|
Скачать 92.39 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Александровска Пермского края Урок биологии 8 класс «Витамины» (с использованием ИКТ) презентация Учитель: Дружинина Елена Евгеньевна учитель биологии МОУ «Гимназия» г. Александровска Пермского края 2010 год Урок биологии в 8 классе по теме «ВИТАМИНЫ» (СЛАЙД 1) Цель урока: изучение биологической роли витаминов в организме человека. (СЛАЙД 2) Задачи: Обучающая: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания. Развивающая: продолжить развитие понимания учащихся в выявлении значимости веществ клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма. Воспитывающая: воспитание санитарно-гигиенических навыков и культуры ЗОЖ. Тип урока: подача нового материала. По завершении урока учащийся должен: Знать: значение витаминов в жизни человека, суточные дозы различных витаминов, продукты, содержащие различные витамины, заболевания при авитаминозах. ^
Что полезнее: цельное молоко или отдельно выделенные в смесь белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли? (обсуждение в группах) Такой опыт провел с двумя группами мышей русский врач Н. И. Лунин, который в 1880г. в своей дипломной работе, выполненной в Тартуском университете, установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели. Вывод Лунина не получил признания, даже его руководитель Бунге отнесся кэтой идее скептически. Но его работа не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшее исследования в этом направлении. Впоследствии В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил эти вещества и назвал витаминами (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название осталось. (запись темы урока в тетрадях) В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. ^ Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (СЛАЙД 5) (Учащиеся записываем определение в тетрадь.) Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). ^ ) Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов: Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К. Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты. ^ Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота). Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия. Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
^ С (СЛАЙД 7) Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями. В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери. Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта. Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи. ^ В (СЛАЙД 8)
^
Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин. ^ D (СЛАЙД 10)
^
(Детям, родившимся осенью и зимой, недостаточно света для образования в коже витамина D.)
(Весна — легкомысленна и безжалостна, как все юные прелестницы. Соблазняет нас первым солнцем и тут же карает авитаминозом и усталостью.) ПРЕДЛОЖИТЕ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНОВ (обсуждение в группах) ^
Сохранность витаминов в пище ^ ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПИЩЕВОЙ ОБРАБОТКЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ? (СЛАЙД 12)
^ В 1929 г., в своей Нобелевской речи Хопкинс признал, что первые экспериментальные доказательства существования витаминов получены Луниным. Закрепление (17 мин) Учитель: озвучьте фото и картинки ^ Ответьте на вопросы:
^ параграф 37, узнать о значении витаминов К, РР, Е Саморефлексия учащихся Что осталось не сказанным? А что же Лунин? Ему не пришлось продолжить исследовательскую работу. Он стал врачом-педиатром и, в этом качестве, приобрел известность и авторитет. Журнал «Педиатрия» в 1929 г. посвятил 50-летнему юбилею врачебной, общественной, научной и преподавательской деятельности Николая Ивановича Лунина отдельный номер, целиком составленный из статей его учеников. В среде педиатров было хорошо известно, какое выдающееся открытие сделал их коллега в начале своего творческого пути. |