|
Скачать 234.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности "УТВЕРЖДАЮ" Председатель секции НМС"Непрерывная подготовка" ![]() О.С.Громова 2003 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ЕН.Ф.8 Биохимия многоступенчатой профессионалъной подготовки но специальности направления 655600 "Производство продуктов из растительного сырья". Ступень обучения III. Специальность но данной ступени 270300 "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделии" Факультет "многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов" Кафедра "Технологии жиров, биохимии и микробиологии" Курc 3 Семестр 6 но пятилетнему плану обучения 85 часов перезачет по I-II ступени 19 часов но плану III ступени 66 часов из них: Лекций 24 часа лабораторных занятий 42 часа Самостоятельная работа 58 часов Всего по учебному плану III ступени 124 часа по пятилетнему плану 150 часов Экзамен 6 семестр Кемерово 2003 год Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 655600 Производство продуктов из растительного сырья, с учетом представлений, умений и навыков, полученных по дисциплинам органическая, физическая и коллоидная химии на I-II ступенях обучения. Квалификация выпуска - инженер. Утвержден 23 марта 2000 г. Регистрационный № 185/дс. Москва 2000 г. Рабочую программу составил к.б.н., доц. Шапкарин В.В. ![]() Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры "Технологии жиров, биохимии и микробиологии" " 17" февраля 2003 г. Протокл№ 4 Зав. кафедрой _ С.Б.Гридина Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий" Ответственный за непрерывную подготовку по специальности 270300 Мартыненко Н.С. 2003 г. Рабочая программа зарегистрирована в методлаборатории 14 марта 2003 г. Регистрационый № 16.20 ![]() 2 I. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе Биологическая химия (Биохимия) - наука о химическом составе и строении живых организмов и химических процессах обмена, катализируемых многочисленными ферментами. Многоклеточный (растения, животные) или одноклеточный (микробы) организм рассматривается как единая саморегулирующаяся система, осуществляющая постоянное обновление органических и неорганических веществ путем питания и выделения в соответствии с потоком генетической информации поступающей из ДНК. Органеллы и биологические мембраны клетки обеспечивают пространственную разобщенность и координацию обменных процессов, постоянство внутренней среды организма. Несмотря на общность химического состава, химические процессы, протекающие в растительных, животных организмах и клетках микроорганизмов имеют различия, обеспечивающие потребности организма. Поэтому студенты, специализирующиеся на переработке сырья растительного происхождения, изучают общую биохимию с уклоном на биохимию растений. Цели: обеспечить формирование многофакторного мышления о структурно-функциональном единстве любого организма, организма и среды, о ведущей роли белков в этом единстве. Биохимия базируется на знаниях неорганической, органической, аналитической, физической и коллоидной химии, физики, биологии и философии. 3 а д а ч и: формирование знании о химическом составе живых организмов; о строении, структуре и свойствах белков, нуклеиновых кислот, ферментов и витаминов, липидов, и их роли в организме; о фотосинтезе и взаимопревращениях углеводов, обмене азота (аминокислот и белков); о процессах диссимиляции: дыхании и брожении, катаболизме липидов; основах химической термодинамики. Преобретение знании и навыков по методам биохимических исследований сырья, готовой продукции, определению активности ферментов. Биохимия завершает цикл химических дисциплин и служит теоретической основой для изучения микробиологии, специальных курсов пищевых технологий, физиологии питания и других дисциплин, связанных с производством и хранением продуктов питания выработанных из сырья растительного происхождения. ^ По окончании изучения курса студенты должны знать: — биологическую роль, пищевое значение, строение и свойства химических соединений входящих в состав живых организмов и основные процессы обмена веществ и энергии; ферменты, их роль в процессах протекающих в живых организмах, при хранении и переработке различного сельскохозяйственного сырья и при хранении готовой продукции; — роль биохимии в усовершенствовании технологических процессов для выработки более ценных продуктов; уметь: — организовать и провести биохимические анализы и исследования биологического сырья и готовой продукции; иметь навыки:
^ 2.1. ЛЕКЦИОННЫЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Определение, содержание в организмах, роль в явлениях жизни. Строение и пространственная структура белковых молекул.Типы связей в молекуле белка.Пептиды, полипептиды.Полипептидная теория строения белков.Структурные и функциональные домены.Формирование активного центра белковой молекулы. Номенклатура и классификация белков.Простые и сложные белки, их группы и отдельные представители. Глобулярные и фибриллярные белки. Физико-химичеекие свойства белков.молекуля рная масса и размер молекул белков „Амфотер ность и изоэлектричсекая точка (ИЭТ) белков. Кислые и основные белки.Раетворимость и осаждаемость.Высаливание.Коллоидные свойства растворов. Денатурация белков и её роль в пищевой технологии.(А2/У2) 4 2.1.3.Нуклеиновые кислоты. Химический состав и строение нуклеиновых кислот.Нуклеотиды, их состав, номенклатура, свойства и роль. Нуклеозидди- и нуклеозид-трифосфаты, их синтез и роль в обмене веществ и энергии. Динуклеотиды. Строение и биологическая роль ДНК. Принцип комплементарности. Репликация. Строение и роль РНК. Типы РНК. (А2/У 2 ) 2 2.1.4. Ферменты. Химическая природа и структура ферментов.Однокомпонентные и двухкомпонентные ферменты. Понятие об активном и аллостерическом центрах ферментов.Специфичность действия ферментов.Основные положения теории ферментативного катализа.Кинетика ферментативных реакций. Определение начальной скорости ферментативной реакции. Число оборотов.влияние температуры и рН среды на активность ферментов.Лабильность ферментов.Механизм активирования и ингибирования ферментов. Номенклатура и классификация ферментов.Характеристика классов,некоторых групп и отдельных представителей ферментов.Ферментные препараты в пищевых технологиях. Иммобилизованные ферменты. 2.1.5. Витамины. Общая характеристика, номенклатура, обозначения и классификация витаминов.Гиповитаминоз, авитаминоз и гипервитаминоз.Роль витаминов в обмене веществ.Строение и функции важнейших кофакторов, содержащих химическая природа, , пищевые источники. Провитамины. Влияние хра- нения и способов переработки пищевого сырья на сохранность витаминов . Витаминизация пищевых продуктов. Водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины, их роль в обмене веществ. (А2/У2) 2 2.1.6. Обмен углеводов. Роль углеводов в растениях и питании. Фотосинтез, его роль в живой природе.Световые н темновые процессы.Ферментативные превращения углеводов.Биосинтез сахарозы и крахмала. Гидролиз крахмала,мальтозы,сахарозы.Амилазы, механизм их действия. Роль амилаз в пищевой промышленности. Процессы диссимиляции: дыхание и броже- ние. Химизм анаэробной стадии дыхания. Фос- форилазы. Химизм аэробной стадии дыхания. Дыхательная цепь и синтез АТФ.Энергетичес- кий баланс брожения и сыхания. (А2/У2) 4 2.1.7. Обмен азота в растениях. Усвоение азота растениями: фиксация молекулярного азота, восстановление нитратов и нитритов.Первичный синтез аминокислот: восстановительное аминирование А-кетокислот, переаминирование (трансаминирование). Аминотрансферазы. Вторичное образование аминокислот при гидролизе белков в растениях. Растительные протеиназы и пептидазы.Распад аминокислот: дезаминирование и декарбоксилирование. Утилизация продуктов распада аминокислот у растений и создание резерва азота. Синтез белков. Транскрипция. Трансляция и её этапы. Терминация. Посттрансляционная модификация и формирование белковой моле- кулы. (А2/У2) 4 2.1.8. Липиды и их диссимиляция. Общая характеристика, классификация Номенклатура липидов. Роль липидов в организме растений. Жиры-ацилглицерины,их строение и роль. Фосфолипиды как структурные компоненты липопротеинов мембран. Воска, стероиды и растворимые в жирах пигменты. Эфирные масла. Роль отдельных групп липидов в пищевых технологиях. Гидролиз жиров и др. липидов. Липазы. Окисление глицерина. Бета-окисление жирных кислот. Кофермент А и его роль в обмене жирных кислот. Липсксигеназа и её роль в пищевой промышленности. Прогоркание жиров при хранении. Токсичность продуктов окисления жирных кислот. (А2/У2) 6 2.1.9.Единство процессов обмена веществ и энергии. Основы химической термодинамики. Связь между процессами ассимиляции и диссимиляции. Взаимосвязь между обменом углеводов, жиров и белков. (А2/У2)2 ^
Итого 55 часов ^ 3.1.Текущий контроль процесса обучения осуществляется в виде защиты лабораторных работ с оценкой уровня усвоения теоретических основ и химизма реакций или процесса; механизма действия факторов среды на белки; практической значимости полученных знаний и умений. 3.2. Защита коллоквиумов. С оценкой уровня усвоения лекционного материала и умения подтвердить полученные знания примерами из выполненных и защищенных лабораторных работ, примерами их использования при изучении др. дисциплин и на практике. Заканчивается контроль приёмом экзамена. ^ 4.1. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
^ рекомендуемые кафедрой протокол № 4 от 31.03.2007 г. (новое поступление)
5. Перезачет знаний полученных на I и II ступени обучения 5.1. Обзорная лекция 2 часа 5.2. Консультации 2 часа 5.3. Экзамен 5.4. Вопросы перезачета:
6.Характеристика отдельных групп простых белков. 7. Характеристика отдельных представителей сложных белков. 8. Пищевое значение белков. 9. Растворы белков - как коллоидные системы, их свойства. 10. Строение двойного электрослоя. 11. Строение мицеллы, 12. Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. 13. Набухание белков как полимеров. Степень набухания.
18.Второе начало термодинамики. 19. Факторы влияющие на скорость реакции 20.Обратимые и необратимые реакции. 21. понятие о химическом равновесии. 22. Константа скорости химической реакции. 23. Понятие о катализе и катализаторах. 24. Гомо- и гетерогенный катализ.
28. Специфичность действия ферментов. 29. Лабильность ферментов. 30. Влияние температуры среды на ферменты. 31. Влияние рН среды на ферменты. 32. Общая характеристика витаминов. 33. Класси|икация витаминов. 34. Водорастворимые витамины (назвать представителей). 35. Жирорастворимые витамины: А,Д,Е, К . 36. Содержание витаминов в пищевом сырье. 37. Витаминизация продуктов питания. Общая характеристика и классификация углеводов.
46. Брожение -как химико-ферментативный процесс. 47. Виды брожений. 48. Роль процессов брожения в хлебопечении и кондитерском производстве. ![]() Разделы, темы и вопросы перезачета согласованы с среднетех ническим факультетом. (Романов А.С.) "17"февраля 2003 г. П Р И Л О Ж Е Н И Е Выписки наименовании разделов и тем из рабочих программ по органической и физиколлоидной химии для I и И ступени общения, формы и пути проведения перезачета. Выписка наименований разделов и тем ив рабочей программе по органической химии. Теоретические занятия -Оксосоединения. Альдегиды и кетоны. Общая характеристика. Способы получения (окисление спиртов, дегидрирование спиртов. Разложение солей органических кислот и др, Физические и химические свойства. Строение карбонила.Реакции присоединения (водорода, гидросульфита натрия, спиртов, металлоорганических соединений, образование оксинитрилов), реакции замещения (взаимодействие с галогенидами фосфора, с производными аммиака), реакции окисления (аммиачным раствором оксида серебра, реактивом фелинга, альдольная и кротонновая конденсация, взаимодействие альдегидов с кетонами. А-2,3/У-2,3) Органические кислоты. Классификация. Одноосновные предельные кислоты, общая формула, гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Физические и химические свойства. Ассоциация. Водородная связь. Высокомолекулярные кислоты: пальмитиновая, стеариновая. Нахож-дение в природе, получение, применение. непредельные основнне кислоты. Сорбиновая кислота, олеиновая. Линолевая, линоленовая кислоты. Ароматические одноосновнне кислоты. Бензойная кислота. Двухосновные кислоты. Щавелевая кислота. Оксикыслоты. Определение, строение, изомерия (структурная, оптическая), способы получения, свойства. Молочная, яблочная, винная» лимонная. Салициловая кислоты. Содержание кислот в основных видах сырья и готовых продуктах, роль в питании. Применение органических кислот в пищевых произ- водствах. А-2,3/7 -2,3) Сложные эфиры органических кислот, их строение, номенклатура, изомерия. Распространение в природе и способы получения. Физические и химические свойства. Применение. Сложные эфиры как ароматизаторы. Пищевые эссенции. Липиды. Определение, классификация, функции. Жиры. Строение, состав, физические и химические свойства. Процессы, происходящие при хранении и переработке жиров. Конс танты жиров. Сложные липиды. Определение, распространение В природе, общие формулы, строение. (А-2,3/У-2,3) Углеводы.Классификация, значение углеводов. Моносахариды. Классификация, строение, изомерия. Способы получения. Физические и химические свойства. Брожение как химико-ферментативный процесс, виды брожения, роль процессов брожения в хлебопечении и кондитерском производстве. Отдельные представители моносахаридов: гексозы, пентозы. Получение в промышленности. Свойства, применение. Дисахариды. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Мальтоза, лактоза, сахароза, целлобиоза, их строение и свойства. Полисахариды. Крахмал, состав, строение, свойства. Применение продуктов гидролиза крахмала. Получение патоки, глюкозы, модифицированные крахмалы. Изменения, происходящие с углеводами при хранении и технологической обработке. Общая схема анализа углеводов. (А-2,3/У-2,3) Витамины. Роль витаминов в питании, классификация. Водорастворимые витамины: витамины группы В, витамин С, и др. Жирорастворимые витамины: А, Д, Е, К. Содержание витаминов в пищевом сырье, готовых продуктах, суточная потребность. Витаминизация продуктов питания. Процессы, происходящие при хранении и переработке сырья и продуктом (А-2, 3/У-1,2) Белковые вещества.Определение,функции,состав,структура белков. Аминокислоты - основные структурные единицы белка. Свойства белков. Классификация: протеины, протеиды. Характеристика отдель-' ных представителей. Пищевое значение белков. Процессы при хранении и технологической обработке пищевого сырья и продуктов. Технологическое значение белков. Методы анализа белков в сырье и пищевых продуктах. (А-2/У-2) Ферменты. Общая характеристика, классификация ферментов. Специфичность действия лабильность ферментов, влияние температуры и рН среды, использование ферментных препаратов в пищевых производствах. (А-2/У-2) Выписка из рабочей программы по физической и коллоидной химии Основные понятия термодинамики. Первое начало термодинамики. Внутренняя энергия. Второе начало термодинамики. Условия самопроизвольного течения процессов. (А-2/У-2) Кинетика. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. Константа скорости, химической реакции. Энергия активации. Понятие о катализе и катализаторах. Гомо- и гетерогенный катализ. Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Коллоидные системы и их свойства. Строение двойного электрослоя. Строение мицеллы. Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. Набухание полимеров. Степень набухания. Студни. Синерезис. СА-2/У-2) Формы и пути проведения перезачета
![]() (Шапкарин В.В.) Составил к.б.н., доцент 13.02.2ооЗ г. |