Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл





Скачать 0.54 Mb.
Название Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл
Дата 05.04.2013
Размер 0.54 Mb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии


УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии факультета

«___» ________2011 г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н.Юранева________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

ВЗ. – Профессиональный цикл

В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология».

В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная


Семестр 5

Всего учебных занятий – 72 часов

В том числе:

Аудиторных 36 часа, из них:

Лекций - 18 часов;

Лабораторных работ – 18 часов

Самостоятельная работа – 33 часа;

Контрольная работа - 1

КСР - 3

Итоговый контроль – зачёт.


Сыктывкар, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

^ Институт естественных наук

Кафедра биологии


Учебно-методический комплекс


Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

ВЗ. – Профессиональный цикл

В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология».

В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная


Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи преподавания дисциплины

Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к общепрофессиональным дисциплинам регионального компонента Государственного образовательного стандарта.

Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020200.62 - Биология.

^ Целью изучения дисциплин� является ознакомление студентов с основами общего почвоведения, вопросами генезиса и эволюции почвы, с характеристикой морфологических признаков, физических, химических и биологических свойств, плодородия, состава и режимов главнейших типов почв.

Задачами освоения дисциплины является изучение почвы, как самостоятельного природного тела и среды, в которой развиваются корневые системы высших растений и с которой связана жизнедеятельность почвенной флоры и фауны, понимание вопросов формирования почвы, путей ее сохранения и повышения плодородия; изучение потенциала урожайности полевых культур в условиях Республики Коми в связи с их биоэкологическими особенностями и технологией возделывания.

В результате изучения курса студент должен знать:

- схему почвообразовательного процесса;

- факторы почвообразования и их взаимосвязь;

- морфологические признаки почвы;

- физические, химические, биологические свойства почвы;

- состав; режимы; закономерности географического распространения почв и их характеристику;

- условия повышения плодородия почв;

- биоэкологические особенности и технологии возделывания полевых культур в условиях Севера.

После изучения курса студент должен уметь:

- правильно выделять и характеризовать генетические горизонты в почвенном профиле основных типов почв,

- давать названия почвам, используя основные принципы классификации,

  • выбирать правильные мероприятия для регулирования плодородия почв, водного, воздушного, теплового режимов почв;

  • владеть методами определения морфологического, химического состава почвенных образцов.

Преподавание курса на кафедре предусматривает текущий, промежуточный и итоговый (зачет) контроль знаний и умений студентов. Текущий и промежуточный контроль знаний студентов включает написание контрольных работ, отчеты и сдачу лабораторных работ. Контроль самостоятельной работы осуществляется по результатам написанных рефератов и конспектов (домашних работ). Итоговый контроль предполагает сдачу зачета в виде устного собеседования. К зачету допускаются студенты, прошедшие все стадии текущего и промежуточного контроля.

К данной программе прилагаются методические указания к лабораторным работам, в которые включены описания лабораторных работ, формулы для расчетов и дополнительные практические вопросы. В рабочей программе имеется перечень лабораторных работ и указания - в рамках какой темы предполагается проведение работы.

Данная программа предполагает, что студенты имеют фундаментальную подготовку по теоретическим и практическим разделам биологических и химических дисциплин в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для химико-биологических факультетов.

^ Государственные требования к уровню подготовки бакалавра

Рабочая программа «Почвоведение с основами растениеводства» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования для бакалавров, обучающихся по специальности 020400.62 – «Биология»

Бакалавр - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к дисциплинам профиля «Общая биология». Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Почвоведение с основами растениеводства» относится к циклу дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3. В5.2, дисциплины профиля «Общая биология».

В свою очередь курс «Почвоведение с основами растениеводства» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология».

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экология микроорганизмов»

Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

^ Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

«Почвоведение с основами растениеводства»

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен приобрести следующие навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: ОК-1, ОК-8; ПК-1, ПК-2, ПК-5.

ОК-1 — следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека.

ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.

ПК-1 — демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.

ПК-2 - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов.

ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

- иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;

- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

- знать экологические принципы рационального природопользования;

- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.


^ 5. Структура и содержание дисциплины «Экология микроорганизмов»

5.1. Тематический план


Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе лекций – 18 часов, лабораторных работ – 18 часов, самостоятельная работа – 33 часа. Семинарские занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1.

Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам

^ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

1.

Раздел 1. Введение в почвоведение

Тема 1. Введение. Предмет и задачи почвоведения. Почва как природное естественно-историческое тело. Глобальные биосферные функции педосферы.

Тема 2. История развития учения о почве.

4


2


2

2


2


-

2


2


-

-


-


-

-


-


-

-


-


-

2


-


2

2

^ Раздел 2. Почвообразовательный процесс и факторы почвообразования

Тема 3. Общая схема почвообразовательного процесса. Элементарные почвенные процессы. Учение о факторах почвообразования: роль климата, живых организмов, материнской горной породы и рельефа. Влияние антропогенного фактора. Происхождение почв. Выветривание горных пород (физическое, химическое, биологическое) и почвообразование. Возраст почв.



6


6



4


4



4


4



-


-



-


-



-


-



2


2

3

Раздел 3. Морфология почв

Тема 4. Морфологическое строение почвенного профиля. Почвенные генетические горизонты. Окраска почв, гранулометрический состав, структура, сложение, порозность, новообразования и включения.

12


12

10


10

2


2

-


-

-


-

8


8

2


2

4

^ Раздел 4. Главные компоненты почв

Тема 5. Минералогический и химический состав почв. Органическое вещество почв.


22




20



8



-




-




12




2





4

Гипотезы гумификации. Гумусное состояние почв. Экологическая роль гумуса.

Тема 6. Поглотительная способность почв. Почвенный поглощающий комплекс. Кислотность и щелочность почв. Буферная способность почв.



9


13



8


12



4


4



-


-



-


-



4


8



1


1

5

Раздел 5. Свойства почв

Тема 7. Гидротермические и физико-механические свойства почв. Режимы почвообразования: водный, тепловой, воздушный, окислительно-восстановительный.

Тема 8. Плодородие почв. Факторы плодородия. Оценка плодородия. Особенности требований культурных растений к почвам.

11


8


3

8


6


2

4


2


2

-


-


-

-


-


-

4


4


-

3


2


1

6

^ Раздел 6. Типы почв и их систематика.

Тема 9. Основы систематики почв. Принципы диагностики почв. Оценка режимов почвообразования. Закономерности географического распространения почв. Широтная зональность и высотная поясность почвенного покрова. Структура почвенного покрова. Характеристика типов почв: тундровой, таежной, лесной, лесостепной, степной зон. Интразональные почвы.


16


16


14


14


10


10


-


-


-


-


4


4


2


2

7

^ Раздел 7. Основы растениеводства.

Тема 10. Факторы жизни растений и законы земледелия. Принципы и системы рационального землепользования. Понятие о системе земледелия.


9


3


6


2


6


2


-


-


-


-


-


-


3


1

7

Тема 11. Рациональные системы удобрений. Агротехническая защита почв от эрозии. Мелиорация и рекультивация земель.

Тема 12. Управление развитием растений, урожаем и качеством продукции. Научные основы программирования урожаев.



3


3



2


2



2


2



-


-



-


-



-


-



1


1




Итого:

72

36

18

-

-

18

33

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Введение в почвоведение

Тема 1. Введение. Предмет и задачи почвоведения. Почва как природное естественно-историческое тело. Глобальные биосферные функции педосферы (2 часа)

^ Студент должен знать: предмет и задачи почвоведения, роль почвы в природе и обществе, особенности почвы как природного тела, биосферные функции почвы и ее сельскохозяйственное значение, методы исследования почвы, историю развития почвоведения, русских ученых-почвоведов, вклад русских ученых в развитие науки.

^ Студент должен уметь: давать определение почвы, определять полифункциональность, поликомпонентность почвы.

Содержание темы: Почва как компонент биосферы и наземных биогеоценозов Причинно-следственное значение почвы в функционировании биосферы и биогеоценозов. Почвоведение как естественно - историческая наука. Почва - обладатель продукционной способности, носитель плодородия, основное средство сельскохозяйственного производства. Значение почвоведения в сельском и лесном хозяйстве, горной промышленности, здравоохранении, строительстве.

Определение почвы. Место и роль почвы в природе. Охрана и рациональное использование почвы – составная часть охраны окружающей среды в целом и рационального природопользования. Взаимосвязь почвоведения со смежными, естественными, агрономическими и экономическими науками.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М. А., Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Белобров В. П., Замотаев И. В., Овечкин С. В. География почв с основами почвоведения : учеб.пособие для студ. пед.вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352 с.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.


Тема 2. История развития учения о почве (2 часа)

Самостоятельная работа: подготовить конспект, где отметить.

Основные периоды и важнейшие даты в истории почвоведения. Вклад М.В. Ломоносова в развитие знаний о почвах. Зарождение картографии русских почв в связи с кадастровыми работами XIX века. Докучаев В.В. и его роль в становлении и развитии генетического почвоведения. Выдающиеся ученики и последователи Докучаева В.В., Сибирцев Н.М., Высоцкий Г.Н., Морозов С.С., Глинка К.Д., Вернадский В.И., Танфильев Г.И. Роль Костычева П.А., Коссовича П.С., Гедройца К.К., Вильямса В.Р., Прасолова Л.И., Неуструева С.С., Геммерлинга В.В., Захарова С.А., Полынова Б.Б., Тюрина И.В., Афанасьева Я.Н. в развитии различных направлений и проблем почвоведения. Организация и развитие почвоведения в России, его главнейшие направления и задачи в развитии современной  науки и народного хозяйства.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Классификация почв России. М., 1997.

Розанов Б. Г. Почвенный покров земного шара. Изд. Моск. Ун-та, 1977.


Раздел 2. Почвообразовательный процесс и факторы почвообразования

Тема 3. Общая схема почвообразовательного процесса. Элементарные почвенные процессы. Учение о факторах почвообразования: роль климата, живых организмов, материнской горной породы и рельефа. Влияние антропогенного фактора. Возраст почв (4 часа)

^ Студент должен знать: общую схему почвообразовательного процесса, элементарные почвенный процессы, факторы почвообразования и их влияние на почвообразовательный процесс.

^ Студент должен уметь: формулировать понятия: элементарный почвенный процесс, фактор почвообразования, абсолютный и относительный возраст почв, почвообразующие породы.

^ Содержание темы: Выветривание горных пород и почвообразование. Общая схема почвообразования. Стадийность почвообразования. Эволюция почв. Баланс вещества в почвообразовании. Почвообразовательные микропроцессы (по А.А.Роде). Элементарные почвенные процессы (ЭПП).

Факторы почвообразования. В.В.Докучаев и учение о факторах почвообразования. Взаимосвязь и взаимообусловленность факторов почвообразования. Деятельность человека как фактор почвообразования.

Климат. Роль солнечной радиации в почвообразовании. Радиационный баланс. Планетарные термические пояса. Роль атмосферных осадков в почвообразовании. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. Влагообеспеченность различных природных зон. Совместное влияние атмосферных осадков и тепла.

Почвообразующие породы. Роль горных пород в почвообразовании. Влияние породы на гранулометрический и химический состав почв, физические и физико-химические свойства, скорость почвообразования.

Рельеф. Прямая и косвенная роль рельефа в почвообразовании. Понятие о макро-, мезо- и микрорельефе.

Биологический фактор. Значение живого вещества в почвообразовании. Сущность биологического круговорота. Роль растений в почвообразовании. Особенности почвообразования под лесной и травяной растительностью. Связь химического состава растительного опада с процессами почвообразования. Роль животных в почвообразовании. Роль микроорганизмов в почвообразовании и развитии растений. Роль хозяйственной деятельности человека в изменении биологического круговорота и трансформации почв и почвенного покрова.

Время. Абсолютный и относительный возраст почв. Эволюция почв.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М. А., Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Элементарные почвообразовательные процессы. Опыт концептуального анализа, характеристика, систематика. М., Наука, 1992.

Соколов И. А. Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Розанов А. Б., Розанов Б. Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.

Самостоятельная работа (2 часа): Проработать в виде конспекта следующие вопросы.

Учение В. В. Докучаева о почве как о самостоятельном природном теле и как о продукте взаимодействия факторов почвообразования. В.В. Докучаев о значении каждого из факторов почвообразователей, о совокупности их взаимодействия. Факторы и условия почвообразования.

Типы  растительных формаций  и характер почвообразования.

Изменение биологиче­ского круговорота, водно-физических и химических свойств при распашке почв и использовании земель в качестве сенокосов и пастбищ. Эрозия распаханных почв. Почвенно-геохимическое перераспределение удобрений и пестицидов в ландшафтах. Влияние орошения и осушения на свойства почвы. Влияние мелиорации засоленных, кислых и щелочных почв на их свойства.

Потребление азота и зольных элементов различными типами растительности. Понятие о коэффициенте биологической аккумуляции минеральных веществ и емкости круговорота.

Возврат минеральных веществ в почву. Количество и химический состав опада. Скорость разложения опада. Понятие об интенсивности круговорота. Особенности биологического круговорота в агроценозах.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Элементарные почвообразовательные процессы. Опыт концептуального анализа, характеристика, систематика. М., Наука, 1992.

Соколов И. А. Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Розанов А. Б., Розанов Б. Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.



Раздел 3. Морфология почв

Тема 4. Морфологическое строение почвенного профиля. Почвенные генетические горизонты. Окраска почв, гранулометрический состав, структура, сложение, порозность, новообразования и включения (2 часа)

^ Студент должен знать: морфологическое строение почвенного профиля, почвенные генетические горизонты, характерные особенности их морфологии.

Студент должен уметь: выделять почвенные генетические горизонты в профиле почвы на основе морфологических признаков, определять гранулометрический состав, структуру, новообразования и включения почвенного образца.

^ Содержание темы: Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Образование почвенных горизонтов, их отличие от литологических слоев. Органогенные горизонты: торфяный, подстилка, гумусовый, перегнойный, дернина, пахотный. Элювиальные горизонты: подзолистый, лессивированный, осолоделый, элювиально-глеевый, сегрегированный. Иллювиальные горизонты: глинисто-иллювиальный, железисто-иллювиальный, гумусово-иллювиальный, солонцовый. Метаморфические горизонты: сиаллитно-метаморфический, ферралитно-метаморфический. Гидрогенно-аккумулятивные горизонты: солевой, гипсовый, карбонатный, ожелезненный, конкреционный, окремнелый. Глеевый горизонт. Сложение и состав горизонтов различных типов. Диагностика почвенных горизонтов.

Морфологические свойства почв. Окраска. Сложение. Гранулометрический состав. Классификация почв по гранулометрическому составу. Структура почв. Факторы агрегирования почвенной массы. Систематика почвенной структуры и ее диагностическое значение. Новообразования почв. Почвенные включения. Плотность почвы. Плотность твердой фазы почвы. Пористость почвы. Распределение пор по размерам и их классификация. Общая и дифференциальная пористость.

^ Лабораторная работа № 1. Методы исследования почвенного покрова. Морфологическое строение почвы. Отбор и подготовка почвенных образцов к анализу. (4 часа).

Лабораторная работа № 2. Определение гранулометрического (механического) состава почв. Определение структурности почвы, сложения, новообразований и включений (4 часа).

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

^ Самостоятельная работа (2 часа): изучить вопросы о почвообразующих породах России и Республики Коми, содержании минералов в породах и почвах, понятие об агроэкологической оценке гранулометрического состава почв, факторах, условиях и механизмах формирования агрономически ценной структуры, проведение мероприятий по оптимизации структуры почвы.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Соколов И. А.Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.


Раздел 4. Главные компоненты почв

Тема 5. Минералогический и химический состав почв. Органическое вещество почв. Гипотезы гумификации. Гумусное состояние почв. Экологическая роль гумуса (4 часа)
Студент должен знать:
минералогический и химический состав почв, виды органического вещества почв, гипотезы гумификации, экологическую роль гумуса. Иметь понятие о периоде биологической активности (ПБА) и степени насыщенности основаниями.

^ Студент должен уметь: определять содержание гумуса в почвенном образце, давать оценку гумусному состоянию почв, предлагать мероприятия по увеличению содержания гумуса, определять каталазную активность почв.

^ Содержание темы: Минеральная часть почв. Минералы, слагающие твердую фазу почв. Первичные и вторичные минералы. Тонкодисперсные (глинистые) минералы, их основные группы. Структура и свойства минералов групп каолинита, слюд и гидрослюд, монтморилонита, почвенных хлоритов. Трансформация глинистых минералов при почвообразовании. Свойства почв, определяемые глинистыми минералами: ионообменная способность, буферность, липкость, пластичность.

Органическое вещество почв. Источники органического вещества почв. Понятие о минерализации и гумификации. Влияние внешних условий на процессы трансформации органического вещества. Гипотезы гумификации. Компоненты органического вещества почв и их номенклатура. Специфические (гуминовые) и неспецифические соединения почвенного гумуса. Основные группы гумусовых веществ: гуминовые кислоты, фульвокислоты, гумин, их особенности и роль в почвообразовании.

Период биологической активности (ПБА) и степень насыщенности основаниями как факторы, определяющие гумусное состояние почв. Основные показатели гумусного состояния почв. Групповой и фракционный состав гумуса. Гумусное состояние почв основных типов. Влияние гумуса на физические и химические свойства почв. Географические закономерности гумусообразования. Изменение гумусного состояния почв при различных формах антропогенного воздействия.

^ Лабораторная работа № 3. Определение содержания гумуса в почвах по Тюрину в модификации Цыпленкова (4 часа).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В. А.Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Тейт Р. Органическое вещество почвы. М.: Наука, 1991.

Орлов Д. С. Гумусовые кислоты почв и общая теория гумификации. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Орлов Д. С., Бирюкова О. Н., Суханова Н. И. Органическое вещество почв Российской Федерации. М., 1996.

Бабьева И. П., Зенова Г. М. Биология почв. М., 1989.


Самостоятельная работа (1 час): Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1. Общие физические свойства почвы (плотность, плотность твердой ее фазы, скважность).

  2. Физико-механические свойства ее (пластичность, липкость, набухание, усадка, связность, твердость, удельное сопротивление почвы при обработке).

  3. Влияние гранулометрического состава, гумусированности и состава обменных катионов на физические и физико-химические свойства почвы.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Соколов И. А. Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.


Тема 6. Поглотительная способность почв. Почвенный поглощающий комплекс. Кислотность и щелочность почв. Буферная способность почв (4 часа)

Студент должен знать: структуру почвенного поглощающего комплекса, состав обменных катионов и емкость катионного обмена главнейших типов почв, типы почвенной кислотности, роль ионов водорода и алюминия в формировании почвенной кислотности.

^ Студент должен уметь: определять кислотность почв потенциометрическим методом, сумму обменных оснований почвенных образцов, на основании полученных результатов делать заключение о применении методов, снижающих или повышающих кислотность.

^ Содержание темы: Поглотительная способность почв. Виды поглотительной способности почв. Почвенный поглощающий комплекс, строение и активные центры. Емкость катионного обмена почв и факторы, ее определяющие. Обменные катионы и анионы. Состав обменных катионов и емкость катионного обмена главнейших типов почв. Влияние обменных катионов на свойства почв. Обменные катионы и обменные основания. Почвы, насыщенные и ненасыщенные основаниями. Степень насыщенности почв основаниями. Влияние минералогического состава, содержания и состава органического вещества на емкость катионного обмена. почв.

Кислотность и щелочность почв. Актуальная и потенциальная почвенная кислотность. Обменная и гидролитическая кислотность. Роль ионов водорода и алюминия в формировании почвенной кислотности. Щелочность почв. Буферная способность почв.

^ Лабораторная работа № 4. Определение кислотности почв потенциометрическим методом (4 часа).

Лабораторная работа № 5. Определение обменных катионов и емкости поглощения (определение суммы обменных оснований; обменных кальция и магния, поглощенного натрия) (4 часа).

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М. А., Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Розанов А. Б., Розанов Б. Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.

Соколова Т. А., Дронова Т. Я. Изменение почв под влиянием кислотных выпадений. М.: Изд-во МГУ, 1993. 64 с.

Самостоятельная работа (1 час): Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1. Почвенные коллоиды, их происхождение, состав, строение, свойства.

  2. Поглотительная способность почвы и ее виды.

  3. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК), состав его в различных типах почв и влияние на агрономические их свойства.

  4. Степень насыщенности почвы основаниями.

  5. Природа почвенной кислотности, актуальная и потенциальная кислотность почвы.

  6. Обменная и гидролитическая кислотности почвы.

  7. Виды почвенной щелочности.

  8. Буферность почвы.

  9. Приемы оптимизации реакции почвенной среды (известкование, гипсование, кислование).

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Соколов И. А.Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.


Раздел 5. Свойства почв

Тема 7. Гидротермические и физико-механические свойства почв. Режимы почвообразования: водный, тепловой, воздушный, окислительно-восстановительный (2 часа)

Студент должен знать: формы воды в почве, почвенно-гидрологические константы, типы водного режима почв. Формы и состав почвенного воздуха. Воздушный режим почв.

^ Студент должен уметь: определять гигроскопическую воду в почве.

Содержание темы: Вода в почве. Формы воды в почве: гравитационная, капиллярная, адсорбированная. Почвенно-гидрологические константы: полная влагоемкость (водовместимость), полевая (наименьшая, предельная полевая) влагоемкость. Типы водного режима почв. Влагообеспеченность различных климатических зон. Методы исследования водно-физических свойств, водного режима и влажности почв.

Почвенный воздух. Формы и состав почвенного воздуха. Дыхание почвы. Аэрация и воздушные свойства почв. Воздушный режим почв.

Связь гидротермического режима почв с характером растительности, особенностями функционирования почвенной биоты и процессами почвообразования.

Почвенный раствор. Химический состав, концентрация, реакция почвенного раствора. Окислительно-восстановительные процессы и режимы.

^ Лабораторная работа № 6. Определение влагоемкости почвы и гигроскопической воды (4 часа).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

  1. Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

  2. Глазовская М. А., Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

  3. Розанов Б. Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Дополнительная:

Белобров В.П., Замотаев И. В., Овечкин С. В. География почв с основами почвоведения : учеб. пособие для студ. пед. вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352с.

Почвоведение. Под ред. В. А. Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Классификация почв России. М., 1997.

Бабьева И. П., Зенова Г. М. Биология почв. М., 1989.

Самостоятельная работа (2 часа): Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1. Категории и виды воды в почвах.

  2. Водные свойства почв (водопроницаемость, водоподъемность и влагоудерживающая способность почв).

  3. Виды влагоемкости почвы. Почвенно-гидрологические константы.

  4. Баланс воды в почве и его регулирование.

  5. Почвенный воздух, его состав, свойства и воздушный режим.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Белобров В. П., Замотаев И. В., Овечкин С. В. География почв с основами почвоведения : учеб. пособие для студ. пед. вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352с.

Почвоведение. Под ред. В. А.Ковды и Б. Г. Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Тейт Р. Органическое вещество почвы. М.: Наука, 1991.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Соколов И. А.Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Орлов Д. С., Бирюкова О. Н., Суханова Н. И. Органическое вещество почв Российской Федерации. М., 1996.

Тема 8. Плодородие почв. Факторы плодородия. Оценка плодородия. Особенности требований культурных растений к почвам (2 часа)

Студент должен знать: категории почвенного плодородия, факторы и условия плодородия почв, методы оценки плодородия почв. Процесс окультуривания и степень окультуренности почв, факторы почвообразования на пахотных землях.

^ Студент должен уметь: формулировать понятие о почвенном плодородии, определять уровень плодородия и управлять им.

Содержание темы: Понятие о почвенном плодородии. Относительный характер почвенного плодородия. Категории почвенного плодородия. Факторы и условия плодородия почв. Оценка плодородия почв. Изменение плодородия почв в процессе их сельскохозяйственного использования. Воспроизводство плодородия. Процесс окультуривания и степень окультуренности почв. Понятие об агрогенных почвах. Факторы почвообразования на пахотных землях. Свойства агрогенных почв и подходы к их классификации. Оптимальные параметры почвенного плодородия. Управление почвенным плодородием.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М. А., Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Дополнительная:

Герасимова М. И., Строганова М. Н., Можарова Н. В., Прокофьева Т. В. Антропогенные почвы (генезис, география, рекультивация) / Под ред. акад. РАН Г. В. Добровольского. Смоленск: Ойкумена, 2003. 268 с.

Почвоведение. Под ред. В. А.Ковды и Б. Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Тейт Р. Органическое вещество почвы. М.: Наука, 1991.

Забоева И. В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Орлов Д. С. Гумусовые кислоты почв и общая теория гумификации. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Розанов А. Б., Розанов Б. Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.

Соколова Т. А., Дронова Т. Я. Изменение почв под влиянием кислотных выпадений. М.: Изд-во МГУ, 1993. 64 с.

Самостоятельная работа (1 час): Подготовить конспект по следующим вопросам:

  1. Виды эрозии, диагностика, свойства, классификация эродированных почв.

  2. Водная эрозия почв, виды и условия ее проявления, мероприятия по защите почв от водной эрозии.

  3. Охрана почв и проблемы почвенного мониторинга.

  4. Группировка применяемых в сельском хозяйстве удобрений. Расчет доз удобрений под планируемый урожай.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В. Антропогенные почвы (генезис, география, рекультивация) / Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского. Смоленск: Ойкумена, 2003. 268 с.

Почвоведение. Под ред. В.А.Ковды и Б.Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Тейт Р. Органическое вещество почвы. М.: Наука, 1991.

Забоева И.В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Орлов Д.С. Гумусовые кислоты почв и общая теория гумификации. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Розанов А.Б., Розанов Б.Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.

Соколова Т.А., Дронова Т.Я. Изменение почв под влиянием кислотных выпадений. М.: Изд-во МГУ, 1993. 64 с.


Раздел 6. Типы почв и их систематика.

Тема 9. Основы систематики почв. Принципы диагностики почв. Оценка режимов почвообразования. Закономерности географического распространения почв. Широтная зональность и высотная поясность почвенного покрова. Структура почвенного покрова. Характеристика типов почв: тундровой, таежной, лесной, лесостепной, степной зон. Интразональные почвы (10 часов)

^ Студент должен знать: основы систематики почв, принципы диагностики, оценку режимов почвообразования. Закономерности географического распространения почв, широтную зональность и высотную поясность почвенного покрова.

^ Студент должен уметь: давать характеристику типов почв: тундровой, таежной, лесной, лесостепной, степной зон, интразональным почвам.

Содержание темы: Основы систематики почв. Принципы диагностики почв: профильный метод, комплексный подход, сравнительно-географический анализ, оценка режимов почвообразования. Диагностические признаки почв. Концепция диагностических горизонтов почв.

Различные подходы к классификации почв. Принципы построения почвенных классификаций. Общие и прикладные классификации почв. Русская школа классификации почв. Схемы В.В.Докучаева, Н. М. Сибирцева, К.Д.Глинки. Эколого-генетическая система (М. А. Глазовская). Историко-генетическая система (В.А.Ковда). Базовая классификационная схема Б.Г.Розанова. Новая классификация почв России. Почвенная таксономия США. Классификация почв ФАО-ЮНЕСКО. Международная работа по классификации почв. Современное состояние и проблемы классификации почв.

^ Почвенно-географическое районирование

Закономерности географического распространения почв. Широтная зональность и высотная поясность почвенного покрова. Структура почвенного покрова.

^ Тундровая зона

Криогенные почвы. Особенности почвообразования в условиях многолетней и длительной сезонной мерзлоты. Криотурбации. Особенности выветривания, биологического круговорота веществ, режимов почвообразования. Распространение криогенных почв. Тундровые глеевые почвы. Распространение, условия почвообразования, водный и тепловой режимы, систематика, диагностика, свойства, генезис, хозяйственное использование. Специфика почвообразования в лесотундре – переходной полосе от тундры к тайге.

^ Таежно-лесная зона

Болотные почвы. Грунтовое, внутрипочвенное и поверхностное избыточное увлажнение почв, кратковременное, сезонное и постоянное переувлажнение почв. Распространение болотных почв в разных природных зонах. Торфообразование, торфонакопление и оглеение. Типы и подтипы болотных почв, их диагностика свойства. Гидрологическая роль болот. Заболачивание почв. Использование и мелиорация болотных и заболоченных почв.

Подзолистые почвы. Распространение, условия почвообразования, водный и тепловой режимы, особенности биологического круговорота веществ, систематика, диагностика, свойства. Глееподзолистые, подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Подзолы. История изучения и современные взгляды на генезис подзолистых почв. Особенности сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования подзолистых почв. Окультуривание подзолистых почв, его особенности для разных подтипов.

Болотно-подзолистые почвы. Распространение, условия почвообразования, водный и тепловой режимы, особенности биологического круговорота веществ, систематика, диагностика, свойства, генезис, особенности сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования и мелиорации.

Дерновые почвы. Формирование дерновых почв на карбонатных и бескарбонатных плотных породах. Дерново-карбонатные почвы. Дерновые кислые почвы. Дерновые почвы на рыхлых породах.

^ Почвы лесостепной и степной зоны

Серые лесные почвы. Распространение, условия почвообразования, водный и тепловой режимы, особенности биологического круговорота веществ, систематика, диагностика, свойства, генезис, особенности сельскохозяйственного использования. Серые лесные глеевые почвы.

Черноземы. Распространение, условия почвообразования, водный и тепловой режимы, особенности биологического круговорота веществ, систематика, диагностика, свойства, генезис, особенности сельскохозяйственного использования. “Русский чернозем” В.В.Докучаева. Лугово-черноземные почвы.

Каштановые почвы. Распространение, условия почвообразования, тепловой и водный режимы, особенности биологического круговорота веществ, систематика, диагностика, свойства, генезис, особенности сельскохозяйственного использования. Лугово-каштановые почвы.

Происхождение и аккумуляция солей в почвах. Засоление почв. Систематика, диагностика, свойства, генезис солончаков. Солончаковатые и солончаковые почвы. Систематика засоленных почв по степени и типу засоления. Вторичное засоление почв при орошении и борьба с ними. Солонцы и солоди. Современные взгляды на генезис солонцов. Щелочность почв, ее генезис. Образование соды.

^ Почвы пойм и дельт рек

Аллювиальные почвы. Особенности почвообразования в поймах и дельтах: гидрологический режим, отложение аллювия в разных частях поймы. Типы и подтипы аллювиальных почв: дерновые, луговые, лугово-болотные, болотные, их диагностика, генезис, свойства, особенности сельскохозяйственного использования. Особенности аллювиальных почв в разных природных зонах.

^ Специфика почвообразования в горных странах

Условия почвообразования. Генетические особенности, классификация, диагностика и основные свойства горных почв. Основные закономерности вертикальной поясности. Специфика почвообразования в различных областях Урала и Тимана.

^ Лабораторная работа № 7. Особенности строения и свойств подзолистых почв (4 часа).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400 с.

Путеводитель научной почвенной экскурсии. Лесная зона (сезонно-промерзающие почвы). Сыктывкар, 2002. 100 с. (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН).

Розанов Б.Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

Дополнительная:

Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения : учеб. пособие для студ. пед. вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352с.

Почвоведение. Под ред. В.А.Ковды и Б.Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Классификация почв России. М., 1997.

Забоева И.В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. М., 1984.

Розанов Б.Г. Почвенный покров земного шара. Изд. Моск. Ун-та, 1977.

Самостоятельная работа (2 часа): Подготовить конспекты по следующим вопросам:

  1. Законы географии почв (законы горизонтальной и вертикальной зональности почв, аналогичных топографических рядов, фациальности почв).

  2. Классификации почв, принципы их составления, многообразие почв в природе, таксономические и генетические подразделения.

  3. Географические подразделения почвенного покрова, природно-сельскохозяйственное районирование почв. Структура почвенного покрова.

  4. Подзолистые почвы, генезис, строение, свойства, классификация и агрономическая оценка.

  5. Дерновые почвы, экология и современные представления о дерновом процессе.

  6. Болотные почвы. Генезис, строение свойства, классификация и агрономическая оценка Болотно-подзолистых, низинных и верховых болотных почв.

  7. Мероприятия по повышению плодородия почв таежно-лесной зоны.

  8. Генезис, строение, свойства, классификация серых лесных почв.

  9. Экологические условия черноземообразования, генезис черноземов в историческом аспекте и современные представления.

  10. Лугово-черноземные почвы (генезис, строение, свойства, классификация).

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения : учеб. пособие для студ. пед. вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352с.

Почвоведение. Под ред. В.А.Ковды и Б.Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Классификация почв России. М., 1997.

Забоева И.В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Путеводитель научной почвенной экскурсии. Лесная зона (сезонно-промерзающие почвы). Сыктывкар, 2002. 100 с. (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН).

Орлов Д.С., Бирюкова О.Н., Суханова Н.И. Органическое вещество почв Российской Федерации. М., 1996.

Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. М., 1984.

Розанов Б.Г. Почвенный покров земного шара. Изд. Моск. Ун-та, 1977.


Раздел 7. Основы растениеводства.

Тема 10. Факторы жизни растений и законы земледелия. Принципы и системы рационального землепользования. Понятие о системе земледелия (2 часа)

Студент должен знать: факторы жизни растений и законы земледелия, принципы и системы рационального землепользования, понятие о системе земледелия.

^ Студент должен уметь: давать характеристику агротехническим приемам выращивания кормовых трав, кормовых корнеплодов, зерновых, овощных, плодовых культур в условиях севера.

^ Содержание темы: Состав и питание растений. Понятие о питании растений. Воздушное и корневое питание растений. Химический состав растений (сухое вещество, вода). Состав сухого вещества. Органические и минеральные соединения, определяющие качество сельскохозяйственной продукции (белки, сахара, клетчатка, витамины и др.) Элементный состав растений. Химические элементы, необходимые растениям. Внешние признаки недостатка элементов питания в растении. Потребность растений в элементах питания.

Понятие о системе земледелия. Интенсивные системы земледелия и их научные основы. Составные части системы земледелия. Значение правильных севооборотов в получении высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Мелиорация и рекультивация почв как методы повышения и восстановления плодородия. Научные и производственные основы обработки почв. Зяблевая обработка почв с лущением стерни. Паровая обработка почвы: чистые пары (черный, ранний), кулисный, занятый, их значение и условия применения. Предпосевная обработка под яровые и озимые культуры.

Основные факторы жизни растений и способы их регулирования в земледелии. Воспроизводство плодородия почвы в интенсивном земледелии. Приемы создания глубокого плодородного пахотного слоя дерново-подзолистой почвы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвоведение. - М.: Колос, 2003 г.

Баздырев Г. И., Лошаков В. Г., Пупонин А. И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

Дополнительная:

Почвоведение. Под ред. В.А.Ковды и Б.Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Забоева И.В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Вавилов П.П. и др. Растениеводство. М.: Колос, 1986. – 512 с.

Самостоятельная работа (1 час): Познакомиться с биологическими особенностями и агротехникой основных сельскохозяйственных культур в условиях среднетаежной зоны (рискованного земледелия) (картофель, моркови, свеклы, капусты), методами выгонки и доращивания овощных культур; с инфекционными болезнями растений, их причинами и внешними проявленими, а также с системой мероприятий по их защите капусты от вредителей и болезней.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. Изд. центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2004 г.

Ковриго В. П., Кауричев И. С., Бурлакова Л. М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000 г.

Муха В. Г., Картамашев Н. И. Агропочвоведение. - М.: Колос, 2003 г.

Баздырев Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

Васильев И. П., Туликов А.М. Практикум по земледелию. – М.: КолосС, 2004 – 424 с.


^ Тема 11. Рациональные системы удобрений. Агротехническая защита почв от эрозии. Мелиорация и рекультивация земель (2 часа)

Студент должен знать: типы удобрений и их применение, рациональные системы удобрений, методы агротехнической защиты почв от эрозии, мелиорации и рекультивации земель.

^ Студент должен уметь: формулировать понятие об удобрениях, их видах и типах, рассчитывать дозы удобрений для различных сельскохозяйственных культур.

Содержание темы: Удобрения и их применение. Понятие об удобрениях. Основные критерии классификации удобрений (состав, конструкция, технология получения, характер действия, происхождение, агрегатное состояние, концентрация питательных веществ). Минеральные, органические, органо-минеральные и бактериальные удобрения. Простые и комплексные. Прямые и косвенные. Промышленные и местные удобрения. Твердые, жидкие. Низко концентрированные, концентрированные, высококонцентрированные, ультра высококонцентрированные удобрения. Способы выражения количеств удобрений - физическая масса удобрений, масса действующего питательного вещества, условные единицы. Способы и сроки внесения удобрений. Допосевное (основное) внесение. Припосевное удобрение. Послепосевное внесение удобрений (подкормка). Запасное внесение удобрений. Сочетание разных способов внесения удобрений.

Классификация севооборотов, схемы и ротация севооборотов. Характеристика групп предшественников в севообороте. Промежуточные культуры в севообороте, их классификация и значение в сельскохозяйственном производстве и плодородии почв. Приемы и способы обработки почвы.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Дополнительная:

Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000 г.

Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвоведение - М.: Колос, 2003 г.

Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

^ Самостоятельная работа (1 час): написать конспект на одну из предложенных тем (по выбору):

    1. Классификация химических средств защиты растений.

    2. Влияние внешних факторов на питание растений.

3. Отношение растений к кислой реакции почвы. Известкование почв. Известковые удобрения.

  1. Роль азота в жизни растений. Азотные удобрения.

  2. Роль фосфора в жизни растений. Фосфорные удобрения.

  3. Роль калия в жизни растений. Калийные удобрения.

  4. Роль органических удобрений в плодородии почв и жизни растений. Органические удобрения. Способы и сроки внесения.

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. Изд. центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2004 г.

Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000 г.

Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвоведение - М.: Колос, 2003 г.

Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

Васильев И.П., Туликов А.М. Практикум по земледелию – М.: КолосС, 2004 – 424 с.


^ Тема 12. Управление развитием растений, урожаем и качеством продукции. Научные основы программирования урожаев (2 часа)

Студент должен знать: методы управления развитием растений в условиях открытого и закрытого грунта, научные основы программирования урожаев.

^ Студент должен уметь: использовать научные основы программирования урожаев на практике.

Содержание темы: Удобрения - основной фактор повышения урожаев. Влияние удобрений на качество урожая (увеличение сроков хранения овощей и плодов, повышение сахаристости свеклы, увеличение содержание белка в пшенице, крахмала в картофеле и т. д.). Возможные экологические проблемы применения удобрений. Пути возможного загрязнения окружающей среды удобрениями. Возможное негативное влияние удобрений на окружающую среду: ухудшение свойств и снижение плодородия почв, снижение качества продукции, эвтрофикация природных вод, загрязнение атмосферы.

Растениеводство как одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Классификация и общее знакомство с основными группами сельскохозяйственных растений.

Семена и посев сельскохозяйственных культур. Значение качества посевного материала. Посевные качества семян: чистота, всхожесть, влажность, масса 1000 семян. Подготовка семян к посеву. Нормы высева, сроки и способы посева.

^ Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

Дополнительная:

Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000 г.

Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвоведение - М.: Колос, 2003 г.

Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. Серия: Экологический мониторинг в образовательных учреждениях. Вып. 5. СПб.: «Крисмас+», 2000. 164 с.

Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

Васильев И.П., Туликов А.М. Практикум по земледелию – М.: КолосС, 2004 – 424 с.

^ Самостоятельная работа (1 час): Изучить практические методы оценки показателей экологического состояния почвы. Общий обзор методов. Оценка загрязнения окружающей среды различными методами (в том числе по видовому составу растений и их состоянию).

^ Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. Изд. центр «МарТ» Москва – Ростов-на-Дону, 2004 г.

Ковриго В.П. , Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии М.: Колос, 2000 г.

Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвоведение - М.: Колос, 2003 г.

Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

Васильев И.П., Туликов А.М. Практикум по земледелию – М.: КолосС, 2004 – 424 с.


^ КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ


Дисциплина «ПОЧВОВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ РАСТЕНИЕВОДСТВА»

ВЗ. – Профессиональный цикл

В3. В5. Дисциплины профиля «Общая биология».

В3. В5.2 – Почвоведение с основами растениеводства

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная


Число студентов

Список литературы

Кол-во

экземп.

Кол-во экземп. на 1 студента



17




Основная литература:


1. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учебник для вузов. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. 496 с.

2. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения : Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995; 2005. 400с.

3. Розанов Б.Г. Морфология почв: учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.

4. Муха В.Г., Картамашев Н.И. Агропочвове-дение - М.: Колос, 2003 г.

5. Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.: КолосС, 2004 – 552 с.

6. Путеводитель научной почвенной экскурсии. Лесная зона (сезонно-промерзающие почвы). Сыктывкар, 2002. 100 с. (Институт биологии Коми НЦ УрО РАН).


Дополнительная литература:

Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения : учеб.пособие для студ. пед.вузов. Доп. УМО. М.: Академия, 2004. 352с.

Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В. Антропогенные почвы (генезис, география, рекультивация) / Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского. Смоленск: Ойкумена, 2003. 268 с.

Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. Серия: Экологический мониторинг в образовательных учреждениях. Вып. 5. СПб.: «Крисмас+», 2000. 164 с.

Почвоведение. Под ред. В.А.Ковды и Б.Г.Розанова. В 2-х томах. М., Высшая школа, 1988.

Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах (экологическое значение почв). М., 1990.

Классификация почв России. М., 1997.

Тейт Р. Органическое вещество почвы. М.: Наука, 1991.

Забоева И.В. Почвы и земельные ресурсы Коми АССР. Сыктывкар, 1975.

Соколов И.А.Теоретические проблемы генетического почвоведения. Новосибирск, 1993.

Орлов Д.С. Гумусовые кислоты почв и общая теория гумификации. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Почвенные ресурсы севера, их использование, повышение продуктивности и охрана / Труды Коми НЦ УрО РАН. № 132. Сыктывкар, 1993.

Элементарные почвообразовательные процессы. Опыт концептуального анализа, характеристика, систематика. М., Наука, 1992.

Орлов Д.С., Бирюкова О.Н., Суханова Н.И. Органическое вещество почв Российской Федерации. М., 1996.

Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. М., 1984.

Розанов Б.Г. Почвенный покров земного шара. Изд. Моск. Ун-та, 1977.

Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. М., 1989.

Кузнецов М.С., Глазунов Г.П. Эрозия и охрана почв. М., 1996.

Розанов А.Б., Розанов Б.Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв. Итоги науки и техники, сер. почвоведение и агрохимия, том 7. Изд. ВИНИТИ, 1990.

Соколова Т.А., Дронова Т.Я. Изменение почв под влиянием кислотных выпадений. М.: Изд-во МГУ, 1993. 64 с.



0


5+10


18


0


0


14


5


2


1


1


0

1


1


15


0


2


1


0


1


5


1


1


0


0


0



-


0,96


1,07


-


-


0,89



Составитель, доцент______________ Шергина Н.Н.

Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н.

Дата составления карты «_____»_________ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ___________

«______»____________2011 г.

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:


Текущий контроль аудиторной нагрузки осуществляется в результате написания рефератов и контрольных работ по разделам. Темы рефератов и контрольных работ даны в разделе самостоятельная работа после каждой темы. Промежуточный контроль осуществляется по результатам сдачи отчетов и собеседования по лабораторным работам (методические указания к лабораторным работам прилагаются). Итоговый контроль проводится в форме зачета.


^ Темы лабораторных работ

    1. Методы исследования почвенного покрова. Морфологическое строение почвы. Отбор и подготовка почвенных образцов к анализу.

    2. Определение гранулометрического (механического) состава почв. Определение структурности почвы, сложения, новообразований и включений.

    3. Определение содержания гумуса в почвах по Тюрину в модификации Цыпленкова.

4. Определение кислотности почв потенциометрическим методом.

5. Определение обменных катионов и емкости поглощения (определение суммы обменных оснований; обменных кальция и магния, поглощенного натрия).

6. Определение влагоемкости почвы и гигроскопической воды.

7. Особенности строения и свойств подзолистых почв.


^ Вопросы к зачету

Введение. История развития учения о почве. Предмет и задачи почвоведения.

Почва как природное естественно-историческое тело.

Глобальные биосферные функции педосферы.

Морфология почв. Морфологическое строение почвенного профиля: окраска, сложение, порозность, новообразования и включения.

Гранулометрический и агрегатный состав почв.

Почвенные генетические горизонты.

Роль климата и живых организмов в почвообразовании.

Роль материнской горной породы и рельефа в почвообразовании.

Органическое вещество почв. Гуминовые и фульвокислоты. Экологическая роль гумуса. Гумусное состояние почв. Методологические подходы к его оценке.

Гумификация как общепланетарный процесс. Теории гумификации.

Поглотительная способность почв. Почвенный поглощающий комплекс. Почвенные коллоиды.

Кислотность и щелочность почв. Буферная способность почв.

Экологическое значение поглотительной способности.

Происхождение почв, возраст почв.

Общая схема почвообразовательного процесса

Элементарные почвенные процессы.

Гидротермические свойства почв.

Водный и тепловой режимы почвообразования.

Окислительно-восстановительный режим почв.

Плодородие почв. Понятие о почвенном плодородии. Относительный характер почвенного плодородия. Факторы плодородия почв. Факторы, лимитирующие почвенное плодородие.

Типы почв и их систематика.

Почвенный покров мира. Зональность почвенного покрова. Вертикальная зональность почв.

Криогенез и почвообразование. Особенности почвообразования в тундровой зоне.

Условия формирования тундровых почв. Генезис и свойства тундровых торфяно-глеевых почв.

Сущность подзолообразовательного процесса. Особенности почвообразования в таежной зоне. Подзолистые и глееподзолистые почв. Специфика морфологического строения и свойств подзолистых и глееподзолистых почв.

Болотный почвообразовательный процесс. Морфологическое строение и свойства болотных и болотно-подзолистых почв.

Дерновый почвообразовательный процесс. Морфологическое строение и свойства дерновых и дерново-подзолистых почв.

Особенности протекания дернового процесса в почвах лесостепной и степной зоны. Морфологическое строение и свойства серых лесных почв и черноземов.

Почвообразование в долинах рек. Аллювиальные почвы пойменных террас.

Особенности формирования почв в горных странах.

Антропогенные и антропогенно-измененные почвы.

Деградация почв: эрозия, дегумификация, вторичное засоление, осолонцевание и слитизация почв.

Охрана почв и проблемы почвенного мониторинга.

Правила подготовки почвенного образца к анализу и хранения почвенных образцов

Определение актуальной кислотности почв.

Определение потенциальной гидролитической кислотности почв.

Определение содержания подвижных форм фосфора в почвах.

Определение потенциальной обменной кислотности почв.

Определение суммы обменных оснований в почвенных образцах.

Определение каталазной активности почв.

Классификация севооборотов, схемы и ротация севооборотов.

Характеристика групп предшественников в севообороте.

Промежуточные культуры в севообороте, их классификация и значение в сельскохозяйственном производстве и плодородии почв.

Почвенная кислотность: ее источники, формы и меры борьбы.

Приемы и способы обработки почвы.

Основные факторы жизни растений и способы их регулирования в земледелии.

Система обработки почвы под озимые культуры после различных предшественников (чистые, занятые пары и непаровые предшественники).

Плодородие почвы его виды, элементы. Факторы плодородия. Воспроизводство плодородия почвы в интенсивном земледелии.

Приемы создания глубокого плодородного пахотного слоя дерново-подзолистой почвы.

Лист согласования и утверждения рабочей программы


Составитель УМК

доцент каф. биологии, канд. биол. наук ____________Шергина Н. Н.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

специальности 020400.62 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)


СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

к.б.н. _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.


Председатель УМК института

к.б.н. _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа Учебная дисциплина : Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ооп «050100

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия (цикл «опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплины «Биотехника воспроизводства с основами акушерства» Рекомендуется для

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплины Гистология с основами эмбриологии объем учебной нагрузки и виды отчетности

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая учебная программа дисциплины Физиология с основами анатомии (очный факультет) для специальности

Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл icon Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: Клиническая ординатура

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы