|
Скачать 0.78 Mb.
|
Тема 1. Общие сведения об эволюции человека Урок 1 Тема: «Место человека в системе органического мира» Цель урока: определить положение человека в системе органического мира, выявить черты сходства человека и животных, а также причины формирования этих черт. Оборудование: скелет человека и млекопитающих, таблицы, демонстрирующие внутреннее строение млекопитающих и их развитие, модель торса человека, схема «Система органического мира», рисунки учебника, рабочая тетрадь. ^ 2. Знакомство с учебником. Учитель рассказывает о содержании курса «Человек и его здоровье» (на примере данного учебника), знакомит учащихся со структурой учебника, аппаратом ориентировки (оглавление, вопросы и задания для закрепления знаний – рубрики «Проверьте свои знания», «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Рассмотрите рисунок», термины – рубрика «Запишите в словарик», практические работы). ^ Человеческое тело – это сложный, целостный организм, способный существовать в окружающем мире, преобразовывать его, взаимодействовать с другими существами; творить, передавать информацию; испытывать эмоции, желания, чувства, реализуемые в произведениях искусства, культуре, традициях. Человеческое тело является результатом длительной эволюции живой природы – миллионы лет; состоит из множества различных по своим функциям клеток и тех же химических элементов, которые встречаются в составе живой и неживой природы нашей планеты. И все это может служить доказательством его естественного происхождения. ^ Империя Клеточных Надцарство Ядерных Царство Животных Подцарство Многоклеточных Тип Хордовых Подтип + Позвоночных Класс Млекопитающих Подкласс Плацентарных Отряд Приматов Подотряд Человекообразных обезьян Семейство Гоминид Род Человек Вид Человек разумный разумный (Homosapienssapiens) Учитель предлагает рассмотреть некоторые особенности строения человека, указывающие на его взаимосвязь с животными. ^ ^ 1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка. 2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой. 3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела. 4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов. 5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку. Сходство человека с млекопитающими: 1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез. 2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития. 3. Постоянная температура тела. 4. Наличие диафрагмы. 5. 7 шейных позвонков. 6. Два поколения дифференцированных зубов. 7. Четырехкамерное сердце. 8. Наружное ухо. 9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи. Сходство человека с приматами: 1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей. 2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа. 3. Мимическая мускулатура. 4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков. 5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы. 6. Стадные отношения, жизнь в обществе. 7. Выражение эмоций. 8. Бинокулярное зрение. 9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые. Как особый признак сходства человека с животными можно рассмотреть наличие рудиментов и атавизмов. Рудименты– органы, сохранившиеся у человека, но утратившие свое биологическое значение (волоски на теле, копчиковые позвонки, ушные мышцы, полулунная складка во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, слепая кишка, бугорок на ушной раковине). Атавизмы – проявление у человека признаков далеких предков, утраченных в процессе эволюции (хвостатость, избыточное оволосение, многососковость, увеличение клыков и наличие когтей, шейная фистула). Для более образного представления всех перечисленных особенностей рекомендуется привести учащимся примеры из дополнительной литературы, больше опираться на их знания и жизненный опыт. ^ – Самостоятельная работа по вопросам на стр. 8: «Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ». Проверка ответов, выборочно. – Вопросы по рисунку на стр. 9. Вывод. Человек занимает определенное место в системе живой природы и проявляет явные черты сходства с животными, особенно с приматами, что можно объяснить общностью происхождения. ^ Изучить материал стр. 3–5, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 9, выполнить в рабочей тетради практическую работу на стр. 8. ^ Сходные стадии эмбрионального развития: на ранних стадиях развития зародыш человека имеет хорду, вокруг которой впоследствии развиваются позвонки. По бокам шейного отдела – зачатки жаберных щелей. К концу второго месяца заметен хвост, состоящий из 5 зачаточных копчиковых позвонков. Позднее хвост задерживается в развитии и превращается в копчик, скрытый за стенками таза. Затем формируются конечности. В 5 месяцев весь зародыш покрыт мягкими волосами, причем их расположение такое же, как у обезьян. Волосы отсутствуют лишь на ладонях, подошвах и губах. К 6–7 месяцам волосы выпадают и остаются лишь на голове. Мозг месячного зародыша обнаруживает сходство с мозгом рыб, но затем передний мозг развивается гораздо быстрее. У 7-месячного зародыша поверхность мозга приобретает извилины. ^ Обезьяны проявляют заботу даже о детенышах других отрядов и классов животных, уносят с собой раненых и убитых сородичей. Пример. Как-то охотники встретили большое стадо обезьян, переходящих долину. Часть обезьян уже взобралась на скалу, а другие еще остались в долине, и вдруг на них напали собаки. При приближении собак старые самцы соскочили со скалы, издавая ужасные крики, скрежеща зубами и ударяя лапами о землю. Глаза их сверкали таким бешенством, что собаки обратились в бегство. Одна маленькая обезьянка отбилась от стаи и с громким и жалобным криком вскочила на обломок скалы. В ту же минуту она была окружена собаками. Но в это время один из самых сильных самцов спустился с горы, не торопясь и не обращая внимания на людей и собак, медленно взобрался на скалу и увел детеныша с собой. Это было так неожиданно, что собаки спокойно пропустили обезьян перед собой, а люди, пораженные героизмом вожака, не осмелились стрелять, несмотря на их близость. ^ В возбужденном состоянии обезьяны способны краснеть и бледнеть, бросать в своих врагов камни, палки, грязь. Горилла в гневе рвет на себе волосы и стучит руками по земле. Недовольный шимпанзе, у которого отнимают апельсин, оттопыривает и надувает губы, а рассерженный орангутан поворачивается к обидчику спиной. Молодые шимпанзе хихикают, если их пощекотать. Когда умирает детеныш, мать плотно закрывает глаза, раскрывает рот и оглушительно кричит. ^ 1) В углу глаза человека имеется небольшая мясистая мигательная перепонка в форме полулунной складки. Она является остатком третьего века, хорошо развитого у птиц и рептилий, защищающего и смачивающего поверхность роговицы глаза. 2) Бугорок на ушной раковине, так называемый дарвинов бугорок, является рудиментарным остатком вершины остроконечного уха животных предков человека. Видимо, такая форма обеспечивала лучшее улавливание звуков. 3) Аппендикс – небольшой участок кишечника, содержащий у человека лимфоидную ткань и участвующий в иммунных реакциях. У травоядных, в особенности жвачных, слепая кишка и аппендикс были сильно развиты и служили для переваривания пищи, сбраживая ее с помощью бактерий. 4) Зубы мудрости прорезаются у человека поздно, и возможно, со временем исчезнут, у 40–50 % людей они вообще не встречаются. У животных предков эти зубы выполняли функцию пережевывания твердой пищи. 5) В коже человека сохранились мельчайшие мышечные волокна, при помощи которых поднимаются от страха или от холода волоски, рассеянные на теле. У животных такая реакция служила способом терморегуляции и выражения сильных эмоций, например агрессии. ^ Цель урока: выявить черты различия между человеком и животными; объяснить причины этих различий; сформулировать основные движущие силы антропогенеза; формировать у учащихся целостное представление об эволюции живых существ на Земле. Оборудование: скелет человека и млекопитающих, таблицы, демонстрирующие внутреннее строение млекопитающих и их развитие, модель торса человека, схема «Система органического мира», рисунки учебника, рабочая тетрадь. Ход урока 1. Организационный момент. ^ 1) Беседа с учащимися по вопросам. 1. Как вы думаете, можно ли человека считать представителем животного мира? (Да, т. к. человеку присущи признаки животных.) 2. Назовите полное систематическое положение человека как биологического вида. (См. предыдущий урок.) 3. Какие признаки доказывают принадлежность человека к типу Хордовых? (Хорда, строение ЦНС и дыхательной системы, замкнутая кровеносная система.) 4. Назовите черты человека как представителя класса Млекопитающих. (См. предыдущий урок.) 5. С какими животными человек проявляет наибольшее анатомическое и физиологическое сходство? Как это можно доказать? (С приматами. См. предыдущий урок.) 6. Какие признаки в зародышевом развитии человека указывают на его животное происхождение? (Хорда, хвост, зачатки жаберных щелей, оволосение тела, сходство в развитии мозга.) 7. Что такое рудименты и атавизмы? Назовите рудиментарные органы человека. (Рудименты – органы, утратившие свое биологическое значение, но сохранившиеся у человека частично или полностью, например: хвостовые позвонки, ушные мышцы, волосяной покров на теле. Атавизмы – проявление у человека признаков, свойственных животным предкам, например: многососковость, хвостатость, избыточное оволосение.) 8. О чем говорят перечисленные черты сходства человека и животных? (Появление человека как биологического вида является естественным результатом процесса эволюции, происходящего в природе. Ближайшими предками человека являются приматы, т. к. с ними он проявляет наибольшее сходство, касающееся не только строения и физиологических особенностей, но и эмоциональной сферы, заботы о потомстве, элементов социального поведения.) 2) По желанию учителя некоторым ученикам можно предложить письменно ответить на вопросы учебника на стр. 8 «Проверьте свои знания». 3) Можно предоставить карточки для письменного опроса домашнего задания, например: Укажите признаки сходства человека с животными, заполнив таблицу. ^ 1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды. 2. Рассмотрите рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле? 4) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради. ^ Рассказ учителя. Человек – естественное явление в развитии природы, имеет животное происхождение и соответствующие признаки. Но не стоит отрицать, что человек – это необычное, биосоциальное существо, обладающее специфичными признаками. Учитель беседует с классом и предлагает подумать, чем человек отличается от животных, учащиеся отвечают в свободной форме, а затем четко сформулированные ответы записываются в тетрадь. ^ 1. Речь (возможность общения, согласованных действий, передачи жизненного опыта). 2. Мышление (появляется абстрактное мышление, позволяющее предвидеть результаты своих действий, возможность целенаправленной деятельности). 3. Трудовая деятельность (человек научился не только использовать предметы природы для своих целей, но и изготавливать с их помощью орудия труда возможность преобразования окружающей среды в интересах человека). ^ 1. Прямохождение (освобождение передних конечностей для орудийной деятельности). 2. Увеличение объема головного мозга (возможность более развитого мышления). 3. Строение скелета (для объяснения можно использовать рисунок на стр. 4 учебника и таблицы). – Признаки, связанные с прямохождением (S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, расширенный чашеобразный таз, смещение центра тяжести в область таза, упрочение крестца, выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, более мощное развитие костей и мышц нижних конечностей, формирование сводчатой стопы). – Признаки, связанные с питанием обработанной пищей (уменьшение лицевого отдела черепа и объема челюстей, а также жевательных мышц, редукция теменного гребня). – Признаки, связанные с развитием речи (подбородочный выступ, увеличение мозгового отдела черепа). – Признаки, связанные с трудовой деятельностью (изменение пропорций конечностей, развитие кисти, увеличение объема мозгового отдела черепа). Сложный процесс эволюции человека как биологического вида называется антропогенез. ^ Учитель предлагает вспомнить из курса зоологии: под влиянием каких движущих сил происходит эволюция животных в природе? Учащиеся вспоминают краткие сведения о теории Дарвина (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор). – Подумайте, какие особенности человека могли сформироваться под влиянием этих биологических движущих сил эволюции? (Вертикальное положение тела, разделение функций рук и ног, соответствующие изменения скелета.) Но человек отличается от животных способностью к коллективному труду, и именно этот фактор считается социальной движущей силой эволюции человека. – К чему могла привести элементарная трудовая деятельность? (Развитие мозга, кисти, речи.) По ходу беседы в тетради оформляется схема. Все эти факторы привели к формированию уникального комплекса признаков вида ^ Среди этих признаков есть бесспорные достоинства, дающие преимущества человеку перед животными. (Учащиеся работают с текстом учебника, стр. 6, перечисляют признаки и записывают в тетрадь.) Признаки вида Человек разумный разумный. 1. Вертикально ориентированный скелет. 2. Большой диапазон движений рук. 3. Возможность разнообразных движений тела. 4. Объемное цветовое бинокулярное зрение с четкой фокусировкой. 5. Уникальные возможности мозга. Но природа ничего не дает даром, поэтому у человека появились и слабые стороны: 1. Перегрузки позвоночника. 2. Травмы спинномозговых нервов. 3. Плоскостопие, боли в стопе. 4. Риск образования грыж в различных участках тела. 5. Варикозное расширение вен нижних конечностей. 6. Сложные болезненные роды. ^ 1. В чем состоит различие между человеком и животными? (Прямохождение; усложнение строения мозга; сознание, логическое и абстрактное мышление; речь; способность изготавливать орудия труда.) 2. Каковы преимущества человека как биологического вида? (Прямохождение обеспечивает разнообразные способы передвижения и свободу рук; руки с большим диапазоном движений позволяют изготавливать орудия труда; объемное цветовое зрение создает четкую фокусировку изображения; высокоразвитый головной мозг обеспечивает способность к мышлению, речи, точной координации движений.) 3. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения? (Травмирование спинномозговых нервов, боли в спине; плоскостопие; грыжи; варикозное расширение вен; болезненные роды (смещение центра тяжести и изменение пропорций тазовых костей затрудняют прохождение ребенка через родовые пути)). Выводы. Человек как вид сформировался под влиянием биологических и социальных движущих сил эволюции, при этом он обладает рядом специфических признаков, позволяющих ему занимать особое положение в природе, и преобразовывать окружающую среду, но и некоторыми особенностями строения и физиологии, которые являются биологической расплатой за возможность прямохождения, орудийной деятельности и обладания высокоразвитым мозгом. ^ Материал учебника на стр. 6, 7; задание № 2 в рабочей тетради; подготовить дополнительный материал об этапах эволюции человека. ^ Цель урока: сформировать знания об основных этапах эволюции человека, развивать представления о единстве происхождения всего живого; способствовать развитию диалектического мышления учащихся. Оборудование: таблицы и муляжи, показывающие развитие отдельных представителей рода Человек; иллюстрации из дополнительной литературы. Ход урока 1. Организационный момент. ^ Тестовые задания. 1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется: A. Под нервной трубкой Б. Под кишечником B. На брюшной стороне тела 2. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет: А. 10 Б. 7 В. 12 3. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является: A. Дифференцированные зубы Б. Четырехкамерное сердце B. Выкармливание детенышей молоком 4. К рудиментам человека относятся: A. Хвостовые позвонки Б. Наружное ухо B. Диафрагма 5. Многососковость у человека – это пример: A. Рудимента Б. Атавизма B. Врожденной генетической патологии 6. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является: A. Мышление, сознание и речь Б. Точная координация движений B. Цветовое зрение 7. Преимуществом прямохождения является: A. Разнообразие способов передвижения Б. Прямая осанка B. Освобождение руки для орудийной деятельности 8. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать появление: A. Аппендицита Б. Варикозного расширения вен нижних конечностей B. Гипертонию Ответы: 1 – А; 2 – А; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – В; 8 – Б. ^ На предыдущем уроке был сделан вывод, что наибольшее сходство человек проявляет с приматами. Следовательно, можно задуматься о том, что у приматов и человека были общие предки, что и доказывается современными антропологическими находками, несмотря на споры вокруг некоторых из них. Если принять эту гипотезу, то что человек мог унаследовать от своих предков за долгие миллионы лет эволюции? Учитель предлагает вспомнить учащимся известные сведения о строении, физиологии и образе жизни приматов. 1. Хорошее зрение (глазомер, бинокулярное объемное зрение, глазницы направлены вперед, цветовое зрение). 2. Передние конечности хватательного типа (хорошо дифференцированная мускулатура, большой палец противопоставлен остальным, на ладонях множество рецепторов). 3. Всеядность (важно то, что предки человека употребляли и мясную пищу, она более калорийная, быстро и надолго наступает насыщение, на поиски пищи не надо тратить большую часть суток, возникают предпосылки для развития любознательности, разума). 4. Стадность (четкая иерархия в семейных отношениях, забота о младших и старейших членах группы, защита перед хищниками). 5. Небольшое число детенышей (из-за трудностей вынашивания и выкармливания при постоянном передвижении по деревьям, зато о каждом детеныше мать заботится, у него длинное детство, что создает предпосылки для обучения и передачи опыта). ^ По выбору учителя на предыдущем уроке учащимся было предложено подготовить сообщения о древнейших, древних и современных людях. Подготовка докладов активизирует познавательную активность учащихся, и урок пройдет более плодотворно и интересно. Учитель вместе с классом слушает сообщения, комментирует и корректирует выступления, а результаты обсуждения фиксируются в тетради в письменном виде. План подготовки сообщения: 1. Место и время находок. 2. В какой период и где жили предки человека. Климатические условия существования. 3. Анатомо-физиологические особенности предков человека. 4. Трудовая деятельность. Изготовление орудий труда. Сложность орудий. Материал и техника изготовления орудий. 5. Образ жизни. Чем питались, как охотились. Умение использовать и добывать огонь. 6. Владение речью. 7. Отношение к умершим. Появление захоронений. 8. Какие особенности появились впервые для каждой группы предков человека? Все новые сведения об основных этапах антропогенеза можно записать в тетради в виде таблицы. ^ Учитель еще раз четко выделяет основные факторы эволюции человека, то есть причины, механизмы, заставлявшие наших предков меняться и развиваться. 1. У наших предков не было клыков, когтей и других средств защиты, выжить можно было только за счет лучшего развития головного мозга и способности изготавливать и применять орудия труда для защиты и добывания пищи. Отличие человека от животных начинается с производства: усложнение орудий – усложнение человека. 2. Если каждый человек или семья трудится отдельно, эволюция невозможна, т. к. нарушается обмен опытом, который осуществляется в коллективном труде. 3. Благодаря коллективной трудовой деятельности развивается сознание, возникает необходимость для закрепления, фиксации навыков и способов человеческой деятельности. Развивается абстрактное мышление, необходимое для использования опыта предыдущих поколений и дальнейшей передачи достигнутого. 4. Речь тоже способствовала эволюции человека, т. к. в процессе коллективной деятельности возникает необходимость передавать опыт другим членам общества. Важным моментом было возникновение письменной речи. Способность к владению информацией при помощи речи позволила предвидеть события и действия целесообразно меняющимся условиям. 5. Запреты: – табу на близкородственные связи; – абсолютный запрет на убийство соплеменников; – поддержание жизни любого из соплеменников независимо от его физической приспособленности к жизни (не убивали слабых). ^ Беседа по вопросам на стр. 14 учебника «Проверьте свои знания». Ответы на вопрос по рисунку на стр. 15 и рубрики «Подумайте». ^ Материал учебника на стр. 10–13, вопросы на стр. 14 «Какие утверждения верны»? «Выберите правильный ответ». Материал для учителя. Начальный этап антропогенеза: примерно 25 млн лет назад высшие узконосые обезьяны (гоминоиды) эволюционировали в двух направлениях и дали начало семейству понгиды (высшие человекообразные обезьяны, ведущие древесный образ жизни) и семейству гоминиды (человек, наземный образ жизни). Предками человекообразных существ, возможно, были дриопитеки – «древесные обезьяны». Первоначально они жили на деревьях, позвоночник приспособился к вертикальному положению, бинокулярное зрение, хороший глазомер, цепкие конечности, достаточно большой объем мозга. Одна из ветвей дриопитеков дала новые формы, остатки которых были обнаружены в Южной Африке, и назвали их австралопитеками. ^ изготавливал молотки из кварцита и лавы (вулканического стекла – обсидиана), костяные орудия для обработки кожаных ремней, использующихся в виде пращей луков. Переступил порог, отделяющий высокоразвитых двуногих приматов от человека древнейшего. Для изготовления каменных орудий необходимо абстрактное мышление и способность к сложной цепи последовательных действий. При обработке камня требовался посредник, то есть второй камень, дерево, кость. Возникла каменная культура – палеолит. ^ Терпеливые и предусмотрительные охотники, умевшие ждать в засаде и устраивать совместные засады на газелей, антилоп и гигантских слонов. Требовались большая сноровка и охотничья хитрость, знание поведения животных. Орудия для охоты стали более искусными: заостренные режущие края по обеим сторонам, размеры камня подбирались точно по руке. Умели замечать сезонные миграции животных, ориентироваться на местности и уходить далеко от стоянок. Попадали в новые места обитания, набирались новых впечатлений, расширяли жизненный опыт. Голосовой аппарат позволял издавать более сложные звуки. Научились при помощи символов общаться и обозначать предметы определенными комбинациями звуков. Значительную роль в общении играли мимика и жесты. Коллективная охота требовала не только речевого общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая опиралась на разделение труда между мужчинами и женщинами, охотниками и собирателями пищи. Огромным завоеванием древнейшего человека стало использование огня. Это произошло примерно 500 тыс. лет назад. Пища стала более усвояемой, жевать стало легче, что привело к уменьшению пропорций зубов и челюстей, лицо стало приобретать современные черты. Огонь стал защитой от холода и диких зверей, сделал человека независимым от климата, позволил расселиться на новые территории, сыграл важную роль в усовершенствовании орудий труда. Огонь способствовал формированию «домашнего очага» – пространства, предназначенного только для людей. Собираясь у костра, люди изготавливали орудия труда, ели, спали, общались. ^ По мере того, как численность неандертальцев увеличивалась, они распространялись за пределы областей обитания человека прямоходящего. Способность противостоять Великому оледенению говорит о значительном прогрессе неандертальцев по сравнению с древнейшими людьми. – Более разнообразные каменные орудия: остроконечники, скребла, рубила. Основной источник существования – коллективная охота на носорогов, туров, мамонтов, оленей, слонов, медведей, зубров. – Умели не только поддерживать, но и добывать огонь. – Возникает абстрактное понятие о загробной жизни. Заботились о стариках и калеках, погребали умерших. С надеждой на жизнь после смерти зародилась традиция провожать в последний путь своих близких цветами и ветками хвойных деревьев. – Появляются первые символические обозначения на стенах пещер, зачатки искусства. – Сохраняется каннибализм ритуального характера, черепа врагов хранили как трофеи. – Средняя продолжительность жизни едва превышала 20 лет. Особенно велика смертность среди женщин (беременность, роды, длительное пребывание в антисанитарных условиях пещер – темнота, сквозняки, гниющие отбросы). – В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешнее охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге и имели меньшую смертность детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия жизни. ^ – Множество орудий из камня (гарпуны, наконечники стрел и копий, шила, иглы), кости, рога, дерева. Для их изготовления использовали шлифование, сверление. Костяными иглами сшивали шкуры животных. Из кости изготавливали гарпуны, булавки, мотыги, проколки, украшали их орнаментом. – Основные виды деятельности: гончарное искусство (изготавливали изделия из глины, украшали их узорами); земледелие (рыхлили почву, высевали семена злаков, колосья обрезали каменными серпами, растирали, из муки выпекали лепешки); охота (ловили рыбу, охотились на мамонтов, диких лошадей, шерстистых носорогов); началось приручение животных; охота обеспечивала людей пищей, одеждой и давала важное сырье – кость, которая использовалась для изготовления орудий, строительства жилищ и в качестве топлива. – Возникновение искусства: роспись пещер минеральными красками с помощью расщепленной палочки с изображением сцен охоты, животных, людей; музыкальные инструменты из костей мамонта; костяные, деревянные и каменные статуэтки животных и людей; украшения из костей животных, раковин моллюсков. – Жилища наземные из костей мамонта, рогов оленя и каменных плит, и вырытые в земле укрытия; мастерские, очаги под открытым небом, хозяйственные ямы. – Религии: анимизм (вера в душу, загробную жизнь души – определенное положение скелетов в захоронениях, в погребениях обнаружены орудия труда, предметы вооружения, бусы, подвески); тотемизм (форма религии, характерная для охотничье-собирательных племен. Родовые группы носили имена тотемных животных, с которыми были связаны пищевые и охотничьи запреты); магия (основана на убеждении, что подобное замещается подобным, например, живой зверь будет так же пронзен копьем, как и его изображение). ^ Цель урока: сформировать понятие об экологии человека и, как следствие, объяснить пути формирования человеческих рас; объяснить причины различий между представителями разных рас и антигуманность расизма. Оборудование: таблица «Расы человека», видеофильм «Расы человека», географическая карта «Народонаселение». Ход урока 1. Организационный момент. ^ Некоторым учащимся предлагается выполнить письменную работу по вопросам на стр. 14 «Проверьте свои знания», при этом учитель группирует вопросы в пары по своему усмотрению. С остальным классом ведется устный опрос: 1. Назовите потомков дриопитеков и объясните, в чем состоит их принципиальное различие между собой. (Потомками дриопитеков являются современные гориллы, шимпанзе и другие приматы, относящиеся к семейству Понгиды, а также Человек разумный, представитель семейства Гоминиды, основными отличиями которого являются способность изготавливать орудия труда, владение мышлением и речью.) 2. На основании каких признаков рамапитека и австралопитека лишь условно можно отнести к предкам человека? (Рамапитеки и австралопитеки постепенно переходили к прямохождению, использовали передние конечности для разнообразных манипуляций и обладали объемом мозга большим, чем у обезьян, но отсутствие сделанных ими орудий труда не позволяет считать их непосредственными предками человека. Возможно, это была боковая тупиковая ветвь эволюции.) 3. Какой гоминид может считаться первым представителем рода Человек? Объясните. (Первым представителем рода Человек может считаться Человек умелый – существо, обладающее объемом мозга до 1100 см3, сводчатой стопой, развитой кистью, а главное, способный изготавливать каменные орудия труда.) 4. Каковы основные эволюционные достижения человека прямоходящего? Какие примитивные черты сохранились в его облике? (Древнейшие люди, объединенные в вид Человек прямоходящий, жили группами, коллективно охотились и защищались от врагов, пользовались огнем, возможно, начинали общаться при помощи речи. К примитивным чертам можно отнести: низкий лоб, надбровные дуги, массивные челюсти, отсутствие ярко выраженного подбородочного выступа.) 5. Чем характеризуется период обитания древних людей? (Древние люди – неандертальцы – обладали большой физической силой, высоким ростом до 170 см, смогли выжить в ледниковый период благодаря способности добывать и поддерживать огонь, шить одежду из шкур. В социальной сфере появляется разделение труда между мужчинами и женщинами, совершенствуется технология изготовления разнообразных каменных орудий.) 6. Каких ископаемых людей относят к виду Человек разумный? Аргументируйте свой ответ. (Кроманьонцев относят к виду Человек разумный. Они обладали физическим обликом современного человека, развитым мозгом объемом до 1800 см3, членораздельной речью, логическим и абстрактным мышлением. Изготавливали разнообразные костяные и каменные орудия, украшенные орнаментом, изделия из глины, овладели искусством живописи, скульптуры, музыки.) 7. Распределите названия различных предковых форм современного человека в хронологическом порядке: питекантроп, Человек умелый, Человек неандертальский, кроманьонец, дриопитек, синантроп, Человек разумный, Человек прямоходящий. Какие названия не вошли в этот ряд и почему? (Дриопитек, Человек умелый, Человек прямоходящий (питекантроп, синантроп), человек неандертальский, человек разумный (кроманьонец). Рамапитек и австралопитек не вошли в этот ряд, т. к. детали физического облика, а главное, отсутствие изготовленных ими орудий труда не позволяет считать их прямыми предками человека.) 8. Рассмотрите рисунок на стр. 12 с местами предполагаемых областей прародины человека. Объясните, почему именно здесь обнаружено большинство стоянок древних людей? (Северная часть Африки была занята пустынными областями, малопригодными для обитания приматов. Центральная Африка была занята лесной растительностью, что удобно для обитания понгид, передвигающихся на четырех конечностях и предпочитающих растительную пищу. В юго-восточных областях Африки лесная растительность сменилась саванной, где гоминиды вынуждены были перейти к прямохождению, чтобы увидеть среди высокой травы добычу, врагов и сородичей, что, в свою очередь, освободило руки для орудийной деятельности, а энергию для развития мозга поставляло сочетание растительной и мясной пищи.) 9. Рассмотрите изображение родословного древа человека на стр. 10. Какие основные изменения в строении черепа ископаемых предков человека вы заметили? С чем это может быть связано? (1. Увеличение мозговой части черепа (увеличение объема мозга). 2. Уменьшение объема челюстей, исчезновение теменного гребня (употребление обработанной на огне пищи привело к редукции жевательных мышц и уменьшению пропорций костей, к которым они были прикреплены). 3. Появление подбородочного выступа (развитие речи). 4. Высокий крутой лоб (увеличение объема лобных долей переднего мозга, связанных с высшей нервной деятельностью: вниманием, памятью, мышлением, речью). 10. Рассмотрите рисунки в нижней части страниц 12 и 13. Какие важные эволюционные достижения в социальной сфере на них изображены? В чем их значение? (1. Использование огня (защита от холода и диких животных, возможность распространяться и выживать в районах с холодным климатом, формирование «домашнего очага» – места, где обитали только люди: принимали пищу, изготавливали орудия труда, общались). 2. Коллективная охота и коллективное земледелие (добыча пищи сообща способствовала развитию социальных связей, речи, мышления; земледелие формировало оседлый образ жизни; новые способы охоты и обработки почвы стимулировали изготовление более совершенных орудий труда, а значит, развивали мышление и изобретательность). 3. Возникновение искусства (живописные изображения животных, сцен охоты и быта, изготовление скульптурных изображений говорят о новом этапе умственного развития, когда человек пытается понять и осмыслить то, что его окружает, украсить свой быт и передать свой опыт потомкам)). ^ Просмотр видеофильма «Расы человека», прослушивание дополнительных сообщений учащихся, работа с текстом учебника и выявление расовых особенностей человека, их можно занести в таблицу. ^ – системные подразделения внутри вида Человек разумный. Расы: восточный ствол (американоидная, азиатская), западный ствол (европеоидная, негроидная, австралоидная). Появление на Земле вида ^ явилось, с точки зрения антропологов также и временем возникновения различных человеческих рас. Возникнув в Передней Азии, люди современного типа широко расселились. Одна ветвь расселения людей была направлена в Юго-Восточную, Восточную и Северо-Восточную Азию, Австралию, Океанию. Воспользовавшись возникшим 40–50 тыс. лет назад перешейком суши между Северной Америкой и Северной Азией, эта ветвь проникла в Новый Свет – сначала в Северную, а затем в Южную Америку. Так образовалась азиатско-американская раса. В другом направлении расселение людей шло на юг – в Африку, где сформировалась экваториальная раса. Третье направление – в Европу и Западную Азию – дало начало формированию европеоидной расе. По данным молекулярных биологов, расчленение на монголоидную и индо-европеоидно– негроидную расы имеет возраст до 100–120 тыс. лет, а разделение на негроидную (экваториальную) и индо-европеоидную расы произошло позднее – около 80 тыс. лет назад. (В разных литературных источниках цифры могут различаться.) Расовые различия могли возникнуть в результате географической изоляции больших или малых групп (сейчас выделяют около 37 больших и малых рас), т. к. в замкнутом человеческом сообществе распространялись сходные генетические комбинации. К тому же постоянное воздействие среды обитания способствовало отбору определенных комбинаций генов. Темная кожа защищает от ультрафиолетовых лучей, длинная переносица согревает и увлажняет вдыхаемый воздух, плоское лицо и узкие глаза хороши в условиях открытой местности и постоянных ветров. Но можно ли сказать, что представители разных рас стали разными видами? Нет, т. к. представители разных рас имеют одинаковый видовой набор хромосом, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, это доказывают межрасовые браки. В каждой расе есть выдающиеся спортсмены, художники, писатели, политики, а есть и тираны, мошенники, что говорит об абсолютно равноценном интеллектуальном потенциале каждой расы и не оправдывает уничтожение одной расы другой. Каждая этническая группа является жемчужиной в ожерелье всего человечества, и потеря любого звена – невосполнимая утрата! Генетическое разнообразие – важный фактор сохранения человека как биологического вида, т. к. в случае глобальных катастроф или пандемий оно позволит выжить хотя бы части человечества – изолированным группам, генетически устойчивым к воздействию какой-либо смертоносной бактериальной или вирусной инфекции. Критика расизма. ^ Материал учебника стр. 16–18, повторить стр. 10–13, подготовиться к проверочной работе (тестовые задания). Вопросы на стр. 18–19, задание № 8 в рабочей тетради. ^ 30-40 тыс. лет назад начинают складываться расы, многие признаки которых возникали случайно и были обусловлены необходимостью приспосабливаться к условиям обитания. Так, у жителей тропического пояса темная кожа объясняется адаптацией к сильной тропической радиации, курчавые волосы создают воздушную прослойку, защищающую сосуды головы от перегрева, широкий нос с большими ноздрями и крупные губы обеспечивают усиленное испарение влаги и охлаждение организма. Постепенно адаптация к внешней среде утрачивает свое первостепенное значение, и особую роль приобретают расселение, изоляция и смешение рас. Эти факторы, а также постоянно действующий в природе естественный отбор обеспечили разделение рас и возникновение множества антропологических типов людей. Длительное время человечество существовало в форме малочисленных изолированных коллективов, в каждом из которых формировался определенный набор генов в результате ограниченных брачных контактов. Но не только высокие горы, глубокие реки, моря и океаны были причиной изоляции. Любая окраина, отрезанная по разным причинам от центральных очагов цивилизации и основных путей миграции, может стать «затерянным миром». Люди здесь живут замкнуто, язык и культура меняются медленно, облик сохраняет черты далеких предков. Так возникли и ныне существующие малые народности: бушмены, айны, ненцы, ороки, нганасаны. В дальнейшую эволюцию рас вмешалась и метисация (смешение). Результатом межрасовых браков стало сочетание у потомков совершенно новых признаков, размытость первоначальных расовых особенностей. ^ Урок 6 Тема: «История развития знаний о строении и функциях организма человека» Цель урока: дать учащимся представление о том, как возникли науки – анатомия, физиология и гигиена; о формировании медицины как науки; охарактеризовать работы и достижения в области изучения человека величайших ученых древности и современности. Оборудование: портреты ученых, рисунки учебника. Ход урока 1. Организационный момент. ^ Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется: А. Рамапитеки В. Австралопитеки Б. Дриопитеки 2. Первым представителем семейства Гоминид, обитавшем на территории современной Индии и Восточной Европы 14 млн лет назад, был: А. Австралопитек В. Рамапитек Б. Питекантроп 3. Потомком рамапитека, найденным в Южной Африке, считают: А. Австралопитека В. Человека разумного Б. Человека умелого 4. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является: А. Человек умелый В. Человек разумный Б. Человек прямоходящий 5. Древнейших людей, ведущих активный образ жизни, охотников, умеющих пользоваться огнем, объединяют в вид: А. Человек умелый В. Человек разумный Б. Человек прямоходящий 6. Древних людей ростом 1 м 70 см и объемом мозга до 1600 см3, обитающих в ледниковый период, называют: А. Кроманьонцы В. Неандертальцы Б. Питекантропы 7. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются: A. Кроманьонцы Б. Неандертальцы B. Синантропы 8. Впервые четко выделил признаки четырех рас: A. Бернье Б. Дарвин B. Ламарк 9. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки: A. Европеоидной расы Б. Азиатско-американской расы B. Экваториальной расы 10. Хорошим теплоизолятором на солнцепеке служат: A. Курчавые волосы Б. Прямые волосы B. Слегка волнистые волосы Ответы: 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А. ^ Для более активного участия учеников в обсуждении нового материала на предыдущем уроке можно предложить желающим подготовить дополнительные сообщения о Гиппократе, Авиценне, Галене, Леонардо да Винчи, Пирогове, Павлове, Сеченове. Материал можно взять в энциклопедии «Аванта+», том 18 «Человек». Урок проводится в форме лекции, при этом рассказ учителя обогащается выступлениями учеников. Основные определения и краткие сведения о достижениях ученых записываются в тетрадь. Когда бы, человек, — я был пустым собраньем Висков и губ, и глаз, Ладоней, плеч и щек! ^ Современный человек живет в удивительное время компьютеров, атомной энергетики, космических открытий, но зачастую не очень уверенно представляет себе, что находится внутри собственного организма, как работает система его органов и, самое главное, что их выводит из равновесия и как к этому равновесию вернуться. Подобные вопросы интересовали человека и в далекой древности. Уже в наскальных рисунках первобытных людей встречаются изображения человеческого тела и отдельных органов. Разделывая туши убитых животных, участвуя в человеческих жертвоприношениях, люди начинают получать первые сведения и знания о внутреннем строении человеческого тела, сформировавшиеся затем в науку анатомию. Первые научные труды по анатомии были написаны в Египте в XXXIII в. до н. э. благодаря традиции бальзамировать умерших. Сохранились древние китайские и индийские книги по медицине, созданные в XV–X веках до н. э. Учитель знакомит с основными достижениями известнейших ученых. (в печатном издании следующий материал представлен в виде таблицы) Гиппократ Древнегреческий врач и анатом, сформулировал учение о 4 типах темперамента и телосложения, собрал сведения о строении тела человека, провозгласил основной врачебный принцип: «Не навреди» Аристотель Древнегреческий ученый, философ, отметил общие черты сходства человека с животными, заложил основы описательной и сравнительной анатомии Гален Римский врач, впервые начал изучать функции органов, подробно и достаточно верно описал нервную, сердечно-сосудистую системы, кости и мышцы. Его труды на протяжении 14 веков были основным источником медицинских знаний Авиценна Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт. Изучал физиологию и анатомию человека, высказывал мысль, что болезни вызываются невидимыми для глаз организмами ^ Впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрытия трупов Леонардо до Винчи Зарисовывал органы человека на основе вскрытия, подробно изучил и описал опорно-двигательную систему, создал классификацию мышц по виду, форме, характеру прикрепления к скелету, основатель динамической анатомии Парацельс Врач эпохи Возрождения, считал, что у каждой болезни есть свой возбудитель. Вместо сомнительных снадобий стал применять лекарственные средства. Рекомендовал свежий воздух, покой, диету, минеральную воду ^ Английский врач, доказал, что кровь в организме движется по замкнутому кругу, а центральной точкой кровообращения является сердце. Описал большой круг кровообращения, предсказал наличие капилляров ^ Итальянский физик, анатом и физиолог, выявил наличие электрических явлений в тканях человека и животных, основоположник электрофизиологии ^ Английский врач, положил начало методу прививок против инфекционных болезней (оспы) Луи Пастер Французский химик, основатель микробиологии, доказал наличие определенных болезнетворных микроорганизмов. Разработал метод предупредительных прививок против сибирской язвы, бешенства, краснухи ^ Немецкий бактериолог и химиотерапевт, изучал иммунитет у животных и человека, описал различные формы лейкоцитов. Основоположник противоинфекционной химиотерапии КарлЛандштейнер Австрийский иммунолог, открыл группы крови у человека и резус-фактор, обнаружил антигены ^ Английский микробиолог и биохимик, открыл первый антибиотик-пенициллин, изучил лизоцим, антибиотик в организме человека и животных НиколайИвановичПирогов Хирург, основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии. Впервые в мире применил гипсовые повязки и эфир для наркоза, использовал йод и спирт против нагноения ран. Его имя носит 2-й Медицинский институт в Москве ^ Основоположник русской школы физиологов. Доказал, что психическая жизнь человека является результатом деятельности клеток головного мозга. Его имя носит Московская медицинская академия ИльяИльичМечников Изучал защитные силы организма, автор фагоцитарной теории иммунитета ИванПетровичПавлов Русский физиолог, изучал пищеварение и высшую нервную деятельность животных и человека, выявил механизмы возникновения условных рефлексов. Доказал, что сознание и мышление тесно связаны с развитием мозга и речи. Его имя носит Институт физиологии РАН и 1-й Петербургский мединститут СергейПетровичБоткин Врач-терапевт, создал учение, согласно которому организм представляет собой единое целое, а ведущую роль в его жизнедеятельности и связи с внешней средой играет нервная система ПетрФранцевичЛесгафт Анатом, педагог и врач, основатель научной системы физвоспитания, придавал решающее значение условиям среды для проявления способностей человека. Создал функциональную анатомию – науку о единстве строения органа и его функции. Его имя носит Институт физкультуры в Петербурге ^ Русский хирург, основоположник нейрохирургии, разработал операции на спинном мозге. Его имя носит Институт нейрохирургии АМН России и Главный военный госпиталь ВС России Учитель может использовать сведения о тех ученых, деятельность которых он считает нужным обсудить на уроке. Предлагаемую таблицу не обязательно записывать в тетрадь, можно распечатать ее и раздать учащимся для ознакомления и помещения в рабочие тетради. ^ Анатомия – наука о строении, форме человеческого организма, его органов и тканей с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Физиология – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах и целостном организме. Гигиена – наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, и предупреждении болезней. ^ – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой. Если есть время на уроке, можно затронуть и такие науки о человек, как: цитология, генетика, эмбриология, психология, антропология, социология. ^ Ознакомиться с материалом на стр. 20–27, продумать ответ на вопрос 1 стр. 27, выполнить задание № 10 в рабочей тетради. ^ Цель урока: познакомить с разнообразием типов клеток человеческого организма, изучить строение клетки. Оборудование: таблица и динамическая модель «Строение клетки». Ход урока 1. Организационный момент. ^ 1. Перечислите некоторые заблуждения известных врачей древности, которые вы могли обнаружить в тексте учебника. (По мнению Гиппократа, четыре жидкости: кровь, черная желчь, слизь и желтая желчь определяют состояние здоровья человека, а управляет всем внутренняя сила – Природа. Гален считал, что артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце, допускал ошибки в строении внутренних органов. Везалий доказал, что у женщин и мужчин одинаковое количество ребер, а ранее считали, что у мужчин не хватает ребра, из которого Бог сотворил Еву.) 2. Какой древнегреческий врач впервые обобщил сведения о строении человеческого тела и создал основные положения медицины как науки? (Гиппократ.) 3. В чем состоит значение трудов Клавдия Галена и чем можно объяснить некоторые его заблуждения? (Впервые изучал практическую анатомию человека, вскрывая животных, но считал, что между человеком и животными нет принципиальных различий.) 4. Как вы думаете, какие причины долгое время мешали развитию медицины, особенно в Средневековье? (Основные виды религий запрещали вскрытие человеческих тел, а развитие медицины было невозможно без получения точных сведений о строении органов человека. В средние века церковь особенно сильно тормозила естественнонаучные изыскания.) 5. Каковы достижения медицины в эпоху Возрождения? С именами каких ученых они связаны? (Создано описание различных систем органов: мышц, костей, внутренних органов и точные рисунки деталей строения человеческого тела, исправлены анатомические ошибки предшественников. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий.) 6. Работы какого ученого послужили основой новой науки – физиологии? Что является предметом ее изучения? (Работы Гарвея (XVII в.) об исследовании работы кровеносной системы. Физиология изучает функции отдельных органов и организма в целом.) 7. В чем состоит значение трудов Н. И. Пирогова? (Описал взаимное расположение внутренних органов человека, создал методику трехмерных распилов через замороженное человеческое тело как основу топографической анатомии, впервые применил эфирный наркоз и гипсовые повязки, а также йод и спиртовые настойки для лечения воспалительных процессов, основал сосудистую хирургию как отдельное направление медицины.) ^ Организм человека – сложнейшая система, саморегулирующаяся и самообновляющаяся, основной единицей которого является клетка. Наука о строении и жизнедеятельности клеток называется цитология. Цитология сейчас тесно связана с медициной. Учитель может предложить учащимся поразмышлять на тему: в чем важность современных исследований клетки для развития медицины? – Нарушения в клетках различных органов являются причиной многих заболеваний, связанных с обменом веществ в организме (сахарный диабет); – изучение механизма перерождения нормальной клетки в раковую даст возможность поиска методов лечения онкологических заболеваний; – изучив способы борьбы клеток с вирусами, медики ищут пути лечения серьезных вирусных болезней, в том числе СПИДа; – проблемы бесплодия берут начало именно на клеточном уровне; – старение организма начинается с клеточных изменений; изучив механизмы старения, станет возможным увеличение продолжительности жизни человека; – изучение клеток эмбриона позволяет осуществлять диагностику наследственных заболеваний еще до рождения; – выращиванием клеток в питательной среде можно создавать фрагменты тканей и органов для трансплантации. В теле человека огромное количество клеток, их величина колеблется от 5 до 120 мкм. Наиболее крупные – яйцеклетка и нервные клетки, самые маленькие – лимфоциты. По форме клетки бывают округлые и продолговатые, кубические и звездчатые, с отростками, жгутиками и ресничками. Одни – образуют покровы и выполняют защитную функцию, другие – синтезируют необходимые соединения, третьи – участвуют в обмене веществ, передают информацию, защищают от инфекций, сокращаются и т. д. Некоторые клетки неподвижны, другие – передвигаются пассивно (эритроциты, яйцеклетка), а третьи – активно двигаются с помощью жгутиков (сперматозоиды) и ложноножек (лейкоциты). Как и любая живая материя, клетки стареют, изнашиваются, а затем гибнут. Срок жизни клеток различен. Долгожителями могут считаться нейроны и мышечные клетки, особенно клетки сердца, они будут с нами всю жизнь. Наименьший срок жизни у тромбоцитов, лейкоцитов, клеток эпителия, особенно кишечного, который обновляется каждые 1-2 дня. В начале внутриутробного развития все клетки зародыша одинаковы. Затем, благодаря заложенной в них генетической программе, они приобретают разное строение и свойства и начинают выполнять свойственные им функции. Часть клеток является резервом организма, они не специализированны и могут образовывать клетки различных тканей, это стволовые клетки. В организме эмбриона стволовых клеток очень много, в организме взрослого человека гораздо меньше. Каждая структура клетки, имеющая определенное строение и функции, называется органоид. ^ Таблицу можно заполнять на уроке в процессе объяснения или дома самостоятельно, это зависит от уровня подготовки учащихся. Рисунок органоидов клетки лучше выполнить дома, он поможет лучше запомнить клеточные структуры, но при желании этот пункт можно вообще исключить. ^ Работа в парах по вопросам на стр. 30 «Какие утверждения верны?» и «Выберите правильный ответ», обсуждение правильных ответов. Работа с рисунком на стр. 31 и вопросом рубрики «Подумайте». (Клетка считается структурным и функциональным элементом тела, т. к. из клеток состоят все органы, и функции органов складываются из функций отдельных клеток.) ^ Открытие клетки. Клетка как структура была открыта английским естествоиспытателем Робертом Гуком при изучении ткани растительной пробки. Он увидел ячейки одинаковой формы и назвал их клетками. В силу ограниченных способностей микроскопа внутренние структуры увидеть не мог. Продолжил изучение клеток итальянец Мальпиги, рассматривал различную форму растительных и животных клеток. Голландец Антони ван Левенгук усовершенствовал микроскоп и обнаружил в каплях воды, комках земли и слюне мельчайших микроскопических существ, увидел эритроциты и сперматозоиды человека. Немецкий ученый Каспар Фридрих Вольф обратил внимание на некоторое сходство клеток растений и животных и впервые предположил, что клетки могут иметь определенное значение в развитии организма. Англичанин Роберт Броун открыл ядро в растительных клетках в середине XIX в. Именно в это время немецкие биологи Матиас Шлейден и Теодор Шванн создают первые положения клеточной теории, дающей стимул для нового этапа клеточных исследований. Немецкий биолог Рудольф Вирхов открыл, что каждая последующая клетка образуется за счет деления предыдущей; изучал роль клеток при заболеваниях. XX век с появлением электронного микроскопа позволил заглянуть во внутренний мир клетки, изучить строение органоидов на молекулярном уровне, открыть структуру ДНК и РНК. ^ За счет регуляции движения ионов (заряженных частиц) мембрана клеток способна генерировать импульсы, позволяющие нервным клеткам осуществлять взаимосвязь всего организма и реакции на факторы внешней среды, а мышечным клеткам способность сокращаться и расслабляться. Ограниченная проницаемость мембран позволяет клеткам почек отфильтровывать из организма ненужные вещества, а полезные – задерживать. Мембраны клеток крови – лимфоцитов могут распознавать чужеродные нам клетки бактерий и вирусов и обеспечивать защитные реакции организма. Именно взаимодействие мембран сперматозоида и яйцеклетки служит началом процесса оплодотворения у человека и животных. В процессе специализации клеток зародыша клетки одной ткани узнают друг друга с помощью мембран и образуют взаимосвязи, лежащие в основе формирования в дальнейшем тканей и органов. Наконец, именно за счет мембран клетки тесно связаны между собой, и наш организм образует единое целое. Через мембраны происходит химическое взаимодействие клеток друг с другом за счет передачи определенных веществ. На мембранах ЭПС синтезируются белки, выполняющие огромное количество функций в организме, а также углеводы и липиды; а на мембранах митохондрий образуется уникальное вещество АТФ, в химических связях которого заключена вся внутриклеточная энергия. Мембраны регулируют водный баланс клеток, а наличие воды служит важным показателем активности и нормального физиологического состояния клетки. ^ 1. Вода – универсальный растворитель, среда для протекания реакций, обеспечение транспорта веществ, участвует в теплорегуляции и создании структур молекул некоторых веществ, например белков. В молодых клетках больше воды, чем в старых. 2. ^ – выполняют множественные функции, необходимы для поддержания нормального состава плазмы крови, костной ткани, нормальной работы эндокринных желез, роста. 3. Белки– входят в структуру всех клеток и тканей, являются катализаторами всех клеточных реакций, участвуют в клеточном иммунитете, в мышцах выполняют двигательную функцию, гемоглобин крови выполняет транспортную функцию, переносит кислород и углекислый газ. 4. Углеводы, – выполняют строительную и энергетическую функцию. 5. ^ – выполняют функцию защиты органов и клеток от механических повреждений, участвуют в процессе теплорегуляции и служат резервом энергии и воды для организма, а также входят в состав всех клеточных мембран. 6. ^ (ДНК и РНК) служат для хранения и передачи наследственной информации в клетке и участвуют в биосинтезе белка. |