|
Скачать 451.81 Kb.
|
министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДАЮ Председатель УМК Юранёва И.Н. ________________________ «__7__»__сентября__2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Биология человека 020200.62 «Биология» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения очная Город Сыктывкар Год 2011 министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ^ «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии ^ Биология человека Блок дисциплин: Б3. Б.7. Профессиональный цикл Институт естественных наук Направление 020200.62 «Биология» Квалификация - «бакалавр» Форма обучения очная
Город Сыктывкар Год 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель рабочей программы доцент каф. биологии __________ Е.А. Голикова (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 020200.62 «Биология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук _____________ И.Н. Юранёва (подпись) «___» __________2011г. Председатель УМК Института естественных наук ____________ И.Н. Юранева (подпись) I. Цели и задачи дисциплины. Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин. 1. Цель дисциплины: ознакомление студентов со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе животного мира. 2. Задачи курса: 2.1 Получение знаний по анатомии человека, по морфологии его органов и систем; 2.2. Получение представлений об эволюции, расовых особенностях, сведений об антропогенезе. II. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3.Б.4., профессиональный цикл. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Общая биология», «Учение о клетке». III. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать профессиональную грамотность и использовать базовые знания в области биологии и в жизненных ситуациях. Формируются компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-10, ПК-15. ОК-1 - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-8 - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения; ПК-10 - демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности; ПК-15 - способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ. ^ По окончании изучения дисциплины студент должен: Знать анатомические особенности строения тела человека. Уметь излагать основные этапы эволюции и антропогенеза. ^ основные достижения в антропологии. IV. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
V. Учебно-тематический план
^ Раздел I. Анатомия человека. Тема 1. Введение в анатомию. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать основные методы и задачи анатомии, значение анатомии в системе смежных с ней наук. Студент должен владеть представлениями о месте анатомии и ее взаимосвязи с другими биологическими науками. Студент должен уметь оперировать основными анатомическими понятиями. ^ Анатомия как наука и предмет преподавания. Содержание анатомии и ее место среди биологических наук. Задачи анатомии, ее связь с дисциплинами медико-биологического и спортивно-педагогического профилей. Методические основы анатомии. Терминология анатомии. Проблема целостности организма человека. Строение тела человека во взаимосвязи с его функциями в процессе индивидуального исторического развития. Значение социальных и биологических факторов в становлении организма человека. Методы исследования в анатомии. Классификация морфологических (анатомических) и спортивно-морфологических наук. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. Организм и среда. Органы, системы и аппараты органов. Принципы разграничения систем и аппаратов. Органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека. Рекомендуемая литература по теме:
Самостоятельная работа: С целью углубления и расширения теоретических знаний предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа студентов с учебной литературой по темам: 1) роль отечественных ученых в развитии анатомических наук; 2) типы тканей; органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека; 3) понятие об адаптации и преадаптации, управление адаптацией и ее морфологический контроль. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
Тема 2. Учение о костях. Общая остеология. Соединения костей. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать классификацию костей и уметь различать взаимосвязь формы кости и выполняемой ею функции, типы соединения костей. Студент должен владеть представлениями о кости как органе, о единстве в строении, функции и формировании костей; представлениями о факторах, обуславливающих подвижность в соединениях костей и функциональной зависимости между формой сустава, соотношением суставных поверхностей и размахом движений. Студент должен уметь выявлять закономерности морфологической и химической перестройки костей в зависимости от возраста и физических нагрузок; проводить анализ положения костей в суставах при различных движениях. ^ Кость как орган. Строение остеона. Строение костной ткани. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Строение трубчатой кости (эпифиз, диафиз, метафиз). Формирование кости. Типы окостенения (перихондральное, энхондральное, периостональное и эндесмальное). Рост кости. Строение и роль надкостницы. Влияние механических нагрузок на интенсивность роста костей. Функциональные особенности роста костей. Основные закономерности функциональной обусловленности роста и строения костей. Значение нормы реакции в адаптации костей у спортсменов. Общая и местная морфологическая перестройка костей. Изменение химического состава костей. Перестройка остеонной структуры костей. Изменение компактного вещества, губчатого вещества, костномозговой полости. Адаптационные изменения черепа, туловища (позвоночного столба, ребер), костей верхней и нижней конечностей у спортсменов по видам спорта в связи с механической нагрузкой. Классификация костей: трубчатые, губчатые, смешанные, воздухоносные кости. Функции костей разных типов. Классификация соединений костей. Непрерывные соединения (синдесмозы, синхондрозы, синостозы). Полусуставы (гемиартрозы). Суставы, особенности строения. Классификация суставов по: количеству соединяющихся костей, форме суставных поверхностей, количеству осей вращения (одно-, дву– многоосные) и функциональной связи. Простые, сложные, комплексные и комбинированные суставы. Форма, оси вращения и движения в суставах. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей. Функциональная зависимость между формой сустава, соотношением суставных поверхностей и размахом движений. Тормоза и ограничители движения в суставах. Вспомогательные образования суставов. Рекомендуемая литература по теме:
Самостоятельная работа: С целью закрепления теоретических знаний по данной теме рекомендуется работа с конспектом лекций и работа с учебником Подготовка доклада по развитию осевого отдела скелета и конечностей человека. Для овладения дополнительными знаниями работа с учебной литературой по теме: «Соединение костей», с последующим составлением таблицы, в которой необходимо привести примеры различных типов соединений и сравнительный анализ. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
Лабораторная работа №1 по теме: «План строения скелета человека». На занятии рассматривается строение скелета человека в целом. Детально изучается строение костей каждого отдела, их взаимное расположение и соединение. Осевой скелет. Череп, соединение костей черепа, проекции черепа, детали строения (свод, основание, височная ямка, подвисочная ямка, крылонебная ямка, твердое небо, черепные ямки. скат, рванное отверстие, круглое отверстие, овальное отверстие, сосцевидное отверстие, внутреннее слуховое отверстие, яремное отверстие, спинка турецкого седла, синусы, нижняя глазничная щель, верхняя глазничная щель). Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба, особенности строения и функции шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов. Добавочный скелет. Скелет верхних конечностей. Соединение пояса верхних конечностей с плечевой костью. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей. Таз, морфометрические различия в строении костей таза мужчин и женщин. Соединение таза с бедренной костью. Скелет стопы. ^ скелет человека, позвоночный столб, набор позвонков, крестец, спилы костей, ребра, грудина, лопатка, ключица, спилы костей, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кисть, набор костей запястья, пясти и фаланги пальцев, таз, тазовая кость, бедренная кость, большеберцовая и малоберцовая кость, стопа, кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев, череп, набор костей черепа; саггитальный и горизонтальный спил черепа. Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа: Для закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций, повторная работа с учебником и электронным вариантом атласа по скелету человека, составление списка основных деталей костей. ^ Основные требования и умения студентов. Студент должен знать строение и функции мышц, как активных органах движения. Студент должен уметь различать морфологические и функциональные особенности между гладкими и поперечнополосатыми мышцами. Студент должен владеть представлениями о нервной и гуморальной регуляции в управлении движениями. Знать принципы работы мышц. Содержание учебного материала. Типы и строение мышечной ткани. Мышца как орган. Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Поперечнополосатая мышечная ткань. Мышцы соматические и висцеральные. Вспомогательные аппараты мышц (фасции, фиброзные и синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, блоки). Функции мышц. Форма мышц: длинные, короткие, широкие, веерообразные и кольцевые. Сильные и ловкие мышцы. Связь формы мышц с выполнением функции. Строение мышц. Части мышцы. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Кровоснабжение и иннервация мышц. Функциональная характеристика мышц: состояние мышц, тонус мышц. Сила мышц и факторы его определяющие. Абсолютная, относительная и удельная сила мышц. Величина ускорения. Мышцы одно-, двух-, многосуставные. Парадоксальное действие мышц. Цепь звеньев. Мышцы – антагонисты и синергисты. Характеристика работы мышц. Преодолевающая, уступающая, удерживающая и баллистическая работа мышц. Направления тяги мышц. Понятие о равнодействующей силе мышц группы мышц. Разложение равнодействующей силы мышц на ее составляющие. Сложение и вычитание сил мышц. Параллелограмм сил. Момент силы мышц. Законы рычага и работа мышц. Примеры рычагов I, II и III рода в двигательном аппарате человека. Тренировка мышц. Рекомендуемая литература по теме:
Лабораторное занятие № 2 по теме «План строения двигательной (мышечной) системы». На занятиях детально разбираются группы мышц отделов, выполняемые ими движения, начало и прикрепление мышц к опорному аппарату. Рассматриваются мышцы синергисты и мышцы антагонисты, вводится понятия динамическая и статическая работа в зависимости от выполняемой физической нагрузки. Мышцы головы. Мышцы свода черепа. Жевательные и мимические мышцы. Предпозвоночные мышцы. Мышцы шеи. Поверхностные мышцы шеи: боковая группа, срединная группа (надподъязычные, подподъязычные). Глубокие мышцы шеи: боковая группа, срединная группа. Мышцы спины. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Мышцы поясницы. Подзатылочные мышцы. Мышцы груди. Поверхностные мышцы груди. Глубокие мышцы груди. Диафрагма. Мышцы живота: боковой стенки, передней стенки, задней стенки. Мышцы плечевого пояса. Мышцы плеча: передняя группа, задняя группа. Мышцы предплечья: передняя группа мышц, задняя группа. Мышцы кисти. Мышцы таза. Внутренние мышцы таза. Наружные мышцы таза. Мышцы бедра: передняя и задняя группа. Мышцы голени: задняя группа, передняя и латеральная группа. Мышцы стопы. Подошвенные мышцы. ^ муляж головы и туловища человека, набор объемных таблиц: мышцы шеи (глубокие, поверхностные), мимические мышцы, жевательные мышцы. мышцы спины (глубокие, поверхностные), мышцы груди и живота (глубокие, поверхностные), мышцы верхней конечности (поверхностные, глубокие), мышцы нижней конечности (поверхностные, глубокие). Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний по мышечной системе человека рекомендуется работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой, а также электронным вариантом атласа по опорно-двигательному аппарату. Подготовка сообщения о способах тренировки разных групп мышц, о механизмах влияния биологически активных веществ на двигательную систему. Для расширения и углубления знаний подготовка докладов по темам: «Биомеханика движений человека», «Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательной системы человека». Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Тема 4. Учение о внутренних органах (Спланхнология). Основные требования и умения студентов. Студент должен знать план строения систем внутренних органов, строение отделов и органов; механизм дыхательных движений; механизм образования мочи. Студент должен уметь разбираться в функциональных особенностях органов внутренних систем. Студент должен владеть представлениями о регулирующей и координирующей роли нервной и гуморальной систем в процессах пищеварения, дыхания и выделения; функциональной связи пищеварительной и дыхательной систем; функциональной связи между выделительной и половой системами. ^ Пищеварительная система. Общий план строения пищеварительной системы. Соединительнотканный слой и его строение в связи с местоположением органа. Висцеральный и париетальный листки серозной оболочки. Расположение и строение мышечного слоя. Ротовая полость. Зубная система человека. Строение зуба. Строение и функции языка. Вкусовые сосочки языка, их строение и типы. Глотка. Строение глотки. Пищевод. Строение и работа желудка. Желудочные железы, их типы и функции. Сфинкторы. Тонкий кишечник: двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишка, строение и функции. Особенности строения и функции толстого кишечника. Механизм перистальтики. Слюнные железы. Топография, особенности строения и функции печени. Печеночный ацинус, его строение. Кровоснабжение печени. Строение и функции поджелудочной железы. ^ . Общий план строения и функциональное значение системы органов дыхания. Носовая полость. Носоглотка. Строение слизистой оболочки. Топография, строение и функции гортани. Звукообразование. Топография и строение легких. Бронхиальное дерево. Газообмен в легких. Механизм дыхательных движений, газообмен. Нервная и гуморальная регуляция процессов дыхания. Адаптации дыхательной системы под влиянием физических нагрузок. Связь между пищеварительной и дыхательной системой. Развитие пищеварительной и дыхательной систем в фило- и онтогенезе. ^ . Общий план строения выделительной системы. Топография, микро- и макростроение почки, функции почки. Принцип работы почек. Процессы образования мочи (фильтрация, абсорбция, канальцевая секреция). Особенности кровоснабжения почки. Нервная и гуморальная регуляция работы выделительной системы. ^ . Общий план строения половой системы. Мужская половая система. Строение семенника. Образование половых продуктов. Половые гормоны.Женская половая система. Строение матки. Строение яичника. Половой (овариально-менструальный) цикл. Развитие мочеполовой системы в онтогенезе. ^ . Железы внутренней секреции. Железы бранхиогенной, неврогенной и адреналовой систем. Мезо- и энтодермальные железы. Общие принципы строения и функции эндокринной системы. Гуморальная регуляция организма. Возрастные изменения функции желез внутренней секреции. ^ На занятиях изучаются отделы пищеварительной и дыхательной систем, строение органов. Рассматриваются взаиморасположение органов и выполняемые ими функции. Пищеварительная система. Топография органов пищеварительной системы. Развитие зубов. Строение зубов. Зубная формула человека. Строение глотки, пищевода, желудка, кишечника, пищеварительных желез. Дыхательная система. Топография органов дыхательной системы. Строение гортани, трахеи, легких. Строение ацинуса. Рассматриваются взаиморасположение органов и выполняемые ими функции. Выделительная система. Топография органов выделительной системы. Внешнее и внутреннее строение почки. Половая система. Яичник: топография. внутреннее строение. Маточные трубы, матка, Влагалище. Семенники. Сперматогенез. Система органов внутренней секреции. Топография желез внутренней секреции. Внутреннее строение желез внутренней секреции. ^ влажные препараты органов, муляжи (зубы разных типов, желудок, печень, легкие, ацинус), гистологические препараты, влажные препараты почки, желез внутренней секреции, гистологические препараты коркового и мозгового вещества почки, стенок мочеточников, желез (поджелудочной, щитовидной, надпочечника, яичника), таблицы, объемные таблицы. Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа: С целью закрепления и систематизации знаний по дыхательной системе рекомендуется работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Составление плана классификации внутренних органов, подготовка сообщения с выступлением о функциональной взаимосвязи дыхательной и пищеварительной систем, выделительной и половой систем, о нервной и гуморальной регуляции внутренних систем. Подготовка докладов о различных гормональных заболеваниях. Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Тема 5. Учение о сосудистой системе (Ангиология). Основные требования и умения студентов. Студент должен знать общие принципы строения кровеносной системы, классификацию сосудов; топографию и строение сердца: оболочки, отделы сердца, кровоснабжение и иннервацию; сосуды малого и большого круга кровообращения: аорты и отходящих от нее магистральных сосудов, систему верхней и нижней полых вен. Студент должен уметь определять закономерности в строении, распределении и расположении сосудов. Студент должен владеть представлениями о филогенетических преобразованиях кровеносной системы; о проводящей системе сердца и общих принципах работы сердца, а также особенностях нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца; о сосудистых системах как единой внутренней среде организма.. ^ Общий обзор сосудистой системы. Функции кровеносной системы. Классификация сосудов. Строение стенок кровеносных сосудов. Отличия артерий и вен. Артерии мышечного и эластичного типов. Капилляры. Пути микроциркуляции крови: артериола, прекапилляр, капилляр, посткапилляр и венула. Функции внутриорганного кровообращения. Чудесные сети. Венозные синусы. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении. Принципы расположение сосудов. Эволюция кровеносной системы. Органы кроветворения. Сердце. Форма, положение, поверхности, края и границы сердца. Фиброзный остов сердца. Мышечная ткань сердца, её отличия от скелетной мускулатуры. Кардиомиоцит и его структурные компоненты, регенерация кардиомиоцитов. Строение стенки сердца: эндокард, миокард, эпикард, перикард. Особенности строения миокарда предсердий и желудочков. Отделы сердца-предсердия и желудочки, их строение и функции. Правое и левое предсердно-желудочковые отверстия. Клапанный аппарат сердца, его положение, строение и функции. Сосочковые мышцы и сухожильные струны. Сосуды, выносящие кровь из сердца (аорта и легочный ствол). Сосуды, приносящие кровь в сердце (верхняя и нижняя полые вены). Кровоснабжение и иннервация сердца. Характеристика специфической (проводящей импульсы) мышечной ткани сердца. Проводящая система и её функциональное значение. Работа сердца. Фазы сердечного сокращения и изменение частоты и силы сокращений от различных воздействий. Значение тренировок для работы сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Круги кровообращения и их функциональное значение. Сосуды малого круга кровообращения. Большой круг кровообращения. Аорта, ветви и дуги аорты. Нисходящая аорта, отходящие от нее магистральные сосуды. Общие закономерности хода и ветвлений артерий. Системы верхней и нижней полой вен. Формирование венозного русла. Лимфатическая система, ее функции. Капилляры и сосуды лимфатической системы. Общие принципы снабжения органов лимфой. Строение лимфатических узлов, особенности их распределения в организме. Отличительные особенности лимфатической системы. Связь кровеносной и лимфатической систем. Анатомический анализ сосудов кровеносной и лимфатической систем. Рекомендуемая литература по теме:
Лабораторное занятие № 4 по теме «Сердечнососудистая система. На занятиях изучается топография и строение сердца. Собственно кровеносная (коронарная) система сердца. На занятиях рассматриваются сосуды малого круга кровообращения, сосуды большого круга кровообращения. Строение стенок кровеносных сосудов. Лимфатическая система. Лимфатические узлы. Магистральные лимфатические сосуды. Кроветворные органы. ^ влажные препараты сердца, муляжи сердца, гистологические препараты сердечной (рабочей) мышцы, проводящих мышц, гистологические препараты кровеносных (артерий, капилляров, вен) и лимфатических сосудов, селезенки, лимфатических узлов, схемы, таблицы, объемные таблицы. Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, повторная работа над учебником и дополнительной литературой. Подготовка докладов о работе сердца, влиянии физической нагрузки на работу сердца и различных сердечных заболеваниях. Изучение материала по составу крови, группам крови, выполняемой функции. Составление схем артериальной и венозной систем малого и большого кругов кровообращения. Дополнительная литература по самостоятельной работе:
Тема 6. Учение о нервной системе (Неврология) Основные требования и умения студентов. Студент должен знать общий план строения нервной системы, классификацию и функциональное значение отделов нервной системы; общее строение спинного мозга и отходящие нервы. Студент должен знать подробный анатомический анализ строения отделов головного мозга, черепно-мозговые нервы. Знать основные ядра и функциональные особенности проводящей системы каждого отдела головного мозга. Студент должен уметь различать типы нейронов и рецепторов. Студент должен знать оболочки мозга и их функции; основные проводящие пути спинного мозга. Студент должен владеть представлением о филогенезе нервной системы; представлением о проведении нервного импульса по рефлекторной дуге; представлением о координирующих и контролирующих функциях головного мозга на системы органов. ^ Общий план строения и классификация нервной системы. Интегрирующая и координирующая – функции нервной системы. Отделы и функциональное значение центральной и периферической нервной системы. Нейрон как структурно – функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов. Классификация рецепторов. Оболочки мозга: твердая, паутинная, сосудистая, расположение и их функциональное значение. Спинномозговая жидкость (ликвор). Топография спинного мозга. Отделы спинного мозга. Строение спинного мозга: белое вещество (задние, боковые и передние канатики), серое вещество (задние, боковые и передние рога), задний и передний корешки, афферентные и эфферентные проводящие пути. Анатомия рефлекторной дуги. Соматическая и вегетативная рефлекторная дуга, особенности в проведении нервного импульса соматической и вегетативной систем. Строение головного мозга. Продолговатый мозг, строение и функции. Задний мозг. Строение и функции мозжечка. Варолиев мост. Средний мозг, строение и функции. Промежуточный мозг. Таламус и его функции. Система гипоталамус – гипофиз. Ретикулярная формация. Нисходящие и восходящие проводящие пути головного мозга. Передний мозг. Строение полушарий большого мозга. Локализация функций. Подкорковые ядра. Архи-, палео- и неопалиум. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Нисходящие и восходящие пути переднего мозга. Полости мозга: боковые желудочки, III желудочек и IV желудочек. Черепно-мозговые нервы. Общая характеристика черепных нервов и их функциональное значение. Черты сходства и различия черепных и спинномозговых нервов. Чувствительные двигательные и смешанные по функции нервы. Принцип выхода черепных нервов из мозга и из черепа. Вегетативная нервная система, ее функциональное значение. Отделы симпатической и парасимпатической систем. Центры вегетативной нервной системы. Периферическая часть вегетативной нервной системы: преганглионарные и постганглионарные волокна, околопозвоночные узлы, паравертебральные и превертебральные узлы. Симпатическая и парасимпатическая иннервация внутренних систем организма человека. Рекомендуемая литература по теме:
Лабораторное занятие № 5 по теме «Общие сведения о нервной системе». На занятиях проводится изучение особенностей строения нервной ткани (типы клеток, рецепторов). Рассматривается общий план строения периферических нервов и сплетений строение спинного мозга, оболочки мозга. Головной мозг. Общий план строения головного мозга. Задний мозг (продолговатый мозг, мозжечок, мост). Средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг (базальные ядра, основные борозды и извилины плаща). Черепно-мозговые нервы. I-IV желудочки головного мозга. Общий план строения вегетативной нервной системы. ^ желатиновые препараты, муляжи, контуры изображения отделов спинного мозга, влажные препараты головного мозга, желатиновые препараты срезов головного мозга, контуры изображения отделов центральной нервной системы, схемы, таблицы, объемные таблицы, электронные таблицы. Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение вопроса, связанного с рефлексами (врожденными и приобретенными), а также изучение проводящих (восходящих и нисходящих) путей спинного мозга. Изучение проводящих (восходящих и нисходящих) путей отделов головного мозга с последующим составлением схем. Дополнительная литература для самостоятельной работы:
Раздел II. Антропология Тема 7. Антропология как наука. Эволюционная антропология Основные требования и умения студентов. Студент должен знать значение антропологии в системе естественных наук. Студент должен знать основные этапы эволюции гоминид в третичном и четвертичном периоде. Студент должен уметь освещать основные проблемы биологии человека. Студент должен владеть представлением о палеэкологической реконструкции гоминид. ^ Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования: естественнонаучный и биосоциальный подходы. Место человека в природе: антропоцентризм и биоцентризм. Положение человека в системе приматов. Основные типы эволюции приматов в третичном периоде. Выделение человеческой линии эволюции. Древнейшие представители гоминид – австралопитеки Восточной Африки. Ранние представители рода гомо; гомо хабилис и олдувайская культура. Основные факторы и гипотезы гоминизации. Критерий гоминизации: таксономический и философские аспекты. Состав семейства гоминид. Прародина человечества. Эволюция гоминид в четвертичном периоде (антропогенез). Человек прямоходящий (гомо эректус, архантроп): хронология, география, морфология. археология. «Классические эректусы» Африки и Азии. Проблема заселения Европы. «Переходный пласт» между гомо эректус и гомо сапиенс в Афроевразии (палеонтропы, архаичные сапиенсы). Неандертальцы; проблема «неандертальской» фазы в эволюции человека. Происхождение анатомически современного человека (гомо сапиенс, неоантроп): время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Социогенез. Реконструкция ранних этапов становления человеческого общества. Рекомендуемая литература по теме:
Лабораторное занятие № 6 по теме «Эволюционная антропология». На занятиях проводится обобщение знаний по морфологии человека. Проводится общий обзор строения представители гоминид. На основе данных сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, молекулярной биологии, этологии дается морфофизиологическая и эколого-географическая характеристика представителей гоминид (палеоэкологическая реконструкция). ^ муляжи, схемы, таблицы, объемные таблицы, электронные таблицы. Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение морфобиологического типа гоминид с последующим составлением схем. ^ Основные требования и умения студентов. Студент должен знать экологические и популяционные аспекты изучения популяции человека. Студент должен знать классификацию рас человека и их специфику, механизмы происхождения состава народа Земли. Студент должен владеть представлением о механизмах адаптаций человека к разным условиям среды. ^ Экологическая дифференциация человечества. История экологических исследований человека и его популяций. Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения. Роль антропогенного фактора. Экологический кризис. Социальная адаптация человека. Полиморфизм вида гомо сапиенс. Популяционно-экологические аспекты нормы. Региональная изменчивость основных морфофизиологических параметров, экологические градиенты. Понятие об адаптивных типах (арктический, высокогорный, тропический, аридный, умеренный и др.). Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экосистем. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз. Биологические и социальные термины человеческих общностей. Раса, популяция, этнос. Понятие о расах человека и их специфике. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человеческих рас. Популяционный полиморфизм, механизмы его появления и поддержания. Полиморфизм и политипия. Отбор и адаптация в популяциях современного человека; значение изоляции, миграции, смешений как формообразующего и стабилизирующего факторов у современного человека. Рекомендуемая литература по теме:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение человеческих рас и их основных подразделений. Раздел III.Человек и его здоровье Тема 9. Аспекты здоровья Основные требования и умения студентов. Студент должен знать показатели и критерии здоровья, методы оценки индивидуалного здоровья. Студент должен уметь оценивать индивидуальное здоровье, применяя разные подходы и методы. Студент должен владеть представлением об общественном здоровье населения России, Республики Коми. ^ Определение понятия здоровья. Причины болезней. Соотношение здоровье-болезнь. «Третье состояние организма». Показатели и критерии здоровья. Индексы здоровья, методики его оценки. Определение общественного здоровья населения. Показатели, оценивающие общественное здоровье, Основные географические подтипы общественного здоровья, Естественное движение населения, воспроизводство населения. Продолжительность жизни. Факторы и перспективы ее роста. Рождаемость и показатели, используемые для ее характеристики. Фертильность человека. Рост численности населения. Регулирование численности населения. Рекомендуемая литература по теме:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Подготовка рефератов. ^ Основные требования и умения студентов. Студент должен знать основные факторы риска развития заболеваний человека. Студент должен уметь оценивать возможный риск развития заболеваний, применяя методы биомониторинга. Студент должен владеть представлением о стрессе и его формах. ^ Факторы повышенной опасности для здоровья человека: их типы, воздействие. биологические факторы. Оценка риска и управление риском. Понятие о стрессе. тяжелые формы стресса. влияние окружающей среды на частоту возникновения стресса. Эндокринная система человека и факторы риска. Факторы риска болезней сердечнососудистой системы. система внешнего дыхания и факторы риска. Система пищеварения и факторы риска. Центральная нервная система, сенсорные системы, факторы риска. Репродуктивная система человека и факторы риска. Биомониторинг окружающей среды. Состояние окружающей среды населенных пунктов. Рекомендуемая литература по теме:
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Подготовка рефератов. ^ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основная
Дополнительная
Средства обучения: макеты, таблицы, электронные презентации по строению пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной и нервной систем человека, эволюционной антропологии. ^ 1. Темы рефератов для самостоятельной работы студентов
2. Вопросы к зачету
КАРТА ^ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплина «Биология человека» Блок дисциплин: Б3. Б.7. Профессиональный цикл Институт естественных наук Направление 020200.62 «Биология» Квалификация - «бакалавр» Форма обучения очная
Составитель, преподаватель______________ Голикова Е.А. Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н. Дата составления карты «___» _______ 20______г. СОГЛАСОВАНО: Директор библиотеки СыктГУ___________ «___»___________20______ г. |