Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г icon

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г





Скачать 134.46 Kb.
НазваниеУчебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г
Дата05.04.2013
Размер134.46 Kb.
ТипПояснительная записка
Белорусский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ

Ректор Белорусского государственного университета

________________ С.В. Абламейко

« 29 » ноября 2010 г.

Регистрационный № УД- 3800 /уч.


Государственный экзамен по химии


Учебная программа для специальности:

1-31 01 01 Биология (по направлениям)

направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и

1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность


2010 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Игорь Евгеньевич Шиманович, профессор кафедры общей химии и методики преподавания химии Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, профессор;

Аркадий Петрович Ельницкий, профессор кафедры органической химии Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, доцент;

Александр Александрович Савицкий, доцент кафедры физической химии Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, доцент;

Татьяна Александровна Кукулянская, доцент кафедры биохимии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОЙ:


Учебно-методической комиссией биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 4 от 27 октября 2010 г.)

Ученым Советом биологического факультета Белорусского государственного факультета (протокол № 3 от 27 октября 2010 г.)

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 1 от 03 ноября 2010 г.)


Ответственный за редакцию: Татьяна Александровна Кукулянская


Ответственный за выпуск: Татьяна Александровна Кукулянская


^ Пояснительная записка


Государственный экзамен по химии является одной из форм итоговой аттестации на первой ступени высшего образования студентов-биологов, получающих квалификацию «Преподаватель биологии и химии». Наряду с подготовкой и защитой дипломного проекта представляет собой заключительный и важнейший этап учебного процесса, завершающий подготовку специалистов.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по химии разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Цели государственного экзамена по химии:

- комплексная оценка уровня теоретической и практической подготовки выпускника к выполнению социально-профессиональных задач, и установление соответствия его подготовки требованиям образовательного стандарта ОСРБ 1-31 01 09-2008;

- решение вопроса о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче ему диплома о высшем образовании (с учетом результатов сдачи государственного экзамена по биологии и защиты дипломной работы);

- определение путей дальнейшего совершенствования подготовки выпускников.

Итоговый государственный экзамен по химии носит комплексный характер, т.е. ориентирован на выявление целостной системы общепрофессиональных и специальных научных знаний в области химии. Его содержание формируется на междисциплинарной основе и включает следующие разделы: строение атома, периодический закон, химическая связь, химические процессы, растворы и реакции в водных растворах, свойства основных элементов и их соединений, строение и свойства органических соединений, биологическая химия.

В ходе проведения государственного экзамена по химии проверке подлежат академические и профессиональные компетенции выпускника, его способность использовать на практике интегральную (междисциплинарную) методологию, умение обоснованно анализировать содержание (научные факты, теории, методы и т.п.) учебных дисциплин и использовать их в качестве средства для выполнения профессиональной деятельности.

Студентам создаются необходимые условия для подготовки к государственному экзамену, читаются обзорные лекции в объеме 46 часов. На основе содержания программы государственного экзамена разрабатываются экзаменационные материалы, которые представляют собой перечень вопросов для проверки готовности выпускников к выполнению различных видов профессиональной деятельности.

При подготовке к государственному экзамену по химии следует пользоваться литературой, рекомендованной в программах соответствующих дисциплин, курсами прослушанных лекций.


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ. СТРОЕНИЕ АТОМА. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ


Основное содержание атомно-молекулярного учения. Понятия “атом”, “элемент”, “молекула”, “эквивалент”, “моль”, “относительные атомная и молекулярная массы”, “молярная масса”.

Молекулярное и немолекулярное строение вещества.

Основные стехиометрические законы. Их современное содержание, примени-мость к веществам с молекулярным и немолекулярным строением.

Представление о строении атома. Понятие об электронном облаке, атомной орбитали, волновой функции. Квантовые числа как характеристики состояния электрона в атоме. Электронные конфигурации атомов. Структура электронных оболочек.

Периодический закон. Его физический смысл. Общенаучное значение перио-дического закона. Периодическая система элементов. Основные закономерности заполнения электронных оболочек атомов и формирование групп и периодов. S-, p-, d-, f-элементы. Физический смысл атомного номера элемента, номера периода и номера группы.

Периодичность основных свойств атомов химических элементов. Радиусы атомов. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Закономерности изменения химических и физических свойств атомов элементов, простых веществ и химических соединений по группам и периодам.

Химическая связь и строение вещества. Природа и типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Количественные характеристики химических связей: энергия, длина.

Основные характеристики ковалентной связи: насыщаемость и направлен-ность. Квантовомеханическая трактовка механизма образования связи в молекуле водорода.

Основные положения метода валентных связей. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Одинарные и кратные связи. Атомные кристаллические решетки.

Валентность химических элементов. Постоянная и переменная валентность. Особенности валентных состояний фтора и хлора, кислорода и серы, азота и фосфора. Валентность и степень окисления элемента в соединениях.

Концепция гибридизации атомных орбиталей. Основные типы гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение молекул и ионов.

Основные типы межмолекулярного взаимодействия. Энергия межмолекуляр-ного взаимодействия и агрегатное состояние веществ. Водородная связь. Ее зна-чение для природных объектов.

Основные положения координационной теории. Координационное число и степень окисления комплексообразователя. Химическая связь в комплексных соединениях и особенности их строения. Устойчивость комплексных соединений. Роль комплексообразования в биологических системах.


^ II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


Основные понятия химической кинетики, скорость реакции. Основные факторы влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Молекулярность и порядок реакции.

Зависимость скорости реакции от температуры. Уравнение Аррениуса для температурной зависимости константы скорости реакции. Энергия активации.

Понятие о сложных реакциях. Основные представления теории активных столкновений и теория активированного комплекса.

Понятие катализа. Гомогенный и гетерогенный катализ. Специфичность катализаторов, биохимический катализ. Влияние катализатора на энергию активации реакции.

Элементы химической термодинамики. Химические системы: открытые, закрытые, изолированные. Первый закон термодинамики. Понятие о внутренней энергии и энтальпии. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса. Энергетическая ценность пищевых продуктов и способы ее определения.

Второй закон термодинамики. Понятие об энтропии. Обратимые и необратимые процессы. Изменение энтропии вещества в результате нагревания и обратимых фазовых превращений.

Третий закон термодинамики. Определение абсолютного значения энтропии вещества.

Изобарно-изотермический потенциал (свободная энергия Гиббса). Соотношение между свободной энергией Гиббса, энтальпией и энтропией реакции. Изменение свободной энергии Гиббса как критерий направления процесса в системе при постоянной температуре и давлении. Особенности протекания биологических процессов.

Химическое равновесие. Константа химического равновесия как характеристика глубины протекания реакции. Связь между константой равновесия и стандартной свободной энергией Гиббса. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Влияние различных факторов на положение химического равновесия.

Окислительно-восстановительные процессы. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Факторы, влияющие на направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Основные неорганические и органические окислители и восстановители.

Электрохимические цепи. Потенциометрический анализ. Электролиз. Законы Фарадея. Кулонометрический метод анализа.


^ III. РАСТВОРЫ И РЕАКЦИИ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ


Дисперсные системы. Определение понятия "раствор". Грубодисперсные системы. Коллоидные и истинные растворы. Значение растворов для природных процессов.

Растворимость веществ. Физико-химические основы процесса растворения. Влияние различных факторов на растворимость. Особые свойства воды как растворителя.

Способы выражения состава раствора: массовая и молярная доли, молярная и эквивалентная концентрации, моляльность.

Явление осмоса. Осмотическое давление растворов.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Состояние ионов в растворах. Степень и константа диссоциации электролитов. Сильные и слабые электролиты.

Основания, кислоты и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Современная трактовка амфотерности гидроксидов. Обменные реакции в растворах электролитов. Общие условия их протекания.

Диссоциация воды. Ионное произведение. Водородный показатель. Значение кислотности среды для протекания биологических процессов. Понятие о буферных растворах.

Равновесие между осадком и насыщенным раствором труднорастворимого электролита. Произведение растворимости. Перевод труднорастворимых осадков в растворимое состояние.

Гидролиз солей. Молекулярные и ионные уравнения реакций гидролиза. Влияние природы, заряда и радиуса ионов на их гидролизуемость. Константа и степень гидролиза. Роль гидролиза в живом организме.

Коллоидные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Способы получения коллоидных систем. Основные факторы, влияющие на устойчивость коллоидных систем.

Поверхностное натяжение на границе раздела фаз. Лиофильные и лиофобные поверхности. Явление смачивания. Каппилярные явления и их роль в природе.

Адсорбция. Поверхностно-активные и поверхностно-инактивные вещества. Уравнение изотермы адсорбции Гиббса.

Строение и заряд коллоидных частиц. Элетрокинетический потенциал. Явления электрофореза и электроосмоса. Изоэлектрическое состояние коллоидной частицы.

Кинетическая и агрегативная устойчивость коллоидных систем. Механизм коагуляции коллоидных систем электролитами. Явление пептизации.

Общая характеристика природных и синтетических высокомолекулярных соединений.

Методы разделения смесей биополимеров.

Роль высокомолекулярных соединений для защиты коллоидных частиц от коагуляции.


^ IV. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ


Металлы и неметаллы, их положение в периодической системе. Катионные и анионные формы образуемых соединений, комплексные соединения. Изменение устойчивости соединений в высших степенях окисления по периодам и группам.

Галогены. Общая характеристика элементов и простых веществ. Химические свойства простых веществ. Получение, строение и химические свойства основных типов соединений. Биогенное значение элементов и их соединений.

Р-элементы шестой группы. Общая характеристика элементов и простых ве-ществ. Химические свойства простых веществ. Получение, строение и химические свойства основных типов соединений. Биогенное значение элементов и их соединений.

Р-элементы пятой группы. Общая характеристика элементов и простых веществ. Получение, строение и химические свойства основных типов соединений. Биогенное значение элементов и их соединений.

Р-элементы четвертой группы. Общая характеристика элементов и простых веществ. Получение, строение и химические свойства основных типов соединений. Биогенное значение элементов и их соединений.

Металлы. Положение в периодической системе и особенности физико-химических свойств. Природные соединения металлов. Принципы получения. Роль металлов в жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Металлы главных подгрупп периодической системы. Сравнительная характе-ристика физических и химических свойств простых веществ. Оксиды, гидроксиды и соли этих элементов.

Переходные элементы. Строение атомов и проявляемые степени окисления. Способность к комплексообразованию. Сравнительная характеристика химических свойств хрома, марганца, железа, меди и цинка и их основных соединений.


^ V. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ


Тривиальная и систематическая номенклатура органических соединений.

Структурная и пространственная изомерия органических соединений. Конформации и конфигурации. Понятие об оптической активности. Хиральность. Энантиомеры. Рацематы. Абсолютная (R-, S-) и относительная (D-,L-) номенклатура стереоизомеров.

Электронные (индуктивный и мезомерный) и пространственные эффекты в органической химии.

Классификация реагентов и органических реакций.

Алканы и циклоалканы. Природа химических связей, гибридизация, номенклатура. Реакции радикального замещения.

Алкены, гибридизация и номенклатура. Понятие о механизме и стереохимии реакций электрофильного присоединения к алкенам. Правило Марковникова и его объяснение. Полимеризация алкенов. Понятие о стереорегулярных полимерах.

Сопряженные диены, их строение и свойства. Особенности реакций присоединения к сопряженным диенам. Изопреновое звено в природе. Натуральный и синтетический каучуки.

Алкины, гибридизация и номенклатура. Химические свойства алкинов: реакции электрофильного присоединения к алкинам, С-Н кислотность алкинов.

Ароматические углеводороды, строение и номенклатура. Ароматичность. Реакции электрофильного замещения в бензоле. Влияние заместителей в ядре аренов на скорость и ориентацию в реакциях электрофильного замещения.

Галогенопроизводные углеводородов. Классификация и номенклатура. Химические свойства. Понятие о механизмах и стереохимии реакций SN1 и SN2. Использование реакций нуклеофильного замещения в синтезе органических соединений различных классов (простых эфиров, тиоэфиров, нитрилов).

Спирты и фенолы, номенклатура. Кислотность спиртов и фенолов. Образование простых и сложных эфиров. Реакции фенолов по ароматическому кольцу (реакции электрофильного замещения). Фенольные антиоксиданты, механизм их действия. Этиленгликоль. Глицерин.

Амины, номенклатура. Амины как органические основания. Химические свойства аминов. Особые свойства ароматических аминов. Лекарственные препараты на основе амида сульфаниловой кислоты.

Альдегиды и кетоны, номенклатура. Строение карбонильной группы в альдегидах и кетонах. Реакции присоединения различных нуклеофилов к карбонильной группе. Енолизация альдегидов и кетонов. Альдольная конденсация.

Карбоновые кислоты, номенклатура. Производные карбоновых кислот (соли, сложные эфиры, хлорангидриды и ангидриды, амиды); их взаимные превращения. Механизм реакции этерификации и гидролиза сложных эфиров.

Жиры, их состав. Жирные кислоты. Переработка жиров.

Основные представители двухосновных кислот: щавелевая, малоновая, терефталевая. Полиэфирное волокно лавсан.

Гидроксикарбоновые кислоты: молочная, яблочная, лимонная.

Аминокислоты. Природные аминокислоты, их стереохимия. Незаменимые аминокислоты. Состав и структура белков. Пептидная связь. Синтетические полиамиды.

Гетероциклические ароматические соединения (фуран, тиофен, пиррол, индол, пиридин).


^ VI. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Аминокислоты

Классификация аминокислот. Химическая структу­ра и физико-химические свойства аминокислот - стереохимия, амфотерность, реакционная способность. Биохимические свойства аминокислот.

^ Белки и Пептиды

Распространение в би­ообъектах, разнообразие, биологическая роль. Физико-химические свойства пептидов и белков. Методы очистки, анализа, изучения структуры белков и пептидов. Первичная, вторичная, третич­ная и четвертичная структура белка. Надмолекулярные белковые комплексы. Связи, стабилизирующие структуру белков и пептидов. Принципы структурно-функциональной организации хромопротеинов (флавопротеины и гемопротеины), гликопротеинов, липопротеинов, металлопротеинов, фосфопротеинов и нуклеопротеинов.

Ферменты

Принципы структурной организации ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Роль коферментов и простетических групп в биокатализе. Механизм действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Единицы ферментативной активности. Зависимость скорости фермен­тативных реакций от концентрации субстрата, рН и температуры. Изоферменты и множественные формы ферментов. Основные принципы регуляции ферментативных реакций.

^ Нуклеиновые кислоты

Распространение и локализация в биообъектах, разнообразие, состав, биологическая роль. Компоненты нуклеиновых кислот - азотистые основания, уг­леводы. Химическое строение и функции нуклеозидов и нуклеотидов. Структурная организация нуклеиновых кислот и методы ее изу­чения. Первичная структура ДНК. Формы двойной спирали ДНК. Связи, стабилизирующие структуру ДНК. Структура, свойства и функции матричных, рибосомальных и транспортных РНК. Физико-химические свойства ДНК и РНК.

Углеводы

Классификация и номенклатура. Биологическая роль и распространение в природе. Особенности строения, изомерии, конформации и биохимических свойств моносахаридов. Производные моносахаридов: кислоты, гликозиды, аминосахара, фосфосахара. Олигосахариды. Строение и свойства основных природных дисахаридов. Полигликаны: гомо- и гетерогликаны. Строение и свойства крахмала, гликогена, целлюлозы, хитина. Гетерогликаны. Классификация, распространение и биологичес­кая роль.

Липиды

Строение, физико-химические свойства и функциональная роль липидов. Классификация, номенклатура, строение и физико-химические свойства природных жирных кислот. Принципы организации и функции эйкозаноидов: простаглан­динов, лейкотриенов, тромбоксанов, простациклинов. Ацилглицерины. Воски. Фосфолипиды: глицерофосфолипиды и сфингомиелины. Гликолипиды: цереброзиды и ганглиозиды. Стероиды: стерины (стеролы) и стериды. Характеристика строения, свойств и биологической роли важнейших природных стероидов (холестерол, эргостерол, желчные кислоты, стероидные гормоны, ви­тамины Д). Терпены: строение и функции важнейших представителей.

Витамины

Классификация и номенклатура витаминов. Структура и свойства отдельных представителей водорастворимых и жирорастворимых витаминов, провитаминов.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТексты лекций по разделу «химия элементов» для студентов 1 курса специальности 1 31 01 01 «Биология

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТексты лекций для студентов специальности 1 31 04 01- 02 «Физика ( научно-производственная деятельность)»
Рекомендовано к изданию научно – методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный...
Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 01 01 Биология (по

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconРекомендации для врачей Центральный Научно-исследовательский институт Гастроэнтерологии ООО «НАучно-производственная

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconУчебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconИнструкция №025/2010 по применению дезинфицирующего средства «форимикс-мид», ООО научно производственная

Учебная программа для специальности: 1-31 01 01 Биология (по направлениям) направлений 1-31 01 01-01 Научно-производственная деятельность и 1-31 01 01-02 Научно-педагогическая деятельность 2010 г iconРабочая программа профессионального модуля пм 02. Лечебная деятельность по специальности 060101 Лечебное
Программа профессионального модуля «Лечебная деятельность» разработана на основе Федерального государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы