|
Скачать 46.24 Kb.
|
Перцева Елена Геннадьевна, зам. директора по ВР МОУ СОШ №17 г.Ижевска «Инновации сегодня – стандарт завтра» Просматривая самую разнообразную литературу, мы увидели, что многие авторы статей объединяют понятия «инновация» и «новое» («новшество»). Или убеждают нас в том, что единой терминологии в области инновационной деятельности нет. Тем не менее, на наш взгляд, в смысловом значении эти слова различаются. «Новшество» (новое) – это элемент, который в данном виде, качестве еще не встречался. Затем идет «нововведение» - введение этого нового элемента в практику. И только после этого наступает «инновация» - распространение новшества в педагогической практике. Проанализировав ситуацию в своей школе, мы пришли к мнению, что актуально значимым становится сегодня для нас вопрос о необходимости оздоровительно-коррекционной работы с нашими детьми. Можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом (близорукость, нарушение осанки, снижение зрения, нарушение пищеварения, заболевания нервной системы…)? Нет! Учитывая все возможности школы и сложившуюся практику решения вопросов по проблеме сохранения и укрепления здоровья, нас увлекла идея использования технологий оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования. Таким образом, началась оздоровительно-коррекционная работа - «эстетотерапия», в основе которой лежит триада: развитие интеллекта, творческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Итак, что же это за методы и способы, которые мы используем в нашей школе? Арттерапия – оздоровление детей посредством искусства (музыка, прикладное и изобразительное искусство). В нашей школе в системе дополнительного образования арттерапией занимаются в кружках: «Архитектурное макетирование», «Волшебное тесто», «Умные руки», «Пластилинография», «Ниткопись», «Юный художник», «Квилинг», «Вокально-хоровая студия». Занятия художественно-прикладной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, а краски воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка. Наряду с этим занятия способствуют воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению. Занимаясь музыкой на уроках и во внеурочное время, у ребят проявляются эмоции, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка воздействует и на общее состояние всего организма: укрепляются голосовые связки, развивается голосовой аппарат, улучшается речь; регулируется и укрепляется дыхание; изменяется кровообращение; стимулируется пищеварение, улучшается аппетит, улучшается обмен веществ. Следующий метод, применяемый нами – это кинезотерапия – сохранение и укрепление здоровья посредством различных движений. В учебный процесс мы включили занятия хореографией, аэробикой, ритмикой и иогой. Этот вид деятельности должен соблюдать один из главных принципов здоровьесбережения: «ненанесение вреда – No nocere!», то есть построение занятий с учетом физиологических возможностей учащихся. Искусство танца укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук, ног; вырабатывает точность, эластичность, координацию движений; освобождает ребенка от сутулости, перекоса плеч, косолапости; развивает выносливость, ловкость, собранность, внимание. Таким образом, танцевальное искусство гарантирует не только красивую осанку, но и профилактику многих заболеваний органов и систем всего организма в целом. Лечебное воздействие на организм человека оказывает и искусство театрального представления, то есть лечение театром – имаготерапия. Во время представления (как у непосредственных участников, так и зрителей) происходит психоэмоциональная разрядка, «очищение» от накопившегося избытка эмоциональной энергии. Участвуя в театральных постановках, ребенок использует все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни. Развивается интерес к литературе, закрепляются навыки правильной речи. Театр учит владеть собой (не только на сцене, но и в самых различных ситуациях): своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Еще один метод, используемый в системе дополнительного образования – это библиотерапия. Процесс лечения книгой начинается с рекомендаций, консультации и выбора литературы. Лечение может быть как индивидуальным, так и групповым. В течение учебного года проводятся библиотечные уроки, действует дискуссионный клуб. На этих занятиях учащиеся отвлекаются от навязчивых мыслей, поднимается настроение; появляется возможность открыто высказать свою точку зрения; воспитывается сила воли, оптимизм, утверждение веры в себя; восстанавливается нервно-психический статус ребенка. Итак, как показывает наш опыт работы по использованию эстетотерапии в учебно-воспитательном процессе (непосредственно в системе дополнительного образования), данная технология эффективна. Повысился уровень мотивации к занятиям, о чем говорят данные цифры:
Применение технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся посредством красоты искусства помогает нам формировать целостную личность, в которой сочетаются умственное и физическое развитие, формируется эстетическое отношение к жизни и искусству, развиваются нравственные качества. |