|
Скачать 94.46 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»Кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин ![]() Программа дисциплины
(для специальности 050715.65 «Логопедия»)
Магнитогорск, 2011^
Усвоение теоретических и практических навыков и умений, которые позволяют овладеть системой восстановления голоса и творчески использовать в своей дальнейшей работе.
Ознакомление с механизмом формирования голоса с особенностями становления детского голоса, видами нарушений голосовой функции и приемами их исправления. Ознакомить с методикой обследования голосового аппарата. Ознакомление с содержанием работы по профилактике нарушений голоса. Ознакомить с современным состоянием проблемы нарушения голосовой функции.
Данная дисциплина является составной частью курса логопедии, входящего в блок предметной подготовки и изучается студентами на третьем курсе на базе полученных знаний в области логопедии и медицинских дисциплин.
В процессе занятий у студентов должна быть сформирована база теоретических знаний, которая позволит провести правильную диагностику и использовать адекватный метод преодоления дефекта. II. Содержание курса. 2.1. Разделы курса:
^ Анатомо- физиологические особенности голосового аппарата. Участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующая роль коры головного мозга. Тема 2. Исторический аспект проблемы патологии голоса и современное состояние проблемы. Значение трудов отечественных и зарубежных ученых для развития фониатрии и изучения голоса. Определение фонопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы. Тема 3. Исследования голосового аппарата и голосовой функции. Методы исследования – клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани. Глоттография – анализ качества смыкания голосовых складок по эл. сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Подбор речевого материала. ^ Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза. Разделение патологии голоса на органическую и функциональную, каждая из которых может быть. периферической и центральной. ^ Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий. ^ Формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса. ^ Структура дефекта при состояниях после удаления гортани – анатомические нарушения, состояние функций дыхания и связи ее с фонацией патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. ^ Клиническая картина и характеристика нарушений голоса при парезах внутренних мышц гортани. Последовательность этапов логопедического воздействия. Причина и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы. Функциональная афония (психогенная). Причина нарушения и особенности развития дефекта голоса. Дифференциальные признаки . ^ Приемы коррекции дыхания, овладение оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрослым. Страдающим различной патологией голоса. ^ 2.3.1. Понятие силы голоса. Подобрать упражнения для развития силы голоса. Потренироваться в проведении упражнений в группе. 2.3.2. Понятие высоты голоса. Реализация упражнений, направленных на развитие силы и высоты голоса. 2.3.3. Понятие тембра голоса. Подобрать упражнения для работы над тембром голоса. 2.3.4. Понятие интонации голоса. Как при нарушениях голоса проводится коррекция интонации речи. Подобрать дидактический материал. ^
Курсовые работы.
^
III. Распределение часов по темам и видам работ
^ (зачет) V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1.Филичева Т.Б «Основы логопедии». М., «Просвещение», 1989. 2. Беккер К.-П., Совак М. «Логопедия», М., «Медицина», 1981. 3. Волкова Л.С., Селиверстова В.И., «Хрестоматия по логопедии», Т. 1. М., «Владос», 1997. 4. Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». М., «Просвещение», 1973. 5. Правдина О.В. «Логопедия». М., «Просвещение», 1969 6. Ермакова И.И. «Коррекция речи и голоса у детей». М., «Просвещение», 1996г. 7. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. М., 1984. 8. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М., 1990. 9..Большая медицинская энциклопедия, раздел «Голос», М., 1974. 10. Максакова А.И. «Развитие речевого голоса у дошкольников»/ Дошкольное воспитание/- !988, №1. . 11. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». Под ред. Л.С. Волковой, М.,2003. 12. Волкова Л.С., «Логопедия» .М., «Владос»,2002. 13. СеливерстовВ.И. «Речевые игры с детьми» М., «Владос»,1994. 14. Поварова И.А. «Компьютерные программы в реабилитации лиц с нарушением голоса», ж. Логопед, 2004 , № 4. 15. «Актуальные проблемы логопедической практики» Метод. материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посв. 100-летию проф.Н.Н. Трауготт - СПб: Изд-во «Акционер и К», 2004. 16. Логопедия: Методическое наследие: / Под ред. Л.С. Волковой. Кн. 1, «Владос», 2003 Дополнительная литература:
VI. Отметка о рассмотрении Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры, протокол № ___ от ___________ |