С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
|

|
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
|
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ
СИЛЛАБУС ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
|
КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
СИЛЛАБУС
по патологической физиологии PF-3208
для специальности: 051302 "Стоматология"
Объем часов - 162
Лекции - 18 часов
Практические занятия - 90 часов
|
|
Всего аудиторных - 108 часов
|
|
Самостоятельная (внеаудиторная)
работа – 54 часа
|
|
|
|
Курс - Третий
Семестр - Пятый
|
|
Форма контроля – экзамен
|
|
Алматы, 2011
Силлабус составлен профессором А.Н. Нурмухамбетовым, профессором Т.П. Ударцевой, доцентом Н.Н. Рыспековой, доцентом Н.В. Жуйко, доцентом М.К. Балабековой на основании типовой программы по патологической физиологии для студентов стоматологического факультета, утвержденной директором Департамента развития науки и человеческих ресурсов МЗ РК «29» 04.2009 г.
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от «08» июня 2009г., протокол № 17
Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.
Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 27. 08.2010
(Пр. № 1)
Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.
Пересмотрен и одобрен на заседании кафедры патологической физиологии от 09. 09..2010
(Пр. № 2)
Зав.кафедрой патологической физиологии, профессор Нурмухамбетов А.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о кафедре ………………4
Политика дисциплины……………………4
Программа…………………………………5
Критерии и правила оценки знаний……..12
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вуза Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
^ : 051302 «Стоматология»
1.5 Объем учебных часов - 162 часа
1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс; 5 семестр
1.7 Сведения о преподавателях:
№
|
ФИО
|
Должность
|
Степень
|
1
|
Нурмухамбетов Адильман Нурмухамбетович
|
Зав.кафедрой
|
д.м.н.
|
2
|
Карынбаев Шабаз Сибугатуллович
|
Доцент
|
к.м.н.
|
3
|
Рыспекова Наталья Николаевна
|
Доцент
|
к.м.н.
|
4
|
Жуйко Нелли Васильевна
|
Доцент
|
к.м.н.
|
5
|
Касенов Бауыржан Жумахаджиевич
|
Доцент
|
к.м.н.
|
6
|
Балабекова Марина Казыбаевна
|
Доцент
|
к.м.н.
|
7
|
Баймуханова Дамиля Мутуалиевна
|
ст.преподаватель
|
к.м.н.
|
8
|
Мырзагулова Сырсулу Ермухамбетовна
|
ст.преподаватель
|
к.м.н.
|
9
|
Жоламанов Мейрам Есович
|
Ст.преподаватель
|
к.м.н.
|
10
|
Аширбеков Гамаль Каримович
|
Ст.преподаватель
|
д.м.н.
|
11
|
Табанова Рымкеш Ахмеджановна
|
преподаватель
|
к.м.н.
|
12
|
Мельдеханов Турсунбек Тулеевич
|
преподаватель
|
д.м.н.
|
13
|
Жукешева Майя Канатовна
|
преподаватель
|
б/с
|
14
|
Муратова Айнур Нуржигитовна
|
преподаватель
|
б/с
|
15
|
Сатаева Асель Амановна
|
преподаватель
|
б/с
|
16
|
Иманбекова Жанар Абдрашитовна
|
преподаватель
|
б/с
|
17
|
Бактыбаева Жанна Сарваровна
|
преподаватель
|
б/с
|
18
|
Момбиева Жанар Таубаевна
|
преподаватель
|
б/с
|
19
|
Сарсен Гулназ Бейсенбеккызы
|
преподаватель
|
б/с
|
20
|
Каратаева Гульжан Муратовна
|
преподаватель
|
б/с
|
21
|
Ким Татьяна Александровна
|
преподаватель
|
б/с
|
22
|
Жусупова Жазира Маликовна
|
преподаватель
|
б/с
|
^ 8(7272) 92-50-25 (166)
1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.
Обязательное посещение лекций.
Обязательное посещение практических занятий.
Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).
Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.
Присутствие на лекциях и занятиях в медицинских халатах.
Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.
Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
2. Программа:
2.1 Введение
Патологическая физиология является фундаментальной теоретической медико-биологической дисциплиной, дающей знания, необходимые врачу любой специальности, которые способствуют формированию врачебного мышления и закладывают основы для правильной диагностики, профилактики и лечения больных.
^ формирование у студентов научных представлений о болезни и больном организме, этиологии и патогенезе специфических поражений зубочелюстного аппарата, особенностями патологических процессов в тканях ротовой полости, тесной связи нарушений функций ротовой полости и зубочелюстного аппарата с нарушениями функций других систем организма.
Задачи обучения:
сформировать знания по общей нозологии, типовым патологическим процессам, частной патофизиологии
научиться правильно осмысливать отклонения функций органов и систем при патологии с учетом реактивности организма
научиться различать в патогенезе патологических процессов явления повреждения и защиты
выработать навыки моделирования патологических процессов и болезней, а также проведения экспериментальной терапии
развивать основы клинического мышления, коммуникативные навыки
сформирвоать знания правил проведения доклинических исследований по приказам МЗ РК
научить учитывать особенности этиологии и патогенеза заболеваний
зубочелюстного аппарата в практике врача стоматолога
^
Содержание и структуру предмета патофизиологии.
Основные понятия общей нозологии
Роль причин и условий в возникновении болезни. Роль реактивности и наследственности в патологии.
Основные понятия общего патогенеза
Общую патологию клетки. Общие реакции организма на повреждение
Механизмы развития типовых патологических процессов (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия, опухоли, нарушения обмена веществ и периферического кровообращения), их проявления и значение для организма.
Особенности этиологии и патогенеза типовых патологических процессов полости рта
Этиологию и патогенез нарушений функций внутренних органов и систем
Измения тканей полости рта при патологии органов и систем
Значение моделирования и экспериментальной терапии в изучении этиологии и патогенеза патологических процессов и болезней
Нормативные документы по этике научных исследований
Студент должен уметь:
применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности врача стоматолога;
интерпретировать результаты клинико-лабораторных исследований
распознавать основные типовые патологические процессы, являющиеся компонентами различных болезней
планировать эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов
моделировать некоторые патологические процесы (экзогенная и гемическая гипоксия, артериальная и венозная гиперемия, ишемия, эмболия, воспаление)
провести нагрузочные пробы для выявления предболезни
самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой, каталогами в библиотеке, сайтами интернета
Студент должен владеть коммуникативными навыками:
уважительные личностные, межличностные, этнические и религиозные взаимоотношения в группе
умение проявлять качества лидера
умение отстаивать свою точку зрения при проведении дискуссий
2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, физиология, гистология.
2.5 Постреквизиты: пропедевтика внутренних болезней, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, стоматология детского возраста.
^ Патологическая физиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов или болезней. В рамках патофизиологии студентами изучаются роль реактивности в патологии, местные и общие реакции организма на повреждение, этиология и патогенез типовых нарушений обмена веществ, этиология и патогенез воспаления, лихорадки, аллергии, опухолей, а также патофизиология органов и систем
^
№ лекции
|
Тема лекции
|
Форма проведения
|
Часы
|
1.
|
Предмет, задачи, методы патофизиологии. Общая нозология
|
Презентация.
|
1
|
2.
|
Общая этиология и патогенез
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
3.
|
Роль реактивности организма в патологии
|
Презентация. Обзорная лекция
|
1
|
4.
|
Нарушение водно-электролитного обмена
|
Презентация. Обзорная лекция
|
1
|
5.
|
Нарушение углеводного обмена
|
Презентация
|
1
|
6.
|
Гипоксия
|
Презентация
|
1
|
7.
|
Воспаление
|
Презентация. Проблемная лекция
|
1
|
8.
|
Аллергия
|
Презентация. Обзорная лекция
|
1
|
9.
|
Опухоли
|
Презентация. Проблемная лекция
|
1
|
10.
|
Патофизиология нервной системы
|
Презентация.
|
1
|
11.
|
Недостаточность внешнего дыхания
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
12.
|
Сердечная недостаточность
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
13.
|
Артериальные гипертензии. Артериальные гипотензии
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
14.
|
Патофизиология пищеварения в полости рта
|
Презентация. Проблемная лекция
|
1
|
15.
|
Патофизиология почек
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
16.
|
Патофизиология эндокринной системы
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
17.
|
Патофизиология системы крови. Анемии
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
18.
|
Нарушение гемостаза
|
Презентация. Обзорная лекция.
|
1
|
|
Итого
|
|
18
|
^
№ зан
|
Тема
|
Форма проведения.
Цикловые занятия
|
Час
|
1.
|
1. Предмет, задачи, методы патофизиологии.
Общая нозология.
2. Общая этиология и патогенез.
|
Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, блиц-игра, решение кроссворда. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.
Задания : Моделирование кинетоза. ыявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче). Методики моделирования кариеса и пародонтита
Моделирование высотной болезни или просмотр видеофильма.
|
3
3
|
2.
|
3. Роль реактивности организма в патологии
4. Патофизиология клетки.
|
Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.
Задания: Влияние возраста, видовой принадлежности, функционального состояния центральной нервной системы в реактивности или просмотр видеофильма
Изучение в эксперименте повреждающего действия на клетки физических и химических факторов.
|
3
3
|
3.
|
5. Общие реакции организма на повреждение (стресс, шок).
6. Рубежный контроль – 1
|
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, изучение схем патогенеза.
Задания: Влияние иммобилизационного стресса на температуру тела крыс
Устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
|
3
3
|
4.
|
7. Нарушения водно-электролитного обмена
8. Нарушение кислотно-основного состояния
|
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, составление схем патогенеза отеков
Задание: Изучение патогенетических факторов отеков в эксперименте
Работа с обучающей программой (мультимедийная презентация нарушений КОС), решение тестовых заданий
Задание: Составление схем патогенеза по нарушениям КОС. Решение ситуационных задач
|
3
3
|
5.
|
9. Нарушения углеводного обмена
10. Нарушения белкового и жирового обмена. Голодание
11. Гипоксия
|
Дискуссия, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий
Задание: Моделирование гипогликемической комы у крыс
Конференция, составление эссе, их защита
Задание: Моделирование экзогенной и гемической гипоксии в эксперименте или просмотр видеофильма
|
3
3
|
6.
|
12. Рубежный контроль – 2
13. Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции
|
Тестовый контроль
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение задач, тестовых заданий.
Задание: Моделирование в эксперименте артериальной, венозной гиперемий, ишемии, тромбоза, эмболии.
|
1
5
|
7.
|
14. Воспаление
15. Лихорадка
|
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, кроссворда.
Задания: Альтерация на языке лягушки.
Опыт Конгейма. Изучение морфологической картины гнойного экссудата.Изучение стадий фагоцитоза.
Задания: Формализованное моделирование лихорадки. Определение типов температурных кривых
|
3
3
|
8.
|
16. Аллергия
17. Опухоли
18. Рубежный контроль - 3
|
Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий.
Задания: Моделирование анафилактического шока у морской свинки или просмотр видеофильма.
Задания: Заполнение «немых» графов
Изучение мазков асцитной карциномы
Тестовый контроль
|
3
2
1
|
9.
|
19. Патофизиология нервной системы.
20. Патофизиология эндокринной системы.
|
Решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, кроссворда
|
3
3
|
10.
|
21. Патофизиология опорно-двигательного аппарата и кожи
22. Недостаточность внешнего дыхания.
|
Обсуждение теоретического материала Решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа с мультимедийной презентацией
|
3
3
|
11.
|
23. Аритмии
24. Сердечная недостаточность.
25. Артериальные гипертензии.
Артериальные гипотензии
|
Обсуждение теоретического материала, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий.
Задания: Получить модель перегрузочной сердечной недостаточности у лягушек.
Получить модель миокардиальной сердечной недостаточности у лягушек.
Составление схем патогенеза эссенциальной гипертензии, почечных гипертензий, заполнение «немых» схем.
|
2
2
2
|
12.
|
26. Рубежный контроль – 4
27. Патофизиология пищеварения
28. Патофизиология печени
|
Тестовый контроль
Обсуждение теоретического материала, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, кроссворда.
|
1
3
2
|
13.
|
29. Патофизиология почек.
30. Рубежный контроль - 5
|
Обсуждение теоретического материала, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий
Устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов.
|
3
3
|
14
|
31. Анемии.
32. Лейкоцитозы, лейкоцитопении
33. Лейкозы.
|
Обсуждение теоретического материала, анализ гемограмм, решение ситуационных задач, работа с обучающими программами, тестирование
|
3
3
|
15
|
34. Нарушение гемостаза.
35. Рубежный контроль - 6
|
Обсуждение теоретического материала, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач
Тестовый контроль
|
5
1
|
|
ВСЕГО
|
|
90
|
Время консультаций –по расписанию кафедры
Время рубежного контроля – по календарному плану
Время итогового контроля – по окончанию цикловых занятий по расписанию ОПУП и П
^
№
|
Тема самостоятельной работы
|
Форма проведения
|
часы
|
1.
|
Болезнетворное действие на организм механических, физических, социальных (наркомании, токсикомании, алкоголизм) факторов
|
Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий
|
9
|
2.
|
Лекарственная аллергия. Анафилактический шок. Понятие об аутоиммунных болезнях, иммунодефицитных состояниях, их роль в патогенезе заболеваний пародонта
|
Самостоятельное изучение
материала, составление схем патогенеза. Выполнение тестовых заданий.
|
9
|
3.
|
Особенности течения типовых патологических процессов в полости рта
|
Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий
|
9
|
4.
|
Теории происхождения боли. Патофизиологические принципы обезболивающей терапии
|
Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза
|
9
|
5.
|
Роль гормональных нарушений в развитии патологических изменений тканей полости рта
|
Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий.
|
9
|
6.
|
Особенности течения заболеваний челюстно-лицевой системы при патологии системы крови (анемиях, лейкозах)
|
Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий.
|
9
|
|
ВСЕГО
|
|
54
|
^
1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2010., в двух томах.
2. Патологическая физиология //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с
3. Патологическая физиология // Под ред. Адо А.Д. -Москва:Триада-Х, 2000 - 574 с.
5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.
6. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с
7. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с.
Дополнительная:
Есембаева С.С., Касенов Б.Ж. и др. «Механизмы развития патологии полости рта» уч.пособие., Алматы 2010 -136с.
2. Патофизиология. В трех томах:учебник для студ. Стом.факультетов/ А.И. Воложин, Г.В. Порядин.-Изд-во «Академия», 2006
3.Литвицкий П.Ф. Патофизиология. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2009 - 496 с.
4.Литвицкий П.Ф. Патофизиология Том 1- Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2006 - 752 с. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006 – 716с
5.Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Том 1 – Общая патофизиология. Том 2 - Основы патохимии - Санкт-Петербург, 2005 - 624 с
6.Особенности реактивности детского организма. Жуйко Н.В. Алматы, 2006 - 68
Рыспекова Н.Н. Патофизиология опухолевого роста (методическое пособие для студентов). Алматы, 2002.-58с.
Ударцева Т.П. Механизмы адаптации к совместному воздействию свинца и ограничения движений.-Алматы, 2001 - 226с.
Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004 -308 с.
На казахском языке
Негізгі әдебиет:
1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2007 – 698 б
2. Клиникалық патофизиологиясы.-Алматы, 2010 – 976 б
2. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.
Қосымша
1. Нұрмұхамбетов Ә., Патофизиология: оқулық – Алматы, 2000 – 568 б
2. Момынов Т., Рақышев А. Медицинский словарь-Медициналық сөздік-Алматы:ЖШС «Кітап баспасы» - 2003 – 352 б
3. Орысша - қазақша- медициналық (физиологиялық) сөздік. Русско-казахский медицинский (физиологический) словарь г. Алматы: Эверо. 2007 - 904 с
4. «Ұрық дамуы мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы» проф. А.Н. Нурмухамбетов (2006) - 192
На английском языке:
Основная:
V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007 – 1525р
Дополнительная:
1. Harsh Mohan-Textbook of pathology - 2004
^
Презентация, чтение обзорных и проблемных лекций.
Проведение практических занятий: выполнение экспериментальных работ (опыты на лабораторных животных, освоение патофизиологических методик, работа с аппаратурой, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов, заполнение «немых» графов, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление схем патогенеза, решение кроссвордов), работа в малых группах, блиц-игры, деловые игры, просмотр учебных видеофильмов и видеороликов.
Формы СРС: работа с литературой, электронными базами данных, самостоятельное изучение учебного материала с последующим тестированием и самооценкой, подготовка презентаций, рефератов, составление схем патогенеза, составление кроссвордов, решение тестовых заданий.
^
-
^
|
Уровни
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Знание
Максимум
100 б
|
(90-100б)
Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически, безошибочно и творчески сумел составить схемы патогенеза, сумел выполнить все задания. При разборе ситуационных задач сделал правильные выводы, дал глубокий анализ предлагаемой ситуации, дал обоснованные и полные ответы на все вопросы.
.
|
(75-89б)
Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе и составлении схем патогенеза, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы.
При разборе ситуационных задач дал правильный анализ ситуации, но допустил непринципиальные ошибки
|
(50-74б)
Студент показал неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно ответил на вопросы, но имел общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, составлении схем патогенеза и решении задач, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагога.
|
(0-49б)
Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправить после нескольких наводящих вопросов преподавателя., не смог решить ситуационные задачи.
|
^
Максимум 100 б
|
(90-100б)
Студент творчески и правильно выполнил все задания практической части занятия, показал умение работать с животными, сумел провести эксперимент, правильно оформил протокол исследования, при разборе ситуационных задач сделал правильные выводы, сумел правильно интерпретировать данные клинико-лабораторных исследований и обосновать патогенетическую терапию
|
(75-89б)
Студент правильно выполнил все задания практической части занятия с использованием теоретических знаний, сумел провести эксперимент, но допустил незначительные погрешности в оформлении протокола и формулировке выводов, которые исправил после замечания преподавателя. При разборе ситуационных задач дал правильный анализ ситуации, но допустил непринципиальные ошибки в интерпретации лабораторных данных
|
(50-74б)
Студент не сумел применить теоретические знания при выполнении практической части занятия, но выполнил задания обязательного уровня сложности, в оформлении протокола допустил серьезные ошибки, сделал неполные выводы, дал неглубокий анализ лабораторных данных, не смог обосновать патогенетическую терапию
|
(0-49б)
Участвовал в выполнении практической части занятия, не оформил протокол, не сумел сделать выводы, не смог проанализировать ситуационную задачу, интерпретировать данные клинико-лабораторных исследований
|
^
|
Студент сумел проявить качества лидера при работе в группе, показал
умение отстаивать свою точку зрения при проведении дискуссий, решении задач, показал уважительное отношение к товарищам и преподавателю
сумел внимательно выслушать партнера и понять его точку зрения.
|
Студент не обладает качествами лидера, недостаточно активно отстаивает свою точку зрения при проведении дискуссий, решении задач, показал уважительное отношение к товарищам и преподавателю
сумел внимательно выслушать партнера и понять его точку зрения.
|
Студент не обладает качествами лидера, не умеет отстаивать свою точку зрения, при этом показал уважительное отношение к товарищам и преподавателю не
внимательно слушал партнера
|
Не обладает коммуникативными навыками
|
^ Тестирование по знанию приказов МЗ РК №№ 442и 575
|
(90-100б)
90-100% правильных ответов
|
(75-89б)
75-89% правильных ответов
|
(50-74б)
50-74% правильных ответов
|
(0-4б)
менее 50% правильных ответов
|
^
СРС – максимально 100 баллов, что соответствует 100%. Возможен выбор любой формы выполнения СРС.
^
^
|
Уровни
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам
Максимум – 100 б
|
(90-100б)
Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(75-89б)
Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(50-74б)
Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам
|
(0-49б)
Содержание реферата не соответствует теме
|
^
Максимум –100б
|
(90-100б)
Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы патогенеза) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения.
|
(75-89б)
Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы патогенеза), подтверждающие теоретические положения.
|
(50-74б)
Тема реферата раскрыта недостаточно, графики, схемы патогенеза и иллюстрации не информативны, плохого качества.
|
(0-49б)
Тема не раскрыта, графики и иллюстрации не соответствуют теме или отсутствуют.
|
^
Максимум – 100 б
|
(90-100б)
Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы
|
(75-89б)
Материал обобщен, сделаны правильные выводы
|
(50-74б)
Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки
|
(0-49б)
Материал не обобщен, выводов нет.
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно
|
(75-89б)
Использованы основные современные источники информации.
|
(50-74б)
Использовано минимальное количество источников информации, большинство из которых устарели.
|
(0-49б)
Источники информации не приведены.
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы.
|
(75-89б)
Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы
|
(50-74б)
Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы
|
(0-49б)
Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям.
|
(7-8б)
Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям
|
(50-74б)
В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям
|
(0-49б)
Оформление реферата не соответствует требованиям
|
^
^
|
Уровни
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Полнота и логичность раскрытия темы
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Даны правильные схемы патогенеза. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.
|
(75-89б)
Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, но есть незначительные ошибки, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Есть неточности в составлении схем патогенеза. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.
|
(50-74б)
Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. В схемах патогенеза допущены ошибки. Слайды перенасыщены текстовым материалом.
|
(0-49б)
Тема презентации не раскрыта
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Использованы современные источники информации в достаточном количестве
|
(75-89б)
Использованы современные источники информации.
|
(50-74б)
Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации.
|
(0-49б)
Нет списка использованных источников информации.
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы
|
(75-89б)
Материал обобщен, сделаны правильные выводы
|
(50-74б)
Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки.
|
(0-49б)
Материал не обобщен, выводов нет.
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику.
|
(75-89б)
Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов.
|
(50-74б)
Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов.
|
(0-49б)
Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100б)
Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.
|
(75-89б)
Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.
|
(50-74б)
Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки
|
(0-49б)
Оформление реферата не соответствует требованиям
|
^
^
|
Уровни
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Соответствие содержания кроссворда теме и полнота раскрытия темы
Максимум –100б
|
(90-100)
Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание изученного материала
|
(75-89б)
Термины охватывают содержание материала не полностью, часть терминов не соответствует теме
|
(50-74б)
Термины охватывают 50% материала
|
(0-49б)
Термины охватывают менее 50% материала, большинство терминов не соответствует теме
|
^
Максимум – 100б
|
(90-100)
Вопросы краткие, чёткие, лаконичные, соответствуют современному состоянию проблемы и полностью отвечают формулировке термина
|
(75-89б)
Некоторые вопросы имеют объемную формулировку и излишние пояснения, не всегда соответствующие правильному ответу
|
(50-74б)
Вопросы расплывчаты, не соответствуют современным представлениям по изучаемому вопросу
|
(0-49б)
Вопросы составлены неграмотно, по ним практически невозможно подобрать правильный ответ
|
^
Максимум –100 б
|
(90-100)
Оформление кроссворда соответствует требованиям:
не менее 20 правильно подобранных (соответствующих теме) вопросов;
эстетически выдержанное оформление
наличие списка современных источников информации
|
(75-89б)
Оформление кроссворда в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные ошибки и неточности:
не все термины соответствуют современным представлениям;
неполный список литературы
|
(50-74б)
При оформлении кроссворда допущены существенные ошибки ,
|
(0-49б)
Оформление кроссворда не соответствует предъявляемым требованиям
|
^
^
|
Уровни
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Знание
Устный, письменный ответ или тестирование
Максимум 100б
|
(90-100б)
Содержание устного или письменного ответа студента полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, изложение логически грамотное, отличается последовательностью и аккуратностью и основано на понимании теоретического материала
90-100% правильных ответов при тестировании
|
(75-89 б)
В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала
75-89% правильных ответов при тестировании
|
(50-74б)
В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта непоследовательно, неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.
50-74% правильных ответов
При тестировании
|
(0-49б)
В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии
Менее 50% правильных ответов
|
^ ситуационных задач и интерпретации клинико-лабораторных методов исследования
Максимум 100б
|
(90-100б)
Студент дал глубокий анализ ситуации, сумел применить теоретические знания, правильно решил типовую задачу, правильно интерпретировал результаты клинико-лабораторных методов исследования, обосновал этиотропную и патогенетическую терапию
|
(75-89 б)
Студент проанализировал ситуацию, но допустил незначительные ошибки, не влияющие на общие выводы, дал правильный ответ к типовой задаче, дал правильный, но не глубокий анализ лабораторных данных, правильно обосновал этиотропную и патогенетическую терапию
|
(50-74б)
Студент дал правильный ответ, но не смог проанализировать ситуацию, не справился с применением теории в новой ситуации, дал поверхностный анализ лабораторных данных, не полно обосновал этиотропную и патогенетическую терапию
|
(0-49б)
Студент не смог решить задачу и проанализировать ситуацию, не смог интерпретировать данные исследований.
|
^
|
|
|
|
|
Правовые навыки
Тестирование по правовым вопросам
Максимум 100б
|
(90-100 б)
90-100% правильных ответов
|
(75-89б)
75-89% правильных ответов
|
(50-74б)
50-74% правильных ответов
|
(0-49б)
менее 50% правильных ответов
|
Самосовершенствание
Тестирование по вопросам СРС
|
(90-100 б)
90-100% правильных ответов
|
(75-89б)
75-89% правильных ответов
|
(50-74б)
50-74% правильных ответов
|
(0-49б)
менее 50% правильных ответов
|
^ высчитывается как среднеарифметическая оценок компетенций на практических занятиях и рубежных контролях. Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 50 баллов.
^
Доля оценки итогового контроля составляет 40 % итоговой оценки по дисциплине, включает тестовый экзамен с оценкой знаний, правовых знаний, самосовершенствования (20%) и оценки практических навыков решения задач и интерпретации клинико-лабораторных методов исследования (20%)
Далее высчитывается итоговая оценка по формуле: I = R х 0,6 + Et х 0,2 + Ep x 0,2
Итоговая оценка выставляется в ведомости и зачетную книжку по буквенно- балльно-рейтинговой системе контроля
Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
Оценка по буквенной системе
|
Цифровой эквивалент баллов
|
Процентное содержание %
|
Оценка по традиционной системе
|
А
|
4,0
|
95-100
|
ОТЛИЧНО
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
ХОРОШО
|
В
|
3,0
|
80-84
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
С
|
2,0
|
65-69
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
D
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
^
для студентов 3 курса специальности 051302 - «Стоматология»
Описание заданий дано в УМКД
№ заня-тия
|
Тема занятия
|
Оцениваемые компетенции
|
Знания
|
Практические навыки
|
Коммуникатив-ные навыки
|
Правовые навыки
|
Самосовер-шенствование
1 тема СРС за семестр (презентация темы или реферат)
|
1
|
1.Предмет, задачи, методы. Общая нозология
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД),
2.Решение кроссворда (задание 5)
|
Выявление предболезни нагрузочными пробами (задания 3, 4)
Каждый студент выполняет одно из предложенных заданий
|
Блиц-игра «Определение правильной последовательности основных этапов патофизиологического эксперимента» (задание 1)
|
Знание Приказов МЗ РК № 442 и 575 о правилах проведения доклинических исследований, медико-биологических экспериментов и клинических испытаний в Республике Казахстан.
|
|
1
|
2. Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного барометрического давления
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД),
2. Выполнение заданий №№ 2, 3
|
1.Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола (задание 1)
|
|
|
Болезнетворное действие на организм механических, физических и социальных факторов (презентация или реферат) Критерии оценки см. Силлабус
|
2
|
3.Роль реактивности организма в патологии
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД),
2. Выполнение заданий №№ 1, 2, 3, 5
|
1.Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола: задание 4
|
|
|
|
2
|
4. Патофизиология клетки
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение задания 4
|
1. Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола: задания
1, 2, 3
|
|
|
|
3
|
5. Общие реакции организма на повреждение
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение заданий 1, 2, 6
|
1.Задания №№ 3,4 Составление схем патогенеза
|
|
|
|
3
|
6. Рубежный контроль
|
1. Письменный или устный опрос по билетам. (Вопросы для подготовки к коллоквиуму см. УМКД)
|
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач
См. раздел УМКД «Контрольно-измерительные средства». Задачи №№ 1-11. Каждому студенту дается 1 задача
|
Умение сформулировать свою точку зрения при анализе ситуаций, интепретации клинико-лабораторных данных
|
Знание приказов МЗ РК 442 и 575.
Тестовые задания
|
Выполнение тестовых заданий по темам СРС
«Болезнетворное действие на организм механических, физических и социальных факторов»
|
4
|
7. Нарушение водно-электролитного обмена
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение заданий №№ 2,3,4,6
|
1.Составление схем патогенеза (задание 1, 5)
|
|
|
|
4
|
8. Нарушение КОС
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД), задание 1
|
1. Решение задач. Анализ показателей КОС, определение формы нарушения КОС (задание 2)
|
|
|
|
5
|
9. Нарушение углеводного обмена
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение заданий 1, 2, 3
|
|
|
|
|
5
|
10. Нарушение жирового, белкового обмена. Голодание
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
|
|
Умение выступить с докладом на конференции, умение ответить на вопросы
|
|
Конференция. Составление эссе по вопросам темы
|
5
|
11. Гипоксия
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
|
1. Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола: задания
1, 2
2. Определение вида гипоксии по изменениям показателей кислородного баланса (задание 3)
|
|
|
|
6
|
12. Рубежный контроль
|
Тестовый контроль
|
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач
См. раздел УМКД «Контрольно-измерительные средства». Задачи №№ 12-24. Каждому студенту дается 1 задача
|
|
|
Тестовые задания по профильным вопросам
|
6
|
13. Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение задания 7
|
Моделирование нарушений периферического кровообращения в эксперименте (задания 1-6)
|
|
|
|
7
|
14. Воспаление
|
1.Вопросы теоретического разбора, решение кроссворда (см.УМКД)
2. Выполнение заданий 5, 6
|
Изучение воспаления в эксперименте (задания 1-4)
|
|
|
Особенности течения типовых патологических процессов в полости рта
|
7
|
15. Лихорадка
|
1.Вопросы теоретического разбора, решение задач
2. Выполнение заданий ( 1-7)
(см.УМКД)
|
|
|
|
|
8
|
16. Аллергия
|
1.Вопросы теоретического разбора (см.УМКД)
2. Выполнение задания 2
(см.УМКД)
|
1.Анализ результатов эксперимента: задание 1
|
|
|
1.Лекарственная аллергия. Анафилактический шок.
2. Понятие об аутоиммунных болезнях, иммунодефицитных состояниях, их роль в патогенезе заболеваний пародонта
|
8
|
17. Опухоли
|
1.Вопросы теоретического разбора, решение кроссворда,
2. Выполнение заданий 1, 3, 4
(см.УМКД)
|
1. Навык выявления клеточной атипии в мазках асцитной карциномы (задание 2)
|
|
|
|
8
|
18. Рубежный контроль
|
Тестовый контроль
|
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач
См. раздел УМКД «Контрольно-измерительные средства». Задачи №№ 25 - 33 Каждому студенту дается 1 задача
|
Умение сформулировать свою точку зрения при решении задач
|
|
Тестовый контроль по профильным вопросам
|
9
|
19. Патофизиология нервной системы
|
1.Вопросы теоретического разбора,
2. Выполнение заданий 1 - 4
(см.УМКД)
|
|
|
|
Теории происхождения боли. Патофизиологические принципы обезболивающей терапии
|
9
|
20. Патофизиология эндокринной системы
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение задания 2
(см.УМКД)
|
1. Составление схем патогенеза (задание 1)
|
|
|
Роль гормональных нарушений в развитии патологических изменений тканей полости рта
|
10
|
21 Патофизиология опорно-двигательной системы и кожи
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение заданий 1 - 4 (см.УМКД)
|
Интерпретация клинико-лабораторных данных (задание 5)
|
|
|
|
10
|
22. Недостаточность внешнего дыхания
|
1.Вопросы теоретического разбора, (см.УМКД)
|
Анализ спирограмм. Выполнение заданий 1-6
|
|
|
|
11.
|
23. Аритмии
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение задания 1 (см.УМКД)
|
Определить вид аритмии по ЭКГ (задание 2)
|
|
|
|
11
|
24. Сердечная недостаточность
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение задания 3
|
Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола: задания
1, 2
|
|
|
|
11
|
25. Артериальные гипертензии. Артериальные гипотензии
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение задания 1
|
Составление схем патогенеза (задания 2, 3)
|
|
|
|
12
|
26. Рубежный контроль
|
Тестовый контроль
|
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач
См. раздел УМКД «Контрольно-измерительные средства». Задачи №№ 34 - 49 Каждому студенту дается 1 задача
|
Умение сформулировать свою точку зрения при решении задач
|
|
|
12
|
27. Патофизиология пищеварения
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение заданий 1, 3, 4, 5
|
Интерпретация лабораторных данных (выполнение задания № 2)
|
|
|
|
12
|
28. Патофизиология печени
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение заданий 1, 4, 5
|
Выполнение эксперимента (задания 1-2), интерпретация лабораторных данных (задания 3-4)
|
|
|
|
13
|
29. Патофизиология почек
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение заданий 2, задачи 1, 4
|
Анализ результатов эксперимента и заполнение протокола:
(задание 1),
Интерпретация результатов лабораторного исследования (задание 2, задачи 2, 3)
|
|
|
|
13
|
30. Рубежный контроль
|
Опрос по билетам
|
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач. Задачи №№ 50-64
|
Умение сформулировать свою точку зрения при решении задач
|
|
|
14
|
31. Анемии
|
1.Вопросы теоретического разбора
|
1.Изучение мазков крови (задания 1, 2)
2. Анализ гемограмм
(задание 3, 4)
|
|
|
Особенности течения заболеваний челюстно-лицевой системы при патологии системы крови (анемиях, лейкозах)
|
14
|
32. Лейкоцитозы. Лейкоцитопении Лейкозы
|
1.Вопросы теоретического разбора, задание 1
|
Анализ лейкограмм
(задание 2, 3, 5)
Изучение мазков крови (задание 4)
|
|
|
|
15
|
33.Нарушение гемостаза
|
1.Вопросы теоретического разбора
2. Выполнение задания 1
|
|
|
|
|
15
|
34. Рубежный контроль
|
Тестовый контроль
|
Анализ гемограмм
Интерпретация и патофизиологический анализ клинико-лабораторных
данных при решении ситуационных задач
Задачи 65-73
|
Умение сформулировать свою точку зрения при составлении заключения по гемограммам
|
|
|
|
ИТОГО
|
Знания оцениваются по
33 темам практических занятий и 5 рубежным контролям
^
|
Практические навыки
оцениваются по 24 темам практических занятий,
5 рубежным контролям –
итого 29 оценок
|
Коммуникативные навыки оцениваются на 2 практических занятиях и 5 рубежных контролях
7оценок
|
Правовые навыки оцениваются на 1 занятии СРСП и 1 рубежном контроле
Итого – 2 оценки
|
Выполняется 1 СРС презентация или реферат, выступление на конференции-1 и тестирование по вопросам СРС на 3 рубежных контролях – итого 5 оценок
|
Страница 18 из 26
|