
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.
^
По дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология»
По направлению подготовки 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)
Курс 2-ой, 3-ий
Вид промежуточной аттестации экзамен
Кафедры факультетской терапии, клинической фармакологии и фармакотерапии
Трудоемкость дисциплины 324 час./ 9 зач.ед.
Архангельск, 2012
^
Цель преподавания дисциплины.
Знать основы внутренних болезней, имеющие важное значение для подготовки врачей-стоматологов. Многие заболевания внутренних органов имеют стоматологические проявления, знание которых позволяет своевременно выявить эти заболевания и целенаправленно лечить болезни полости рта.
-
Задачи изучения дисциплины.
Обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся нозологических форм заболеваний внутренних органов.
Научить диагностике и лечению неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов.
Показать связь заболеваний внутренних органов с болезнями полости рта и возможность участия стоматолога в профилактике многих заболеваний.
^ изучается в четвертом, пятом и шестом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060201 Стоматология.
В состав дисциплины «внутренние болезни, клиническая фармакология» входят учебные модули:
^
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, неврология, медицинская генетика).
^
^
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
ОК-1
|
Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК-5
|
Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК-8
|
Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
|
|
ПК -№
|
^
|
ПК-1
|
Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками
|
ПК-3
|
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
ПК-5
|
способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
|
ПК-9
|
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
ПК-22
|
Способностью и готовностью вявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний. Используя знания осонов медико-биологических и клиническитх дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функионирования различных органов и сстем при различных заболеваниях и патологических процессах
|
ПК-23
|
Способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
|
ПК-27
|
Способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбобра лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях
|
ПК-28
|
Способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойтсв при лечении различных заболеванитй, в том числе стоматолоигческих
|
ПК-45
|
Споосбностью и готовностью упарвлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медициснких организаций, к использованию соврменных организационных технологий профилактики, диагностики. Лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в соновных типах мдициснких организаций
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
основные патологические синдромы;
причины и патогенетические механизмы, лежащие в основе ведущих синдромов;
основные нозологические формы заболеваний внутренних органов;
основные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний внутренних органов;
основные аспекты и методы реабилитации больных;
основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы: Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), Приказ Минздрава РФ от 5;05;1997 №131 (ред; от 28;09;1999) «О введении специальности клиническая фармакология (вместе с положением о враче - клиническом фармакологе)», Приказ Минздрава РФ № 494 от 22;10;2003 «О совершенствовании деятельности врачей -клинических фармакологов», Приказ Минздрава РФ №388 от 01;11;01 «О государственном стандарте качества лекарственных средств», отраслевой стандарт «Государственный информационный стандарт лекарственных средств», основы антидопингового законодательства, основные положения Приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы дополнительного лекарственного обеспечения;
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов;
методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств, применяемых при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях;
основные нежелательные лекарственные реакции (НЛР) наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию; способы профилактики и коррекции НЛР; типы взаимодействия лекарственных средств;
положения доказательной медицины; понятие о метанализе, рандомизированных клинических исследованиях, качественной клинической практике (GCP);
фазы клинического исследования новых лекарственных средств; принципы проведения фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований; методы фармакоэкономического анализа;
основы формулярной системы (формулярный список, формулярная статья) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний.
Уметь:
установить контакт с больным, проявить к нему внимание, вселить надежду на успех лечения;
на основе собранной информации о больном поставить клинический диагноз, обосновать его, правильно сформулировать с учетом нозологической формы, фазы и стадии болезни;
выявить взаимосвязь между патологией внутренних органов и обнаруженными изменениями в полости рта;
оценить результаты лабораторных, рентгенологических исследований и использовать их для обоснования диагноза, прогноза;
назначить и обосновать адекватное лечение;
определить тактику стоматологической помощи с учетом обнаруженной патологии внутренних органов;
проводить мероприятия по повышению приверженности пациента медикаментозному лечению;
проводить диагностику и лечение передозировки лекарственными средствами;
оценивать результаты клинических исследований лекарственных средств, опубликованных в медицинских журналах;
определять показания для консультации врача - клинического фармаколога ЛПУ;
решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного;
выбирать лекарственные средства для формирования лекарственного формуляра.
Владеть:
сбора анамнеза больного с терапевтической патологией;
обследования больного по определенной схеме;
оформления учебной истории болезни, эпикриза;
оценки анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи, биохимических анализов;
расшифровки ЭКГ, расшифровки рентгенограмм, спирограмм;
проведения реанимационных мероприятий (массаж сердца, дыхание рот в рот;
оказания помощи при неотложных состояниях, таких как: обморок, коллапс, шок, аритмии, острая сердечная и дыхательная недостаточность, аллергические реакции, гипертонический криз, стенокардия, инфаркт миокарда, кровотечения, комы, отравления;
навыком выбора конкретного лекарственного средства на основе инструкции по медицинскому применению лекарственных средств, типовой клинико-фармакологической статьи Государственного реестра лекарственных средств, Перечня ЖНВЛС, стандартов диагностики и лечения заболеваний, Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярной системы) с учётом индивидуальной фармакодинамики и фармакокинетики,известных НЛР, возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других лекарственных средств;
навыком соблюдения правил врачебной этики и деонтологии.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
1. Пропедевтика внутренних болезней
|
48
|
4
|
2. Внутренние болезни
|
204
|
4, 5, 6
|
3. Клиническая фармакология
|
36
|
6
|
Экзамен
|
36
|
6
|
Общая трудоемкость (час.)
|
324
|
|
^
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
30
|
4
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
10
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
|
Семинары (С)
|
-
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
-
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
20
|
|
^
|
18
|
4
|
В том числе:
|
|
|
Решение тестовых заданий
Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов
Реферативное сообщение/презентация
|
18
|
4
|
Экзамен
|
-
|
-
|
Общая трудоемкость (час.)
|
48
|
4
|
^
5.1. Содержание разделов модуля
№
п/п
|
Наименование раздела модуля
|
Содержание модуля
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Общие вопросы
|
Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и заболеваниях внутренних органов. Отечественные терапевтические школы. Врачебная этика и деонтология. Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Методология синдромного диагноза.
|
2
|
Основные методы клинического обследования больного
|
Расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение истории болезни и ее основные разделы.
|
3
|
Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями органов дыхания.
Основные клинические синдромы при заболеваниях системы органов дыхания:
Синдром нарушения бронхиальной проходимости(синдром бронхоспазма);
синдром уплотнения легочной ткани (долевого и очагового);
синдром полости в легком;
синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких);
синдром скопления жидкости в плевральной полости (гидроторакс);
синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс);
синдром недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической);
рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность. Стоматологические проявления при этих синдромах
|
4
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
синдром артериальной гипертензии;
синдром ишемии миокарда (стенокардия);
синдром некроза сердечной мышцы;
синдром острой и хронической сердечной недостаточности;
синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок)
Электрокардиография в кардиологической практике. Теории формирования ЭКГ кривой. Значение зубцов и интервалов ЭКГ. Методика анализа ЭКГ. ЭКГ отведения (основные, грудные, усиленные от конечностей, дополнительные). Диагностические возможности (пробы с физической нагрузкой, ЧПЭКС). Фармакологические пробы.
|
5
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основные клинические синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта:
синдром дисфагии;
синдром кишечной колики;
синдром пищеводного, желудочного и кишечного кровотечения
|
6
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями печени и гепатобилиарной зоны.
Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны:
синдром желтухи: паренхиматозной (печеночной), механической (подпеченочной), гемолитической (надпеченочной);
синдром портальной гипертензии;
гепатолиенальный синдром;
синдром печеночной недостаточности (печеночная кома);
синдром желчной колики
|
7
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями мочевыделительной системы.
Основные клинические синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы:
синдром почечной колики;
мочевой сидром;
отечный синдром. Нефротический синдром;
синдром артериальной гипертензии;
синдром почечной эклампсии;
синдром почечной недостаточности (острой и хронической).
|
8
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения
|
Основные жалобы, особенности физикального обследования больного с заболеваниями кроветворной системы.
Основные клинические синдромы при заболеваниях системы кроветворения:
синдром анемии;
лимфомиелопролиферативный синдром;
геморрагический синдром
|
5.2. Разделы модуля и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела модуля
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Общие вопросы
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
3
|
2.
|
Основные методы клинического обследования больного
|
1
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
3
|
3.
|
Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
10
|
4.
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы
|
2
|
-
|
-
|
-
|
6
|
4
|
12
|
5.
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
5
|
6.
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
5
|
7.
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
5
|
8.
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
5
|
|
Всего:
|
10
|
-
|
-
|
-
|
20
|
18
|
48
|
^
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. При проведении клинических практических занятий по модулю «Пропедевтика внутренних болезней» ведется отработка практических навыков и умений обследования пациента студентами непосредственно в условиях клинической больницы. В ходе практических занятий ведется разбор конкретных клинических ситуаций с определением и формулировкой клинических синдромов у больных терапевтического профиля.
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1
|
Общие вопросы
|
Реферативное сообщение
|
0,5
|
2
|
Основные методы клинического обследования больного
|
Реферативное сообщение
|
0,5
|
3
|
Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
4
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
5
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
6
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
7
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
8
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения
|
Разбор клинической ситуации с постановкой синдромального диагноза
|
1
|
Итого (час.)
|
7
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
23,3%
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела модуля
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
1
|
Общие вопросы
|
Реферативное сообщение/презентация
|
Доклад/
презентация
|
2
|
Основные методы клинического обследования больного
|
Реферативное сообщение/презентация
|
Доклад/
презентация
|
3
|
Семиотика заболеваний органов дыхания и основные клинические синдромы.
|
Интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
4
|
Семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы и основные клинические синдромы
|
Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
5
|
Семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта и основные клинические синдромы
|
Интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
6
|
Семиотика заболеваний печени и гепатобилиарной зоны.
|
Интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
7
|
Семиотика заболеваний мочевыделительной системы
|
Интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
8
|
Семиотика заболеваний системы кроветворения
|
Интерпретация лабораторных анализов
Решение ситуационных задач
|
Собеседование
|
^
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад)
- письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).
Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен)
Экзамен проводится в 6 семестре в виде комплексного экзамена по дисциплине.
Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
^
Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М., 2009.,848 с.
^
Бокарев И.Н. Внутренние болезни: дифференциальная диагностика и лечение. Учебное пособие. М. - 2010. – 1006 с.
Вебер В.Р. Лабораторные методы исследования. Учебное пособие. М. – 2008. – 496 с.
Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология : учеб. пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 266, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 267
Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология : учеб. пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 174, [1] с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 175
Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н.. Пропедевтика внутренних болезней. М., 2011.
Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.: Мед. информ. агенство, 1999.
Основы семиотики заболеваний внутренних органов : учеб. пособие / А. В. Струтынский [и др.]. - 5-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 298,[6] с. : ил.
Практикум по пропедевтике внутренних болезней. Учебное пособие для медицинских вузов. Под ред. Ж.Д. Кобалава и В.С. Моисеева.М., 2008, 208 с.
^
Пациенты клинических отделений.
Оборудованные аудитории (аудиторные столы, аудиторные стулья).
Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, маркеры.
Наглядные пособия: муляжи, наглядные пособия, таблицы, электрокардиограммы, наборы лабораторных данных.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
138
|
4, 5, 6
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
46
|
4, 5, 6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
|
Семинары (С)
|
-
|
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
-
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
92
|
4, 5, 6
|
^
|
66
|
4, 5, 6
|
В том числе:
|
|
|
История болезни (написание и защита)
^
Решение ситуационных задач
Решение тестовых заданий
Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов
Реферативное сообщение/презентация
|
66
|
4, 5, 6
|
Экзамен
|
|
|
^
|
204
|
|
|