Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика





Скачать 0.63 Mb.
Название Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика
страница 1/2
Дата 01.02.2013
Размер 0.63 Mb.
Тип Документы
  1   2
Наркомания во дворе и в школе:

характер распространения, причины, профилактика


             Каждому обществу свойственны такие формы  социальных  отклонений  и  в тех  масштабах,   какие  вытекают  из  конкретно-исторических  условий   его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и  пр.  Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате  данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности  социальных групп.

Цвет лица землист. А он не старый…

В доме  холод, грязь…       И тишина.

^ Дети  в  школе умственно отсталых

И       в психиатрической жена…

Слаб и вял  он, словно из мочала

Сотворен…

А он, при всем при  том,

Человеком  тоже был сначала,

Тенью  человека стал потом.

С. Викулов


^ НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ

 1   Наркотики и почему их употребление может быть опасным?

В соответствии с   Законом Украины “О наркотических средствах и психотропных веществах” под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Украине,  в соответствии с законодательством Украины, международными договорами Украины, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

К наркотикам те или иные вещества относятся обычно по следующим критериям:

• способность вызвать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;

• способность вызвать зависимость (психическую и физическую) – то есть желание снова и снова использовать наркотик;

• существенный вред, приносимый психическому и физическому здоровью лиц, регулярно их употребляющих;

• возможность широкого распространения этих веществ среди населения;

• потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде.

Классификация наркотиков.

1. Производные конопли (наркотики, изготовленные из конопли).

2. Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ним образом).

3. Снотворно-седативные наркотики.

4. Психостимуляторы.

5. Галлюциногены.

6. Летучие наркотически действующие вещества (ЛНДВ).

Обстоятельства, способствующие приобщению к наркотикам  и повышающие риск заболевания наркоманией.

1. Патология беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесённые матерью во время беременности инфекционные или тяжёлые хронические заболевания).

2. Осложнённые роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорождённого).

3. Тяжёлые или хронические заболевания, перенесённые в детском возрасте.

4. Сотрясения головного мозга (особенно многократные).

5. Неполная семья.

6. Сильная занятость родителей.

7. Отсутствие братьев и сестёр.

8. Алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей.

9. Психические заболевания, тяжёлый характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.

10. Раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей.

11. Искажённые семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей.

12. Лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание, как они достаются.

13. Раннее начало употребления алкоголя, злоупотребление летучими наркотически действущими веществами (клей “Момент”, растворители, бензин и т.д.).

Под влиянием этих факторов, так или иначе, у человека происходит деформация личности, формируется неадекватная система ценностей, снижается уровень притязаний, появляется “опустошённость”, приводящая к отверженности. Под влиянием медицинских факторов ослабленный организм часто не в состоянии противостоять негативным воздействиям среды, находить силы для преодоления тяжёлых жизненных ситуаций. Человек пытается найти свой способ ухода от решения проблем, что по началу и позволяет сделать наркотик. Многие подвергаются воздействию указанных факторов, и у таких людей, даже не ставших наркоманами, всегда выше риск развития заболевания вплоть до стадии зависимости после однократного приёма наркотиков.

Существует медицинская классификация стадий развития наркомании. Она основана на анализе проявления различных форм зависимости – социальной, психической и физической.

О социальной зависимости говорят тогда, когда человек ещё не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. Он внутренне готов сам начать употребление. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя её принципы и подчиняясь её правилам. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания – наличие группы, которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики.

После начала употребления наркотиков у человека быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приёма наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишённым возможности принимать наркотики, воспринимает действительность “серой”, недостаточно динамичной и живой, во втором, оказывается, подавлен проблемами, от которых он и пытался уйти, прибегая к употреблению наркотиков. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего их употребления.

При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приёма наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести – от лёгкого недомогания до тяжёлых проявлений абстинентного синдрома. Конкретные его симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков – от периода проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.

^ 2.  Почему дети становятся наркоманами, в чем причина этой беды?

Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординарно. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение.

По статистическим данным, до 80 процентов взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте.

Причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотически действующие вещества, множество. В целом их можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптацию.

Играют роль и различные факторы, отрицательно влиявшие на плод в период внутриутробного развития, а особенно если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные), недостаточное питание, тяжелые токсикозы, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты.

Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для жизни ребенка, узкий таз роженицы и крупный ребенок, в результате чего происходит сильное сдавление головы при прохождении родовых путей, - все это может привести к так называемым органическим поражениям головного мозга.

Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в первые 2-3 года жизни. Играют роль и черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года.

Большое значение для развития нарушений поведения у ребенка, имеющего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.

Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занимается, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только пьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих родителей или воспитывается в неполной или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), если родители отдают его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем потакают, - то все аномалии характера еще более усиливаются.

Когда ребенок воспитывается в благоприятной обстановке, если в семье его обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-этическую позицию, объясняя, что позволено делать, а что непозволительно, если при провинности ему спокойно и дружески объясняют, без физических наказаний и иных травмирующих психику воздействий, то есть возможность корригировать его поведение и в дальнейшем он вырастает неэгоцентричным, как при многих видах психопатий.

Акцентуация характера – это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий (возбудимая, истерическая, психастеническая, астеническая и прочие), но все особенности выражены не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.

Умственная отсталость (олигофрения) и пограничная умственная отсталость (врожденная субдебильность и прочие проявления) тоже могут предрасполагать к раннему употреблению спиртного и приему наркотиков. Такие дети и подростки очень внушаемы, не способны правильно оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному. Весь этот комплекс и создает почву для подражания сверстникам, имеющим опыт употребления спиртного и наркотиков.

У подростков могут быть и тяжелые психические заболевания – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они проявляются в психических расстройствах, создающих основу для приема спиртного и наркотиков.

Ко второй группе причин, по которым подростки начинают выпивать и пробовать наркотики, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением имеющегося психического заболевания, но могут наблюдаться и у здоровых подростков. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера и психопатиями.

Употреблению алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте, как правило, предшествуют нарушения поведения.

Большинство современных подростков – акселераты, но в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся “взрослость” и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному влиянию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга.

Подростки-акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, чем к младшим школьникам, так как они стали внешне выглядеть взрослыми и считают себя таковыми. Им хочется быть самостоятельными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать сверстникам, какой он “крутой”, и завоевать “авторитет” доступными ему способами и средствами, которые популярны в данной группе, но разительно отличаются от требований, предъявляемых учителями и родителями.

Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных детей, существует и диссонанс между подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. Чтобы не отстать от других и не стать посмешищем, подросток старается “переплюнуть” самых “крутых” и доказать, что он не хуже других.

Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действующие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа.

В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликтная обстановка в семье.

Употреблению спиртного и наркотиков способствуют особенности поведения, свойственные подростковому возрасту, а злоупотребление алкоголем или наркотически действующими веществами, в свою очередь, еще больше нарушает поведение подростка.

Группирование со сверстниками – нормальное свойство подросткового возраста.

Находясь дома один или с близким другом, психически здоровый ученик средних классов может найти себе занятие по душе и с увлечением играть в какую-либо игру, заниматься чтением, коллекционированием или другим хобби. Но общение подростка не ограничивается пределами семьи и дома. Ребенка дошкольного возраста можно за ручку отвести в детский сад, привести домой, позволяя гулять только в сопровождении взрослых. А с подростком этого сделать уже нельзя. Он самостоятельно ходит в школу, может задержаться после занятий. Его свободное время после занятий совпадает со временем, когда родители заняты на работе; бабушки и дедушки уже не в состоянии контролировать подросшего внука или внучку.

В прежние годы были популярны занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных секциях и кружках при Домах пионеров, и многие из них были заняты интересным для них делом. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы.

Вряд ли сейчас встретишь группу школьников, увлеченно подметающих школьный двор или благоустраивающих спортивную площадку. Даже спортом многие из них не хотят заниматься, поскольку он перестал считаться престижным, за исключением тех видов, которые предназначены для самообороны или нападения. К тому же любые занятия спортом требуют упорства и труда, а сидеть во дворе или болтаться по улицам гораздо проще.

Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному признаку – живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то “приключение”, которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие “приключения” и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность.

Безусловно, такое бесцельное времяпрепровождение свойственно далеко не всем подросткам. Если бы это было так, наше общество в ближайшем будущем ожидала бы катастрофа. Но здесь мы говорим не о психически здоровых подростках, а именно о тех, которые начинают с такого “жизненного дрейфа”, а потом требуется вмешательство психиатра.

Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, “для настроения” или “для смелости” начинает употреблять спиртное. Обычно инициаторам является подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни – из любопытства, другие – чтобы приобщиться к “взрослой жизни”, третьи – чтобы не отставать от других членов группы.

Если раньше существовали ограничения в продаже спиртного по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольных напитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческих ларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому или несовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любой спиртной напиток.

Более доступными для подростков стали и наркотически действующие вещества. На любой дискотеке можно купить “экстази”, марихуану и другие наркотики. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой “товар”. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся. У современных подростков есть возможность легко и быстро заработать, поэтому у них есть свободные деньги: у некоторых учащихся денег гораздо больше, чем у их родителей и учителей.

Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста.

Ребята боятся больше всего не того, что сверстники их изобьют (такие случаи тоже бывают), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень травмируют.

Многие акселераты выглядят и считают себя уже взрослыми, а еще недостаточное психическое развитие не избавляет их от подверженности чужому влиянию, тем более влиянию сверстников, авторитет которых в этом возрасте начинает доминировать над авторитетом взрослых.

Подростки обычно легко пьянеют. Даже банки пива или ста граммов вина достаточно, чтобы подросток, ранее не пробовавший спиртного, опьянел. Некоторые пьянеют и от меньшего количества алкоголя. Но это тоже расценивается в группе как признак слабости и становится предметом насмешек со стороны тех, кто уже имеет опыт неоднократного употребления спиртного и может выпить гораздо больше.

Начиная употреблять спиртное, большинство юнцов не знает о своей малой выносливости к спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки имеют возможность наблюдать это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокидывает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или любимым киногероям они поступают так же.

Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках.

Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы.

Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают какое-либо устрашающее название для своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть.

Члены такой группы могут совершать и криминальные действия – изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и всех сверстников, не входящих в группу. Они называют себя организацией.

Многие подростки из благополучных семей завидуют им и мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи.

Некоторые подростковые группы состоят только из мальчиков, в некоторых, как уже говорилось, есть и девочки. Но обычно их немного. Как правило, это или девочки с явными психическими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых такая среда привычна, и они без особых колебаний следуют нормам группы, пьют спиртное и принимают наркотики наравне с мальчиками.

Таких девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство из них рано начинают беспорядочную сексуальную жизнь и ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных партнеров. Обычно их в группе не обижают, наоборот, мальчики берут их под свое покровительство, защищают их, ощущая себя “настоящими мужчинами”, и девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, психически неполноценные девочки все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание (пусть даже в оскорбительной форме), которого лишены в иных условиях.

Далеко не всегда подростки группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам – занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показывает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков.

Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию.

Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства.

Многие подростки избирают себе кумира – киногероя, актера, популярного певца или музыканта – и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении.

Если объектом подражания является отрицательный герой, вот тогда и педагогам, и родителям следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его во всех отношениях.

Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, особенно если это личность с криминальным прошлым. Большинство взрослых наркоманов неоднократно судимы, так как вся их жизнь, в том числе и способы добывания огромных денег на приобретение наркотиков, связана с криминалом. Открыв рот, школьники с упоением слушают о “подвигах” своего “героя”, о том, какой “кайф” дают наркотики, не имея возможности определить, где правда, а где ложь. Уголовник, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает, чтобы заинтересовать и привлечь юнцов. Это чревато уже не только злоупотреблением алкоголем и наркотиками, но и различными криминальными действиями.

“Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, но и мальчики из благополучных семей. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот обращается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но наркоману нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится использовать несовершеннолетних в своих целях.

Выше уже говорилось о “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увеличить круг “своих”.

Во-первых, многие наркоманы не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит будущих “клиентов”, которым потом будет сбывать свой товар.

Во-вторых, он делает подростков послушным орудием в своих руках. За порцию наркотика приобщившиеся к этому пороку готовы на все. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки, которые для него “таскают каштаны из огня”.

Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать своему кумиру подросток не в состоянии – ведь он расценивает его как друга. А если такой человек уже создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе он станет посмешищем, “маменькиным сынком”.

Собственной нравственной позиции у многих подростков еще нет. Этические понятия растущего человека формируются в большей степени под. Влиянием родителей, а если родители не делают этого или их влияние негативно, то подросток попадает под влияние любого человека, которого он уважает.

В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Недаром многие асоциальные личности эксплуатируют их, пользуясь их бесстрашием и отсутствием страха смерти или увечья. Они могут выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры.

Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный сын и хороший ученик перестает подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать других взрослых в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж.

Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее – там “настоящая, взрослая” жизнь, свои тайны.

Вторая задача такого лидера – добиться, чтобы дети не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой человек знает Уголовный кодекс на собственном опыте и прекрасно понимает, чем ему грозит вовлечение несовершеннолетних в пьянство, злоупотребление наркотиками и криминальную деятельность. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют соврать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей – опять-таки по подсказке “лидера”, - и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

Под делинквентным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. От криминальных действий делинквентное поведение отличается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявлениях влечет за собой уголовное наказание.

Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут быть драки, хулиганство, отнимание у младших детей или более слабых сверстников денег или вещей, угон велосипеда, мотоцикла или машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое.

Чаще всего к делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях.

Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей – это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Реакция протеста – одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний – чаще всего это родители.

Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения – все делает назло родителям.

Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например запрет видеться с приятелями.

Протестные реакции могут быть и из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильные задачи, например чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников. Подростку проще и легче проводить время на улице со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители.

Подросток может проявить протест и при повторном браке одного из родителей, когда в семье появляются отчим или мачеха и их дети или когда в семье рождается еще один ребенок и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и соперничество с новым членом семьи за внимание матери.

Реакции протеста могут быть и у подростка с задержкой развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий.

Пассивная реакция протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики.

Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

У подростка с психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного протеста может сопровождаться двигательным возбуждением – в гневе он может проявить агрессию, ломать предметы.

Активный протест может выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно собственным асоциальным поведением.

В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на всех взрослых вообще.

Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать.

С таким поведением нередко сталкиваются и учителя, и родители, объясняя его упрямством. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста. У психически здоровых подростков она со временем проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых – если они проявляют деспотизм и требуют беспрекословного подчинения. При. Этом возможны побеги из дома и бродяжничество.

Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения занятий может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с компанией сверстников.

Так может произойти, если родители, желая оградить своего ребенка от группировки, где он выпивал или принимал наркотики, переводят его в другую школу (училище) или переезжают на новое место жительства. В этом случае подросток винит родителей в том, что они разлучили его с привычной компанией, и отказывается общаться с ними.

Побеги из дома обусловлены разными причинами, например, тем, что с подростком плохо обращаются, унижают его или бьют, когда родители – алкоголики.

Девочки нередко убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их.

Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни.

Иногда побеги совершаются из дома ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома и дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Побег из дома может произойти и после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, “забитых” девочек и мальчиков, которых жестоко наказывают родители.

Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома.

Беглецы недовольны тем, что родители и педагоги не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким. Такие подростки считают учителей и родителей отсталыми, консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.

Девочки протестуют против того, что учителя и родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, что родители контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются.

Подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком, сбежав из дома, расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы. Им нравится, что они сами добывают себе средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь ни родителей, ни учителей, развлекаться так, -как хотят, и приобретать опыт жизни, в том числе и сексуальный.

Убежав из дома, подростки избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную.

Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться. Их даже больше устраивает детский приемник, куда их обычно помещают, пока не обнаружат их родителей; и они намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой.

Большинство “беглецов” попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпивать и принимать наркотики.

Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Они не имеют возможности заработать на жизнь, и их тут же подбирают сутенеры. Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый мерзавец вовлекает в группу, приучает к наркотикам, пускает по рукам, а затем продает сутенерам или сам становится сутенером. Малолетние проститутки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что лишились группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь туда вернуться и всех “обслуживать”.

Некоторые малолетние проститутки подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием. Девочки рассказывают, что выпивали или принимали наркотики вместе с другими подростками, а потом “ребята стали приставать и заставили”, но сожалений по этому поводу не испытывают. Многие даже не помнят своего первого сексуального партнера, говорят: “Давно это было”.

Ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие для малолетних проституток. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя сделали по нескольку абортов. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов эти девочки не испытывают. У них нет сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками. У некоторых есть все признаки алкоголизма или наркомании. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей “профессии”, разделяют “клиентов” и сутенеров на “плохих” и “хороших”, полностью зависят от своего сутенера, а иногда и влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное или наркотики, девочка считает, что он хороший, добрый: “не бьет”, “заботится”.

Внешняя “взрослость” и “опыт” малолетних проституток сочетаются с психической инфантильностью и примитивностью интересов. Как правило, у всех них есть психические отклонения или заболевания – психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, шизофрения.

Дромомания – это склонность к бродяжничеству. Психиатры рассматривают ее как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученные и голодные.

Дромомания – это импульсивное влечение, и обусловлено оно основным психическим заболеванием. Из-за расстройства влечений такие больные могут приобщиться к употреблению спиртного или наркотиков.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации – это такие формы поведения, с помощью которых человек старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

Примером реакции гиперкомпенсации может быть бравада, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения, употребление спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также страдающим неврозами, комплексом неполноценности.

Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие у одного из них или у обоих психического заболевания), влияние пьющих родителей, психические заболевания самого подростка, недостатки воспитания. Вследствие этого у подростка возникают различные психические отклонения, нарушения поведения, которые приводят его в группу пьющих ребят с асоциальным поведением.

Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”.

Таким образом можно выделить следующие факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ   подростками:                               

  В семье:                                          

·     родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

·     взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики;

·     мать и отец конфликтуют между собой;

·     нет эмоциональной близости между членами семьи;

·     родители испытывают проблемы в воспитании детей;

· имеется генетическая предрасположенность к употреблению  наркотических и токсических веществ;

·     родителей не интересуют успехи детей в школе.

В школе:                              

· преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков;

·     учащиеся часто переходят из одной школы в другую;

·     школьники пропускают занятия без уважительной причины;

·     существует недоброжелательный климат среди знакомых;

·     имеет место употребление спиртных напитков и наркотиков в раннем возрасте;

·     отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества;

·     подростки находятся под влиянием более  старших товарищей, общаются в компании, употребляю наркотики и алкоголь.

В обществе:                            

·    законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ  веществ;

·   алкоголь, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы;

·   неблагоприятный социально-экономический климат.

^ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ

 1.  Почему первична профилактика

                   В ситуации, когда стремительно распространяется употребление наркотиков и они легко доступны, неоспоримой становится необходимость первичной профилактики среди детей, подростков и молодых людей, чтобы удержать их от употребления наркотиков, которое угрожает здоровью  и может создать тяжелые социальные последствия.

В ограничении наркомании большое значение имеет уменьшение предложения наркотиков, однако полностью остановить нелегальное производство наркотиков и торговлю ими не удалось даже самым богатым странам с мощными спецслужбами и полицией.

Во всем мире использование денежных средств на ограничение наркотических веществ (законодательство, борьба с производством и распространением нелегальних наркотических веществ, контроль за производством, распространением и хранением легальных психоактивных веществ и др.) значительно превышает количество средств, которые используются для профилактических целей.

Меньше всего средств направляется на первичную профилактику. Можно ограничить предложение наркотиков, но нельзя полностью его искоренить, ибо остаются доступными и легально покупаемые психоактивные вещества, такие как алкоголь, табак, ингалянты,  различные медикаменты и др. Поэтому все большее значение приобретают мероприятия, направленные на уменьшение спроса наркотиков. Мероприятия первичной профилактики требу ют рамного меньше средств,  чем борьба с последствиями наркомании.

Уменьшение спроса на наркотики обычно  охватывает три области действия.

^ Первичная профилактика. Ее целью является предотвращение или хотя бы воспрепятствование началу употребления наркотиков. В этой начальной стадии профилактики главное внимание уделяется информированию и просвещению о психоактивных  веществах и связанных с их употреблением рисках различных целевых групп, особенно детей, подростков и молодых людей. Учебные заведения стараются укрепить самооценку  молодых людей и их способность сопротивляться давлению сверстников, способствовать здоровому образу жизни, развивать жизненные навыки и отрицательное отношение к употреблению наркотиков, а также обеспечить поддерживающую среду и возможности здорового, совершенствующего молодых людей и свободного  от употребления наркотиков образа жизни.

^ Вторичная профилактика. Ее целью является оказание помощи экспериментаторам и случайным потребителям в изменении их привычек и недопущении развития этих привычек до проблемного употребления. Вторичная профилактика обеспечивает просветительские и консультативные услуги для потребителей наркотиков, чтобы убедить их отказаться от экспериментирования с наркотиками. В этот период предлагаются и различные лечебные и реабилитационные программы, а также разные услуги в послереабилитационный период с тем, чтобы предотвратить возврат к старому поведе-нию и способствовать социальной реинтеграции. В идеальном случае работа по вторичной профилактике заканчивается возвращением индивида к жизни без употребления наркотиков.

^ Третичная профилактика. Ее целью является уменьшение проблемного употребления наркотиков и уменьшение их вредных последствий, например, распространение СПИДа и других болезней, преступлений. Третичная профилактика включает в себя раскрытие наркоманов и их привлечение к специальным лечебным и социальным программам. Чтобы профилактические программы были эффективными, в них должны сотрудничать различные органы и группы. Привлечение работников самоуправлений, учителей, родителей, служб здравоохранения и социальных служб, негосударственных организаций, центров по интересам  молодежи и других организаций обеспечивает лучшие возможности в понимании потребностей  молодых людей и обеспечении необходимой  поддержки.

^ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ


Количество потребителей и зависимых людей значительно увеличивается в возрасте от 13 до 20 лет, потому  не вызывает сомнений роль школы как места первичной профилактики. К тому же, профилактическую работу нужно начинать по возможности раньше, еще до того, когда экспериментирование с психоактивными веществами становится актуальным. Это определяют условия – мы живем в обществе потребителей наркотиков и других психоактивных веществ. Уже довольно рано ребенок может столкнуться с употреблением одурманивающих веществ в семье или вне ее, увидеть и услышать об этом в средствах массовой информации, фильмах или от сверстников. Ребенку надо дать возможность получить знания и сформировать личное отношение к употреблению наркотиков еще до начала экспериментирования, чтобы позже, попав в связанные с употреблением наркотиков ситуации, ребенок уже мог бы их оценить, сопротивляться давлению сверстников и сделать здоровый выбор. Главной целью первичной профилактики является предотвращение употребления психоактивных веществ, но обоснованной также является цель, по возможности, отодвинуть  время, когда начинается экспериментирование с такими веществами. Исследования свидетельствуют – чем младше ребенок, который начал употребление психоактивных веществ, тем больше риск возникновения проблемного употребления и зависимости. Это также может неблагоприятно повлиять на социализацию лица и его физическое и душевное развитие.

                        Нельзя утверждать, что профилактическая работа всегда дает стопроцентный результат и все станут воздерживающимися. Хотя, как бы своевременно она ни была бы начата, формирование системы ценностей и соответствующие ей изменения поведения являются длительным процессом. Результаты часто проявляются позже, так как есть много других факторов, которые влияют на формирование отношения. Здесь особенно велика роль влияния семьи, воздействия средств массовой информации, жизненного опыта. Школа является только одним фактором, который дает направление формированию отношения к здоровью и влияющим на него привычкам, в том числе к употреблению наркотиков и других одурманивающих веществ.

 ^ Что необходимо знать  учащимся о вреде употребления наркотиков

В первичной профилактике употребления наркотиков используются следующие методы: вызов страха (это называют также методом шока-отвращения), информирование, обучение жизненным навыкам, комбинированный подход.

В  методе запугивания используются описания ужасающих случаев, шокирующие видеофильмы и пугающая статистика с целью запугивания детей, чтобы они никогда не употребляли наркотики. Исследования доказали, что этот метод не только не эффективен, но может вызвать прямо противоположный эффект – способствовать экспериментированию с наркотиками. Молодые люди обычно не идентифицируют себя с показанным в таких фильмах и в описаниях. К тому же этот метод часто сопровождают лживые преувеличения, например, выкуришь сигарету с травкой – станешь наркоманом, выпьешь стакан алкоголя – станешь алкоголиком. Такими преувеличениями чаще всего, желая хорошего, «грешат» учителя, теряя таким образом доверие учащихся. Зачастую у учащихся, в отличие от учителей, имеется опыт употребления наркотиков, который сви-детельствует о том, что ничего ужасного не происходит, если в компании иногда выкурить травку или проглотить таблетку ecstasy. И пара стаканов вина или даже водки не делают алкоголиком. Применяя тактику запугивания, четко не разделяя понятия «потребитель» и «зависимый», учителя стараются принять решение вместо учащегося и навязать ему решение о неупотреблении одурманивающих веществ. Неудивительно, если учащиеся протестуют и смеются над стараниями учителей подсказать им, как надо жить, как проводить свободное время. Некоторых детей метод запугивания заставляет воспринимать употребление наркотиков как что-то захватывающее, рискованное и отчаянное занятие, которое именно поэтому некоторым кажется привлекательным и достойным того, чтобы попробовать. По вышеупомянутым причинам метод запугивания в профилактике употребления наркотиков не рекомендуется.

Информирование значит, что учащимся дается информация о наркотиках, обычно с целью удержания их от употребления. Исследования доказали, что знание фактов не удерживает людей от употребления наркотиков и других вредных привычек. Например, многие люди курят, хотя и информированы о вредном влиянии курения на здоровье. Если учащиеся информируются  только о вредном влиянии употребления наркотиков, это не вызывает доверия, особенно у тех учащихся, которые имеют прямой или косвенный опыт употреб-ления наркотиков и которые поэтому могут быть самой большой группой риска в будущем. Применение жизненных навыков развивает в детях психосоциальные навыки, которые являются существенными для жизни и дают возможность жить  безопасно в обществе, где наркотики и другие психоактивные вещества употребляются и являются доступными. Эти навыки включают в себя коммуникационные навыки, навыки разрешения конфликтов и принятия решений, критического мышления, решения проблем, способности уважать себя и других и т.д.

Исследования свидетельствуют, что метод обучения жизненным навыкам по крайней мере задерживает начало употребления наркотиков. Комбинированный подход, использованный и в этом руководстве, объединяет информирование и развитие жизненных навыков. Важно, чтобы предоставленная информация была точной и объективной, это значит, что нельзя умалчивать о приятном эффекте, из-за которого некоторые люди употребляют наркотики. Если учащиеся понимают положительные и отрицательные аспекты употребления наркотиков и освоили жизненные навыки, они лучше подготовлены к принятию разумного решения об употреблении наркотиков и поведении в ситуациях, связанных с употреблением наркотиков. Необходимость в таком методе в первичной профилактике определяют реальности современной жизни:

 формирование мультикультурного общества;

влияние рыночной экономики;

уменьшение роли семьи;

рост возможностей и выборов;

 недостаточная готовность молодых людей при встрече с предлагаемыми повседневными вызовами (низкое самосознание, неадекватная самооценка, недостаток общих жизненных навыков).

Учителю в работе по профилактике употребления наркотиков нет необходимости детально владеть различными фактами, связанными с их употреблением. Важнее владеть соответствующими учебными методами. В профилактическом обучении необходимо использовать такие методы, которые способствуют развитию у учащихся знаний, навыков и отношений. Именно отношения в большой мере определяют дальнейшее поведение, поэтому их познанию и формированию необходимо уделять особое внимание

 ^ 3. Роль школы в профилактике употребления наркотиков

Так как в настоящее время  все актуальнее становится вопрос об употреблении различных психоактивных веществ в молодежной среде (также легальных психоактивных веществ – алкоголя, табака, различных медикаментов), школе важно включиться в профилактическую работу. Однако школа одна не сможет решить связанные с употреблением наркотиков проблемы, ибо молодые люди находятся под влиянием родителей, ровесников, средств массовой информации и др. Но школа может взять на себя координирующую роль и способствовать сотрудничеству всех сторон, таким образом способствуя закреплению в обществе реальных процессов перемен и взглядов на здоровье как на ценность.

^ ШКОЛА КАК МЕСТО ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ


* Программа обучения  – документ, который соответственно уровню обучения, виду, целевой группе и государственному стандарту образования определяет предлагаемые учебным заведением содержание обучения, условия процесса его освоения и исследование обстоятельств. Программа обучения включает в себя цели и задачи, содержание обучения, стратегию программы, организацию, методы, план реализации программы и требования к оценке полученного образования.

** Этос – означает принадлежность школе и гордость за нее, равенство и справедливость, благожелательность, взаимоотношения учащихся и учителей, выражение требовательности и признательности учащихся и работников, поведение и дисциплина учащихся.

 Школу посещают все дети начиная с 6-летнего возраста, таким образом, с одной стороны, есть доступ к детям и, с другой стороны – реальные возможности осуществлять профилактическую работу и начинать ее с раннего возраста, прежде чем проблема становится актуальной.

В школе в учебном процессе соблюдается принцип  повторения тем в разных возрастах. Таким образом, у школы имеется возможность совершенствовать знания и развивать навыки учащихся и  формировать отношения во время всего учебного процесса. У школы есть также возможность проводить регулярную и продолжительную работу по профилактике зависимости.

В школе дети, подростки и молодые люди проводят значительную часть дня – как на уроках, так и во время внеклассных мероприятий учащиеся могут успешно овладевать знаниями и развивать навыки, необходимые для формирования отношения к своему здоровью как к ценности.

В школе работают профессиональные педагоги, которые знают методы и приемы эффективной работы с учащимися.

Учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, являются авторитетом; таким образом, мнение учителя уважается и он может заложить основы положительного отношения к своему здоровью.

Параллельно с учебным процессом учащиеся встречаются с друзьями, осваивают навыки общения, формируются группы «своих». Школа может сотрудничать с группами подростков, когда употребление одурманивающих веществ  становится актуальным.

Школа является организованной средой с определенной системой норм, она учит соблюдать установленные нормы и в случае их нарушения брать на себя ответственность за случившееся. При помощи школы можно обучать и успешно вовлекать в работу и взрослых: родителей, самоуправления, окрестных жителей, других работников школы, представителей социальных служб, средств массовой информации, коммерческих структур, милиции и др.

Государство контролирует содержание образования и таким образом уменьшает риск некачественного образования.

^ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА, КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Формирование жизненных навыков школьников  является приоритетным заданием школы. В школах  это означает перемещение акцента с изучения теоретических заключений и фактов на социальное развитие человека, совершенствование личности учащихся, их подготовку к жизни взрослого человека с ее проблемами и трудностями, сложностями отношений, обязанностями и ответственностью. Освоение жизненных навыков является важным элементом и в работе школы по профилактике употребления психоактивных  веществ, воспитанию зрелой и независимой личности.

В обучении жизненным навыкам и в профилактике наркомании решающее значение имеет культура школы  и школьная среда. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что учащиеся эффективно осваивают и применяют на практике жизненные навыки только в безопасной, честной и поддерживающей их психологически среде, в которой со стороны учителей и ровесников уважается их индивидуальность (возраст, пол, национальность, вероисповедание, особенности личности, здоровье, способности и т.п.).

Английские школьники, например, школу считают здоровой, если:

хочется идти в школу;

учителя выслушивают;

есть возможность высказаться;

учеба позволяет чувствовать себя счастливым;

нет издевательств, ущемлений.

И в наших школах   также актуальна проблема создания безопасной, поддерживающей учащихся и стимулирующей их здоровье среды. Какие главные условия для создания такой среды?

Руководство школы проводит такую политику школы, в которой одинаково важными направлениями школьной деятельности считаются как обучение учащихся, так и способствование их физическому, духовному и социальному здоровью. Важное место в этой политике в школе занимает профилактика употребления одурманивающих веществ.

При формировании и реализации школьной политики к ней активно привлекаются педагоги, медики, психологи и социальные работники, родители, представители  школьников, а также партнеры по сотрудничеству из самоуправлений и   негосударственных организаций.                                                                                                                                        

Школа в своих ближайших окрестностях работает как интеллектуальный, культурный центр и центр социального здоровья.

В школе программа совершенствования уроков здоровья, жизненных навыков и первичной профилактики наркомании реализуется в виде специальных учебных предметов или же интегрируется в виде составной части других учебных предметов, воспитательных уроков и внеклассной деятельности. Реализацию названных программ координирует «школьная команда здоровья» или другие ответственные лица.

В школьной культуре все более широко укореняются педагогические принципы сотрудничества и главные ценности философии жизненных навыков. Потребности и желания школьников, родителей, педагогов осознаются, уважаются и к планированию учебных программ  привлекаются все заинтересованные стороны.

Педагоги готовы активно реагировать на специфические проблемы каждого учащегося, школы и окрестностей, совершенствуя учебные программы, индивидуальную, воспитательную и внеклассную работу. В центре педагогической работы находятся соответствующие индивидуальным способностям каждого учащегося достижения обучения и достижения человеческих отношений.

Школа функционирует как система команды, в которую вовлечены все работники школы. Каждый член команды имеет определенную роль и ответственность, которая зафиксирована в описании трудовых обязанностей. Для всех педагогов созданы возможности профессионального совершенствования – с целью освоения преподавания уроков здоровья, обучения жизненным навыкам, теоретическим знаниям первичной профилактики наркомании и изучения интерактивных методов обучения.

Усилия работников школы по способствованию здоровью, по созданию положительного эмоционально-психологического климата школы, по обучению жизненным навыкам и по первичной профилактике наркомании должным образом оцениваются, морально и материально (в пределах возможностей) стимулируются. Индивидуальные достижения учащихся являются существенным критерием оценки работы педагогов.

 Школа направлена на развитие. Ее культура, система ценностей и норм достаточно эластичны, чтобы школа активно реагировала на изменения социальной среды, появление новых потребностей и актуальных проблем. В школе разработаны долгосрочные и краткосрочные планы совершенствования физической, социальной и психологической среды школы, разработаны критерии оценки эффективности реализации планов в которые вовлекается весь коллектив.

Ориентация школы на способствование развитию духовного здоровья учащихся и их жизненных навыков как на приоритетную цель школы, параллельно с обучением, тесно связана с формированием культуры и политики школы. Главная роль в формировании культуры и политики школы и введении новшеств, без сомнения, принадлежит руководству школы и особенно ее директору.

Культура школы – это господствующие в школе ценности, нормы поведения и принципы, которые определяются традициями и практикой. О культуре можно сказать и так: это вид решения дел в организации. В культуре каждой организации можно выделить три уровня.

Высший – архитектура, дизайн, порядок, предметы искусства, наблюдаемое поведение, стиль одежды, лозунги и др.

Средний – ценности, которые являются общими для членов организации и проявляются в отношениях, языке, символах и ритуалах.

Глубинный (имплицитный) – основные положения, которые даже членам организации трудно осознать без особого углубления. «У нас так принято/не принято…»

В культуре школы, как и любой организации, самое важное – это ценности: то, что большая часть коллектива школы считает хорошим, желательным, законным для осуществления. Ценности – это своеобразные стандарты. Отношение всей школы предусматривает целенаправленное и осознанное сотрудничество различных групп, связанных со школой, – учителей, учащихся, родителей, представителей самоуправлений и других организаций при решении какой-либо школьной проблемы. Школа может способствовать уменьшению спроса на наркотические вещества, целенаправленно руководя и координируя привлечение этих разных групп  в  профилактическую работу.

Школа может целенаправленно и осознанно формировать свою политику в отношении употребления  одурманивающих веществ:

планируя развитие школы, предусмотреть, каким образом будет оказываться влияние на процессы, касающиеся употребления, предложения и спроса психоактивных веществ;

организовать целенаправленное и осознанное сотрудничество между учителями, учащимися, родителями, самоуправлениями, полицией, привлекая различные группы в профилактическую работу и решая связанные с употреблением психоактивных веществ проблемы;

разработать конкретный план действий, положений в случае констатаций хранения и употребления психоактивных веществ.

В   схеме (приложение 3) «Модель реализации профилактического обучения в Европейских средних школах» показаны факторы, которые необходимо принимать во внимание, планируя и реализуя профилактическую программу обучения в школе. Модель в рамках Европейской комиссии разработали учителя, ученые, психологи, специалисты по профилактике употребления наркотиков и создатели политики образования из Германии, Италии, Нидерландов, Швеции и Великобритании. Несмотря на различия исторических систем, культуры и образования между этими государствами, включенные в модель факторы были признаны важными и используемыми на практике во всех странах–участницах проекта.

 ^ 4. Включение программы профилактики в план развития школы

Для успешного развития любой организации, также и для школы необходим конкретный план. Эффективный план развития школы ориентирован не только на учебный процесс, но и на социальные перемены в школе, с учетом актуальностей общества. Иногда школы пытаются создать впечатление – у нас наркотики не употребляют, наркотики не являются актуальной проблемой. Для этого есть различные причины: страх потерять престиж школы, сомнения в том, что родители поведут своих детей в другие школы, неумение справиться с проблемной ситуацией, стыд, что в школе или вне этой конкретной школы учащиеся употребляют наркотики, и др. В результате проблема отрицается и зачастую через какое-то время становится еще более актуальной.

Школа может существенно влиять на процессы, связанные с употреблением психоактивных веществ, если происходящие в обществе изменения – увеличение предложения и спроса одурманивающих веществ – принимаются во внимание, планируя развитие школы:

^ ШКОЛА – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

(план роста, текущее планирование, образовательные программы,учебные программы по предметам)


1. Оценивая нынешнюю ситуацию необходимо индетифицировать потребности:

Распространяются и употребляются ли в городе, в окрестностях школы, в школе, клубах, в других местах встреч молодых людей наркотические вещества?

Каково отношение учащихся к употреблению наркотиков?

Какие есть у учащихся возможности содержательно проводить свободное время?

Какая есть заинтересованность и готовность у школы, родителей, самоуправлений включиться в решение связанных с наркотическими веществами проблем?

Насколько активны сами учащиеся, и хотят ли они проводить внеклассные мероприятия для ровесников, готовы ли включиться в проекты по профилактике наркомании?

Имеется ли у учителей, родителей достаточная информация о наркотических веществах, их употреблении, возможностях профилактики?

Преподносится ли молодым людям имеющаяся информация понятно и увлекательно?

Является ли школьная среда поддерживающей для молодых людей?

Имеется ли в школе система норм поведения в отношении употребления наркотических веществ на школьных мероприятиях. Действует ли эта система норм?

2. Оцените, какие изменения были бы необходимы:

 Какое обучение необходимо для учителей, чтобы на уроках и во внеурочное время они могли бы говорить о наркотических веществах, их употреблении и т.п.?

Как родители могли бы получить информацию о наркотических веществах и получить навыки, как об этой проблеме говорить с детьми?

Какие мероприятия по профилактике употребления наркотиков могли бы быть организованы в школе?

Какие имеются возможности в городе/волости и в школе разнообразить проведение свободного времени?

Как усовершенствовать сотрудничество школы, родителей, представителей самоуправлений и других групп? Каковы возможности организации бесед, дискуссий со школьниками, родителями, представителями самоуправлений, милиции и другими по вопросам, касающимся употребления наркотических веществ, возможностям сотрудничества по ограничению их употребления?

Какие изменения были бы необходимы в системе школьных норм, касающихся употребления наркотических веществ на школьных мероприятиях?

3. Оцените доступные ресурсы:

Человеческие (учителя, желающие организовать учебу, учащиеся, которые готовы проводить мероприятия для ровесников, активные родители, заинтересованные в сотрудничестве, представители самоуправлений…).

Время (в настоящее время работу необходимо делать в свободное время…).

Деньги (бюджет школы, деньги самоуправления, пожертвования родителей…).

Другие материальные ресурсы (доступные в Украине обучение и материалы для педагогов).

Советники, консультанты (социальный педагог, психолог школы, организации, имеющие опыт в профилактической работе…).

Группы молодых людей, которые желают и могут проводить целенаправленное обучение для сверстников.

Другие работники школы – заведующий хозяйственной частью, повара, технические работники.

 Окружающее общество – представители самоуправлений, социальных служб, коммерческих структур, милиции, окружающее население.

4.Продумайте, как будут оцениваться изменения, – достигла ли проделанная работа поставленных целей?

Изменения могут оцениваться:

наблюдениями за изменениями в поведении молодых людей в свободное время; отзывами учащихся;

организацией бесед с командой, которая принимала участие в создании плана деятельности;

проведением анализа отзывов родителей;

организацией обсуждения в педагогическом коллективе.

Начиная работу, важно выяснить, насколько готовы школа (учителя, учащиеся, администрация), а также родители к реализации политики, затем планировать дальнейшие реально возможные действия.

^ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ, УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ, САМОУПРАВЛЕНИЕМ, МИЛИЦИЕЙ И Т.П.

На развитие личности учащихся и их социальное развитие влияют ровесники, учителя, родители и другие, связанные с учащимися группы. Это разделенная ответственность – способствовать такому развитию формирования противонаркотической политики школы с привлечением разных сторон. У различных групп может быть различные опыт и взгляды, и важно это учитывать, организуя и проводя профилактическую работу.

Большие возможности реализовать эффективную противонаркотическую политику будут в случае привлечения в профилактику эти разные, связанные со школой группы. Особо важное значение имеет сотрудничество школы и родителей, ибо часто именно эти группы больше всего мотивированы в противонаркотической политике.

Включив профилактику употребления одурманивающих веществ в план развития школы, недостаточно  только уроков здоровья – в равной мере важна поддерживающая среда в каждом классе и всей школе, а также поддержка местного общества и его участие.

^ СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Привлечение родителей и других представителей общества к жизни школы не происходит само по себе. Это целенаправленная, организованная работа, требующая много энергии. Школы   имеют различный опыт сотрудничества – во многих школах работают родительские советы, родительские комитеты, которые успешно включаются в решение актуальных для школы вопросов. Другие школы ограничиваются формальными собраниями родителей. Иногда в школах создается искусственная атмосфера – родители вежливо приглашаются, но «прочувствовать» это приглашение нельзя, оно формально и планируемое сотрудничество не реализуется. То, что родители получают информацию об успехах детей, является односторонним процессом, параллельно необходимо было бы побуждать и  родителей брать на себя ответственность за происходящее в школе.

С.Томмилсонс выдвинул 4 главных параметра, которые необходимы в процессе сотрудничества школы и семьи:

настоящие, партнерские отношения;

открытый диалог;

все более широкое информирование родителей;

профессиональная подготовка к работе с родителями.

Различают четыре стадии, характеризующие развитие сотрудничества школы и семьи.

1-я стадия – закрытая школа.

Характерны автономия учителей, ограниченные и формальные контакты с родителями, родители имеют малый выбор и возможности консультаций, им недоступен подход и к регистрам школы, учебные программы и методы считаются сферой деятельности учителей, к  которой другим доступа нет.

2-я стадия – профессиональная неубедительность. Характерно экспериментирование в сотрудничестве школы и семьи, но учителя по-прежнему ограничивают возможности консультаций и в низких успехах учащихся винят семью и дом.

3-я стадия – доверие росту.

На этой стадии руководство школы способствует сотрудничеству и консультациям с родителями, признает роль дома в процессе обучения и вдохновляет родителей на сотрудничество с представителями структуры правления школы, в целом стараясь приспособить старую школьную систему для вовлечения родителей.

4-я стадия – согласованность сотрудничества школы и семьи.

Представляет максимальную, последнюю степень в стараниях привлечь все семьи к процессу обучения, признавая, что образование, полученное дома, является важной частью общего образовательного процесса и роль родителей в нем существенна; подчеркивается обязанность родителей сотрудничать со школой.

Планируя сотрудничество школы с семьями, следует продумать вопросы, связанные со школьными ценностями:

Для кого предусмотрена наша школа?

Чьи потребности мы решаем?   Отвечает ли работа школы потребностям детей?

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Профилактика сколиоза и плоскостопия на уроках физкультуры в общеобразовательной школе

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Профилактика Наркомании у подростков в средней общеобразовательной школе Работу

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Глазница и вспомогательный аппарат глаза
Кроме того, знания особенностей строения глазницы и взаимоотношения ее с окружающими струк­турами...
Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Плоскостопие, причины и профилактика

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Признаки, причины и профилактика гиповитаминоза

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Онкологические заболевания причины, особенности и профилактика статистические данные

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Мужской и женский алкоголизм причины, профилактика, лечение алкоголизма

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Ответа Причины заболевания. Симптомы. Лечение. Уход за больным. Профилактика

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Острые респираторные заболевания: Причины, клинические проявления, лечение, профилактика

Наркомания во дворе и в школе: характер распространения, причины, профилактика icon Острые респираторные заболевания: Причины, клинические проявления, лечение, профилактика

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы