Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания





Скачать 92.39 Kb.
Название Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания
Дата 05.04.2013
Размер 92.39 Kb.
Тип Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

г. Александровска Пермского края


Урок биологии

8 класс

«Витамины»

(с использованием ИКТ)

презентация


Учитель: Дружинина Елена Евгеньевна

учитель биологии

МОУ «Гимназия»

г. Александровска

Пермского края


2010 год

Урок биологии в 8 классе

по теме «ВИТАМИНЫ» (СЛАЙД 1)


Цель урока: изучение биологической роли витаминов в организме человека. (СЛАЙД 2)


Задачи:

Обучающая: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах

рационального питания.


Развивающая: продолжить развитие понимания учащихся в выявлении значимости

веществ клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма.


Воспитывающая: воспитание санитарно-гигиенических навыков и культуры ЗОЖ.


Тип урока: подача нового материала.


По завершении урока учащийся должен:

Знать: значение витаминов в жизни человека, суточные дозы различных витаминов,

продукты, содержащие различные витамины, заболевания при авитаминозах.

^ Уметь: составлять сбалансированный рацион дня, использовать

знания о витаминах для формирования культуры ЗОЖ.


Методы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный,

вербальный, частично-поисковый.


Форма организации учебной деятельности: групповая.


Литература: учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для

общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М. Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.:

Дрофа, 2003. – 216 с.: ил.


Дидактические материалы: таблица «Содержание витаминов в различных продуктах»,

витаминные препараты, таблица «Суточные нормы витаминов».


Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Программное обеспечение: Microsoft Word, Power Point.


^ ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

  2. Учитель: На уроке продолжим знакомство с обменом веществ в организме.

  3. Активизация познавательной деятельности учащихся (СЛАЙД 3)

Что полезнее: цельное молоко или отдельно выделенные в смесь белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли?

(обсуждение в группах)

Такой опыт провел с двумя группами мышей русский врач Н. И. Лунин, который в 1880г. в своей дипломной работе, выполненной в Тартуском университете, установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

Вывод Лунина не получил признания, даже его руководитель Бунге отнесся кэтой идее скептически. Но его работа не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшее исследования в этом направлении.
Впоследствии В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил эти вещества и назвал витаминами (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название осталось.

(запись темы урока в тетрадях)

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.

^ Витамины имеют сложное строение (СЛАЙД 4)


Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (СЛАЙД 5)



(Учащиеся записываем определение в тетрадь.)

Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов).

При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация).

^ Классификация витаминов: (СЛАЙД 6)

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.


Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

^ Водорастворимые витамины (доклады учащихся)>

Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.


Витамин

Источник

Функция

Гипо/авитаминоз

С

Аскорбино-

вая кислота

Овощи, плоды, фрукты, ягоды.

В обменных процессах, образование здоровой кожи, укрепление сосудов.

Потребность - 75-100 мг в сутки.

Цинга - кровоточат десны,

выпадают зубы. Слабость,

вялость, головокружение,

потеря сопротивляемости

простудным заболеваниям.


^ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ СВЕДЕНИЯМИ О ВИТАМИНЕ


С (СЛАЙД 7)

Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери. Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.


^ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ СВЕДЕНИЯМИ О ВИТАМИНЕ В

(СЛАЙД 8)


Витамин

Источник

Функция

Гипо/авитаминоз

В1

тиамин

Печень, зерновые, бобовые, пивные дрожжи

Регуляция углеводного обмена, тканевое дыхание, передача возбуждения НС.

Потребность - в среднем 2-3 мг.

Бери-бери - поражение НС, отставание в росте, слабость и паралич конечностей и дыхательной мускулатуры.


^ Жирорастворимые витамины. n>

Витамин А При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем.

^ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ СВЕДЕНИЯМИ О ВИТАМИНЕ А (СЛАЙД 9)


Витамин

Источник

Функция

Гипо/авитаминоз

А

ретинол

Жир печени трески, палтуса, млекопитающих; красный перец, абрикосы, морковь, петрушка

Рост эпителиальной ткани; в состав зрительного пигмента - родопсина.

Потребность - 1-1,5 мг.

Куриная слепота - нарушение сумеречного зрения.

Кожа сухая


Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин.


^ ЗАПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТАБЛИЦЫ СВЕДЕНИЯМИ О ВИТАМИНЕ D

(СЛАЙД 10)


Витамин

Источник

Функция

Гипо/авитаминоз

D

кальциферол

Жир печени рыб; яичный желток; сливочное масло; молоко. Синтезируется в коже под УФ-лучами.

Обмен Са и Р. Образование костей и зубов.

Суточная потребность взрослого - 0,025 мг, ребенка - 0,07 мг.

Рахит - деформация костей, нарушение НС, раздражительность, слабость, потливость.


^ ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ:

  1. ПОЧЕМУ ДЕТЯМ, РОДИВШИМСЯ ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ, В ДВУХМЕСЯЧНОМ ВОЗРАСТЕ НАЗНАЧАЮТ ПРИЕМ ВИТАМИНА D, А ДЕТЯМ, РОДИВШИМСЯ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ – НЕТ?

(Детям, родившимся осенью и зимой, недостаточно света для образования в коже витамина D.)

  1. ^ В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЧЕЛОВЕК ИСПЫТЫВАЕТ АВИТАМИНОЗ И ПОЧЕМУ?

(Весна — легкомысленна и безжалостна, как все юные прелестницы. Соблазняет нас первым солнцем и тут же карает авитаминозом и усталостью.)

ПРЕДЛОЖИТЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНОВ (обсуждение в группах) ^ (СЛАЙД 11)

  • выращивание зелени

  • потребление продуктов, содержащих много витаминов (свежие, заморож., кваш. и др.)

  • витаминизированные продукты (показ)

  • медицинские препараты (показ)

  • пребывание на солнце

Сохранность витаминов в пище

^ ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ:

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПИЩЕВОЙ ОБРАБОТКЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ? (СЛАЙД 12)

  • для варки овощей и фруктов лучше пользоваться эмалированной посудой

  • овощи и фрукты надо очищать и нарезать перед самой варкой

  • лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле

  • овощные и фруктовые блюда нужно есть сразу же после их приготовления

  • овощи и фрукты желательно употреблять в сыром виде после промывания

^ Г А Л Е Р Е Я У Ч Е Н Ы Х (СЛАЙДЫ 13-15)

В 1929 г., в своей Нобелевской речи Хопкинс признал, что первые экспериментальные доказательства существования витаминов получены Луниным.


Закрепление (17 мин)

Учитель: озвучьте фото и картинки ^ (СЛАЙДЫ 16- 20)

Ответьте на вопросы:

  1. Можно ли есть как конфеты, без учета дозировки, витаминные драже? (Нет, т.к. передозировка тоже очень опасна.)

  2. Проанализируйте с биологической точки зрения эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда: «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться.»

  3. (У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Витамин С, содержащийся в отваре, не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал.)

^ Домашнее задание: параграф 37, узнать о значении витаминов К, РР, Е


Саморефлексия учащихся


Что осталось не сказанным?

А что же Лунин? Ему не пришлось продолжить исследовательскую работу. Он стал врачом-педиатром и, в этом качестве, приобрел известность и авторитет. Журнал «Педиатрия» в 1929 г. посвятил 50-летнему юбилею врачебной, общественной, научной и преподавательской деятельности Николая Ивановича Лунина отдельный номер, целиком составленный из статей его учеников. В среде педиатров было хорошо известно, какое выдающееся открытие сделал их коллега в начале своего творческого пути.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи урока: а образовательные Сформировать общее представление о витаминах. Познакомить с классификацией

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи: Образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи: сформировать навыки здорового образа жизни как способа повышения иммунитета и укрепления

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи: Обучающая: сформировать понятия: «Черепно-мозговая травма», «Сотрясение головного мозга».

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи урока: сформировать представление о процессе переливания крови; формировать навыки мыслительной

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи: углубить общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Задачи обучения по дисциплине: cформировать представление о направленности действия лекарственных

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Сбалансированное питание. Гигиенический контроль организации рационального питания 001. Гигиена питания

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Положение об организации рационального питания, питания школьников на бесплатной основе и выплате

Задачи: Обучающая : сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания icon Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы