Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon

Программа по дисциплине: иммунология для специальности





Скачать 0.51 Mb.
Название Программа по дисциплине: иммунология для специальности
Дата 03.04.2013
Размер 0.51 Mb.
Тип Программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 2012 _ .


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине: ИММУНОЛОГИЯ

для специальности ФАРМАЦИЯ, 060108

код квалификации выпускника 65 – специалист

форма обучения заочная


Факультет фармацевтический


Кафедра клинической иммунологии и аллергологии


Курс(-ы) 1,2

Семестр(-ы) 1,2,3


Лекции 4 часа


Практические Зачет 3 семестр

занятия 16 часов

Самостоятельная работа – 84 часа


Всего 108 час, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) – 3


2012 год


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060108 «фармация» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной «____»______________2000 года. Дисциплина введена по решению Ученого Совета ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет».


Разработчики программы:


Заведующий кафедрой

клинической иммунологии

и аллергологии, профессор _____________ Цибулькина В.Н.


Доцент кафедры

клинической иммунологии

и аллергологии ______________ Васильева А.А.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии « 2 » июня 2012 года протокол № 6


Заведующий кафедрой _________________ Цибулькина В.Н.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам «_____»_______________2012 года протокол №___


Председатель

предметно-методической комиссии

по терапевтическим дисциплинам _______________ Ослопов В.Н.



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины иммунология являются:

  • формирование полного и стройного представления об иммунологии как предмете в целом, представления об иммунной системе как одной из важнейших систем в организме;

- формирование представления студентов об универсальности иммунологических механизмов, протекающих как при физиологических, так и при иммунопатологических процессах и о фармакотерапии в иммунопатологии.

- изучение основополагающих разделов общей и частной иммунологии с аллергологией, без которых невозможно осу­ществление рационального выбора иммунотропных средств;

- рассмотрение представлений о значимости иммунных нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципах их иммунокоррекции;

- формирование современных представлений о принципах доклинической и клинической оценки иммунотропных, иммунобиоло­гических препаратов, антиаллергических средств, лечебных аллергенов



  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «иммунология» относится к естественно-научному и медико-биологическому циклу ООП.

^ Содержание дисциплины «Иммунология»


Введение

Современная иммунология как медико-биологическая наука, изучающая структуру и функцию иммунной системы в нормальных и патологических состояниях. Иммунитет как главная функция иммун­ной системы, направленная на поддержание генетического постоянства внутренней среды организма.

Исторические этапы иммунологии. Возникновение иммунологии как науки. Луи Пастер - основоположник иммунологии. Возникновение инфекционной иммунологии (И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Борде, К. Ландштейнер). Открытие иммунологической толерантности (П. Медавар, Я. Гашек). Развитие отечественной иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, Л.А Зильбер, Р.В. Петров, В.Л. Троицкий, В.Д. Соловьев, П.Н. Косяков, П.Ф. Здродовский, В.И. Иоффе и др.).

Исторические этапы развития аллергологии. Вклад отечественных ученых в развитие аллергологии (Г.П.Сахаров, А.А.Сиротинин, А.А. Богомолец, А.Д.Адо). Нобелевские лауреаты за достижения в области иммунологии. Современный этап развития иммунологии. Значение достижений иммуноло­гии в клинической медицине и биологии.

Понятие об иммунной системе.

Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные и периферические органы иммунной системы. Роль центральных и периферических органов иммунной системы в дифференцировке лимфоцитов. Иммунитет как биологическое явление. Распознавание «своего» и «чужого».

Понятие о полипотентной стволовой (родоначальной) кроветвор­ной клетке. Происхождение стволовой клетки, ее характеристика, мар­керы. Лимфоцит – центральная клетка иммунной системы. Роль костного мозга в иммунной системе. Понятие о родоначальных клетках и предшественниках Т- и В-лимфоцитов, их характеристика, идентификация. Роль тимуса в дифференцировке Т-лимфоцитов. Т-клеточный рецептор, структура, роль в распознавании антигенов. Позитивная и негативная селекция в тимусе. Эндок­ринная функция тимуса, гуморальные факторы тимуса. Роль стромы тимуса в развитии Т-лимфоцитов. Основные маркеры Т-лимфоцитов (CD3+, CD4+, CD8+ и др.). Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме.

В-лимфоциты, происхождение, дифференцировка, фенотипическая и функциональная характеристика. Плазматическая клетка, характеристика. Маркеры В-лимфоцитов, их роль и структура, поверхностные иммуноглобулины. В-клеточный рецептор, структура, роль в распознавании антигенов.

Понятие о субпопуляциях Т- и В-лимфоцитов. Основные характе­ристики и рецепторы, роль в иммунных процессах. CD4+ и CD8+ суб­популяции Т-лимфоцитов, характеристика, развитие, роль в иммун­ных процессах. Природа и свойства Т-хелперов типов 1 (Тh1) и 2 (Тh2).

Активация Т- и В-лимфоцитов, мембранные и внутриклеточные изменения. Основные этапы функционирования клеток иммунной системы: распознавание, активация, пролиферация, дифференцировка, регуляция. Запрограммированная гибель (апоптоз) клеток иммунной системы, механизмы, факторы ее стимулирующие и подавляющие. Отличие от некроза. Активация клеток и апоптоз.

Естественные киллеры (NK клетки). К-клетки.

Моноцитарно-макрофагальные клетки в иммунном ответе. Характеристика, происхождение макрофагов, маркеры, рецепторы. Фагоцитоз, переработка и представление антигена, секреторная и цитотоксическая функции моноцитарно-макрофагальных клеток. Миграция макрофагов, природа и роль хемоаттрактантов. Бак­терицидные факторы. Монокины, характеристика.

Учение И. И. Мечникова о фагоцитозе. Типы фагоцитирующих клеток: полиморфноядерные и моноцитарные фагоциты, различия их роли.

Комплемент, определение, пути активации системы комплемента (классический и альтернативный). Роль системы комплемента в развитии острой воспалительной реакции.

Медиаторные клетки в иммунных реакциях, роль нейтрофилов, тучных клеток эозинофилов, тромбоцитов, эритроцитов.

Особенности лимфоидных тканей, ассоциированных со слизис­тыми тканями, кишечником, легкими, кожей и т. д. Понятие об «иммунологической солидарности слизистых». Роль периферических органов иммунной системы (селезенки, лимфатических узлов, миндалин и других тканей) в дифференцировке лимфоцитов, их иммуноморфологические особенности. Значение локального звена в осуществлении иммунных процессов.

Антигены.

Определение и характеристика вещества как антигена. Свойства антигена: чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность. Характеристика молекул с анти­генными свойствами (белки, пептиды, полисахариды, липополисахариды и др.). Антигенные детерминаты (эпитопы): химическая природа, роль в формировании специфичности антигенов. Гаптены. Поня­тие и виды антигенной специфичности: видовая, типоспецифичность, гетероспецифичность и др. Аутоантигены. Антигены бакте­рий, вирусов и других микроорганизмов и их продуктов. Аллергены, определение, характеристика, классификация.

Изоантигены человека: система антигенов эритроцитов, лимфо­цитов, гранулоцитов, тромбоцитов. Антигены гистосовместимости человека и животных. Эмбриоспецифические антигены человека. Дифференцировочные антигены. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены и митогены. Пути поступления антигена в организм.

Получение и очистка антигенов. Искусственные антигены, их типы, химическая природа, применение. Адъюванты, природа, характеристика. Диагностические и лечебные аллергены, их характеристика, принципы изготовления, методы стандартизации и контроля.


Антитела.

Понятие об антителах. Специфичность и гетерогенность антител. Иммуноглобулиновая природа антител. Онтогенез иммуноглобулинов. Структура молекулы иммуноглобулина: легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области, активный центр молекулы антител. Классы и субклассы иммуноглобулинов: IgM, IgD, IgG (1-4), IgA (1-2), IgE. Изотипы, аллотипы. Идиотип-антиидиотипическое взаимодействие. Антигенная характеристика иммуноглобулинов. Эффекторные свойства отдельных классов иммуноглобулинов. Секреторные IgA антитела, структура и функции.

Антителогенез. Гены вариабельных и константных доменов иммуноглобулинов. Динамика выработки антител разных классов при первичном и вторичном ответе. Переключение изотипов иммуноглобулинов. Клеточные основы антителогенеза. В-лимфоцит - предшественник антителообразующих клеток. Дифференцировка В-лимфоцита, субпопуляции В-лимфоцитов. Антиген-распознающий рецептор В-лимфоцитов.

Иммунологические феномены, основанные на взаимодействии антиген-антитело: агглютинация, лизис, нейтрализация, опсонизация и др., их идентификация. Взаимо­действие антитела с комплементом, иммунные комплексы. Цитотоксическое действие антител. Цитофильные антитела, значение в фагоцитозе. Иммунодиффузионный анализ в иммунологии. Иммуноэлектрофорез, принцип метода, области его применения. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови, биологических жидкостях методом радиальной иммунодиффузии. Современные аналитические методы, основанные на взаимодействии антиген-антитело: иммунофлуоресцентный, радиоиммунный, иммуногистохимический, иммуноферментный; принципы постановки, области применения. Значение методов иммуноанализа для клинической медицины. Иммуносорбция, определение, виды и характеристика иммуносорбентов, области применения.

Моноклональные антитела. История открытия. Определение, характеристика, принципы получения гибридом, применение моноклональных антител в клинической иммунологии.

Механизмы врожденного иммунитета.

Врожденный иммунитет. Физиологические барьеры. Клеточные факторы: полиморфноядерные лейкоциты, макрофагальная система. Фагоцитоз. Стадии фагоцитоза. Кислородзависимый и кислороднезависимый механизмы киллинга бактерий. Естественные киллеры. Лабораторные методы оценки системы фагоцитоза (тест фагоцитоза, НСТ-тест). Гуморальные факторы: бактерицидные компоненты секретов, альтернативный путь активации комплемента, острая воспалительная реакция, опосредованная активацией комплемента. Белки острой фазы. Интерфероны.

Основы иммуногенетики

Определение. История вопроса. Инбредные животные в иммуно­логии, линии мышей, возможности использования. Современные гене­тические модели (трансгенные мыши, "нокаут"-мыши и др.). Генетиче­ские основы несовместимости тканей. Понятие о генах и антигенах гистосовместимости. Н-2 система ГКГС мышей.

HLA система человека. История открытия, номенклатура, генная организация (гены классов I, II и III). Строение антигенов классов I и II, их роль в межклеточных взаимодействиях. Понятие HLA фенотипа, генотипа, гаплотипа. Практические аспекты типирования HLA антигенов. HLA в популяциях, биологическое значение. HLA и заболевания: возможные механизмы ассоциации. Значение молекул классов I и II в представлении антигена Т-лимфоцитам, в феномене двойного распознавания.

Гормоны и медиаторы иммунной системы

Цитокины. Определение. Классификация.Понятие о системе цитокинов: клетки-продуценты, мишени, рецепторы цитокинов. Характеристика отдельных групп цитокинов: гемопоэтические цитокины, первичные провоспалительные цитокины, иммунорегуляторные цитокины, противовоспалительные цитокины.

Цитокины в развитии и взаимодействии клеток иммунной системы. Цитокиновая сеть, характеристика. Роль цитокинов в межси­стемных связях, в иммунопатогенезе заболеваний человека. Системное действие цитокинов (интерлейкин 1, фактор некроза опухоли и др.). Цитокины в иммунопатологии и аллергии, в регенерации тканей.

Принципы получения цитокинов. Методы тестирования цитокинов в биологических жидкостях.

Иммунологически активные факторы тимуса (гормоны): тимозин, тимический гуморальный фактор, тимический сывороточный фактор и др. Возрастные изменения тимуса. Тестирование тимических гомонов.

Иммунологически активные факторы костного мозга, основные свойства, тестирование. Факторы взаимодействия лимфоцит-макрофаг.

Арахидоновая кислота и ее метаболиты (простагландины, лейкотриены и др.) в иммунных процессах.

Молекулы межклеточной адгезии: роль в процессе межклеточных взаимодействий в ходе иммунного ответа. Хемокины: роль в развитии иммунного ответа. Рецепторы для цитокинов и хемокинов.

Механизмы иммунного ответа.

Гуморальный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ. Регуляция иммунного ответа. Роль генетических факторов. Иммунологическая толерантность.

Определение феномена межклеточных взаимодействий. Рецепторные и медиаторные взаимодействия в иммунной системе. Роль рецепторов во взаимо­действии Т- и В-лимфоцитов. Регуляторные Т-клетки клеточного и гуморального иммунного ответа. Хелперные взаимодействия в иммун­ном процессе, природа клеток, их осуществляющих, происхождение, структурные и функциональные особенности. Значение хелперов типов 1 и 2 и их цитокинов во взаимодействии клеток. Методы идентифика­ции иммунорегуляторных Т-клеток.

Регуляторная функция моноцитарно-макрофагальных клеток. Понятие об антигенпредставляющих клетках, их природа. Механизмы переработки и представления эндо- и экзоантигенов. Роль молекул главного комплекса гистосовместимости (ГКГС) классов I и П. Кли­ническое значение иммунорегуляторных субпопуляций лимфоцитов, взаимосвязь между ними в норме и при различных патологических состояниях.

Противоинфекционный иммунитет.

Приобретенный иммунитет. Антитоксический иммунитет. Антимикробный гуморальный иммунитет (внеклеточно паразитирующие возбудители Гр- и Гр+). Защита от инфекций, вызванных внутриклеточно паразитирующими возбудителями. Иммунитет при вирусных инфекциях. Иммунитет при паразитарных инфекциях. Иммунитет, приобретаемый пассивно. Вакцинация.

Реакции гиперчувствительности.

Реакции I типа (анафилактические). Аллергены, индуцирующие реакцию I типа. Реагины – IgE и IgG4. Особенности клеток-мишеней (тучные клетки и базофилы). Фармакологически активные медиаторы, преформированные (гистамин, серотин, гепарин) и вновь синтезирующиеся в процессе реакции (лейкотриены, тромбоксаны, простагландины и др.). Эффекты медиаторов.

Реакции II типа (гуморальные цитотоксические). Аллергены, вызывающие реакции II типа. Антитела – IgG и IgM, принимающие участие в реакциях II типа. Участие системы комплемента.

Реакции III типа (иммунокомплексные). Аллергены, вызывающие реакции III типа. Роль антител в развитии реакции гиперчувствительности III типа. Участие системы комплемента и полиморфноядерных лейкоцитов.

Реакции IV типа (гиперчувствительность замедленного типа). Различные варианты реакций IV типа. Природа аллергенов, вызывающих реакции IV типа. Медиаторы замедленной гиперчувствительности. Кинетика гистологических изменений. Механизмы повреждения.

Иммунопрофилактика.

Иммунотропная терапия.


Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: знания биологии, основ физиологии.


Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Иммунология»:

1. Биология (изучается параллельно)

2. Физиология с основами анатомии (изучается параллельно)

3. Латинский язык (изучается параллельно)


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Иммунология» ОК, ПК согласно ФГОС


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • Характеристику факторов врожденного иммунитета

  • Методы оценки факторов врожденного иммунитета

  • Структуру иммунной системы

  • Морфологические, фенотипические, функциональные особенности иммунокомпетентных клеток

  • Понятие антигенов и их свойства

  • Классификацию антигенов, методы определения

  • Классификацию, структуру и свойства иммуноглобулинов

  • Реакции взаимодействия антигенов и антител

  • Механизм Ig Е-опосредованных реакций

  • Классификацию аллергенов, принципы изготовления и использования аллергенов как иммунобиологических препаратов

  • Виды вакцин

  • Характеристику препаратов для пассивной иммунизации


2) Уметь:

  • Оценить результаты тестов 1 уровня в иммунограмме

  • Определить группу крови с помощью стандартных сывороток и/или моноклональных антител (цоликлонов), трактовать возможные результаты

  • Оценить результаты скарификационных кожных проб с неинфекционными аллергенами




  1. Владеть

- Информацией о видах и характеристике вакцинных препаратов, препаратов антител, о моноклональных антителах, используемых в диагностической и лечебной практике, о принципах изготовления и использования аллергенов как иммунобиологических препаратов.



п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

^ В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, используя на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Структуру и функции иммунной системы; ее возрастные особенности; механизмы развития и функционирования; основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса; пока-зания к приме-нению имму-нотропной терапии

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональной дея-тельности

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом


Коллоквиум, собеседование по ситуа-ционным задачам, тес-тирование письменное или компью-терное, реферат, эссе,

контрольная работа



ОК-2

Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию

Понятие об иммунной системе как интеграционной системе. Иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональной дея-тельности;

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом;


Собеседование по ситуационным задачам,

тестирование



ОК-3

Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию


Основные иммунологические термины

Уметь пользоваться специи-альной термино-логией

Владеть иностранным языком на уровне спе-циальной термино-логии

Интерактивный опрос, тестирование



ОК-4

Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики


Основные достижения в иммунологии

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональной дея-тельности;

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом;


Собеседование по ситуационным задачам,

тестирование



ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к ведению полемики и дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению профессиональной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.


Основные достижения в иммунологии

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом;


Собеседование по ситуа-ционным задачам, тес-тирование

Собеседование по ситуационным задачам,

тестирование



ОК-6

Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке.

Государственный язык, иностранный язык на уровне бытового общения

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом;


Собеседование по ситуа-ционным задачам, тес-тирование

Собеседование по ситуационным задачам,

тестирование



ОК-7

Способность к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального содержания; способность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций.

Основные иммунологические термины

Уметь пользоваться специи-альной термино-логией

Владеть иностранным языком на уровне спе-циальной термино-логии

Интерактивный опрос



ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты при работе к конфиденциальной информацией; сохранять врачебную тайну.

В процессе реализации других общекультурных компе-тенций



ПК-21
^

Способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности


Иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотроп-ной терапии



Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.


Основные группы иммунотропных препаратов


коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-27

Способность и готовность к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики


Виды и показания к применению иммунотропной терапии, характеристи-ку иммунотроп-ных средств


Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммунотропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-31

способностью и готовностью определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования


Характеристи-ку иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-32

способностью и готовностью к участию в организации функционирования аналитической лаборатории

Характеристи-ку иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-33

способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями

Характеристика иммунотропных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат,

эссе,

контрольная работа



ПК-34

способностью и готовностью готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи

Характеристи-ку и механизм действия иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-35

способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи


Характеристи-ку и механизм действия иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-36

способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств

Характеристи-ку и механизм действия иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат,

эссе,

контрольная работа



ПК-37

способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций

Характеристи-ку и механизм действия иммунотроп-ных средств

Оценить показания и противопо-казания к назначе-нию иммуно-тропной терапии.

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат,

эссе,

контрольная работа



ПК-47

способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

Иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотроп-ной терапии


Оценить показания и противо-показания к назначе-нию иммуно-тропной терапии

Основные группы иммунотропных препаратов

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат, эссе,

контрольная работа



ПК-48

способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения)


Основные достижения в иммунологии

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литерату-рой, сетью Интернет для про-фессиональной дея-тельности

Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом


Собеседование по ситуа-ционным задачам,

тестирование



ПК-49

способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации

Основные достижения в иммунологии

Пользоваться научной, научно-по-пулярной литературой, сетью Интернет для про-фессиональной дея-тельности


Базовыми информационными технологиями; медико-понятийным функцио-нальным аппаратом

Собеседование по ситуа-ционным задачам,

тестирование



4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 20 часов





п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

Основы иммунологии

1,2




Л




п




4 ч

12

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат,

эссе,

контрольная работа

Проекционная и мультимедийная аппаратура, иллюстративные материалы (тематические таблицы, диагностические схемы, статистические диаграммы, плакаты, прочие материалы), иммунограммы, гистограммы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

2

Частная иммунология

3







п





4

коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, реферат,

эссе,

контрольная работа

Проекционная и мультимедийная аппаратура, иллюстративные материалы (тематические таблицы, диагностические схемы, статистические диаграммы, плакаты, прочие материалы), иммунограммы, гистограммы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

3






















Форма промежуточной аттестации – 1,2 семестр (аттестация)







  1. Образовательные технологии

Предусматривается использование в учебном процессе разбора конкретных ситуаций, деловых и ролевых игр, презентаций, подготовленных студентами. Также предусматриваются встречи с представителями фармацевтических компаний, производящих иммунотропные препараты.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Темы рефератов:


  • Исторические этапы иммунологии

  • Центральные и периферические органы иммунной системы

  • Врожденный иммунитет

  • Фагоцитоз

  • Система комплемента

  • Гормоны и медиаторы иммунной системы

  • Антигены главного комплекса гистосовместимости

  • Антигены эритроцитов

  • Реакция агглютинации

  • Реакция преципитации

  • Моноклональные антитела

  • Иммуноферментный анализ

  • Гуморальный иммунный ответ

  • Клеточный иммунный ответ

  • Противоинфекционный иммунитет

  • Реакции гиперчувствительности

  • ИгЕ-опосредованные реакции

  • Аллергены

  • Вакцины

  • Препараты антител



Контрольные вопросы


Тема: «Органы и клетки иммунной системы» вариант 1

1. Центральным органом иммунной системы является:

А. тимус Г. селезенка

Б. миндалины Д. лимфатический узел

В. аппендикулярный отросток


2. Антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов происходит:

А. в поджелудочной железе Г. в костном мозге

Б. в печени Д. в тимусе

В. в периферических органах иммунной системы

3. Конечным этапом дифференцировки В-лимфоцитов является образование:

А. пре В-лимфоцита Г. ранней про- В-клетки

Б. плазматической клетки Д. незрелой В-клетки

В. полипотентной клетки


4. Тh1-лимфоциты продуцируют:

А. иммуноглобулины Г. гистамин

Б. ИЛ 4, ИЛ 5, ИЛ 6, ИЛ 10 Д. ИЛ 2, γ-ИФН и лимфотоксин

В. гепарин

5. Назовите основной мембранный маркёр Т-хелперов:

А. СД 1 В. СД 13 Д. СД 20

Б. СД 4 Г. СД 19

6. Какие клетки созревают в тимусе?

А. Т-лимфоциты Г. нейтрофилы

Б. В-лимфоциты Д. NK- клетки

В. макрофаги


7. Антигенраспознающие рецепторы на своих мембранах имеют:

А. эритроциты Г. нейтрофилы

Б. В-лимфоциты Д. базофилы

В. тромбоциты


8. Т-лимфоциты в селезенке локализованы:

А. в белой пульпе Г. в белой и красной пульпе

Б. в красной пульпе Д. в медуллярных тяжах

В. в красной пульпе и паракортикальной зоне


9. В- лимфоцитарная зона в лимфатических узлах располагается:

А. в переходной зоне Г. в подкапсульном синусе

Б. в корковой зоне Д. в капсуле из коллагеновых волокон

В. в медуллярной зоне


10. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов происходит :

А. в лимфатичеких узлах Г. в тимусе

Б. в селезенке Д. в тельцах Гассаля

В. в костном мозге


^ Тема: «Органы и клетки иммунной системы» вариант 2


1.Периферическим органом иммунной системы является:

А. селезёнка Г. поджелудочная железа

Б. тимус Д. щитовидная железа

В. костный мозг


2.Антигенраспознающие рецепторы на своих мембранах имеют:

А. Т-лимфоциты Г. эритроциты

Б. макрофаги Д. тромбоциты

В. К-клетки


3.Th2-лимфоциты продуцируют:

А. ИЛ 2, γ-ИФН, лимфотоксин Г. гистамин

Б. ИЛ 4, ИЛ 5, ИЛ 6, ИЛ 10 Д. иммуноглобулины

В. гепарин


4.В-лимфоциты участвуют в развитии:

А. гуморального иммунного ответа Г. активации системы комплемента

Б. клеточного иммунного ответа Д. кислородозависимого киллинга

В. фагоцитоза


5. Где происходит антигензависимая дифференцировка В-лимфоцитов?

А. в костном мозге Г. в тимусе

Б. в поджелудочной железе Д. в печени

В. в лимфатических узлах


6.Молекула СД 8 является маркером:

А. К-клетки Г. базофилов

Б. цитотоксических Т-лимфоцитов Д. макрофагов

В. Т-хелперов


7.Основной функцией центральных органов иммунной системы является:

А. синтез иммуноглобулинов

Б. антигеннезависимая дифференцировка Т- и В-лимфоцитов

В. антигензависимая дифференцировка Т- и В-лимфоцитов

Г. пролиферация клонов лимфоцитов, распознавших антиген

Д. синтез компонентов системы комплемента


8.Молекула СД 19 является маркером:

А. Макрофагов Г. цитотоксических Т-лимфоцитов

Б. Т-хелперов/индукторов Д. В-лимфоцитов

В. нейтрофилов


9. Т-клеточная зона в лимфатических узлах располагается:

А. в корковой зоне Г. в лимфоидных фолликулах

Б. в паракортикальной зоне Д. в герминативных центрах

В. в медуллярной зоне

10. Какими методами определяется количество Т-лимфоцитов:

А. Подсчетом лейкоформулы Г. методом М-РОК

Б. методом ЕАС-РОК Д. в НСТ-тесте

В. методом проточной цитофлюориметрии


^ Тема: «Факторы врожденного иммунитета» вариант 1


1.Фагоцитоз - это:

А. поглощение твердых частиц клетками фагоцитами

Б. синтез и секреция иммуноглобулинов

В. поглощение клетками фагоцитами жидкого материала

Г. активный процесс выхода из кровеносных сосудов в ткани фагоцитирующих клеток

Д. развитие клеточного иммунного ответа


2.Клетками-предшественниками макрофагов являются:

А. Нейтрофилы Г. эозинофилы

Б. моноциты Д. плазматические клетки

В. тучные клетки


3.Выберите группу клеток, которая относятся к клеточным факторам естественной резистентности:

А. макрофаги Г. Т-лимфоциты

Б. эритроциты Д. тучные клетки

В. В-лимфоциты


4.Дайте характеристику макрофагам:

А. диаметр 15-25 мкм, ядро овальное, почкообразное, наличие гранул в цитоплазме

Б. диаметр 7-9 мкм с круглым бобовидным ядром с узкой цитоплазмой

В. диаметр 10-12 мкм, бедная цитоплазмой, содержит гранулы

Г. диаметр 7-9 мкм с сегментированным ядром, в цитоплазме содержатся гранулы

Д. диаметр 15-25 мкм с сегментированным ядром, в цитоплазме содержатся гранулы


5.Поглотительная способность лейкоцитов оценивается :

А. в тесте фагоцитоза Г. в реакции Манчини

Б. в НСТ-тесте Д. в реакции преципитации

В. в реакции агглютинации


6.В тесте фагоцитоза оцениваются следующие показатели:

А. НСТ спонтанный Г. НСТ индуцированный

Б. содержание активного кислорода Д. Индекс активации нейтрофилов

В. фагоцитарный индекс и фагоцитарное число

7. Кислородозависимые механизмы киллинга связаны:

А. с локальным закислением Д. с действием лизоцима

Б. с образованием активных форм кислорода

В. с образованием продуктов азотного метаболизма

Г. с действием дефензимов


8. Опсонины - это:

А. гуморальные факторы, выступающие в роли функционального посредника между антигеном и фагоцитирующей клеткой

Б. вещества, стимулирующие хемотаксис

В. медиаторы локальных межклеточных взаимодействий

Г. белки, способные связывать те или иные углеводы комплементарными связями

Д. молекулы клеточной мембраны


9. Конечным результатом активации системы комплемента является образование:

А. активных форм кислорода Г. С5-конвертазы

Б. мембраноатакующего комплекса Д. С1-ингибитора

В. С3-конвертазы


10.Назовите гуморальные факторы неспецифической резистентности:

А. лизоцим, система комплемента

Б. кожа, слизь, слёзная жидкость

В. макрофаги, нейтрофилы

Г. иммуноглобулины

Д. фагоцитоз


^ Тема: «Факторы врожденного иммунитета» вариант 2

1. Хемотаксис клеток – это:

А. направленное движение клеток Г. стимуляция бактерицидной функции

Б. прилипание клеток друг к другу Д. усиление функциональной активности клеток

В. поглощение бактерий фагоцитирующими клетками


2.Выберите из представленного перечня макрофаги, которые локализуются в коже:

А. гистиоциты Г. купферовские звёздчатые клетки

Б. остеокласты Д. микроглия

В. клетки Лангерганса


3.К гуморальным факторам естественной резистентности относятся:

А. система комплемента Г. гормоны

Б. иммуноглобулины G Д. гистамин

В. иммуноглобулины М


4.В качестве объекта фагоцитоза в тесте фагоцитоза используются:

А. клетки микроорганизмов Г. клетки крови

Б. иммуноглобулины Д. химические вещества

В. питательные среды


5. Степень активации кислородозависимого метаболизма отражает:

А. тест фагоцитоза Г. реакция Манчини

Б. НСТ-тест Д. реакция агглютинации

В. метод проточной цитофлюориметрии


6.Фагоцитарный индекс - это:

А. % активных фагоцитов (т.е. содержащих фагоцитированный материал)

Б. среднее количество поглощённых частиц на один фагоцит

В. количество нейтрофилов, пребывающих в неактивированном состоянии

Г. средний показатель активации системы фагоцитоза обследуемого в пересчете на 1 нейтрофил

Д. абсолютное количество активных нейтрофилов


7.Пусковым этапом активации системы комплемента по классическому пути является:

А. фагоцитоз

Б. формирование иммунного комплекса с участием иммуноглобулина G (М)

В. взаимодействие с эндотоксинами грамотрицательных бактерий

Г. образование опсонинов

Д. активация лимфоцитов


8.Мембраноатакующий комплекс формирует:

А. Фагоцитоз Г. связь между объектом фагоцитоза и фагоцитом

Б. иммунный комплекс Д. каскад ферментативных реакций

В. неспадающуюся пору в мембране микробных клеток


9.Опсонины - это:

А. гуморальные факторы, выступающие в роли функционального посредника между антигеном и фагоцитирующей клеткой

Б. вещества, стимулирующие хемотаксис

В. медиаторы локальных межклеточных взаимодействий

Г. белки, способные связывать те или иные углеводы комплементарными связями

Д. молекулы клеточной мембраны

10.Дайте характеристику нейтрофилам:

А. диаметр 15-25 мкм, ядро овальное, почкообразное, наличие гранул в цитоплазме

Б. диаметр 7-9 мкм с круглым бобовидным ядром с узкой цитоплазмой

В. диаметр 10-12 мкм, бедная цитоплазмой, содержит гранулы

Г. диаметр 7-9 мкм с сегментированным ядром, в цитоплазме содержатся гранулы

Д. диаметр 15-25 мкм с сегментированным ядром, в цитоплазме содержатся гранулы


^ Тема: «Ig E – опосредованные реакции» вариант 1

1. Какие клетки являются основными источниками гистамина в Ig E-опосредованных реакциях?

А. лимфоциты Г. эритроциты

Б. тромбоциты Д. дендритные клетки

В. тучные клетки


2. На мембране каких клеток имеются рецепторы к иммуноглобулину Е?

А. тучных клеток Г. ЛАК - клеток

Б. эритроцитов Д. К - клеток

В. NK - клеток


3. Антитела какого класса необходимы для развития аллергической реакции немедленного типа?

А. Ig G Г. Ig D

Б. Ig M Д. Ig А.

В. Ig E


4.Оценка результатов скарификационных кожных проб проводится через:

А. 60 мин Г. 24 ч

Б. 20 мин Д. 2-3 сут

В. 4-8 ч


5.К основным биологическим эффектам гистамина относятся:

А. релаксация гладкой мускулатуры, образование активных форм кислорода

Б. образование мембраноатакующего комплекса, формирование иммунологической памяти

В. увеличение проницаемости сосудов, стимуляция секреции, спазм гладкой мускулатуры

Г. усиление скорости точечных мутаций в генах

Д. инактивация лейкотриенов


6.Какие клетки продуцируют интерлейкин-4 (IL-4) в ходе Ig E-опосредованной реакции?

А. К-клетки Г. эритроциты

Б. Т-лимфоциты-хелперы 2 типа Д. тромбоциты

В. нейтрофилы


7.По строению Ig E является:

А. мономером Г. состоит из 4 мономеров

Б. димером Д. пентамером

В. тримером


8.Где происходит реакция «антиген (аллерген) – антитело (IgE)» в ходе IgE-опосредованной реакции?

А. на мембране тучных клеток

Б. на базальной мембране эндотелия сосудов

В. в цитоплазме эритроцитов

Г. на мембране тромбоцитов

Д. в фагоцитах


9. Выраженность скарификационных кожных проб определяется по размеру:

А. инфильтрата и зоны гиперемии

Б. папулы

В. уртикарного волдыря и зоны гиперемии

Г. только зоны гиперемии

Д. только инфильтрата

10. В качестве положительного контроля при постановке кожных проб используется:

А. проба с адреналином Г. проба с гистамином

Б. проба с ТКЖ Д. проба с папаверином

В. проба с кофеином


^ Тема: «Ig E – опосредованные реакции » вариант 2


1.В результате дегрануляции тучных клеток высвобождается следующий медиатор аллергического воспаления:

А. гистамин Г. тимулин

Б. активные формы кислорода Д. компоненты системы комплемента

В. экзотоксин


2.Иммуноглобулины E – это:

А. антигены, вызывающие бактериальное воспаление

Б. продукты жизнедеятельности микроорганизмов

В. антитела, синтезируемые в ответ на поступление в организм аллергена

Г. маркеры зрелых В-лимфоцитов

Д. жирные кислоты, которые образуются из арахидоновой кислоты


3. Перечислите клетки, участвующие в развитие Ig E - опосредованной реакции:

А. Эритроциты, тромбоциты

Б. Т-лимфоциты - хелперы 2 типа, В-лимфоциты

В. стволовые клетки, клетки – предшественники лимфоцитов

Г. нейтрофилы, фибробласты

Д. NК-клетки, ЛАК - клетки


4. Взаимодействие аллергена со специфическим Ig Е, фиксированным на мембране тучной клетки, приводит:

А. к секреции опсонинов

Б. к активации тучной клетки и секреции медиаторов аллергического воспаления (гистамина и др.)

В. к активации Т-лимфоцита и секреции лимфокинов

Г. к образованию активных форм кислорода

Д. к фагоцитозу


5. К неинфекционным аллергенам относятся:

А. бытовые аллергены Г. аллергены простейших

Б. аллергены бактерий Д. аллергены грибов

В. аллергены вирусов

6. Типичными клиническими примерами Ig Е-опосредованной реакции являются:

А. атопический дерматит, аллергический ринит

Б. острый бронхит, острая пневмония

В. железодефицитная анемия

Г. ОРВИ

Д. ревматоидный артрит, системная красная волчанка

7. При атопических заболеваниях повышается содержание:

А. Ig М Г. Ig Д

Б. Ig А Д. сенсибилизированных Т-лимфоцитов

В. Ig Е


8.В качестве отрицательного контроля при постановке кожных проб используется:

А. проба с адреналином Г. проба с гистамином

Б. проба с кофеином Д. проба с папаверином

В. проба с тест-контрольной жидкостью (ТКЖ)

9. Т-лимфоциты – хелперы 2 типа синтезируют:

А. интерлейкин-1 Г. адреналин

Б. брадикинин Д. гистамин

В. интерлейкин-4


10.Концентрация IgE в сыворотке крови здоровых людей составляет:

А. 8-16 г/л Б. 2,0-4,0 г/л В. 0,00003-0,00005 г/л

Г. 4,0-8,0 г/л Д. более16,0 г/л


Итоговый контроль:


1.Укажите правильный ответ

1.Центральным органом иммунной системы является:

A. красный костный мозг Г. селезенка

Б. миндалины Д. лимфатический узел

B.аппендикс


2.Периферическим органом иммунной системы является:

A.лимфатический узел Г.поджелудочная железа
Б. тимус Д.щитовидная железа

B.костный мозг


3.Антигенпредставляющей клеткой является:

A.макрофаг Г. лимфоцит
Б. базофил Д. эритроцит

B.тромбоцит


4.К агранулоцитам относится:

A.лимфоцит Г. эозинофил

Б. макрофаг Д. эритроцит

B. нейтрофил


5.Где проходит дифференцировка В-лимфоцитов:

A.в коже Г. в тимусе

Б. в почках Д. в тельцах Гассаля

B.в красном костном мозге


6.Центральным специализированным органом иммунной системы, в котором
происходит созревание Т-лимфоцитов, является:

A.кожа Г. почки

Б. лимфатические узлы Д. тимус

B.селезенка

7.Конечным этапом дифференцировки В-лимфоцитов является:

A.пре-В-лимфоцит

Б. плазматическая клетка

B.полипотентная стволовая клетка
Г. Т-лимфоцит

Д. макрофаг


8.Назовите основной мембранный маркёр Т-хелперов:
А.СД1 Г. СД 19

Б.СД4 Д.СД 20

В.СД5


9.Молекула СД 8 является маркером:

A.нейтрофилов
Б. Т-цитотоксических лимфоцитов

B.Т-хелперов
Г. базофилов
Д. макрофагов


10. Антигены, попавшие в системную циркуляцию через кровь, задерживаются:

A. в коже
Б. в селезенке

B. в тимусе

Г. в костном мозге

Д. в лимфоидной ткани, ассоциированной со слизистыми оболочками


11.Механизмом киллинга бактерий в фагоцитах является:

A. адгезия

Б. образование серотонина

B. действие активных кислородных радикалов
Г. действие гистамина

Д. хемотаксис


12.Иммуноглобулины синтезируются:

A .базофилами Г. эозинофилами
Б. лимфоцитами Д. нейтрофилами

B. плазматическими клетками

13.Индуктором иммунного ответа является:

A. макрофаг Г. тучная клетка

Б. лимфоцит Д. эозинофил

B.антиген


14.К клеточным факторам естественной резистентности (врожденного иммунитета) относятся:
А. иммуноглобулины Г. лизоцим

Б. фагоциты Д. система комплемента

В. секреты


15.Назовите клетки-фагоциты:

A.хондроциты
Б. нейтрофилы

B.эритроциты

Г. эпителиальные клетки

Д. лимфоциты


16.Клетками-предшественниками макрофагов являются:

A.нейтрофилы Г. эозинофилы
Б. моноциты Д. плазматические клетки

B.тучные клетки

17. Доминирующими клетками мононуклеарной фагоцитарной системы
являются:

A.макрофаги

Б. полиморфноядерные лейкоциты

B.дендритные клетки
Г. NK-клетки

Д. лимфоциты


18.Выберите из представленного перечня макрофаги, которые локализуются в
печени:

A.гистиоциты

Б. купферовские звёздчатые клетки

B.клетки Лангерганса
Г. микроглия

Д. остеокласты


19. Хемотаксис клеток - это:

A. направленное движение клеток
Б. прилипание клеток друг к другу

B. поглощение бактерий фагоцитами
Г. стимуляция бактерицидной функции

Д. усиление функциональной активности клеток


20. Адгезия - это:

A. свойство клеток прикрепляться и задерживаться на определённых
субстратах

Б. направленное движение клеток

B.поглощение бактерий

Г. обволакивание объекта фагоцитоза

Д. контактный цитолиз клетки-мишени


21.Первой стадией фагоцитоза является:

A.хемотаксис

Б. экзоцитоз

B.формирование фагосомы
Г. переваривание

Д. выброс продуктов деградации


22.Какие медиаторы вырабатывает активированный макрофаг:

A. монокины Г. пентраксины
Б. иммуноглобулины Д. лимфокины

B. селектины


23. Продукты респираторного взрыва, определяющие антимикробную активность фагоцитов:

A.активные формы кислорода Г. дифенсины
Б. антиоксиданты Д. лактоферрин

B.миелопироксидаза

24. Лизоцим расщепляет:

A. клеточную стенку микобактерий

Б. пептидогликановый слой клеточной стенки грамположительных бактерий

B.липидный бислой грамотрицательных бактерий
Г. капсулу грамотрицателоьных бактерий

Д. жгутики микроорганизмов


25.Альтернативный путь активации системы комплемента протекает:

A.с участием антител
Б. без участия антител

B.с участием фагоцитов

Г. с участием натуральных киллеров

Д. с участием лизоцима


26.Пусковым моментом активации системы комплемента по классическому пути является:

A.фагоцитоз

Б. образование иммунного комплекса, содержащего иммуноглобулин G (М)

B.взаимодействие с эндотоксинами грамотрицательных бактерий
Г. образование опсонинов

Д. активация лимфоцитов


27.Клетками иммунной системы, специфически распознающими антигены, являются:

A.нейтрофилы Г. лимфоциты
Б. тучные клетки Д. мегакариоциты

B.эритроциты


28. Специфическими эффекторами клеточного иммунитета являются:

A.эозинофилы
Б. В-лимфоциты

B.дендритные клетки
Г. цитотоксические Т-лимфоциты

Д. тучные клетки


29.Специфическими эффекторами гуморального иммунитета являются:

A.антигены Г. лизоцим
Б. комплемент Д. антитела

B.цитокины

30. Антигены - это:

A.генетически чужеродные макромолекулы, способные индуцировать
иммунный ответ

Б. специальные белки, продуцируемые В-лимфоцитами

B.γ-фракция глобулярных белков сыворотки крови

Г. вещества, синтезируемые макрофагами

Д. белки, способствующие усилению фагоцитоза


31.Гаптен-это:

A.антиген, состоящий из носителя и эпитопа
Б. комплекс «антиген-антитело»

B. неполный антиген

Г. белок, продуцируемый В-лимфоцитами

Д. γ-фракция глобулярных белков


32.Собственные антигены организма называются:

A.сингенными Г. аутогенными
Б. аллогенными Д. изогенными

B.ксеногенными

33. Свойство антигена вызывать иммунный ответ называется:

A.вариабельностью Г. иммуногенностью
Б. специфичностью Д. цитотоксичностью

B.чужеродностью

34. А-антиген экспрессируется на мембране эритроцитов людей:

A. с I группой крови Г. с группой крови «Бомбей»
Б. со II группой крови Д. с I и III группами крови

B.с III группой крови

35. В сыворотке людей с I группой крови выявляются антитела:
А.только β Г. только α

Б. не выявляются Д. γ

В. Αиβ

36. В основе определения группы крови лежат следующие реакции:

A. реакция связывания комплемента
Б. реакция агглютинации

B. реакция бактериолиза
Г. реакция преципитации
Д. реакция нейтрализации


37.В структуре мономера иммуноглобулина выделяют:

A.3 тяжелые и 1 легкую цепь
Б. 2 тяжелые и 2 легкие цепи

B.1 тяжелую и 3 легкие цепи
Г. 4 тяжелых цепи

Д. 4 легких цепи

38.Перечислите все имеющиеся классы иммуноглобулинов:

A.IgA, M, G, D, Е Г. IgM, G, D

Б. IgA, M, G, Е Д. IgM, G, D, A

B.IgE, A


39.Принадлежность иммуноглобулинов к определенному классу определяется:

A.типом тяжелых цепей (γ, ε, δ, α, μ)
Б. типом легких цепей

B.молекулярной массой

Г. количеством дисульфидных мостиков

Д. наличием J-цепи


40.Способностью проходить плацентарный барьер обладает иммуноглобулин:

A.IgA Г. IgM
Б. Ig,G Д. IgD

B.IgE

41. В составе молекулы секреторного IgA имеется:

A.γ- цепь Г. ε-цепь

Б. секреторный компонент Д. δ-цепь

B.β-цепь

42. Секреторная форма IgA является:

A.мономером
Б. димером

B.пентамером

Г. состоит из четырех мономерных структур

Д. состоит из 10 мономерных структур


43.Для создания искусственного активного иммунитета применяют:

A.вакцины Г. иммунную плазму

Б. иммуноглобулины Д. бактериофаги

B.сыворотки


44.Вакцины - это:

A.препараты, получаемые из ослабленных живых или убитых возбудителей
инфекционных заболеваний и применяемые для активной иммунизации

Б. препараты, получаемые из крови иммунизированных животных и людей

B.группа антибактериальных препаратов
Г. антитоксические сыворотки

Д. иммуноглобулиновые препараты


45.Что является индуктором IgE-зависимых реакций?

A.аллерген

Б. IgE-антитела

B.В-лимфоцит

Г. клетки, пораженные вирусом

Д. трансформированные клетки


46.Какие клетки являются основным источником гистамина при IgE-зависимых реакциях?

A.В-лимфоциты Г. плазматические клетки

Б. эозинофилы Д. дендритные клетки

B.тучные клетки


47.К какому типу аллергических реакций относится IgE-зависимая реакция по
скорости развития?

A.немедленный Г. клеточный
Б. отсроченный Д. цитотоксический

B.замедленный


48. Иммуноглобулины Е - это:

A.антигены, вызывающие аллергическую реакцию

Б. продукты дегрануляции тучных клеток и базофилов

B. антитела, синтезируемые в ответ на поступление в организм аллергена
Г. маркеры естественных киллеров

Д. белки, продуцируемые Т-лимфоцитами


49.Основным медиатором Ig E - опосредованной реакции является:

A.интерлейкин-1
Б. гистамин

B.гидрокортизон

Г. фактор некроза опухоли

Д. простагландины


50.При атопических заболеваниях повышается содержание:
A. IgM Г. Ig Д

Б. IgA Д. γ-интерферона

В.IgE



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



а) основная литература:

1. Хаитов Р.М. Иммунология (учебник для ВУЗов с компакт-диском). М., «ГЭОТАР-Медицина», 2006.

2. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология. Учебник.-3-е изд., перраб и доп.-М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.-752 с. (учебник для студентов мед.вузов)


б) дополнительная литература:

1.Баранов А.А., Хаитов Р.М. Аллергология и иммунология. М. 2008 год

2.Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. Москва. МИА. 2003г.

3.Иммунология : практикум : учеб. Пособие / под ред. Л.В.Ковальчука, Г.А.Игнатьевой, Л.В.Ганковской. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 176 с. : ил

4.Караулов А.В. Клиническая иммунология и аллергология. Мед.информ.агенство. 2002 год.

5.Лолор Т., Фишер Т., Адельман Д. Клиническая иммунология и аллергология. Москва. Практика. 2000г.

6.Никулин Б.А. Оценка и коррекция иммунного статуса. Москва, ГЭОТАР - Медиа, 2008г.

7.Рабсон А., Ройт А., Делвз П. Основы медицинской иммунологии. Москва 2006г.

8.Ройт А. Иммунология. М., «Мир», 2000

9.В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. Вакцинопрофилактика.- М.: Геотар-медицина, 2001

10.Хаитов Р.М. Иммунология. Москва. ГЭОТАР - Медиа, 2006г.

11.Чепель Э.. Хейни М., Мисбах С. Основы клинической иммунологии. Москва ГЭОТАР- Медиа, 2008г.

.

в) учебно-методическая литература



  1. Иг-Е-зависимые реакции . Методическое пособие для студентов/ А.А.Васильева, Р.Ф.Хакимова – Казань, КГМУ, 2004 г. – 22 с.

  2. Атопические заболевания у детей. Методическое пособие для студентов / Р.Ф.Хакимова – Казань: КГМУ, 2004. – 57 с.

  3. Специфическая иммунотерапия аллергенами. В.Н.Цибулькина, О.В. Скороходкина, Р.Ф. Хакимова.- Казань.- 2002.. – 14 с.

  4. 12. Атопический дерматит: клиника, диагностика, принципы терапии. Хакимова Р.Ф., Камашева Г.Р., Васильева А.А. – Казань. – 2009. – 38 с.

  5. Аллергический ринит. Васильева А.А., - Казань. – 2009. – 29 с.

  6. Современные принципы диагностики бронхиальной астмы. Скороходкина О.В. – Казань. – 2009. – 45 с.



г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. www.medscape.com

2. http://immunology.org/

3. http://pathmicro.med.sc.edu/book/immunol-sta.htm

4. http://humbio.ru/humbio/immunology

5. www.pulmonology.ru



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)



Микроскопы

ИФА

ФЭК

Программы для компьютера

Слайды, фильмы, модели

Таблицы

Кодоскоп

Мультимедийное обеспечение


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Программа по дисциплине: иммунология для специальности
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа по дисциплине: Иммунология клиническая иммунология для специальности 060201 «стоматология»,

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа по дисциплине: иммунология для специальности стоматология, 060105

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа по дисциплине: общая иммунология для специальности стоматология

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа по дисциплине: общая и клиническая иммунология для специальности фармация

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа по дисциплине: клиническая иммунология для специальности медико-профилактическое

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Примерная программа дисциплины иммунология. Клиническая иммунология для студентов обучающихся по:

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности

Программа по дисциплине: иммунология для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы