Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна





Скачать 94.46 Kb.
Название Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна
Чигинцева Елена Геннадьевна
Дата 04.03.2013
Размер 94.46 Kb.
Тип Программа дисциплины
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин





Программа дисциплины


Логопедия. Нарушения голоса.


(для специальности 050715.65 «Логопедия»)





Составитель:Чигинцева Елена Геннадьевна






Магнитогорск, 2011




^

Содержание программы

Организационно-методический раздел





    1. Цели курса:

Усвоение теоретических и практических навыков и умений, которые позволяют овладеть системой восстановления голоса и творчески использовать в своей дальнейшей работе.

    1. ^ Задачи курса:

Ознакомление с механизмом формирования голоса с особенностями становления детского голоса, видами нарушений голосовой функции и приемами их исправления. Ознакомить с методикой обследования голосового аппарата. Ознакомление с содержанием работы по профилактике нарушений голоса. Ознакомить с современным состоянием проблемы нарушения голосовой функции.

    1. ^ Место курса в системе освоения профессиональной программы:

Данная дисциплина является составной частью курса логопедии, входящего в блок предметной подготовки и изучается студентами на третьем курсе на базе полученных знаний в области логопедии и медицинских дисциплин.

    1. ^ Требования к уровню усвоения содержания курса:

В процессе занятий у студентов должна быть сформирована база теоретических знаний, которая позволит провести правильную диагностику и использовать адекватный метод преодоления дефекта.


II. Содержание курса.


2.1. Разделы курса:


  1. Классификация нарушений голоса.

  2. Методика восстановления и развития голоса.


^ 2.2. Темы и краткое содержание.


Тема 1.
Анатомо- физиологические особенности голосового аппарата.

Участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующая роль коры головного мозга.

Тема 2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и современное состояние проблемы.

Значение трудов отечественных и зарубежных ученых для развития фониатрии и изучения голоса. Определение фонопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы.

Тема 3. Исследования голосового аппарата и голосовой функции.

Методы исследования – клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани. Глоттография – анализ качества смыкания голосовых складок по эл. сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Подбор речевого материала.

^ Тема 4. Классификация нарушений голоса.

Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза. Разделение патологии голоса на органическую и функциональную, каждая из которых может быть. периферической и центральной.

^ Тема 5. Органические нарушения голоса.

Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий.

^ Тема 6. Нарушения голоса при хронических ларингитах.

Формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.

^ Тема 7. Восстановление голоса после удаления гортани.

Структура дефекта при состояниях после удаления гортани – анатомические нарушения, состояние функций дыхания и связи ее с фонацией патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы.

^ Тема 8. Функциональные расстройства голосового аппарата.

Клиническая картина и характеристика нарушений голоса при парезах внутренних мышц гортани. Последовательность этапов логопедического воздействия. Причина и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы.

Функциональная афония (психогенная). Причина нарушения и особенности развития дефекта голоса. Дифференциальные признаки .

^ Тема 9. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии.

Приемы коррекции дыхания, овладение оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым. Страдающим различной патологией голоса.


^ 2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

2.3.1. Понятие силы голоса.

Подобрать упражнения для развития силы голоса. Потренироваться в проведении упражнений в группе.

2.3.2. Понятие высоты голоса.

Реализация упражнений, направленных на развитие силы и высоты голоса.

2.3.3. Понятие тембра голоса.

Подобрать упражнения для работы над тембром голоса.

2.3.4. Понятие интонации голоса.

Как при нарушениях голоса проводится коррекция интонации речи. Подобрать дидактический материал.


^ 2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.


Рефераты.

  1. Функциональные и органические нарушения голоса.

  2. Нарушения, возникающие при перегрузке голосового аппарата.

  3. Профилактика нарушений голоса у детей.

  4. Этапы развития детского голоса.


Курсовые работы.


  1. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса.

  2. Значение логопедической работы в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гортани.

  3. Психолого-педагогическая характеристика лиц с психогенными нарушениями голоса.

  4. Развитие невротических реакций при профессиональных нарушениях голоса.

  5. Нарушения голоса при заболеваниях щитовидной железы.

  6. Функциональные нарушения голоса, методика их устранения.


^ 2.5 Перечень вопросов к зачету.

  1. Раскрыть механизм голосообразования.

  2. Голос, его физиологические характеристики.

  3. Виды нарушений голоса.

  4. Нарушение голоса при перегрузке голосового аппарата.

  5. Различие функциональных и органических нарушений голоса.

  6. Особенности психического и речевого развития детей с органическим заболеванием гортани.

  7. Восстановление голоса после удаления гортани.

  8. Определить основные задачи фонопедии.

  9. Методика коррекционной работы при нарушениях голоса.

  10. Профилактика нарушений голоса.

III. Распределение часов по темам и видам работ






Всего


Аудиторные занятия


Самост. работа

лекции

практика

1. Анатомо-физиологические особенности голосового аппарата.




1

1

14

2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и современное состояние проблемы.




1

1

16

3. Исследования голосового аппарата и голосовой функции.




1

1

16

4. Классификация нарушений голоса.




2

1

16

5. Органические нарушения голоса.




2

1

16

6. Нарушения голоса при хронических ларингитах.




2

1

16

7. Восстановление голоса после удаления гортани.

8. Функциональные расстройства голосового аппарата.




3

3

26

9. Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии.




2

1

16


ИТОГО:


156

14

10

132



^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(зачет)

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


1.Филичева Т.Б «Основы логопедии». М., «Просвещение», 1989.

2. Беккер К.-П., Совак М. «Логопедия», М., «Медицина», 1981.

3. Волкова Л.С., Селиверстова В.И., «Хрестоматия по логопедии», Т. 1. М., «Владос», 1997.

4. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». М.,

«Просвещение», 1973.

5. Правдина О.В. «Логопедия». М., «Просвещение», 1969

6. Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей». М., «Просвещение», 1996г.

7. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

8. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М., 1990.

9..Большая медицинская энциклопедия, раздел «Голос», М., 1974.

10. Максакова А.И. «Развитие речевого голоса у дошкольников»/ Дошкольное воспитание/- !988, №1. .

11. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». Под ред. Л.С. Волковой, М.,2003.

12. Волкова Л.С., «Логопедия» .М., «Владос»,2002.

13. СеливерстовВ.И. «Речевые игры с детьми» М., «Владос»,1994.

14. Поварова И.А. «Компьютерные программы в реабилитации лиц с нарушением голоса», ж. Логопед, 2004 , № 4.

15. «Актуальные проблемы логопедической практики» Метод. материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посв. 100-летию проф.Н.Н. Трауготт - СПб: Изд-во «Акционер и К», 2004.

16. Логопедия: Методическое наследие: / Под ред. Л.С. Волковой. Кн. 1, «Владос», 2003


Дополнительная литература:

  1. «Основы логопедии» под ред. Филичевой Т.Б., М.. «Просвещение», 1989.

  2. «Логопедия» под ред. Беккер П., М., «Медицина», 1981.

  3. «Хрестоматия по логопедии», т. 1, под ред. Волковой Л.С., Селиверстовой В.И., М., «Владос», 1997.

  4. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», под ред. Алмазовой Е.С., М., «Просвещение», 1973.

  5. «Логопедия», под ред. Правдиной О.В., М., «Просвещение», 1969.

  6. «Коррекция речи и голоса у детей», под ред. Ермаковой И.И., М., «Просвещение», 1996 г.

VI. Отметка о рассмотрении

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № ___ от ___________

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Рабочая программа по курсу «Ринолалия. Нарушения голоса» Для студентов, обучающихся по специальности
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и...
Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению (специальности) 050715 логопедия

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 050715 «Логопедия» Москва

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon И. А. Гришанова программа итоговой государственной аттестации выпускников специальности 050715. 65

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Краткая учебно-методическая программа для специальностей: 050714. 65-олигофренопедагогика; 050715.

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Комплекс по учебной дисциплине "Логопедическая работа при нарушении слуха, зрения, интеллекта и при

Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 03 -коррекционная педагогика (логопедия,
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 03 — «Коррекционная педагогика (логопедия,...
Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031800
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности...
Программа дисциплины Логопедия. Нарушения голоса. (для специальности 050715. 65 «Логопедия») Составитель: Чигинцева Елена Геннадьевна icon Учебная программа государственного экзамена студентов факультета дошкольного и начального образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы