|
Скачать 128.97 Kb.
|
![]() Галина Федоровна Семешко учитель истории высшей категории квалификационной категории, Отличник народного просвещения МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска Почему плохо видят наши дети 28 ноября 2007 года в школе были проведены родительские собрания, на которых родители заполнили анкеты – вопросники (скрининг – диагностика выявления факторов нарушения зрения). Было опрошено 356 человек: 1 – 4 классы – 142 человека, 5 – 9 классы – 126 человек, 9 – 11 классы – 88 человек. Данные опроса показали, что у 153 учеников (около 50 %) после напряженного учебного процесса зрительный канал не отдыхает, а родители и учащиеся не имеют представления о гигиенических правилах сохранения зрения. В 2009 году после проведения педагогами школы работы по формированию у учащихся и родителей валеологических знаний по гигиене здоровья (отработка усвоения правил гигиены зрения, комплекса гимнастических упражнений для глаз, методов простейших зрительно-координатных тренажей) была проведена вторая скрининг – диагностика, которая показала качественное снижение количественных показателей факторов нарушения зрения:
![]() учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска ^ В школе 172 я обучаю два класса 7 Б и 8 Б, которые еще с первого года пребывания были заявлены как классы ККО «Охраны зрения». Детям были поставлены офтальмологические диагнозы врачом высшей категории Л.А.Рыжовой. Учащиеся диагностировались два раза в год. Им обеспечивалось постоянное психологическое сопровождение, повышенное внимание педагогов. В 2008 году в Центре «Глазка» учащимся были уточнены диагнозы, назначено лечение. Для родителей моих классов И.Ю.Смирнова провела анкетирование и консультацию. Я как преподаватель и классный руководитель следую принципам тифлопедагогики. Все учащиеся рассажены по партам в соответствии с рекомендациями врача. На уроке выполняю с ребятами упражнения для предупреждения зрительного утомления в течение 5 минут. Описание упражнений (как памятка) есть у каждого ученика. На уроках русского языка обращаю серьезное внимание на ведение тетради, письмо. В связи с тем, что с нарушением зрения меняется почерк (это связано с работой зрительного аппарата и координированных действий его мышц с мышцами рук), я постоянно даю упражнения на соблюдение строки, написание букв. При объяснении и закреплении нового материала использую яркие таблицы, плакаты, это помогает детям с ослабленным зрением усвоить учебный материал. Постоянно чередую письменную работу с устной. Большую роль для предупреждения заболеваний глаз, зрительного утомления имеют творческие работы по картине на уроке русского языка. Одним из таких занятий была работа по картине А.А.Рылова «Зеленый шум». Для работы над картиной я всегда выбираю иллюстрации, где есть яркие, красочные тона. Пейзаж Рылова создал особое настроение, вызвал интерес. Ближняя и дальняя перспективы картины, зелень и голубые тона, нежные, радующие взгляд белоствольные березки помогли детям разобраться в замысле художника, понять основную мысль творца. Направляя зрение ребят от одной детали картины к другой, мы практически выполнили многие упражнения для глаз. После рассматривания дальнего плана картины, где дети вынуждены были напрячь зрение, сосредоточив внимание на плывущих облаках и дальних полях, я попросила закрыть глаза, отдохнуть и представить данный пейзаж. При рассматривании картины Рылова было использовано одно из сложных упражнений «Бабочка». А затем «Восьмерка», когда ребенок глазами плавно описывает горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица, и вновь отдых с закрытыми глазами. Такие уроки помогают детям не только в лечении глазных заболеваний, но и поднимают настроение, снимают тревожность, раскрывают способности, умиротворяют душу ребенка. На уроках литературы также провожу упражнения – пятиминутки для глаз. При чтении – расслабляющие упражнения: вращение глазного яблока по кругу, по контуру треугольника. Обязательно чередую чтение с пересказом или устным ответом по заданию. Дети любят рисование, а учащимся с нарушением зрения рисунки помогают поэтапно воссоздать картину, изображенную поэтом, писателем. Как классный руководитель, провожу классные часы, помогающие сохранить зрение. На занятии «Тайна хорошего зрения» беседовала с учениками о том, чем грозит близорукость, как с ней бороться. Беседовали с детьми о работе за компьютером, просмотре телевизионных передач, разучивали упражнения для глаз. Вместе с учениками мы вывели правила: 1. Верить в выздоровление! Быть уверенным в том, что у тебя все получится! 2. За что берусь – все делаю прекрасно! 3. Работаю над собой и познаю свои возможности! 4. Четко – четко вижу все, на что смотрю! Настроение великолепное, у меня все получается! Эти правила мы часто проговариваем с детьми. Перечисленные формы и методические приемы не только вырабатывают учебные навыки и умения, развивают речь, воспитывают, но и помогают в лечении офтальмологических заболеваний. «Ведь хорошее зрение – это, когда замечаешь красоту вокруг себя» (Смирнова И.Ю.). ![]() учитель начальных классов второй квалификационной категории МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска ^ При знакомстве с родителями первоклассников я даю мамам заполнить анкету. В ней выясняю важные для последующей работы с детьми вопросы. Во - первых, меня интересует, как протекала беременность и роды. Если не было патологии, значит ребенок относительно здоров. Если же беременность была с токсикозом, а при родах у ребенка был нарушен шейный отдел позвоночника, беру такого ребенка под особый контроль, так как может проявиться расторможенность или нарушение зрения. Во – вторых, выясняю, полная ли семья. В неполных семьях дети чаще всего с повышенным уровнем тревожности. К таким детям применяю особый подход: повышаю самооценку, обучаю умению снимать мышечное напряжение, отрабатываю навык уверенного поведения в конкретных ситуациях. В – третьих, узнаю примерный достаток семьи. Если семья живет в темном, убогом, грязном помещении, то и ребенок будет иметь плохую визуальную систему, т.к. «зрение – процесс познавательный» (Ф.Янг). Если в квартире лампы дневного освещения, то есть опасение развития глазных заболеваний. От социальной защищенности семьи зависит и здоровье ученика. Если ребенок плохо питается (в рационе нет мяса, печени, сливочного масла, овощей, фруктов), то нет гарантии, что через несколько месяцев обучения в школе у него не снизится зрение. Таких учащихся стараюсь обеспечить бесплатным питанием в школьной столовой. В – четвертых, знакомлюсь с особенностями ребенка. Что он не любит делать, есть, чего боится, какие диагнозы не указаны в медкарте. С первых дней ребенка в школе я стараюсь каждому уделять внимание, заметить его, его новые вещи, прическу; разбираю конфликтные ситуации, защищаю и жалею обиженных. Нахожу время пообщаться с каждым учеником, выяснить его проблемы, интересы, любимые занятия. К концу первого года обучения я знаю о детях порой больше, чем их собственные родители. Если в класс пришли дети уже с близорукостью, то в журнал для учителя физкультуры вкладываю листочек, где написано, что близоруким нельзя кувыркаться, прыгать, поднимать тяжести, резко наклоняться, выполнять висы. Родителей предупреждаю, что таким детям нельзя нырять при купании и читать лежа. Особенно запрещена близоруким мануальная терапия. Чтобы дети сохранили свое здоровье, делаю в течение дня две физкультминутки – 15 минут для глаз и 35 минут для позвоночника. Я провожу с детьми беседы и классные часы об охране здоровья, режиме и здоровом образе жизни. Хожу с ними в походы, пропагандирую закаливание и занятия спортом. Думаю, что это мне удается, так как дети моего класса занимаются танцами, гимнастикой, спортивными единоборствами, биатлоном, плаванием, катаются на коньках. Есть дети, которые за 4 года обучения ни разу не болели. ^ учитель биологии высшей категории, Отличник народного просвещения МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска ![]() ^ В 2008 - 2009 учебном году я, как учитель биологии, приняла самое активное участие в программе «Пятерка по зрению» под руководством Смирновой И.Ю. Проведен мониторинг качества зрения учащихся школы 172. Анкетирование учащихся школы выявило основные причины снижения зрения: изменение осанки, плохое освещение рабочего места, длительная работа за компьютером, несбалансированное питание. Этим проектом заинтересовалась ученица профильного медицинского класса Кириллова Арина, которая сама мечтает стать офтальмологом. Поработав в лабораториях центра «Глазка», она написала научно – практическую работу «Пятерка по зрению» под руководством автора проекта Смирновой И.Ю. Вместе с руководителем Арина проводила обследование учащихся, затем составила процентные диаграммы по каждому классу отдельно и общую по школе. Из таблиц стало видно, что наиболее распространены такие диагнозы, как спазм аккомодации и астигматизм. В своей работе Арина рассмотрела наиболее волнующий всех вопрос близорукости, так как за последние 10 лет значительно возросло количество детей с этим заболеванием. Н ![]() В этом учебном году мы участвуем в городском конкурсе проектов «Здоровьесберегающие технологии в цифровом мире». Вместе с учеником 9 класса Мариничем Романом мы выполнили работу о сохранении зрения, которая размещена на сайте школы. Показатели здоровья – это показатели общественного благополучия или неблагополучия. Основы здорового образа жизни очень важны для учащихся нашей страны. Нам, учителям, также следует овладевать технологиями обучения и воспитания школьников здоровому образу жизни, и тогда будущее будет за нами! ![]() учитель начальных классов второй квалификационной категории МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска. ^ Здравствуйте! Давайте знакомиться. Мы - это 2 «А» класс. Нас 16 человек: две Кати, две Насти, Никита, Андрей, Лиза, Денис, Слава, Вика, Костя, Ира, Марина, Рома, Миша, Саша.Наш класс - класс охраны зрения. За первую половину учебного года мы много узнали о собственном здоровье и его сохранении. Зрение для всех людей очень важно. Трудно представить всю красоту мира без зрения. Для сохранения зрения мы используем различные приемы. Это и упражнения для глаз, среди которых у нас есть свои любимые: «Кораблик», «Нарисуй глазами круг» и другие. У нас есть рабочая тетрадь «Тайна страны хорошего зрения». Если хотите узнать, чем кормить свое зрение, какие лакомства оно любит, приходите - расскажем. Вообще «Глазкина» наука доступна всем. А еще мы показываем наши глазки врачу, ведь он тоже помогает нам сохранить их здоровье. У нас есть любимое стихотворение Н.Орловой: Разберемся вместе, дети, Для чего глаза на свете? Почему у всех у нас На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко: Сразу сделалось темно, Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно - Ничего вокруг не видно. Чтобы книгу прочитать, Нужно зреньем обладать. Если хочешь ты в кино, - Тоже зрение нужно. Да и в цирке представленье Посмотреть нельзя без зренья. Значит каждому из нас Нужна пара зорких глаз! Мы хотим дать всем несколько советов для профилактики заболеваний зрения. 1. При чтении держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать верхнеее веко, оно должно быть расслабленным. 2. При чтении чаще моргайте - 1-2 моргания на каждой строке текста. 3. Не читайте на солнце. 4. Никогда не читайте, если вы больны, взволнованы или у вас болит голова. 5. Если вы пишете, то глаза не должны останавливаться на написанных буквах, следите за следом, который оставляет ручка. 6. Почаще моргайте при письме. 7. Во время просмотра фильмов снимайте очки, пусть глаза работают сами, если вы сидите на расстоянии, достаточном для четкого видения. 8. Время от времени смотрите в темноту комнаты, или на угол экрана, перемещайте свой взгляд по экрану. Желаем здоровья вашему зрению! ![]() мастер спорта по биатлону, руководитель секции биатлона МБОУ СОШ № 172 Заельцовского района г.Новосибирска ^ И.М. Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с двигательной активностью. Занятия лыжным спортом являются важным средством физического воспитания и спорта, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий, помогают предупредить близорукость, которая формируется именно в школьные годы у детей с недостаточным физическим развитием. Лыжные гонки или передвижение на лыжах, с одной стороны, выступают как фактор активного отдыха и повышения общей работоспособности, улучшают состояние здоровья, с другой, как фактор развития функциональных возможностей и уровня физических качеств расширения двигательных навыков и умений, повышения устойчивости организма к психическому стрессу и умственному перенапряжению. За последние годы значительно расширилась материальная база лыжного спорта. Увеличился выпуск качественных современных лыж и другого лыжного инвентаря. Наша школа является постоянным участником всех соревнований по лыжному спорту: районных и городских, областных и всероссийских. Одиннадцать раз наши воспитанники становились чемпионами района по лыжным гонкам. Много раз мы были призерами городских соревнований. Участвуя в этих и других соревнованиях, спортсмены приобретают опыт, проверяют свою готовность к ответственным стартам. Список поколений наших спортсменов, которые внесли свой вклад в развитие лыжных гонок в нашей школе, большой. Особо хочу отметить трехкратного чемпиона области, призера чемпионата СССР среди юношей Аксенова Анатолия, семикратного чемпиона мира и чемпиона Европы, Заслуженного мастера спорта по летнему биатлону Никифорова Дмитрия, мастера спорта, Текутьева Виталия, призера кубка России по биатлону, мастера спорта Чурилова Андрея, который входил в состав сборной России по юниорам, кандидатов в мастера спорта Петрова М., Маркова А., Исакова Е. Сегодня в школе тренируется молодое поколение ребят и девчат, которые очень хотят освоить и покорить все премудрости этого вида спорта, освоить технику передвижения, усовершенствовать свои функциональные возможности организма и завоевать медали во всех соревнованиях разных достоинств. Среди этих дарований особенно выделяются такие ребята, как Барабаш Александр, братья Калинкины Филипп и Иван, Нестеренко Александр, Иваха Влад. Они уже являются призерами многих соревнований разного ранга. К ним тянутся младшие мальчишки и девчонки, которые хотят ни в чем не отступать от старших товарищей. И мы надеемся, что будем гордиться нашими ребятами, увидев их на пьедестале зимних Олимпийских играх в Сочи. |