозговой штурм».


^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

  1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика : Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов,Л.И.Белякова и др.;Под ред.Н.М.Назаровой. — М. : Академия, 2000. — 400с. — (Высш.образование) . — ISBN 5-7695-0551-6 : 67.80. (5 экз.).

  2. Основы специальной психологии : Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Л.В.Кузнецова,Л.И.Переселени,Л.И.Солнцева и др.;Под ред.Л.В.Кузнецовой. — М. : Академия, 2002. — 480с. — (Пед.образование) . — ISBN 5. (50 экз.).

  3. Поваляева, Мария Афанасьена. Коррекционная педагогика: Взаимодействие специалистов:Коллектив.монография / М.А.Поваляева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 352с. — (Учебники,учебные пособия) . — ISBN 5-222-02308-7 : 63.43. (22 экз.).

  4. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова,С.П.Дуванова,Н.Б.Трофимова и др. — СПб. : Питер, 2005. — 304с. — (Учеб.пособие) . — ISBN 5-469-00748-0 : 117.70. (350 экз.).


^ 4.2. Дополнительная литература

1. Банч Гэри Оуэн Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса/ Г. О. Банч. Пособие для учителей. М., ООО «Издательство МБА», 2008. – 64 с.

2. Банч Гэри. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/ Г. О. Банч. М. «Прометей» - 2005. – 88 с.

3. Гилберт, К. Аутизм : Медицинское и педагогическое воздействие:Кн.для педагогов-дефектологов / К.Гилберт,Т.Питерс. — М. : Владос, 2002. — 144с. — (Коррекционная педагогика) . — 15

4. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура : психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии:учеб.пособие / Н.Л.Литош. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. — 140с. — 2


^ 4.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


1. 

Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО
http://almanah.ise.edu.mhost.ru/



2 

.Дефектолог.ру: материалы для родителей
http://www.defectolog.ru


3. Центр лечебной педагогики

http://curative.chat.ru/



4 

. Центр помощи детям: психолого-медико-педагогическая консультация
http://www.yarchc.nordnet.ru/


5 

Особенности развития ребенка со снижением слуха
http://www.yarchc.nordnet.ru/articles/psycho/hypoacusis/




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины биохимия уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины пластическая анатомия Уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины основы медицинских знаний уровень основной образовательной программы

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины первая доврачебная помощь пострадавших Уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология детей и подростков уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины клиническая психология младших школьников уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconОбласть применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат iconОбласть применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы