Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра





Скачать 165.51 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра
Дата 21.02.2013
Размер 165.51 Kb.
Тип Рабочая программа
Министерство здравоохранения и социального развития

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный медико-стоматологический университет


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___» ________________2011г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Ортодонтические аппараты»

для специальности 060106.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник»

Кафедра ^ Стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО

Курс 3 семестр V, VI.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальность 0601006.51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень), квалификация «Зубной техник».


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО»

«____»_______________________2011г., протокол № _________________

Зав. кафедрой профессор Арутюнов С.Д. ____________________


Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по среднему медицинскому образованию «____»__________2011г. протокол №_____

Председатель комиссии д.м.н., профессор Маркин В.А.____________________


Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______

Председатель ЦМС, академик РАМН, проф. Луцевич Э.В. ________________


Рабочая программа одобрена на Ученом совете ФСПО МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______

Председатель профессор Арутюнов С.Д. ________________


^ Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников зуботехнических отделений факультетов среднего профессионального образования ВУЗов, медицинских училищ и колледжей.

Дисциплина «Ортодонтические аппараты» относится к циклу специальных дисциплин. Программа рассчитана на 188 академических часов, из которых 7 часов- лекционные занятия, 20 часов- семинарские, 155 часов- лабораторно-практические, 6 часов- зачетное занятие.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0408 Стоматология ортопедическая в области ортодонтических аппаратов выпускник должен:

  • иметь представление об анатомо-физиологических особенностях зубочелюстной системы у детей на разных этапах развития;

  • знать классификации зубочелюстных аномалий и причины их возникновения;

  • знать особенности зубного протезирования у детей;

  • знать классификацию ортодонтических аппаратов и их конструкционные элементы;

  • знать клинические этапы изготовления простейших конструкций съёмных и несъёмных ортодонтических аппаратов;

  • владеть техникой изготовления элементов аппаратов с различным принципом действия;

  • владеть техникой изготовления съёмных и несъёмных ортодонтических аппаратов простейших конструкций, применяемых при лечении аномалий положения отдельных зубов, зубных рядов, прикуса.
^

Рабочая учебная программа по дисциплине Ортодонтические аппараты составлена в соответствии с требованиями Госстандарта и включает следующие разделы:

    • ^

      Введение. Особенности организации ортодонтической лаборатории.

    • Ортодонтическая лабораторная техника. Общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов и основы ортодонтического лечения.


    • Понятие об оптимальной окклюзии.

    • Аномалии положения зубов, зубных рядов и прикуса. Аппараты, применяемые для лечения данных аномалий.

    • Применение съемных и несъемных ортодонтических аппаратов в лечении взрослых пациентов.

В основу программных заданий положен тот факт, что студенты, проучившись четыре семестра, усвоили материал анатомии, физиологии, биомеханики зубо-челюстнолицевой области, зуботехнического материаловедения, имеют достаточно твердые знания и умения по технике изготовления съемных и несъемных протезов, в состоянии освоить большой и сложный материал по ортодонтии.

Программа не предусматривает выпуск зубного техника-ортодонта. Самостоятельная работа по этому направлению предполагает усовершенствование и специализацию после окончания училища (колледжа). Но, заканчивая обучение, выпускник должен владеть техникой изготовления наиболее часто применяемых при лечении современных ортодонтических конструкций.

Практические занятия в студенческой лаборатории должны начинаться с теоретического разбора ортодонтической аномалии и назначения, техники изготовления, механизма действия и способов активации аппаратов для лечения данной аномалии. Основная часть времени должна использоваться на практическую работу.

Учебный процесс должен быть обеспечен таблицами, стендами с этапами изготовления аппаратов, готовыми аппаратами, плакатами, слайдами и другими наглядными пособиями.

По окончании изучения дисциплины проводится итоговый экзамен. Рекомендуемая форма проведения экзамена- тестовые задания, практическое задание, собеседование. По решению методической комиссии объем содержания дисциплины можно менять в пределах 10% учебного времени.

^ Цель изучения дисциплины:

Изучить организацию зуботехнического производства по изготовлению ортодонтических аппаратов, показания и противопоказания к их изготовлению, виды зубочелюстных аномалий и способы их лечения с помощью съемных ортодонтических аппаратов, клинические и лабораторные этапы и современные методы их изготовления. Получить представление о проявлениях аномалий прикуса и деформациях зубных рядов у взрослых пациентов и способах лечения с помощью съемных и несъемных современных ортодонтических аппаратов.

^ Требования к уровню освоения содержания программы:

Представления: анатомо-топографическое строение зубочелюстной системы.

Основные знания: основные знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной области, этапы изготовления съемных и несъемных зубных протезов.

Умение: работы с основным зуботехническим оборудованием и материалами, изготовление металлических проволочных кламмеров, пластмассовых базисов съемных протезов.


^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид работы

Всего часов

Аудиторные занятия

188
^

Теоретическое обучение


из них

-лекции

-семинары

27


7

20

Лабораторно-практическое обучение

155

^ Зачетное занятие

6

Вид итогового контроля

экзамен


Содержание дисциплины:

    1. Разделы дисциплины и виды занятий.


^

Разделы дисциплины

Количество часов

Лекции,

семинары

Практи-ческие

занятия

Всего


1

Введение. Особенности организации ортодонтической лаборатории.

1

1

2

2

Ортодонтическая лабораторная техника. Общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов и основы ортодонтического лечения.

5

59

64

3

Понятие об оптимальной окклюзии.

3




3




^ Контрольное занятие

3

3

6

4

Аномалии положения зубов, зубных рядов и прикуса. Аппараты, применяемые для лечения данных аномалий.

15

95

110

5

Применение съемных и несъемных ортодонтических аппаратов в лечении взрослых пациентов.

3




3

6

Всего

30

158

188

Содержание разделов дисциплины:

№№
Тема занятий
Количество часов

Лекции


и

семи-нары

Практика

Всего

^

1 Раздел. Введение. Особенности организации ортодонтической лаборатории.


1

Устройство, оборудование зуботехнической ортодонтической лаборатории. Рабочее место и инструментарий зубного техника-ортодонта.

^ Практическая работа: знакомство с особенностями организации зуботехнического ортодонтического производства.

1

1

2




Итого по разделу

1

1

2

2 Раздел. Ортодонтическая лабораторная техника. Общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов и основы ортодонтического лечения.

2

Общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов и основы ортодонтического лечения. Условия, необходимые для исправления зубо-челюстных аномалий (анатом-физиологические особенности зубо-челюстной системы у детей; силы, используемые для перемещения зубов; понятие опоры ортодонтического аппарата; состояние твердых тканей зубов, пародонта, степени формирования корней постоянных зубов рассасывания корней молочных зубов; общего состояния пациента). Классификация ортодонтических аппаратов. Биомеханика ортодонтического передвижения зубов. Физиологические изменения в зубо -челюстной системе при воздействии ортодонтических аппаратов.

3




3

3

Ортодонтическая лабораторная техника. Детали внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов и технология их изготовления. Элементы опоры и фиксации съемных ортодонтических внутри- и внеротовых аппаратов с технологией их изготовления ( кламмеры, вестибулярные и лингвальные дуги, пружины, пелоты, каппы и др. приспособления). Этапы моделировки и изготовления базисов съемных ортодонтических аппартов. Изготовление лицевых дуг, капп и пращей.

^ Практическая работа: изготовление элементов съемных внутри- и внеротовых ортодонтических аппаратов. Кламмеры(круглый, многозвеньевой, Адамса: с одной фиксирующей лапкой, с отростком для наложения резиновой тяги, с навитыми трубками.

Дуги: вестибулярные ( вестибулярная скоба, дуга с одним и двумя полукруглыми изгибами, с М-образным изгибом, с отростком для дистального перемещения клыков, с отростком для наложения резиновой тяги, с фикси-рующими петлями, дуга на весь зубной ряд) и лингвальные ( лингвальная скоба, дуга с одним и двумя полукруглыми изгибами).

Пружины: змеевидные, овальные по Кальвелису, Коллера.

^ Упоры для языка: горизонтальный, вертикальный.

2

59

61




^ Итого по разделу

5

59

64

3. Раздел. Понятие об оптимальной окклюзии.

4

Понятие об оптимальной окклюзии. Характеристика оптимальной окклюзии. Анатомо-физиологические и функциональные характеристики элементов височно-нижнечелюстного сустава при оптимальной окклюзии. Шесть ключей оптимальной окклюзии по Эндрюсу.

3

-

3




Итого по разделу

3

-

3




Контрольное занятие

3

3

6

4 Раздел. Аномалии положения зубов, зубных рядов и прикуса. Аппараты, применяемые для лечения данных аномалий.

5

Аппараты, применяемые для лечения аномалий положения отдельных зубов и аномалий зубных дуг. Классификация аномалий отдельных зубов и зубных дуг (классификации аномалий прикуса по Энглю и кафедры ортодонтии и детского протезирования ММСИ 1990г.). Аппаратурное лечение данных аномалий с помощью съемных ортодонтических аппаратов и техника их изготовления.

^ Практическая работа: техника изготовления съемных пластиночных аппаратов : пластина на верхнюю челюсть с двумя кламмерами и вестибулярной дугой; пластина для верхней челюсти с дополнительными элементами(протрагирующими и рукообразными пружинами).

2

22

24

6

Аппараты, применяемые для лечения дистального прикуса. Основные признаки дистального прикуса и его лечение с помощью съемных ортодонтических аппаратов механического и сочетанного действия и техника их изготовления.

^ Практическая работа: изготовление активатора Андрезена-Гойпля.

2

22

24

7

Лечение дистального прикуса с помощью щитовой терапии и аппаратов функционального действия и технические способы их изготовления ( пластинка с наклонной плоскостью, аппарат Персина).

^ Практическая работа: изготовлени пластинки с наклонной плоскостью.

2

6

8

8

Мезиальный прикус: характеристика, основные формы и клинические признаки. Техника изготовления механическидействующих и функциональных аппаратов для его лечения (аппарат Брюкля, Персина, Шварца и др.).

^ Практическая работа: изготовление аппарата Брюкля.

2

6

8

9

Аппараты, применяемые для лечения вертикальных аномалий прикуса. Отличительные признаки вертикальных дизокклюзий (открытый прикус, глубокий прикус), способы их аппаратурного лечения и технологические особенности изготовления.

^ Практическая работа: изготовление пластинки с упором для языка.

3

13

16

10

Аппараты, применяемые для лечения трансверзальных аномалий прикуса, виды перекрестного прикуса и способы их лечения.

^ Практическая работа: изготовление аппарата для лечения перекрестного прикуса.

2

10

12

11

Регуляторы функции Френкеля 4 типов, технические этапы и особенности лабораторного изготовления его видов для лечения дисто- и мезиоокклюзий.

^ Практическая работа: изготовление регулятора функции Френкеля III типа.

2

16

18




^ Итого по разделу

15

95

110

5 Раздел. Применение съемных и несъемных ортодонтических аппаратов в лечении взрослых пациентов.

12

Применение съемных и несъемных современных ортодонтических аппаратов для лечения взрослых пациентов с аномалиями прикуса и деформациями зубных рядов ( брекет-системы, формирователи прикуса и т.д.). Методы починки ортодонтических аппаратов.

^ Практическая работа: починка перелома ортодонтической пластинки. Приварка кламмера.

3

-

3




^ Итого по разделу

3

-

3




Всего по дисциплине

30

158

188

^ 5. Основные знания и умения, осваиваемые в ходе изучения дисциплины:

  • знать цели и задачи предмета;

  • знать особенности рабочего места и инструментария зубного техника-ортодонта;

  • знать общие принципы конструирования ортодонтических аппаратов;

  • знать условия, необходимые для исправления зубочелюстных аномалий;

  • знать классификацию ортодонтических элементов и аппаратов

  • знать биомеханику передвижения зубов;

  • знать ортодонтическую лабораторную технику изготовления деталей внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов (элементы опоры и фиксации);

  • знать этапы моделирования и изготовления базисов съемных ортодонтических аппаратов;

  • знать классификацию аномалий прикуса по Энглю;

  • знать ключ окклюзии по Энглю;

  • знать характеристики оптимальной окклюзии;

  • знать 6 ключей оптимальной окклюзии по Эндрюсу;

  • знать классификацию аномалий положения отдельных зубов и зубных дуг и аппараты, применяемые для их лечения;

  • знать технику изготовления съемных пластиночных аппаратов (пластинки с винтом, наклонной плоскостью, накусочной площадкой, с пружинами и кламмерами);

  • знать основные характеристики дистального прикуса и его лечения с помощью механических и функциональных аппаратов (аппарат Андрезена-Хойкля, аппарат Персина);

  • знать основные характеристики вертикальных аномалий прикуса (открытый и глубокий прикусы) способы их аппаратурного лечения (пластинка с упором для языка, аппарат Андрезена-Хойкля, активатора регуляции функции Френкеля 4 типа);

  • знать лабораторные этапы изготовления регуляторов функции Френкеля;

  • знать основные характеристики мезиального прикуса, и технику изготовления механически-действующих и функциональных аппаратов для его лечения (аппарат Брюкля, Персина, Шварца и активатора регуляции функции Фрекеля 3 типа);

  • знать основные характеристики трансверзальных аномалий прикуса, их виды и аппараты для их лечения (пластинка с винтом для неравномерного расширения, пружина Коффина для неравномерного расширения);

  • знать основные принципы применения съемных и несъемных ортодонтических аппаратов для лечения взрослых пациентов с аномалиями прикуса и деформациями зубных рядов (брекет-системы, формирователи прикуса);

  • уметь подготовить рабочее место зубного техника-ортодонта;

  • уметь изготовить детали внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов (элементы опоры и фиксации);

  • уметь смоделировать и изготовить базисы съемных ортодонтических аппаратов;

  • уметь изготовить съемные пластиночные аппараты (пластинки с винтом, наклонной плоскостью, накусочной площадкой, с пружинами и кламмерами);

  • уметь изготовить механические и функциональные аппараты: аппарат Андрезена-Хойкля, аппарат Персина, для лечения аномалий дистального прикуса;

  • уметь изготовить пластинку с упором для языка, аппарат Андрезена-Хойкля, активатора регуляции функции Френкеля 4 типа, для лечения вертикальных аномалий прикуса;

  • уметь изготовить регулятор функции Френкеля;

  • уметь изготовить аппарат Брюкля, Персина, Шварца и активатора регуляции функции Френкеля 3 типа, для лечения мезиальных аномалий прикуса;

  • уметь изготовить ортодонтический аппарат с винтом для неравномерного расширения, пружину Коффина для неравномерного расширения для лечения трансверзальных аномалий прикуса.

  • уметь провести починку ортодонтических аппаратов.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
^

Список литературы, рекомендуемой к использованию.


Основная литература:

  1. Зубопротезная техника. Учебник под ред. М.М. Расулова, Т.И. Ибрагимова, И.Ю. Лебеденко, ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2011;

  2. Ортопедическая стоматология. Фантомный курс: Учебник. Жулев Е.Н., МИА, 2011;

  3. Колесников Л.Л., Лебеденко И.Ю., Арутюнов С.Д. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы. Учебник, ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2009;

  4. Ортопедическая стоматология: Руководство для врачей, студ. вузов и медучилищ. Аболмасов Н. Г., Бычков В. А., 2010;

  5. Смирнов Б.А., Щербаков А.С. Зуботехническое дело в стоматологии. М: АНМИ, 2006;

  6. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Факультетский курс. Под редакцией профессора Трезубова В.Н. Издание 6-е, СПб., «Фолиант», 2006;

    Дополнительная литература:

  1. Окклюзионные шины. Хватова В.А., Чикунов С.О., 2010

  2. Ортодонтия. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., 2008

  3. Ортодонтия. Диагностика и лечение трансверзальных аномалий окклюзии. Слабковская А.Б., Персин Л.С., 2010

  4. Несъемная техника в ортодонтии. Токаревич И.В., Гарбацевич Н.А.,2008

  5. Современная ортодонтия. Уильям P. Профит,2006.

Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебная зуботехническая лаборатория, фантомные модели челюстей, образцы зубных протезов на этапах изготовления, готовые образцы зубных протезов, расходные материалы, оборудование, инструментарий.

^ Материально-техническое обеспечение.

Лабораторно-техническое оборудование: выварочные аппараты, полимеризационные аппараты, полировочные моторы, индивидуальное рабочее место: зуботехнические столы, микромоторы, электрошпатели, артикуляторы, окклюдаторы, моделировочный инструмент.

Авторы:


Заведующий кафедрой стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ профессор Арутюнов С.Д., ассистент кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПДО МГМСУ Грачев Д.И.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Литьё» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование зубов» для специальности 060106. 51 «Стоматология

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Несъемные протезы» для специальности 060106. 51 «Стоматология

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Полные съемные протезы» для специальности 060106. 51 «Стоматология

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Челюстно-лицевые протезы» для специальности 060106. 51 «Стоматология

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Частичные съемные протезы» для специальности 060106. 51

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Стоматологические заболевания» для специальности 060106.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Примерный учебный план среднего профессионального образования базового уровня обучения по специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Болезни зубов и полости рта» для специальности 060101. 52

Рабочая учебная программа по дисциплине «Ортодонтические аппараты» для специальности 060106. 51 «Стоматология ортопедическая» (базовый уровень) квалификация «Зубной техник» Кафедра icon Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы