Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл





Скачать 0.8 Mb.
Название Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл
страница 1/4
Дата 08.04.2013
Размер 0.8 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии


УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии факультета

«___» ________2011 г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н.Юранева________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «ВВЕДЕНИЕ В БИОИНЖЕНЕРИЮ И БИОТЕХНОЛОГИЮ»

ВЗ – Профессиональный цикл

В3. Б8. Введение и биоинженерию и биотехнологию

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная


Семестр 8

Всего учебных занятий – 72 часа

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них:

Лекций- 34 часа;

Самостоятельная работа – 35 часов;

контрольная работа - 1;

КСР – 4 часа;

Итоговый контроль – зачёт.

Интерактивная форма - 20


Сыктывкар, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

^ Институт естественных наук

Кафедра биологии


Учебно-методический комплекс


Дисциплина «ВВЕДЕНИЕ В БИОИНЖЕНЕРИЮ И БИОТЕХНОЛОГИЮ»

ВЗ – Профессиональный цикл

В3. Б8. Введение и биоинженерию и биотехнологию

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная


Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Дисциплина «Введение в биоинженерию и биотехнологию» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Обязательный минимум содержания дисциплины по ФГОС высшего профессионального образования предполагает знание целей и задач биотехнологии; современных методов; основных направлений и перспектив развития биотехнологии; возможностей ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и в хозяйственных целях.

Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020400.62 - Биология.

^ Целью изучения дисциплин� является формирование системных знаний, умений и навыков в области биотехнологии. Получение представлений об основных направлениях развития биотехнологии во всех отраслях народного хозяйства. Формирование у студентов биотехнологического мышления.

Задачами освоения дисциплины является изучение основных теоретических положений биотехнологии, куда входят знакомство с промышленной микробиологией, генетической и клеточной инженерией, инженерной энзимологией и сопряженными областями знаний; формирование понятий о важнейших биотехнологических процессах и методах управления ими в лабораторных и промышленных масштабах; изучение этапов различных биотехнологических процессов. Программой предусматривается получение знаний об аппаратах, используемых в биотехнологии, о способах выделения и очистки продуктов биотехнологии, понимание особенностей и преимуществ биотехнологических процессов по сравнению с химическими производствами.

В результате изучения курса студент должен знать:

    • базисные понятия промышленной микробиологии, генетической и клеточной инженерии, инженерной энзимологии, необходимые для осмысления биотехнологического производства;

    • этапы и методы основных биотехнологических производств и условия их проведения;

    • основное биотехнологическое оборудование;

    • биотехнологические процессы, используемые в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

После изучения курса студент должен уметь:

    • решать задачи по оптимизации питательных сред в процессе ферментации для определения максимального выхода биомассы и продукта;

    • моделировать биотехнологический процесс, основываясь на знании теории проведения, оптимизации и масштабирования биотехнологического процесса и оборудования;

    • пользоваться справочной и монографической литературой.

Преподавание курса на кафедре предусматривает текущий, промежуточный и итоговый (зачет) контроль знаний и умений студентов. Для самоконтроля студенты могут использовать тесты и ситуационные задачи. Текущий и промежуточный контроль знаний студентов включает написание контрольных работ, контроль самостоятельной работы (написание рефератов и домашних работ) и сдача зачета в виде тестовых вопросов (письменно) и по ситуационным задачам (в виде устного собеседования).

На лекциях студенты знакомятся с теорией проведения биотехнологических процессов, самостоятельно решают задачи, связанные с определением концентраций исходных веществ, полученных продуктов и биомассы; оптимизацией питательных сред, используемых в биотехнологии; определением влияния различных факторов (температуры, давления, рН и др.) на разных стадиях биотехнологического процесса. Большинство лекций по данному курсу читается с использованием презентаций на основе компьютерной программы Microsoft Power Point, решение задач по теории биотехнологических процессов предполагает использование программы Microsoft Excel. Для закрепления знаний проводятся экскурсии на производства г. Сыктывкара: ОАО «Сыктывкарпиво», ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат», ОАО Молокозавод «Сыктывкарский», в лаборатории биохимии и биотехнологии растений института биологии КНЦ УрО РАН и лаборатории биотехнологии института физиологии КНЦ УрО РАН для ознакомления с методами выращивания культур клеток и тканей высших растений и научными работами в области клеточной инженерии растений.

Данная программа предполагает, что студенты имеют фундаментальную подготовку по теоретическим и практическим разделам естественно-научных: физико-математических, биологических и химических дисциплин: высшая математика (вариационная статистика; планирование эксперимента); физика, химия, биохимия, биофизика (физические механизмы мутагенного действия, стерилизации, ферментационных процессов, выделения и очистки целевых продуктов и др); микробиология с основами вирусологии (разнообразие, морфология, физиология микроорганизмов, рост и развитие микроорганизмов, влияние различных факторов на культивирование микроорганизмов) и другие предметы – в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для химико-биологических факультетов.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к наукам о биологическом разнообразии. Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Введение в биоинженерию и биотехнологию» относится к циклу специальных дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3.Б8., дисциплины профессионального цикла.

В свою очередь курс «Введение в биоинженерию и биотехнологию» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология».

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Введение в биоинженерию и биотехнологию»

Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-11 – демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.

ПК-15 — способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических исследований.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ-БАКАЛАВРОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 020400.62 – БИОЛОГИЯ

Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;

- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки;

- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;

-иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

- быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции;

- знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;

- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

- знать экологические принципы рационального природопользования;

- знать основные принципы, методы и перспективы современной биотехнологии;

- знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния.


^ 5. Структура и содержание дисциплины «Фитопатология»

5.1. Тематический план



Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе лекций – 34 часа, , самостоятельная работа – 35 часов. Семинарские занятия, лабораторные и практические занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1.


Таблица 1

Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам

^ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

1.

Раздел 1. Введение в биотехнологию

Тема 1. Биотехнология как новая комплексная отрасль.

Тема 2. История возникновения и формирования биотехнологии.


5


2


3


4


2


2


4


2


2


-


-


-


-


-


-


-


-


-


1


-


1

2

Раздел 2. Технологические основы биотехнологических производств.

Тема 3. Типовая схема и основные стадии биотехнологических производств.

Тема 4. Классификация процессов ферментации, их типы и виды.

Тема 5. Процесс ферментации: основные характеристики.

Тема 6. Непрерывное культивирование.

Тема 7. Сырье для процессов ферментации.

Тема 8. Контроль и управление биотехнологическими процессами: моделирование и оптимизация.



25


3


2


5


5


2


8



20


2


2


4


4


2


6



20


2


2


4


4


2


6



-


-


-


-


-


-


-



-


-


-


-


-


-


-



-


-


-


-


-


-


-



5


1


-


1


1


-


2

3

Раздел 3. Биологические агенты в биотехнологии

Тема 9. Штаммы-продуценты: природа, свойства, особенности, требования, получение, применение.

Тема 10. Основы генетической инженерии.

Тема 11. Основы клеточной инженерии.


26


2


12


12


14


2


6


6


14


2


6


6


-


-


-


-


-


-


-


-


-


-


-


-


12


-


6


6



Продолжение таблицы




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

4

Раздел 4. Аппараты и методы, применяемые в биотехнологии.

Тема 12. Аппараты и методы, используемые для культивирования микроорганизмов.

Тема 13. Аппараты и методы, используемые в процессах биокатализа и биотрансформации.

Тема 14. Аппараты и методы, применяемые для выделения и очистки продуктов биотехнологии.



6


2


2


2



6


2


2


2



6


2


2


2



-


-


-


-



-


-


-


-



-


-


-


-



-


-


-


-

5

Раздел 5. Применение биотехнологических процессов в народном хозяйстве

Тема 15. Процессы производства полезных веществ.

Тема 16. Технологическая биоэнергетика и биологическая переработка минерального сырья.

Тема 17. Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды



8


4


2


3



6


2


2


2



6


2


2


2



-


-


-


-



-


-


-


-



-


-


-


-



2


1


-


1




Итого

72

34

34

-

-

-

35

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. Введение в биотехнологию

Тема 1. Биотехнология как новая комплексная отрасль (2 часа)

Студент должен знать: особенности и преимущества биотехнологических производств, предмет изучения биотехнологии как науки, основные проблемы народного хозяйства, решаемые с помощью биотехнологии, связь биотехнологии с другими науками, об основных направлениях развития биотехнологии.

^ Студент должен уметь: определять биотехнологическое производство и отделять их от других производств, формулировать основные проблемы биотехнологии и определять пути их решения, обосновывать междисциплинарную основу биотехнологии.

^ Содержание темы: Виды технологий. Формулировка сути биотехнологии. Предмет, цели и задачи биотехнологии. Понятие биотехнологии как технологического приема получения модифицированных биообъектов с целью придания им новых свойств и/или способности производить новые вещества. Биотехнология как направление научно-технического прогресса, опирающееся на междисциплинарные знания - биологические (генетика, биохимия, биофизика, микробиология, вирусология, физиология клеток растений и животных и др.), химические (химическая технология, физическая (биофизическая) химия, органическая химия, биоорганическая химия, компьютерная и комбинаторная химия и др.), технические (процессы и аппараты, системы контроля и управления, автоматизированные комплексы, моделирование и оптимизация процессов и др.). Экономические, коммерческие и социальные аспекты биотехнологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Егорова Т.А., Клунова С.М., Живухина Е.А. Основы биотехнологии. Учебн. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

2. Егоров Н.Е. Введение в биотехнологию. М.: МГУ. 2002. с.

Дополнительная:

  1. Воробьева Л.И. Техническая микробиология. М.: МГУ. 1987.

  2. Евтушенков А. Н., Фомичев Ю. К. Введение в биотехнологию: Курс лекций. – Минск: БГУ, 2002. – 105 с.

  3. Елинов Н. П. Основы биотехнологии. – СПб.: Издательская фирма «Наука», 1995. – 600 с.

  4. Емцов В. Т. Рубежи биотехнологии. – М.: Агропромиздат, 1986.

  5. Тамбиев А.Х. Биология наших дней. М.: Знание. 1987.

6. Хигинс И., Бест Д., Джонс Дж. Биотехнология: принципы и применение. М.: Мир. 1988.

Тема 2. История возникновения и формирования биотехнологии (2 часа).

Студент должен знать: основные этапы развития биотехнологии, основные проблемы рационального использования материальных и энергетических ресурсов, энерго- и ресурсосбережения, используемые в современной биотехнологии.

^ Студент должен уметь: давать характеристику основных направлений, достижений и областей применения биотехнологии.

Содержание темы: Этапы предыстории формирования биотехнологии. История становления биотехнологии как научного направления. Основные этапы (эмпирический, этиологический, биотехнический, генотехнический) развития биотехнологии. Основные направления современной биотехнологии промышленная микробиология, генетическая и клеточная инженерия, инженерная энзимология. Основные достижения и перспективы развития биотехнологии, её преимущества перед другими отраслями производства. Возникновение и становление биотехнологической науки и промышленности в России. Основные области применения современной биотехнологии и основные ее аспекты (биологические, химические, технологические). Интенсификация научных исследований в области биотехнологии.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Егорова Т.А., Клунова С.М., Живухина Е.А. Основы биотехнологии. Учебн. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

2. Егоров Н.Е. Введение в биотехнологию. М.: МГУ. 2002. с.

Дополнительная:

1. Бекер М.Е., Лиепинш Г.К., Райпулис Е.П. Биотехнология. М.: Агропромиздат. 1990.

  1. Биотехнология / отв. ред. А.А. Баев. – М.: Наука, 1984. – 310 с.

  2. Биотехнология: Уч. пособ. Для вузов. В 8 кн./ Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуилова. – М.: Высш. шк. , 1987. – 159 с.

  3. Бирюков В.В. Основы промышленной биотехнологии. Учебн. пособие. М.: КолосС, 2004. 296 с.

  4. Виестур У.Э., Шмите И.А., Жилевич А.В. Биотехнология: биотехнологические агенты, технология, аппаратура. Рига: "Зинатне", 1987.

  5. Воробьева Л.И. Техническая микробиология. М.: МГУ. 1987.

Самостоятельная работа (1 час):

Проанализировать этапы развития биотехнологии: основные открытия, вклад ученых разных стран в развитие современной биотехнологии, методы и достижения биотехнологии. Используя дополнительную литературу, Интернет, проанализировать значимость и перспективы развития биотехнологии в различных странах Европы, Америки, Японии, Азии.

Используя дополнительную литературу, Интернет, написать сообщения о роли Пастера, Коха, Мечникова, Гамалеи, Стэнли, Клюйвера и Перкина, Виноградского, Кребса, Моно, Берга, Уотсона и Крика, Костычева, Шапошникова, Буткевича и ряда других ученых в становлении и развитии промышленной микробиологии и биотехнологии.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Воробьева Л.И. Техническая микробиология. М.: МГУ. 1987.

  2. Евтушенков А. Н., Фомичев Ю. К. Введение в биотехнологию: Курс лекций. – Минск: БГУ, 2002. – 105 с.

  3. Елинов Н. П. Основы биотехнологии. – СПб.: Издательская фирма «Наука», 1995. – 600 с.

  4. Емцов В. Т. Рубежи биотехнологии. – М.: Агропромиздат, 1986.

  5. Тамбиев А.Х. Биология наших дней. М.: Знание. 1987.

  6. Хигинс И., Бест Д., Джонс Дж. Биотехнология: принципы и применение. М.: Мир. 1988.

  7. http://www.cbio.ru/modules/news/article.php?storyid

  8. Журнал «Биотехнология»


Раздел 2. Технологические основы биотехнологических производств.

Тема 3. Типовая схема и основные стадии биотехнологических производств (2 часа).

^ Студент должен знать: этапы и стадии основных биотехнологических производств и условия их проведения; виды биотехнологических процессов, используемых в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, критерии оценки биотехнологических процессов, правила техники безопасности в биотехнологической промышленности и контроль продукции.

^ Студент должен уметь: составлять блок-схемы основных биотехнологических производств, давать оценку экономичности биотехнологическим процессам на основе критериев оценки производительности и продуктивности биотехнологических процессов.

Содержание темы: Типовая схема и основные стадии биотехнологических производств. Основные принципы построения блок-схем биотехнологических производств. Микробиологические и технические факторы, влияющие на производительность и экономичность процессов. Критерии оценки биотехнологических процессов. Защита авторских прав в биотехнологии. Правила техники безопасности в биотехнологической промышленности и контроль продукции.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Егорова Т.А., Клунова С.М., Живухина Е.А. Основы биотехнологии. Учебн. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

2. Егоров Н.Е. Введение в биотехнологию. М.: МГУ. 2002. с.

Дополнительная:

  1. Бекер М.Е., Лиепинш Г.К., Райпулис Е.П. Биотехнология. М.: Агропромиздат. 1990.

  2. Биотехнология / отв. ред. А.А. Баев. – М.: Наука, 1984. – 310 с.

  3. Биотехнология: Уч. пособ. Для вузов. В 8 кн./ Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуилова. – М.: Высш. шк. , 1987. – 159 с.

  4. Бирюков В.В. Основы промышленной биотехнологии. Учебн. пособие. М.: КолосС, 2004. 296 с.

  5. Виестур У.Э., Шмите И.А., Жилевич А.В. Биотехнология: биотехнологические агенты, технология, аппаратура. Рига: "Зинатне", 1987.

Самостоятельная работа (1 час): составить блок-схему для одного из биотехнологических производств с учетом всех критериев и факторов, дать оценку экономичности и производительности процесса.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Воробьева Л.И. Техническая микробиология. М.: МГУ. 1987.

  2. Евтушенков А. Н., Фомичев Ю. К. Введение в биотехнологию: Курс лекций. – Минск: БГУ, 2002. – 105 с.

  3. Елинов Н. П. Основы биотехнологии. – СПб.: Издательская фирма «Наука», 1995. – 600 с.

  4. Емцов В. Т. Рубежи биотехнологии. – М.: Агропромиздат, 1986.

  5. Тамбиев А.Х. Биология наших дней. М.: Знание. 1987.

6. Хигинс И., Бест Д., Джонс Дж. Биотехнология: принципы и применение. М.: Мир. 1988.


Тема 4. Классификация процессов ферментации, их типы и виды (2 часа).

Студент должен знать: типы и виды процессов ферментации, технико-экономические особенности биотехнологических процессов, принципы культивирования микроорганизмов.

^ Студент должен уметь: на основе признаков процесса ферментации давать классификацию биотехнологическому процессу, давать характеристику процессам культивирования.

Содержание темы: Классификация процессов ферментации: по признаку целевого продукта, по основной фазе, по отношению к кислороду, по степени защищенности от посторонней микрофлоры, по числу видов микроорганизмов, по способу организации. Культивирование биологических объектов: поверхностное, глубинное, твердофазное. Принципы культивирования микроорганизмов. Периодическая культура. Непрерывная культура. Требования к ферментационному процессу в зависимости от физиологического значения целевых продуктов для продуцента – первичные метаболиты, вторичные метаболиты, высокомолекулярные вещества. Биомасса как целевой продукт. Требования к ферментационному процессу при использовании рекомбинантных штаммов, образующих чужеродные для биообъекта целевые продукты.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Егорова Т.А., Клунова С.М., Живухина Е.А. Основы биотехнологии. Учебн. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

2. Егоров Н.Е. Введение в биотехнологию. М.: МГУ. 2002. с.

Дополнительная:

  1. Бекер М.Е., Лиепинш Г.К., Райпулис Е.П. Биотехнология. М.: Агропромиздат. 1990.

  2. Биотехнология / отв. ред. А.А. Баев. – М.: Наука, 1984. – 310 с.

  3. Биотехнология: Уч. пособ. Для вузов. В 8 кн./ Под ред. Н.С. Егорова, В.Д. Самуилова. – М.: Высш. шк. , 1987. – 159 с.

  4. Бирюков В.В. Основы промышленной биотехнологии. Учебн. пособие. М.: КолосС, 2004. 296 с.

  5. Виестур У.Э., Шмите И.А., Жилевич А.В. Биотехнология: биотехнологические агенты, технология, аппаратура. Рига: "Зинатне", 1987.



  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ооп «050100

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия (цикл «опд»; раздел «В. 31»; основная образовательная

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: Клиническая ординатура

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: Клиническая ординатура

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа учебная дисциплина Нейрофизиология

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа учебная дисциплина б 7 Анатомия

Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл icon Рабочая программа учебная дисциплина б 4 Физиология человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы