Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология icon

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология





Скачать 212.57 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология
Дата03.04.2013
Размер212.57 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

профессор _________________ профессор____________________ Т.А.Бажукова А.С.Оправин

«___»_______________2011 г. «___»_______________2011 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине иммунология – клиническая иммунология

По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ

Курс 2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Трудоемкость дисциплины 108 час./ 3 (зач.ед.)


Архангельск, 2011

^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа проводимых исследований.

За последние годы значительный прогресс достигнут в иммунологии, достижения теоретической иммунологии находят все большее применение в клинической практике, образовалась новая медицинская дисциплина – клиническая иммунология. Получаемые знания постоянно пополняются, это накладывает особый отпечаток на преподавание новых направлений современной иммунологии.


Задачи изучения дисциплины.

Основными задачами иммунологии является изучение:

  1. иммунной системы организма;

  2. неспецифических факторов защиты организма;

  3. организации иммунного ответа;

  4. нарушений иммунной системы;

  5. методов иммунодиагностики


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (квалификация «специалист») математический и естественнонаучный цикл, дисциплина - иммунология.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая патология, внутренние болезни, генетика.

^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


^ Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну


ПК -№

^ Профессиональные компетенции

ПК-1

Общепрофессиональные:

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-4

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную

ПК-7

Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками

ПК-9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-12

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК-13

Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

ПК-21

Диагностическая деятельность:

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-25

Способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы

ПК-48

Организационно-управленческая деятельность:

Способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний

ПК-50

Научно-исследовательская деятельность:

Способность и готовность изучать научно-медицинскую и информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК-51

Способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине

ПК-52

Способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

- структуру и функции иммунной системы человека;

- возрастные особенности иммунной системы;

- клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы;

- основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа;

- методы иммунодиагностики;

- методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез;

- методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии


Уметь:

- проводить иммунологическую диагностику;

- охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;

- обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;

- интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;

-интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;

- обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии.


Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

- понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;

- алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;

- основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.


^ Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

4

В том числе:







Лекции (Л)

24

4

Практические занятия (ПЗ)

12

4

Семинары (С)

30

4

Лабораторные практикумы (ЛП)

6

4

Клинические практические занятия (КПЗ)







^ Самостоятельная работа (всего)

36

4

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


108

4


^ 5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

^ Общая иммунология

Центральные и периферические органы иммунной системы.

Основные клеточные элементы иммунной системы.

Роль адгезивных молекул, хемокинов и других медиаторов. Апоптоз.

Стволовая кроветворная клетка.

Т-лимфоциты. Характеристика, маркеры, рецепторы, роль.

В-лимфоциты. Определение, характеристика, маркеры, рецепторы.

Естественные киллеры (NK-клетки). Характеристика, маркеры, рецепторы.

Моноцитарно-макрофагальные клетки. Характеристика, маркеры, рецепторы. Роль в иммунных процессах.

Медиаторные клетки в иммунном ответе:

нейтрофилы, эозинофилы, базофилы,

тучные клетки.

Механизмы иммунного ответа. Межклеточные взаимодействия в иммунитете.

Межклеточные взаимодействия в иммунной системе.

Взаимоотношения между компонентами нервной, эндокринной и иммунной системами.

2

^ Частная иммунология

Возрастная иммунология. Становление иммунной системы в эмбриогенезе. Старение иммунной системы.

Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия. Иммунодиагностика, профилактика.

Противоинфекционный иммунитет. Антигены вирусов, бактерий, грибов, простейших. Роль Т- клеточного звена. Роль В-лимфоцитов.

Трансплантационная иммунология.

Генетические законы трансплантации. Трансплантационный иммунитет. РТПХ.

Иммунология опухолевого процесса. Опухолевае антигены. Иммунная защита. Принципы иммунотерапии.

Иммуноэкология. Иммунотоксикология. Лекарственная интервенция в иммунную систему.

3

Иммунопатология

Иммунодефицитные заболевания. Определение. Классификация. Механизмы развития. Диагностика.

Аутоиммунные расстройства. Характеристика. Классификация.

Клинические проявления. Диагностика.

Аллергические реакции по Джеллу-Кумбсу .Аллергические заболевания, их эпидемиология.

Реагиновый механизм. Бронхиальная астма. Атопический дерматит. Поллинозы. Пищевая аллергия. Крапивница и отек Квинке. Анафилактический шок. Клинические формы, принципы диагностики и лечения.

Цитотоксический механизм.

Лекарственная аллергия. Сывороточная

болезнь. Клиническая картина.

Диагностика. Профилактика.

Иммунокомплексный механизм. Местная

анафилаксия (феномен Артюса).

Диагностика.

Т-клеточная аллергия. Заболевания.

Диагностика.

4

^ Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунореабилитация

Иммунофармакология. Иммуносупрессия. Виды Действие глюкокортикоидов на иммунную систему. Циклоспорин А.

Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов.

Иммунокоррекция.

Иммунопрофилактика.

Иммунореабилитация



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

^ Общая иммунология

8

3

9

3




6

29

2

^ Частная иммунология

8

3

9

3




15

38

3

Иммунопатология

6

3

9







9

27

4

Иммунопрофилактика,

иммунотерапия,

иммунореабилитология

2


3


3







6

14




^ Всего часов

24

12

30

6




36

108



^ 6. Интерактивные формы проведения занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Иммунопатология

Разбор ситуационных задач

4

Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

5,5%


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Общая иммунология

Подготовка рефератов по темам: Неспецифичес

кие факторы защиты организма- 3 часа; Организация

ция иммунного ответа – 3 часа.

^ Всего: 6 часов.

Собеседование,оценка

2

Частная иммунология

Подготовка рефератов по темам: Возрастная иммунология – 3 часа; Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия – 3 часа;

Противоинфекционный иммунитет – 3 часа;

Трансплантационная иммунология – 3 часа;

Иммунология опухолевого процесса – 3 часа.

^ Всего: 15 часов.

Собеседование,оценка

3

Иммунопатология

Подготовка рефератов по темам:

Иммунодефицитные заболевания – 3 часа;

Аутоиммунные расстройства – 3 часа;

Аллергические реакции – 3 часа.

^ Всего: 9 часов.

Собеседование,оценка

4

Иммунопрофилакти

ка, иммунотерапия,

иммунореабилитология

Подготовка рефератов по темам:

Иммунофармакология. Иммуносупрессия.

Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов – 3 часа;

Иммунокоррекция. Иммунопрофилактика.

Иммунореабилитация – 3 часа.

Всего: 6 часов.

Собеседование,оценка


^ 8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (выполнение тестов, курсовых работ, рефератов, решение задач)

Сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1. Этап – тестирование

(название этапа)


Зачет по дисциплине иммунология, клиническая иммунология ставится с учетом итогового теста по предмету.

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов вузов / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т сестрин. образования, Каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ; сост.: О.В. Лебедева и др., под ред. Т.А. Бажуковой. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 224 с.

^ 9.2. Дополнительная литература

1. Общая иммунология в задачах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Н. Маянского ; Нижегород. мед. акад.,Каф. микробиологии и иммунологии. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 57 с. - Библиогр.: с. 57.

2. Галактионов В.Г. Иммунология. Учебник для студентов ВУЗов: 3-е издание. Москва: издательский центр «Академия», 2004.

^ 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  • Информационно-справочные материалы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ

  • Базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы – Med Explorer, Med Hunt, Pub Med)

  • Базы данных MEDLINE, Национальная электронная библиотека

  • Khaitov R.M Immunology: test examination.- The CD attachment to the

textbook.-GEOTAR- Media, 2008


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторное оборудование и средства вычислительной техники и мультимедийного оборудования.


Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, спиртовки, бактериологические петли, инструменты, питательные среды, реактивы, автоклавы, термостаты, сухожаровые шкафы, холодильники, музейные культуры микроорганизмов.

Компьютеры и мультимедийные проекторы:




Наименование

Состав (материнская плата, процессор, оперативная память)

Назначение

Количество

1.

Ноутбук Samsung p28

[CH0DGH]C-V-1.4(330)256/40/ Combo/LAN/V/90/14/1»ТFT/WXPH C-2.4 GHz/256 Mb/3.5»1.44Mb/ 80Gb/CD-RW/LAN/A

Пед.процесс ауд.№ 2611

1

2.

Монитор Samsung




пед.процесс

1

3.

Принтер hp Laserjet 1000




пед.процесс

1


4.

Системный блок vist

Intel Inside pentium

пед.процесс

1


5.

Mонитор NEC MultiSync FE770




Педагогический процесс

1

6.

Системный блок ColorSit Intel Inside celeron

C-2/4 GHz/256 Mb/3/5 “1/44 Mb/80Gh/CD-RW/I AN/ATX

Педпроцесс

1

7.

Принтер Samsung




Педпроцесс

1

8.

Монитор Samsung Sunc Master 400 b




Научная работа

(ЦНИЛ)

1.


9.

Системный блок vist

Intel Inside pentium

Научная работа (ЦНИЛ)

1

10.

Принтер струйный Lexmark color 1020




Научная работа (ЦНИЛ)




11

Мультимедийный проектор




Пед.процесс ауд.№2611

1


Перечень программного обеспечения.

1.

Программно-аппаратный комплекс

Для ИФА исследований

1

2.

Программно-аппаратный комплекс

Для ПЦР исследований

1



^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент

Симонова Г.В.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая программа по дисциплине: Иммунология клиническая иммунология для специальности 060201 «стоматология»,

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Материаловедение» По направлению подготовки 060201 стоматология
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос...
Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология, патофизиология головы и шеи По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине (модулю) «зубопротезирование (простое протезирование)»
«Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся...
Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы

Рабочая учебная программа по дисциплине иммунология клиническая иммунология По направлению подготовки 060201 стоматология iconРабочая учебная программа по дисциплине микробиология, вирусология микробиология полости рта По направлению
Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы