Приложение 1

|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
профессор _________________ профессор____________________ Т.А.Бажукова А.С.Оправин
«___»_______________2011 г. «___»_______________2011 г.
^
По дисциплине иммунология – клиническая иммунология
По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ
Курс 2
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии
Трудоемкость дисциплины 108 час./ 3 (зач.ед.)
Архангельск, 2011
^
Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа проводимых исследований.
За последние годы значительный прогресс достигнут в иммунологии, достижения теоретической иммунологии находят все большее применение в клинической практике, образовалась новая медицинская дисциплина – клиническая иммунология. Получаемые знания постоянно пополняются, это накладывает особый отпечаток на преподавание новых направлений современной иммунологии.
Задачи изучения дисциплины.
Основными задачами иммунологии является изучение:
иммунной системы организма;
неспецифических факторов защиты организма;
организации иммунного ответа;
нарушений иммунной системы;
методов иммунодиагностики
^
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (квалификация «специалист») математический и естественнонаучный цикл, дисциплина - иммунология.
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая патология, внутренние болезни, генетика.
^
^
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-1
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-5
|
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК-8
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
ПК -№
|
^
|
ПК-1
|
Общепрофессиональные:
Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
|
ПК-3
|
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
ПК-4
|
Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную
|
ПК-7
|
Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками
|
ПК-9
|
Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
ПК-12
|
Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам
|
ПК-13
|
Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
ПК-21
|
Диагностическая деятельность:
Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
ПК-25
|
Способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы
|
ПК-48
|
Организационно-управленческая деятельность:
Способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний
|
ПК-50
|
Научно-исследовательская деятельность:
Способность и готовность изучать научно-медицинскую и информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
ПК-51
|
Способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
|
ПК-52
|
Способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
^
Знать:
- структуру и функции иммунной системы человека;
- возрастные особенности иммунной системы;
- клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы;
- основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа;
- методы иммунодиагностики;
- методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез;
- методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии
Уметь:
- проводить иммунологическую диагностику;
- охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;
- обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;
- интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;
-интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
- обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии.
Владеть:
- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
- понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;
- алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;
- основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
4
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
12
|
4
|
Семинары (С)
|
30
|
4
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
6
|
4
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
|
|
^
|
36
|
4
|
Экзамен
|
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
108
|
4
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
1
|
^
|
Центральные и периферические органы иммунной системы.
Основные клеточные элементы иммунной системы.
Роль адгезивных молекул, хемокинов и других медиаторов. Апоптоз.
Стволовая кроветворная клетка.
Т-лимфоциты. Характеристика, маркеры, рецепторы, роль.
В-лимфоциты. Определение, характеристика, маркеры, рецепторы.
Естественные киллеры (NK-клетки). Характеристика, маркеры, рецепторы.
Моноцитарно-макрофагальные клетки. Характеристика, маркеры, рецепторы. Роль в иммунных процессах.
Медиаторные клетки в иммунном ответе:
нейтрофилы, эозинофилы, базофилы,
тучные клетки.
Механизмы иммунного ответа. Межклеточные взаимодействия в иммунитете.
Межклеточные взаимодействия в иммунной системе.
Взаимоотношения между компонентами нервной, эндокринной и иммунной системами.
|
2
|
^
|
Возрастная иммунология. Становление иммунной системы в эмбриогенезе. Старение иммунной системы.
Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия. Иммунодиагностика, профилактика.
Противоинфекционный иммунитет. Антигены вирусов, бактерий, грибов, простейших. Роль Т- клеточного звена. Роль В-лимфоцитов.
Трансплантационная иммунология.
Генетические законы трансплантации. Трансплантационный иммунитет. РТПХ.
Иммунология опухолевого процесса. Опухолевае антигены. Иммунная защита. Принципы иммунотерапии.
Иммуноэкология. Иммунотоксикология. Лекарственная интервенция в иммунную систему.
|
3
|
Иммунопатология
|
Иммунодефицитные заболевания. Определение. Классификация. Механизмы развития. Диагностика.
Аутоиммунные расстройства. Характеристика. Классификация.
Клинические проявления. Диагностика.
Аллергические реакции по Джеллу-Кумбсу .Аллергические заболевания, их эпидемиология.
Реагиновый механизм. Бронхиальная астма. Атопический дерматит. Поллинозы. Пищевая аллергия. Крапивница и отек Квинке. Анафилактический шок. Клинические формы, принципы диагностики и лечения.
Цитотоксический механизм.
Лекарственная аллергия. Сывороточная
болезнь. Клиническая картина.
Диагностика. Профилактика.
Иммунокомплексный механизм. Местная
анафилаксия (феномен Артюса).
Диагностика.
Т-клеточная аллергия. Заболевания.
Диагностика.
|
4
|
^
|
Иммунофармакология. Иммуносупрессия. Виды Действие глюкокортикоидов на иммунную систему. Циклоспорин А.
Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов.
Иммунокоррекция.
Иммунопрофилактика.
Иммунореабилитация
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
^
|
8
|
3
|
9
|
3
|
|
6
|
29
|
2
|
^
|
8
|
3
|
9
|
3
|
|
15
|
38
|
3
|
Иммунопатология
|
6
|
3
|
9
|
|
|
9
|
27
|
4
|
Иммунопрофилактика,
иммунотерапия,
иммунореабилитология
|
2
|
3
|
3
|
|
|
6
|
14
|
|
^
|
24
|
12
|
30
|
6
|
|
36
|
108
|
^
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1
|
Иммунопатология
|
Разбор ситуационных задач
|
4
|
Итого (час.)
|
4
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
5,5%
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
1
|
Общая иммунология
|
Подготовка рефератов по темам: Неспецифичес
кие факторы защиты организма- 3 часа; Организация
ция иммунного ответа – 3 часа.
^ .
|
Собеседование,оценка
|
2
|
Частная иммунология
|
Подготовка рефератов по темам: Возрастная иммунология – 3 часа; Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия – 3 часа;
Противоинфекционный иммунитет – 3 часа;
Трансплантационная иммунология – 3 часа;
Иммунология опухолевого процесса – 3 часа.
^ .
|
Собеседование,оценка
|
3
|
Иммунопатология
|
Подготовка рефератов по темам:
Иммунодефицитные заболевания – 3 часа;
Аутоиммунные расстройства – 3 часа;
Аллергические реакции – 3 часа.
^ .
|
Собеседование,оценка
|
4
|
Иммунопрофилакти
ка, иммунотерапия,
иммунореабилитология
|
Подготовка рефератов по темам:
Иммунофармакология. Иммуносупрессия.
Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов – 3 часа;
Иммунокоррекция. Иммунопрофилактика.
Иммунореабилитация – 3 часа.
Всего: 6 часов.
|
Собеседование,оценка
|
^
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (выполнение тестов, курсовых работ, рефератов, решение задач)
Сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)
Этапы проведения зачета
1. Этап – тестирование
(название этапа)
Зачет по дисциплине иммунология, клиническая иммунология ставится с учетом итогового теста по предмету.
Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
^
1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов вузов / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т сестрин. образования, Каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ; сост.: О.В. Лебедева и др., под ред. Т.А. Бажуковой. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 224 с.
^
1. Общая иммунология в задачах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Н. Маянского ; Нижегород. мед. акад.,Каф. микробиологии и иммунологии. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 57 с. - Библиогр.: с. 57.
2. Галактионов В.Г. Иммунология. Учебник для студентов ВУЗов: 3-е издание. Москва: издательский центр «Академия», 2004.
^
Информационно-справочные материалы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ
Базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы – Med Explorer, Med Hunt, Pub Med)
Базы данных MEDLINE, Национальная электронная библиотека
Khaitov R.M Immunology: test examination.- The CD attachment to the
textbook.-GEOTAR- Media, 2008
^
Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, спиртовки, бактериологические петли, инструменты, питательные среды, реактивы, автоклавы, термостаты, сухожаровые шкафы, холодильники, музейные культуры микроорганизмов.
Компьютеры и мультимедийные проекторы:
№
|
Наименование
|
Состав (материнская плата, процессор, оперативная память)
|
Назначение
|
Количество
|
1.
|
Ноутбук Samsung p28
|
[CH0DGH]C-V-1.4(330)256/40/ Combo/LAN/V/90/14/1»ТFT/WXPH C-2.4 GHz/256 Mb/3.5»1.44Mb/ 80Gb/CD-RW/LAN/A
|
Пед.процесс ауд.№ 2611
|
1
|
2.
|
Монитор Samsung
|
|
пед.процесс
|
1
|
3.
|
Принтер hp Laserjet 1000
|
|
пед.процесс
|
1
|
4.
|
Системный блок vist
|
Intel Inside pentium
|
пед.процесс
|
1
|
5.
|
Mонитор NEC MultiSync FE770
|
|
Педагогический процесс
|
1
|
6.
|
Системный блок ColorSit Intel Inside celeron
|
C-2/4 GHz/256 Mb/3/5 “1/44 Mb/80Gh/CD-RW/I AN/ATX
|
Педпроцесс
|
1
|
7.
|
Принтер Samsung
|
|
Педпроцесс
|
1
|
8.
|
Монитор Samsung Sunc Master 400 b
|
|
Научная работа
(ЦНИЛ)
|
1.
|
9.
|
Системный блок vist
|
Intel Inside pentium
|
Научная работа (ЦНИЛ)
|
1
|
10.
|
Принтер струйный Lexmark color 1020
|
|
Научная работа (ЦНИЛ)
|
|
11
|
Мультимедийный проектор
|
|
Пед.процесс ауд.№2611
|
1
|
Перечень программного обеспечения.
1.
|
Программно-аппаратный комплекс
|
Для ИФА исследований
|
1
|
2.
|
Программно-аппаратный комплекс
|
Для ПЦР исследований
|
1
|
^ (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
доцент
|
Симонова Г.В.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|