Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук





Скачать 451.81 Kb.
Название Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук
Дата 29.06.2013
Размер 451.81 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
министерство образования и науки российской

федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук


Кафедра биологии


УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК Юранёва И.Н.

________________________

«__7__»__сентября__2011 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Биология человека


020200.62 «Биология»


Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»


Форма обучения

очная


Город Сыктывкар

Год 2011

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

^ Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук


Кафедра биологии


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Биология человека


Блок дисциплин: Б3. Б.7. Профессиональный цикл

Институт естественных наук

Направление 020200.62 «Биология»

Квалификация - «бакалавр»

Форма обучения очная



Семестр

4

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных занятий

40 часов, из них

Лекций

20 часов

Лабораторных занятий

20 часов

Занятия, проводимые в интерактивной форме

16 часов

Самостоятельная работа студентов

28 часов

КСР

4 часа

Текущий контроль: контрольная работа

2 часа

Форма итогового контроля

зачет, семестр 4



Город Сыктывкар


Год 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы


Составитель рабочей программы

доцент каф. биологии __________ Е.А. Голикова

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

направления 020200.62 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)


СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

_____________ И.Н. Юранёва

(подпись)

«___» __________2011г.


Председатель УМК Института естественных наук

____________ И.Н. Юранева

(подпись)


I. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин.

1. Цель дисциплины: ознакомление студентов со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе животного мира.

2. Задачи курса:

2.1 Получение знаний по анатомии человека, по морфологии его органов и систем;

2.2. Получение представлений об эволюции, расовых особенностях, сведений об антропогенезе.

II. Место дисциплины в структуре ООП:

Цикл Б.3.Б.4., профессиональный цикл. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Общая биология», «Учение о клетке».

III. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать профессиональную грамотность и использовать базовые знания в области биологии и в жизненных ситуациях.

Формируются компетенции: ОК-1, ОК-8, ПК-10, ПК-15.

ОК-1 - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

ОК-8 - проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения;

ПК-10 - демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности;

ПК-15 - способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ.

^ Компоненты формируемой компетенции

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Знать анатомические особенности строения тела человека.

Уметь излагать основные этапы эволюции и антропогенеза.

^ Владеть представлениями о современном состоянии дисциплины.

Знать
основные достижения в антропологии.


IV. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

72

Семестры

4










^ Аудиторные занятия (всего)

40

40










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

20

20










Семинары (практические занятия)
















Лабораторные работы

20

20










^ Самостоятельная работа (всего)

28

28










^ Контроль самостоятельной работы

4

4










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















^ Другие виды самостоятельной работы
















^ Контрольная работа




+










Вид аттестации (зачет, экзамен)




+










Общая трудоемкость 72 час

2 зач. ед.




72


























V. Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Форма текущего контроля по теме, разделу

В том числе

Лекции

Пратич работа

Лаборатор. работа

Интерактивная форма

Раздел I. Анатомия человека

1

Тема 1. Тема 1. Введение в анатомию.







2

-

-

-

2

2

Тема 2. Учение о костях. Общая остеология. Соединения костей.







2

-

2

4

2

3

Тема 3. Учение о мышцах (Миология).

Общие сведения о мышцах.







2

-

2

2

2

4

Тема 4. Учение о внутренних органах (Спланхнология).







2

-

2

4

2

5

Тема 5. Учение о сосудистой системе (Ангиология).







2

-

2

2

2

6

Тема 6. Учение о нервной системе (Неврология)







2

-

2

2

2

Раздел II. Антропология

7

Тема 7. Антропология как наука. Эволюционная антропология.







2

-

2

2

2

8

Тема 8. Экологическая и популяционная антропология.







2

-

-

-

4

Раздел III.Человек и его здоровье

9

Тема 9. Аспекты здоровья.







2

-

-

-

4

10

Тема 10. Антропогенные экотоксиканты. Оценка факторов риска.







2

-

-

-

4

Интерактивная форма

-

-

-

-

-

16

-

Итого

68

-

20

-

20

-

28


^ VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Анатомия человека.

Тема 1. Введение в анатомию.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные методы и задачи анатомии, значение анатомии в системе смежных с ней наук.

Студент должен владеть представлениями о месте анатомии и ее взаимосвязи с другими биологическими науками.

Студент должен уметь оперировать основными анатомическими понятиями.

^ Содержание учебного материала.

Анатомия как наука и предмет преподавания. Содержание анатомии и ее место среди биологических наук. Задачи анатомии, ее связь с дисциплинами медико-биологического и спортивно-педагогического профилей. Методические основы анатомии. Терминология анатомии. Проблема целостности организма человека. Строение тела человека во взаимосвязи с его функциями в процессе индивидуального исторического развития. Значение социальных и биологических факторов в становлении организма человека. Методы исследования в анатомии. Классификация морфологических (анатомических) и спортивно-морфологических наук. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. Организм и среда.

Органы, системы и аппараты органов. Принципы разграничения систем и аппаратов. Органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. 544с.

  2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

Самостоятельная работа:

С целью углубления и расширения теоретических знаний предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа студентов с учебной литературой по темам: 1) роль отечественных ученых в развитии анатомических наук; 2) типы тканей; органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека; 3) понятие об адаптации и преадаптации, управление адаптацией и ее морфологический контроль.


Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 1. 287 с.

  2. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948-1952. Т. 3-5.

  3. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2008.


Тема 2. Учение о костях. Общая остеология. Соединения костей.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать классификацию костей и уметь различать взаимосвязь формы кости и выполняемой ею функции, типы соединения костей.

Студент должен владеть представлениями о кости как органе, о единстве в строении, функции и формировании костей; представлениями о факторах, обуславливающих подвижность в соединениях костей и функциональной зависимости между формой сустава, соотношением суставных поверхностей и размахом движений.

Студент должен уметь выявлять закономерности морфологической и химической перестройки костей в зависимости от возраста и физических нагрузок; проводить анализ положения костей в суставах при различных движениях.

^ Содержание учебного материала.

Кость как орган. Строение остеона. Строение костной ткани. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Строение трубчатой кости (эпифиз, диафиз, метафиз). Формирование кости. Типы окостенения (перихондральное, энхондральное, периостональное и эндесмальное). Рост кости. Строение и роль надкостницы.

Влияние механических нагрузок на интенсивность роста костей. Функциональные особенности роста костей. Основные закономерности функциональной обусловленности роста и строения костей. Значение нормы реакции в адаптации костей у спортсменов.

Общая и местная морфологическая перестройка костей. Изменение химического состава костей. Перестройка остеонной структуры костей. Изменение компактного вещества, губчатого вещества, костномозговой полости. Адаптационные изменения черепа, туловища (позвоночного столба, ребер), костей верхней и нижней конечностей у спортсменов по видам спорта в связи с механической нагрузкой.

Классификация костей: трубчатые, губчатые, смешанные, воздухоносные кости. Функции костей разных типов.

Классификация соединений костей. Непрерывные соединения (синдесмозы, синхондрозы, синостозы). Полусуставы (гемиартрозы). Суставы, особенности строения. Классификация суставов по: количеству соединяющихся костей, форме суставных поверхностей, количеству осей вращения (одно-, дву– многоосные) и функциональной связи. Простые, сложные, комплексные и комбинированные суставы. Форма, оси вращения и движения в суставах. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей. Функциональная зависимость между формой сустава, соотношением суставных поверхностей и размахом движений. Тормоза и ограничители движения в суставах. Вспомогательные образования суставов.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 1. 287 с.

  2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2008.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

Самостоятельная работа:

С целью закрепления теоретических знаний по данной теме рекомендуется работа с конспектом лекций и работа с учебником Подготовка доклада по развитию осевого отдела скелета и конечностей человека. Для овладения дополнительными знаниями работа с учебной литературой по теме: «Соединение костей», с последующим составлением таблицы, в которой необходимо привести примеры различных типов соединений и сравнительный анализ.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 1. 287 с.

  2. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948-1952. Т. 3-5.

  3. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2008.


Лабораторная работа №1 по теме: «План строения скелета человека».

На занятии рассматривается строение скелета человека в целом. Детально изучается строение костей каждого отдела, их взаимное расположение и соединение.

Осевой скелет. Череп, соединение костей черепа, проекции черепа, детали строения (свод, основание, височная ямка, подвисочная ямка, крылонебная ямка, твердое небо, черепные ямки. скат, рванное отверстие, круглое отверстие, овальное отверстие, сосцевидное отверстие, внутреннее слуховое отверстие, яремное отверстие, спинка турецкого седла, синусы, нижняя глазничная щель, верхняя глазничная щель). Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба, особенности строения и функции шейного, грудного, поясничного, крестцового и копчикового отделов.

Добавочный скелет. Скелет верхних конечностей. Соединение пояса верхних конечностей с плечевой костью. Скелет кисти. Скелет нижних конечностей. Таз, морфометрические различия в строении костей таза мужчин и женщин. Соединение таза с бедренной костью. Скелет стопы.

^ Используемое оборудование: скелет человека, позвоночный столб, набор позвонков, крестец, спилы костей, ребра, грудина, лопатка, ключица, спилы костей, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кисть, набор костей запястья, пясти и фаланги пальцев, таз, тазовая кость, бедренная кость, большеберцовая и малоберцовая кость, стопа, кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев, череп, набор костей черепа; саггитальный и горизонтальный спил черепа.

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948. Т. 3.

  2. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 1 том. М.: Медицина, 1996.

  5. Скелет человека. Краткий словарь анатомической номенклатуры с иллюстрациями. Методическое пособие для студентов специальности «Биология» и «Физическая культура и спорт». Сыктывкар: СыктГУ, 2008. 42 с.

  6. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

Самостоятельная работа:

Для закрепления и систематизации знаний работа с конспектом лекций, повторная работа с учебником и электронным вариантом атласа по скелету человека, составление списка основных деталей костей.


^ Тема 3. Учение о мышцах (Миология). Общие сведения о мышцах.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать строение и функции мышц, как активных органах движения.

Студент должен уметь различать морфологические и функциональные особенности между гладкими и поперечнополосатыми мышцами.

Студент должен владеть представлениями о нервной и гуморальной регуляции в управлении движениями.

Знать принципы работы мышц.

Содержание учебного материала.

Типы и строение мышечной ткани. Мышца как орган.

Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Поперечнополосатая мышечная ткань. Мышцы соматические и висцеральные. Вспомогательные аппараты мышц (фасции, фиброзные и синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, блоки).

Функции мышц. Форма мышц: длинные, короткие, широкие, веерообразные и кольцевые. Сильные и ловкие мышцы. Связь формы мышц с выполнением функции. Строение мышц. Части мышцы. Вспомогательный аппарат мышц и его функциональное значение. Кровоснабжение и иннервация мышц.

Функциональная характеристика мышц: состояние мышц, тонус мышц. Сила мышц и факторы его определяющие. Абсолютная, относительная и удельная сила мышц. Величина ускорения. Мышцы одно-, двух-, многосуставные. Парадоксальное действие мышц. Цепь звеньев. Мышцы – антагонисты и синергисты.

Характеристика работы мышц. Преодолевающая, уступающая, удерживающая и баллистическая работа мышц. Направления тяги мышц. Понятие о равнодействующей силе мышц группы мышц. Разложение равнодействующей силы мышц на ее составляющие. Сложение и вычитание сил мышц. Параллелограмм сил. Момент силы мышц. Законы рычага и работа мышц. Примеры рычагов I, II и III рода в двигательном аппарате человека. Тренировка мышц.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 1. 287 с.

  2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.



Лабораторное занятие № 2 по теме «План строения двигательной (мышечной) системы».

На занятиях детально разбираются группы мышц отделов, выполняемые ими движения, начало и прикрепление мышц к опорному аппарату. Рассматриваются мышцы синергисты и мышцы антагонисты, вводится понятия динамическая и статическая работа в зависимости от выполняемой физической нагрузки.

Мышцы головы. Мышцы свода черепа. Жевательные и мимические мышцы. Предпозвоночные мышцы. Мышцы шеи. Поверхностные мышцы шеи: боковая группа, срединная группа (надподъязычные, подподъязычные). Глубокие мышцы шеи: боковая группа, срединная группа.

Мышцы спины. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Мышцы поясницы. Подзатылочные мышцы. Мышцы груди. Поверхностные мышцы груди. Глубокие мышцы груди. Диафрагма. Мышцы живота: боковой стенки, передней стенки, задней стенки.

Мышцы плечевого пояса. Мышцы плеча: передняя группа, задняя группа. Мышцы предплечья: передняя группа мышц, задняя группа. Мышцы кисти.

Мышцы таза. Внутренние мышцы таза. Наружные мышцы таза. Мышцы бедра: передняя и задняя группа. Мышцы голени: задняя группа, передняя и латеральная группа. Мышцы стопы. Подошвенные мышцы.

^ Используемое оборудование: муляж головы и туловища человека, набор объемных таблиц: мышцы шеи (глубокие, поверхностные), мимические мышцы, жевательные мышцы. мышцы спины (глубокие, поверхностные), мышцы груди и живота (глубокие, поверхностные), мышцы верхней конечности (поверхностные, глубокие), мышцы нижней конечности (поверхностные, глубокие).

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948. Т. 3.

  2. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 1 том. М.: Медицина, 1996.

  5. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

Самостоятельная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний по мышечной системе человека рекомендуется работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой, а также электронным вариантом атласа по опорно-двигательному аппарату. Подготовка сообщения о способах тренировки разных групп мышц, о механизмах влияния биологически активных веществ на двигательную систему. Для расширения и углубления знаний подготовка докладов по темам: «Биомеханика движений человека», «Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательной системы человека».

Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  2. Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2.


Тема 4. Учение о внутренних органах (Спланхнология).

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать план строения систем внутренних органов, строение отделов и органов; механизм дыхательных движений; механизм образования мочи.

Студент должен уметь разбираться в функциональных особенностях органов внутренних систем.

Студент должен владеть представлениями о регулирующей и координирующей роли нервной и гуморальной систем в процессах пищеварения, дыхания и выделения; функциональной связи пищеварительной и дыхательной систем; функциональной связи между выделительной и половой системами.

^ Содержание учебного материала.

Пищеварительная система. Общий план строения пищеварительной системы. Соединительнотканный слой и его строение в связи с местоположением органа. Висцеральный и париетальный листки серозной оболочки. Расположение и строение мышечного слоя.

Ротовая полость. Зубная система человека. Строение зуба. Строение и функции языка. Вкусовые сосочки языка, их строение и типы. Глотка. Строение глотки. Пищевод. Строение и работа желудка. Желудочные железы, их типы и функции. Сфинкторы. Тонкий кишечник: двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишка, строение и функции. Особенности строения и функции толстого кишечника. Механизм перистальтики.

Слюнные железы. Топография, особенности строения и функции печени. Печеночный ацинус, его строение. Кровоснабжение печени. Строение и функции поджелудочной железы.

^ Дыхательная система. Общий план строения и функциональное значение системы органов дыхания. Носовая полость. Носоглотка. Строение слизистой оболочки. Топография, строение и функции гортани. Звукообразование. Топография и строение легких. Бронхиальное дерево. Газообмен в легких. Механизм дыхательных движений, газообмен.

Нервная и гуморальная регуляция процессов дыхания. Адаптации дыхательной системы под влиянием физических нагрузок. Связь между пищеварительной и дыхательной системой. Развитие пищеварительной и дыхательной систем в фило- и онтогенезе.

^ Выделительная система. Общий план строения выделительной системы. Топография, микро- и макростроение почки, функции почки. Принцип работы почек. Процессы образования мочи (фильтрация, абсорбция, канальцевая секреция). Особенности кровоснабжения почки. Нервная и гуморальная регуляция работы выделительной системы.

^ Половая система. Общий план строения половой системы. Мужская половая система. Строение семенника. Образование половых продуктов. Половые гормоны.Женская половая система. Строение матки. Строение яичника. Половой (овариально-менструальный) цикл. Развитие мочеполовой системы в онтогенезе.

^ Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы бранхиогенной, неврогенной и адреналовой систем. Мезо- и энтодермальные железы. Общие принципы строения и функции эндокринной системы. Гуморальная регуляция организма. Возрастные изменения функции желез внутренней секреции.


^ Лабораторное занятие № 3 по теме «Строение систем внутренних органов».

На занятиях изучаются отделы пищеварительной и дыхательной систем, строение органов. Рассматриваются взаиморасположение органов и выполняемые ими функции. Пищеварительная система. Топография органов пищеварительной системы. Развитие зубов. Строение зубов. Зубная формула человека. Строение глотки, пищевода, желудка, кишечника, пищеварительных желез.

Дыхательная система. Топография органов дыхательной системы. Строение гортани, трахеи, легких. Строение ацинуса.

Рассматриваются взаиморасположение органов и выполняемые ими функции. Выделительная система. Топография органов выделительной системы. Внешнее и внутреннее строение почки. Половая система. Яичник: топография. внутреннее строение. Маточные трубы, матка, Влагалище. Семенники. Сперматогенез.

Система органов внутренней секреции. Топография желез внутренней секреции. Внутреннее строение желез внутренней секреции.

^ Используемое оборудование: влажные препараты органов, муляжи (зубы разных типов, желудок, печень, легкие, ацинус), гистологические препараты, влажные препараты почки, желез внутренней секреции, гистологические препараты коркового и мозгового вещества почки, стенок мочеточников, желез (поджелудочной, щитовидной, надпочечника, яичника), таблицы, объемные таблицы.

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Анатомия человека. Методические указания к лабораторным занятиям. Сыктывкар: СыктГУ, 1986. – 28 с.

  2. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1952. Т. 4.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 2 том. М.: Медицина, 1996.

  5. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

Самостоятельная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний по дыхательной системе рекомендуется работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Составление плана классификации внутренних органов, подготовка сообщения с выступлением о функциональной взаимосвязи дыхательной и пищеварительной систем, выделительной и половой систем, о нервной и гуморальной регуляции внутренних систем. Подготовка докладов о различных гормональных заболеваниях.

Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  3. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  4. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. 544с.


Тема 5. Учение о сосудистой системе (Ангиология).

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать общие принципы строения кровеносной системы, классификацию сосудов; топографию и строение сердца: оболочки, отделы сердца, кровоснабжение и иннервацию; сосуды малого и большого круга кровообращения: аорты и отходящих от нее магистральных сосудов, систему верхней и нижней полых вен.

Студент должен уметь определять закономерности в строении, распределении и расположении сосудов.

Студент должен владеть представлениями о филогенетических преобразованиях кровеносной системы; о проводящей системе сердца и общих принципах работы сердца, а также особенностях нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца; о сосудистых системах как единой внутренней среде организма..

^ Содержание учебного материала.

Общий обзор сосудистой системы. Функции кровеносной системы. Классификация сосудов. Строение стенок кровеносных сосудов. Отличия артерий и вен. Артерии мышечного и эластичного типов. Капилляры. Пути микроциркуляции крови: артериола, прекапилляр, капилляр, посткапилляр и венула. Функции внутриорганного кровообращения. Чудесные сети. Венозные синусы. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении. Принципы расположение сосудов. Эволюция кровеносной системы. Органы кроветворения.

Сердце. Форма, положение, поверхности, края и границы сердца. Фиброзный остов сердца. Мышечная ткань сердца, её отличия от скелетной мускулатуры. Кардиомиоцит и его структурные компоненты, регенерация кардиомиоцитов. Строение стенки сердца: эндокард, миокард, эпикард, перикард. Особенности строения миокарда предсердий и желудочков. Отделы сердца-предсердия и желудочки, их строение и функции. Правое и левое предсердно-желудочковые отверстия. Клапанный аппарат сердца, его положение, строение и функции. Сосочковые мышцы и сухожильные струны. Сосуды, выносящие кровь из сердца (аорта и легочный ствол). Сосуды, приносящие кровь в сердце (верхняя и нижняя полые вены). Кровоснабжение и иннервация сердца. Характеристика специфической (проводящей импульсы) мышечной ткани сердца. Проводящая система и её функциональное значение. Работа сердца. Фазы сердечного сокращения и изменение частоты и силы сокращений от различных воздействий. Значение тренировок для работы сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца.

Круги кровообращения и их функциональное значение. Сосуды малого круга кровообращения. Большой круг кровообращения. Аорта, ветви и дуги аорты. Нисходящая аорта, отходящие от нее магистральные сосуды. Общие закономерности хода и ветвлений артерий. Системы верхней и нижней полой вен. Формирование венозного русла.

Лимфатическая система, ее функции. Капилляры и сосуды лимфатической системы. Общие принципы снабжения органов лимфой. Строение лимфатических узлов, особенности их распределения в организме. Отличительные особенности лимфатической системы. Связь кровеносной и лимфатической систем. Анатомический анализ сосудов кровеносной и лимфатической систем.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Анатомия человека. Методические указания к лабораторным занятиям. Сыктывкар: СыктГУ, 1986. – 28 с.

  3. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

  5. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. 544с.

  6. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. В 4 томах. М.: Медицина, 1996.


Лабораторное занятие № 4 по теме «Сердечнососудистая система.

На занятиях изучается топография и строение сердца. Собственно кровеносная (коронарная) система сердца.

На занятиях рассматриваются сосуды малого круга кровообращения, сосуды большого круга кровообращения. Строение стенок кровеносных сосудов. Лимфатическая система. Лимфатические узлы. Магистральные лимфатические сосуды. Кроветворные органы.

^ Используемое оборудование: влажные препараты сердца, муляжи сердца, гистологические препараты сердечной (рабочей) мышцы, проводящих мышц, гистологические препараты кровеносных (артерий, капилляров, вен) и лимфатических сосудов, селезенки, лимфатических узлов, схемы, таблицы, объемные таблицы.

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Анатомия человека. Методические указания к лабораторным занятиям. Сыктывкар: СыктГУ, 1986. – 28 с.

  2. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1952. Т. 4.

  3. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  5. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 3 том. М.: Медицина, 1996.

  6. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, повторная работа над учебником и дополнительной литературой. Подготовка докладов о работе сердца, влиянии физической нагрузки на работу сердца и различных сердечных заболеваниях. Изучение материала по составу крови, группам крови, выполняемой функции. Составление схем артериальной и венозной систем малого и большого кругов кровообращения.

Дополнительная литература по самостоятельной работе:

  1. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  2. Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2.


Тема 6. Учение о нервной системе (Неврология)

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать общий план строения нервной системы, классификацию и функциональное значение отделов нервной системы; общее строение спинного мозга и отходящие нервы.

Студент должен знать подробный анатомический анализ строения отделов головного мозга, черепно-мозговые нервы. Знать основные ядра и функциональные особенности проводящей системы каждого отдела головного мозга.

Студент должен уметь различать типы нейронов и рецепторов.

Студент должен знать оболочки мозга и их функции; основные проводящие пути спинного мозга.

Студент должен владеть представлением о филогенезе нервной системы; представлением о проведении нервного импульса по рефлекторной дуге; представлением о координирующих и контролирующих функциях головного мозга на системы органов.

^ Содержание учебного материала.

Общий план строения и классификация нервной системы. Интегрирующая и координирующая – функции нервной системы. Отделы и функциональное значение центральной и периферической нервной системы. Нейрон как структурно – функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов. Классификация рецепторов.

Оболочки мозга: твердая, паутинная, сосудистая, расположение и их функциональное значение. Спинномозговая жидкость (ликвор).

Топография спинного мозга. Отделы спинного мозга. Строение спинного мозга: белое вещество (задние, боковые и передние канатики), серое вещество (задние, боковые и передние рога), задний и передний корешки, афферентные и эфферентные проводящие пути. Анатомия рефлекторной дуги. Соматическая и вегетативная рефлекторная дуга, особенности в проведении нервного импульса соматической и вегетативной систем.

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, строение и функции. Задний мозг. Строение и функции мозжечка. Варолиев мост. Средний мозг, строение и функции. Промежуточный мозг. Таламус и его функции. Система гипоталамус – гипофиз. Ретикулярная формация. Нисходящие и восходящие проводящие пути головного мозга.

Передний мозг. Строение полушарий большого мозга. Локализация функций. Подкорковые ядра. Архи-, палео- и неопалиум. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Нисходящие и восходящие пути переднего мозга. Полости мозга: боковые желудочки, III желудочек и IV желудочек.

Черепно-мозговые нервы. Общая характеристика черепных нервов и их функциональное значение. Черты сходства и различия черепных и спинномозговых нервов. Чувствительные двигательные и смешанные по функции нервы. Принцип выхода черепных нервов из мозга и из черепа.

Вегетативная нервная система, ее функциональное значение. Отделы симпатической и парасимпатической систем. Центры вегетативной нервной системы. Периферическая часть вегетативной нервной системы: преганглионарные и постганглионарные волокна, околопозвоночные узлы, паравертебральные и превертебральные узлы. Симпатическая и парасимпатическая иннервация внутренних систем организма человека.


Рекомендуемая литература по теме:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  3. Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2.

  4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.


Лабораторное занятие № 5 по теме «Общие сведения о нервной системе».

На занятиях проводится изучение особенностей строения нервной ткани (типы клеток, рецепторов). Рассматривается общий план строения периферических нервов и сплетений строение спинного мозга, оболочки мозга.

Головной мозг. Общий план строения головного мозга. Задний мозг (продолговатый мозг, мозжечок, мост). Средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг (базальные ядра, основные борозды и извилины плаща). Черепно-мозговые нервы. I-IV желудочки головного мозга. Общий план строения вегетативной нервной системы.

^ Используемое оборудование: желатиновые препараты, муляжи, контуры изображения отделов спинного мозга, влажные препараты головного мозга, желатиновые препараты срезов головного мозга, контуры изображения отделов центральной нервной системы, схемы, таблицы, объемные таблицы, электронные таблицы.

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Анатомия человека. Методические указания к лабораторным занятиям. Сыктывкар: СыктГУ, 1986. – 28 с.

  3. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1952. Т. 5.

  4. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  6. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 4 том. М.: Медицина, 1996.

  7. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение вопроса, связанного с рефлексами (врожденными и приобретенными), а также изучение проводящих (восходящих и нисходящих) путей спинного мозга. Изучение проводящих (восходящих и нисходящих) путей отделов головного мозга с последующим составлением схем.

Дополнительная литература для самостоятельной работы:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

  4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.


Раздел II. Антропология


Тема 7. Антропология как наука. Эволюционная антропология

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать значение антропологии в системе естественных наук.

Студент должен знать основные этапы эволюции гоминид в третичном и четвертичном периоде.

Студент должен уметь освещать основные проблемы биологии человека.

Студент должен владеть представлением о палеэкологической реконструкции гоминид.

^ Содержание учебного материала.

Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного исследования: естественнонаучный и биосоциальный подходы.

Место человека в природе: антропоцентризм и биоцентризм. Положение человека в системе приматов. Основные типы эволюции приматов в третичном периоде. Выделение человеческой линии эволюции. Древнейшие представители гоминид – австралопитеки Восточной Африки. Ранние представители рода гомо; гомо хабилис и олдувайская культура. Основные факторы и гипотезы гоминизации. Критерий гоминизации: таксономический и философские аспекты. Состав семейства гоминид. Прародина человечества.

Эволюция гоминид в четвертичном периоде (антропогенез). Человек прямоходящий (гомо эректус, архантроп): хронология, география, морфология. археология. «Классические эректусы» Африки и Азии. Проблема заселения Европы. «Переходный пласт» между гомо эректус и гомо сапиенс в Афроевразии (палеонтропы, архаичные сапиенсы). Неандертальцы; проблема «неандертальской» фазы в эволюции человека. Происхождение анатомически современного человека (гомо сапиенс, неоантроп): время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Социогенез. Реконструкция ранних этапов становления человеческого общества.


Рекомендуемая литература по теме:

  1. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

  2. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

  3. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

  4. Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

  5. Методика морфофункциональных исследований в антропологии. М., 1981.

  6. Морфология человека/ Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М., 1990.

  7. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М., 1979.

  8. Руководство по геронтологии / Под ред. Д.Ф.Чеботарева, Н.В. Маньковского и др. – м., 1978.


Лабораторное занятие № 6 по теме «Эволюционная антропология».

На занятиях проводится обобщение знаний по морфологии человека.

Проводится общий обзор строения представители гоминид. На основе данных сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, биохимии, иммунологии, молекулярной биологии, этологии дается морфофизиологическая и эколого-географическая характеристика представителей гоминид (палеоэкологическая реконструкция).

^ Используемое оборудование: муляжи, схемы, таблицы, объемные таблицы, электронные таблицы.

Рекомендуемая литература к лабораторным занятиям:

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  2. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

  3. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1952. Т. 5.

  4. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  5. Методика морфофункциональных исследований в антропологии. М., 1981.

  6. Морфология человека/ Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М., 1990.

  7. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. 4 том. М.: Медицина, 1996.

  8. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М., 1979.

  9. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

  10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение морфобиологического типа гоминид с последующим составлением схем.


^ Тема 8. Экологическая и популяционная антропология

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать экологические и популяционные аспекты изучения популяции человека.

Студент должен знать классификацию рас человека и их специфику, механизмы происхождения состава народа Земли.

Студент должен владеть представлением о механизмах адаптаций человека к разным условиям среды.

^ Содержание учебного материала.

Экологическая дифференциация человечества. История экологических исследований человека и его популяций. Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения. Роль антропогенного фактора. Экологический кризис. Социальная адаптация человека. Полиморфизм вида гомо сапиенс. Популяционно-экологические аспекты нормы. Региональная изменчивость основных морфофизиологических параметров, экологические градиенты. Понятие об адаптивных типах (арктический, высокогорный, тропический, аридный, умеренный и др.). Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экосистем. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз.

Биологические и социальные термины человеческих общностей. Раса, популяция, этнос. Понятие о расах человека и их специфике. Моноцентризм и полицентризм в происхождении человеческих рас. Популяционный полиморфизм, механизмы его появления и поддержания. Полиморфизм и политипия. Отбор и адаптация в популяциях современного человека; значение изоляции, миграции, смешений как формообразующего и стабилизирующего факторов у современного человека.


Рекомендуемая литература по теме:

  1. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

  2. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

  3. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

  4. Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

  5. Методика морфофункциональных исследований в антропологии. М., 1981.

  6. Морфология человека/ Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М., 1990.

  7. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М., 1979.

  8. Руководство по геронтологии / Под ред. Д.Ф.Чеботарева, Н.В. Маньковского и др. – м., 1978.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Изучение человеческих рас и их основных подразделений.


Раздел III.Человек и его здоровье

Тема 9. Аспекты здоровья

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать показатели и критерии здоровья, методы оценки индивидуалного здоровья.

Студент должен уметь оценивать индивидуальное здоровье, применяя разные подходы и методы.

Студент должен владеть представлением об общественном здоровье населения России, Республики Коми.

^ Содержание учебного материала.

Определение понятия здоровья. Причины болезней. Соотношение здоровье-болезнь. «Третье состояние организма». Показатели и критерии здоровья. Индексы здоровья, методики его оценки.

Определение общественного здоровья населения. Показатели, оценивающие общественное здоровье, Основные географические подтипы общественного здоровья, Естественное движение населения, воспроизводство населения. Продолжительность жизни. Факторы и перспективы ее роста. Рождаемость и показатели, используемые для ее характеристики. Фертильность человека. Рост численности населения. Регулирование численности населения.


Рекомендуемая литература по теме:

  1. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

  2. Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  4. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. – М.: МНПЭУ, 2001.

  5. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко идр. – С-Пб.; Архангельск: СГМУ, 2001.

  6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

  7. Экология человека /Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: МНЭПУ, 2001. – 440 с.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Подготовка рефератов.


^ Тема 10. Антропогенные экотоксиканты. Оценка факторов риска.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные факторы риска развития заболеваний человека.

Студент должен уметь оценивать возможный риск развития заболеваний, применяя методы биомониторинга.

Студент должен владеть представлением о стрессе и его формах.

^ Содержание учебного материала.

Факторы повышенной опасности для здоровья человека: их типы, воздействие. биологические факторы. Оценка риска и управление риском.

Понятие о стрессе. тяжелые формы стресса. влияние окружающей среды на частоту возникновения стресса.

Эндокринная система человека и факторы риска. Факторы риска болезней сердечнососудистой системы. система внешнего дыхания и факторы риска. Система пищеварения и факторы риска. Центральная нервная система, сенсорные системы, факторы риска. Репродуктивная система человека и факторы риска.

Биомониторинг окружающей среды. Состояние окружающей среды населенных пунктов.


Рекомендуемая литература по теме:

  1. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

  2. Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  4. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. – М.: МНПЭУ, 2001.

  5. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко идр. – С-Пб.; Архангельск: СГМУ, 2001.

  6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

  7. Экология человека /Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: МНЭПУ, 2001. – 440 с.

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекций, работа с учебником и дополнительной литературой. Подготовка рефератов.


^ VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная

  1. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 1. 287 с.

  2. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1986. Т. 2. 480 с.

  3. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

  4. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

  5. Экология человека /Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: МНЭПУ, 2001. – 440 с.

Дополнительная

  1. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

  2. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

  3. Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948-1952. Т. 3-5.

  4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

  5. Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

  6. Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2.

  7. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

  8. Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

  9. Методика морфофункциональных исследований в антропологии. М., 1981.

  10. Морфология человека/ Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М., 1990.

  11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  12. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. – М.: МНПЭУ, 2001.

  13. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М., 1979.

  14. Руководство по геронтологии / Под ред. Д.Ф.Чеботарева, Н.В. Маньковского и др. – М., 1978.

  15. Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. 544с.

  16. Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. В 4 томах. М.: Медицина, 1996.

  17. Скелет человека. Краткий словарь анатомической номенклатуры с иллюстрациями. Методическое пособие для студентов специальности «Биология» и «Физическая культура и спорт». Сыктывкар: СыктГУ, 2008. 42 с.

  18. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

  19. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко идр. – С-Пб.; Архангельск: СГМУ, 2001.

Средства обучения:

макеты, таблицы, электронные презентации по строению пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной и нервной систем человека, эволюционной антропологии.


^ VII. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

1. Темы рефератов для самостоятельной работы студентов

  1. Современные гипотезы происхождения человека.

  2. Критерии определения биологического возраста.

  3. Природа, механизмы и критерии старения.

  4. расизм и его научная несостоятельность.

  5. Характеристика больших и малых рас.

  6. Акселерация, основные гипотезы и предположения.

  7. Географическое распределение адаптивных типов человека.

  8. Арктический адаптивный тип – морфология и физиология.

  9. Умеренный адаптивный тип – морфология и физиология.

  10. Высокогорный адаптивный тип – морфология и физиология.

  11. Тропический адаптивный тип – морфология и физиология.

  12. Виды социальной адаптации человека.

  13. Особенности адаптаций к городской среде.

  14. ВОЗ – основные идеи и принципы.

  15. Антропологические методы исследования здоровья

  16. Физиологические подходы и индексы оценки здоровья.

  17. Биохимические методы оценки индивидуального здоровья.

  18. «Болезни цивилизации» - понятие, примеры.

  19. Здоровье человека на Севере.

  20. Продолжительность жизни человека – прогноз. перспективы (для России и других стран).

  21. Рождаемость – современное состояние.

  22. Заболеваемость человека: виды, прогнозы.

  23. Рост численности населения, регулирование численности.

  24. Миграция населения – проблемы, решения.


2. Вопросы к зачету

  1. Предмет и методы анатомии.

  2. Строение костной ткани. Химический состав кости. Кость как орган.

  3. Классификация соединения костей (синартрозы, гемиартрозы, диартрозы). Суставы. Особенности строения, функции. Классификация суставов.

  4. Общий план строения скелета человека.

  5. Строение мышц. Классификация мышц. Вспомогательные аппараты мышц. Работа мышц.

  6. Общий план строения двигательной (мышечной) системы человека.

  7. Общий план строения пищеварительной системы.

  8. Общий план строения дыхательной системы.

  9. Строение легких. Газообмен в легких.

  10. Выделительная система. Строение почки. Образование мочи.

  11. Эндокринная система. Общие принципы строения и работы. Взаимодействие желез внутренней секреции.

  12. Общий план строения сердечнососудистой системы. Органы кроветворения.

  13. Топография и строение сердца. Проводящая система сердца. Работа сердца.

  14. Лимфатическая система. Особенности строения и функции. Взаимосвязь кровеносной и лимфатической систем.

  15. Общие сведения о нервной системе. Центральная и периферическая нервные системы.

  16. Строение и функции спинного мозга.

  17. Топография и строение головного мозга.

  18. Вегетативная нервная система.

  19. Зрительный анализатор.

  20. Слуховой анализатор.

  21. Антропология – наука о человеке как биологическом виде. Основные разделы и методы.

  22. Место человека в природе: антропоцентризм и биоцентризм. Положение человека в системе приматов.

  23. Основные этапы эволюции приматов в третичном периоде.

  24. Основные этапы эволюции приматов в четвертичном периоде.

  25. Реконструкция этапов становления человеческого общества.

  26. Понятие о биологическом возрасте: его морфологические, физиологические, психологические критерии.

  27. Виды адаптации человека. Основные механизмы адаптации. Абиотические и биотические факторы среды. Адаптации к внешним факторам.

  28. Понятие об основных адаптивных типах. Адаптивные реакции у мигрантов к экстремальным условиям высоких широт.

  29. Адаптация в условиях урбанизации и искусственных экосистем.

  30. Проблемы жизнедеятельности человека на Севере на примере Республики Коми.

  31. Популяции и расы, их специфика у человека. Расы человека и окружающая среда.

  32. Популяционный полиморфизм, механизмы его появления и поддержания. Полиморфизм и политипия.

  33. Расизм и его научная несостоятельность.

  34. Определение понятия здоровья. Причины болезней. соотношение здоровье-болезнь. «третье состояние организма».

  35. Показатели и критерии здоровья. Индексы здоровья, методики его оценки.

  36. Определение общественного здоровья населения. Показатели, оценивающие общественное здоровье.

  37. Продолжительность жизни. Перспективы увеличения продолжительности жизни.

  38. Факторы повышенной опасности для здоровья человека: типы, воздействие. биологические факторы. Оценка риска и управление риском.

  39. Понятие о стрессе. Тяжелые формы стресса. Влияние окружающей среды на частоту возникновения стресса.

  40. Эндокринная система человека и факторы риска.

  41. Факторы риска болезней сердечнососудистой системы. Система внешнего дыхания и факторы риска.

  42. Система пищеварения и факторы риска.

  43. Центральная нервная система, сенсорные системы, факторы риска.

  44. Репродуктивная система человека и факторы риска.

КАРТА

^ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Дисциплина «Биология человека»

Блок дисциплин: Б3. Б.7. Профессиональный цикл

Институт естественных наук

Направление 020200.62 «Биология»

Квалификация - «бакалавр»

Форма обучения очная


^ Число студ.

Список литературы

Кол-во

экз.

Кол-во экз.на 1студ.

25

Основная литература:







Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1996. Т. 1. 287 с.

67

2.7

Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина. М.: Высш. шк., 1996. Т. 2. 480 с.

68

2.7

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

49

2

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

12

0.5

Экология человека /Под ред. Б.Б. Прохорова. – М.: МНЭПУ, 2001. – 440 с.

10

0.5

Дополнительная литература:







Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. – М.: Изд-во «Мир», 1990. – 611 с.

6

0.2

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

1

0.04

Воробьев В.П., Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.-Л.: Медгиз, 1948-1952. Т. 3-5.

20

0.8

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии). М.: Терра-Спорт, 2003.

2

0.08

Климова Р. Человек и его здоровье. – М., 1990.

1

0.04

Коган А.В. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). М.: Высш. шк., 1984. Ч. 1-2

9

0.4

Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 126 с.

22

0.9

Кишш Ф., Сентаготаи Я. Атлас анатомии человека: В 3 томах. Будапешт, 1972.

7

0.3

Методика морфофункциональных исследований в антропологии. М., 1981.

1

0.04

Морфология человека/ Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. – М., 1990.

2

0.08

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

5

0.2

Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. – М.: МНПЭУ, 2001.

2

0.08

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. – М., 1979.

1

0.04

Руководство по геронтологии / Под ред. Д.Ф.Чеботарева, Н.В. Маньковского и др. – М., 1978.

1

0.04

Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. 544с.

80

3.2

Синельников Р.Д., Синельников Я.Д.. Атлас анатомии человека. В 4 томах. М.: Медицина, 1996.

6

0.2

Скелет человека. Краткий словарь анатомической номенклатуры с иллюстрациями. Методическое пособие для студентов специальности «Биология» и «Физическая культура и спорт». Сыктывкар: СыктГУ, 2008. 42 с.

500

-

Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры / При участии В. Даубера. Минск: Высш. шк., 2000. 464 с.

1

0.04

Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко идр. – С-Пб.; Архангельск: СГМУ, 2001.

6

0.2


Составитель, преподаватель______________ Голикова Е.А.

Зав. кафедрой ____________ Доровских Г.Н.

Дата составления карты «___» _______ 20______г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ___________

«___»___________20______ г.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Экспериментальная и клиническая биология» Блок дисциплин

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Рабочая программа дисциплина «почвоведение с основами растениеводства» вз. Профессиональный цикл

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Рабочая программа дисциплина «введение в биоинженерию и биотехнологию» вз профессиональный цикл

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Учебно-методический комплекс дисциплина «Паразитология» Блок дисциплин опд цикл сд. Ск

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Проспект и программа для поступающих в аспирантуру на Факультет естественных наук (биология)

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» для ооп «050100

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплине «Биология»
Биология как наука. Биология как система наук и часть целостного научного знания. Система и классификация...
Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Учебной и воспитательной работе Школы естественных наук двфу б. Л. Резник “ ” 2011г. Школа естественных

Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа биология человека Блок дисциплин: б профессиональный цикл Институт естественных наук icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы