Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный медико-стоматологический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор Ярыгин Н.В.
____________________________
«___» ________________2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Челюстно-лицевые протезы»
для специальности 060106.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник»
Кафедра ^
Курс 3 семестр V,VI.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальность 0601006.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень), квалификация «Зубной техник».
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО»
«____»_______________________2011г., протокол № _________________
Зав. кафедрой профессор Арутюнов С.Д. ____________________
Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по среднему медицинскому образованию «____»__________2011г. протокол №_____
Председатель комиссии д.м.н., профессор Маркин В.А.____________________
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель ЦМС, академик РАМН, проф. Луцевич Э.В. ________________
Рабочая программа одобрена на Ученом совете ФСПО МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______
Председатель профессор Арутюнов С.Д. ________________
^
Рабочая учебная программа по дисциплине «Челюстно-лицевые протезы» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников зуботехнических отделений факультетов среднего профессионального образования ВУЗов, медицинских училищ и колледжей.
Дисциплина «Челюстно-лицевые протезы» относится к циклу специальных дисциплин. Программа рассчитана на 90 академических часа, из которых 4 часа- лекционные занятия, 16 часов- семинарские, 70 часов- лабораторно-практические.
В соответствии со стандартом в области основ зуботехнического производства выпускник должен:
иметь представление о травмах челюстно-лицевой области и дефектах лица;
знать классификацию переломов челюстей и механизм смещения отломков;
знать классификацию аппаратов, применяемых при лечении повреждений и дефектов челюстей;
владеть техникой изготовления различных видов фиксирующих и репонирующих аппаратов, применяемых при лечении переломов челюстей;
владеть техникой изготовления обтураторов при расщелинах твёрдого и мягкого нёба;
уметь изготавливать профилактические аппараты (шины), применяемых при контактных видах спорта.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Челюстно-лицевые протезы» составлена в соответствии с требованиями Госстандарта и включает следующие разделы:
Понятие о челюстно- лицевой ортопедии. Цели и задачи предмета. Травма челюстно-лицевой области;
Ортопедическое лечение переломов челюстей фиксирующими и функциональными аппаратами;
Ортопедическое лечение при дефектах и деформациях челюстно-лицевой области;
Замещающие протезы при резекции челюстей и дефектах лица;
Эктопротезирование лица;
Ортопедические методы изготовления защитных средств для спортсменов.
Необходимым требованием должно являться стремление преподавателя привить учащимся обязательность строгого и безукоснительного выполнения этапов технологии, рекомендуемой разработчиком и производителем конструкционных материалов, и не идти по пути облегчения и уменьшения этапов технологического процесса.
Основная цель программы – сформировать представления, знания и умения о технологии челюстно-лицевых протезов. Занятия проводятся лекционно-семинарско-практическим методом.
Задача теоретического курса – сформировать общее представление об изучаемой проблеме, создать мотивацию к освоению профессии.
На семинарских занятиях учащиеся должны видеть проблему, находить пути для её реализации, грамотно работать с литературой.
На практических занятиях закрепляются знания и приобретаются умения работы с конструкционными материалами и оборудованием зуботехнической лаборатории.
Время на демонстрацию преподавателем этапов изготовления протезов включено в практическую работу. Уровень самостоятельности в работе студентов должен определяться преподавателем индивидуально, и постепенно увеличиваться по мере освоения ими теоретических знаний и мануальных навыков. Самостоятельная работа должна иметь элемент творчества.
Зачетное занятие проводится в конце изучения раздела. По решению методической комиссии объем содержания дисциплины можно менять в пределах 10% учебного времени.
^
Ознакомится с организацией зуботехнического производства по изготовлению частичных съёмных (пластиночных и бюгельных) протезов; показания и противопоказания к протезированию указанными конструкциями протезов, их профилактическое, терапевтическое и побочное действия, клинико –лабораторные этапы изготовления; современные технологии частичных съёмных (пластиночных и бюгельных) протезов. Технология съемных шинирующих конструкций.
^
Основные знания: основные законы механики и биомеханики, химии, биологии - из школьной программы, организация зуботехнического производства, техника безопасности в зуботехнической лаборатории, основные свойства конструкционных материалов - из первой части курса «Материаловедение», основные виды зубных протезов, технолгии частичных съемных пластиночных, бюгельных, несъемных протезов и ортодонтических аппаратов.
Представления: анатомо-топографическое строение жевательно-речевого аппарата- из первой части курса «Анатомия человека», основные заболевания и дефекты жевательно-речевого аппарата, основы техники безопасности в быту.
Умение: работы с зуботехническим оборудованием, инструментарием и стоматологическими конструкционными материалами.
^
-
Вид работы
|
Всего часов
|
|
Аудиторные занятия
|
90
|
^
из них
-лекции
-семинары
|
20
4
16
|
Лабораторно-практическое обучение
|
70
|
Вид итогового контроля
|
зачет
|
^ :
Разделы дисциплины и виды занятий.
|
Разделы дисциплины
|
Лекции
и семинары
|
Практи-ческие занятия
|
Всего
|
1.
|
Понятие о челюстно- лицевой ортопедии. Цели и задачи предмета. Травма челюстно-лицевой области.
|
5
|
-
|
5
|
2.
|
Ортопедическое лечение переломов челюстей фиксирующими и функциональными аппаратами.
|
3
|
16
|
19
|
3.
|
Ортопедическое лечение при дефектах и деформациях
челюстно-лицевой области.
|
4
|
10
|
14
|
4.
|
Замещающие протезы при резекции челюстей и дефектах лица .
|
4
|
14
|
18
|
5.
|
Эктопротезирование лица.
|
2
|
16
|
18
|
6.
|
Ортопедические методы изготовления защитных средств для спортсменов.
|
2
|
14
|
16
|
ИТОГО
|
20
|
70
|
90
|
^
№№
|
Тема занятий
|
Количество часов
|
Лекции
и семинары
|
Практическое задание
|
Всего
|
^
Травма челюстно-лицевой области.
|
1
|
Понятие о челюстно- лицевой ортопедии. Цели и задачи предмета. История предмета. Роль отечественных ученых в развитии этой области стоматологии Виды повреждений челюстно-лицевой области: огнестрельные, неогнестрельные, комбинированные, ожоги, отморожения.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Неогнестрельные повреждения челюстно –лицевой области. Виды и классификация неогнестрельных повреждений челюстно- лицевой области(раны колотые, резаные, переломы костей лицевого скелета). Переломы зубов, альвеолярных отростков челюстей. Виды и классификация переломов по Курляндскому и Фору. Механизм смещения отломков. Уход за челюстно-лицевыми больными. Классификация челюстно-лицевых аппаратов.
^ изучение литературы по данной теме.
|
2
|
-
|
4
|
3
|
Огнестрельные повреждения челюстно-лицевой области. Особенности ранений и повреждений мягких тканей, костей челюстно-лицевой области. Организация ортопедической помощи на этапах медицинской эвакуации: профилактика болевого шока, кровотечения, асфиксии.
^ изучение литературы по данной теме.
|
2
|
-
|
4
|
|
^
|
5
|
-
|
5
|
Раздел 2. Ортопедическое лечение переломов челюстей фиксирующими и репонирующими аппаратами
|
4
|
Аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации. Транспортные шины Лимберга, Энтина, Збаржа, лигатурное увязывание. Правила наложения повязок.
Демонстрация: преподаватель показывает методику транспортной иммобилизации.
|
1
|
-
|
1
|
5
|
Аппараты и приспособления для фиксации и репозиции отломков челюстей. Назначение. Классификация аппаратов по функции, месту фиксации, лечебному назначению, конструкции и материалам.
Надесневые одно- и двухчелюстные шины, шина Ванкевич, шина Вебера, шина Степанова. Назначение. Конструктивные особенности. Этапы изготовления.
^ Изготовление шины Вебера с наклонной плоскостью.
|
2
|
16
|
18
|
|
^
|
3
|
16
|
19
|
Раздел 3. Ортопедическое лечение при дефектах и деформациях
челюстно-лицевой области.
|
6
|
Протезирование при несросшихся и неправильно сросшихся переломах. Причины возникновения. Врачебная тактика. Виды протезов, применяемых для лечения больных с неправильно сросшимися переломами: съемные и несъемные, протезы с двойным зубным рядом. Протезы, применяемые для лечения больных с несросшимися переломами (ложными суставами): шарнирные протезы по Гаврилову, Оксману(одно- и двухсуставные), Вайнштейну. Технологии съемных протезов с шарниром.
^ изготовление шарнирного аппарата по Гаврилову из готового полного съемного пластиночного протеза.
|
2
|
10
|
12
|
7
|
Протезирование при микростомии. Причины возникновения. Особенности получения оттиска (слепка). Виды протезов, применяемых при микростомии (складные и разборные). Методики изготовления разборных и складных протезов.
|
2
|
-
|
4
|
|
^
|
4
|
10
|
14
|
Раздел 4. Замещающие протезы при резекции челюстей и дефектах лица
|
8
|
Замещающие протезы. Протезы, применяемые при резекции верхней и нижней челюсти. Классификация: иммедиат-протезы (непосредственные протезы). Материалы и методики изготовления. Резекционный аппарат по Оксману.
Замещающие протезы при дефектах неба. Классификация обтураторов. Назначение и виды обтураторов. Материалы и методики изготовления.
^ изготовление обтуратора по Ильиной-Маркосян.
|
2
|
14
|
16
|
9
|
Формирующие протезы. Применение формирующих протезов в комплексном лечении. Протезы, применяемые при замещении приобретенных дефектов челюстно-лицевой области. Показания к применению. Технология формирующих протезов.
|
2
|
-
|
2
|
|
Итого по разделу
|
4
|
14
|
18
|
^
|
10
|
Ортопедическое лечение эктопротезами. Показания к эктопротезированию. Способы фиксации эктопротезов: имплантаты, клей, оправы и т. д. Современные материалы для изготовления эктопротезов. Методика изготовления.
^ Изготовление протеза носа.
|
2
|
16
|
18
|
|
^
|
2
|
16
|
18
|
Раздел 6. Ортопедические методы изготовления защитных средств для спортсменов.
|
11
|
Защитные средства для спортсменов. Область применения. Шины для носа, ушных раковин, подбородка. Материалы и методы изготовления.
Назубные шины для профилактики травм зубов и челюстей. Современные материалы и методики изготовления.
^ : изготовление боксерской шины.
|
2
|
14
|
16
|
|
Итого по разделу
|
2
|
14
|
16
|
|
^
|
20
|
70
|
90
|
Перечень знаний и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины
иметь представление аппараты и приспособления для транспортной иммобилизации отломков челюстей;
иметь представление о врачебной тактике лечения больных с несросшимися и неправильно сросшимися переломами;
иметь представление о методиках изготовления протезов при лечении микростомии;
иметь представление о протезах, применяемых после резекции челюстей;
изготовление рабочих моделей челюстей при дефектах и деформациях челюстно-лицевой области;
иметь представление о формирующих протезах;
иметь представление об эктопротезах;
знать цели и задачи предмета;
знать классификации повреждений челюстно-лицевой области;
знать механизм смещения отломков челюстей;
знать этапы медицинской эвакуации раненых;
знать виды аппаратов для фиксации отломков челюстей;
знать этапы изготовления назубных и надесневых шин;
знать этапы изготовления шарнирных протезов ;
знать виды обтураторов;
уметь изготовить шину Вебера с наклонной плоскостью;
уметь изготовить шарнирный протез по Гаврилову;
уметь изготовить обтуратор по Ильиной-Маркосян;
уметь изготовить протез носа;
иметь представление о защитных средствах для спортсменов;
уметь изготовить боксерскую шину.
Средства обеспечения освоения дисциплины.
^
Основная литература:
Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология. Арутюнов С.Д., Лебеденко И.Ю., Жулен Е.Н., МИА, 2008;
Зубопротезная техника. Учебник под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко, ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2011;
Ортопедическая стоматология. Фантомный курс: Учебник. Жулев Е.Н., МИА, 2011;
Колесников Л.Л., Лебеденко И.Ю., Арутюнов С.Д. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы. Учебник, ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2009;
Ортопедическая стоматология: Руководство для врачей, студ. вузов и медучилищ. Аболмасов Н. Г., Бычков В. А., 2010;
Смирнов Б.А., Щербаков А.С. Зуботехническое дело в стоматологии. М: АНМИ, 2006;
Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Факультетский курс. Под редакцией профессора Трезубова В.Н. Издание 6-е, СПб., «Фолиант», 2006.
Дополнительная литература:
^
Учебная зуботехническая лаборатория, муляжи, таблицы, слайды, фантомные модели челюстей, готовые образцы зубных протезов, расходные материалы, оборудование, инструментарий.
^
Лабораторно-техническое оборудование: Индивидуальное рабочее место: зуботехнические столы, микромоторы, электрошпатели, окклюдаторы, артикуляторы, оборудование: выварочные аппараты, варочные аппараты, полировочные моторы.
Авторы:
Заведующий кафедрой стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ профессор Арутюнов С.Д., ассистент кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ Грачев Д.И., ассистента кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ Васильченко В.Г.
|