Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный медико-стоматологический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор Ярыгин Н.В.
____________________________
«___» ________________2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Литьё»
для специальности 060106.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник»
Кафедра ^
Курс 2 семестр III
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальность 0601006.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень), квалификация «Зубной техник».
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО»
«____»_______________________2011г., протокол № _________________
Зав. кафедрой профессор Арутюнов С.Д. ____________________
Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по среднему медицинскому образованию «____»__________2011г. протокол №_____
Председатель комиссии д.м.н., профессор Маркин В.А.____________________
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель ЦМС, академик РАМН, проф. Луцевич Э.В. ________________
Рабочая программа одобрена на Ученом совете ФСПО МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель профессор Арутюнов С.Д. ________________
^
В настоящее время развитие литейного производства в стоматологии получило новый толчок. Появляются современные материалы и оборудование, позволяющие улучшить качество литья. Однако, в силу некоторых экономических причин, в нашей стране, развитие литейного производства резко отстает от мировых стандартов. Немалую роль в этом играет низкий уровень заинтересованности зубных техников в улучшении качества производства, основанный на высокой стоимости расходных материалов и низком уровне знаний в области литейного дела.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литье» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников зуботехнических отделений медицинских училищ, колледжей и факультетов среднего профессионального образования ВУЗов.
Дисциплина «Литье» относится к циклу специальных дисциплин. Курс «Литье» в количестве 80 часов предназначен для получения студентом общих знаний и первичных мануальных навыков по подготовке восковой композиции к литью. Из них: 8 академических часа- лекции, 15 часов- семинары, 57 часов- лабораторно-практические занятия.
В соответствии с требованиями государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности Стоматология ортопедическая в области литья студент должен:
иметь представление об организации литейного производства в ортопедической стоматологии;
иметь представление об использовании гальваники и электрохимии в протезировании;
знать оборудование и оснащение литейной лаборатории;
владеть техникой проведения подготовительных технологических операций для изготовления литых конструкций;
владеть техникой изготовления протезов современными методами литья.
Более углубленные знания студент может получить в ходе изучения методов изготовления цельнолитых мостовидных (Программа «Несъемные протезы» разделы 5, 6, 7) и бюгельных протезов (Программа «Частичные съемные протезы» разделы 2, 3), где предусмотрена самостоятельная работа по созданию литниковой системы, паковке, литью и обработке каркасов протезов. Работу, связанную с переводом восковой композиции промежуточной части штамповано -паянного мостовидного протеза в металл целесообразно проводить одновременно с этим этапом изготовления протеза на курсе «Несъемные протезы». Уровень самостоятельности в работе студентов должен определяться преподавателем индивидуально, и постепенно увеличиваться по мере освоения ими теоретических знаний и мануальных навыков.
Необходимым требованием должно являться стремление преподавателя привить учащимся обязательность строгого и безукоснительного выполнения этапов технологии, рекомендуемой разработчиком и производителем конструкционных материалов, и не идти по пути облегчения и уменьшения этапов технологического процесса.
Основная цель программы – сформировать представления, знания и умения о технологии стоматологического литья. Занятия проводятся лекционно-семинарско-практическим методом.
Задача теоретического курса – сформировать общее представление об изучаемой проблеме, создать мотивацию к освоению профессии.
На семинарских занятиях учащиеся должны видеть проблему, находить пути для её реализации, грамотно работать с литературой.
На практических занятиях закрепляются знания и приобретаются умения работы с конструкционными материалами и оборудованием зуботехнической лаборатории.
По решению методической комиссии объем содержания дисциплины можно менять в пределах 10% учебного времени.
^
Изучить организацию литейного производства в зуботехнической лаборатории, технику безопасности и санитарные нормы при работе в литейной лаборатории, назначение, устройство и принцип работы литейного оборудования, основные технологические свойства материалов, применяемых при стоматологическом литье, правила изготовления литниковой системы и расположения отливаемого объекта в опоке, методику прогрева опоки в муфельной печи, способы удаления паковочной массы и литниковой системы, принципы работы с современными материалами, типичные ошибки в процессе литья, их профилактика и устранение.
^
Представления: виды зубных протезов, значение литейного производства в стоматологической практике.
^ виды зубных протезов, основные конструкционные материалы для литых зубных протезов, физические, химические, механические свойства зуботехнических материалов( из курса «Материаловедение»).
Умение: подготовка рабочего места зубного техника, работы с восковыми композициями протезов, колющими, режущими предметами.
^
-
Вид работы
|
Всего часов
|
|
^
|
80
|
Теоретическое обучение
из них:
-лекции;
-семинары.
|
23
8
15
|
Лабораторно-практическое обучение
|
57
|
Вид итогового контроля
|
экзамен
|
^
№№
|
Разделы дисциплины
|
Количество часов
|
Всего
|
Лекции и семинары
|
Лабораторно-практические
занятия
|
1
|
Организация литейного производства
|
6
|
2
|
8
|
2
|
Материаловедение в литейном производстве
|
10
|
15
|
25
|
3
|
Технология литья стоматологических сплавов.
|
7
|
40
|
47
|
|
ИТОГО
|
23
|
57
|
80
|
Содержание разделов дисциплины.
№№
|
Тематика занятий
|
Количество часов
|
Лекции и семинары
|
практика
|
Всего
|
^
|
1
|
Устройство, оборудование литейной лаборатории. Техника безопасности, санитарные нормы и требования к литейной лаборатории. Обзор оборудования литейной лаборатории.
Обзор этапов перевода восковой композиции протезов в металл.
^ знакомство с устройством литейной лаборатории.
|
6
|
2
|
8
|
|
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ
|
6
|
2
|
8
|
^
|
2
|
Сплавы металлов, применяемых в стоматологии. Благородные и неблагородные сплавы. Физические, механические, технологические свойства сплавов. Сплавы для несъемных протезов. Коэффициент термического расширения. Сплавы для бюгельных протезов с кламмерной фиксацией. Текучесть, пружинящие свойства. Сплавы для изготовления комбинированных съемно-несъемных конструкций. Проявление гальванизма в полости рта. Методы расчета количества сплава для литья.
Паковочные материалы. Назначение. Виды: гипсовые, силикатные, фосфатные. Массы стандартного, быстрого и шокового прогрева. Технологические свойства паковочных масс. Современные требования к паковочным массам. Паковочные массы для несъемных конструкций зубных протезов. Текучесть, дисперсность. Паковочные массы для модельного литья. Прочность, твердость, дисперсность. Материалы, облегчающие затекание паковочной массы в форму. Материалы, повышающие гладкость поверхности отливки.
^ написание реферата по теме.
|
10
|
15
|
25
|
|
Усадка сплавов. Виды усадки: объемная, линейная. Способы компенсации объемной усадки: депо сплава. Назначение и правила изготовления. Способы компенсации линейной усадки: изменение коэффициента термического расширения паковочной массы путем подбора концентрации жидкости и изменения соотношения порошок/жидкость.
^ изготовление восковых композиций промежуточной части штамповано -паянного мостовидного протеза с опорами на13, 12, 23 и 43, 44 47, небной части базиса съемного протеза.
|
|
|
|
|
^
|
10
|
15
|
25
|
Раздел 3. Технология литья стоматологических сплавов.
|
3
|
Требования к восковой композиции. Принципы создания литниковой системы при изготовлении несъемных и съемных конструкций зубных протезов. Внутреннее напряжение восковой композиции: причины возникновения, последствия этого явления, методы устранения. Расположение отливаемого объекта в опоке.
^ наложение литниковой системы на восковые композиции промежуточных частей мостовидных протезов и базиса съемного протеза.
|
1
|
10
|
11
|
4
|
Подготовка огнеупорной формы к литью. Техника работы с вакуумным смесителем и заполнения опоки огнеупорной массой. Правила работы с вибростолом. Муфельная печь. Назначение и устройство. Типы муфельных печей: непрограммируемые и программируемые, одностороннего и многостороннего прогрева. Правила прогрева опоки в муфельной печи. Значение каждого этапа прогрева опоки. Структурные изменения паковочной массы на каждом этапе работы.
^ устранение внутреннего напряжения восковых композиций. Заливка паковочной массой. Программирование муфельной печи. Прогрев опок.
|
1
|
10
|
11
|
5
|
Литьё сплавов. Методы литья применяемые в стоматологии (литье под давлением (воздух, пар), центробежное, вакуумное). Преимущества и недостатки существующих методов. Методы плавки сплавов (открытым пламенем, индукционная печь, вольтовая дуга) преимущества, недостатки. Оборудование и аппараты для литья. Устройство литейных печей.
Тигли, применяемые для литья неблагородных сплавов. Правила ухода за тиглями.
Правила плавки и литья стоматологических сплавов. Понятия температуры плавления и температуры литья. Возможные ошибки на этом этапе и их последствия. Правила остывания опоки.
Нормы расхода материалов.
^ отливка сплавов в опоки.
|
1
|
10
|
11
|
6
|
Методы удаления паковочной массы. Пескоструйные аппараты. Виды, устройство, назначение. Правила работы с пескоструйным аппаратом.
Методика удаления литников. Техника безопасности при работе с шлифмотором. Первичная обработка металлических каркасов протезов.
^ Удаление паковочной массы и литников. Первичная обработка металлических заготовок протезов.
|
2
|
10
|
12
|
7
|
Особенности литья сплавов благородных металлов. Классификация благородных сплавов. Особенности изготовления литниковой системы. Паковочные массы и тигли, применяемые для литья благородных сплавов. Методы литья благородных. Особенности обработки каркаса протеза. Гальванопластика и злектрохимия в зуботехнической практике.
|
1
|
-
|
1
|
8
|
Сплавы титана и циркония. Область применения. Особенности литья. Паковочные массы и печи для литья сплавов титана и циркония.
|
1
|
-
|
1
|
|
^
|
7
|
40
|
47
|
|
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
23
|
57
|
80
|
Перечень знаний и умений, осваиваемых в процессе изучения дисциплины:
иметь представление об организации литейного производства в ортопедической стоматологии;
иметь представление об использовании гальваники и электрохимии в протезировании;
знать технику безопасности при работе в зуботехнической лаборатории;
знать оборудование и оснащение литейной лаборатории;
знать технологические свойства стоматологических сплавов;
знать основные виды и технологические свойства паковочных масс;
знать технологические свойства литейных восков;
знать способы устранения термического напряжения в восковых композициях;
знать способы компенсации термической усадки стоматологических сплавов;
уметь провести подготовительные технологические операции для изготовления литых конструкций;
уметь изготовить литниковую систему для одиночных коронок;
уметь изготовить литниковую систему для мостовидных протезов;
уметь изготовить литниковую систему для съемных протезов;
уметь расположить и закрепить отливаемую форму в опоке;
уметь замешивать паковочной массы в вакуумном смесителе;
уметь заливать паковочную массу в опоку;
уметь программировать муфельную печь;
уметь плавить и отливать сплав в опоку;
уметь удалить паковочную массу;
уметь удалить литниковую систему;
уметь провести первичную обработку отлитого объекта.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
для изучения данной дисциплины студентам предоставляется учебно-методичес-кая литература, слайды, наглядные пособия (несъемные и бюгельные протезы на этапах литейного производства: с установленной литниковой системой, закрепленные в опоке; отлитые и обработаннве в пескоструйном аппарате (с сохранившейся литниковой системой); с удаленной литниковой системой).
^
Зубопротезная техника. Учебник под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко, ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2011;
Ортопедическая стоматология. Фантомный курс: Учебник. Жулев Е.Н., МИА, 2011;
Ортопедическая стоматология: Руководство для врачей, студ. вузов и медучилищ. Аболмасов Н. Г., Бычков В. А., 2010;
Смирнов Б.А., Щербаков А.С. Зуботехническое дело в стоматологии. М: АНМИ, 2006;
Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Факультетский курс. Под редакцией профессора Трезубова В.Н. Издание 6-е, СПб., «Фолиант», 2006.
Дополнительная литература:
Bredent-техника литья по Sabath. Андреас Забат, 2008.
^
Учебная зуботехническая лаборатория, фантомные модели челюстей, готовые образцы зубных протезов, расходные материалы, оборудование, инструментарий.
^
Лабораторно-техническое оборудование: Индивидуальное рабочее место: зуботехнические столы, микромоторы, электрошпатели, аппарат для замешивания паковочной массы (вакуум- смеситель), муфельная печь, аппарат для литья сплавов, шлифмотор для удаления литников.
Авторы:
Заведующий кафедрой стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ профессор Арутюнов С.Д., ассистент кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ Грачев Д.И.
|